Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу

Большой список эмоций и чувств/переживаний человека. 257 эмоций в алфавитном порядке

Азарт
Апатия
Безмятежность
Безнадежность
Безобидность
Безопасность
Безразличие
Безысходность
Беспокойство
Беспомощность
Бессвязность
Бессилие
Бешенство
Благоговение
Благодарность
Блаженство
Бодрость
Болезненность
Боль
Боязнь
Бунтарство
Вдохновение
Великодушие
Вера
Взаимовыручка
Взволнованность
Вина
Влюбленность
Возбужденность
Возмущение
Воинственность
Волнение
Воодушевление
Восприимчивость
Восторг
Восхищение
Впечатлительность
Вспыльчивость
Высокомерие
Глупость
Гнев
Гордость
Гордыня
Горечь
Готовность
Грусть
Дезориентация
Депрессия
Дерзость
Доброта
Доверие
Довольство
Досада
Драйв
Дружелюбие
Дух соперничества
Душевная боль
Жалость
Живость
Забавность
Забота
Зависть
Загнаность
Заинтересованность
Заискивание
Замешательство
Заносчивость
Запутанность
Застенчивость
Злорадство
Злость
Идентичность
Изолированность
Изумление
Интерес
Ирония
Искренность
Испуг
Истерия
Истощение
Комфорт
Лень
Ликование
Лукавство
Любование
Любовь
Любовь к себе
Любопытство
Мечтательность
Мирность
Мольба
Мрачность
Мстительность
Надежда
Надменность
Напряжение
Настороженность
Невозмутимость
Негодование
Нежность
Неловкость
Нелюдимость
Ненависть
Неповиновение
Неприязнь
Нервозность
Нетерпеливость
Неудобство
Обескураженность
Обеспокоенность
Обида
Облегчение
Обожание
Обреченность
Одиночество
Одухотворенность
Оживленность
Ожидание
Озабоченность
Озадаченность
Озорство
Омерзение
Опасение
Оптимизм
Опустошенность
Освобождение
Оскорбленность
Остолбенение
Осторожность
Отвращение
Оторопь
Отрешенность
Отсталость
Отстраненность
Отчаяние​​​​​​​
Отчужденность
Оцененность по достоинству
Оцепенение
Очарование
Очарованность
Ошарашенность
Ошеломленность
Ощущение ловушки
Ощущение тупика
Ощущение угрозы
Печаль
Плаксивость
Подавленность
Подверженность навязчивой идее
Подвох
Подозрение
Подозрительность
Покинутость
Покорность
Покровительственность
Помешательство
Поражение
Порыв
Потерянность
Потрясение
Превосходство
Предвкушение
Презрение
Пренебрежение
Привязанность
Признательность
Принятие
Приподнятость
Прощение
Пытливость
Радость
Раздражение
Разочарование
Ранимость
Расположение
Рассеянность
Расслабленность
Расстройство
Растерянность
Ревность
Рефлексия
Решимость
Рьяность
Самодовольство
Самоценность
Сарказм
Сварливость
Сдержанность
Сентиментальность
Сердитость
Серьезность
Сильное желание
Симпатия
Скорбь
Скука
Слабость
Сломленность
Смех
Смирение
Смущение
Смятение​
Собранность
Сожаление
Сомнение
Сопротивление
Сочувствие
Спокойствие
Стеснительность
Страдание
Страсть
Страх
Стремление
Стресс
Стыд
Счастье
Твердая уверенность
Теплота
Тоска
Тревога
Тревожность
Трепет
Триумф
Тяжесть
Уважение
Уверенность в себе
Увлечение
Увлеченность
Угнетенность
Угрюмость
Удачливость
Удивление
Удовлетворенность
Удовольствие
Удрученность
Ужас
Укоры совести
Умиление
Умиротворение
Унижение
Униженность
Уныние
Упадок сил
Упорство
Усталость
Ущемленность
Уязвленность
Хандра
Царственность
Циничность
Чувство отсутствия к вам любви
Шок
Эйфория
Экзальтация
Экстаз
Энергичность
Энтузиазм
Ярость

Что такое ощущение

Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.

Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:

  1. Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
  2. Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
  3. Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).

Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.

Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.

Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:

  1. Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
  2. Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
  3. Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.

Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.

Теория обнаружения сигналов

Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.

Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств

Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное

Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.

Сенсорная адаптация

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?

Почему чувств пять и одни «лучше» других

Тому, что «у человека пять чувств», всех учат еще в дошкольном возрасте. Это считается непреложной истиной, а говоря «шестое чувство», имеют в виду или интуицию, или некую паранормальную способность — как в одноименном фильме у мальчика, который «видел мертвых людей». Однако как случилось, что чувств у человека именно пять? Основы изучения чувственного восприятия, как и многие другие концепции, берут свое начало в Древней Греции.

Самое божественное, что есть в мире, — это Благо, добро как таковое, и его Платон уподобляет Солнцу. В человеческих глазах обитает своего рода внутренний огонь, способный эманировать наружу. Слияние этого «зрительного истечения» со светом, поступающим снаружи, и создает зрительную способность. Зрение связано со светом, а значит, со стихией огня.

Слух же соотносится со стихией воздуха. У этого тоже есть глубокий метафизический смысл, ведь звук, как и способность к речи, создан, чтобы участвовать в гармонии сфер, «пути которой сродны круговращениям души». Запахи считаются переходными состояниями, при которых вода превращается в воздух (или наоборот). Чувство вкуса вызывают мельчайшие частички вещества, воздействующие на язык тем или иным способом. Таким же образом получаются осязательные ощущения — например, огонь обжигает, поскольку частицы его малы, остры и быстро движутся, а вот частицы воды, напротив, округлы.

«Растительные способности», связанные с воспроизведением и питанием, есть у всех живых существ. У животных к ним присоединяются следующие, более развитые «этажи» восприятия. Выше всех находится человек, который обладает не только всеми чувствами, но также способностью к рассуждению и воображению.

Благодаря Платону и Аристотелю возникла иерархия чувств, в которой зрение и слух были выше и благороднее, чем низшие чувства — вкус, обоняние и осязание. Осязание, по мнению философов, присуще даже червям, тогда как зрение и слух находятся в связи с божественным сверхчувственным порядком. Именно этот традиционный набор из пяти чувств, которые к тому же выстроены иерархически, и стал считаться базовым набором человеческого восприятия.

Впоследствии (и вплоть до последних двух веков) западные ученые были склонны считать, что чем более высокоразвитым и духовным является субъект, тем больше он причастен к благородным чувствам.

Мнение о том, что сенсорика представителей коренного населения тех или иных уголков планеты качественно отличается от сенсорики европейца, долго бытовало в науке. Натурфилософы и этнографы верили в глубокие природные различия между туземцами и западными людьми. При этом самих себя полагали носителями наиболее интеллектуального чувства — зрения.

Это сказывалось и на том, как наука смотрела на древних людей — причем доставалось даже развитой эллинской цивилизации. Широко известно, что те же греки имели довольно непривычные для нас представления о цветах. Море у Гомера «винноцветное», а небеса — медные, так что некоторые исследователи выдвинули идею о том, что древние люди вовсе не видели синего цвета.

Так возник большой научный спор — полемика об именовании цветов. Подход Гладстона хорошо ложился на получившую в то время огромную популярность теорию Дарвина. Немецкий врач Гуго Магнус выдвинул еще более смелую идею: возможно, зрение продолжает эволюционировать, видимый спектр расширяется, и в будущем человек сможет видеть в ультрафиолете.

