Особенность гендерных стереотипов в современном обществе

Содержание
  1. Почему детям не нужно соответствовать гендерным стереотипам?
  2. Мужские роли, женские роли
  3. Гендерные стереотипы и когнитивные искажения
  4. Вера в справедливый мир
  5. Иллюзия корреляции
  6. Каскад доступной информации
  7. Самоисполняющиеся пророчества
  8. 2 Как формируются гендерные стереотипы?
  9. Основные группы
  10. Маскулинность и феминность
  11. Семейные и профессиональные роли, интересы
  12. Выбор сферы деятельности
  13. Природа свое возьмет
  14. Изучение ограничений восприятия
  15. Когда появился интерес к изучению гендерных заблуждений
  16. Основные направления научной работы
  17. Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика. Катрин Марсал (Marcal Katrine)
  18. Миф о красоте. Стереотипы против женщин Наоми Вульф
  19. «Загадка женственности» Бетти Фридан
  20. Гендерные стереотипы
  21. Стереотипы с точки зрения этологии
  22. Примеры гендерных стереотипов
  23. Природа свое возьмет
  24. История изучения гендерных стереотипов
  25. Влияние
  26. Актеры и роли
  27. Традиционный взгляд на гендерные роли
  28. Последствия для общества
  29. В политике
  30. В экономике
  31. В религии
  32. В семье
  33. В образовании
  34. В здравоохранении
  35. Определение гендерной психологии
  36. Чего ждут от женщины
  37. Природа и признаки стереотипов
  38. Виды стереотипов
  39. Что такое гендерные роли?

Почему детям не нужно соответствовать гендерным стереотипам?

Для детей это особенно тяжело, и нам, как родителям, крайне важно не продолжать стереотипные взгляды и ожидания, которые формировали наше собственное детство. Конечно, может быть естественным полагать, что ваш сын должен развивать интерес к спорту или что ваша дочь должна быть увлечена модой или танцами

Конечно, может быть естественным полагать, что ваш сын должен развивать интерес к спорту или что ваша дочь должна быть увлечена модой или танцами.

Но вам не следует беспокоиться, если они выбирают совершенно другие или уникальные пути в жизни.

На фундаментальном уровне желание видеть, как дети придерживаются таких гендерных ролей, фактически исходит из страха и заблуждения.

Мы ошибочно полагаем, что если наш сын станет заниматься спортом, например, он легче поймет процесс социальной интеграции и станет общепринятой частью общества.

Если нет, мы опасаемся, что он, скорее всего, станет чем-то вроде социального изгоя, неспособным сформировать связи или адаптироваться к ожиданиям общества.

В результате, конечно, он будет бороться за то, чтобы преуспеть в жизни и развить атрибуты, необходимые для соблюдения типичного мужского стереотипа.

Однако, если учесть долголетие некоторых гендерных стереотипов и социальных условностей, то решение ваших детей следовать альтернативным жизненным путям следует рассматривать в другом свете.

В конце концов, требуется определенное мужество, независимая мысль и умственная сила, чтобы мальчик мог влиться в общество и соответствовать ему, избегая при этом гендерных стереотипов, вроде необходимости заниматься спортом.

По иронии судьбы, мужество и умственная сила – это те качества, которых вы ожидаете от обладающего стереотипом человека.

В этом отношении дети могут по-прежнему придерживаться позитивных гендерных ролей, не прибегая к нелогичным и устаревшим стереотипам.

Мужские роли, женские роли

Гендерные стереотипы существуют столько же, сколько существует человечество. Наверняка они менялись: вряд ли во времена матриархата представления о роли мужчин и женщин в социуме были одинаковыми.

И даже сейчас некоторые народности, живущие достаточно изолированно, искренне удивляются, когда им рассказывают о том, что пол определяет не только физическую силу, но и характер, образ мышления. Четкое гендерное разделение ролей – прерогатива больших социальных групп, которые могут себе это позволить. А если каждое копье, каждый меч на счету, если нужны рабочие руки, кому бы они ни принадлежали – мужчине ли, женщине ли – тут уже не до предрассудков.

Но это скорее исключение, чем правило. Наша культура унаследовала традиционную сепарацию мужского и женского начала, строгое разделение на мягкое и жесткое, активное и пассивное, инь и ян.

