Деструкция

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

Дата Учёный Классификация Суть
1938 г. Р. К. Мертон Подчинение Принятие общественных целей и средств их достижения
Инновация Принятие общественных целей, но не средств их достижения
Ритуалзм Отрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению
Ретретизм Выход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения
Мятеж Попытка изменить общественные цели и средства их достижения
1981 г. В. В. Ковалёв Девиации социально-психологического характера — нарушение дисциплины; — нарушение социальных норм; — нарушение правовых норм; — демонстрация саморазрушения.
Девиации патологического характера — патологические; — непатологические.
Личностно-динамические девиации — реакция; — развитие; — состояние.
1987 г. Ф. Патаки Преддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению) — аффективный тип поведения; — конфликты в семье; — агрессивные действия; — стремление к асоциальному поведению в детстве; — непереносимость учебного процесса; — низкий уровень интеллектуального развития.
Основы девиантного поведения (устойчивые формы) — преступление, — алкогольная зависимость, — наркотическая зависимость, — суицид.
1990 г. Ц.П.Короленко Нестандартные действия Мотивированное деструктивное поведение , выходящие за рамки общепринятых норм.
Деструктивное поведение — поведение, направленное на нарушение социальных установок; — уход от реальности с помощью психотропных веществ; — нарушение прав и законов; — саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид).
1995 г. В. Н. Иванов Докриминогенное поведение Игнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ.
Криминогенное поведение Уголовно-наказуемые преступления
2001 г. Ю.А. Клейберг Негативное поведение Саморазрушение
Позитивное поведение Творчество
Нейтральное поведение Попрошайничество
2004 г. Е.В.Змановская Антисоциальное поведение Нарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности.
Асоциальное поведение Нарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении.
Аутодеструктивное поведение Поведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе.
2010 г. Н. В. Майсак Девиации по характеру поведения — конструктивное поведение (творчество); — аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду); — внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения).
Девиации по уровню принятия обществом — одобряемое (адаптация к группе); — демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения); — неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм).

Деструктивная личность — определение в психологии

Определение

Деструктивная личность (от лат. destructio, разрушать) – это индивид, деятельность которого отличается резким отходом или нарушением норм с целью разрушения существующих социально-поведенческих (и не только) структур, социальных связей.

Деструктивную личность можно рассматривать как форму личностного нарушения. Она стремится к уничтожению вещей материального порядка, причинению вреда себе и близким. Обычно такой индивид социально дезадаптирован или же вовсе изолирован от общества.

Примечание

Не следует ограничивать понятие деструктивной личности только индивидом садиста, который стремится причинить боль и получить от этого удовольствие. Типами деструктивной личности могут быть агрессор, психопат или социопат.

Стоит различать деструктивное от девиантного и нестандартного поведений.

Нестандартное поведение можно рассматривать как выходящее за рамки принятых в современности норм взаимодействия, но являющееся почвой для прогресса новых разновидностей общественных связей. Это может быть поведение людей с нестандартным мышлением (творческие личности).

Девиантное поведение, как отклоняющееся от норм в полном понимании, стоит рассматривать как родовое понятие для деструктивного поведения, которое выступает его видом.

Подходы к пониманию личности-разрушителя

В процессе изучения феномена деструктивного поведения личности сформировалось две установки:

  1. Деструктивное поведение – проявление врожденных склонностей или черт характера человека.
  2. Деструктивное поведение является результатом особенностей социализации индивида. Основная роль отводится социокультурным факторам развития человеческой психики.

Эрик Фромм был первым, кто наиболее последовательно и системно изучил природу человеческой деструктивности, обосновывая свои взгляды психоаналитической парадигмой и философскими идеями. Фромм рассматривает деструктивность как механизм бегства, как результат подавления стремления к жизни. В случае такого подавления, человек стремится разрушить собственное отчуждение, пытаясь сделать все живое мертвым и простым.

Данные этнологии, нейропсихологии и психологических исследований ХХ-ХХІ веков предоставили широкое поле фактов для обоснования ключевой роли в формировании деструктивного поведения социальных и культурных факторов. Сама деструктивность – это временное и нехарактерное человеческой природе явление. Она негативно сказывается на развитии личности, мешает ее гармоническому существованию в обществе.

