Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?

Что такое инсайт в психологии?

В дословном переводе с английского инсайт обозначает «проницательность» или «прозрение». Многозначный термин описывает внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание отношений и ситуаций в целом. С помощью инсайта человек приходит к осмысленному решению проблемы.

Инсайт — это переломный момент в ментальных моделях, способе мышление. После того как вы вышли “за грань” инсайта, вы не склонные мыслить в прежних категориях.

Если вы занимаетесь саморазвитием и пополнением багажа знаний регулярно, то вы постоянно в процессе “наращивания мускулов”, вам привычно то, что вы узнаете новое каждый день. Но с инсайтом дело иначе…

Инсайт как “Черный Лебедь”, он появляется нерегулярно, но “бьет” метко и дерзко. Если посмотреть с другого ракурса, субъективно кажется, что мы живем от инсайта к инсайту во многом.

Ну или стопаримся в развитии, и тогда живем на инсайтах + схемах мышления из детства и молодости.

Впервые термин применен в 1925 году основателем гештальтпсихологии Вольфгангом Келером. В одном из его опытов обезьянам предлагалось решение простейших бытовых задач.

После нескольких неудачных попыток животные прекращали всяческие действия и просто разглядывали предметы вокруг себя. Постепенно правильный вариант приходил сам по себе.

В более широком ключе психологи под инсайтом понимают способность личности менять собственное поведение. “Спецы” выделяют 2 типа озарения:

  • Умственное. Разновидность теоретического осознания чьих-то действий или состояния, которые остаются все еще отчужденными от индивида. Умственный инсайт — это способность личности точно формулировать динамику мыслей, возникающих в сознании.
  • Эмоциональное. Это истинное глубокое понимание. Под эмоциональным инсайтом подразумевают успешное познание какого-либо элемента или символа, поступившего из бессознательной части мышления.

Классический психоанализ описывает умственный инсайт как защитный механизм, а эмоциональный — в качестве основного элемента эффективной терапии. Инсайт в психологии становится эффективным только в том случае, если помогает объединить в одно целое знания и человеческие эмоции.

Инфографика “Инсайт моменты. Как известные люди нашли свои призвание”. Изображение: womanadvice.ru

В российской науке изучение инсайта провела Наталья Бехтерева. Результат исследования она сформулировала в двух теориях:

  1. Феномен инсайта — это транс, возникающий в бессознательном мышлении;
  2. Сознание человека самостоятельно создает основы для озарения: оно работает по принципу радиоприемника.

В психологии рекламы существует понятие «потребительский инсайт».

Продукт, построенный на правильном инсайте, значительно опережает конкурирующие товары. Он помогает сделать бренд более близким потребителю.

В психоанализе

В более точном и широком смысле слова, психоанализ под инсайтом понимает способность личности менять мотивы собственного поведения, оперативно осознавать собственную психодинамику и понимать смыслы символического поведения.

Аналитики традиционно различают два типа инсайта.

 — Интеллектуальный инсайт, понимаемый как способность субъекта в целом верно оценивать собственное поведение и понимать свою психопатологию с точки зрения генезиса и динамики развития состояния. Чаще всего интеллектуальный инсайт относят к области обсессивной защиты личности, поскольку он позволяет субъекту понимать и эффективно держать под контролем те, беспокоящие его стороны собственной личности, по отношению к которым он чувствует отчуждение.
 — Эмоциональный инсайт, понимаемый как способность ощутить и адекватно осознать значение собственного бессознательного и его символических проявлений. В отличие от интеллектуального инсайта, эмоциональный — является скорее свидетельством свободы от отчуждения и нахождения субъекта в свободном контакте с собственным бессознательным.

