Мастер-джедай: кто такой ментор и зачем он нужен

Как находят менторов

Когда люди задумываются, где найти ментора для бизнеса или личного развития они сразу концентрируются на местах, забывая о первоначальной самостоятельной работе, помогающей сузить круг поиска. Нужно определить свои вопросы и поставить цели движения, найти ту сферу, где необходимо развитие. Нельзя подходить к человеку и требовать от него составить план вашего личного счастья, такого не бывает – поэтому сначала определитесь, для чего именно вам нужен ментор.

Когда выбрана область, у вас уже значительно сужается круг поиска, но непосредственно искать рано. Стоит определить вопросы, работа над которыми наиболее важна. Помните о том, что ментор в вашем дуэте – это пассивный человек, который может отвечать, показывать, предостерегать, но задавать вопросы и реализовывать стратегии придется вам. После того, как определена сфера и первостепенные вопросы, начинайте активно появляться в соответствующих темах конференциях и семинарах, ходите на отраслевые мероприятия – ищите информацию везде.

Когда появится ментор не известно, а вот что-то делать для своего развития вы можете уже сейчас. Дополнительный плюс – множество успешных и опытных людей посещают именно такие мероприятия, поэтому шанс знакомства выше. Кроме того, если познакомитесь при диспуте на каком-то собрании, это более благоприятно скажется на сотрудничестве, чем, если вы напишете этому человеку электронное письмо с просьбой обучения.

Ищите таких людей не только в реальном пространстве, но также в соцсетях и блогах – там люди делятся своими мыслями и идеями, интересными событиями и вдохновляющими достижениями. Многие являются менторами, сами того не понимая, для своих подписчиков. Большое количество достойной информации и личный пример таких людей бывает вполне достаточным для определенной категории, кроме того, вы всегда можете задать некоторые вопросы в личном чате.

Пересмотрите свой круг знакомых, кем вы восхищаетесь и почему. Пусть это будут единичные качества, но никто не говорит, что ментор должен быть один. Вытаскивайте их на чашечку кофе, а по пути готовьте свои вопросы о том, как сохранять спокойствие или экономить деньги, где лучше получать образование или какие модные тенденции этой осенью. Метод подготовки вопросов поможет и в научных и бизнес кругах

Можно выбрать нескольких специалистов, чьи достижения вам нравятся и задать им всем одинаковый вопрос – важно не количество мнений, и какое из них верное, а то какой ответ больше всего будет вам близок эмоционально. Одинаковый ход мысли, ценности, темперамент помогут быстро установить связь и лучше понимать друг друга, поэтому не забывайте про эмоциональную сторону при выборе наставника

Проявляйте свой интерес к теме и внимательность к восприятию информацию. Многие говорят о том, что менторы находятся сами, когда человек максимально открыт к восприятию нового. Таким людям хочется делиться знаниями и помогать заинтересованным – это собственный особый драйв. Не создавайте множество искусственных условий для встречи со своим ментором, сосредоточьтесь на задавании волнующих вопросов и поиске информации во всех возможных местах и со временем на ваш интерес придет заинтересованный отклик.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Keeping the Mentorship Healthy

Keep a schedule and stick to it

If the relationship reaches a natural conclusion, it’s ok to end it. If you feel confident that you’ve improved enough in whatever skill you were hoping to learn from your mentor that you feel confident to go forth without weekly coffee meetings, say so.

Make the relationship mutually beneficial

Think about what you might be able to offer your mentor in return. If you’re getting loads of free advice about your short stories from a professor, ask if there’s any research or tech help they might be able to use around the office. Setting up the new wireless router would be a great way to earn favor.

As you improve in your career, remember who and what got you there. As opportunities arise, don’t forget about your mentors that helped you along the way.

      Show your appreciation

Write to your mentor to keep them updated on your progress and remember to thank them for their specific contributions. This will give the mentor a feeling of being useful, needed, and also skillful at their craft.

  • Be specific. Just saying, «Thanks, you’re being so helpful!» isn’t as reassuring as, «I totally nailed that last sale thanks to your opening line tips. Thanks!»
  • Gratitude could include a small gift as a «thank you» token. Small things like a book, a bottle of wine, or the occasional meal may be appropriate.

