Тяжелые интеллектуальные нарушения

Нужно ли вообще обучать таких детей в школе?

В нашей стране обучение детей, у которых тяжелая умственная отсталость или даже умеренная, лучше организовано, конечно же, в специализированных школах. Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.

Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам.

И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом. Потому что люди с тяжелой интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка. Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше. И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.

Поэтому для них так важна организация особенной образовательной среды. Но еще Л.С. Выготский задавался самым главным вопросом о том, что имеет ли смысл вообще затрачивать столько финансовых и человеческих ресурсов на то, чтобы обучать такого ребенка. Ведь дальнейшая польза от него выглядит на первый взгляд весьма сомнительной, этот человек как будто и не сможет быть полезным своей стране. Во всяком случае, разница между ним и нормально развитым сверстником в этом плане очень существенна. Но все же… Имеем ли мы право так рассуждать? Современная педагогика дает однозначный ответ – воспитание таких особенных детей задача едва ли даже не важнее воспитания обычных детей, без явных патологических особенностей развития.

Внешние проявления болезни

Людей с подобным отклонением распознать довольно просто. Они резко отличаются от здоровых индивидов.

Патология проявляется в выражении лица, которое кажется восковым. Имбецилы – это люди, у которых почти полностью отсутствует мимика. Мигание глаз очень редкое. Большинство пациентов с подобным диагнозом имеют дефекты черепной коробки, аномалии прикуса. Уши выглядят слишком оттопыренными. У таких больных наблюдаются расстройства моторики и нарушения двигательных функций. Они сгорблены, неуклюжи. При разговоре часто машут руками, мотают головой. Имбецилы – это люди с неопрятной внешностью. У них преобладают примитивные потребности. Пациенты с данной патологией отличаются повышенным сексуальным влечением, много едят.

Симптомы

Признаки имбецильности включают:

  • выраженную неврологическую симптоматику (наличие параличей, парезов, нарушений различных видов чувствительности, поражений черепно-мозговых нервов, выпадений корковых центров различных анализаторных систем);
  • многочисленные физические дефекты (в зависимости от причины развития имбецильности может наблюдаться неправильный рост зубов, заячья губа и др.);
  • проявления простейших рефлекторных актов;
  • отставание в физическом и умственном развитии;
  • недоразвитие речи (произносят только простые короткие фразы, не понимают сложную по смыслу речь, не способны к полноценной развернутой речи, испытывают трудности при восприятии или порождении предложений);
  • недоразвитие памяти (с трудом запоминают короткие отрывки стихотворения и др.);
  • неспособность к абстрактному мышлению (при обучении могут освоить примитивный счет, научиться различать предметы, но не способны связывать предметы и явления в одну смысловую группу);
  • подчиняемость, повышенную внушаемость, часто приводящую к асоциальному поведению;
  • недоразвитие воли (задание выполняется только под постоянным контролем, а при отсутствии контроля больной быстро отвлекается);
  • вспышки агрессивности и другие эмоциональные нарушения;
  • способность выполнять только несложные действия, что вызывает некоторые трудности при самообслуживании.

Лица, страдающие имбецильностью, обычно самостоятельно едят, занимаются несложной работой по дому, опрятны. При должном обучении некоторые из них усваивают элементарные знания (могут читать по слогам и считать деньги и предметы).

Перемена обстановки вызывает у больных своеобразную негативную реакцию.

Диагностика имбецильности

Чтобы выявить признаки имбецильности, специалисту, как правило, достаточно осмотра и беседы с пациентом. Степень отсталости выявляется путем психологического тестирования и определения уровня интеллекта.

Врач также должен провести дифференциальное исследование, исключающее шизофрению и деменцию. Этот этап, как и этап диагностики, предполагает проведение специальных тестов. Отличия их результатов состоят в том, что у шизофреников отставание в развитии имеет диссоциированный, парциальный характер, а у пациентов с деменцией сохраняется практически весь багаж знаний, эмоциональность и богатый словарный запас.

У маленьких детей определить имбецильность сложнее, чем у взрослых по причине, что система критериев может быть применена только для подростков и детей от 7 лет. Несмотря на это, коррекционные меры и помощь в обучении и адаптации в социуме необходимо начинать проводить в раннем возрасте пациента.