Инсайт является весьма важной способностью личности, необходимой не только для практики, но и для теории психоанализа. Нередко даже сама по себе цель психоаналитического лечения определяется как «получение необходимого инсайта», хотя сам Фрейд не использовал в точности подобной формулировки, предпочитая другую: что целью психоаналитического лечения является превратить бессознательное в сознательное

Впрочем, оба определения в равной степени исходят из той предпосылки, что сознание обладает ярко выраженной интегративной функцией в отношении всей структуры личности и способно выступить в качестве компенсирующего и объединяющего фактора.

В концепции аналитической психологии Карла Юнга, инсайт может рассматриваться как проявление интуиции, одной из четырёх основных психологических функций, определяющей отношение человека к самому себе и окружающему миру и, как следствие, к способу принятия им жизненно важных решений. Достаточно интересный и даже, отчасти, курьёзный пример толкования понятия инсайта Карл Юнг дал в 1909 году применительно к самому себе. В течение предыдущих двух лет, со всё возрастающим напряжением его заботила проблема собственной супружеской неверности, когда молодой психоаналитик никак не мог совместить собственную строгую протестантскую мораль и острое желание иметь несколько сексуальных партнёров. И наконец, словно вспышка вдохновения, к нему пришло долгожданное освобождение от мучившей проблемы. Об этом моменте можно прочитать в дневнике его молодой русской пациентки, с которой Юнг имел длительную интимную связь:

Впоследствии следы именно этого инсайта будет нетрудно обнаружить как в истории жизни Юнга и его запутанных отношений с Фрейдом, так и в многочисленных попытках Карла Юнга соединить «чистый» психоанализ с дионисийскими ритуалами в духе позднего ницшеанства.

Суть и базовые принципы

Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд является признанным основателем теории психоанализа и одноименного метода лечения. В 1880 г он, совместно с доктором Иосифом Брейером, наблюдал влияние гипноза на истерические припадки у женщин. Во время гипнотических сеансов пациентки вспоминали, очень эмоционально реагировали и переживали травмирующие события своей жизни.

Брейер назвал это состояние катарсисом. После вывода из транса они совершенно не помнили о произошедшем. Тем не менее, после сеанса происходило полное избавление от всех симптомов истерии и невроза.

Это навело Фрейда на понимание того, что причины различных душевных заболеваний и проявлений кроются в той части личности, которая не осознается человеком, т.е. в бессознательном. Он начал искать способы извлечения этой информации с целью сознательного переживания пациентом этих событий.

Ему пришлось работать с множеством пациентов с истерическими и невротическими расстройствами различного происхождения, в том числе сифилитического и органического. В беседах с ними, он использовал исследование сновидений и фантазий больных, их оговорки и описки.

Итак, первоначально используя психоанализ как метод лечения больных, Фрейд на его основании к концу 1890 года сформировал теорию психоанализа. А позднее дополнил её «Толкованием сновидений». Позднее Фрейд описал структуру личности и теорию поведения человека.

Психоанализ в психологии это ряд основных постулатов:

