Обзор книги конрада лоренца «агрессия»

Зрелость

В 1938 году, после включения Австрии в состав Германии, Лоренц становится членом Национал-социалистической рабочей партии. Он верил, что новая власть благотворно повлияет на обстановку в его стране, на состоянии науки и общества. С этим периодом связано темное пятно в биографии Конрада Лоренца. В то время одной из интересующих его тем был процесс “одомашнивания” у птиц, при котором они постепенно теряют свои изначальные свойства и сложное социальное поведение, присущие их диким сородичам, и становятся более простыми, интересующимися преимущественно едой и спариванием. Лоренц увидел в этом явлении опасность деградации и вырождения и провел параллели с тем, как влияет на человека цивилизация. Он пишет об этом статью, рассуждая в ней о проблеме “одомашнивания” человека и о том, что с этим можно сделать — привнести в жизнь борьбу, напрягать все свои силы, избавляться от неполноценных особей. Этот текст был написан в русле нацистской идеологии и содержал соответствующую терминологию — с тех пор Лоренца сопровождают обвинения в “приверженности идеологии нацизма”, несмотря на его публичное раскаяние.

В 1939 году Лоренц возглавляет кафедру психологии в Университете Кенигсберга, а в 1941 его рекрутируют в армию. Сначала он оказался в отделении неврологии и психиатрии, но через какое-то время его мобилизуют на фронт в качестве врача. Ему пришлось стать в том числе и полевым хирургом, хотя до этого у него не было опыта врачебной практики.

В 1944 году Лоренц попал в советский плен, вернулся из которого он только в 1948 году. Там он в свободное от исполнения врачебных обязанностей время наблюдал за поведением животных и людей и размышлял на тему познания. Так родилась его первая книга, “Оборотная сторона зеркала”. Конрад Лоренц писал ее раствором марганцовки на обрывках бумажных мешков из-под цемента, а во время репатриации с позволения начальника лагеря забрал рукопись с собой. Эта книга (в сильно измененном виде) была опубликована только 1973 году.

Вернувшись на родину, Лоренц с радостью обнаружил, что никто из его семьи не погиб. Однако жизненная ситуация была сложной: в Австрии для него не было работы, и положение усугублялось его репутацией сторонника нацизма. К тому времени Гретль оставила медицинскую практику и работала на ферме, обеспечивающую их едой. В 1949 году работа для Лоренца нашлась в Германии — он начал руководить научной станцией, которая вскоре входит в состав Института поведенческой физиологии Макса-Планка, а в 1962 году он возглавляет весь институт. В эти годы он пишет книги, которые принесли ему известность.

Об инстинктах и ритуалах

Инстинктам в общем и «большой четвёрке» — голоду, размножению, бегству и агрессии — посвящены сразу несколько глав книги. При этом интересно наблюдать за размышлениями о взаимодействии малых и больших инстинктов. Иногда они выполняют одну и ту же функцию — поиск и голод работают вместе, чтобы живое существо могло поесть, — или соперничают друг с другом.

Отдельно автор говорит о взаимодействии ритуалов и инстинктов. С одной стороны, когда агрессия выступает в качестве полезного инстинкта, то она не «отступает» под воздействием внешних обстоятельств (ритуалов). С другой стороны, если агрессия представляется угрозой для сохранения вида, на сцену выходят ритуалы, которые служат в качестве механизма торможения.

Например, у людей в качестве такого процесса торможения выступает спорт, ранее это были турнирные бои рыцарей, сейчас чемпионаты мира и олимпиады, когда соперники выясняют, кто сильнее, не причиняя друг другу вреда и уместно выражая свою агрессию.

У разных животных механизмы социального торможения приводятся в действие очень разными причинами. Ритуалы же возникают в результате селекции, отбора, развития и способствуют эволюции вида.

Лоренц отмечает, что важнейшими ритуалами, тормозящими агрессию, являются ритуалы умиротворения или приветствия, которые сформировались в результате переориентации атакующих движений. Дружеские и семейные узы также служат одним из сильнейших ритуалов сдерживания агрессивного поведения.

