- Методы поведенческой психотерапии
- Определение
- Характеристики метода
- Наказания и поведенческая психология
- Когда наказание может быть вредным?
- Научение с точки зрения бихевиоризма
- Представители бихевиоризма в психологии
- Какая теория правдивее?
- Бихевиористский подход в политологии
- Методология
- Направление используют
- Основы поведенческой психологии
- Цель поведенческой психологии
- Устранение
- Научение и усвоение
- Психологический бихевиоризм
- Отучивание
- Принципы бихевиоризма в психологии
- Множество версий
- От изучения к применению
- Становимся другим человеком
- Применение поведенческой терапии
- Личность в бихевиоризме
- Виды обусловливания
- Радикальный бихевиоризм
Методы поведенческой психотерапии
Поведенческое направление в психотерапии концентрируется на трансформации поведения. Ключевое отличие данного метода психотерапии от других представляет собой, в первую очередь то, что терапией является любая форма научения новым шаблонам поведения, отсутствие которого несет ответственность за возникновение проблем психологического характера. Довольно часто обучение предполагает ликвидацию ошибочных способов поведения или их модификацию.
Одним из методов данного психотерапевтического подхода является аверсивная терапия, которая содержит в себе применение неприятных для индивида стимулов с целью снижения вероятности возникновения болезненного или даже опасного поведения. Чаще аверсивную психотерапию применяют в случаях, кода другие методы не показали результата и при тяжелой симптоматике, например, при опасных зависимостях, таких как алкоголизм и наркомания, неконтролируемых вспышках агрессии, аутодеструктивном поведении и др.
Сегодня аверсивная терапия рассматривается в качестве крайних нежелательных мер, прибегать к которым следует с осторожностью при этом, не забывая учитывать многочисленные противопоказания. Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода
Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения. Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного. Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций
Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода. Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения. Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного. Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций.
Аверсивные стимулы следует применять только с согласия пациента, которому донесена суть предлагаемой терапии. Клиент должен иметь полный контроль над длительностью и интенсивностью раздражителя.
Еще одним методом поведенческой терапии является жетонная система. Смысл ее заключается в получении клиентом символических вещей, например, жетонов за любое полезное действие. Полученные жетоны индивид впоследствии может обменять на приятные и важные для него предметы или вещи. Такой метод довольно популярен в тюрьмах.
В поведенческой терапии также следует выделить такой метод, как мысленный «стоп», т.е. старания перестать думать о том, что может вызвать негативные эмоции, дискомфорт. Данный метод получил широкое распространение в современной терапии. Он заключается в произнесение пациентом про себя слова «стоп» в момент возникновения неприятных мыслей или болезненных воспоминаний. Этот метод применяется для ликвидации любых болезненных мыслей и тормозящих деятельность чувств, негативных ожиданий при различных страхах и депрессивных состояниях или позитивных при разнообразных зависимостях. Также данный прием может применяться и при потере родственников или других близких, провале карьеры и др. Он легко сочетается с другими техниками, не требует использования сложной аппаратуры и довольно не затратный по времени.
Кроме перечисленных методов также применяются и другие, например, обучение на моделях, поэтапное подкрепление и самоподкрепление, обучение приемам подкрепления, самоконтроль и самоинструкция, систематическая десенсибилизация, скрытое и целенаправленное подкрепление, тренинг самоутверждения, система штрафов, условно-рефлекторная терапия.
Когнитивно-поведенческая психотерапия обучение основным механизмам, принципам, приемам и техникам сегодня считается одним из приоритетных направлений современной психотерапии, так как она с одинаковой успешностью применяется во всевозможных областях человеческой деятельности, например, на предприятиях при работе с персоналом, в психологическом консультировании и клинической практике, в педагогике и других сферах.
Определение
ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.
Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968 до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения. В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.
Характеристики метода
Прикладной: ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но и так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними
Поведенческий: ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.
Аналитический: Поведенческий аналитик может так или иначе влиять на то поведение, которое следует изменить. В лабораторных условиях запустить или прекратить целевое поведение по желанию экспериментатора, естественно, легче, чем в натуральной среде. Тем более, что на практике это может быть не всегда этично или легко сделать. Байер, Вольф и Ризли считали, что трудности не должны заставлять науку отклоняться от силы её принципов.
Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно, соблюдением этических норм. Первое — это постоянное отслеживание результата, а второе — это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата означает, что перед каждым возможным вмешательством со стороны поведенческого аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие и необходимые параметры поведения вновь измеряются. Если поведение меняется после интервенции, то производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.
- Технологический:Если любой поведенческий аналитик возьмёт описание программы обучения, то он сможет «воспроизвести программу с теми же результатами». Это означает, что программа обучения должна быть очень детально и тщательно прописана, и места для неоднозначности быть не должно. У Купера есть описание хорошего механизма проверки для технологической характеристики: «дайте человеку, квалифицированному в ABA, внимательно прочитать описание процедуры, а затем подробно её воспроизвести. Если он сделает ошибки, добавит лишние операции или опустит какие-нибудь шаги, или задаст вопросы, чтобы уточнить прочитанное, следовательно, описание является недостаточно технологичным и требует доработки.».
- Концептуальный: Это определяющая характеристика в отношении использования интервенций. Любое исследование и программа в АВА должны быть концептуально обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа.
- Эффективный: При применении поведенческих техник результат изменения в поведении всегда отслеживается. В частности, работа ведётся не с теоретическим значением переменной, а всегда с практической (социальной) значимостью изменений в поведении.
- Обобщаемость: Поведенческие аналитики должны ставить такие цели вмешательства, навыки по которым можно применять как можно в большем количестве ситуаций. Изменения в поведении должны длиться в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Кроме того, дальнейшее изменение в целевом поведении, уже после прекращения вмешательства, также является примером обобщения.
Наказания и поведенческая психология
Если обусловливание может быть эффективным при изменении или формировании нового поведения, может ли оно также использоваться для агрессивного подавления нежелательного поведения?
Иногда бывает, что в зависимости от обстоятельств, одной только поддержки недостаточно, и наказание также необходимо. Например, если ребенок бьет одного из своих товарищей, или если лезет туда, куда ему не надо (газовая плита, стиральная машина).
В этих случаях наказание может быть эффективным. Тем не менее, выговор должен быть произведен немедленно (иногда может быть достаточно простого «нет!»).
Когда наказание может быть вредным?
Жесткий выговор может иметь негативные последствия, если он слишком суров или неоправдан. Вот основные риски, связанные с наказанием:
Нет связи с хорошим поведением.
Наказание заставляет наказанного понять, что его поведение неуместно. Но если не указано четких правил, как нужно себя вести, то наказание не ведет к формированию лучшего поведения.
Временный эффект.
Последствия от выговора часто бывают кратковременными и сильно зависит от лица, назначающего наказание.
Негативные эмоции человека, подвергаемого наказанию.
Человек, которому был вынесен выговор, может отреагировать на это со страхом или гневом. Он может начать бояться или даже возненавидеть человека, который его наказал, или то место, где он был наказан.
Задержка между действием и выговором.
Если наказание не следует сразу за предосудительным поведением, оно не принесет пользы. В повседневной жизни часто трудно реагировать мгновенно.
Таким образом, разделение между положительными и отрицательными последствиями наказания является довольно хрупким.
Это подпитывает дискуссию о методах воспитания детей: должны ли мы их наказывать?
Научение с точки зрения бихевиоризма
Бихевиоризм стал основой для развития поведенческого подхода в психологии. Хоть зачастую эти направления и отождествляют, но все же между ними есть существенная разница. Бихевиористский подход рассматривает личность как результат научения, как совокупность представленных внешне реакций, на основе чего формируется поведение. Таким образом, в бихевиоризме имеют смысл только те действия, которые проявляются внешне. Поведенческий подход шире. В него включены принципы классического бихевиоризма, когнитивного и личностного подхода, т. е. исследованию подлежат и внутренние действия организма (мысли, чувства, роли), которые созданы личностью и за которые она несет ответственность.
Бихевиористский подход получил множество модификаций, среди которых самая распространенная — теория социального научения А. Бандуры и Д. Роттера. Ученые расширили понимание человеческого поведения. Они считали, что действия личности детерминированы не только внешними факторами, но и внутренней предрасположенностью.