В то же время другие ученые сомневались, что такие изменения могли произойти так быстро, и отмечали, что цветным зрением обладают даже насекомые, так что вряд ли древние эллины справлялись хуже каких-нибудь бабочек. Английский исследователь Грант Аллен считал, что люди антропологически куда более похожи, чем это кажется Гладстону и его последователям, так что сенсорика представителей одного вида одинакова. А синего в культуре греков так долго не было из-за сложности получения синего красителя.

Разновидности нарушений

Чтобы определить разновидность нарушения ощущений, специалисты используют следующие термины:

  • Анестезия. У больного вообще отсутствуют ощущения.
  • Гипестезия. Характерно ослабление данного типа деятельности. Как выражается нарушение ощущений здесь? К примеру, яркий свет будет восприниматься больным тусклым, резкий аромат — еле ощутимым запахом, громкий звук — слабым.
  • Гиперестезия. Это, напротив, усиление ощущений. Наблюдаются нарушения, противоположные вышеописанным. Приглушенный свет будет казаться больному ярким (в тускло освещенном помещении он может находиться только в солнцезащитных очках), человек будет жаловаться на жесткость мягкого постельного белья, раздражаться от малейшего прикосновения и проч.
  • Парестезии. Здесь уже жалобы сугубо на неприятные ощущения, притом без присутствия в действительности реальных раздражителей. Например, больной будет жаловаться на покалывание, жжение, чувство, что через его тело проходит электрический ток. Или иной пример. Сидя в теплом помещении, человек начинает отмечать у себя мнимые признаки обморожения — онемение кончиков пальцев, дрожь и проч. Надо сказать, что клиническая картина данного нарушения ощущения непостоянна, изменчива, разнообразна по продолжительности и интенсивности проявлений.
  • Сенестопатии. В этом случае больной отмечает у себя мнимые неприятные ощущения уже со стороны собственного организма, внутренних органов. Однако какая-либо реальная, объясняющая это соматическая патология, болезнь не установлена. Человеку трудно детально, конкретно описать все то, что он (якобы) испытывает. В основном больные пользуются сравнениями при этом виде нарушения ощущения. Например, пациент говорит, что у него шевелится кишечник, увеличивается в размерах какой-либо орган, он чувствует, как через уши будто бы проходит ветер и проч.
  • Фантом-синдром. Это нарушение ощущений (развитие ощущений наблюдается после проведения операции) характерно для больных, потерявших какую-то конечность, орган. Человеку кажется, что он чувствует утерянную часть, даже ощущает, как она болит.

Эмоции

Эмоции – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Они, как правило, значительно менее продолжительны, чем чувства. Например, чувство преданности может длиться годами, а радость – десять секунд.

Эмоции, как и чувства, различаются по тем же характеристикам: валентность, интенсивность, стеничность и содержание.

С физиологической точки зрения эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния. Появление эмоций у человека идет рука об руку с физиологическими изменениями.

Как можно распознать некоторые эмоции? Давайте рассмотрим наиболее частые из них и выясним, как понять, когда они наступили у вашего собеседника.

1

Злость

Злость возникает, когда мы не можем по какой-то причине достичь своей цели. Признаки:

  • покраснение шеи и лица;
  • скрежетание зубами;
  • рычание;
  • сжатые кулаки;
  • наклон вперед и вторжение в ваше личное пространство;
  • сильные, властные позы;
  • общий агрессивный язык тела.

2

Страх, беспокойство и нервозность

Страх возникает, когда основные потребности находятся под угрозой. Существует множество уровней страха, от легкой тревоги до слепого ужаса. Многие телесные изменения, вызванные страхом, позволяют легко его обнаружить.

Беспокойство – это тревожное состояние человека, вызванное нарушением покоя. При этом человеку может ничего не угрожать, то есть переживания будут бессмысленными и нерациональными, либо же иметь под собой серьезную основу.

Нервозность – это состояние сильной возбудимости нервной системы, приводящей к резким и острым реакциям на незначительные раздражители.