Еще философы Древней Греции писали о различиях между мужчинами и женщинами, наделяя их диаметрально противоположными чертами. Мужчина – сильный, активный, разумный, логичный, властный, женщина – слабая, пассивная, эмоциональная, подверженная порывам, покорная. И эти представления о психологии полов оказались на удивление устойчивыми. Шли века, один государственный строй сменял другой, менялись традиции и правила, этикет и религия. Но гендерные стереотипы оставались незыблемыми, как скалы.

Даже сейчас, когда никого не удивляет ни право женщины на работу, ни ее право избирать и быть избранной, традиционная формула «Мужчина – голова, женщина – шея» по-прежнему в ходу. И вреда от этого больше, чем пользы.

Гендерные стереотипы и когнитивные искажения

Когнитивные искажения — это систематические ошибки мышления, возникающие на основе дисфункциональных убеждений. Функционирование гендерных стереотипов тесно связано с несколькими когнитивными искажениями — в частности, верой в справедливый мир, иллюзией корреляции, каскадом доступной информации и самоисполняющимся пророчеством.

Вера в справедливый мир

Вера в справедливый мир — когнитивное искажение, основанное на убеждении в том, что всё происходящее в мире справедливо и, в частности, что люди, с которыми происходят нежелательные события, сами их заслужили или создали. Вера в справедливый мир является компонентом многих гендерных стереотипов в той мере, в которой они приписывают те или иные качества или социальные роли мужчин и женщин их биологической природе. Этот механизм позволяет оправдывать гендерное неравенство, игнорируя явную несправедливость или считая её естественной.

Иллюзия корреляции

Иллюзия корреляции — это восприятие двух явлений как связанных между собой, даже если наблюдаемая реальность не подтверждает наличия такой связи. В случае гендерных стереотипов иллюзия корреляции проявляется в том, что люди видят связь между гендерной принадлежностью и определёнными качествами

Формируя ожидания от гендерных групп и их представителей, гендерные стереотипы могут привлекать внимание человека к тем фактам, которые их подтверждают, и не замечать информацию, которая им противоречит. Формированию иллюзии корреляции также может способствовать тенденция делать выводы на основании ограниченного числа примеров и лучше запоминать крайние примеры внутри имеющейся выборки, чем гарантированно подтверждённые примеры

Такая склонность уделять меньше внимания сравнительно частым случаям из реальной жизни, чем отдельным ярким случаям, описывается понятием «ошибка базовой оценки». Ошибка базовой оценки работает на поддержание гендерных стереотипов, например, когда мужчина, считающий женщин плохими водителями, на дороге игнорирует многочисленных женщин-водителей, не нарушающих правила, а видя одну женщину, которая нарушила правила, воспринимает этот случай как подтверждение имеющегося у него стереотипа.

Каскад доступной информации

Каскад доступной информации — это укрепление коллективной веры во что-либо в результате нарастающего повторения в публичном дискурсе. Гендерные стереотипы постоянно воспроизводятся в средствах массовой информации. СМИ также часто искажают результаты научных исследований гендерных различий, преувеличивая обнаруживаемые различия и умалчивая о том, что межгендерных сходств исследования обнаруживают гораздо больше. Это способствует тому, что гендерные стереотипы воспринимаются как непреложная и самоочевидная истина.

Самоисполняющиеся пророчества

Самоисполняющееся пророчество — это ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность. Гендерные стереотипы часто срабатывают как самоисполняющиеся пророчества. Например, как показывают исследования, гендерные стереотипы родителей заставляют их искажённо воспринимать способности и достижения своих детей и, более того, заставляют самих детей воспринимать их так же. Как отмечают исследователи, это может ограничивать возможности самореализации детей. Гендерные стереотипы работодателей, в частности, их убеждение в том, что женщины в силу своих личных качеств не подходят для руководящей работы, заставляют их поручать женщинам те задания, которые не позволяют им проявить себя с другой стороны и приобрести дополнительный опыт.

2 Как формируются гендерные стереотипы?

Стереотипы по признаку гендера происходят от ролей, ранее распределенных в обществе. Издревле было принято, что женщина — хранительница очага, хозяйка, воспитательница детей, а мужчина обеспечивает семейство финансово и выполняет особо тяжелую физическую работу.