А. Бандура отмечал, что готовность, вера, ожидания — как внутренние детерминанты — взаимодействуют с поощрением и наказанием, внешними факторами в равной степени. Он также был уверен в том, что человек способен самостоятельно менять свое поведение под воздействием отношения к нему окружающего мира. Но главное — личность может формировать новый план действий путем простого наблюдения за поведением других людей даже без непосредственного их влияния. По мнению исследователя, человек обладает уникальной способностью к саморегуляции своего поведения.
Дж. Роттер, развивая эту теорию, предложил систему прогнозирования поведения человека. По мнению ученого, личность будет действовать исходя из 4 условий: потенциала поведения (степени вероятности поведения на какой-то стимул), ожидания (оценки субъектом вероятности подкрепления в ответ на его поведение), ценности подкрепления (оценки личной значимости реакции на действия) и психологической ситуации (внешней обстановки, в которой может произойти действие). Таким образом, потенциал поведения зависит от совокупности этих трех факторов.
Отсюда социальное научение — это усвоение навыков и паттернов поведения в социальном мире, которое детерминировано как внешними факторами, так и внутренней предрасположенностью личности.
Представители бихевиоризма в психологии
Длительную историю развития и усовершенствования своих научных методов исследования и терапии имеет бихевиористский подход. Представители его начинали с изучения элементарных принципов поведения животных и пришли к системе практического применения этих знаний на человеке.
Основоположник классического бихевиоризма Д. Уотсон был приверженцем мнения, что реально только то, что можно наблюдать. Он придавал значение исследованию 4 актов поведения человека:
- видимых реакций;
- скрытых реакций (мышление);
- наследственных, природных реакций (например, зевание);
- скрытых природных реакций (внутренних процессов жизнедеятельности организма).
Он был убежден, что сила реакции зависит от силы стимула, и предложил формулу S = R.
Последователь Уотсона Э. Торндайк развил теорию дальше и сформулировал такие основные законы человеческого поведения:
- упражнения — взаимосвязь между условиями и реакциями на них в зависимости от числа воспроизведения;
- готовности — проведение нервных импульсов зависит от наличия внутренней готовности к этому индивида;
- ассоциативного сдвига — если из множества стимулов индивид реагирует на один, то оставшиеся из них в дальнейшем будут вызывать аналогичную реакцию;
- эффекта — если действие несет за собой получение удовольствия, то это поведение будет проявляться чаще.
Экспериментальное подтверждение теоретических основ данной теории принадлежит российскому ученому И. Павлову. Именно он опытным путем доказал, что у животных можно сформировать условные рефлексы, если при этом использовать определенные раздражители. Многим известен его эксперимент с формированием у собаки условной реакции на свет в виде слюноотделения без подкрепления в виде еды.
В 60-е годы развитие бихевиоризма расширилось. Если ранее оно рассматривалось как набор отдельных реакций на стимулы, то с этих пор начинается введение в эту схему других переменных. Так, Э. Толмен, автор когнитивного бихевиоризма, назвал этот промежуточный механизм когнитивным представлением. В своих опытах с мышами он показал, что животные находят выход из лабиринта на пути к корму разными способами, следуя по незнакомому ранее маршруту. Таким образом, он продемонстрировал, что цель для животного важнее механизмов ее достижения.
Какая теория правдивее?
На этот вопрос вообще нет и не может быть правильного ответа. Обе теории одинаково верны, и правильность той или иной зависит от менталитета людей, их способностей и навыков, от опыта и от рода деятельности. В действительности до сих пор есть такие организации, в которых практикуется авторитарная система лидерства. Многие сотрудники действительно элементарно не приучены к порядку и самоконтролю, они всячески отказываются работать, поэтому за подобные промахи их нужно штрафовать и подвергать взысканиям. Как правило, так ведут себя люди с низким уровнем интеллекта, и встречается такое явление по большей степени в малоразвитых странах. Более прогрессивное общество чаще всего работает по схеме Y — то есть начальник является частью коллектива, связующим звеном, а не цербером. Каждый из сотрудников прекрасно понимает, что успех компании в любом случае отразится на его успехе, поэтому не ленится, а трудится и прилагает к этому все силы, задействует творчество и практические навыки.
Бихевиористский подход в политологии
На смену привычному юридическому методу в политологии, изучавшему правовые, политические институты, в 50-х годах пришел бихевиористический. Его назначением стало изучение природы политического поведения людей как граждан и политических групп. Этот метод позволил качественно и количественно проанализировать политические процессы.
Бихевиористский подход в политологии применяется для изучения поведения индивида как части политической системы и побуждающих его к действию стимулов — мотивов, интересов. Благодаря ему в политической науке стали звучать такие понятия, как «личность», «установка», «убеждения», «общественное мнение», «поведение электората».
Методология
Также данный раздел носит название поведенческой терапии и очень часто применяется в практической психологии для коррекции тех или иных реакций и привычек человека. В основе терапии лежит обусловливание и научение. Следуя определенным методам поведенческого подхода, можно полностью изменить карту собственных действий и поступков, стать иной личностью. За счет этих техник избавляются от вредных привычек, приобретают новые навыки и склонности, начинают по-новому смотреть на мир и иначе взаимодействовать с ним. Впервые методология успешно была применена на практике учениками Уотсона в конце 19 столетия. Они отучали детей бояться животных. В данном процессе были задействованы следующие приемы, которые остаются актуальными по сей день.
Направление используют
|
Академия НЛП (Москва), Центр Sunrise (Москва), Центр интегративных психотехнологий «Подорожник» (Москва), АНО ДПО «Международная Академия Образования и Науки» (Москва), Азалия Идрисова (Москва), Проект «Ищу Мир» (Москва), Проект «Фантастические поездки и тренинги Fantasytrip» (Москва), Проект «Шкипер» (Москва), Психологический центр образования и развития «Инсайт» (Москва), Центр позитивной психологии Наталии Алман «Душа девица» (Москва), Центр психологического здоровья «Междуречье» (Москва), Центр «Психолог Онлайн» (Смоленск), Центр кодирования в Хабаровске (Хабаровск), Территория речи (Симферополь), Татьяна Курепина (Кемерово), Талина Дашковская (Одесса), Центр «Академия Успеха» (Ярославль), Центр психолог «Светоч» (Иркутск), Центр Объективной Психологии «Царь в голове» (Санкт-Петербург), Студия консультирования и психотерапии «Познание» (Челябинск). Ещё организаторы 38 |
||
|
Александр Иванович Балыкин (Москва), Евгений Михайлович Яловега (Москва), Елена Александровна Ужаровская (Москва), Михаил Лабковский (Москва), Ольга Сухотинская (Москва), Сергей Викторович Харитонов (Москва), Харальд Бломберг (Москва), Юлия Викторовна Дрёмина (Москва), Яна Дистатикс (Москва), Алексей Визар (Москва), Анна Анциферова (Москва), Анна Васильевна Алпатова (Москва), Анна Дмитриевна Савинова (Москва), Валерий Александрович Шелгинский (Москва), Валерия Николаевна Крянева (Москва), Ванда Варга (Москва), Виктор Владимирович Кузовкин (Москва), Виктория Владимировна Матвеева (Москва), Виктория Волевач (Москва), Дмитрий Валерьевич Беличенко (Москва). Ещё тренеры 167 |
||
|
Александр Иванович Балыкин (Москва), Евгений Михайлович Яловега (Москва), Елена Александровна Ужаровская (Москва), Юлия Викторовна Дрёмина (Москва), Яна Дистатикс (Москва), Александр Станиславович Шестаков (Москва), Алексей Визар (Москва), Анна Анциферова (Москва), Анна Васильевна Алпатова (Москва), Анна Дмитриевна Савинова (Москва), Валерий Александрович Шелгинский (Москва), Ванда Варга (Москва), Виктор Владимирович Кузовкин (Москва), Виктория Владимировна Матвеева (Москва), Виктория Волевач (Москва), Дмитрий Валерьевич Беличенко (Москва), Дмитрий Седак (Москва), Евгений Валерьевич Кириченко (Москва), Евгений Есин (Москва), Екатерина Евгеньевна Кулагина (Москва). Ещё консультанты 176 |
Основы поведенческой психологии
Поведенческая психология родилась в Соединенных Штатах и доминировала среди других областей психологии в первой половине 20-го века.
Дж. Б. Уотсон считается основоположников поведенческой психологии. В своем докладе, опубликованном в 1913 году, он пишет, что с точки зрения бихевиоризма психология является объективной экспериментальной ветвью естественных наук, и целью бихевиоризма является предсказание и контроль поведения человека.
Поведенческая психология
Интроспективная психология, которая считается необъективной, отвергается бихевиоризмом. Поведенческие психологи считают, что объективные выводы можно сделать, только изучая наблюдаемые факты (поведение), которые можно измерить и определить количественно.
Цель поведенческой психологии
«Манифест бихевиоризма», опубликованный Дж. Б. Уотсоном в 1913 году, ознаменовал поворотный момент в психологии. Бихевиоризм стал ее основным направлением благодаря своей прагматичности.
Идея поведенческой психологии — направлять и изменять поведение людей, чтобы они могли преобразовывать свою жизнь. Для реализации этого амбициозного проекта нужно знать законы поведения, прогнозировать и контролировать его.
То есть, чтобы иметь возможность влиять на результат, нужно знать, что его вызывает.
Устранение
Весьма эффективный метод, который стал широко известным под названием систематическая десенсибилизация. Его суть в том, что страх или фобия подавляются состоянием релакса. Допустим, человек сильно боится высоты и, находясь на крыше небоскреба, начинает испытывать не только осознанную тревогу. Его организм начинает реагировать на страх: сжимаются мышцы, учащается пульс, поднимается давление. Так организм и сознание объединяются в состоянии ужаса, и человек оказывается полностью парализованным перед своей фобией. Если разорвать эту связь, страх иссякнет, а сделать это можно, либо научив свое сознание не замечать высоту (что почти нереально, ведь это оно решило бояться данного явления), либо расслабиться телесно. Второй вариант более прост в исполнении. Поэтому человека намеренно помещают в ту среду, где он ощущает наибольшую тревогу, и при этом с помощью медикаментов или определенных психологических манипуляций расслабляют его мышечный корсет и снижают кардиологические показатели. Постепенно страх полностью проходит.
Научение и усвоение
Незыблемая основа основ, которая позволяет максимально изменить поведение или избавиться от вредной привычки. В основе метода лежит образец — в его роли может выступать кумир, фигурка или символ, фильм, рассказ, действие или разыгранный спектакль. Тип наглядного примера выбирается в зависимости от того, с кем именно работает психолог. Допустим, ребенок начал курить, но при этом увлекается творчеством конкретных музыкантов, а они, в свою очередь, поддерживают здоровый образ жизни. Психолог напоминает подростку, что даже его кумиры этого не делают, и тот, подражая образцу, отучается от дурной привычки. Аналогично можно и приучить к чему-либо человека, например, больше учиться или изучать иностранный язык.
Важно отметить, что в данной работе обязательно стоит применять систему вознаграждений. В стандартном варианте для детей это конфеты, для взрослых — стоящие вещи или же деньги
Психологический бихевиоризм
Впервые под влиянием ученого по имени Артур В. Стаатс поведенческий подход становится не просто теорией, подкрепленной малым количеством опытов, причем преимущественно поставленных на животных, а наполовину практической областью знаний. В плане теории Стаатс разработал эдакую систему тайм-аутов, то есть отдыха от тех или иных факторов/мыслей, которые могли бы влиять на поведение человека, а также систему жетонов — вознаграждений. Эксперименты уже проводились на людях, преимущественно на детях с психическими расстройствами. Данный опыт позволил достичь новых высот в области образования, культурного и социального развития, а также профилактики многих нервных отклонений.
Отучивание
Куда более жесткий метод в поведенческой терапии, который основывается на явном избежании того или иного фактора, от которого следует избавиться. Пользуясь той же системой вознаграждений за положительные поступки и системой наказаний и штрафов за негативные, человек постепенно начинает отвыкать делать то, что ему не следует делать. Самое интересное, что методика отучивания может быть действенной не только на ментальном или психологическом уровне, но и на физическом. Наглядный пример из первой области — алкоголизм. Когда человек начинает употреблять спиртные напитки, процесс должен сопровождать крайне неприятный запах, вызывающий рвоту. Постепенно алкоголь начнет ассоциироваться именно с такими негативными ощущениями. Пример из физиологии — энурез. На больного крепится специальный аппарат, который реагирует на появление мочи. В этот же момент больной пробуждается и понимает, что он мочится.
