Аутизм и прикладной анализ поведения: главное о важном. часть 1

Приложения в клинической психологии

Функциональный анализ и анализ последствий обычно используются в некоторых типах психотерапии, чтобы лучше понять, а в некоторых случаях изменить поведение. Это особенно часто встречается в поведенческой терапии, такой как поведенческая активация , хотя также является частью когнитивной терапии Аарона Бека . Кроме того, функциональный анализ, преобразованный в анализ цепочки поведения, часто используется в диалектической поведенческой терапии .

Функциональный анализ дает несколько преимуществ перед традиционными методами оценки. Во-первых, наблюдение за поведением более надежно, чем традиционные методы самоотчета. Это связано с тем, что наблюдение за человеком с объективной точки зрения в его обычной среде позволяет наблюдателю наблюдать как предшествующие, так и последствия проблемного поведения. Во-вторых, функциональный анализ полезен, так как он позволяет разрабатывать поведенческие вмешательства, либо предшествующий контроль, либо контроль последствий, специально разработанные для уменьшения проблемного поведения. В-третьих, функциональный анализ полезен для вмешательств для маленьких детей или детей с задержкой развития с проблемным поведением, которые могут быть не в состоянии ответить на вопросы самоотчета о причинах своих действий.

Несмотря на эти преимущества, функциональный анализ также имеет некоторые недостатки. Во-первых, не определены стандартные методы определения функции, а метаанализ показывает, что различные методологии, по-видимому, смещают результаты в сторону определенных функций, а также неэффективны для улучшения результатов. Во-вторых, Грешэм и его коллеги (2004) в метааналитическом обзоре статей JABA обнаружили, что функциональная оценка не дает большего эффекта по сравнению с простыми программами управления непредвиденными обстоятельствами . Однако Gresham et al. объединили три типа функциональной оценки, из которых было достоверно установлено, что описательная оценка и косвенная оценка дают результаты с ограниченной достоверностью. В-третьих, хотя функциональная оценка была проведена с множеством групп населения (т.е.) большая часть текущих исследований функциональной оценки была был ограничен детьми с отклонениями в развитии.

Определение

ПАП-терапия направлена на изменение и поощрение определенных форм поведения, особенно у детей с аутизмом. Это не “лекарство от аутизма”, но она может помочь людям улучшить и развить целый ряд навыков.

Данная форма терапии коренится в бихевиористских теориях. Они предполагают, что вознаграждение может увеличить или уменьшить вероятность того, что поведение изменится, когда подобное стечение обстоятельств повторится в будущем.

ПАП использует положительные вознаграждения, когда ребенок получает предмет или привилегию, если демонстрирует желаемое поведение. В предыдущие десятилетия, если ребенок не вел себя как полагается, ему грозило физическое наказание. Однако сейчас это встречается реже. Вместо этого ребенок может не получить вознаграждения, если не проявит желаемого поведения или навыка. Данная теория предполагает, что ребенок предпочтет демонстрировать желаемое поведение, чтобы получить вознаграждение.

На чем основаны методы аналитики UBA?

Традиционные методы аналитики сводятся к определению специалистами по безопасности наборов правил, на основании которых системы определяют, является ли то или иное событие нарушением безопасности. Данный подход не является адаптивным к новым типам угроз или изменению поведения.

Отличительной чертой решений UBA является расширенная аналитика, предназначенная главным образом для предотвращения утечек конфиденциальной информации. Признаком хорошего аналитического аппарата UBA считается не только способность выявить аномалии в поведении, но и умение рассчитать вероятность того, насколько аномалия свидетельствует о действительной угрозе безопасности. В настоящее время в основу расширенной аналитики UBA-решений закладываются технологии машинного обучения и статистические модели Среди них:

Unsupervised algorithms. Алгоритмы, не требующие наличия заранее промаркированных примеров для последующей классификации пользователей и детектирования аномалий поведения. Это позволяет использовать решения UBA без предварительной адаптации и настройки, что несомненно является большим плюсом. Но также имеет и негативный эффект – множество малозначимых с точки зрения безопасности результатов классификации пользователей и большую долю ложных срабатываний.

