Импринтинг в психологии: что это простыми словами

Расстройства, связанные с импринтингом

Импринтинг может вызвать проблемы при клонировании , поскольку клоны имеют ДНК, которая не метилирована в правильных положениях. Возможно, это связано с нехваткой времени для полного перепрограммирования. Когда ядро добавляется к яйцеклетке во время переноса ядра соматической клетки , яйцеклетка начинает делиться через несколько минут по сравнению с днями или месяцами, которые требуются для перепрограммирования во время эмбрионального развития. Если время является ответственным фактором, можно отложить деление клеток в клонах, давая время для правильного перепрограммирования.

Аллель гена «callipyge» (от греческого «красивые ягодицы»), или CLPG, у овец дает большие ягодицы, состоящие из мышц с очень небольшим количеством жира. Фенотип с большой ягодицей возникает только тогда, когда аллель присутствует в копии хромосомы 18, унаследованной от отца овцы, а не в копии хромосомы 18, унаследованной от матери этой овцы.

Экстракорпоральное оплодотворение , включая ИКСИ , связано с повышенным риском импринтинговых расстройств с отношением шансов 3,7 (95% доверительный интервал от 1,4 до 9,7).

Мужское бесплодие

Эпигенетическая дерегуляция гена, импринтированного H19 в сперматозоидах, связана с мужским бесплодием . Действительно, потеря метилирования импринтированного гена H19 наблюдалась, связанная с гиперметилированием промотора гена MTHFR в образцах спермы от бесплодных мужчин.

Прадер-Вилли / Ангелман

Первыми импринтированными генетическими нарушениями, описанными у людей, были взаимно унаследованные синдром Прадера-Вилли и синдром Ангельмана . Оба синдрома связаны с потерей хромосомной области 15q11-13 (полоса 11 длинного плеча хромосомы 15). Эта область содержит отцовские экспрессируемые гены SNRPN и NDN и материнский экспрессируемый ген UBE3A .

  • Отцовское наследование делеции этой области связано с синдромом Прадера-Вилли (характеризуется гипотонией , ожирением и гипогонадизмом ).
  • Наследование той же делеции по материнской линии связано с синдромом Ангельмана (характеризуется эпилепсией , тремором и постоянно улыбающимся выражением лица).

DIRAS3 (NOEY2 или ARH1)

DIRAS3 — это отцовский экспрессируемый и материнский импринтированный ген, расположенный на хромосоме 1 у человека. Снижение экспрессии DIRAS3 связано с повышенным риском рака яичников и груди; в 41% случаев рака груди и яичников белок, кодируемый DIRAS3, не экспрессируется, что позволяет предположить, что он функционирует как ген-супрессор опухоли . Следовательно, если происходит однопородная дисомия и человек наследует обе хромосомы от матери, ген не будет экспрессироваться, и человек подвергнется большему риску рака груди и яичников.

Другие

Другие условия , связанные с импринтинга , включают синдром Беквит-Видемана , синдром Серебристо-Рассел и Pseudohypoparathyroidism .

Преходящий неонатальный сахарный диабет также может включать импринтинг.

« Теория импринтированного мозга » утверждает, что несбалансированный импринтинг может быть причиной аутизма и психоза .

Теория Тимоти Лири

Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.

Оральный импринтинг

Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.

Территориально-эмоциональный импринтинг

Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.

Вербальный импринтинг

Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.

Социальный (социополовой) импринтинг

Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).

Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.

Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.

В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.

Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.

Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.

Психология потребителя

Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.

Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.

Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой. Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей

Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях

Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей. Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях.

Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.

Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и правило взаимного обмена.

Геномный импринтинг

Генетик из США Х. Кроуз вывел понятие, которое называется геномный импринтинг. Он может проявляться у определенных растений, животных и людей.

Геномным импринтингом называется такая наследственность генов, в случае которых структура ДНК никоим образом не изменяется.

Смысл заключается в том, что гены, находящиеся в семенной жидкости самца или в яйцеклетке самки, просто отключаются. Это значит, что они не участвуют в передаче их потомству.