  • Психика человека по строению похожа на айсберг, где верхушка это сознание, а огромная подводная часть — бессознательное. Между ними есть небольшая прослойка в виде предсознания, которое служит для временного хранения информации.
  • Бессознательное наполнено иррациональными влечениями и желаниями, оно лишено морали и символично. В нем хранятся все нерешенные вытесненные из сознания конфликты, травмирующие события, всевозможные страхи. Они не осознаются человеком, но полностью определяют его опыт, отношения с окружающими и поведение.
  • Все, что социально неприемлемо — сексуальные желания, влечения, удовольствия, вытесняется в процессе развития и жизни человека в область бессознательного. И оттуда продолжает воздействовать на проявления этого человека. Если между содержанием бессознательного и сознанием начинается сильное противоречие, то возникает конфликт. Он может проявляться в форме неврозов, истерии, депрессии.
  • Попытка осознания каких-либо элементов бессознательного встречает стойкое сопротивление с помощью различных психических механизмов — проекции, отрицания, сублимации, регрессии и других. Так выстроена защита нашего мозга от наплыва очень мощных вытесненных влечений. Поэтому для этой цели необходим контакт с психоаналитиком.
  • В случае, если защитные механизмы справляются с потоками бессознательного, человек может быть творчески одаренным а любой области науки, культуры или искусства. Если же механизмов не достаточно, либо этот поток слишком мощный — возникают различные заболевания — неврозы, депрессии, тревога, истерия.
  • Психика человека управляется двумя видами энергии. Первая — сексуальная, созидательная энергия — либидо. Вторая — деструктивная, разрушительная. В отличие от животных, поведение которых подчинено инстинктам, человеком управляет его прошлый опыт, заключенный в бессознательном. А возникающее при конфликтах напряжение, человек может снижать с помощью прямого направления энергии (сексуальных или разрушительных действий), либо с помощью сублимации.
  • Генетический подход. Все желания, влечения и неразрешенные в детстве конфликты влияют на все проявления взрослой личности. В зависимости от стадии развития (до 2 лет оральная, 2-4 фекальная и с 4-5 лет генитальная) все неудовлетворенные желания получают различные проявления во взрослой жизни. Они тоже требуют осознания и разрешения для избавления от мешающих привычек и неврозов.

Психоаналитических методик влияния множество, однако их можно объединить в несколько этапов. Вначале врач должен получить максимальное количество информации о бессознательном пациента. Для этого применяется метод свободных ассоциаций, толкование снов и различных ошибочных слов и действий. В некоторых случаях используется и гипнотическое воздействие.

Далее врач должен выявить, преодолеть и показать пациенту его методы психологической защиты. И в финале он показывает пациенту значимые конфликты, подавленные желания, позволяет пережить травмирующие события.

Что такое психоанализ

Чтобы изучить личность человека, в психологии используются разные способы. Самым распространенным считается психоанализ, основателем которого является Зигмунд Фрейд.

Зигмунд Фрейд

В 19 веке психиатр выпустил «в свет» свою работу «Введение в психоанализ», совершив тем самым «революцию».

Справка! Согласно Фрейду, психоанализ это в психологии важный способ для исследования бессознательного, а также самопознания и лечения собственной личности.

У психиатра было много учеников и последователей. Благодаря обширному вниманию к человеческому бессознательному, в психологии появилось множество направлений психоанализа.

Психоанализ Юнга

Карл Густав Юнг ввел в психоанализ такое понятие, как «коллективное бессознательное». Он считал, что обществу присуще некие общие формы мыслительных представлений – так называемые архетипы.

Важно! Юнг был убежден, что «либидо» человека наделено не только сексуальной энергией. Ему также присуще психическое проявление, которое выражается в творческом, интеллектуальном и духовном развитии

К.Г. Юнг

Фрейд нередко критиковал Карла за излишние бездоказательные утверждения и мистицизм. Из-за этого психоанализ Юнга в психологии все сильнее «удалялся» от фрейдизма.

Психоанализ Фрейда

Говоря о том, кто является настоящим автором психоанализа, на ум сразу приходит Зигмунд Фрейд. Выдающийся доктор психиатрии на заре своей карьеры активно сотрудничал с Жан-Маре Шарко, Иосифом Брейером, Эрнестом Брюкке и другими учеными.

Справка! По словам Фрейда, именно эти люди позволили ему понять, что такое психоанализ, и как его можно применять.

Благодаря научной деятельности, психиатр понял, что не каждая истерия вызвана физиологическими причинами. В связи с этим он ввел в обиход такие термины, как «подсознание» и «бессознательность», и смог создать теорию психоанализа. Фрейд считал, что психика человека последовательна и непрерывна.

Что такое подсознание

Справка! Любая мысль, желание или действие образуются согласно сознательным или бессознательным мотивам.

Таким образом, каждый поступок находит отражение в будущем. Для развития данной мысли было создано специальное учебное заведение, основателем первой школы психоанализа был З. Фрейд.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан – это не только французский психиатр, философ и психоаналитик, но и человек, кто изобрел лакановский психоанализ.