Феномен импринтинга

Наблюдая за поведением новорожденных щенков утки и гуся, Лоренц обнаружил чрезвычайно поразительное поведение: когда они вылупились, животные следовали за первым движущимся объектом, который они видели, независимо от того, была ли это их мать или нет.. Лоренц назвал эту модель биологически подготовленного поведения «импринтингом».

Но влияние отпечатка не закончилось после рождения. Лоренц заметил, что потомство установило очень тесную социальную связь с людьми, которых они впечатали, до такой степени, что, достигнув зрелости, они пытались спариться с представителями нашего вида, а не с другими своими птицами. Отпечаток казался необратимым.

Отпечаток феномен, ограниченный небольшим количеством видов; это происходит не у всех животных, даже у всех птиц. Однако эта концепция послужила Лоренцу в качестве основы для его гипотезы о фиксированных моделях поведения, которые имеют более широкий характер, и как краеугольный камень его вклада в этологию в целом..

Вклад Лоренца в импринтинг и другие подобные явления противостоял бихевиоризму, который отвергал роль инстинктов в поведении, особенно человеческих. Этология способствовала пониманию биологической основы поведения и близости между людьми и другими животными.

Может быть, вы заинтересованы: «10 самых умных животных, которые существуют»

Похожее

  • Все погибшие «за родину» отдавали свою жизнь за глупости, ошибки или капризы режима
    Александр Невзоров
    Режим может быть сколь угодно глуп, злобен и губителен. Он может плескаться в «крови и гное народа», насиловать, унижать и убивать миллионы своих подданных. Но если он умеет показывать один-единственный фокус, то убиваемое и насилуемое население всегда будет ему благодарно. От режима требуется всего лишь суметь прикинуться «родиной». Сделать это не просто, а очень просто.

  • Когда раздается: «Наших бьют!»
    Александр Марков
    Палеонтолог Александр Марков о гуманизации человечества и об инстинкте объединения против врагов.

  • Почему люди постоянно воюют и сколько это будет продолжаться

    Почему из всех животных воюют друг с другом только люди? Это потому, что мы такие умные? Или, наоборот, мы стали такими умными, потому что были агрессивными? Или некоторые животные тоже могут под настроение истреблять себе подобных? Попробуем мирно разобраться.

  • Спорт — имитация войны
    Леонид Радзиховский

    Лозунг мирового олимпийского движения: «О, спорт — ты мир!» Мне кажется, что это не просто красиво-пустые слова. Спорт — мир, в том смысле, что он — имитация войны. В случае спортивных битв слова Оруэлла «Война — это мир» соответствуют действительности.

  • Война — естественное проявление коллективизма?
    Александр Марков

    Ранее считалось, что военные рейды на территорию соседней группы с целью убийства или запугивания иноплеменников характерны только для людей и их ближайших родственников — шимпанзе. Теперь выяснилось, что сходное поведение встречается и у паукообразных обезьян, обитающих в лесах Центральной Америки. В отличие от шимпанзе и людей, у паукообразных обезьян ни в одном из семи зарегистрированных рейдов дело не доходило до убийства.

  • Храм на крови

    Место церкви в современном обществе: в душах людей или в коридорах власти? Ради чего церковь забывает о своем предназначении? В программе Александра Подрабинека «Дежавю» протоиерей Александр Борисов, этнограф Ахмет Ярлыкапов, историк Ирина Карацуба.

  • Человеческая агрессивность имеет глубокие эволюционные корни
    Александр Марков

    биологи реконструировали эволюционную историю летальной внутривидовой агрессии у млекопитающих, сопоставив данные о причинах смерти у 1024 видов со структурой эволюционного дерева. Оказалось, что в данных по уровню агрессии есть «филогенетический сигнал», то есть виды отчасти наследуют свою агрессивность от видов-предков. Это позволяет предсказать для каждого вида ожидаемый уровень агрессивности на основе его положения на эволюционном дереве, а затем сравнить с эмпирически установленным. Люди относятся к одной из самых агрессивных ветвей млекопитающих. Ожидаемый уровень летальной агрессии для Homo sapiens, рассчитанный на основе нашего положения на эволюционном дереве, составляет около 2% (два убийства на каждую сотню смертей).

