Отличие восприятия от ощущений. виды и примеры ощущений и восприятия

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.

Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.

Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.

Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным

В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Свойства восприятия:

Предметность
это
способность отражать объекты и явления
реального мира не в виде набора не
связанных друг с другом ощущений, а в
форме отдельных предметов.

Целостность
характеризуется
формированием отдельных воспринимаемых
частей в единое целое, формируя целостный
образ предмета.

Структурность
восприятие
не является проекцией мгновенных
ощущений и не является простой их суммой.
Мы воспринимаем обобщенную структуру,
которая формируется в течение некоторого
времени.

Константность
относительное
постоянство некоторых свойств предметов
при изменении условий их восприятия.
Обладают свойством компенсации
изменяющихся условий восприятия, т.е.
благодаря константности, воспринимаемые
нами предметы предстают перед нами как
относительно постоянные.

Осмысленность
перцептивные
образы всегда имеют определенное
смысловое значение. Восприятие тесно
связано с мышлением. Сознательно
воспринимать предмет- это значит мысленно
назвать его, т.е. отнести к определенной
группе, классу, связать его с определенным
словом.

Апперцепция
означаетзависимость
восприятия от нашей психической жизни.
Восприятие зависит не только от характера
раздражителя, но и от самого субъекта.
На характер восприятия влияют особенности
личности человека. В ней большую роль
играют прошлый опыт человека, установки
и эмоции. Его знания и опыт оказывают
влияние на точность и ясность восприятия,
на само содержание восприятия.

Иллюзия
восприятия –

явления ошибочного (ложного) или
искаженного восприятия. Иллюзия
восприятия наблюдается в любых видах
восприятия (зрительного, слухового и
др.). Природа иллюзий связано не только
с субъективными причинами (установка,
направленность, эмоциональное состояние),
но и с физическими факторами и явлениями:
освещенность, положение в пространстве
и др.

Активность
(избирательность, селективность)-

в любой момент времени мы воспринимаем
только один предмет или конкретную
группу предметов, в то время как остальные
предметы являются для нас фоном, т.е. не
отражаются в нашем сознании. Она
обусловлена самой природой нашего
сознания.

Физиологическая основа ощущения и восприятия.

Физиологической
основой ощущений
является
деятельность анализаторов. Процесс
ощущения возникает в результате
воздействия на органы чувств раздражителей
из внешней среды, а само воздействие
называется раздражением. В свою очередь,
раздражение вызывает еще один процесс-
возбуждение, которое по афферентным
путям переходит в кору головного мозга,
где и возникает ощущение.

Физиологической
основой восприятия

являются процессы, проходящие в органах
чувств, нервных волокнах и центральной
нервной системы. Нервное возбуждение
распространяется, переходят в нервные
центры, вступают во взаимодействие с
другими нервными возбуждениями. Вся
эта сеть возбуждений взаимодействует
между собой, составляя физиологическую
основу восприятия. Благодаря этим
процессам происходит скопление
определенной информации. На этом уровне
происходит формирование ощущений.
Ощущение является структурным элементом
процесса восприятия.

Ощущение как основа восприятия

Любое восприятие проходит через ознакомительный этап распознавания предмета, которое строится на чувственных показателях ощущений, передаваемых органами чувств. А они, в свою очередь, реагируют на внешние раздражения. Это делает оба явления связанными друг с другом.

Но восприятие – это не просто набор ощущений. Оно является достаточно сложным целостным процессом, качественно отличным от тех первоначальных чувств, которые составляют его основу. Помимо этого, в него включается наработанный опыт, мышление воспринимающего, а также эмоции.

Так, в психологии восприятие — это единство чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Но при этом разум опирается на впечатление, используя его в качестве отправной точки для дальнейшего своего развития.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Нарушение восприятия

Адекватное восприятие человека определяется тем, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, он, как правило, осознает его как единичный случай из общей практики. По этой причине восприятие зависит от мыслительных операций. Насколько человек понимает окружающий мир, настолько он его и воспринимает, т. е. через призму своего мировоззрения и нажитого опыта.