На какие вопросы наставник отвечает, а на какие — нет

Наставник вряд ли будет отвечать на вопросы, которые легко решить поисковым запросом, ведь ему важно научить подопечного принимать решения самостоятельно. Помощь наставника будет максимально полезна, если:

  •  ты уже собрал и проанализировал нужную информацию;
  •  уже есть результат, который тебя не устраивает и который хочется улучшить. 

Например, тебя попросили создать простой сайт о проекте, над которым работает команда. Ты проработал блоки, заполнил их контентом, но мобильная версия сайта отображается некорректно: текст скрывается за картинками или съезжает на соседние элементы. Ты перепробовал несколько способов фиксации блоков, но решить проблему так и не получилось. Тогда ты обращаешься к наставнику, показываешь свое решение и варианты решения проблемы. Он поможет найти первопричину некорректной работы сайта, объяснит, почему твой метод не работает. В итоге вы сформируете оптимальный способ решения этой задачи. 

Ко встрече с наставником лучше готовиться заранее и записать вопросы для обсуждения. Это отличный способ показать ментору, что ты видишь и ценишь его труд и время. Не злоупотребляй хорошими отношениями: если ты отправляешь человеку пять писем в день и постоянно отвлекаешь по телефону, его желание помогать превратится в поиск причин этого не делать.

МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, необходимо выяснить, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним. Как правило, в разговоре о том направлении педагогической деятельности, где учитель достиг максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями по предмету, он будет чувствовать себя свободнее, раскованнее, увереннее.
На основе этой беседы наставнику необходимо составить план обучения молодого специалиста. В плане обязательно должны быть указаны:

  • основные профессиональные трудности, испытываемые подопечным;
  • цель и задачи профессионального взаимодействия;
  • этапы работы;
  • основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;
  • промежуточный и конечный результаты работы.

Цель педагогического общения педагога-наставника и его подопечного:

  1. Развитие профессионально значимых качеств личности учителя, во-вторых.
  2. Создание оптимальных условий для повышения его педагогической квалификации.

Характерным признаком творческого подхода к процессу общения является гуманистическая позиция педагога, взгляд на партнера по общению с оптимистической гипотезой, наличие потребности в контактах, открытость общения, эмпатия и рефлексия в этом процессе.

Владение эмпатией и рефлексией является непременным условием продуктивности общения, важнейшим показателем овладения техникой общения. Считается, что низкий уровень развития эмпатии и рефлексии является одной из главных причин непродуктивной стандартизации поведения учителя, лежащий внутри самой личности. Эти внутренние причины в конечном итоге определяют успех или неуспех в деятельности конкретного учителя.

Придавая исключительное значение коммуникативным умениям педагога-наставника, в качестве необходимых для организации взаимодействия с молодыми учителями можно выделить:

  • умения управлять поведением;
  • умения адекватно моделировать личности других субъектов общения;
  • умение «подать себя в общении» и т. п.

Говоря о педагогическом общении наставников и их подопечных, необходимо остановиться на понимании его как деятельности, включающей характерные для коммуникации признаки: возникновение взаимоотношений, взаимодействие субъектов, их взаимовлияние, имеющие специфические черты, определяемые профессиональными задачами и целями, конкретной ситуацией педагогического процесса.

Наиболее оптимальными моделями взаимодействия с молодыми учителями, к которым должен стремиться педагог-наставник, можно считать следующие:

Общение-коррекция. Этот вид общения направлен на выполнение диагностической функции педагогом-наставником. При выявлении симптомов неблагополучной педагогической деятельности или выяснении возможностей для их возникновения наставник осуществляет профилактическую работу, которая планируется в зависимости от целей, ситуации, условий и особенностей взаимодействия в паре.
Общение-коррекция требует от учителя-наставника знания психолого-педагогической теории, владения приемами диагностического исследования, знаний специального характера в области технологии общения.

Общение-поддержка. Этот тип общения имеет место в ситуациях, когда необходимо помочь молодому учителю в разрешении сложных ситуаций, с которыми он не силах справиться самостоятельно. От наставника требуется не только сумма знаний, но и мобилизация таких личностных качеств, как эмпатия, такт, чуткость и др.