Supervised algorithms. Алгоритмы, обладающие более высоким качеством оценки поведения и классификации пользователей. На практике стабильность такого высокого качества нуждается в регулярном переобучении и подкреплении примерами. Это каждый раз требует привлечения специалистов по анализу данных и тесных коммуникаций между ними и сотрудниками безопасности.

Смешанные модели. Сочетают в себе как «автономные» алгоритмы, так и supervised-алгоритмы.

Во множестве алгоритмов можно выделить модели с «жадными» алгоритмами. Такие алгоритмы постоянно подстраивают модель, принимающую решение, под каждую новую активность пользователя. Это позволяет мгновенно уточнять модель и корректировать ее качество. Однако эти алгоритмы более требовательны к ресурсам и не лишены своих проблем. Например, проблемы смещения, с которой борются специалисты Yandex в своей знаменитой статье.

Согласно исследованиям Gartner, в ближайшем будущем решения UBA будут пополняться инструментарием глубокого обучения и нейронных сетей.

Типы обусловливания поведения

В рамках изучения поведения стоит различать респондентное и оперантное обусловливание поведения. Два вышеуказанных ученых склонялись именно к изучению респондентного мотивирования, как раз-таки работающего по формуле «стимул-реакция», то есть за каждым мотивом следует определенный ответ в виде того или иного поведения.

Оперантное же обусловливание склоняется к формуле «стимул-подкрепление-реакция». То есть в данном случае мы руководствуемся не причиной нашего действия, а реакцией со стороны (поощрением или наказанием), и в зависимости от неё у нас складывается реакция.

Приведем пример. Ваш ребенок ходит зимой без шапки, вы за это переживаете, потому что он может заболеть. Джон Уотсон здесь предложил бы вам объяснить своему ребенку, что если он будет ходить с неприкрытой головой, он может заработать себе простуду. Либо в конце концов ваш ребенок заболеет, у него выработается реакция «хожу без шапки-болею», и он больше не будет выходить из дома в холод без головного убора.

Беррес Скиннер, как раз-таки разработавший идею оперантного обсуловливания, направил бы вас по другому пути и посоветовал бы ввести меру поощрения за то, что ребенок надевает шапку. Допустим, вы можете его похвалить, материально или идеально поощрить. Можно придумать что-то вроде этого: «Давай ты наденешь шапку, а я заберу тебя пораньше с занятий, и мы пойдем гулять». В такой ситуации ребенок наденет головной убор, потому что у него будет реакция на подкрепление – на то, что вы заберете его из школы пораньше.

При этом Скиннер указывал, что гораздо более твердо реакция закрепляется в случае поощрения, то есть позитивного подкрепления, а не наказания. Иными словами, если вы будете кричать, бить, оскорблять своих детей, вызывая страх и слезы, то реакция будет происходить, но при этом у личности будет развиваться низкая самооценка, излишнее переживание и тревога.

Обратите внимание, что таким образом мы можем влиять на поведение окружающих людей, то есть изменяя условия окружающей среды, мы вводим личность в то или иное психологическое состояния посредством мотивационного, стимулирующего механизма. Именно на этом основывается разработанная в США методика Прикладного анализа поведения (ПАП, с английского ABA – Applied behavior analysis), направленная в большей степени на терапию с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (попросту говоря, с аутистами)

Давайте немного подробнее остановимся на данной методике

Именно на этом основывается разработанная в США методика Прикладного анализа поведения (ПАП, с английского ABA – Applied behavior analysis), направленная в большей степени на терапию с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (попросту говоря, с аутистами). Давайте немного подробнее остановимся на данной методике.

Определение

ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968 до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения. В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Характеристики метода

Прикладной: ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но и так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними

Поведенческий: ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.