Справка! Изначально Лакан поддерживал взгляды Фрейда, но чем дальше углублялся в его учения, тем сильнее разочаровывался в них и развивал собственную философию.

Жак Лакан

В традиционном направлении психоанализа каждому симптому придается тайный смысл, который требуется разгадать и проговорить. Парадигма Лакана строится на мысли о том, что болезнь нельзя предотвратить только при помощи разговоров. Поэтому его психоанализ не обходится без использования топологий и математических схем.

Экзистенциальный психоанализ

Понятие «экзистенциальный психоанализ» появилось в психологической теории благодаря Жан-Полю Сартру. Критикуя работы Фрейда, французский писатель, драматург и философ придумал собственное учение о бытие человека в мире.

Важно! Экзистенциальный психоанализ Сартра включил в себя не только идеи Фрейда, но и представителя экзистенциализма М. Хайдеггера

Жан-Поль Сартр

Философ не поддерживал идею рассматривать настоящее человека через призму прошлых событий. Он считал, что установки на будущее и перспективы намного важнее и понятнее для личности, чем переживание детских воспоминаний. Основным принципом экзистенциального психоанализа является рассмотрение человека, как единого целого, которое наделено особым смыслом.

Этапы психосексуального развития

Особое место в психоаналитической теории отведено психосексуальному развитию. Он получило объяснение на основе изменений в биологическом функционировании индивидуума, происходящих с его взрослением. Каждый этап развития имеет четкие временные рамки, а опыт, полученный на каждом временном этапе, сказывается на характере, ценностях и чертах личности. Автор психоаналитической теории детского развития Зигмунд Фрейд выделил пять этапов психосексуального развития ребенка, называемых фазами:

  • От момента рождения до полутора лет человек проживает так называемую оральную фазу. Она характеризуется лишь желанием — Ид, так как основной инстинкт — удовлетворение естественной физиологической потребности, которая выражается в сосании. кусании и глотании.
  • В возрасте от полутора до трех с половиной лет протекает анальная фаза, во время которой формируется Эго (Я) — основное требование — справлять физиологическую нужду опорожнения кишечника и мочевого пузыря в отведенном для этого месте — горшок, унитаз, за счет чего формируется способность выполнять запреты социума.
  • Период от трех с половиной до 6 лет характеризуется познанием своего тела и уяснением своей половой принадлежности, потому и называется фаллической фазой. Именно в этот период у ребенка может развиться Эдипов комплекс или комплекс Электры.
  • Ребенок в возрасте 6-12 лет развивается физически, интеллектуально, его сексуальное развитие переживает затишье, поэтому фаза называется латентной.
  • С 12 лет начинается генитальная фаза, характерным признаком которой является пубертатный период, первый опыт половой жизни.

Психоанализ и тревога

Основная проблема для человеческой психики — тревога. Она вызывается предугадываемым или ожидаемым усилением состояния раздражения или напряжения и может развиться в ситуации, когда психическая или физическая угроза слишком велика, чтобы справиться с ней или проигнорировать ее.

События, способные вызвать состояние тревоги чаще всего включают в себя, но не ограничиваются этим:

  • потеря желаемого объекта;
  • потеря любви;
  • потеря личной индивидуальности, страх публичного осмеяния;
  • потеря любви к себе.

Существуют два способа ослабления тревоги:

  • непосредственное рассмотрение ситуации, когда человек преодолевает препятствия или избегает их, тем самым разрешая проблемы или вступая с ними в соглашение для сведения к минимуму их воздействия;
  • искажение или отрицание реальной ситуации, посредством фальсификации природы угрозы, при помощи защитных механизмов.