По этой причине, детеныш получает одну часть наследственности от своей матери, а вторую – от отца. В подобных ситуациях следует учитывать и другие факторы, когда у потомства появляются иные генетические «метки».

Например, ребенок может унаследовать какие-либо особенности, которые отсутствуют у его родителей, однако были у его бабушки или дедушки.

Подобный вид генетического приобретения достаточно опасен, поскольку возникает риск развития тех или иных патологий.

Особенности психологии маленького ребенка

Ученые утверждают, что детская психика по своим характеристикам очень схожа с психикой животных. У них также присутствует ярко выраженный импринтинг.

Как для младенца, так и для его родителей, самыми значимыми являются первые месяцы после рождения. В это время формируются важнейшие психологические особенности.

Материнская и отцовская забота, наряду с другими событиями, воспринимаются ребенком как образец. Происходит это вследствие импринтинга.

Малыш очень быстро запоминает поведение окружающих его людей. В будущем он непременно попытается воспроизвести то, что запечатлелось в его психике в этот период времени.

Именно поэтому так важно, в какой атмосфере живет и воспитывается ребенок в первые годы своей жизни. Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Эксперименты Конрада Лоренца по исследованию импринтинга

Эксперименты Конрада Лоренца по исследованию импринтинга

Конрад Захария Лоренц родился 7 ноября 1903 г. в Вене в семье преуспевающего хирурга-ортопеда. В 1922 г. Лоренц, решив заняться медициной, поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке, однако спустя полгода продолжил учебу уже на медицинском факультете Венского университета. Лоренц на протяжении всей своей жизни испытывал, по собственному признанию, «страстную любовь к животным», следствием чего стало одно из первых открытий Лоренца — феномен импринтинга (запечатления), представляющий собой особую форму научения, которая наблюдается на ранних этапах жизни животных.

Для новорожденных утят, например, первый попавшийся в их поле зрения объект выступает как определенный притягательный символ, за которым они готовы следовать, не осознавая роль и предназначение этого объекта. Лоренц установил, что, едва вылупившись из яйца, утята были заняты поиском «образа матери». Для определения своей матери они высматривали всего лишь одну конкретную субмодальность. Единственное, что должна была делать их мать, — это двигаться. Если появлялся двигающийся объект, они начинали повсюду следовать за ним. По прошествии одного дня с небольшим импринт матери у утят завершался. После этого они уже полностью игнорировали даже свою настоящую мать, если таковую им пытались вернуть, и в данном случае повсюду следовали за этим пожилым австрийцем. Конрад Лоренц проводил такие опыты: первым, что видели новорожденные серые гусята, было его лицо, в результате чего в их память запечатлевала, что это — «мама». Взрослея, они использовали все мыслимые и немыслимые поводы, чтобы направиться вслед за ним, как за матерью-гусыней, например, когда Лоренц прогуливался или шел на пруд купаться, они за ним начинали бегать. Точно так же гусята следовали за Лоренцом в кабинет и собирались вокруг его письменного стола. Эти факты подтверждают известные фотографии экспериментов.

Верность Роду: Социально-карьерный импринт

Психологи часто приводят пример того, как выходцы из «низших социальных классов» не могут

а) всё-таки получить диплом о высшем образовании,

б) занять руководящую должность,

в) позволить себе зарабатывать много денег

исключительно потому, что их родители и родители их родителей не имели всего этого.

«Выскочить» за пределы родового сценария для них равносильно тому, чтобы «предать своих предков» и оказаться без компаса на просторах океана.

Это как в песне поётся:

«Сам себя считаю городским теперь я,

Здесь моя работа, здесь мои друзья.

Но всё так же ночью снится мне деревня.

Отпустить меня не хочет родина моя».

Этот импринт наблюдается далеко не во всех случаях. Он возникает только тогда, когда дети получают от своих родителей постоянный негласный месседж: «Они (те, которые с образова­нием, с деньгами, начальники) плохие, «не наши» люди»…

Если же родители искренне и всеми силами выталкивают своих детей «в люди», не имея ни­каких претензий к миру тех, кто имеет то, чего не имеют они, то у детей и не возникнет им­принт «Я не имею права быть лучше своих предков»…

Пример (сценарий) Второй: Отождествление с агрессором

Импринт отношений «парень — девушка» мы разобрали. Есть ещё одна модель: «Родитель — дитя».