При этом в современной поведенческой психологии существуют разные подходы к вопросам истокам формирования склонности к деструктивному поведению:

  1. Склонность к деструктивному механизму действий является результатом влияния специфичного образа жизни или стиля поведения, в общем плане – деструктивной субкультуры.
  2. Деструкция является результатом фрустрации (Дж. Доллард).
  3. Это реакция на лишения в течение длительного времени.
  4. Взгляд Э. Эриксона – деструктивность формируется в силу негативной самоидентификации членов деструктивной группы.
  5. Нарциссические травмы детства подталкивают личность к методам террора в более зрелом возрасте.

Личность не рождается деструктивной, но становится ей. При этом на формирование деструктивности могут влиять также и врожденные особенности темперамента, интроверсия или экстраверсия, генетическая предрасположенность к психологическим заболеваниям и т.п. Однако, эти факторы не обуславливают необходимость развития у личности деструктивного характера.

Примечание

В большинстве реальных случаев правильнее говорить о деструктивном поведении личности, которая сама по себе не является деструктивной. Использование таких паттернов поведения может быть ситуативной реакцией индивида. Но в случае систематичности такого поведения и его временной длительности (стойкости) можно говорить уже о деструктивной личности.

Коррекция аутодеструкции

В профилактике и коррекции аутодеструкции выделяют для направления:

Ориентировка на проблему. В данном случае большую роль отводят разрешению сложной ситуации, проблемы. Ориентир на личность

Здесь акцентируют внимание на осознании человеком самого себя и своего поведения

Таким образом, для коррекции аутодеструктивного поведения мысли социального педагога должны быть направлены на восстановление психологического здоровья человека. Человек, имеющий аутодеструкцию, должен научиться адекватно воспринимать себя и свое поведение, управлять своими мыслями, быть эмоционально устойчивым, свободно и естественно проявлять эмоции, иметь адекватную самооценку, а также быть целеустремленным, уверенным в себе.

Особое внимание должно уделяться гармоничности человека, ориентации на его саморазвитие, интерес к окружающему миру. Чтобы устранить аутодеструктивное поведение, социальный педагог должен искоренить у человека склонность к восприятию окружающего мира через призму укоренившихся негативных представлений и мнений, риску, а также научить принимать себя и свои недостатки

Главное – желание взрослых взаимодействовать с детьми

Чтобы устранить аутодеструктивное поведение, социальный педагог должен искоренить у человека склонность к восприятию окружающего мира через призму укоренившихся негативных представлений и мнений, риску, а также научить принимать себя и свои недостатки. Главное – желание взрослых взаимодействовать с детьми.

Причины деструктивного поведения

Психологи и психиатры утверждают, что деструктивная модель поведения может быть свойственна любому человеку на земле, отличаться лишь будут формы и способы ее проявления. Однако существуют вполне определенные причины деструкции:

  1. Атмосфера и модель поведения в семье, в которой растет ребенок. Малыш до пятилетнего возраста как губка впитывает все то, что с ним происходит: как мама и папа общаются между собой, как относятся к своим детям. Отсутствие внимания, любви и уважения может выплеснуться в будущем в аномальное поведение индивида. Также ребенок может просто копировать жизненную модель своих родственников.
  2. Психические расстройства и пристрастие к наркотикам или алкоголю.
  3. Крупные неудачи в жизни и тяжелые болезни, при которых индивид решает, что ему нечего терять.
  4. Толчком к развитию деструкции могут стать массовые социальные отклонения. Например, разгул преступности и спекулятивной деятельности, бюрократизм, массовый алкоголизм.
  5. Ослаблением мер общественного контроля от либерализации некоторых ценностей и свобод до несовершенной системы штрафов и наказаний.

Деструктивное межличностное взаимодействие (асоциальное)

Деструктивное межличностное взаимодействие подразумевает использование методов и форм деструктивного поведения. Цель такого взаимодействия состоит не в общении на равных, где главное – это достижение взаимопонимания, решение проблемы, выяснения ситуации и т.п.

Зачастую деструктивность взаимодействия является следствием мотивации лишь одного из участников, а не обоих сразу. Форма такого взаимодействия – конфликт, причины которого зачастую непонятны стороне, вовлекаемой в процесс.