Исследования в этой области делятся на два основных типа — мужские и женские. Но бинарная гендерная система не универсальна, и по факту в разных странах мира существует более двух гендерных ролей

Некоторые люди меняют гендер по мере взросления и выхода из пубертатного периода, а некоторые игнорируют его совсем, не считая, что это важно для их сосуществования в социуме. То есть девушка способна просить обращаться к себе в мужском роде, парень может не определять себя как мужчину или женщину и тому подобное

По мере развития общества стигмы, клише и стереотипы могут видоизменяться, исчезать и формироваться снова.

Основные группы

Маскулинность и феминность

Относится скорее к чертам характера и интересам. Распределяет гендерные стереотипы между мужчинами и женщинами, приписывая одним смелость, храбрость и накачанное тело, а другим – худобу, нежность и трусость.

За отказ следовать таким мнениям девушек называют «мужиками» и, наоборот, говорят, что они ведут себя неправильно.

Семейные и профессиональные роли, интересы

Помимо прочего, стереотипы о женщинах диктуют, чем они должны заниматься. К примеру, девушка должна хотеть пойти в офис, а парень ― на завод или стройку. В семье одни должны быть хранителями очага, а другие ― добытчиками.

Регулируются также интересы. Парни, к примеру, не могут смотреть аниме, а женщины ― собирать модели.

Выбор сферы деятельности

Еще одни правила, назначаемые обществом, – это определение профессии и последующей области деятельности. Мужчины должны идти в точные науки, а девушки ― быть секретаршами или работать в индустрии красоты.

Эти стереотипы самые опасные. Если человек пойдет на иную работу, он столкнется с сильной дискриминацией и неравенством.

Природа свое возьмет

Главным аргументом против гендерного равенства и в пользу традиционного гендерного воспитания с четко обозначенными женскими и мужскими ролями традиционное общество называет природную необходимость девушки быть нежной и отзывчивой женой и матерью, а мужчины — защищать свою семью и вырывать себе место под солнцем. Если природа создала нас такими, то и воспитывать детей нужно в соответствии с тем, что она им уготовила. Но, позвольте, если природа так мудра и не может ошибаться, почему же она нуждается в подкреплении гендерной роли ещё и воспитанием? Если стереотипы поведения заложены в нас изначально, почему нам необходимо прилагать какие-то дополнительные усилия?
Девочка не сможет стать достойной матерью, если воспитывать в ней независимость и чувство собственного достоинства, а у мальчика не будет шансов защитить себя, если он будет заниматься танцами? Показательным для таких предрассудков можно считать случай из практики американского психотерапевта, наблюдавшего близнецов. В самом младенчестве по врачебной ошибке один из близнецов лишился пениса. Чтобы мальчик не чувствовал себя неполноценным в будущем, родители приняли сложное решение: сменить ребёнку пол. Так Джон превратился в Джоан. Джоан не знала, что родилась мальчиком, родители воспитывали близнецов в соответствии с их гендерными ролями. В подростковом возрасте у Джоан возникли проблемы со своей гендерной идентичностью, она проявляла всё больше качеств, которые чаще ждут от мальчиков, чем от девочек. Со временем родителям пришлось открыть Джоан правду, узнав которую, та решилась на повторную операцию. Теперь Джон женат на девушке и больше не испытывает проблем с гендерным самоопределением.
Природа расставила всё по своим местам, хотя в детстве Джоан играла с куклами и носила платья. Стало быть, не так уж и страшно, если мальчик в детстве будет проявлять чувствительность, а девочка — играть со сверстниками в войнушку, — природа всё равно возьмёт своё, когда придёт время, каких бы взглядов на воспитание мы ни придерживались.

Изучение ограничений восприятия

Когда появился интерес к изучению гендерных заблуждений

Начало изучения неравенства между полами и связанной с этим дискриминации появилось где-то в 1970-е годы, когда стереотипы о девушках стали противоречить волне равноправия. Общество осознало, что представители разных полов могут быть похожи.

Именно тогда появилось понятие стереотипа, и начались первые работы в этой отрасли. Изучения продолжаются до сих пор.

Основные направления научной работы

Часть ученых ведут свои работы на стыке биологии и психологии, стараясь доказать, что сексистские суждения имеют право на жизнь и обоснованы анатомически. Однако ни одно исследование в этом направлении не увенчалось успехом.

Люди стараются выяснить, чем вообще обосновано такое жесткое разделение на два гендера и присваивание им определенных характеристик. Пока есть две теории ― андроцентристская (принятие мужчины в качестве варианта по-умолчанию) и эволюционная (сексизм образовался в процессе эволюции).