Мать девочки была агрессивна по отношению к своей дочери в её детстве… Что делает дочь, когда вырастает, заводит своего ребёнка и начинает проигрывать сценарий «воспитание чада»?

Как бы она ни была самообразована и самовоспитана, к сожалению, выросшая дочь, сама став матерью, начинает проигрывать глубинные ролевые модели этих отношений.

Она начинает грубо обращаться со своим ребёнком, она ненавидит себя за это поведение и она не может понять — почему она так поступает!

В схожей с ипринтом ситуации, людям свойственно копировать поведение своих обидчиков, то есть, только тех обидчиков, кто представлялся им ЗНАЧИМЫМИ ЛЮДЬМИ в подобной истории.

Это и есть знаменитый — Родовой Сценарий. Выскочить из него — можно. Люди «выскакива­ли» из подобной дурной бесконечности, даже до эры НЛП (в частности) и психотерапии (во­обще).

Многие, чувствуя, что одержимы импринтом «грозного отца», не заводят партнёров, кото­рых можно «довести» до брака. Зачем им быть битыми сковородкой? Они прекрасно пони­мают свою участь.

Многие, чувствуя, что одержимы импринтом «сумасшедшей матери-собаки» не заводят де­тей. Зачем им, чтобы их дети были биты сковородкой?

Многие решаются завести и супругов и детей, но пытаются изо всех сил контролировать себя и чувствуют себя на празднике жизни как завязавший, но не зашившийся алкоголик на дружеском банкете с обилием водки…

И лишь некоторые решаются обратиться к специальной психологической литературе (или к живым и высокопрофессиональным специалистам), чтобы их научили «пить, но не напивать­ся и не уходить в двухмесячный запой после первой выпитой рюмки…»

Ещё два конкретных примера проявления импринта в жизни человека. Оба примера объединяет то, что взрослые люди хранят своеобразную «верность роду», потому что иных сценариев «как жить?» у их подсознания просто нет…

Импринтинг у животных

Импринтинг очень распространен в зоопсихологии. Вообще впервые данный термин был сформулирован известным ученым Конрадом Лоренцем, который изучал поведение и инстинкты серых гусей.

Его наблюдения показали, что в основе всякого обучения прослеживается принцип образования нервных связей, схожих с рефлексами.

То есть те птицы или животные, которые обладают способностью к импринтингу, имеют значительно больше шансов на успешное существование.

Для новорожденных особей объектами запечатления (или импринтинга) могут быть их собственные родители, противники, их сородичи или даже то, что служит для них пищей.

Исходя из всего сказанного, можно выделить несколько главных факторов импринтинга, касающихся животного мира:

  1. Определение близких родственников по их характерному внешнему виду, поведению, звукам и прочим особенностям.
  2. Выбор соответствующего полового партнера.
  3. Способность находить территорию для жизни по характерным признакам.
  4. Умение различать опасных для жизни существ и мест.

Импринтинг в психологии

Импринтинг это в психологии понятие, перешедшее из зоопсихологии и этологии, оно было введено в использовании К. Лоренцом, который пожелал посредством изучения поведения фауны лучше понять человеческое поведение. И если у животных импринтинг необходим для выживания, у человека он приобрел более широкое значение. Иногда предполагают, что данный механизм обучения возможен лишь ранний период после рождения, но данное мнение связано с существенным преобладанием наблюдений за детенышами животных, которое становятся самостоятельными относительно быстрее новорожденного человека.

Помимо механизмов выживания, импринтинг в психологии – это механизм усвоения образов, сценария поведения, алгоритма рассуждений воспринятых в определенный критический период развития. В данные периоды так называемой импринтной уязвимости или импринтной десенсибилизации, личность находится в состоянии, когда образы, связанные с определенным паттерном поведения, воспринимаются большей мерой бессознательно.