Теория о структуре личности

Психоаналитическая теория З. Фрейда в 1923 году обрела достаточно четкую структуру. По мнению психоаналитика, психиатра и невролога, личность каждого индивида состоит из трех компонентов:

  • Ид («Оно») — ядро личности, основанное на примитивных влечениях к жизни, смерти. Именно эта основа бессознательна и подчиняется принципу удовольствия.
  • Эго («Я») — эта часть личности отвечает за сознательное мышление, поведение человека, активизирует защитные механизмы психики при необходимости.
  • Суперэго («Сверх-Я») — компонент Эго, функционал которого состоит в самонаблюдении и моральной оценки. Фрейд утверждал, что этот компонент личности образуется как результат интроекции образов отца и матери, а также родительской системы ценностей.

Создание структурной модели психоаналитической теории было огромным продвижением вперед данного направления психологии и психотерапии, позволив расширить и спектр психических отклонений и инструментов для их терапии. Нюансом этой сферы изучения психики индивида стала довольно свободная интерпретация ее аспектов даже сами Фрейдом, не говоря уже о его учениках, последователях и оппонентах. Автор психоаналитической теории развития не успел закончить работу над ее полным структуру по все тем. Его последователи внесли в уже имеющиеся наработки свои новшества.

В психоанализе

В более точном и широком смысле слова, психоанализ под инсайтом понимает способность личности менять мотивы собственного поведения, оперативно осознавать собственную психодинамику и понимать смыслы символического поведения.

Аналитики традиционно различают два типа инсайта.

 — Интеллектуальный инсайт, понимаемый как способность субъекта в целом верно оценивать собственное поведение и понимать свою психопатологию с точки зрения генезиса и динамики развития состояния. Чаще всего интеллектуальный инсайт относят к области обсессивной защиты личности, поскольку он позволяет субъекту понимать и эффективно держать под контролем те, беспокоящие его стороны собственной личности, по отношению к которым он чувствует отчуждение.
 — Эмоциональный инсайт, понимаемый как способность ощутить и адекватно осознать значение собственного бессознательного и его символических проявлений. В отличие от интеллектуального инсайта, эмоциональный — является скорее свидетельством свободы от отчуждения и нахождения субъекта в свободном контакте с собственным бессознательным.

Инсайт является весьма важной способностью личности, необходимой не только для практики, но и для теории психоанализа. Нередко даже сама по себе цель психоаналитического лечения определяется как «получение необходимого инсайта», хотя сам Фрейд не использовал в точности подобной формулировки, предпочитая другую: что целью психоаналитического лечения является превратить бессознательное в сознательное

Впрочем, оба определения в равной степени исходят из той предпосылки, что сознание обладает ярко выраженной интегративной функцией в отношении всей структуры личности и способно выступить в качестве компенсирующего и объединяющего фактора.

В концепции аналитической психологии Карла Юнга, инсайт может рассматриваться как проявление интуиции, одной из четырёх основных психологических функций, определяющей отношение человека к самому себе и окружающему миру и, как следствие, к способу принятия им жизненно важных решений. Достаточно интересный и даже, отчасти, курьёзный пример толкования понятия инсайта Карл Юнг дал в 1909 году применительно к самому себе. В течение предыдущих двух лет, со всё возрастающим напряжением его заботила проблема собственной супружеской неверности, когда молодой психоаналитик никак не мог совместить собственную строгую протестантскую мораль и острое желание иметь несколько сексуальных партнёров. И наконец, словно вспышка вдохновения, к нему пришло долгожданное освобождение от мучившей проблемы. Об этом моменте можно прочитать в дневнике его молодой русской пациентки, с которой Юнг имел длительную интимную связь:

Впоследствии следы именно этого инсайта будет нетрудно обнаружить как в истории жизни Юнга и его запутанных отношений с Фрейдом, так и в многочисленных попытках Карла Юнга соединить «чистый» психоанализ с дионисийскими ритуалами в духе позднего ницшеанства.

Что говорит наука

Вообще понятие «инсайт» в психологии имеет несколько значений, все зависит от направления науки. Например, в психоанализе инсайтом именуют обретенное в процессе терапии понимание пациентом собственных мотивов, связи между поступками и бессознательными силами, способствующее разрешению конфликта.

В психиатрии термин используется, когда пациент осознает, что его мышление функционирует неправильно и эти нарушения свидетельствуют о заболевании. Кроме того, об инсайте говорят и когда врачу вдруг открывается подлинная сущность расстройства пациента, которую раньше объяснить никак не получалось. В этом случае синоним — клиническая интуиция.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Что такое гештальтпсихология? Это направление возникло в начале XX века в Германии как продолжение исследований процесса восприятия. Фундаментальное понятие — гештальт, означающее цельное образование сознания, которое нельзя свести к сумме его частей. Целое, говорят сторонники направления, больше и сложнее своих составляющих.

Рекомендуем: Что такое интуиция?

Инсайт рассматривается как типичный пример гештальта. Другой пример — восприятие музыкального произведения (его невозможно представить как сумму ощущений, вызванных отдельными звуками).

Многие наверняка сейчас вспомнят выражение «незавершенный гештальт». Оно относится уже к методу гештальттерапии, который возник на основе гештальтпсихологии. Последователи метода распространили идею гештальта на представление человека о себе в целом. Как они полагают, психические расстройства возникают из-за того, что человека преследуют незавершенные ситуации из прошлого (неудовлетворенные потребности, неразрешенные конфликты и так далее).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что значит: дистресс?

Понятие инсайта особенно широко используется при изучении научного творчества. В этом ключе оно становится неотъемлемой частью творческого мышления, важнейшим этапом творческого процесса. Всего таких этапов, согласно схеме психолога Грэма Уоллеса, четыре:

  • Подготовка. Эта полностью осознаваемая стадия включает сбор данных о проблеме, планирование возможных способов ее решения.
  • Инкубационный период. Уход от фокусировки на проблеме и прямых усилий по ее решению. Время можно посвятить либо отдыху, либо сознательной работе над другими задачами.
  • Озарение или инсайт, время и место наступления которого чаще всего никак не связано с решаемой задачей. Это итог незаметной внутренней работы, в течение которой были переосмыслены факты, собранные на первой стадии.
  • Проверка. Вновь работает сознание. Окончательное оформление озарившей идеи, тестирование ее практической пригодности.

Человек редко бывает занят решением всего лишь одной проблемы, поэтому, как правило, в его мозгу протекает сразу несколько таких процессов, разные этапы которых накладываются друг на друга.

Примечания

  1. Головин С. . www.e-reading.by. Дата обращения: 7 ноября 2018.
  2. . www.psychologist.ru. Дата обращения: 7 ноября 2018.
  3. Weisberg R. W., Alba J. W. An examination of the alleged role of «fixation» in the solution of several «insight» problems // Journal of Experimental Psychology: General. 1981. Vol. 110. P. 169—192.
  4. Задачи, эвристики, инсайт и другие непонятные вещи // Логос. 2014. № 1. С. 97-108.
  5. Чарльз Райкрофт. Критический словарь психоанализа. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1995. — 250 с.
  6. Эткинд А. М. Эрос невозможного, история психоанализа в России. — СПб.: Медуза, 1993. — С. 180. — 464 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-87775-001-1.
  7. A.Carotenuto. A Secret Symmetry. Sabina Spielrein between Freud and Jung. London: Routledge, 1980, p.107-108

Что такое инсайт?

Пытаясь объяснить, что такое инсайт, ничего не приходит в голову, как фраза «чудесное озарение», когда человек длительное время заостряется на какой-то проблеме и находит ей решение, которое выходит за область его привычных знаний и опыта. Инсайт – это когда решение находится в той области, к которой человек никогда не прибегал, никогда не знал и даже понятия не имел, что такое может быть.