При разного рода психических расстройствах происходит нарушение вышеописанных процессов ощущения и восприятия, и, соответственно, искажение в отражении реальности. Так, существует расстройство «схемы тела»: проблема в осознании формы, положения собственного тела, распад его на части, ощущение лишних конечностей и тому подобное.

Нарушение целостности ощущений разной модальности может приводить к неадекватному восприятию реальности, как, например, звуки речи, исходящие от человека, не соотносятся с самим человеком, а воспринимаются как два самостоятельных объекта.

Существует целый ряд различных отклонений в восприятии: иллюзии, галлюцинации, агнозии и другие, но все они изначально представляют проблему принятия каких-либо чувств, эмоций, неприятных ощущений, поскольку именно на основе сенсорных данных человек выявляет смысл и значение явлений и событий.

Что такое восприятие: определение понятия

Восприятием называют познавательный процесс, который формирует в нашем сознании определённую картину окружающего мира.

Причём, картина эта не объективная, а носит характер субъективный, то есть, окрашенный личными впечатлениями.

Процесс этот ещё называют перцепцией, начинается он с действия наших органов чувств: зрения, слуха, осязания и пр, когда мы получаем первичную информацию о каком-нибудь предмете или явлении.

На этой стадии восприятия, который называется нижним уровнем, останавливается познание мира простейшими.

Но позвоночные, например, способны не только получать определённую информацию, но и анализировать её, оценивать с точки зрения предполагаемой опасности, полезности или побуждения к какой-то деятельности или движениям.

У человека этот процесс выражен наиболее полно. Осмысление информации, полученной от органов чувств, имеет достаточно много этапов и видов.

Такое воистину разумное восприятие окружающего мира — это его высший уровень, его называют апперцепцией.

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, называется наглядно-действенным.

Свойства ощущения

Модальность
(качество) –
это
свойство, характеризующее основную
информацию, отображаемую данным
ощущением, отличающую его от других
видов ощущений и варьирующую в пределах
данного вида ощущений. Модальность
отражает основное качество соответствующего
ощущения.

Интенсивность
является
его количественной характеристикой и
зависит от силы действующего раздражителя
и функционального состояния рецептора.

Длительность
это
временнаяхарактеристика
возникшего ощущения. Она определяется
функциональным состоянием органа
чувств, временем действия раздражителя
и его интенсивностью. У ощущений
существует латентный (скрытый) период.
Т.е. при воздействии раздражителя
ощущение возникает не сразу, а через
некоторое время.

Пространственная
локализация –
анализ,
осуществляемый рецепторами, дает нам
сведения о локализации раздражителя в
пространстве, т.е. мы можем сказать,
откуда падает свет, идет тепло или на
какой участок тела воздействует
раздражитель.

Свойства восприятия

В отличие от ощущений восприятие отражает совокупность всех свойств предмета, т. е. рассматривая его как единое целое, не дробя по частям. И при этом оно имеет ряд своих специфических особенностей:

  • Целостность – распознавание целого предмета по его отдельным частям, умение воспринимать целую картину. Например, увидев хобот, человек достраивает в своем сознании образ слона.
  • Константность – заключается в постоянстве формы, величины, цвета при варьирующихся условиях их восприятия, в соотношении объективной действительности и определенного предмета в ней.
  • Предметность – распознавание не набора ощущений, а непосредственно предмета, имеющего определенную функцию.
  • Осмысленность – осознание значения предмета, включение процесса мышления, анализа и оценки.

Так, свойства восприятия и свойства ощущения, с одной стороны, неоднородны по своей природе, а с другой — без принятия той основы, построенной из отдельных характеристик, невозможно формирование такого психического явления, как восприятие. Это целое состоит из преобразованных частей, пропущенных через призму осознания и опыта.