  • Строевой шаг поднимает моральный дух

    Ученые согласились с военными в том, что синхронный строевой шаг не только укрепляет дисциплину, но и поднимает моральный дух человека.

  • Самооценка

    Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психического здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить её любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе — залог успеха и процветания, и наоборот — заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем.

  • Надежда на размножение побуждает самцов шимпанзе исполнять «воинский долг»

    Антропологи выяснили, что границы территории группы у шимпанзе защищают не только самцы с высоким рангом или те, у кого есть детеныши (то есть те, кому есть что терять), но и одинокие самцы, которые таким образом повышают свои шансы обзавестись потомством.

Далее >>>

Научная теория

Дисциплина, окончательно сформированная благодаря работам Конрада Лоренца и Николаса Тимбергена, называется этологией. Эта наука изучает генетически детерминированное поведение животных (в том числе человека) и базируется на теории эволюции и полевых методах исследования

Эти особенности этологии во многом пересекаются с присущими Лоренцу научными предрасположенностями: с теорией эволюции Дарвина он познакомился в десять лет и всю жизнь был последовательным дарвинистом, а важность непосредственного изучения реальной жизни животных была очевидна для него с детства

В отличии от ученых, работающих в лабораториях (например, бихевиористов и сравнительных психологов), этологи исследуют животных в их естественной, а не в искусственной среде. Их анализ базируется на наблюдениях и тщательном описании поведения животных в типичных условиях, изучению врожденных и приобретенных факторов, сравнительных исследованиях. Этология доказывает, что поведение во многом определяется генетикой: в ответ на определенные стимулы животное совершает некоторые стереотипные действия, характерные для всего его вида (так называемый “фиксированный двигательный паттерн”).

Похожее

  • Все погибшие «за родину» отдавали свою жизнь за глупости, ошибки или капризы режима
    Александр Невзоров
    Режим может быть сколь угодно глуп, злобен и губителен. Он может плескаться в «крови и гное народа», насиловать, унижать и убивать миллионы своих подданных. Но если он умеет показывать один-единственный фокус, то убиваемое и насилуемое население всегда будет ему благодарно. От режима требуется всего лишь суметь прикинуться «родиной». Сделать это не просто, а очень просто.

  • Когда раздается: «Наших бьют!»
    Александр Марков
    Палеонтолог Александр Марков о гуманизации человечества и об инстинкте объединения против врагов.

  • Почему люди постоянно воюют и сколько это будет продолжаться

    Почему из всех животных воюют друг с другом только люди? Это потому, что мы такие умные? Или, наоборот, мы стали такими умными, потому что были агрессивными? Или некоторые животные тоже могут под настроение истреблять себе подобных? Попробуем мирно разобраться.

  • Спорт — имитация войны
    Леонид Радзиховский

    Лозунг мирового олимпийского движения: «О, спорт — ты мир!» Мне кажется, что это не просто красиво-пустые слова. Спорт — мир, в том смысле, что он — имитация войны. В случае спортивных битв слова Оруэлла «Война — это мир» соответствуют действительности.

  • Война — естественное проявление коллективизма?
    Александр Марков

    Ранее считалось, что военные рейды на территорию соседней группы с целью убийства или запугивания иноплеменников характерны только для людей и их ближайших родственников — шимпанзе. Теперь выяснилось, что сходное поведение встречается и у паукообразных обезьян, обитающих в лесах Центральной Америки. В отличие от шимпанзе и людей, у паукообразных обезьян ни в одном из семи зарегистрированных рейдов дело не доходило до убийства.

  • Храм на крови

    Место церкви в современном обществе: в душах людей или в коридорах власти? Ради чего церковь забывает о своем предназначении? В программе Александра Подрабинека «Дежавю» протоиерей Александр Борисов, этнограф Ахмет Ярлыкапов, историк Ирина Карацуба.