Общение-снятие психологических барьеров. Этот тип общения предполагает владение педагогом-наставником технологией общения на достаточно высоком уровне, наличие у него потребности в общении с подопечным, желания помочь ему в установлении доверительных отношений.
Общение на основе дружеского расположения является оптимальной моделью общения педагога-наставника и молодого специалиста. Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности. В её основе лежит доверительность, взаимная расположенность субъектов общения, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов.

Виды менторства

Сегодня популярны 2 типа менторства. Они разные по своей сути и формату, и это часто вызывает путаницу.

1. Индивидуальное менторство

Ментор работает с вашими личными целями, вопросами, задачами. Помогает справиться с возможными трудностями, вдохновляет и помогает в личном или профессиональном развитии. Такой формат чаще построен на личных взаимоотношениях, обоюдном желании быть в менторских отношениях и помогать.

2. Бизнес-менторство, менторство в стартапах

Ментор помогает запустить бизнес-идею, дает обратную связь, делится контактами и знаниями для развития бизнеса. Формат бизнес-наставничества может быть построен на интересе ментора к проекту и желании помочь, но возможны варианты и долевого участия, финансового вознаграждения или других бонусов.

Как стать ментором?

Многие считают, что ментором можно стать, получив образование. Но это большое заблуждение. Ментор должен обладать хорошими навыками и иметь профессиональную подготовку в той области, в которой он является признанным экспертом. Но при этом ментор должен всегда повышать свою компетентность, чтобы помогать своему протеже.

Став ментором, вы можете сами себе обеспечить не только профессиональный, но и личностный рост. А значит, и вырастить свой личный бренд.

Ментор – это высокооплачиваемая профессия. Наставник всегда помогает на предприятии в деле повышения рентабельности в целом, и получения дополнительной прибыли. Потому так высоко и ценятся сами менторы.

Многие успешные люди пользуются услугами менторов:

  • Лариса Долина помогает Александру Панайотову
  • Алла Пугачева вывела целую плеяду новых имен благодаря своему менторскому проекту «Рождественские встречи»
  • Аристотель был наставником у Александра Великого
  • А вот у Моцарта и Бетховена наставником был Гайдн

Сейчас очень развито менторство. В Европе, например, более 75% компаний предлагают своим сотрудникам такого типа обучение/наставничество. При этом и более 75% сотрудников не попадают под сокращение, потому что они представляют для компании ценность вследствие того, что им помогали менторы.

Более 60% сотрудников интересуются при поступлении на новое место работы, есть ли там менторство. И те, кому помогал ментор, получают на 30% больше зарплату после обучения. Так как растет их профессионализм.

Однако стоит отметить, что ментор должен иметь и авторитет в коллективе, или в компании. Отзывы о его методах обучения должны быть отражены в отзывах, или среди сотрудников как «сарафанное радио». Высокий авторитет помогает не только повысить профессионализм у протеже, но и лучше адаптироваться к новым условиям после обучения у ментора.

Доверие между ментором и протеже – это высокий шанс протеже быстрее прийти к целям и стать самому экспертом в своем деле, а может в дальнейшем, и ментором.

Чем занимается наставник

Цель наставника любой профессии — передать опыт, негласные знания и правила взаимодействия в сообществе. Но гораздо важнее сделать так, чтобы научился действовать самостоятельно.

Наставники вдохновляют и вселяют в новобранца веру в то, что успех близок. Если ты пришел в компанию — значит, хочешь там работать и учиться у экспертов этой организации. Они — живое доказательство того, что твои мечты могут стать реальностью.