Сравнение

Ощущение – это первичное, базовое звено цепочки познания, изначальный, первоосновный источник абсолютно всех наших знаний об окружающем мире и нашем собственном организме. Пять основных видов данных нам от природы ощущений – вкус, обоняние, осязание, слух и зрение – позволяют быстро получить информацию о проявлениях внешней среды. Без этого никакая активная, сознательная жизнь не была бы возможной, и субъект, вероятнее всего, погрузился бы в сонное состояние. Ощущение возникает, когда нервная система реагирует на тот или иной раздражитель, то есть это явление рефлекторное. Стоит отметить, что ощущение при этом – не пассивный процесс: оно связано с двигательными реакциями. Иначе говоря, в ответ на какой-либо раздражитель внешнего мира у нас, к примеру, сужаются сосуды, напрягаются мышцы, двигаются глаза – таким образом мы активно реагируем на происходящее вокруг. Это своеобразный чувственный опыт, благодаря которому мы получаем знания об окружающем нас мире.

Восприятие – процесс составной, более сложный, чем ощущение. Оно включает в себя обычно сразу несколько ощущений, дающих в конкретный момент наиболее объемное представление об исследуемом объекте. Если мы, к примеру, держим в руке цветок и любуемся им, вдыхая его аромат, то такое целостное впечатление от растения будет называться восприятием. А ощущениями в данном случае будут являться впечатление от внешнего вида цветка, его запах, осязательное чувство пальцев, держащихся за стебель.

Способность ощущать дается нам, как и всяким живым существам, имеющим развитую нервную систему, от рождения. А вот способность воспринимать окружающее в виде образов имеется только у человека и высших животных, причем она способна совершенствоваться с течением времени, в процессе жизненного опыта. Ощущения находятся лишь в нас самих, это только наше переживание. Восприятие же тесно связано с процессом объективации, когда некие внутренние ощущения проецируются вовне.

Результатом возникновения ощущения становится какое-то чувство, например, ощущение равновесия, яркости, громкости, сладости. Восприятие же формирует определенный образ, состоящий из комплекса различных ощущений, тесно переплетенных между собой. Причем чтобы этот образ сложился в наиболее полном ключе, требуется взаимодействие с ним, его изучение, исследование. Восприятие связано с осмыслением, обдумыванием, осознанием, синтезом и анализом признаков материального объекта, находящегося перед нами. В итоге мы комбинируем отдельные воспринимаемые детали в одно целое, что в итоге служит источником нашего личного жизненного опыта. Участвуя в восприятии, наше сознание на основе памяти и мышления приписывает некому образу целый комплекс ощущений.

Восприятие как сложный перцептивный процесс

Такие современные физиологи и психологи как Л. Венгер, А. Запорожец, В. Зинченко, Е. Кравцова, Е. Соколов и др. занимались изучением восприятия, и в результате пришли к выводу, что оно лежит в основе ориентировки человека в мире.

Восприятие человека, по мнению Рубинштейна, является обобщенным и зависит от направленности личности. А это значит, что его можно рассматривать как перцептивную деятельность, которая характеризуется обобщенностью и мотивированностью.

Восприятие имеет свои свойства:

  • предметность, предполагающая целостность и осмысленность образов, например, сапоги – это обувь;
  • целостность, означающая, что объект воспринимается как единое целое, хотя состоит из отдельных компонентов, например, оркестр воспринимается не как отдельные звуки или инструменты, а как мелодия в целом;
  • константность, т.е. постоянство воспринимаемой формы, например, независимо от того, где находится кошка – на дереве, на кровати, в темном месте, она все равно воспринимается как кошка;
  • обобщенность – единичные объекты по какому-либо признаку, относятся к определенному классу;
  • осмысленность – возможность осознания прошлого опыта со знаниями, например, в незнакомом предмете человек пытается найти сходство со знакомыми предметами;
  • избирательность дает возможность выделить одни объекты по сравнению с другими – разные люди по-разному смотрят, например, на разворачивающиеся события в спектакле.