При запаздывании развития психомоторных функций в первый год жизни ребенка формирующуюся имбецильность сложно отличить от результатов плохого ухода и соматических заболеваний. Глубокая имбецильность поддается более точному диагностированию на этой стадии развития малышей, так как у них наблюдается отсутствие базовых навыков. Они не берут предметы из рук других людей, не хватают их и не придерживаются при стоянии за окружающие объекты. У таких детей нет реакции на голос и речь, из-за чего их могут ошибочно принимать за глухих.

В возрасте до года специалист может выявить имбецильность по характерному отсутствию у ребенка интереса к окружающему миру, однообразной мимике и невыраженной эмоциональной реакции.

В возрасте от 1 года до 3 лет дети-имбецилы могут играть. Их игры примитивны, они не понимают назначения игрушек и всех окружающих их предметов. Восприятие информации происходит не по смыслу, а ограничивается узнаванием характерных фраз в сочетании с определенной интонацией и жестом. В детском возрасте определение степеней имбецильности может быть неточным ввиду расплывчатости их критериев.

Особенности эмоциональной сферы

Такие люди отличаются неразвитой волей и повышенной внушаемостью. Вследствие этого они нередко попадают в компании наркоманов, совершают противоправные и асоциальные поступки. Что касается характера, некоторым пациентам присуще простодушие, веселость, другие отличаются агрессивностью и возбудимостью, третьи боязливы, пассивны и стеснительны. Такие люди очень привязаны к своим родственникам, называют их по именам.

На критику реагируют бурно, а похвалу воспринимают с большой радостью. Часто не способны узнать знакомых или членов семьи. При смене обстановки теряются и испытывают страх. Могут с удовольствием выполнять работу по хозяйству (уборка, мытье тарелок), однако если не контролировать таких больных, они быстро отвлекаются от дела. В связи с тем, что пациенты не способны обслуживать себя, они не проживают самостоятельно.

Аномалии развития интеллекта

Нарушения умственной деятельности становятся заметны уже в раннем возрасте. Такой малыш поздно учится сидеть, стоять и ходить. Его движение отличаются неловкостью. В дальнейшем наблюдается отставание в овладении навыками самообслуживания. Ребенок не способен пользоваться посудой, одеваться, мыться. Он плохо осваивает речь. Разговаривают такие пациенты простыми фразами. Считают они только по пальцам. Характерные для имбецилов симптомы – это слабая способность к запоминанию информации, невозможность группировать предметы со сходными признаками.

Они не в состоянии воспроизвести содержание текста, рассказать стихотворение или ответить на вопрос о том, что общего есть у персика и яблока. Больные, однако, осваивают простые навыки счета, читают по слогам. Путем имитации можно научить этих пациентов выполнять несложные действия.

Отрывок, характеризующий Имбецильность

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.
«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.

Имбецильность
— это слабоумие, которое является средней степенью олигофрении, выражающееся в интеллектуальном недоразвитии. Заболевание вызывается задержкой в развитии мозга плода или младенца в первые годы жизни.

Имбецильность внешне заметна в виде отклонений физических, а также психических. Способность к обучению у имбецилов ограничивается чтением по слогам, счету предметов и денег. Эмоции и мышление у больных инертны, а также тугоподвижны. Имбецилы путем постоянных тренировок и подражаний приучаются к простейшему труду. Перемена обстановки для страдающих на имбецильность дается тяжело. Слепое подражание и повышенная внушаемость может послужить причиной асоциальных поступков.

Имбецильность составляет до 20% от общего количества случаев олигофрении, а распространённость заболевания достигает 4-е случая на 10000.

Характеристика имбецильности

Характеристика имбецильности позволяет оценить общую степень развития ребенка и его дальнейший потенциал, сообразно с его заболеванием. IQимбецилов колеблется от 20 до 50, в соответствии с чем выделяют несколько форм проявления заболевания: резкую (IQ 20-35) и умеренную (IQ 35-50).

Больные имбецильностью неплохо принимают обращение к ним других людей, и могут отвечать некоторыми фразами. Тем не менее, их собственная речь весьма бедна, грубая, имеет неточность. Активный словарный запас имбецила в среднем состоит из пары сотен слов.

Общее мышление у них медлительно, примитивно, последовательно и не терпит отвлечений, требуя всей возможной концентрации. При этом их запас познаний довольно узкий, а также характерно недостаточное развитие памяти, внимания, волевых качеств.

Имбецильность характеризуется и такими признаками: легкая внушаемость, безразличность, безинициативность, растерянность в новой обстановке. Имбецилов можно обучить простому труду и навыкам. Отдельные из них способны научиться считать и писать, самостоятельно обслуживать себя, выполнять простейшие поручения по дому, например, уборку, и заниматься несложными операциями, такими как склеивание коробок, мытье посуды.