Часть исследований писатели отразили в своих произведениях, уже ставших культовыми.

Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика. Катрин Марсал (Marcal Katrine)

Отлично развенчивает огромную часть заблуждений о девушках и женщинах. Рассказывает, что человек любого пола может стать прекрасным экономистом и финансистом, показывает, что в истории есть не самые очевидные примеры.

Кроме того, затрагивает роль материнства, говорит о том, что хороший родитель не обязательно должен растворяться в своем ребенке и сидеть дома до его совершеннолетия.

Миф о красоте. Стереотипы против женщин Наоми Вульф

Автор рассказывает, что от комплексов страдает большая часть людей. Она говорит, как справиться с низкой самооценкой и стать прекрасной, ничего в себе не меняя.

Поскольку гендерные стереотипы ― это полноценный набор характеристик, они затрагивают и внешность. От большинства девушек требуют быть идеально красивыми, иметь худое или подтянутое телосложение, идеальную кожу и длинные волосы.

«Загадка женственности» Бетти Фридан

Фундаментальный труд, автор которого провела огромную социологическую работу. Девушка проанализировала все труды и опросы в этой области, пообщалась с некоторыми знакомыми, сумевшими добиться успеха.

В итоге она развенчала большинство стереотипов и показала, из чего вырастают все эти «обязательные правила».

Гендерные стереотипы

Термин «гендер» является социальной категорией и включает в свою структуру определенные стереотипы поведения. Гендерные стереотипы являются моделями поведения разных полови черт характера женщин и мужчин. Модели поведения мужчин и женщин имеют различия, которые проявляются во всех областях жизнедеятельности. Их можно рассматривать, в качестве социальной истины при разрешении сложных вопросов, проблемных моментов.

Гендерные стереотипы, существующие в обществе, делятся на три основные группы:

  1. Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность отражает активность и творчество, а феминность характеризует спокойствие, пассивность и репродуктивную роль. Данные характерные свойства рассматриваются в психологии в качестве противоположных характеристик, которые могут быть взаимодополняющими.
  2. Стереотип разделения социальных функций между представителями разных полов. К примеру, женщине отводится роль домохозяйки, матери и хранительницы очага. Она является для нее приоритетной. Мужчина же, должен проявить себя в профессиональной деятельности, достичь карьерных и финансовых высот, обеспечить благополучие своей семьи.
  3. Стереотипы трудовой деятельности. В данном случае идет разделение трудовых обязанностей по половому признаку. Женщины должны выполнять работы исполнительного характера, занимать должности обслуживающего персонала, оказывать помощь людям. Мужчинам отводится занятие управленческих и руководящих должностей, политическая карьера, реализация своего творческого потенциала.

Как правило, гендерные различия устанавливаются негласными социальными нормами, которые закрепляют различные роли за представителями разных полов, их интересы и запреты.

Рисунок 1. Гендерные стереотипы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 3

Гендерная роль – это разделение деятельности, прав и обязанностей личностей в зависимости от половой принадлежности.

В обществе складывается стереотип фиксации конкретной ролевой функции за личностью женского или мужского пола. То побуждает развитие гендерных конфликтов.

Все люди, в той или иной степени, придерживаются традиций и подчиняются традиционным гендерным ролевым функциям. Психологические характеристики личности мужского и женского пола отличаются по своей природе. Это и является предпосылкой формирования определенной модели социального поведения и проявления интересов в конкретной сфере.

Замечание 1

Стереотипы являются определенными схемами поведения разных полов. Они отражают статусную принадлежность мужчин и женщин, устанавливая доминирование мужчин и дискриминацию по отношению к женщинам.

Стереотипы социума часто оказывают серьезное воздействие на личностное развитие. Они давят на сознание и приводят к нарушению многих психологических функций.

Основными признаками социальных и гендерных стереотипов являются:

  • координированность – единые представления и мнения социальной группы;
  • схематичность;
  • эмоционально-оценочная нагрузка –навыки разграничения сторон стереотипа (когнитивного и аффективного). Мужчина и его модель поведения оценивается позитивно, а женщина и ее образ, напротив, является отрицательным;
  • для стереотипов типична их устойчивость на протяжении исторического и культурного развития общества;
  • ошибочность стереотипов проявляется в уверенности принадлежности определенных качеств представителям конкретного пола, но это может оказаться только неверной догадкой.