Хотя наиболее изучен импринтинг сразу после рождения и приблизительно до годовалого возраста, предполагается, что он может происходить на продолжении практически всей жизни, преимущественно периода взросления и становления, в том числе, как результат психотравмирующих ситуаций. Поскольку у человека социальная адаптация так же крепко связана с успехом выживания, как и физиологическая, то у человека допускают возникновение поведенческих импринтингов без четкого ограничения условиями возраста.

Импринтинг у человека имеет более сложную природу. Это может быть связано с классическими возрастными кризисами, изменением социального окружения и статуса в связи с переездом, поступлением в учебные заведения, начало и смена работы. Чем более молод организм и более нова для него ситуация, тем более велик шанс возникновения психологического импринтинга. Чем более стрессовое состояние, тем лучше происходит подкорковое обучение и самостоятельно логически анализировать и изменять их практически невозможно.

Импринтинг у человека – способ приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между безусловными рефлексами, как примером полностью бессознательных и научением, основанным на сознательном запоминании.

Поскольку импринтинг у человека происходит частично, а в некоторые периоды полностью, бессознательно, человек зачастую не может определить и вспомнить момент его возникновения, потому последующее воспроизведение полученного опыта происходит автоматически, в дальнейшем, к автоматическому поведению будет применено личностно или социально приемлемое объяснение. Если механизм сработал по социально неприемлемому шаблону, попытка механически ограничить свое поведение длительного положительного результата, как правило, не приносит и требует работы специалиста, который, ориентируясь на знания о критических периодах человека, помогает найти психологический импринтинг. Так же, не зная и, не замечая работы бессознательного, человек может, ориентируясь на искусственные модели, препятствовать его правильному возникновению, что может иметь отдаленные негативные последствия.

Отпечатанные фенотипические подписи локусов

К сожалению, взаимосвязь между фенотипом и генотипом импринтированных генов носит чисто концептуальный характер. Идея основана на использовании двух аллелей в одном локусе и содержит три различных возможных класса генотипов. Класс реципрокных гетерозиготных генотипов помогает понять, как импринтинг повлияет на взаимосвязь генотипа и фенотипа. Реципрокные гетерозиготы имеют генетический эквивалент, но фенотипически неэквивалентны. Их фенотип может не зависеть от эквивалентности генотипа. В конечном итоге это может увеличить разнообразие генетических классов, увеличивая гибкость импринтированных генов. Это увеличение также приведет к более высокому уровню возможностей тестирования и ассортимента тестов для определения наличия импринтинга.

Когда локус идентифицируется как импринтированный, два разных класса выражают разные аллели. Считается, что унаследованные импринтированные гены потомства являются моноаллельными экспрессиями. Один локус будет полностью определять фенотип, хотя два аллеля наследуются. Этот класс генотипов называется родительским импринтингом, а также доминантным импринтингом. Фенотипические паттерны являются вариантами возможных проявлений отцовского и материнского генотипов. Различные аллели, унаследованные от разных родителей, будут обладать разными фенотипическими качествами. Один аллель будет иметь большее фенотипическое значение, а другой аллель будет подавлен. Недостаточное доминирование локуса — еще одна возможность фенотипического выражения. И материнский, и отцовский фенотип будут иметь небольшую ценность, а не один, имеющий большую ценность и подавляющий другой.

Статистические рамки и модели картирования используются для выявления эффектов импринтинга на гены и сложные признаки. Аллельный родитель-источник влияет на разнообразие фенотипов, происходящих от импринтинга классов генотипов. Эти модели картирования и выявления эффектов импринтинга включают использование неупорядоченных генотипов для построения моделей картирования. Эти модели продемонстрируют классическую количественную генетику и эффекты доминирования импринтированных генов.

Виды импринтинга

Принято выделять следующие виды импринтинга:

  • Геномное запоминание. Это форма, проявляющаяся в постоянстве ДНК и видового типирования. Наблюдать ее можно не только у человека и животных, но и у растений.
  • Запечатление в период новорожденности. Этот вид обеспечивает формирование эмоциональной связи между матерью и ребенком. В первые часы после рождения кожный контакт младенца и матери облегчает адаптацию малыша к миру. Именно в это время в сознании малыша прочно усваивается образ мамы. Вторичное запоминание появляется после того, как малыш проснулся. У него формируется чувство безопасности: мама рядом, еда всегда доступна.