Аналитический: Поведенческий аналитик может так или иначе влиять на то поведение, которое следует изменить. В лабораторных условиях запустить или прекратить целевое поведение по желанию экспериментатора, естественно, легче, чем в натуральной среде. Тем более, что на практике это может быть не всегда этично или легко сделать. Байер, Вольф и Ризли считали, что трудности не должны заставлять науку отклоняться от силы её принципов.

Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно, соблюдением этических норм. Первое — это постоянное отслеживание результата, а второе — это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата означает, что перед каждым возможным вмешательством со стороны поведенческого аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие и необходимые параметры поведения вновь измеряются. Если поведение меняется после интервенции, то производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

  • Технологический:Если любой поведенческий аналитик возьмёт описание программы обучения, то он сможет «воспроизвести программу с теми же результатами». Это означает, что программа обучения должна быть очень детально и тщательно прописана, и места для неоднозначности быть не должно. У Купера есть описание хорошего механизма проверки для технологической характеристики: «дайте человеку, квалифицированному в ABA, внимательно прочитать описание процедуры, а затем подробно её воспроизвести. Если он сделает ошибки, добавит лишние операции или опустит какие-нибудь шаги, или задаст вопросы, чтобы уточнить прочитанное, следовательно, описание является недостаточно технологичным и требует доработки.».
  • Концептуальный: Это определяющая характеристика в отношении использования интервенций. Любое исследование и программа в АВА должны быть концептуально обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа.
  • Эффективный: При применении поведенческих техник результат изменения в поведении всегда отслеживается. В частности, работа ведётся не с теоретическим значением переменной, а всегда с практической (социальной) значимостью изменений в поведении.
  • Обобщаемость: Поведенческие аналитики должны ставить такие цели вмешательства, навыки по которым можно применять как можно в большем количестве ситуаций. Изменения в поведении должны длиться в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Кроме того, дальнейшее изменение в целевом поведении, уже после прекращения вмешательства, также является примером обобщения.

Специалисты поведенческого анализа используют в своей работе следующие методы:

  1. «Сцепление» — предполагает структуризацию решения проблемы, выделение небольших задач для решения глобальной цели. Таким образом, шаг за шагом решая простые задачи индивидуум приближается к достижению первоначальной цели;
  2. «Подсказка» — использование наводящих вопросов, сигналов или визуальных символов, стимулирующих желаемую реакцию;
  3. «Шейпинг» — представляет собой постепенное изменение поведения от имеющегося к желаемому;
  4. Перенос реакции с одной инструкции на другую — постепенное подведение индивидуума к аналогичной реакции на разные, но аналогичные стимулы;
  5. Метод мини-последствий — предполагает последовательное и повторяющееся использование подкреплений (каких-либо действий или иных последствий) в ответ на каждую реакцию индивидуума.

Несмотря на то, что в настоящее время бихевиоризм уже не является популярным направлением, поведенческий анализ (особенно прикладной) по-прежнему являются активно используемыми методами. В частности, их применяют для:

  • коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими отклонения в развитии;
  • формирования корпоративного поведения в крупных компаниях и холдингах;
  • борьбы с фобиями, поведенческими расстройствами и зависимостями.

Однако, стоит отметить, что данный метод активнее используется в Америке. В современной отечественной психологии этот метод не так широко распространен так как:

1. Не подкреплен менталистическими объяснениями — поскольку поведенческий анализ является продолжением бихевиоризма, он базируется на восприятии поведения как цепочки последовательных стимулов и реакций. Данное убеждение идет в разрез с современными данными, что ставит под сомнение эффективность самого метода.

2. Сложные научно-технические формулировки — в настоящее время в России достаточно тяжело найти качественную литературу, дающую представление о поведенческом анализе. А та, что имеется — написана сложным научным языком, требующем особого внимания. Кроме того, сам поведенческий анализ предполагает учет огромного количества тонкостей.