Несмотря на то, что эти три эмоции в некотором смысле различны, они имеют схожие проявления в физиологии и языке тела:

  • холодный пот;
  • бледное лицо;
  • пересохшее горло (что приводит к облизыванию губ);
  • дрожащие губы;
  • изменение тона речи;
  • ошибки в речи;
  • дрожащий голос;
  • видимый высокий пульс (заметный на шее);
  • потоотделение;
  • напряжение в мышцах: сжатые ладони, прерывистые движения;
  • стремление задержать дыхание;
  • суетливость.

3

Печаль

Печаль – это противоположность счастью и указывает на депрессивное состояние. Признаки:

  • изнеможенное тело;
  • дрожащие губы;
  • «плоский» речевой тон;
  • слезы.

4

Замешательство

Замешательство может быть вызвано виной или нарушением ценностей. Признаки:

  • покраснение лица и шеи;
  • желание отвести глаза (нежелание смотреть в глаза человеку);
  • гримасничанье;
  • поддельная, вынужденная улыбка;
  • смена темы и попытка скрыть замешательство.

5

Удивление

Удивление возникает в тот момент, когда происходит то, чего не ожидалось. Признаки:

  • поднятые брови;
  • расширенные зрачки;
  • открытый рот;
  • внезапное движение назад.

6

Счастье

Счастье возникает, когда цели и потребности удовлетворяются. Признаки:

  • общее расслабление мышц;
  • улыбка (включая улыбающиеся глаза);
  • открытый язык тела.

Вы также можете выявить обманщика, исходя из информации, представленной выше. У такого человека мимика и язык тела не совпадают во времени с его словами: они либо опережают их, либо опаздывают. Голова совершает механические движения, жесты противоречат смыслу произносимых слов. Поэтому, чтобы понять человека, наблюдайте и слушайте.

Эмоции

Эмоции – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Они, как правило, значительно менее продолжительны, чем чувства. Например, чувство преданности может длиться годами, а радость – десять секунд.

Эмоции, как и чувства, различаются по тем же характеристикам: валентность, интенсивность, стеничность и содержание.

С физиологической точки зрения эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния. Появление эмоций у человека идет рука об руку с физиологическими изменениями.

Как можно распознать некоторые эмоции? Давайте рассмотрим наиболее частые из них и выясним, как понять, когда они наступили у вашего собеседника.

1

Злость

Злость возникает, когда мы не можем по какой-то причине достичь своей цели. Признаки:

  • покраснение шеи и лица;
  • скрежетание зубами;
  • рычание;
  • сжатые кулаки;
  • наклон вперед и вторжение в ваше личное пространство;
  • сильные, властные позы;
  • общий агрессивный язык тела.

2

Страх, беспокойство и нервозность

Страх возникает, когда основные потребности находятся под угрозой. Существует множество уровней страха, от легкой тревоги до слепого ужаса. Многие телесные изменения, вызванные страхом, позволяют легко его обнаружить.

Беспокойство – это тревожное состояние человека, вызванное нарушением покоя. При этом человеку может ничего не угрожать, то есть переживания будут бессмысленными и нерациональными, либо же иметь под собой серьезную основу.

Нервозность – это состояние сильной возбудимости нервной системы, приводящей к резким и острым реакциям на незначительные раздражители.

Несмотря на то, что эти три эмоции в некотором смысле различны, они имеют схожие проявления в физиологии и языке тела:

  • холодный пот;
  • бледное лицо;
  • пересохшее горло (что приводит к облизыванию губ);
  • дрожащие губы;
  • изменение тона речи;
  • ошибки в речи;
  • дрожащий голос;
  • видимый высокий пульс (заметный на шее);
  • потоотделение;
  • напряжение в мышцах: сжатые ладони, прерывистые движения;
  • стремление задержать дыхание;
  • суетливость.

3

Печаль

Печаль – это противоположность счастью и указывает на депрессивное состояние. Признаки:

  • изнеможенное тело;
  • дрожащие губы;
  • «плоский» речевой тон;
  • слезы.

4

Замешательство

Замешательство может быть вызвано виной или нарушением ценностей. Признаки:

  • покраснение лица и шеи;
  • желание отвести глаза (нежелание смотреть в глаза человеку);
  • гримасничанье;
  • поддельная, вынужденная улыбка;
  • смена темы и попытка скрыть замешательство.

5

Удивление

Удивление возникает в тот момент, когда происходит то, чего не ожидалось. Признаки:

  • поднятые брови;
  • расширенные зрачки;
  • открытый рот;
  • внезапное движение назад.

6

Счастье

Счастье возникает, когда цели и потребности удовлетворяются. Признаки:

  • общее расслабление мышц;
  • улыбка (включая улыбающиеся глаза);
  • открытый язык тела.

Вы также можете выявить обманщика, исходя из информации, представленной выше. У такого человека мимика и язык тела не совпадают во времени с его словами: они либо опережают их, либо опаздывают. Голова совершает механические движения, жесты противоречат смыслу произносимых слов. Поэтому, чтобы понять человека, наблюдайте и слушайте.

Свойства восприятия

С. Л. Рубинштейн заявляет, что восприятие людей имеет обобщенный и направленный характер.

Итак, первым свойством этого процесса считается предметность. Восприятие невозможно без предметов, ведь они имеют свои определенные цвета, форму, величину и назначение. Скрипку мы определим, как музыкальный инструмент, а тарелку – как столовый прибор.

Второе свойство – целостность. Ощущения сообщают в мозг элементы предмета, его определенные качества, а с помощью восприятия эти отдельные черты складываются в целостный образ. На концерте оркестра мы слушаем музыку целостно, а не звуки каждого музыкального инструмента отдельно (скрипку, контрабас, виолончель).

Третье свойство – константность. Оно характеризует относительное постоянство форм, оттенков цвета и величин, которые мы воспринимаем. К примеру, мы видим кота, как определенное животное, независимо от того в темноте он или в светлой комнате.

Четвертое свойство – обобщенность. Человеку свойственно классифицировать предметы и относить их к определенному классу, зависимо от признаков, которые имеются.

Пятое свойство – осмысленность. Воспринимая объекты, мы соотносим их с нашим опытом и знаниями. Даже в том случае, если предмет незнакомый, человеческий мозг пытается сравнить его уже с привычными объектами и выделить общие черты.

Шестое свойство – избирательность. В первую очередь воспринимаются объекты, которые имеют связь с личным опытом или активностью человека. Например, смотря спектакль, актер и посторонний человек по-разному будут переживать то, что происходит на сцене.

Каждый процесс может протекать как в норме, так и в патологии. Нарушениями восприятия считают гиперестезию (повышенную чувствительность к обыкновенным стимулам внешней среды), гипестезию (снижение уровня чувствительности), агнозию (нарушенное узнавание объектов в состоянии ясного сознания и небольшое снижение общей чувствительности), галлюцинации (восприятие несуществующих предметов в реальности). Иллюзии характерны при ошибочном восприятии предметов, существующих в реальности.

Ощущения

Ощущение – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Свойства ощущений бывают следующими:

  • Интенсивность: классическая количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для слуховых ощущений таковыми могут быть высота тона, тембр, громкость; для зрительных – цветовой тон, яркость, насыщенность; для тактильных – твердость, шероховатость и т.д.
  • Длительность: характеристика ощущения по времени.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (интероцептивные, болевые ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Ощущение – это мгновенная реакция тела на внешний раздражитель. Например, холодно, зябко, сыро, легко. Это тут же запускает связанную с ним эмоцию. Если вашему собеседнику стало холодно, в первую очередь он ощущает это своими органами чувств, а затем вырабатывает эмоцию: удивление, злость, беспокойство.

