Что такое агрессия — Берковиц

Типы вербальных реакций

Проявление агрессии в вербальной форме согласно А. Бассу разделяется на три основных типа:

  1. Отвержение – реакция, которая строится по типу «иди прочь» и более грубые формы.
  2. Враждебные замечания – формируются по принципу «твоё присутствие меня раздражает».
  3. Критицизм – агрессия, направленная не конкретно на человека, а на его личные предметы, работу, одежду, прочее.

Психологи выделяют также другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену, существует инструментальная и враждебная агрессия. Враждебная является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку. Инструментальная же — промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство).

Эмпирические исследования

В одном исследовании Уильямса изучалось влияние содержания насилия и разочарования в игровой процесс и оценивалось, как эти факторы связаны с агрессивной личностью (т. Е. С враждебностью). В его исследовании были собраны данные о 150 студентах мужского пола. Исследование состояло из двух этапов. Первый этап длился 45 минут и проходил в большой группе. На этом этапе участникам было предложено заполнить серию анкет, в которых оценивались их игровые привычки и агрессия. Второй этап представлял собой индивидуальную встречу с каждым участником. На этом этапе участники играли в видеоигры, и им было назначено одно из четырех условий: 1) видеоигра с содержанием насилия в низком / не разочаровывающем режиме, 2) видеоигра с жестоким содержанием в разочаровывающем режиме, 3) видеоигра с ненасильственным содержанием в низком / режим без разочарования и 4) видеоигра с ненасильственным содержанием в режиме разочарования. В рамках неприятных условий участникам сообщили, что их результаты будут сравниваться с результатами других участников и что более высокие результаты будут вознаграждены подарочной картой на 100 долларов. После этого участники заполнили анкету, аналогичную первой. В конечном итоге это исследование показало, что воздействие материалов с насилием влияет на агрессивные реакции участников при игре в видеоигры. Он также обнаружил, что разочарование игровым процессом столь же, если не больше, влияет на агрессивные ответы участников. Участники, которые столкнулись с материалами с насилием и разочаровались в игре, сообщили о самых высоких показателях враждебности.

В другом исследовании Шакмана и Поллака проверялось влияние жестокого физического обращения с детьми на их реактивную агрессию. Авторы проверили взаимосвязь между индивидуальными различиями в обработке социальной информации, историей жестокого физического обращения и негативными эмоциями детей и их агрессивным поведением. В исследовании были собраны данные 50 мальчиков из государственных школ Мэдисона, штат Висконсин. В этой выборке 17 детей в анамнезе подвергались жестокому физическому обращению. Семьи посетили два отдельных занятия в лаборатории. На первом занятии дети выполняли странную эмоциональную задачу, в то время как их нейронные реакции записывались с помощью потенциалов, связанных с событием (ERP). После выполнения этой задачи родители и дети участвовали в полуструктурированном диадическом взаимодействии, в ходе которого исследователи оценивали направленную на ребенка враждебность родителей в течение 10-минутного взаимодействия. Затем семьи возвращались в лабораторию от 2 до 20 дней для второй сессии эксперимента. На втором занятии детям предлагалось поучаствовать в провокационном задании, призванном вызвать реактивную реакцию агрессии. Всем семьям было выплачено 50 долларов за участие, и их опросили. Авторы сообщают, что дети, подвергавшиеся физическому насилию, проявляли больший негативный аффект и агрессивное поведение по сравнению с детьми, которые не подвергались физическому насилию

Эти отношения были опосредованы вниманием детей к сердитым лицам, как измерено ERP. В конечном счете, эти результаты предполагают, что физическое жестокое обращение с детьми приводит к нарушению регуляции ребенком своего негативного аффекта и агрессии.

Факторы, способствующие повышению уровня агрессивности

Самосознание — что это такое, понятие и виды

Не стоит думать, что агрессивность – это постоянная черта личности. Агрессивное поведение это в психологии ответная реакция на возникающий дискомфорт. Это значит, что существуют факторы, способствующие повышению агрессивности. К ним относятся:

  • Возникновение чувства ненависти к кому-либо;
  • Участие человека в конфликте;
  • Дискомфорт из-за нарушения личных границ человека;
  • Ожидание мести или агрессии со стороны окружающих;
  • Неблагоприятные климатические условия или температурный режим в помещении;
  • Большое скопление людей в ограниченном пространстве;
  • Пребывание человека в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Сексуальное возбуждение.