  • Человеческая агрессивность имеет глубокие эволюционные корни
    Александр Марков

    биологи реконструировали эволюционную историю летальной внутривидовой агрессии у млекопитающих, сопоставив данные о причинах смерти у 1024 видов со структурой эволюционного дерева. Оказалось, что в данных по уровню агрессии есть «филогенетический сигнал», то есть виды отчасти наследуют свою агрессивность от видов-предков. Это позволяет предсказать для каждого вида ожидаемый уровень агрессивности на основе его положения на эволюционном дереве, а затем сравнить с эмпирически установленным. Люди относятся к одной из самых агрессивных ветвей млекопитающих. Ожидаемый уровень летальной агрессии для Homo sapiens, рассчитанный на основе нашего положения на эволюционном дереве, составляет около 2% (два убийства на каждую сотню смертей).

  • Строевой шаг поднимает моральный дух

    Ученые согласились с военными в том, что синхронный строевой шаг не только укрепляет дисциплину, но и поднимает моральный дух человека.

  • Самооценка

    Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психического здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить её любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе — залог успеха и процветания, и наоборот — заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем.

  • Надежда на размножение побуждает самцов шимпанзе исполнять «воинский долг»

    Антропологи выяснили, что границы территории группы у шимпанзе защищают не только самцы с высоким рангом или те, у кого есть детеныши (то есть те, кому есть что терять), но и одинокие самцы, которые таким образом повышают свои шансы обзавестись потомством.

Далее >>>

Похожее

  • Все погибшие «за родину» отдавали свою жизнь за глупости, ошибки или капризы режима
    Александр Невзоров
    Режим может быть сколь угодно глуп, злобен и губителен. Он может плескаться в «крови и гное народа», насиловать, унижать и убивать миллионы своих подданных. Но если он умеет показывать один-единственный фокус, то убиваемое и насилуемое население всегда будет ему благодарно. От режима требуется всего лишь суметь прикинуться «родиной». Сделать это не просто, а очень просто.

  • Когда раздается: «Наших бьют!»
    Александр Марков
    Палеонтолог Александр Марков о гуманизации человечества и об инстинкте объединения против врагов.

  • Почему люди постоянно воюют и сколько это будет продолжаться

    Почему из всех животных воюют друг с другом только люди? Это потому, что мы такие умные? Или, наоборот, мы стали такими умными, потому что были агрессивными? Или некоторые животные тоже могут под настроение истреблять себе подобных? Попробуем мирно разобраться.

  • Спорт — имитация войны
    Леонид Радзиховский

    Лозунг мирового олимпийского движения: «О, спорт — ты мир!» Мне кажется, что это не просто красиво-пустые слова. Спорт — мир, в том смысле, что он — имитация войны. В случае спортивных битв слова Оруэлла «Война — это мир» соответствуют действительности.

  • Война — естественное проявление коллективизма?
    Александр Марков

    Ранее считалось, что военные рейды на территорию соседней группы с целью убийства или запугивания иноплеменников характерны только для людей и их ближайших родственников — шимпанзе. Теперь выяснилось, что сходное поведение встречается и у паукообразных обезьян, обитающих в лесах Центральной Америки. В отличие от шимпанзе и людей, у паукообразных обезьян ни в одном из семи зарегистрированных рейдов дело не доходило до убийства.

  • Храм на крови

    Место церкви в современном обществе: в душах людей или в коридорах власти? Ради чего церковь забывает о своем предназначении? В программе Александра Подрабинека «Дежавю» протоиерей Александр Борисов, этнограф Ахмет Ярлыкапов, историк Ирина Карацуба.

  • Человеческая агрессивность имеет глубокие эволюционные корни
    Александр Марков

    биологи реконструировали эволюционную историю летальной внутривидовой агрессии у млекопитающих, сопоставив данные о причинах смерти у 1024 видов со структурой эволюционного дерева. Оказалось, что в данных по уровню агрессии есть «филогенетический сигнал», то есть виды отчасти наследуют свою агрессивность от видов-предков. Это позволяет предсказать для каждого вида ожидаемый уровень агрессивности на основе его положения на эволюционном дереве, а затем сравнить с эмпирически установленным. Люди относятся к одной из самых агрессивных ветвей млекопитающих. Ожидаемый уровень летальной агрессии для Homo sapiens, рассчитанный на основе нашего положения на эволюционном дереве, составляет около 2% (два убийства на каждую сотню смертей).