Установлено, что дети, которых по объективным причинам разлучили с матерью после появления на свет, рискуют вырасти застенчивыми, неуверенными в себе. Длительная разлука новорожденного с матерью может привести к психической травме, последствия которой будет крайне сложно исправить.

Эмоционально-двигательный тип. Он появляется, когда ребенок овладевает навыком самостоятельной ходьбы. Он полагает, что теперь он стал «взрослым».

Эмоционально-двигательное запечатление определяет формирование у малыша таких черт, как сила или слабость характера, упрямство или послушание, уверенность в себе или тревожность.

Импринтинг, связанный с биологическим выживанием. Его можно наблюдать у детей в период раннего детства

Когда ребенок знакомится с окружающим миром, родители обращают его внимание на опасные места. В опасных ситуациях биовыживание проявляется в виде безусловных рефлексов

Благодаря этому виду запечатления у ребенка формируются такие черты личности, как стремление к открытию нового или пассивность, лидерские способности или подчиненность.

  • Вербальный тип. Эта форма основана на запоминании звуков и слов, которые человек успешно складывает в предложения.
  • Ментально-манипуляционный тип. Он связан с пониманием речи и овладением языком. Благодаря этому виду запечатления, у ребенка развивается мышление, нарастает скорость обработки информации.
  • Социальный импринтинг. Он проявляется в этнических стереотипах, принципах и ценностях взаимодействия людей. Его примером можно считать рекламу: использование напитка «Coca-Cola» в предновогодней рекламе привело к тому, что этот праздник у многих людей стал ассоциироваться не только с мандаринами, но и с этим напитком.
  • Сексуально-социальный тип. Он появляется в подростковом возрасте. На основе него формируются моральные установки личности, отношение взрослеющего человека к семье и браку, национальная гордость, законопослушное поведение.
  • Нейрогенетический тип. Этот вид запечатления объединяет все периоды эволюционного развития человечества, активируя все феноменальные возможности нервной системы.
  • Территориально-эмоциональный тип. Эта форма помогает человеку адаптироваться к той или иной среде обитания, к расположению мебели в комнате.

Интересные факты

Мы постоянно сталкиваемся с ощущениями, которые нам кажутся необычными и абсурдными, но в итоге они оказываются правдивыми. Например:

  • Организм девушек имеет в несколько раз больше рецепторов боли, чем организм парней. Вследствие этого, природа создала защитную систему для увеличения болевого порога. Поэтому представители мужского рода хуже переносят боль, чем женщины.
  • Люди с высокими показателями IQ видят сны и запоминают их. Во время неожиданного пробуждения они пребывают в ясном уме.
  • Когда человек хмурит лицо, организм сжигает калории. Исходя из этого, можно извлечь пользу: если на всех смотреть ненавидящим взглядом, то появится бесплатная возможность похудеть к лету.

Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.

Импринтная уязвимость в старшем возрасте

Давайте задумаемся, почему многие люди нашего просвещённого 21 века продолжают оставаться такими падкими на различные мистические теории и посулы, предлагающие им невиданные достижения, да ещё которые можно достигнуть без значительных затрат труда? Они руководствуются не разумом, а сформировавшимися убеждениями, не основанными на логике и доказательствах. Мы — жители не просто века информации — мы жители века дезинформации, эпохи пиара, преследующего часто отнюдь не поиски истины, а свои меркантильные цели. Немало людей людей нашего общества совершенно сбиты с толку этим потоком информации, где очень нелегко отличить истину от лжи, легко «ведутся» на внешне привлекательные модные теории, «высосанные из пальца», обещающие им рай уже здесь, на земле. В результате, многие люди легко зомбируются и бодро шагают за тем, кто громче трубит о своей панацее, вспомните, хотя бы рекламу чудодейственных лекарств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.