Вот их основные задачи:

  • Отвечает на вопросы подопечного в мессенджерах или по телефону, проводит регулярные встречи и очные занятия.
  • Рекомендует книги, курсы и статьи в зависимости от текущих навыков, потребностей и уровня знаний.
  • Даёт комментарии к написанному коду, проведённому тестированию, исследованию или другой работе.
  • Помогает развивать внимательность, стратегическое и аналитическое мышление, логику — подбирает задания и разбирает их решение.
  • Погружает в реальный проект под своим руководством, допускает к решению текущих рабочих задач.
  • Отвечает на фундаментальные вопросы в области технологий, языков программирования и реализации проектов, погружает в тонкости и нюансы работы. Ментор может объяснить, почему для разработки конкретного приложения выбрали именно этот язык программирования, как сократить задержки исполнения кода, какие библиотеки лучше использовать, как осуществить выборку данных, каким методом провести тестирование и какие алгоритмы использовать, чтобы сократить код.
  • Помогает планировать карьеру.
  • Помогает сосредоточиться и держать фокус на выбранном направлении развития, не распыляясь на другие сферы.

Что такое менторинг

Сейчас многие проходят тренинги личностного роста с коучем, это тоже своего рода наставничество. И оно полезное. Можно, конечно, по книгам освоить весь материал. Но у вас ведь не возникает желания учиться по книгам кататься на коньках, или играть в теннис. Вы берете тренера.

Так и в вопросах личностного и духовного роста лучше всего пользоваться услугами людей, которые являются экспертами в этом деле. Да, и английский язык лучше изучать с преподавателем, чем самостоятельно.

И самое важное, что, пройдя путь с ментором (наставником) можно быстрее научиться тому, что он вам дает и быстрее получить результаты. Будет очень существенная экономия времени

А в наше время самым ценным ресурсом является время.

Методы работы коуча

Существует три метода работы коуча.

Почему-то везде упоминается только два – это коучинг снизу и
коучинг сверху, однако есть еще и коучинг наравне, итак, подробнее:

Коучинг снизу

В этой методике коуч смотрит на вашу ситуацию со стороны и
своими вопросами помогает найти ваше индивидуальное решение. При этом коучу не
обязательно добиваться значительных результатов в той области на которой он
специализируется. Тем не менее вы получаете результат.

Самый простой пример – в спорте, тренер, который вырастил
хоть одного олимпийского чемпиона, сам мог никогда и не получать значительных
результатов. Он умеет обучать, а не делать. 
Поговаривают, что тренер российской сборной по синхронному плаванию даже
не умеет плавать, скорее всего это бред, но тем не менее это не помешало нашей
сборной завоевывать золотые медали.

Коучинг сверху

Это и есть менторство, когда коуч – мастер, который добился высоких
результатов своим примером показывает, как и что нужно делать. Вы, как клиент
наблюдаете и повторяете за ним. Раз в неделю или месяц, встречаетесь и коуч
указывает вам на ошибки и что было сделано неправильно, а что наоборот нужно
продолжать.

Коучинг наравне

Это как вы уж поняли, когда коуч как бы наравне, но он умеет
посмотреть на ситуацию так сказать с высоты птичьего полета и помогает вам
найти правильные решения.

Вариант работы с вами выбирает коуч, в зависимости от ваших
индивидуальных качеств.

Как происходит коучинг

Все очень просто – коучинг состоит из четырех главных
действий, которые в свою очередь могут разбиваться на более мелкие:

  1. Реальность – где и/или в какой ситуации вы
    находитесь сейчас, другими словами – точка А;
  2. Цель – где вы желаете оказаться через
    определенный промежуток времени – точка Б;
  3. Поиск необходимых действий и решений, а также
    что может помешать или задержать;
  4. С чего нужно начать – что нужно сделать в первую
    очередь, чтобы сдвинуться из точки А, как правило, это действие нужно сделать в
    течение 48 часов после сессии, но это зависит от коуча и его методики.

Коуч сессия

Для коучинга вы посещаете серию коуч сессий. Сколько зависит
от методик коуча и вашей договоренности с ним.

Есть два варианта.

Первый – коучинг до получения определенного результата за
определенный срок или без срока.  В этом
случае стоимость оговаривается за весь коучинг сразу. Оплата может быть или
полностью, или частично.

Второй – коучинг по времени. В таком случае оплата или за
каждую сессию или помесячно.

Как правило, сессия проходит от 30 минут до 1,5 часов, но я
иногда могу и продлить время сессии, пока не получаем запланированного на
сессию результата. Да бывает и так.

Как стать ментором?