Восприятие является совокупностью ощущений, для возникновения которых необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы для восприятия этого воздействия.

Физиологическую основу восприятия составляет условно-рефлекторная деятельность межанализаторного и внутрианализаторного комплекса нервных связей. Эти связи обуславливают целостность и предметность отражаемых явлений.

Восприятие опирается на множество факторов, начиная от строения органов чувств и заканчивая личностными характеристиками воспринимаемого субъекта, поэтому является сложным психическим актом.

Среди множества факторов, влияющих на восприятие, можно выделить основные, благодаря которым у человека формируется связанная картина реальности – это наличие у человека ограничений со слухом, состояние сознания, опыт предшествующих лет, «культурное» моделирование. Органом восприятия является сам человек и его психика.

В психологии очень активно разрабатывается проблема восприятия человека человеком. Благодаря такому взаимному восприятию люди, как бы «вычерпывают» эмоциональные, этнические, индивидуально-психологические характеристики партнеров.

В зависимости от того, какова преобладающая роль анализатора в отражательной деятельности, восприятие будет различаться по видам. Каждое восприятие определяется деятельностью перцептивной системы, что значит несколькими анализаторами, значение которых вполне может быть неравнозначным. Один анализатор может быть ведущим, а другие вспомогательными, дополняющими восприятие предмета.

Физиологический порог и порог восприятия

Энергия принимается на двух уровнях, сначала она «бомбардирует» органы чувств и, достигая достаточного количества, возбуждает один из рецепторов, превращаясь в закодированное сообщение, которое поступает в мозг.

Каждый рецептор имеет предел чувствительности, за пределами которого возможно возбуждение – это есть физиологический порог. Чтобы быть принятым сигнал должен превысить более высокий порог – это порог восприятия или сознательного опознания. Что касается физиологического порога, то он зависит от возраста и других физиологических факторов, поэтому определен генетически. Менее стабильным является порог восприятия.

Пороги разделены зоной чувствительности, где возбудившийся рецептор приводит к передаче сигнала, но до сознания этот сигнал не доходит. Ученые предполагают, что в этой подпороговой зоне, сигналы, воспринятые органами чувств, обрабатываются низшими центрами мозга, тогда мимо сознания ежесекундно проходят сотни сигналов и регистрируются на более низких уровнях.

Порог восприятия и уровень активации мозга тесно связаны. В бодрствующем состоянии он может быть пониженным, но, в момент засыпания повышен

В бодрствующем состоянии мозг человека готов изменить порог каждую минуту, но, это будет зависеть от важности получаемой информации. Когда извне поступают сообщения, а их эмоциональный заряд перенести трудно, происходит перцептивная защита

По мнению З. Фрейда, это своеобразная цензура, которая не дает возможности неприемлемым образам, пересечь порог восприятия.

Те сигналы, которые не допускаются механизмами цензуры в сознание, считает Диксон, по всей вероятности обрабатываются на подсознательном уровне более примитивной системой. Возможно, что это какой-то резерв, играющий определенную роль в активации организма, который может проявляться в моментальной интуиции, сновидениях, в условиях сенсорной изоляции.

Замечание 1

Ощущения и восприятия, таким образом, несут в себе все характеристики и свойства психических процессов – соотнесение с содержанием субъективной картины мира, мыслительные процессы классификации, распознавание и узнавание, мышление по аналогии, конструирование образов.

Упражнение на восприятие

Перед испытуемым выкладываются фрукты различных цветов, они могут быть разного типа и фактуры. Человек с закрытыми глазами пробует дать максимальное описание каждому из них: сначала фиксируя просто свои ощущения (холодно, горячо, гладкий, шершавый и т. д.), далее пробуя почувствовать интуитивно его цвет, и в конце, подключив мышление и опыт, дает полную характеристику объекту.