Различия полов и их психологических характеристик гораздо меньше, чем установлено гендерными стереотипами. Половые различия слишком преувеличены, чтобы спрятать реально имеющееся сходство психологических портретов мужчин и женщин.

Стереотипы с точки зрения этологии

Самое необычное в сложившейся ситуации то, что и мужчина, и женщина действительно по-разному видят мир. Эти отличия не кардинальны, но они есть. У любого биологического вида поведение самцов и самок разнится. Причем различия эти находятся совсем не там, где их предполагают найти стереотипы. Примеры тому многочисленны. Скажем, легендарная тестостероновая агрессивность самцов. В отношении гомо сапиенс именно этим оправдывают склонность мужчин к насилию.

На самом деле внутривидовые бои носят скорее показательный характер, их назначение всего лишь привлечь внимание самки, а не уничтожить противника. Это такая же демонстрация, как токование у тетеревов или ритуальные танцы у журавлей

В противном случае самцы просто перебьют друг друга – и популяция вымрет.

Борьба за лидерство выглядит совсем иначе. Здесь все определяет не столько физическая сила и агрессивность, сколько интеллект и сила воли. Здоровый, злобный и тупой – не лучшие качества для лидера. Особенно хорошо это видно на примере популяций, чье выживание напрямую зависит от совместных скоординированных действий. Собаки, волки, широко всем известные сурикаты. И в таких популяциях лидер-самка – не редкость. Но то, что естественно в природе, гендерные стереотипы с негодованием отвергают.

Примеры гендерных стереотипов

Ряд примеров таких стереотипов мы уже упоминали в тексте. Но, можно начать с самого раннего детства, когда родители начинают покупать все вещи розового или голубого цвета. Затем выбираются типичные игрушки. Девочкам приписывается быть более аккуратными только потому, что они девочки. А мальчикам – быть более подвижными и смелыми. При этом мальчиков учат сдерживаться и не обижать малышек. И это несмотря на то, что девочки при этом могут быть крупнее и обижать их первыми. При этом у девушек прежде всего принято хвалить и подчёркивать внешнюю красоту. Тогда как у парней – ум, уверенность и смелость.

Девочек чаще отдают на танцы или гимнастику. Для мальчиков же выбирают единоборства и футбол. Чем сильнее и более выражены гендерные стереотипы, тем сложнее другому полу проявить себя в «вотчине», которая ей не приписывается. Так, в наиболее строгих мусульманских странах, считаные единицы женщин – борцов, боксёров, тяжелоатлетов. Равно как и мужчин, танцующих в балете.

Более того, женщинам во многих странах и социумах приписывается хотеть замуж и воспитывать детей. А также заниматься домашним хозяйством. Тогда как мужчинам – стремиться делать карьеру и зарабатывать деньги.

Природа свое возьмет

Главным аргументом против гендерного равенства и в пользу традиционного гендерного воспитания с четко обозначенными женскими и мужскими ролями традиционное общество называет природную необходимость девушки быть нежной и отзывчивой женой и матерью, а мужчины — защищать свою семью и вырывать себе место под солнцем. Если природа создала нас такими, то и воспитывать детей нужно в соответствии с тем, что она им уготовила. Но, позвольте, если природа так мудра и не может ошибаться, почему же она нуждается в подкреплении гендерной роли ещё и воспитанием? Если стереотипы поведения заложены в нас изначально, почему нам необходимо прилагать какие-то дополнительные усилия?
Девочка не сможет стать достойной матерью, если воспитывать в ней независимость и чувство собственного достоинства, а у мальчика не будет шансов защитить себя, если он будет заниматься танцами? Показательным для таких предрассудков можно считать случай из практики американского психотерапевта, наблюдавшего близнецов. В самом младенчестве по врачебной ошибке один из близнецов лишился пениса. Чтобы мальчик не чувствовал себя неполноценным в будущем, родители приняли сложное решение: сменить ребёнку пол. Так Джон превратился в Джоан. Джоан не знала, что родилась мальчиком, родители воспитывали близнецов в соответствии с их гендерными ролями. В подростковом возрасте у Джоан возникли проблемы со своей гендерной идентичностью, она проявляла всё больше качеств, которые чаще ждут от мальчиков, чем от девочек. Со временем родителям пришлось открыть Джоан правду, узнав которую, та решилась на повторную операцию. Теперь Джон женат на девушке и больше не испытывает проблем с гендерным самоопределением.
Природа расставила всё по своим местам, хотя в детстве Джоан играла с куклами и носила платья. Стало быть, не так уж и страшно, если мальчик в детстве будет проявлять чувствительность, а девочка — играть со сверстниками в войнушку, — природа всё равно возьмёт своё, когда придёт время, каких бы взглядов на воспитание мы ни придерживались.