3. Отсутствие быстрого результата — процесс поведенческого анализа на практике требует большого количества времени и терпения, то есть тех ресурсов, которых у современных ученых и практиков не так много. Кроме того, трата времени при отсутствии стопроцентной гарантии считается непозволительной расточительностью.

4. Упор на работу с детским аутизмом — основной сферой применения поведенческого анализа в России является коррекция детского аутизма. Таким образом многие наши соотечественники убеждены, что это практически единственный возможный способ прикладного применения поведенческого анализа.

5. Отсутствие возможности ознакомления с поведенческим анализом в образовательном учреждении — в настоящее время ознакомиться с основами поведенческого анализа и уж тем более стать сертифицированным специалистом в России можно только пройдя специальные платные образовательные курсы. В открытых источниках найти доступ к этой информации крайне тяжело. В образовательных учреждениях о поведенческом анализе в лучшем случае упоминают вскользь. Не углубляясь.

Таким образом мы видим, что поведенческий анализ, являющийся методом, вышедшим из неактуального в настоящий момент направления бихевиоризм, является одним из эффективных методов исследования личности. Однако, в силу ряда причин, активно не используется, а применяется узкими специалистами для решения определенных задач.

Список литературы:
  1. : АВА (AppliedBehaviorAnalisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.- 208с.
  2. http://www.behavioranalysiseducation.com
  3. http://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-povedencheskij-analiz.html

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

История поведенческого анализа

Бихевиоризм появился в значительной степени благодаря работам трёх влиятельных психологов — И. Павлова, Джона Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Павлов обнаружил возможность обусловливания рефлекса во время работы с собаками; так появился один из первых способов научения — классическое обусловливание. Его исследования показали, что взятый из окружающей среды раздражитель (звон колокольчика, например) может быть использован, для того чтобы стимулировать выработку условного рефлекса (слюноотделение в ответ на звук колокольчика).
Джон Б

Уотсон расширил теорию Павлова, обратив её внимание на поведение человека. Свою основную статью «Психология с точки зрения бихевиориста» он опубликовал в 1913 году — тогда же, как принято считать, бихевиоризм и был оформлен окончательно

Позже Б. Ф. Скиннер ввел понятие оперантного обусловливания, которое подразумевает обусловливание желаемого поведения подкреплением или наказанием. Эти понятия продолжают играть значительную роль в анализе и модификации поведения, а также психотерапии.

Бихевиоризм был когда-то очень крупным и влиятельным направлением в психологии, однако в 1950-х годов он стал терять значение — психологи того времени стали интересоваться гуманистическими и когнитивными подходами к изучению человека. Тем не менее, поведенческие методы до сих пор широко используется в психотерапии, консультирования, обучении и даже воспитании детей.

Положительное подкрепление

Положительное подкрепление является одной из основных стратегий, используемых в ABA-терапии.

Когда за поведением следует что-то ценное (награда), человек с большей степенью вероятности станет повторять это поведение, что, в свою очередь, со временем будет способствовать положительной динамике.

Целевое поведение определяется и задаётся ABA-терапевтом. Каждый раз, когда человек успешно использует своё поведение или навык, он получает вознаграждение.

Для ребёнка, как и для взрослого, награда имеет свой уникальный смысл – например, ею может быть похвала, игрушка или книга, просмотр видео, доступ к детской площадке / другому месту и многое другое.

Положительное подкрепление побуждает человека продолжать использовать новый навык. Со временем систематическое повторение этого навыка приводит к значительным изменениям поведения.