Ментором может стать практически каждый человек, но при условии, если он очень тонко разбирается в своей любимой сфере деятельности и может поделиться информацией, которая однажды помогла ему самому. Поскольку ментор – это наставник, необходимо понимать, что стать полноценным консультантом будет трудно, если не иметь опыта передачи ценных сведений

Важно научиться убеждать людей, заставлять их обращать внимание на ваши советы и рекомендации

Что касается практической точки зрения, опять-таки, чтобы стать ментором, необходимо предложить свою кандидатуру на упомянутых выше порталах-акселераторах. Конечно, любой человек имеет возможность стать полноценным ментором, чем и пользуются многие граждане. Ввиду большой конкуренции заинтересованному лицу порой очень трудно подобрать оптимального ментора для нового стартапа, который позволит ему буквально выстрелить на рынке, сделав прорыв, вызвав желание купить товар или воспользоваться услугой. В этом случае уже придется немного попотеть.

Если вы желаете заинтересовать другую компанию своим предложением касательно менторства, необходимо убедительно объяснить, почему именно вы являетесь идеальной кандидатурой. Как правило, заказчики нуждаются не только в выслушивании вашей речи, но и подкреплении услышанной информации фактами. Здесь уже помогут статистические данные. Покажите, что методы, которыми раньше пользовались именно вы, помогли компании поднять свою планку на рынке. Убедите авторов нового стартапа в том, что он непременно выстрелит, если скорректировать ваши знания под конкретный проект.

Проверка кода

Другая немаловажная задача хорошего ментора — это проверка кода ученика, code review. Ответственный опытный программист знает, что сделать ревью кода — это не менее сложная задача, чем написать этот код. Ведь нужно не только вникнуть в написанное решение, но и подумать, нет ли другого решения. А ещё предложить все возможные улучшения для кода, не считая тех, с которыми справляются автоматические анализаторы типа Rubocop.

Вместо предложения готового решения ментор может подталкивать в нужном направлении и отказываться принимать код до тех пор, пока он не будет идеален. Такой подход очень эффективен, и хорошо готовит к самостоятельной работе в будущем.

Менторство – что это такое?

Менторство, или менторинг с англ. – mentoring – наставничество, взаимодействие опытного человека, эксперта, достигшего значительных вершин в своей деятельности, бизнесе с менее опытным, начинающим человеком, стартапером (протеже). Что значит ментор? Это слово взято из древнегреческой поэмы Гомера «Одиссея» – Ментор, друг Одиссея был уже стар для войн и путешествий и остался по просьбе Одиссея воспитывать его сына и оберегать жену Пенелопу. Ментор – это никто иной, как – наставник.

Ментор, коуч и наставник – в чем разница?

Разница в том, что ментор наставник в отличие от коуча, консультанта объединяет в себе все функции присущие этим специалистам, обладая всеми инструментами развития личности. Коуч – направляет человека, стартапера к решению какой-то конкретной цели, и результат, ответственность полностью лежит на человеке, в то время как ментор поддерживает на всех уровнях развития человека и его проекта. Между ментором и протеже часто складываются доверительные, дружеские отношения.

Проблемы менторства

Менторство в педагогике или на предприятии в отличие от менторства в бизнесе сталкивается с определенными проблемами в реализации. Самые высококвалифицированные сотрудники, загружены работой, и когда им предлагают поучаствовать в программе менторства, они сталкиваются с еще большей загруженностью и невозможностью всем ученикам, студентам, молодым специалистам уделить нужное для отработки навыков время.

Менторство –плюсы и минусы

У любого социального феномена есть свои слабые и сильные стороны, в целом не снижающие значимость явления для общества. Менторство по своей социальной природе очень полезный феномен в социуме, и плюсы его выражены в следующих вещах:

  • возможность поделиться полезным опытом;
  • доверительные отношения;
  • снижение числа производственных, учебных ошибок, в бизнесе, под руководством ментора;
  • для многих менторов – это истинное удовольствие делиться накопленными практическими навыками и знаниями;
  • для протеже – сопровождение ментора это возможность чувствовать себя увереннее и учиться у лучших;
  • обрастание полезными связями через ментора;

Менторство недостатки (часто зависят от личности ментора):

некоторые менторы в силу своей авторитарности могут жестко навязывать свое мнение без учета обратной связи;
на предприятиях ментор несет материальную ответственность за доверенного ему протеже;
отсутствие доверительных отношений между протеже и ментором;
недостаточное внимание протеже;
обилие критики.