Подобный эксперимент помогает понять размытую границу между двумя явлениями и отличить восприятие от ощущений

Так, в реальной жизни это дает возможность четко осознавать, когда человек просто ощущает какое-либо явление, событие, не принимая во внимание оценку и рассуждения, а когда в процесс включается мышление

Разновидности восприятия

В отличие от ощущения восприятие подразделяется на такие виды:

  1. Восприятие пространства, величины и формы – считается продуктом развития и личного опыта человека. В зрительном восприятии пространства, в первую очередь, важны глубинные ощущения, когда чувственные и мыслительные процессы работают сообща.
  2. Восприятие движения – с одной стороны, возникает как результат слияния набора зрительных ощущений, а с другой — является специфическим переживанием, которое может разниться в зависимости от восприятия самих предметов в движении, т. е. формируется на основе нажитого опыта, а не в рамках определенных закономерностей.
  3. Восприятие времени – его основой выступает ощущение длительности, на которое оказывает влияние субъективная оценка происходящего. А переживания, в свою очередь, обусловлены ритмичностью самих жизненных процессов и органическими ощущениями человека. Так, например, по отношению к прошлому, насыщенному запоминающимися событиями, время воспринимается как длительный промежуток, и как достаточно короткий, если оно не было заполнено чем-то интересным. В отличие от восприятия настоящего, когда скучные периоды тянутся вечно, а яркий эпизод пролетает за мгновение.

Виды ощущений и виды восприятия очень плотно переплетаются, но только категории первого явления являются именно основой для создания второго, т. е. обладая зрением и слухом, человек способен к восприятию пространства, движения и т. п.

Ощущение как психический процесс

Определение 1

Ощущение – это психический процесс, состоящий из отражения отдельных свойств воспринимаемых предметов материального мира, в то время как восприятие – это процесс целостного отражения предметов, которые протекают при непосредственном воздействии на органы чувств физических раздражителей.

Информация об окружающем мире поступает человеку через ощущения и обрабатывается восприятием для использования. Ощущение – это самая простая первая ступень познания. На более простые процессы ощущение не раскладывается и является своеобразным психическим кирпичиком, из которых строится вся психика человека.

Рисунок 1. Возникновение ощущений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ощущение дает человеку возможность узнать о запахе, движении, цвете, положении в пространстве и др. Без ощущений не будет и познания. Для ощущений характерны такие качественные характеристики как интенсивность, длительность, эмоциональный тон. Они имеют рефлекторный характер, т.е. для его возникновения необходим какой-нибудь раздражитель, воздействующий на органы чувств.

Сигнал, поступающий в мозг при воздействии на рецептор раздражителя, попадает в соответствующий центр коры больших полушарий мозга и возникает ощущение, механизм которого состоит из трех этапов – физического, физиологического, психического.

В зависимости от функции и расположения рецепторов ощущения бывают:

экстерорецептивные – они возникают, когда внешние стимулы воздействуют на рецепторы;

  • интерорецептивные, говорящие о том, что происходит внутри организма;
  • проприорецептивные – они возникают в мышцах и сухожилиях.

Из всех видов ощущений зрительные являются самыми важными, потому что 90% информации из внешней среды человек получает с их помощью.

Слуховые ощущения дают информацию о высоте, силе, тембре звука и их интенсивность зависит от амплитуды колебания источника и высоты звука.

К химической чувствительности относят такие виды ощущений, как вкус и обоняние, поскольку они стимулируются химическими веществами.

Ощущения, связанные с кожей получили название кожные.

Болевая чувствительность связана с эмоциями и темпераментом человека, например, страх перед кабинетом стоматолога. Однако было установлено, что ощущение вызывает не всякий раздражитель, например, легкая пылинка на тыльной стороне ладони совсем не чувствуется. Очевидно, для того чтобы возникло ощущение, раздражитель должен быть значительно интенсивнее.