Эмоции у них видны намного лучше, чем у больных идиотией. Они нормально реагируют на стороннее порицание или похвалу, узнают родных и близких, хорошо относятся к ним. Так как имбецилы легко внушаемы и инертны, они нуждаются в постоянном наблюдении и уходе, поскольку могут слишком быстро попасть под дурное влияние и стать асоциальными.

Кто такой имбецил

Имбецильность характеризуется появлением отклонений в психическом развитии, которое наблюдается со стороны. Умственный возраст пациента находится в непосредственной зависимости от степени тяжести патологии:

  • умеренная (6-9 лет) характеризуется ограниченным развитием навыков, речи;
  • тяжелая (3-6 лет) сопровождается нарушением речи и движений, неспособностью усваивать навыки самообслуживания и общения.

У больных отмечаются нарушения в развитии:

  • пропорции лица, головы нарушены;
  • развитие конечностей нарушено;
  • половые железы развиты недостаточно, их функции снижены;
  • мышечная сила снижена.

Уже в раннем детстве отмечаются проявления патологии. Словарный запас включает лишь существительные и глаголы, в разговоре используют короткие фразы.

Процесс мышления нарушен, нет воображения, информация об окружающем мире минимальная. Их поведение бывает добродушным или агрессивным. Существует 2 типа больных:

  • торпидные (ко всему относятся безразлично);
  • эректильные (подвижные).

Их кругозор ограничен жесткими рамками, редко выходит за грань удовлетворения инстинктов. Многие пациенты отличаются отсутствием чувства насыщения, могут съедать по несколько порций.

Лечение олигофрении

Лечением олигофрении занимаются психоневрологи либо психиатры. Дополнительно больные проходят терапию у психологов, дефектологов, логопедов. Лечение олигофрении возможно, только если заболевание появилось на фоне ферментопатии или мукополисахаридоза.

В других случаях терапия – лишь симптоматическая. Медикаментозное лечение олигофрении у детей осуществляется с помощью ноотропных препаратов («Аминалон», «Пирацетам», «Пантогам»), антиоксидантов, витаминов («Церебролизин», глутаминовая и янтарная кислота), антигипоксантов. Если наблюдается перевозбуждение, то рекомендованы успокаивающие препараты, при заторможенности – стимуляторы мягкого действия.

При возникновении слабоумия из-за нарушения работы щитовидной железы назначаются йодсодержащие или гормональные препараты. Лечение олигофрении легкой степени требует не только применения лекарств. Такие люди могут жить в социуме, а значит, их необходимо к этому готовить и помогать освоиться. Это не только контакты с родными, необходимы беседы с психологами, неврологами, занятия с логопедами. Коррекция проводится не только с детьми, но и с их родителями.

Особенное внимание уделяется вхождению в любой коллектив (д/с, школу и т. д.)

Дополнительно проводятся уроки по самообслуживанию. Взрослые помогают не только выбрать специальность, но и получить нужные профнавыки. При этом обязательно учитывается степень слабоумия, особенности физ-развития, психического состояния, отсутствие других расстройств.

Прогноз заболевания

Если диагностирована олигофрения, прогноз заболевания зависит от стадии отсталости, вовремя поставленного диагноза и начала лечения. Во многих случаях патология устраняется еще до появления ребенка на свет. При легкой степени слабоумия больные могут нормально развиваться, но при усиленном внимании, а со временем самостоятельно решать бытовые ситуации, решать простые жизненные задачи.

В стадии дебилизма люди могут получать профессии, нормально существовать в социуме. Однако для решения сложных вопросов требуется поддержка и помощь со стороны. При средней, тяжелой степени олигофрении больные могут научиться несложным действиям. Однако для трудоустройства таких больных нужны специально оборудованные места.

Тем не менее, при имбецильности правильное обучение и уход могут значительно повысить адаптацию в социуме. Для этого существуют специальные программы для обучения на дому. При глубокой форме слабоумия больные требуют круглосуточного ухода и недееспособны.

Олигофрения – это заболевание не временное, а на всю жизнь. Одни приспосабливаются к неполноценной жизни, другие остаются нетрудоспособными. В любом случае таким больным требуется постоянный контроль.

С помощью современной медицины зарождение патологии можно выявить на начальных стадиях и предупредить слабоумие еще в материнской утробе либо прервать беременность. Для этого и существуют скрининговые обследования.