  • Строевой шаг поднимает моральный дух

    Ученые согласились с военными в том, что синхронный строевой шаг не только укрепляет дисциплину, но и поднимает моральный дух человека.

  • Самооценка

    Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психического здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить её любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе — залог успеха и процветания, и наоборот — заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем.

  • Надежда на размножение побуждает самцов шимпанзе исполнять «воинский долг»

    Антропологи выяснили, что границы территории группы у шимпанзе защищают не только самцы с высоким рангом или те, у кого есть детеныши (то есть те, кому есть что терять), но и одинокие самцы, которые таким образом повышают свои шансы обзавестись потомством.

Далее >>>

Книги автора Конрад Лоренц

Агрессия, или Так называемое зло — Конрад Лоренц

13 августа 2017, 15:00

Жанр: Зарубежная психология, Зарубежная литература

+

Конрад Лоренц – выдающийся зоолог и зоопсихолог, философ и психолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, автор прошедших проверку временем книг «Год серого гуся», «Кольцо царя Соломона» и «Человек находит друга». «Агрессия, или Так называемое…

Человек находит друга — Конрад Лоренц

12 ноября 2013, 17:30

Жанр: Зарубежная прикладная и научно-популярная литература, Зарубежная литература

+

Только два вида животных стали членами домашнего круга человека не как пленники и были приручены не с помощью принуждения – собака и кошка. Их объединяют два момента – оба они хищники и у обоих человек использует их охотничьи способности. А во всем остальном, и главное – по характеру своих отношений с человеком, они разнятся между собой, как день и ночь. Нет другого животного, которое так кардинально изменило бы весь образ жизни, всю сферу своих интересов, стало бы до такой степени домашним, как собака; и нет другого животного, которое за долгие века своей связи с человеком изменилось бы так мало, как кошка.

Сила обаяния собаки заключена в глубине дружбы и крепости духовных уз, которые связывают ее с человеком, а очарование кошки объясняется как раз тем, что она не вступила с ним в тесный контакт, что она охотится в его конюшнях и амбарах с таинственной и недоступной даже тогда, когда нежно трется о ноги хозяйки или ублаготворено мурлычет у огня.

Выдающийся ученый и замечательный публицист Конрад Лоренц в своей книге «Человек находит дpуга» увлекательно рассказывает о наблюдениях над общением людей с собаками и кошками и взаимоотношениях «братьев меньших» между…

Восемь смертных грехов цивилизованного человечества — Конрад Лоренц

28 октября 2013, 17:18

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Имя замечательного австрийского биолога и философа, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903-1989), его книги о животных известны во всем мире и хорошо знакомы нашим читателям. В данном издании собраны работы Лоренца, в которых он пытается найти ответ на самые острые проблемы социальной жизни, на проблемы глобального характера, перед лицом которых оказалось современное человечество, а также выявить те глубинные корни поведения людей и процесса человеческого познания, которые объединяют нас с «братьями меньшими». Две из трех работ Лоренца, вошедших в книгу, на русском языке публикуются впервые. Издание адресовано широким кругам…

Агрессия — Конрад Лоренц

28 октября 2013, 13:20

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Конрад Лоренц (1903-1989) – выдающийся австрийский учёный, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных.

В данной книге автор прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens, именно поэтому книга публикуется в серии «Библиотека зарубежной психологии».

Утверждая, что агрессивность является врождённым, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных – и доказывая это на множестве убедительных примеров, – автор подводит к выводу;

«Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьёзной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития.»

На русском языке публиковались книги К. Лоренца: «Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга», «Год серого…

Кольцо царя Соломона — Конрад Лоренц

4 октября 2013, 01:03

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Автор – современный учёный, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников науки о поведении животных – этологии.

Неоценимое достоинство книги Конрада Лоренца, написанной четверть века назад и пользующейся неизменной популярностью, состоит в том, что она живо, просто и доступно рассказывает о научном поиске, пробуждая в читателе стремление к глубокому познанию окружающего нас мира.