Принципы бихевиоризма в психологии
Если подытожить выводы, к которым пришли представители классического бихевиоризма, можно выделить несколько принципов этого подхода:
- поведение — это реакция индивида на стимулы внешней среды, с помощью которых он приспосабливается (реакция может быть как внешней, так и внутренней);
- личность — это опыт, приобретенный человеком в процессе жизни, набор моделей поведения;
- поведение человека формирует социальная среда, а не внутренние процессы.
Данные принципы — это тезисные положения классического подхода, которые в дальнейшем развивались и оспаривались последователями и критиками.
Множество версий
Первоначальная теория поведенческого подхода к изучению реакций живых существ на те или иные факторы стала настоящим резонансом в мире психологии. Исследованием данной тематики занимались, как бы это пошло ни звучало, все кому не лень, и потому выдвигались порою самые нелепые суждения. Но среди них время от времени всплывали и весьма стоящие мысли, которые после превращались в полноценные виды поведенческого подхода, ну или разновидности. По сути, каждый из них говорит правду — это как сравнивать суждение Уотсона и Скиннера. Поэтому каждый современный психолог сам решает, какая именно теория ему ближе, и руководствуется ею. Предлагаем поочередно ознакомиться с каждой из них.
От изучения к применению
После того как Стаатс продемонстрировал миру свои опыты, основы поведенческого подхода сразу же стали базой для корректировки поведения различных групп индивидов. По сути, теорию превратили в практику — и не более. В ходе подобных манипуляция появилась новая область практических знаний — прикладной анализ поведения. В ее основе лежат принципы радикального бихевиоризма, с помощью которых корректируются реакции на те или иные раздражители у конкретного человека или же у группы людей. Это так называемые техники поведенческого подхода, коих несчетное множество. Давайте перечислим некоторые из них. Итак, применяя радикальный бихевиоризм, можно контролировать и менять:
- Расстройства аутистического спектра.
- Сохранение природных ресурсов.
- Физическую культуру и здоровый образ жизни.
- Изучение языков.
- Медицину.
- Воспитание детей.
- Борьбу с наркотиками.
- Отношение к животным.
- Лидерство и управленческую сферу.
Одним словом, технику радикального бихевиоризма можно применять абсолютно везде, причем влияние можно оказывать как на конкретную личность, так и на группу людей.
Становимся другим человеком
Прочитав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что свое поведение, свой характер и привычки можно в корне изменить. Любой человек может избавиться от пагубного влияния табака и алкоголя, от своих страхов, от болезней и прочих вещей, которые могут беспокоить и доставлять дискомфорт. Методика универсальная, и применять могут как люди с теми или иными проблемами, так и просто желающие что-то изменить в своей жизни и стать лучше. Наиболее интересный сегмент — применение поведенческого подхода в управлении обществом, организацией, финансами и проч. Иными словами, это развитие лидерских качеств, усиление себя как личности.
Применение поведенческой терапии
Различные методы поведенческой терапии ориентированы на помощь пациентам, столкнувшимся с разными сложными ситуациями, требующими вмешательства со стороны специалистов. К примеру, ПТ проводится при аутизме, социофобии и даже ожирении.
Система поведенческой терапии применяется в следующих ситуациях:
- при тревожных состояниях;
- в случае хронических психических расстройств;
- при сексуальных нарушениях;
- для решения возникающих супружеских и межличностных проблем;
- при психопатологиях у детей.
Исследования наглядно доказали, что ПТ способна эффективно помочь в случае возникновения фобий у человека. В этом случае применяется основная техника — систематическая экспозиция. Под понятием экспозиция понимают целый ряд техник, которые основаны на предъявлении имеющихся страхов пациентов. Также в качестве дополнения при тревожных состояниях применяют технику когнитивно-поведенческой терапии.