Задачи такого взаимодействия исходят из личных мотиваций конфликтной личности-разрушителя, которая не пытается найти компромисс, а видит общение или интеракцию как «поле боя» за утверждение своей правоты. Такое взаимодействие отличается:

  • обилием оскорблений, иногда – наличием угроз;
  • бессмысленностью общения;
  • обращением к недостаткам собеседника;
  • проецирование своих страхов или недостатков на другого;
  • обесцениванием личности, пристыжением;
  • постоянными сменами темы и «переводом стрелок» на собеседника;
  • контролем со стороны другого или борьбой за установления контроля над собеседником;
  • наличием сарказма и снисходительного или покровительственного тона, обидными шутками;
  • применением физического насилия;
  • активной жестикуляцией (в том числе, неприличной), повышенным тоном;
  • постоянным перебиванием или игнорированием реплик (реакций) собеседника.

Наиболее сложные формы деструктивное взаимодействие обретает, когда обе личности стремятся к деструктивным паттернам поведения. Тогда само взаимодействие несет за собой невозможность появления любой продуктивной конструктивности. Такие собеседники обречены на взаимное непонимание, если хотя бы один из них не откажется от модели своего поведения.

Деструктивные акты могут использоваться личностью в качестве способа:

  1. Достижения какой-либо существенной цели.
  2. Снижения психологического стресса – осуществление разрядки.
  3. Исполнения потребностей в самоутверждения или самореализации.

Деструктивные люди часто просто хотят обратить на себя внимание, получить дозу общения или любого возможного взаимодействия. Однако, они могут даже не осознавать этого или не знать, как поступать иначе

Поэтому важна социализация таких личностей и обучение их иным формам взаимодействия.

Деструктивное поведение человека

Один из самых опасных типов психологических расстройств подростков и взрослых – это деструктивный характер. Он может проявляться постоянно или периодически, в виде неожиданных вспышек гнева и агрессии. Наиболее опасны такие вспышки, если человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В состоянии аффекта такая личность теряет человеческий образ и может нанести серьезный вред окружающим, особенно тем, кто слабее. Мужчины, имеющие склонность к разрушению, часто унижают ни в чем не повинных жен и детей, превращая их в жертв домашнего насилия. В этом случае лучший способ спастись от домашнего тирана и получить свободу – обратиться в кризисный центр помощи жертвам домашнего насилия.

Все люди делятся на созидателей и разрушителей

Деструктивное поведение подростков

Деструктивное поведение несовершеннолетних подростков всегда вызывает большую тревогу. Если оно явное, предостеречь молодого человека от страшных поступков несложно, для этого достаточно родительской заботы и визита к грамотному психологу. Однако чаще всего молодые люди всеми способами скрывают от взрослых свое патологическое влечение к разрушению или саморазрушению.

Деструкция собственной жизни характерна для многих современных молодежных субкультур, например, готов. Чаще всего подростки занимаются вандализмом. Известны случаи, когда 13-14 летние школьники ломают инвентарь на детских площадках, намеренно устраивают пожары и погромы на кладбищах. Все это – типичные признаки развивающейся страсти к разрушению. С возрастом эти отклонения могут усилиться и привести к процессу деградации личности. Некоторые подростки намеренно наносят себе увечья и травмы, считая это признаком смелости. Еще одно характерное проявление негативного отношения к себе и миру – увлечение экстремальными хобби и видами спорта, связанными с большим риском для жизни. Пример – движение «зацеперов».

Деструктивный характер: понятие и признаки

Деструктивное поведение является следствием формирования деструктивного характера личности.

Определение

Деструктивный характер – это комплекс особенностей поведения и черт характера личности, которые отличаются разрушительностью и антисоциальностью.

Деструктивный характер формируется в результате усвоения личностью деструктивных паттернов поведения как характеристик своего «Я». Его главное свойство – социальная дезадаптивность. Личность с таким характером не стремится и, соответственно, не способна к построению каких-либо социальных связей, отрицая любые адекватные формы общения и контактов.

Деструктивный характер тесно связан с понятиями агрессивности и агрессии. Так, агрессивность стоит рассматривать как врожденную характеристику каждого живого человека, которая может помочь индивиду в мобилизации сил и активности действий. Агрессию же можно рассматривать в двух разновидностях:

  • недеструктивную агрессию, которая скорее является природным защитным механизмом любой личности;
  • враждебную деструктивность в форме насилия, ярости, мстительности, непринятия, злобности.