РИСУНКИ…

Безопасное русло, или что делать с агрессией?

Лоренц определяет несколько способов направить агрессивное напряжение в нужное русло. Одним из гениальнейших инструментов эволюции он называет переориентацию нападения. То есть, агрессия направляется не на того, кто ее спровоцировал, а на того, кого бить безопасно.

Еще есть ритуализация – повторение одних и тех же действий при возникновении определённых ситуаций, когда нужно защитить себя или потомство. Все участники ритуала выучивают эту последовательность действий и понимают, что она означает.

При частом использовании ритуализация превращается в инстинкт самосохранения, который передаётся по наследству генетически. Врождённые ритуалы тормозят агрессию и развивают социальное поведение.

Ритуал может переходить не только в инстинкт. У людей ритуалы становятся традицией, которая передаётся от поколения к поколению через обучение. Среди животных такое тоже случается, но относительно редко.

Автор много пишет о взаимосвязи ритуала, привычки, обычая и традиции. Например, если меняется привычка, то обычно это изменение несёт лёгкую тревожность и возбуждение из-за новизны, но в целом не меняет картину мира. А вот если меняется обычай или традиция, то это, в зависимости от культуры и глубины традиции, может вызвать сильный всплеск агрессии. Лоренц пишет об этом так:

«Любое отклонение от форм общения, характерных для определённой группы, вызывает агрессию, и потому члены такой группы оказываются вынуждены точно выполнять все нормы социального поведения. С нонконформистом обращаются так же скверно, как с чужаком».

Причина в том, что привычку человек формирует сам или научается от другого человека, а обычай или традиция формируются десятилетиями, передаются от значимой личности, и уже никто не помнит, откуда они взялись. Нужны годы, чтобы повторяющееся действие стало символизировать что-то, как трубка мира, например. Переломить эти глубинные установки очень трудно.

Какие функции выполняет агрессия?

Автор говорит об агрессивном поведении как:

  • О необходимости защитить занятую территорию. Яркую рыбку и громкую птицу видно и слышно издалека, а это значит, что место занято, и нужно искать другое, чтобы осесть.
  • О межвидовой борьбе. Чем быстрее убегает антилопа, тем мощнее, сильнее и прыгучее хищник. И, наоборот, чем когтистее и мощнее лапы хищника, тем быстрее антилопа и острее её слух.
  • О защите из страха (при кризисе). Когда некуда бежать, организм тоже проявляет агрессию, которая служит для сохранения вида. Поэтому курицы-наседки так яростно защищают птенцов при приближении возможной опасности.
  • О межвидовой борьбе. Страх быть пойманным или остаться голодным – это тоже вид агрессивного поведения, хоть и немного другой.

Интересны размышления автора о том, что внутривидовая борьба несёт в себе куда большую опасность, чем межвидовая. Он много говорит о пространстве и осёдлости, как об одном из факторов, провоцирующих агрессивное поведение. Слишком близкое соседство рано или поздно приведёт к внутренним конфликтам. При этом, чем больше особей одного вида живут на одной территории, тем чаще они буду проявлять агрессию в отношении друг друга.

Одновременно с этим Лоренц говорит о том, что существуют природные механизмы уменьшения агрессии. Это некие «правила поведения», заложенные мирозданием, чтобы не допустить уничтожения всего вида. И чем опаснее вид (в эволюционно-биологическом смысле), чем сильнее особи, чем острее их клыки — тем строже поведенческие рамки для этого вида.

Автор указывает несколько способов смягчения агрессивного поведения. Например, многие млекопитающие делят территорию на зоны, или охотятся по расписанию. Кошки, собаки и другие животные метят территорию, чтобы избежать неприятных столкновений и драк.

Отбор по половому признаку – ещё один способ ограничить агрессию. У птиц самки выбирают тех самцов, у которых ярче или причудливее оперение. Или отбор происходит через поединок, где по-настоящему агрессивными становятся именно те особи, кому отдаётся роль заботы о потомстве. Например, у некоторых видов обезьян это самцы, а у кур и уток более «склочными» будут самки.

Еще одним инструментом регулирования агрессии выступает иерархия. Этот принцип организации сообщества основывается на том, что каждый в обществе знает, кто сильнее, а кто слабее, то есть, когда логичнее отступить, а когда можно побороться.

Лоренц выделяет три положительные функции агрессии: распределение вида/видов по одной территории, отбор в поединках и защита пространства.

Этология по Лоренцу

Проводя много времени с дикими и домашними животными ещё в детстве, он уже в те годы обнаружил наличие у животных, в первую очередь у наблюдаемых им птиц, наличие социальных моделей поведения, таких как узнавание, запечатление и обучение. Он заметил, что вылупившиеся птенцы запоминают место, где они родились, внешний вид, запах и голос матери и другие внешние признаки среды. Если птенец вместо матери-птицы видит перед собой человека, то он начинает воспринимать его как маму.

Данное явление называется импринтингом. Лоренц выяснил, что в равной мере оно присутствует и у человека. Дальнейшие его исследования показали, что инстинкты не являются только лишь реакцией на внешние раздражители: они формируются прежде всего за счёт внутренних побуждений.

К примеру, если убрать все раздражающие факторы, вызывающие агрессию, то агрессия у организма никуда не исчезнет, она только будет копиться, пока не выплеснется по какому-нибудь ничтожному поводу. Этот процесс лежит в основе так называемой кабинетной лихорадки – психического расстройства, происходящего при длительном нахождении группы людей в закрытом помещении (например, в тюремной камере или отсеке подводной лодки).

Если же агрессия вызвана неким внешним раздражителем, то нередко она направлена не на сам раздражитель, а на более доступные объекты – например, на случайных людей, «попавшихся под руку», или на неодушевлённые предметы.

Внутренняя природа агрессии также имеет отношение к морали. Лоренц заметил, что животные, имеющие от природы сильное вооружение (мощные рога, когти, острые зубы и др.), обладают также врождённой моралью – инстинктивным запретом на использование этого вооружения во внутривидовых столкновениях, особенно если побеждённый демонстрирует покорность. А животные, у которых природное вооружение слабое, такой врождённой морали не имеют.

Человек по своей природе относится к слабо вооружённым существам, поэтому его врождённые моральные устои очень слабые. Изобретение оружия, особенно огнестрельного, становится губительным для человеческого существования: человек получает в своё распоряжение искусственно созданное смертоносное оружие, но при этом его мораль остаётся на прежнем уровне. Это порождает геноцид, кровавые диктатуры, крупные военные преступления.

Главной проблемой современного человека, считал Лоренц, является его отрыв от природы. Городская цивилизация ХХ века, по его словам, не соответствует природным механизмам существования человека. Этому он посвятил отдельную книгу, в которой перечислил «восемь грехов» современного человека:

  • Перенаселение;
  • Опустошение жизненного пространства;
  • Высокий темп жизни;
  • Нетерпимость к дискомфорту;
  • Генетическое вырождение;
  • Разрыв с традициями;
  • Индоктринируемость, некритическое восприятие информации;
  • Угроза ядерного оружия.

При этом ядерная угроза понимается им как наименее опасный «грех», поскольку для его устранения достаточно лишь отказаться от ядерного оружия.

Каждый из этих «грехов» порождает массу проблем. К примеру, перенаселение приводит к необходимости поддерживать близкие контакты с большим числом людей, но человеческая память не рассчитана на запоминание более чем нескольких десятков людей. Современная цивилизация призывает к проявлению сострадания ко всем без исключения, а это может оказаться губительным, поскольку сострадание проявляется и к криминальным элементам.

Слишком большое количество информации приводит к тому, что человек утрачивает критическое мышление и начинает верить всему подряд. В традиционном обществе неким противовесом этому были хотя бы традиционные убеждения – религия, мифология. С утратой религии человек утратил и критерии выбора информации.

Религия, по мнению Лоренца, противоречит научному познанию, однако в своё время она оказалась эволюционно необходима человечеству, поскольку позволяла выжить. Поэтому учёный считал, что полный отказ от неё нежелателен.

Теория Лоренца позволяет объяснить явление сублимации. Так психологи называют перевод негативных переживаний в общественно приемлемую форму – творчество, физические упражнения, спортивные состязания и др. Таким образом, присущая индивиду внутренняя агрессия находит выход, не причиняя время тем, кто в ней не виноват.

Объясняет она и увлечение психоактивными веществами, в том числе наркотиками. Ведь одна из главных причин их употребления – стремление осилить и обработать огромное количество информации.

Похожее

  • Все погибшие «за родину» отдавали свою жизнь за глупости, ошибки или капризы режима
    Александр Невзоров
    Режим может быть сколь угодно глуп, злобен и губителен. Он может плескаться в «крови и гное народа», насиловать, унижать и убивать миллионы своих подданных. Но если он умеет показывать один-единственный фокус, то убиваемое и насилуемое население всегда будет ему благодарно. От режима требуется всего лишь суметь прикинуться «родиной». Сделать это не просто, а очень просто.

  • Когда раздается: «Наших бьют!»
    Александр Марков
    Палеонтолог Александр Марков о гуманизации человечества и об инстинкте объединения против врагов.

  • Почему люди постоянно воюют и сколько это будет продолжаться

    Почему из всех животных воюют друг с другом только люди? Это потому, что мы такие умные? Или, наоборот, мы стали такими умными, потому что были агрессивными? Или некоторые животные тоже могут под настроение истреблять себе подобных? Попробуем мирно разобраться.

  • Спорт — имитация войны
    Леонид Радзиховский

    Лозунг мирового олимпийского движения: «О, спорт — ты мир!» Мне кажется, что это не просто красиво-пустые слова. Спорт — мир, в том смысле, что он — имитация войны. В случае спортивных битв слова Оруэлла «Война — это мир» соответствуют действительности.

  • Война — естественное проявление коллективизма?
    Александр Марков

    Ранее считалось, что военные рейды на территорию соседней группы с целью убийства или запугивания иноплеменников характерны только для людей и их ближайших родственников — шимпанзе. Теперь выяснилось, что сходное поведение встречается и у паукообразных обезьян, обитающих в лесах Центральной Америки. В отличие от шимпанзе и людей, у паукообразных обезьян ни в одном из семи зарегистрированных рейдов дело не доходило до убийства.

  • Храм на крови

    Место церкви в современном обществе: в душах людей или в коридорах власти? Ради чего церковь забывает о своем предназначении? В программе Александра Подрабинека «Дежавю» протоиерей Александр Борисов, этнограф Ахмет Ярлыкапов, историк Ирина Карацуба.

  • Человеческая агрессивность имеет глубокие эволюционные корни
    Александр Марков

    биологи реконструировали эволюционную историю летальной внутривидовой агрессии у млекопитающих, сопоставив данные о причинах смерти у 1024 видов со структурой эволюционного дерева. Оказалось, что в данных по уровню агрессии есть «филогенетический сигнал», то есть виды отчасти наследуют свою агрессивность от видов-предков. Это позволяет предсказать для каждого вида ожидаемый уровень агрессивности на основе его положения на эволюционном дереве, а затем сравнить с эмпирически установленным. Люди относятся к одной из самых агрессивных ветвей млекопитающих. Ожидаемый уровень летальной агрессии для Homo sapiens, рассчитанный на основе нашего положения на эволюционном дереве, составляет около 2% (два убийства на каждую сотню смертей).

  • Строевой шаг поднимает моральный дух

    Ученые согласились с военными в том, что синхронный строевой шаг не только укрепляет дисциплину, но и поднимает моральный дух человека.

  • Самооценка

    Многие убеждены, что самооценка влияет на состояние психического здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стараются повысить её любым способом. А большинство американцев уверено, что высокое мнение о себе — залог успеха и процветания, и наоборот — заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем.

  • Надежда на размножение побуждает самцов шимпанзе исполнять «воинский долг»

    Антропологи выяснили, что границы территории группы у шимпанзе защищают не только самцы с высоким рангом или те, у кого есть детеныши (то есть те, кому есть что терять), но и одинокие самцы, которые таким образом повышают свои шансы обзавестись потомством.

Далее >>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.