Фромм

Эрих Фромм, немецкий психоаналитик, исследовал феномен человеческой агрессии на протяжении практически все своей жизни. Его труд нашел свое воплощение в книге «Анатомия человеческой деструктивности», которая была опубликована, когда автору было уже 73 года.

По концепции Фромма, агрессивность делится на доброкачественную и злокачественную, или деструктивную. Первый тип относится к инстинктивным реакциям, тогда как второй – явление экзистенциального свойства, исключительно социальное, его истоки лежат в характере человека.

Также по мнению ученого агрессивность – очень сложное явление, сочетающее в себе как генетические предпосылки, так и обусловленность социальными и прочими причинами. Он доказал, что биологически в человеке заложена лишь оборонительная, защитная агрессия. Проявление жестокости, деструктивность – продукт социума.

Психологическая агрессия

Отдельно хочу рассмотреть психологическую агрессию как самый популярный вид. К ней относится:

  • навязывание нам товаров, услуг, чьего-то общества, убеждений;
  • непрошеные советы;
  • перекладывание ответственности;
  • запугивание;
  • формирование зависимости;
  • эмоциональные лишения;
  • клевета;
  • побуждение чувства вины;
  • ущемление чувства собственного достоинства;
  • принуждение;
  • несправедливые требования;
  • назойливые просьбы;
  • оскорбления и хамство.

Иногда истинная цель не осознается даже самим агрессором. И нередко эта цель – самоутверждение, принуждение. Например, манипуляция – та же агрессия с целью оказать влияние, добиться своего.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на внутренний мир, то есть самого человека (аутоагрессия). В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, конфликта) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения). По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите смысл и цель жизни. У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники саморегуляции.
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте обиды.
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

О других причинах агрессии и интересных фактах, в том числе дифференциации вопроса по полу, темпераменту, возрасту читайте в статье «24 интересных факта об агрессии».

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению потребностей, вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Определите, к какому типу принадлежит агрессор

Конкретные методы противодействия враждебности зависят непосредственно от разновидности личности агрессора:

Тип «Танк». Очень грубые и прямые люди, которые в конфликтной ситуации прут напролом. Если вопрос не очень важен, лучше уступить или приспособиться, дать агрессору спустить пар. Нельзя ставить под сомнение его правоту, своё же мнение следует высказать без эмоций, ведь спокойствие обычно подавляет ярость такого человека.
Тип «Бомба». Данные субъекты не злы по природе, однако могут вспылить, как дети. При вспышке враждебности необходимо дать выйти эмоциям такого человека, успокоить его и общаться нормально дальше, поскольку это происходит не со зла и зачастую против воли самого агрессора.
Тип «Снайпер». Ввиду отсутствия фактической власти создаёт конфликты посредством интриг

Важно предъявить виновнику доказательства его закулисных игр и потом искать решение данного вопроса.
Тип «Рупор». Эти люди критикуют всё на свете, начиная от действительных проблем и заканчивая воображаемыми

Они хотят быть услышанными. При контакте с такого плана агрессором необходимо дать ему излить душу, согласиться с его мнением и попытаться перевести разговор в другое русло
При возврате к этой теме следует переключить его внимание с проблемы на пути её решения.
Тип «Перочинный ножик». Такие люди зачастую готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах
Однако происходит это только на словах, а на практике всё наоборот. При общении с ними необходимо настаивать на важности для вас именно правды с их стороны.

Предисловие редактора

В последние годы
именно социальная психология стала
наиболее бурно развивающейся областью
психологической науки, и сегодня она
занимает центральное место среди
дисциплин, изучающих мышление, чувства
и поведение человека. Мы наблюдаем, как
социальная психология объединяется с
другими областями психологии, образуя
такие направления, как социально-когнитивная
психология, психология социального
развития, психология социального
научения и социально-личностная
психология. Этот список можно продолжать
и продолжать.

Социальные психологи
смело и энергично берутся за решение
наиболее сложных задач, встающих перед
современным обществом. Никакие заботы
и проблемы, ни индивидуальные, ни
социальные, не кажутся чуждыми интересам
социальных психологов, область их
исследований простирается от
психофизиологии до психологии войны и
мира, от того, как студенты объясняют
свои неудачи, до просвещения в области
борьбы со СПИДом. Политические и
экономические сдвиги, происходящие в
Европе и Азии в результате крушения
социалистической системы, побуждают
социальных психологов исследовать
новые проблемы, связанные с развитием
демократии и свободы в странах, народы
которых долгое время жили под гнетом
авторитарного режима. С тех самых пор,
когда Дж. Миллер, бывший президент
Американской психологической ассоциации,
призвал своих соратников «вернуть
психологию людям», социальные психологи
всегда были и остаются на переднем крае.

В серии «Мак
Гроу-Хилл» в социальной психологии
издаются труды наиболее выдающихся
ученых, исследователей, теоретиков и
практиков пашей профессии. Каждый из
авторов этой серии следует основополагающему
принципу: строгая научность должна
сочетаться с тем, чтобы информация могла
быть донесена до самой широкой аудитории
учителей, исследователей, студентов и
всех заинтересованных читателей. Серия
охватывает весь спектр социальной
психологии — от наиболее широкомасштабных
концепций до самых узкоспециальных
отраслей нашей науки. Преподаватели
психологических дисциплин могут
использовать эти книги в качестве
дополнения к своим основным курсам или
комбинированно использовать их для
более глубокого изучения той или иной
тематики.

Леонард Берковиц
пользуется международной известностью
как ведущий исследователь в области
психологии агрессии. Для целого поколения
психологов его лабораторные исследования
стали образцом систематического анализа
ситуационных факторов, стимулирующих
агрессивное поведение. Монография
Берковица «Агрессия: причины, последствия
и контроль» может служить примером
элегантного синтеза научных данных,
полученных в лабораторных, полевых и
теоретических исследованиях. Тщательно
сформулированные выводы позволяют
отделять валидные трактовки агрессии
от ложных, хотя и кажущихся верными с
точки зрения здравого смысла. Автор
критически рассматривает все существующие
теории агрессии, выявляя достоинства
и ограниченность каждой из них. Но
ценность этой книги состоит не только
в том, что на сегодняшний день она
представляет собой наиболее полный
источник классических знаний о
человеческой агрессии; на основе
авторских интерпретаций самых сложных
аспектов множества тех процессов,
которые обусловливают агрессию,
монография Берковица определяет новые
научные подходы в изучении человеческого
общества.

Коллеги Леонарда
Берковица, социальные психологи, будут
приветствовать эту книгу как
основополагающий труд по психологии
агрессии. Она будет полезна и студентам,
которые многому научатся благодаря
доступному стилю изложения. Но значение
книги этим не исчерпывается: важнейшую
информацию сможет получить любой
критически мыслящий читатель, и хотелось
бы думать, что точные знания психологии
агрессии и насилия окажут значительное
влияние на лидеров нашего общества. В
социальной психологии, пожалуй, нет
проблем, более злободневных для общества,
чем поиск эффективных средств
предотвращения и редуцирования
деструктивного влияния того множества
форм агрессии, с которыми мы сталкиваемся
в нашей повседневной жизни. Поистине
замечательный труд Берковица поможет
нам сконцентрироваться на тех направлениях,
где можно искать новые решения этой
старой проблемы.

Филип
Г. Зимбардо, редактор-консультант

Что такое агрессия

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Фрейд

Имя Зигмунда Фрейда, автора знаменитой Теории бессознательного, известно во всем мире. Однако психоаналитик работал и над проблемами агрессивности, совместно с дочерью, Анной Фрейд, создав Теорию влечения.

Суть этой теории в том, что человеческая агрессия инстинктивна и неизбежна по своей природе. По Фрейду, человек сочетает в себе два наиболее важных инстинкта: сексуальный (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первый направлен на сохранение и продолжение жизни, второй – на разрушение и смерть.

Между двумя этими энергиями постоянное напряжение, и механизмы психологической защиты «выталкивают» энергию Танатоса на поверхность. Таким образом агрессия выводится наружу, и это неизбежно, так как такая энергия, направленная внутрь, ведет к разрушению личности.