Инсайт вполне логично вписывается в ту ситуацию, в которой он произошел. Он нисколько не противоречит сложившимся обстоятельствам. Просто он является неким новым знанием, которым никогда человек не пользовался, даже не знал об его наличии.

Не всегда инсайт касается некой ситуации, которую человек обдумывает. Порой инсайт возникает сам по себе в ситуации, которой он вообще не касается. Таким ярким примером можно назвать падение яблока на голову Ньютона, который потом открыл закон всемирного тяготения.

В жизни многих людей случаются инсайты. Они возникают даже в тех ситуациях, в которых они не применимы, однако соприкасаются какими-то качествами или характеристиками с нынешним моментом. Человек может мыть посуду и понять, как происходят водовороты в океане. Человек может ехать в автобусе и понять, как общаться с клиентом, чтобы уговорить его принять предложение.

Инсайт – это некая картинка определенного вопроса. Причем она является одним из вариантов решений данного вопроса. Человек начинает видеть ситуацию более широко, по-новому. Однако инсайт нисколько не предполагает того, что человек воспользуется своим новым знанием. Он может дальше продолжать пользоваться своим прошлым опытом и достигать уже известных ему результатов, а может воспользоваться знанием, пришедшим ему вместе с инсайтом, чтобы попробовать достичь нового для себя результата.

Инсайт становится озарением лишь потому, что человек длительное время может чего-то не замечать, не знать или искать некий ответ. Инсайт – это долгожданный ответ на тот вопрос, который мучил человека. Причем необязательно, что человек получит ответ, который будет его устраивать. Просто он получает некое новое знание, которое более широко позволяет посмотреть на ситуацию. А воспользуется человек им или нет, уже является его дальнейшим решением.

Как возникает инсайт? На данный вопрос трудно ответить. Это мыслительный результат, который осуществляется сам по себе в голове человека, который он не контролирует. Инсайт приносит воодушевление и дает положительную энергию, даже если человек новым знанием не пользуется. А если инсайт дает ответ, который удовлетворяет индивида, тогда он становится желательным при решении любого вопроса.

Следует понимать, что инсайт – это не решение проблемы, а некое понимание, которое ранее было неведомо человеку. Оно может дополнять картину, может ее решать, а может просто быть ее частью. Инсайт бывает разным, поэтому и использование его потом становится разным.

Детство как основа взросления

«Все мы родом из детства» — эта знаменитая фраза великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери правильно раскрывает воспоминания человека и его отношение к окружающей действительности с момента взросления до смерти. Психоанализ говорит о том же не так романтично, разделяя фазы детства в соответствии с основными моментами развития на каждом возрастном этапе. Автором психоаналитической теории детского развития является немецкий невролог, психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд. Именно в его работах была структурирована психика и доказано, что основное влияние на развитие человека оказывает другой человек, непосредственным образом связанный с воспитанием и обучением растущей личности. Работу Фрейда в этом направлении продолжила его дочь Анна. Особенностью ее работы было решение о том, что результатом конфликта между внутренними инстинктивными влечениями ребенка и ограничительными требованиями к нему внешнего социального окружения становятся грани характера индивида. Детская психика развивается как следствие постепенной социализации ребенка, причем на каждом периоде усваивается понятие о том, что желаемое удовольствие не всегда совпадает с реальными требованиями социума. Задача родителей и воспитателей, а также учителей способствовать более сглаженному восприятию реальности, качественно донося до ребенка определенные требования и прививая навыки жизни в обществе таким образом, чтобы психика ребенка не страдала от несоответствия «хочу» и «можно».

Психоаналитическая теория развития человека — длительная, по сей день не прекращающаяся работа психологов, психиатров, психоаналитиков. Научное начало было дано Зигмундом Фрейдом, продолжено его учениками и последователями. Сегодня много споров вызывают некоторые аспекты этого учения, но во многих методиках работы по выявлению и лечению психических отклонений и заболеваний теория психоанализа успешно применяется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.