Что это значит для тех, кто изучает профайлинг? Вы сможете выявить отношение человека к изменениям внешней среды. Например, понять:

  • Действительно ли ему нравится вкус этого супа?
  • Раздражает ли его эта песня?
  • Как он относится к тому или иному запаху?

Коммуникация – это сложнейший процесс, к которому примешивается язык тела, выражение лица и целый комплекс физиологических и психических проявлений

Для того, чтобы научиться читать человека и влиять на него, важно понять, что он испытывает внутри, а не что говорит

Чувства, эмоции и ощущения, проявленные на лице и теле, скажут вам намного больше, чем слова. Поэтому уделите значительное количество времени, чтобы разобраться в хитросплетении внутренних ощущений человека, и это поможет понять не только его, но и самого себя, что также положительным образом повлияет на развитие взаимоотношений с окружающими.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

Положительные эмоции


Как избавиться от чувства вины


Эмоции и здоровье: как они взаимосвязаны


Майндсайт или путь к самопознанию

Ключевые слова:1Профайлинг

Зачем и как тренировать ощущения?

Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете память. Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с творческим мышлением. Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.

Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:

Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их

Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.

Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно

Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей»

Кожа

Осязательные ощущения распадаются на чувства давления, боли, температуры и проч. Они возникают во время раздражения расположенных в тканях нервных окончаний, которые имеют особое строение.

Какие бывают чувства у человека? Помимо всех вышеперечисленных, у людей имеются и такие чувства, как:

  • Статические (положение тела в пространстве и ощущение его равновесия). Такое чувство возникает во время раздражения нервных окончаний, которые расположены в полукружных каналах уха.
  • Мышечные, суставные и сухожильные. Они очень сложно наблюдаемые, однако носят характер внутреннего давления, напряжения и даже скольжения.
  • Органические или соматические. К таким чувствам можно отнести голод, тошноту, ощущения дыхания, полового влечения и проч.

Что такое восприятие

Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.

Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.

Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.

Принцип гештальта

Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», а гештальт-психологи полагают, что целое больше, чем сумма его частей. Согласно теории, чтобы интерпретировать то, что мы получаем при помощи наших чувств, мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет интерпретировать информацию в будущем без ненужного повторения.

Например, когда вы видите одну точку, то воспринимаете ее как таковую, но когда видите пять точек вместе, то группируете их, говоря «ряд точек». Без такой тенденции наше восприятие этот же ряд будет рассматривать как «точка, точка, точка, точка, точка». При этом сам процесс обработки увеличится примерно в пять раз по времени, а также уменьшает перцептивную способность.

Сохранение постоянства восприятия

Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.

К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.

Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.

Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.

Постоянство яркости относится к нашей способности распознавать, что цвет остается неизменным независимо от того, как он выглядит при разных уровнях. Эта темно-синяя рубашка, которую вы носили на пляже, внезапно «становится» черной, когда вы заходите в темное помещение. Без постоянства цвета мы будем постоянно переинтерпретировать цвет и будем поражены чудесным преобразованием, которое постоянно «происходит» с нашей одеждой.

Самоанализ

Хорошо помогает найти ответ на вопрос о том, как понять свои эмоции и чувства, анализ своего внутреннего мира. Для этого следует заглянуть внутрь себя и поискать ответы на интересующие вас вопросы. Вам следует понять, какое место вы занимаете в этой жизни, устраивает ли вас сложившаяся ситуация, что бы вы хотели поменять. Это должен быть серьезный разговор с собственным Я. Отвечать на вопросы следует честно и искренне, ведь если вы будете обманывать, то хуже сделаете только себе самому.

Только после полного понимания собственных ощущений можно попытаться понять, что вы чувствуете к другому человеку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Комментарии: 1
  1. Михаил

    С интересом почитал, но у меня такое впечатление, что в данном материале разделы 5 и 6 полностью совпадают. Это, наверное, техническая ошибка, но положительных эмоций она не вызывает:)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.