Как предупредить появление нарушений у ребенка?

Кроме того, факторы, влияющие на эмбриогенез ребёнка, – это гемолитическая болезнь плода, вирусные и бактериальные инфекции женщины

Важной причиной развития нарушений могут быть вредные привычки, от которых мать не отказывалась во время беременности. Другой группой факторов являются родовые травмы малыша, длительное нахождение без кислорода

Имбецилизм, что это такое? Разбирая данный вопрос, следует сказать о том, что рассматриваемое заболевание подразделяется на четыре типа, которые отличаются причинами, спровоцировавшими развитие патологии. Наследственный тип заболевания связан с наличием дефектных генов, полученных от родителей. Внутриутробный тип патологии развивается на фоне бактериальных или вирусных поражений плода, во время внутриутробного развития. Также существует особая форма задержки интеллектуального развития, спровоцированная патологиями в работе головного мозга или эндокринной системы.

Помимо этого, существует вид имбецилизма, что вызывается асфиксией, гипоксией мозга или родовыми травмами. Данная форма патологии может возникнуть на фоне перенесения черепно-мозговых травм или серьезных инфекционных заболеваний в младенческом возрасте.По мнению специалистов, существует множество различных факторов, которые провоцируют сбои в умственном развитии. Данные факторы подразделяются на три категории:

  1. Первая категория – внутренние факторы, в список которых входят плохая наследственность, генетические нарушения и хромосомные аномалии.
  2. Вторая категория – внешние факторы, среди которых следует выделить наличие острых инфекционных заболеваний во время вынашивания плода, или длительное употребление наркотических препаратов родителями ребенка. К этой же категории факторов относятся черепно-мозговые травмы, полученные во время появления на свет.
  3. Третья категория – совокупность влияния внешних и внутренних факторов, что значительно увеличивают риск развития имбецильности.

Иногда люди используют в повседневной речи понятия, относящиеся к медицинской науке, но не совсем понимают их значения. Например, нередко в качестве оскорбления используется слово “имбецил”. Так говорят об индивиде, который ведет себя нелепо, нарушает общепринятые нормы. Однако подобное понятие не совсем корректно употреблять в отношении людей, не имеющих отклонений в умственном развитии. Что обозначает имбецил? Так специалисты в области психиатрии называют людей с низким уровнем интеллекта, практически неспособных к обучению.

У лиц с этой патологией слабо развиты память и мышление, преобладают простые инстинкты. Вследствие очень ограниченного кругозора такие индивиды нередко попадают под влияние других людей. Понятие “имбецил”, значение слова предполагает наличие диагноза, поставленного психиатром на основе обследования.

Состояние младенца во многом определяется здоровьем будущей матери в период вынашивания плода. Чтобы обезопасить малыша от развития подобного отклонения, при беременности нужно соблюдать такие рекомендации:

  1. Регулярно приходить на консультацию к доктору.
  2. Исключить вредные пристрастия (употребление спиртосодержащей продукции, наркотических веществ и табака).
  3. Своевременно договориться со специалистом по поводу ведения беременности.
  4. Каждый день гулять на свежем воздухе.
  5. Хорошо высыпаться.
  6. Употреблять достаточное количество овощей, фруктов, зелени, отказаться от консервов, острых кушаний.
  7. Избегать применения щипцов в процессе родов.

Слабоумие может быть врождённым и приобретённым в течение жизни. Чаще всего олигофрения появляется ещё в утробе матери или в раннем детстве. Существует ряд факторов, влияющих на развитие этой патологии. Частыми причинами слабоумия являются генетические и хромосомные дефекты, которые зарождаются ещё на ранних сроках беременности матери

Эдвардса). Кроме того, факторы, влияющие на эмбриогенез ребёнка, – это

В настоящее время слабоумие не лечится. Дети, которым был выставлен этот диагноз, имеют группу инвалидности. Для того чтобы облегчить им жизнь, их обучают в специализированных учреждениях, где они получают начальное образование и овладевают навыками, позволяющими им в дальнейшем работать. Такую способность имеет как дебил, так и имбецил. Фото таких больных можно увидеть в нашей статье или медицинской литературе.

Внешние проявления болезни

Людей с подобным отклонением распознать довольно просто. Они резко отличаются от здоровых индивидов.