Множество пациентов отдают предпочтение именно этому виду психотерапии, поскольку она позволяет решить проблему преждевременной эякуляции, вагинизма, импотенции и пр.
Супружеская терапия является методом обучения участников супружеской пары позитивно, а также продуктивно достигать желаемых поведенческих положительных изменений. В некоторых ситуациях требуется полноценная семейная поведенческая психотерапия. Дело в том, что ряд трудностей и проблем, испытываемых человеком, могут быть напрямую связаны с членами его семьи. Потому в терапии должны принимать участие все. Это позволяет проанализировать ситуацию, определить роль каждого из членов семьи и решить сложившуюся проблему.
Если говорить про психические расстройства, то ПТ способна решать проблемы исключительно хронических, но не острых расстройств. Поведенческие методы воздействия применяются при работе с пациентами, у которых наблюдается выраженное изменение личности или же низкий показатель самообслуживания.
ПТ позволяет решить психологические проблемы пациентов в раннем детском возрасте — это плохое поведение, чрезмерная агрессия и другие нарушения норм. При лечении гиперактивности широко применяется так называемая жетонная методика. Наглядно доказана эффективность ПТ при необходимости повысить успеваемость ребенка решить проблему аутизма. Аутизм — актуальная проблема множества детей. Но именно ПТ демонстрирует одни из лучших результатов по нормализации поведенческого и интеллектуального развития. Конечно, процент составляет всего около 2% детей с аутизмом, которых удалось вылечить. Но среди всех существующих сегодня методов только ПТ удалось добиться столь внушительных результатов.
Личность в бихевиоризме
Одно из главных заблуждений состоит в том, что якобы поведенческая психология отрицает существование человеческого сознания и выступает против изучения мысли.
Но это неправда: хотя Уотсон (основатель бихевиоризма) возражал против изучения внутренних психологических явлений, Скиннер (безусловно, самый известный бихевиорист) утверждал, что их можно изучать и исследовать. Просто, по мнению Скиннера, за этими внутренними процессами слишком сложно наблюдать, поэтому он не брал их в расчет в своих исследованиях.
Скиннер предполагал, что люди не могут контролировать свое поведение. Он утверждал, что поведение зависит только от окружающей среды.
Скиннер явно выступал за детерминизм и отказывался приписывать достижения людей их качествам или психическим процессам (хотя и признавал их), таким как мотивация, мышление, постановка целей и т.д.
Сам Скиннер о себе в своей биографии, опубликованной в 1983 году, пишет: «Насколько я знаю, мое поведение в каждый момент времени было не более чем результатом моего генетического фона, личной истории и условий окружающей среды».
Виды обусловливания
Развитие человека происходит путем научения — усвоения опыта взаимодействия с внешним миром. Это и механические навыки, и социальное развитие, и эмоциональное. На основании этого опыта формируется и поведение человека. Бихевиористский подход рассматривает несколько видов научения, среди которых самыми известными являются оперантное и классическое обусловливание.
Оперантное предусматривает постепенное усвоение человеком опыта, в котором любое из его действий повлечет определенную реакцию. Так, ребенок узнает, что если разбросать игрушки, это может разозлить родителей.
Классическое обусловливание говорит индивиду о том, что за одним событием идет следующее. Например, при виде груди матери ребенок понимает, что за этим актом последует вкус молока. Это формирование ассоциации, элементами которой есть один стимул, за которым следует другой.
Радикальный бихевиоризм
Вторая и куда более значимая теория поведенческого подхода, предложенная также американцем по фамилии Скиннер. Скорее всего, выигрышной она стала именно благодаря своей многогранности и эдакому «психологическому космополитизму»
Иными словами, Скиннер считал, что во внимание стоит принимать не только раздражители из окружающей среды, которые «задевают» личность, но и его чувства, мысли, которые одолевают в конкретный момент времени. Не менее важным является опыт — как негативный, так и позитивный
В расчет был принят и наследственный фактор, ведь на генетическом уровне представители тех или иных видов живых организмов (в том числе и люди — тут различать приходилось по расам и культурам) также имеют конкретные убеждения, влияющие на поведение. Такой поведенческий подход стал универсальным и, наверное, до сих пор самым распространенным и верным в психологии.