История изучения гендерных стереотипов

В западной социологии повышенный интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в 1970-е годы и сохраняется до настоящего времени. Одной из первых значимых работ о природе и содержании гендерных стереотипов стало исследование И. Броверман и коллег, которое, в частности, эмпирически подтвердило гипотезу об андроцентризме гендерных стереотипов. На протяжении последующих десятилетий появились монографии и статьи, рассматривающие различные аспекты гендерной стереотипизации.

В отечественной науке первыми к теме гендерных стереотипов обратились психологи. В 1980-е годы появился ряд работ, посвящённых проблемам стереотипных представлений о качествах мужчины и женщины. Советские психологи изучали имеющийся опыт своих западных коллег, но в то время ещё использовали собственный термин «полоролевые стереотипы». В постсоветской науке гендерные стереотипы стали предметом изучения не только психологов, но также социологов, культурологов, экономистов, этнографов, лингвистов. Среди наиболее исследуемых аспектов темы — анализ влияния использования гендерных стереотипов в масс-медиа и в рекламе на дискриминацию женщин, роль гендерных стереотипов в политической, экономической сфере, сфере социальной политики.

Влияние

Влияние гендерных стереотипов очень разнообразно и затрагивает большую часть жизни людей. Например, предубеждения насчёт гендера обуславливают:

  • выбор одежды, особенно цветовые предпочтения;
  • выбор профессии (мало кто из родителей мечтает о дочери, работающей дальнобойщиком);
  • предрассудки насчёт профессиональной карьеры (в том числе, многие работодатели не желают связываться с девушками детородного возраста, предполагая скорый декрет);
  • предрассудки насчёт организационного поведения;
  • отношение к семье и браку (холостой мужчина в тридцать – завидный жених, а женщина – никому не нужная особа);
  • предрассудки насчёт эмоционально-волевого фактора (женщине более приписывается подчиняемая и менее эмоционально устойчивая роль).

Этот список можно продолжать до бесконечности, но вывод один – подобные влияния несколько суживают и ограничивают возможность личности к самореализации. Ведь женщина, выбирающая профессию грузчика и при этом отправляющаяся на футбольный матч, равно как и мужчина, мечтающий посвятить всё своё время воспитанию троих детей воспринимаются как «отклонения». Ведь существующая навязанная стереотипность утверждает обратное.

Актеры и роли

Возникает парадокс. Оправдывая устоявшиеся поведенческие модели, люди ссылаются на природные наклонности, при этом не обращая внимания на то, что в своем первозданном виде такие инстинкты реализуются совсем иначе. Гендерные стереотипы в обществе предполагают, что по умолчанию ведущий – мужчина, а ведомый – женщина, никак не увязывая вопросы лидерства с возможностями психики. В то же время в природе это зависит сугубо от личностных характеристик и ни от чего больше. Управлять будет самый умный, самый энергичный и самый решительный, потому что так лучше для популяции. А уж половая принадлежность лидера – факт малозначимый и никому не интересный. Если, конечно, речь идет не о стаде коров – так там особой потребности в интеллекте и не наблюдается.