Основные направления использования решений UBA

В рамках сложившегося понимания применения решений UBA выделяют следующие направления использования этой относительно новой технологии:

  • Сбор и предоставление информации о поведении. Исследование особенностей поведения как пользователей, так и других сущностей само по себе представляет интерес для специалистов по безопасности. Обычно характер поведения соответствует выполняемым бизнес-функциям сущности. Резкое расхождение ожидаемого и фактического поведения может быть признаком угрозы.
  • Мониторинг поведения. Контроль типичного и нетипичного поведения как пользователей, так и других сущностей в динамике позволяет отслеживать тенденции различного рода, в том числе негативные и опасные.
  • Выявление злонамеренных инсайдеров. В общем виде за этим скрывается выявление разнообразных нарушений безопасности, источником которых является персонал компании. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005-2010 называет инсайдерами «плохо обученных, недовольных, злонамеренных, беспечных, нечестных или уволенных служащих».
  • Предотвращение утечек данных. Серьезные отклонения в поведении пользователей, связанные с использованием, хранением и передачей информации, могут сигнализировать о попытках или фактах нелегитимного перемещения значимой для компании информации.
  • Выявление скомпрометированных учётных записей пользователей. Выявление резких изменений в поведении может свидетельствовать о том, что учётная запись сотрудника используется неизвестным лицом в злонамеренных целях.
  • Выявление несанкционированного доступа к данным. В этом случае фокус внимания сосредотачивается на аномальном поведении персон в отношении информационных систем и значимых для компании данных.
  • Выявление целевых кибератак и угроз, против которых ещё не разработаны защитные механизмы. Анализ поведения не только самих пользователей в компании, но и всех пользовательских контактов внутри и вне компании может давать ценные результаты. Причинами существенных аномалий в поведении контактирующих объектов могут быть разворачивающиеся атаки на ИТ-инфраструктуру компании или умышленные действия внешних лиц. Наиболее неожиданные и странные аномалии в поведении самых различных анализируемых объектов могут вскрывать ранее неизвестные угрозы.

Помимо всего вышеперечисленного решения UBA обладают высоким потенциалом в сфере выявления рисковых областей в компании, групп риска из числа персонала, сотрудников, наиболее уязвимых с точки зрения безопасности. То есть в общем виде – для оценки рисков и управления ими.

Ложные обнаружения системами поведенческого анализа антивирусов

Как вы, наверное, уже поняли, системы поведенческого анализа антивирусов представляют из себя некий набор предположений и механизм по их отслеживанию. Но, там где есть предположения, всегда будет вероятность наличия ошибок или недочетов (неучтенных моментов). Так, например, антивирус может заблокировать одну из неизвестных антивирусу утилит безопасности (популярные средства безопасности обычно вносятся в специальный список исключений) просто потому, что утилита попыталась выполнить свое прямое назначение — повысить уровень безопасности, путем изменения настроек защиты операционной системы или, скажем, браузера. Или, например, если брать те же документы, то некоторые макросы специально могут перед закрытием документа вносить корректировки в соседние документы для автоматической синхронизации данных (скажем, запись значений ячеек таблиц из одной книги Excel в соседние книги). Такие действия система поведенческого анализа легко может посчитать вирусными и заблокировать. Если вам интересно, то в интернете можно найти массу казусов на этот счет.

Для решения таких «неказистых» ситуаций применяются разные средства, начиная от пользовательских списков исключений программ и заканчивая режимами обучения с профилями. Тем не мене, какой бы механизм не применялся для минимизации ложных обнаружений, вероятность последнего всегда будет существовать. В этом смысле проверка по базе сигнатур более выгодна (более подробно о ложном обнаружении антивирусами).

Теперь, вы знаете о системах поведенческого анализа антивирусов немного больше и не будете путаться в больших и громоздких словах.

Рубрики:

  • анализ
  • антивирус
  • безопасность
  • Joomla 2.5 добавление пользователями материалов (статей) на сайт
  • Информационная безопасность и защита информации простыми словами

Профессиональные организации

Ассоциация поведенческой и когнитивной терапии (ABCT) также имеет группу интересов в анализе поведения , которая фокусируется на использовании анализа поведения в условиях школы , включая функциональный анализ.