Нейробиологические факторы

Некоторые исследования показали, что неприятные и столь же угрожающие события могут вызывать чувство агрессии. Это основано на учете, что одна из наших нейронных систем отвечает за выполнение основных реакций на угрозу. Так получилось, что одна из этих основных реакций этой системы — агрессия. Система состоит из миндалевидного тела, гипоталамуса и, наконец, периакведуктального серого вещества (PAG). Более подробно, исследования показывают, что когда кто-то находится под угрозой или разочаровывается некоторыми стимулами, части нашей лобной коры, то есть наши Активируется орбитальная, медиальная и вентролатеральная лобная кора, которая работает в тандеме с нашей системой реагирования на угрозы, миндалевидное тело-гипоталамус-PAG. Проще говоря, угрожающие события генерируют больше потенциалов действия в областях лобной коры, которые затем передаются на миндалину-гипоталамус-PAG. Именно в этой базовой системе реагирования на угрозы решение о том, какой ответ следует принять, основано на информации, полученной из областей лобной коры. Как уже упоминалось, существуют разные степени и реакции, которые могут закрепиться в животном при наличии неприятного события. Это не влияет на основные схемы на уровне нейронов и просто означает, что одни стимулы генерируют больше потенциалов действия, чем другие, и, следовательно, более сильные ответы, чем другие соответственно. Перед лицом этого животные изображают иерархию реакции в начале неприятного события. Например, когда воспринимается низкий уровень опасности, система реагирования на угрозу вызывает замораживание животного; более близкие субъекты угрозы создают акт бегства из своего окружения, и, наконец, там, где источник угрозы настолько близок, что побег больше не возможен, система схем угроз вызовет реактивную агрессию у животного. Это означает, что чем ближе нам преподносят раздражающий стимул, тем больше шансов, что наши базовые системы реагирования будут активированы и, таким образом, соответственно вызовут определенное поведение. Кроме того, некоторые исследования показали, что «люди с повышенной восприимчивостью к фрустрации большую активность в этих областях в ответ на фрустрирующие события по сравнению с людьми с меньшей восприимчивостью». Это исследование предполагает, что люди, которые расстраиваются легче других, проявляют большую активность в лобной коре в связи с миндалевидным телом-гипоталамусом-ПАГ, системой, которая заставляет нас действовать агрессивно при наличии достаточно сильного стимула. под рукой.

История

Гипотеза фрустрации-агрессии возникла в 1939 году в форме монографии, опубликованной Институтом человеческих отношений Йельского университета. Психологами Йельского университета, написавшими монографию, были Джон Доллард, Леонард Дуб, Нил Миллер, О. Х. Моурер и Роберт Сирс. Книга основана на многих исследованиях, проведенных группой, которые касались множества дисциплин, включая психологию , антропологию и социологию . Йельская группа использовала марксизм , психоанализ и бихевиоризм на протяжении всего исследования. Их работа « Разочарование и агрессия» (1939) вскоре оказала влияние на объяснение теорий агрессивного поведения. Их теория применима к людям, но также и к животным. Книга вызвала споры по этому поводу, в результате чего появилось более 7 статей, критикующих новую теорию. « Психологический обзор» и « Чтение по социальной психологии» — две газеты, в которых были опубликованы статьи на эту тему. Многие социологи отвергли довольно строгое определение реакций фрустрации, а также то, как понятие фрустрации определяется само по себе. К 1941 году группа Йельского университета изменила свою теорию после многочисленных критических замечаний и исследований, опубликованных другими психологами. После этого многие пионеры в мире социальных наук модифицировали и привнесли свои знания в исходную теорию.

В 1989 году Берковиц опубликовал статью « Гипотеза фрустрации-агрессии: исследование и переформулирование» , в которой рассмотрел несостоятельность эмпирических исследований, направленных на проверку гипотезы, а также ее критику. Он предложил модификацию гипотезы, которая учитывала бы негативный эффект и индивидуальные приписывания. Совсем недавно Брейер и Эльсон опубликовали исчерпывающий обзор теории фрустрации-агрессии . Авторы заявили, что, несмотря на большое количество эмпирических исследований, изучающих связь между фрустрацией и агрессивным поведением, наблюдается сокращение количества исследований, которые конкретно относятся к гипотезе фрустрации-агрессии. Брейер и Элсон предполагают, что использование гипотезы фрустрации-агрессии в качестве теоретической основы для литературы об агрессии имеет смысл и что эта теория может найти новые применения в других областях, таких как психология СМИ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.