Ответы на тонну вопросов

Пожалуй, одна из самых важных составляющих — это ответы на вопросы. Чем меньше у человека опыта, тем больше у него вопросов? и тем сложнее эти вопросы оформить в правильный поисковый запрос.

Google с каждым годом становится всё умнее. Если спросить его: «Сколько лет Тому Хэнксу?», то ответ получишь сразу, не переходя на страницу Википедии.

Пройдут годы, прежде чем он так же ловко сможет ответить на вопрос: «Какую библиотеку лучше выбрать для авторизации в приложении Ruby on Rails?».

Ментор может ответить на подобный вопрос мгновенно, основываясь на своём многолетнем опыте и знаниях, и это будет развёрнутый ответ со всеми «за» и «против».

Кроме того, когда мы чему-то учимся, для достижения эффективного результата нам важно получать положительное подкрепление. Ученик должен иметь возможность задавать любые вопросы: от чисто технических до чего-нибудь в духе «как думаешь, у меня есть шансы найти работу программистом в моём возрасте?»

Попробуйте задать такой вопрос на публичном форуме — едва ли в ответ вам придёт положительное подкрепление. А это может не только травмировать, но и вообще отбить желание развиваться. Ментор же не допустит этого. Помимо сухих фактов он может ещё и интересную историю из своей практики рассказать, и мотивационную речь толкнуть. Beat that, Google!

В чем сходство и различия менторинга и коучинга?

И менторинг, и коучинг имеют конечный итог научить своего подопечного достигать свои цели. Но вот методы достижения цели разные. Коуч, как правило, разъясняет как правильно раскрыть свой потенциал, определить какие скрытые таланты есть у подопечного, все это помогает обучаемому найти свой собственный путь к достижению своих целей.

А вот менторинг, коренным образом отличается от коучинга тем, что в этом случае ментор на собственном примере ведет своего подопечного к цели. Подопечный и ментор действуют в одном ключе и ментор, благодаря своему опыту быстрее помогает прийти своему подопечному к цели, идя с ним рядом «шаг в шаг».

И менторинг, и коучинг помогают человеку коренным образом поменять свою жизнь, получить новые навыки, которые и ведут его к цели и осуществляют личностный рост.

Кто может стать вашим ментором и где его найти?

Вашим ментором может стать коллега по работе (или же коллега из вашей сферы), которого вы считаете авторитетом. При условии, конечно, что тот будет согласен, ему будет интересно и будет время на ваше обучение.

Кстати, один из выгодных способов взаимодействия – бартер. Вы можете помогать своему ментору в своей текущей специализации (скажем, вы маркетолог, стартующий со своим бизнесом), а он вам – в своей (он предприниматель, в то же время ему нужно усиливать сферу продвижения).

Но есть еще один совершенно доступный, незатратный и эффективный способ заполучить ментора. В коучинговой практике он называется «Совет Менторов». Способ подойдет, если вы находитесь на уровне не ниже осознанной некомпетентности. Итак, если вы не в состоянии решить какой-либо вопрос, бьетесь над ним и никакого результата, самое время пригласить на совет одного-трех Менторов. Это могут быть политические лидеры, киноактеры, герои художественного романа или же ваш друг детства. Главное условие – эти «персонажи» по вашему ощущению (!) должны уметь справляться с вашей задачей на 10 из 10. Когда вы зафиксируете их, задайтесь вопросом: «А что бы каждый из них сделал на моем месте? Как бы он с блеском решил эту задачку?» И найдите ответ в собственном сознании. Он там точно есть.