Психологи, занимающиеся поведенческими аналитиками с докторской степенью, принадлежат к отделу 25 Американской психологической ассоциации — Анализ поведения . APA предлагает диплом по поведенческой психологии и школьной психологии, оба из которых сосредоточены на использовании функционального анализа в школьной обстановке.

Всемирная ассоциация анализа поведения предлагает сертификацию клинической поведенческой терапии и поведенческих консультаций, которые охватывают функциональный анализ.

Британское общество поведенческого анализа также предоставляет форум для поведенческих аналитиков для аккредитации, профессионального развития, непрерывного образования и создания сетей, а также выступает в качестве адвокатского органа в общественных дебатах по вопросам, связанным с анализом поведения. UK-SBA способствует этичному и эффективному применению принципов поведения и обучения в широком спектре областей, включая образование, реабилитацию и здравоохранение, бизнес и общество, и стремится поддерживать доступность высококачественных профессионалов, основанных на фактических данных. практика поведенческого анализа в Великобритании. Общество также продвигает и поддерживает академическую область анализа поведения в Великобритании как с точки зрения университетского обучения и исследований, так и теоретических разработок.

Что такое «поведение»?

Определяя «поведение» отметим, что это взаимодействие живого организма с объектами окружающей среды, которое измеряется перемещением во времени или пространстве с одновременным изменением окружающей среды.

Наше поведение напрямую взаимосвязано с тем, что мы воспринимаем вокруг, поэтому изучение факторов, влияющих на поведение индивидуума, всегда привлекало большое количество ученых. В психологии развилось особенное направление – бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), ставящее во главу угла изучение реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон, американский психолог конца 19 – начала 20 века. Бихевиоризм отталкивался от возможности и необходимости познавать психологию личности при помощи точных и измеримых методов.

Дж. Уотсон вывел простую формулу, связанную с поведением:

Формула Джона Уотсона: Стимул = Реакция

Данная формула означает, что все поведение человека формируется в результате влияния стимулов. К примеру, мы ходим на работу, чтобы зарабатывать деньги, мы питаемся, чтобы получать энергию, мы идем в магазин за свитером, чтобы не замерзнуть зимой, мы читаем данную статью, чтобы стать более информированными и развитыми (или руководствуемся каким-либо другим мотивом, но главное, что он у нас есть). Непроизвольное моргание, дыхание и другие процессы в организме также основаны на физиологических причинах.

Позднее концепция бихевиоризма была содержательно дополнена нашим соотечественником Иваном Петровичем Павловым (1849-1936), который, проводя эксперименты на собаках, также доказал возможность выработки безусловного рефлекса (выработка слюны при виде пищи, а  точнее, при восприятии звонка) в результате научения или условного рефлекса (выдача пищи следовала после звонка).

Планирование программы коррекции аутизма: оценка РАС

Квалифицированный и обученный поведенческий аналитик разрабатывает и непосредственно контролирует программу. Он подбирает программу ABA-терапии с учётом уже имеющихся навыков, потребностей, интересов, предпочтений каждого учащегося, а также особенностей близкого окружения.

Планирование начинается с детальной оценки навыков и предпочтений каждого человека, чтобы определить конкретные терапевтические цели.

В программу ABA-терапии также могут быть включены цели и предпочтения семьи.

Терапевтические цели устанавливаются на основе возраста и уровня способностей человека с РАС. Как правило, они включают в себя различные познавательные области и умения, такие как:

9 классических выводов анализа поведения пользователей на сайте

  1. Верхний левый угол – место, куда посетители смотрят в первую очередь.

Исследователи сервиса Yahoo, проведя анализ поведения пользователей, пришли к выводу, что именно в этот угол взгляд посетителя падает в первую очередь

Обратите внимание на информацию, размещенную в этом месте на вашем сайте. Насколько она полезна посетителю? Естественно, что практически всем правилам свойственны исключения, но данные сведения, все-таки, лучше учесть.

Анализ поведения пользователей проводил и такой популярный исследователь, как Гутенберг, который, понаблюдав за движением взгляда человека по материалам страницы сайта, предложил схему, проиллюстрированную выше.

Посмотрите, он делит страницу на четыре равные части: верхний левый угол – зона повышенного внимания, а нижний правый угол – зона низкого внимания. Заметили, что взгляд передвигается в том направлении, в котором мы привыкли читать. Так что, все логично.

Как это применить на практике? Разместите в «Конечной зоне» кнопки и рекомендации для дальнейших действий (посетитель все увидел, ознакомился и готов действовать дальше).

  1. Во время чтения траектория движения взгляда напоминает букву F.

Анализ поведения пользователей показал, что всего 28 % посетителей ресурса читают текст, размещенный на странице сайта, а остальные просто его просматривают, перемещая взгляд по диагонали. Айтрекинг показывает: посетители внимательно просматривают две линии по горизонтали, а потом их взгляд скользит по вертикали (похоже на F). Таким образом, лучше, если меню сайта будет размещено в верхней полосе страницы.

  1. Зрительное увеличение важных слов.

Значимую информацию стоит визуально выделить (жирным или более крупным шрифтом, цветом). Неплохой вариант, если главная информация заключена во вступительном слове, которое выделено жирным шрифтом. Статистика показывает, что в этом случае 95 % пользователей дочитывают текст до конца.

  1. Пользователи удовлетворяются первыми тремя позициями результатов поиска.

Как правило, большая часть пользователей вполне довольна результатами, показанными на первых трех строках поисковой выдачи. Значит, вы должны работать над тем, чтобы войти в эту тройку лидеров, а это крайне сложно.

  1. Главная информация не должна выходить за пределы первого экрана.

Первым экраном называется часть сайта, просматриваемая без прокрутки вниз. Иногда пользователи просто этого не делают (лень или не считают нужным). Хотя, вместо того, чтобы делить материал по страницам, логичнее просто прокрутить вниз.

  1. Правая сторона страницы не такая привлекательная, как левая.

Людям свойственно читать слева направо, это свойство отражается и на просмотре контента. Анализ поведения пользователей показывает, что контент, размещенный в левой части просматривают 69 % посетителей, а правой, соответственно, всего 31 %.

  1. Изображения должны быть нормального размера и хорошего качества.

Никаких сомнений нет в том, что на сайте надо размещать только качественный фотоматериал. Вопрос в другом: что должно быть изображено на этих фото? Анализ поведения пользователей позволяет сделать следующий вывод: посетителей больше привлекают изображения людей немодельной внешности, так сказать, «живых».

  1. Заголовки не должны сливаться с основным текстом.

Интересный заголовок, написанный крупными буквами и размещенный в левой верхней части страницы – наилучший вариант. Статистика показывает: большая часть посетителей или вообще не смотрят на окончание заголовков, или не запоминают их, просматривая только первые слова. Приблизительно одна секунда – вот время, которое обычно тратят пользователи на чтение заголовка.

  1. Для формирования первого впечатления о сайте достаточно одной секунды.

Сотрудники Миссурийского университета занимались исследованием этого факта и пришли к выводу: посетителям нужна всего секунда, чтобы у них сформировалось первое впечатление о ресурсе, и не более трех секунд, чтобы просканировать контент.

Вас также может заинтересовать: Как правильно проводить А/Б-тестирование

Заключение

ПАП — это широко используемая терапия, помогающая детям с аутизмом развивать навыки и улучшать определенное поведение. Хотя ряд исследований показывают, что это может работать, другие исследования утверждают, что терапия может принести больше вреда, чем пользы.

В конечном счете, это зависит от родителей ребенка, чтобы решить, хотят ли они, чтобы их ребенок попробовал этот тип терапии

Однако эта форма терапии может принести пользу не каждому аутичному ребенку, поэтому важно прислушиваться к потребностям и эмоциям ребенка

Научная статья по теме: ЭЭГ поможет выявить изменения в активности мозга у детей до появления симптомов аутизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.