Деструктивность характера отличается такими типичными признаками:

  1. Негативность ко всему, повышенный уровень критичности, постоянная неудовлетворенность другими и их поведением.
  2. Беспричинные вспышки агрессии (вспыльчивость), нервозность, раздраженность. Возможность аутоагрессии и самобичевания.
  3. Применение насилия в разных его формах (в том числе психологического).
  4. Стремление к унижению других и подчинению всех окружающих. Поведение личности направлено не на партнерские и равные отношения, а на достижение собственной выгоды.
  5. Уверенность в собственной уникальности, нарциссизм. Крайнее непринятие помощи или замечаний.
  6. Достижение целей поведения не приносит счастья или полного удовлетворения, а порождает большее желание уничтожения.
  7. Низкий уровень эмпатии или ее отсутствие.
  8. Беспрестанные самокопания, самообвинения (характерно для ауто-деструктивных форм поведения).

При этом проявление деструктивности характера может зависит от таких социально-психологических факторов:

  • пониженная самооценка;
  • недостаточная развитость интеллекта;
  • низкий уровень развития навыков коммуникации;
  • пребывание нервной системы в состоянии повышенной возбудимости как следствие разнообразных физиологических предпосылок (травмы, болезни).

Деструктивность характера может быть реализована в таких типах поведения:

  1. Внешнедеструктивное (антисоциальное): угрожает окружающим и социальному порядку, нарушает принятые в обществе морально-нравственные нормы, либо же нормы законодательства, включая их невыполнение: наркомания, алкоголизм, порча чужого имущества, проституция.
  2. Косвенно-деструктивное (асоциальное) – направлено на других членов общества и стремится разрушить связи межличностного порядка и соответствующие отношения (конфликт как способ общения, насилие, агрессия).
  3. Ауто-деструктивное (дисоциальное) – саморазрушение психологического или медицинского порядка, которое ведет к регрессу развитости личностного строения человека, его распаду как социального индивида (суицидальные мысли и действия, пищевые зависимости, аутизм, фанатизм).

Примечание

Довольно ярко деструктивность характера проявляется у подростков, которые становятся закрытыми и жестокими, даже по отношению к родным. Или же вполне обоснованно деструктивность характера может сформироваться у человека, который пережил значительный психологический стресс и пытается адаптироваться в новой когнитивной реальности.

Деструктивное поведение человека

Деструктивное поведение – термин, используемый в психологии и психоаналитике, во многом являющийся синонимом девиантному поведению. Подразумевает психоэмоциональные отклонения в поведении человека, характеризующиеся внешней агрессией, проявляющейся в потребности к разрушению.

Во многих ситуациях деструктивное поведение можно охарактеризовать как защитную реакцию человека. Подобное поведение характерно для человека со слабой волей и психикой, на которого регулярно оказывается внешнее агрессивное давление. В результате жертва психологической или физической агрессии в итоге начинает идентифицировать своё поведение с поведением агрессора. Проявлениями деструктивного поведения могут быть:

  1. Психологические разрушительные воздействия, направленные на окружающих его людей, в том числе близких родственников. Человек сознательно разрывает установившиеся до этого коммуникативные связи, отвечает открытой агрессией на попытки установить с ним контакт. Подобное поведение часто встречается у подростков, не способных ещё регулировать своё психоэмоциональное состояние, и адекватно отвечать на новые вызовы, которые бросает ему окружающая жизнь. Кроме того, подобное поведение может проявляться у людей с мизантропным, замкнутым типом личности.
  2. Физические действия, направленные на окружающих людей и предметы. Такие личности склонны к хулиганским действиям, всплескам физической агрессии, беспричинному вандализму. Подобные поступки многими психологами считаются последствиями внешнего давления на человека. Причём в качестве агрессивного давления на свою личность он воспринимает не только действия неких лиц, но и вообще любые неблагоприятные жизненные обстоятельства, в возникновении которых порой виновен он сам – неприятности на работе, проблемы в личной жизни и т.д. Здесь, в отличие от банальных преступных действий, побуждающими причинами выступают не попытки завладеть некими материальными благами, а «месть» окружающему миру.
  3. Деструктивные действия, направленные вовнутрь человека. Подобные действия могут выражаться как в психологическом самоуничижении, так и в физическом членовредительстве, вплоть до суицидальных наклонностей. Причинами такого поведения являются ощущение собственной неполноценности, невозможности противостоять воздействию внешних агрессивных факторов. Иногда демонстративное деструктивное поведение, особенно у детей и подростков, является своеобразным «призывом о помощи», попыткой дать понять окружающим взрослым, что ребёнок столкнулся с некими проблемами, неразрешимыми для него.

Деструктивному поведению человека уделяли внимание знаменитые психологи и психоаналитики – Юнг, Адлер и т.д. В смысле личностных качеств, к деструктивным традиционно относятся все те негативные качества, что мешают человеку установить нормальный контакт с остальными обитателями социума: грубость, лживость, жадность, эгоизм

https://youtube.com/watch?v=i93Eu_w4o9M

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Формы деструктивного поведения

Деструктивное поведение имеет множество проявлений, направленных как на самого человека, так и на материальные и нематериальные объекты внешнего мира. Такое поведение может иметь импульсивное, внезапное, или просчитанное влияние на объект.
К целям деструктивного поведения, направленного на предметы внешнего мира, Ц.П. Короленко относит:

  • уничтожение живых существ (убийство, издевательства, пытки, каннибализм);
  • сознательное нарушение общественных отношений (террористические акты, государственные перевороты, революции);
  • нанесение вреда объектам природной среды или неодушевленным предметам ..

Выделяются следующие типы деструктивного поведения:

  • антисоциальное (направленное против социума);
  • аддиктивное (являющееся следствием зависимости);
  • суицидное (направленное против самого себя);
  • фанатическое (являющееся результатом фанатического увлечения чем-либо);
  • нарциссическое;
  • аутическое;
  • конформистское.

Кроме того, по видам действия возможно также выделить несколько видов деструктивного поведения .

Прежде всего к деструктивному поведению относится деструктивное интраперсональное поведение, представленное:

  1. самоуничтожением;
  2. самоповреждением (пренебрежение витальными и социальными потребностями, рискованным поведением, понижение социального статуса индивида);
  3. самоизменением (модификациями тела: татуировки, пирсинг, и психического состояния: чрезмерное употребление алкоголя и наркотических веществ).

Такое поведение имеет разнообразный спектр практик и проявлений, обусловленный социально-демографическими характеристиками индивида. Так, к примеру, женщины чаще воспринимают деструктивное поведение как пассивную форму саморазрушения, а мужчины, напротив, выбирают более активные формы (развитие алкогольной зависимости, выполнение опасных работ, экстремальные виды спорта, рискованное управление транспортными средствами и т.д.). Различные формы деструктивного поведения имеют определенную связь с возрастом: к примеру, подростки и молодежь более подвержены самоизменению (нанесению татуировок, пирсинга, подверженности пластическим операциям и операциям по смене пола).

Вторая категория видов деструктивного поведения – интерперсональное поведение.
В речевом поведении деструкция проявляется в завышении статуса говорящего и снижении уважения к собеседнику, что проявляется в использовании критики, угроз и оскорблений. Кроме того, деструктивное поведение проявляется и в действиях индивида. Эти действия также отличаются значительным разнообразием и обусловлены большим количеством факторов. В таком случае деструкцию фактически невозможно отличить от агрессии. Мотивами индивида могут быть низкий уровень социальной интеграции собеседника, стремление сохранить или восстановить положительную самооценку из-за перенесенного ранее воздействия.

Третья категория – деструктивное метаперсональное поведение. Оно направлено на разрушение всего, что связано с ролью индивида в обществе как высокодифференцированной социальной структуре. Обобщение публикаций позволяет выделить две разновидности деструктивного поведения, сфокусированные на отношениях человека и назначенной ему социальной роли:

  1. отрицание, отказ от социальной роли;
  2. сверхпринятие, слияние со своей социальной ролью.

Отказ от социальной роли выражается в антисоциальных, дисфункциональных и контрпродуктивных действиях человека в отношении социальной структуры. Центральный момент разрушительной активности — это нежелание его выполнять социальную роль: трудовую, учебную, служебную, отбывание наказания и пр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.