Патология проявляется в выражении лица, которое кажется восковым. Имбецилы – это люди, у которых почти полностью отсутствует мимика. Мигание глаз очень редкое. Большинство пациентов с подобным диагнозом имеют дефекты черепной коробки, аномалии прикуса. Уши выглядят слишком оттопыренными. У таких больных наблюдаются расстройства моторики и нарушения двигательных функций. Они сгорблены, неуклюжи. При разговоре часто машут руками, мотают головой. Имбецилы – это люди с неопрятной внешностью. У них преобладают примитивные потребности. Пациенты с данной патологией отличаются повышенным сексуальным влечением, много едят.

Факторы, провоцирующие развитие отклонения

Формирование патологии начинается еще в утробе матери. Иногда люди с этой болезнью имеют генетические дефекты (синдром Дауна или Ангельмана). Отклонение может развиться и в том случае, если беременная женщина была инфицирована краснухой, сифилисом, вирусом герпеса.

Нередко имбецилы – это дети, чьи матери подвержены пагубным пристрастиям (злоупотребляют спиртосодержащей продукцией, наркотическими веществами).

Еще одним фактором, способствующим развитию олигофрении, может стать большая доза облучения в период вынашивания плода.

Недостаток йода и витаминов в питании женщины тоже негативно сказывается на состоянии нервной системы малыша.

Патология возникает и после тяжелого родоразрешения, если у ребенка возник недостаток кислорода или механическое повреждение.

Так как имбецилы – это, как правило, лица, принадлежащие к неблагополучным слоям населения, можно утверждать, что дефицит общения и развивающих занятий в раннем возрасте способствует формированию отсталости.

Описание

При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне. Могут присутствовать признаки телесных пороков развития: нарушения формирования головы, недоразвитие конечностей, пальцев, дефекты лица, ушей, глаз, гипогенитализм и др. Могут быть также такие неврологические симптомы, как параличи, парезы.

Имбецилы понимают окружающих, сами могут произносить отдельные слова и иногда даже короткие фразы. Речь состоит только из глаголов и существительных, косноязычна и грамматически неправильна. Как правило, речь состоит из очень коротких стандартных фраз, а словарный запас ограничен несколькими десятками слов (иногда до 200—300 слов). Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Имбецилы могут образовывать представления, но образование понятий, как более высокий этап психической деятельности, им недоступен или резко затруднён. Воображение у них почти отсутствует.

Страдающим имбецильностью удаётся привить основные навыки самообслуживания (сами одеваются, следят за собой, едят) и простейшие трудовые навыки, главным образом путём тренировки подражательных действий. При лёгкой и средней степени имбецильности больные могут учиться во вспомогательной школе, но обучить их удаётся немногому: элементарному счёту (в пределах нескольких единиц), написанию отдельных слов, чтению простых текстов.

Эмоции имбецилов более дифференцированы, чем у идиотов, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Имбецилы лишены инициативы, инертны, очень внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным. Интересы имбецилов крайне примитивны и ограничиваются в основном удовлетворением физиологических потребностей.

Сексуальное влечение у страдающих имбецильностью обычно понижено, но иногда наблюдается болезненно повышенное сексуальное влечение наряду с отсутствием сдерживающих моральных ограничений.

По поведению выделяется две группы имбецилов: вяло-апатичные, безразличные ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидные) и живые, подвижные, непоседливые (эректильные). По характеру также разделяются на четыре группы: злобно-агрессивные, упрямые и общительные, добродушные, приветливые, покладистые.

Как лечить имбецильность?

Методы лечения имбецилов логично следуют из ответа на вопрос, что такое имбецильность. Полное выздоровление больного недостижимо, все лечебные воздействия направлены на снижение тяжести сопутствующих симптомов и максимально возможную социализацию. Медикаментозное лечение имбецилов производится по следующим направлениям:

  1. Нейрометаболитики — препараты, питающие ткани головного мозга.
  2. Дегидратанты — фармацевтические средства, уменьшающие количество судорог. Для этой цели используются и диеты: бессолевая и маловодная.
  3. Транквилизаторы для коррекции поведенческих девиаций.
  4. Общеукрепляющие средства, в том числе настойки лекарственных трав.
  5. В некоторых случаях показаны антидепрессанты.

Для человека, страдающего такой болезнью как имбецильность, очень важен правильный уход, позволяющий предотвратить появление инфекционных заболеваний, в течение года показано трёхразовое лечение в стационаре. Также семьям, в которых воспитывается имбецил, необходима работа с психологом для улучшения адаптации подопечного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.