Ощущения имеют свои пороги – абсолютный нижний порог (минимальная величина раздражения), верхний абсолютный порог (максимальная величина раздражения), относительный порог или порог различения – это минимальное различение между раздражителями, замечаемое человеком, например, чуть сладкий чай.

Формирование восприятия

Развитие восприятия неотрывно связано с деятельностью. Решая различные задачи, человек при этом неизбежно воспринимает окружающее. И в этом процессе человек может не только видеть, но и смотреть или даже всматриваться, не только слышать, но и слушать, и возможно, прислушиваться. Таким образом, он совершает определенные действия, направленные на то, чтобы соотнести образ восприятия с предметом, необходимые вначале для осознания самого объекта, а затем для его практического применения.

Это и составляет наиболее существенное отличие восприятия от ощущений: способность не просто реагировать на чувственный раздражитель, но и проникать сознанием в то или иное качество, принадлежащее определенному предмету. Потому такое явление предусматривает достаточно высокое развитие не только сенсорики, но и двигательных функций.

Так, на примере творческой работы художника связь восприятия с деятельностью представляется особенно ярко: созерцание окружающего пространства художником и последующее изображение на картине являются составляющими единого процесса.

Классификация ощущений

Поскольку ощущения порождает определенный физический раздражитель, то и подразделяются они в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на различные рецепторы:

  1. Органические – связаны с органическими потребностями: жажда и голод, дыхание и т. д. Ощущения этого рода, как правило, обладают относительно яркой эмоциональной насыщенностью и часто являются не осознаваемыми. Так, заболевания связаны не только с болью, но и с эмотивным состоянием: проблемы сердца с дефицитом радости, любви, страхами; проблемы печени – с раздражительностью и гневом.
  2. Статические – показания о состоянии тела в пространстве, активных и пассивных движениях, а также движениях отдельных частей тела относительно друг друга.
  3. Кинестетические – вызываются возбуждениями, исходящими от рецепторов, находящихся в суставах и мышцах. Кинестезия тесно связана со зрением: зрительно-двигательные координации играют важную роль в движениях, осуществляемых под контролем зрения.
  4. Кожные – боль, температура, прикосновение, давление.
  5. Осязательные – в отличие от прикосновения, активны по своей природе, поскольку имеет место намеренное ощупывание предмета, сопряженное с воздействием на него. При осязании познание мира происходит в процессе движения.
  6. Обонятельные и вкусовые – особое значение оказывают на формирование эмоциональной обстановки, вызывающей у человека приятные или неприятные ощущения.
  7. Слуховые – носят двойной характер, иными словами, человек воспринимает звук обоими ушами. Так, люди, имеющие глухоту на одно ухо, затрудняются определить источник и направление звука.
  8. Зрительные – любой цвет оказывает воздействие на человека, что обусловлено не только физиологическим влиянием на организм, но и ассоциациями самого человека. Некоторые цвета способны возбуждать нервную систему, другие способны ввести в транс и т. д. Например, голубой цвет, как правило, ассоциируется с голубым небом, оранжевый — с огнем и т. д.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому

Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину

Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству

Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу

При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности

Восприятие человека человеком

Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества

Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие

Избирательно выделяются также отдельные черты лица.

Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.

Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.

Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.

Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.

Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.

Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.

Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.

Характеристика ощущений

Чтобы лучше понять, что же является фундаментом восприятия как психического явления, необходимо обратиться к природе самих ощущений, которые являются зависимыми от внешних раздражителей и, отражая их отдельные черты, обладают рядом определенных свойств:

  • Одна из основных характеристик – это качественный порог. Например, для зрительных ощущений — контрастность цвета, для слуховых – тембр голоса и т. д.
  • Количественный порог, или интенсивность – обусловлен силой действия раздражителя и состояния самого рецептора.
  • Пространственная локализация – соотнесение с определенной частью тела, которая подвергается воздействию раздражителя.
  • Адаптация – приспособление органов чувств к воздействующему раздражителю. Например, адаптация к какому-либо запаху, который постоянно окружает.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.