Традиционный взгляд на гендерные роли

Согласно традиционному воспитанию к этому возрасту дети знают, что девочки намного спокойнее мальчиков, аккуратнее и прилежнее учатся, имеют склонность к изучению языков и литературе, должны уметь готовить, шить и убирать. Девочки должны быть послушными, отзывчивыми и тихими, ведь они готовятся стать женами, мамами и хранительницами домашнего очага. Мальчишкам же в это время прививают стойкость и независимость, их учат полагаться на собственные силы и добиваться своего. Традиционное общество считает, что мальчикам легче даются точные и естественные науки, а вот проблемы с грамотностью для них вполне нормальны. Однако на практике девочки далеко не всегда хотят быть тихими и чуткими, а мальчишки могут быть весьма посредственными на занятиях физикой.
Традиционный взгляд на гендерные роли запрещает мальчику проявлять эмоции, ведь он «мужчина», а «мужчины не плачут», в то время как девочке, напротив, разрешается быть чувствительной, но её переживания списываются на «женскую природу», и особого значения им не придаётся. Мальчикам легко списывают любые драки и ссоры, зато если девочке доведётся дать сдачи, разразится скандал, имя которому «ты же девочка».
В таком обществе родители стараются развивать у ребёнка те качества и навыки, которые будут общественно приемлемыми. Девочек повсеместно обучают танцам, лепке и вышивке, стараются подтянуть оценки по русскому языку и литературе, не разрешая им заниматься, например, конструированием, программированием или шахматами и сквозь пальцы смотря на «тройку» по алгебре. Если же мальчик вдруг решит, что ему не хочется вечера напролёт проводить, гоняя по полю футбольный мяч, а интереснее было бы, например, рисовать или вышивать крестиком, родители могут и вовсе проигнорировать его желания, ужесточая контроль за посещениями тренировок — со словами «чтобы даже не думал бабскими делами заниматься».
Отказывая ребёнку в доступе к тем занятиям, которые ему интересны, а взамен подсовывая то, что больше соответствует гендерным стереотипам, родители не дают ему возможность развивать его природные способности (ведь неспроста же ему интересна эта область деятельности), учат вынужденной беспомощности, показывая, что жизнь подростка не принадлежит ему самому и за него всё решит кто-то другой, а заодно показывают, что мнение общества («девочки таким не занимаются») важнее его собственных чувств и желаний.

Тут и наступает конфликт внутреннего мира ребёнка с внешним, и провоцирует его родитель — человек, который изначально ассоциируется с заботой и защитой. Теперь ребёнок, безоговорочно доверявший маме и папе, вдруг узнает, что они не всегда будут на его стороне. Исчезает доверительное отношение, и без того достаточно потрёпанное в силу подросткового возраста. Если в семье нет понимания, то любой упрёк в несоответствии гендерным стереотипам из внешнего мира (особенно от сверстников) будет оставлять свой след в психике подростка и приведёт к формированию комплекса неполноценности, который серьёзно помешает ему в дальнейшем. К тому же ребёнок, которому навязывали увлечения, сам никогда не научится понимать, что же ему действительно нужно.

Последствия для общества

В политике

Во многих странах процент участия женщин в политике достаточно низок. В результате с огромной вероятностью девушка, пропагандирующая здравые идеи, просто не попадет в парламент.
Это позволяет принимать сексистские и дискриминирующие законы. Права девушек некому защитить.

В экономике

«Стеклянный потолок» карьеры для женского пола ― это не миф. Если у работодателя будет выбор, кого взять ― девушку или парня ― они возьмут обладателя Y-хромосомы, оправдываясь стереотипами.
Кроме того, женщинам обычно платят меньшую зарплату, их реже повышают и премируют.

В религии

Во многих религиях женский пол по-прежнему считается нечистым. Яркие представители ― это православие и ислам. В обеих религиях женщина чуть ли не приравнивается к демону во время менструаций.

Она должна сидеть дома и слушать мужа. Ее мнение не учитывается. Это все приводит к страшной вещи ― женскому обрезанию.

В семье

Большинство девочек вырастают в окружении постоянных стереотипов и патриархальной модели семьи. В результате они сами не могут построить равноправный брак, найти себе достойного спутника жизни.

Это в свою очередь ведет к отношениям с абьюзером и невозможностью уйти от домашнего насилия. Девушка думает, что это нормально, что она сама заслужила побои.

В образовании

С раннего детства в голову мальчиков и девочек вбивается один и тот же стереотип: мальчишки глупые, а девчонки ― идеальные отличницы, никогда не бегающие по коридорам.

Это опасно для обеих сторон конфликта. Парней по умолчанию считают хулиганами, а от девушек требуют идеальности.

В здравоохранении

Большинство болезней связаны с гендером, по крайней мере, так считают врачи. Любое заболевание мужчины привязывают к неправильному образу жизни. Женщин лечат так, чтобы потом они смогли родить.

Определение гендерной психологии

Определение 1

Гендерная психология – это раздел психологической науки, занимающийся исследованием закономерностей личностного развития, исходя из ее половой принадлежности.