Кто это такой

Невозможно организовать поиск ментора, не понимая, кто это и какова его роль лично в вашем развитии. Чаще всего это люди, имеющие довольно высокий уровень развития и достижений в выбранной вами области или смежных моментах, что у них нет непосредственного интереса в сотрудничестве с целью заработка. Им интересна перспектива или участие в нестандартных проектах – нередки случаи, когда вы только что-то начинаете, и к вам приходят люди, желающие помочь. Это своеобразный вызов самим себе, то есть человек не просто помогает вам реализовать свои начинания, но и проверяет свое чутье, умение или удовлетворяет интерес.

Это не означает, что профессионал будет тратить временные ресурсы абсолютно бесплатно, уходя в минус по материальным и энергетическим затратам. Естественно, некоторые обозначают гонорар и предоставляют консультативные услуги, но те, для кого деятельность правда призвание не называет сумм. Принято при благоприятном завершении проекта или выходе на заявленный уровень благодарить за сотрудничество (акциями компании, предоставлением бесплатных услуг или же одной из руководящих должностей).

Ментор необходим в любой деятельности от требующей скрупулезности экономики до творчества писателей и моделей. Это человек, способный постоянно делиться опытом, выступая по мере необходимости сразу в нескольких ролях – психолога, когда человек переживает эмоциональный тупик, коуча, когда необходимо жизненное планирование, учителя, если нужно развить определенные навыки и многих других. Главная задача в таком взаимодействии сводится не только к предостережению от наиболее вероятных ошибок, как многие понимают деятельность ментора, а в умении построить перспективу.

Именно благодаря опыту, такой человек может ставить конечные цели таких масштабов и направлений, о которых его подопечный даже не может задуматься на начальном этапе. Так, открытие маленькой частной пекарни неожиданно становилось ресторанным бизнесом, а производство станков переориентировалось в создание автомобилей, ребята, пришедшие в спорт из-за слабого здоровья, делали мировую карьеру каскадеров и прочее.

Наставничество может быть основным видом деятельности или происходит совмещённо с другой работой. Человек может афишировать свое влияние или просить остаться в тени, оставляя всю славу ученику. Эти параметры выбираются исключительно самим специалистом и не подлежат никаким обязательствам.

Само менторство не похоже на формальный институт обучения, а соответственно формат общения и взаимодействия может быть насколько угодно эксцентричным. Бывает даже так, что подопечные обижаются, злятся и считают своих гуру невменяемыми, строгими, злыми, психами, но все равно остаются, поскольку именно эти люди могут дать им знания, недоступные в других местах. Ни один ученик не расскажет где взять вдохновение именно этой личности, как продать свои работы, как провести переговоры с незаконной группировкой и прочие моменты, находящиеся либо на грани законных действий, либо требующих детального знания индивидуальных условий.

Ментор не учит теории, он всегда погружает начинающего человека максимально глубоко в ту сферу и культуру, куда человек только входит, объясняет не только профессиональные правила, но и особенности неформального поведения.

Общение в бизнес-кругах потребует совершенно других навыков и акцентов, чем получение связей и признания в творческой тусовке. Но в итоге главная цель любого ментора заключается в том, чтобы научить в определенный момент не только отказаться от его услуг, но желательно превзойти в достижениях. Самые гениальные спортивные тренеры редко бывали мировыми чемпионами, зато отлично знали, как их готовить.

Итого

Подобные поиски ментора могут занять время, и, скорее всего, у вас будет несколько неудачных попыток. Задача непростая, с большим количеством переменных и вообще во многом зависящая от удачи, даже если задаться целенаправленным поиском. Но не исключено, что в результате вы найдёте себе ментора на долгие месяцы или даже годы вперёд.

Наличие ментора во многих ситуациях не просто крайне желательно, но и необходимо. Увидев несколько лет назад, что курсов в интернете предлагается полно, а вот настоящего личного общения с ментором нет нигде, мы создали mkdev.me. Место, где менторы могут найти себе учеников, а ученики менторов. Этот способ подходит и для тех, кто уже работает, и для тех, кто только начинает учиться.

Главное, не путать менторство с курсами. Курсов, статей и книг в Интернете уже полно. Я бы даже сказал, с избытком. А вот ментора, который поможет найти между всеми ними связь и проложить в этом лабиринте чёткий маршрут до конечной цели, найти не так просто.

Кирилл Ширинкин, специально для Tproger

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.