Гендерная психология возникла и оформилась в качестве отдельной отрасли психологии относительно недавно

Она занимает важное место в данном научном направлении, поскольку половая принадлежность и ее специфика играет значимую роль в развитии личности и ее основных качеств

Гендерная психология активно исследует взаимоотношения полов и стереотипы общественного поведения, обусловленные половой принадлежностью. Модели социального поведения, во многом, обусловлены половой дифференциацией.

Чего ждут от женщины

То же касается и женщин. Образ «хорошей девочки» тоже сам по себе неплох. Доброжелательная, неконфликтная, общительная, сочувствующая. Заботливая мать и жена, трудолюбивая хозяйка. Наверняка в реальности такая женщина произведет самое благоприятное впечатление на окружающих, и это будет абсолютно справедливо. Карьерные устремления – это, конечно, хорошо, но не они отличают хорошего человека от плохого. Если девочка ощущает себя именно такой, если ей легко и комфортно в рамках этих представлений – что ж, значит, ей повезло. Ее внутреннее самоощущение и стереотипы о женщинах не будут вступать в противоречие.

Проблемы возникают тогда, когда девочка заданным стандартам не соответствует. В этом случае объективно хорошие, полезные качества – напористость, активность, решительность – подавляются и воспринимаются исключительно в негативном ключе.

Природа и признаки стереотипов

Стереотип – устойчивое мнение, выработанное поколениями людей либо индивидуально в процессе жизнедеятельности личности.

Есть стереотипы о мужчинах и женщинах, начальниках и подчиненных, людях определенной национальности и вероисповедания и так далее. Во всех сферах человеческой жизни выработаны клише-стереотипы.

Стереотипы, с одной стороны, помогают человеку, давая ориентиры действий и суждений, а с другой – мешают, так как могут быть ложными. Не стоит слепо доверять стереотипам, не осмыслив их.

Например, в мире моды приняты определенные, всем известные стандарты красоты, которые по большей части отредактированы при помощи косметической коррекции лица и тела моделей, а также при помощи коррекции их фотографий в специальных программах. На обложке журнала читатели видят прекрасного, но не существующего в реальности, человека. К удивлению, практически все женщины в мире стремятся к нереальным стандартам женской красоты. Стереотип о том, что истинная красота – это красота, пропагандируемая индустрией моды, обманчив и неверен.

Чтобы отличить стереотип от предубеждения или личного мнения, нужно ориентироваться на его признаки:

  • отображение реальности в схематичной, сокращенной форме,
  • искаженное, не подтвержденное фактами или ложное мнение о чем-либо,
  • мнение, выработанное обществом в целом или несколькими поколениями людей,
  • неоспоримость; для опровержения стереотипа требуется много времени.

Виды стереотипов

Классифицируют стереотипы по двум основаниям:

  1. В зависимости от субъекта восприятия выделяют автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотип – мнение личности и себе, о том, каким человеком следует быть.

Гетеростереотип – стереотипное мнение личности о группе людей.

Второй вид стереотипов распространяется на мнения людей о целых народах, расах, странах и тому подобных социальных общностях. Пожалуй, у каждой страны есть такие «визитные карточки» — стереотипы, которые накладываются на восприятие ее граждан.

  1. В зависимости от индивидуальности выделяют индивидуальные и социальные стереотипы.

При накоплении личного жизненного опыта человек вырабатывает собственные мнения и взгляды, из них и формируются индивидуальные стереотипы. К примеру, если человека часто обманывали работодатели, он усвоит, что все работодатели – недобросовестные люди.

Социальных стереотипов очень много, они касаются всех социальных сфер: политики, экономики, образования, здравоохранения и так далее.

Что такое гендерные роли?

Есть такая шутка, что пол — это то, что у человека между ног, а гендер — что между ушами. Пол человека формируется ещё в утробе матери, а гендерная идентичность устанавливается в процессе воспитания и социализации

Оказывается, чтобы, по версии общества, быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной», недостаточно просто иметь соответствующие половые признаки – важно также обладать определённым набором личностных качеств и привычек, присущих твоей гендерной группе. Склонности, манеры и поведение, которых общество ожидает от «настоящих» мужчин и женщин, и называются гендерными ролями, которые, в свою очередь, диктуют нам набор стереотипов, считающихся в этом обществе сугубо женскими и сугубо мужскими

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector