Позиции восприятия

Ценность множественных перспектив

Окружающие очень часто смотрят на мир не так, как мы. У
каждого из нас есть собственная точка зрения, и не все способны понять
то, как воспринимает мир другой человек. Подобным образом ведут себя
практически все, поскольку любой человек погружен в собственную карту
реальности.

Научившись понимать карты мира других людей, мы сможем с
легкостью достигать взаимопонимания, заслуживать доверие собеседников,
эффективно общаться, сочувствовать другим людям, разрешать конфликты, а
в деловой обстановке эффективно вести переговоры, улучшать обслуживание
покупателей и успешно продвигать свои товары и услуги на рынке.

В НЛП существует понятие «множественные перспективы». Джон
Гриндер и Джудит Делозъе подчеркивают, что систематический переход с
одной позиции восприятия на другую позволяет собрать максимум информации
о конкретной ситуации, которая в ином случае ускользнула бы от нашего
сознания.

Существует три основных позиции восприятия: первая, вторая
и третья. Первая позиция — это восприятие мира с собственной точки
зрения. Вторая — с точки зрения другого участника данной ситуации.
Третья — с точки зрения стороннего наблюдателя.

Желая углубить понимание ситуации, мы можем использовать
вторую и третью позиции, в результате чего нам удастся выполнить
завершенное упражнение позиций восприятия, о котором мы поговорим чуть
позже.

Эффекты межличностной перцепции

Эффект межличностного восприятия всегда формируется на почве стереотипов.

Всего бывает три эффекта:

  1. Эффект ореола. Выражается, когда один человек преувеличивает однородность личности другого, перенося впечатление (благоприятное или нет) об одном его качестве на все остальные качества. Во время формирования первого впечатления, эффект ореола проявляется, когда общее положительное впечатление о человеке приводит к положительной оценке всех его качеств, и наоборот.
  2. Эффект первичности. Проявляется при оценке незнакомого человека. Роль установки в таком случае играет информация, которая была представлена ранее.
  3. Эффект новизны. Данный эффект межличностного восприятия действует при оценке знакомого человека, когда последняя информация о нем становится наиболее значимой.

Формирование представления о собеседнике всегда начинается с оценки и восприятия его физического облика, внешности и манеры поведения. В дальнейшем эта информация ложится в основу восприятия и понимания этого человека. Она может зависеть от ряда факторов: индивидуальных особенностей человека, его уровня культуры, его социального опыта, эстетических предпочтений и так далее. Важным вопросом являются также возрастные особенности человека, который воспринимает.

К примеру, ребенок, который только начал ходить в детский сад, в общении с людьми опирается на первичные представления о них, который у него сформировались при общении с родителями. В зависимости от того, как у ребенка складывались отношения ранее, он проявляет раздражительность, недоверие, послушание, уступчивость или упрямство.

Виды эмпатии

Эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными. К примеру, у одного чужое горе вызывает грусть, а у другого – радость.

Кроме того, эмпатия может быть:

  1. Эмоциональной. Основывается на механизме проекции и подражания эффективным и моторным реакциям собеседника.
  2. Когнитивной. Базируется на интеллектуальных процессах.
  3. Предикативной. Выражает способность человека к предсказыванию реакций собеседника в той или иной ситуации.

Важной формой эмпатии выступает сопереживание – переживание одним индивидом чувств, эмоций и состояний, которые испытывает другой. Происходит это через отождествление с собеседником и сочувствие ему

Каузальная атрибуция

Рассматривая механизмы социальной перцепции, не стоит обходить вниманием такой увлекательный феномен, как каузальная атрибуция. Не зная или недостаточно понимая истинные мотивы поведения другого индивида, люди, оказавшись в условиях дефицита информации, могут приписывать ему недостоверные причины поведения

В социальной психологии этот феномен называется «каузальной атрибуцией».

Рассматривая, как люди интерпретируют поведение других, ученые обнаружили так называемую фундаментальную ошибку атрибуции. Она происходит из-за того, что люди переоценивают значение личностных черт других, и недооценивают влияние ситуации. Другие исследователи обнаружили феномен «эгоцентричного приписывания». Он основан на свойстве людей, приписывать себе успех, а другим людям – неудачи.

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1. Личностную. Причина приписывается тому, кто совершил поступок.
  2. Объективную. Причина приписывается объекту, на которой направляется действие.
  3. Атрибуцию, связанную с обстоятельствами. Причина происходящего приписывается обстоятельствам.

Наблюдатель обычно прибегает к личностной атрибуции, а участник, как правило, списывает все на обстоятельства. Эту особенность отчетливо видно в приписывании успехов и неудач.

Важным вопросом в рассмотрении каузальной атрибуции является вопрос установки, сопровождающей процесс восприятия человека человеком, особенно в формировании впечатления о неизвестном человеке. Это было выявлено А. Бодылевым с помощью экспериментов, в которых разным группам людей демонстрировали фото одного и того же человека, сопровождая его характеристиками типа «писатель», «герой», «преступник» и так далее. При срабатывании установки словесные портреты одного и того же человека отличались. Было выявлено, что есть люди, неподдающиеся стереотипному восприятию. Их называют избирательно стереотипными. Рассмотрев механизмы социальной перцепции, теперь коротко поговорим о ее эффектах.

Вторая позиция

Чтобы перейти во вторую позицию, постарайтесь поставить
себя на место другого человека и увидеть мир его глазами. Попробуйте
принять его осанку, дышать в его ритме и действовать так, словно вы
стали им. Попытайтесь увидеть, услышать, почувствовать, ощутить вкус и
аромат его реальности. Отстранитесь от собственных чувств, мыслей и
убеждений. Слейтесь с другим человеком, постарайтесь увидеть себя его
глазами. Думайте об этом человеке так, словно он — это вы. Такой подход
поможет вам почувствовать, каков мир для другого человека. Чем сильнее
вы проникаетесь его убеждениями, ценностями, метапрограммами и другими
аспектами внутренних представлений, тем более точно представите себе его
как личность.

Когда используется вторая позиция

Переходя во вторую позицию, мы можем собрать важную новую
информацию о своих отношениях с этим человеком. Вторая позиция
способствует развитию сочувствия и сострадания. В ходе этого процесса мы
собираем полезную информацию о самих себе. Мысленным взором мы можем
посмотреть на самих себя, уловить выражение собственного лица, сигналы
языка телодвижений, услышать собственный голос и почувствовать, каково
это — общаться с нами. Вторая позиция позволяет нам улучшить наше
взаимодействие с окружающими. Это особенно полезно в тех случаях, когда
мы не понимаем, почему другие люди реагируют на нас подобным образом.

Оборотная сторона второй позиции

Человек, ограничивающий свое восприятие второй позицией,
легко поддается влиянию других людей и ставит их желания и потребности
выше собственных. Полное принятие точки зрения другого человека может
заметно снизить уверенность в себе и не позволить реализовать
собственный потенциал. Оставаясь на второй позиции, можно полностью
погрузиться в проблемы других людей и ощутить эмоциональную
истощенность.

Третья позиция

В третьей позиции мы видим, слышим и ощущаем взаимодействие
с отстраненной точки зрения. Мы получаем возможность отойти и воспринять
ситуацию со стороны, объективно оценив свои отношения с окружающими. Тем
самым мы словно устраняемся из процесса общения и становимся свидетелями
происходящего. В третьей позиции сохраняется ассоциация, но от
взаимодействия мы отстраняемся, и это позволяет нам осознать имеющиеся в
нашем распоряжении ресурсы и трезво оценить то, что с нами происходит.
Собранная информация впоследствии может быть использована также в первой
позиции.

Когда используется третья позиция

Объективность собранной в третьей позиции информации
исключительно важна. Участвуя в ситуации, мы зачастую поддаемся
собственным эмоциям и перестаем объективно воспринимать происходящее. В
таком положении легко упустить развитие конфликта, скатиться к
агрессивному поведению. Третью позицию иногда называют метапозицией. Она
используется в различных приемах НЛП, поскольку дает человеку
возможность в случаях необходимости отстраниться от ситуации и взглянуть
на нее непредвзятым взглядом.

Оборотная сторона третьей позиции

Недостатком третьей позиции является то, что она
способствует отстранению. Мы и сами теряем чувства, и окружающих
начинаем воспринимать как бесчувственных роботов.

Коротко о рефрейминге

Рефреймингом называются используемые в НЛП методы переосмысления и преобразования механизмов, на которых основано восприятие, мышление и поведение человека, для того, чтобы предотвратить возникновение определённых психических шаблонов. Проще говоря, рефрейминг – это, если привести аналогию с картинами, помещение картины в новую рамку, т.е. придание ситуациям и явлениям нового контекста. Прекрасными примерами рефрейминга являются анекдоты, метафоры, сказки, в которых одно и то же может быть понято совершенно по-разному.

Основных видов рефрейминга всего два:

  1. Контекстный рефрейминг. В этом методе рефрейминга используются сравнительные обобщения. Применительно к разным явлениям, например, одно и то же поведение может быть, как вредным, так и полезным. И если изменить контекст, в котором передаётся сообщение, то изменится и его восприятие.
  2. Содержательный рефрейминг. Данный вид рефрейминга направлен на то, что бы изменить, главным образом, восприятие объекта человеком и ценность самого сообщения, т.к. он имеет место в тех случаях, когда человеку не нравятся его реакции на события или явления, т.е. эти реакции воспринимаются как недостаток или неправильное поведение.

Помимо основных видов, существуют также:

Рефрейминг убеждений – используется для изменения у человека убеждений, которые его ограничивают.

Шестиэтапный рефрейминг – НЛП-шаблон, основывающийся на том, что всякое поведение человека бессознательно, т.е. не контролируется сознательно. Этот вид рефрейминга особо эффективен в вопросах, касающихся негативных и вредных привычек, психологических блокировок, физических проявлениях психических нарушений и т.п., т.к. всё это может быть преобразовано посредством шестиэтапного рефрейминга, поиском положительного намерения и нового способа его удовлетворения.

Как уже было упомянуто, теме рефрейминга посвящён наш раздел с техниками НЛП, и для того, чтобы с ним ознакомиться, перейдите по .

Резюмируя всё вышеизложенное и подводя общий итог темам позиций восприятия и фрейминга, следует сказать, что оба эти уникальных процесса, если они тщательно изучаются и систематически применяются на практике, могут повысить эффективность вашего общения и способность к пониманию окружающих до такого уровня, который вы и представить себе не могли. Использование позиций восприятия и фрейминга в повседневной жизни заметно улучшит многие качества вашей личности и свойства психики, а сами же вы станете человеком, которого можно будет с уверенностью назвать мастером общения.

Чтобы вам было легче освоить представленный материал, мы рекомендуем вам начать с самих себя: регулярно анализируйте свою жизнь и происходящее с вами, а также те состояния, которыми ваша действительность характеризуется в данный момент времени. Вспоминайте разные случаи из своей жизни и применяйте к ним разные рамки и позиции восприятия

Смотря телепередачи или кинофильмы, обращайте внимание на то, как ведут себя их герои, какие позиции занимают, какие фреймы используют и чем всё это выделяется на фоне остального. И самое главное – старайтесь в каждый момент времени отслеживать особенности своего поведения, своих реакций и шаблонов

Это будет вашим главным инструментом в деле овладения навыками эффективного общения и воздействия на людей и самого себя.

Метазеркало

В 1988 году Роберт Дилтс разработал прием метазеркала, в
котором используется четвертая позиция. Этот прием позволит вам лучше
понять взаимодействие с окружающими и с самим собой с помощью анализа
проблематичных отношений. Люди чаще всего относятся к нам так же, как мы
сами относимся к ним, поэтому данный прием и получил название «зеркала».

Этапы

  1. Начните процесс с первой позиции. Мысленным взором увидьте
    человека, отношения с которым вам хотелось бы улучшить. Убедитесь в
    том, что вы полностью слились с опытом. Что вы видите, слышите и
    чувствуете? Поймите, почему вам трудно общаться с этим человеком.
    Возможно, он кажется вам бесчувственным.
  2. Прервите состояние.
  3. Теперь перейдите в третью — метапозицию. Отстранитесь от ситуации,
    постарайтесь увидеть ее глазами стороннего наблюдателя. Выявите
    собственные реакции. К примеру, вы можете понять, что в данной ситуации
    действуете нересурсно. Поймите, каким образом ваше поведение заставляет
    окружающих действовать так, как они действуют по отношению к вам.
  4. Прервите состояние.
  5. Запомните то, что вы узнали и почувствовали. Какие перемены
    необходимо осуществить в отношениях с этим человеком? Что нужно сделать
    по-другому?
  6. Прервите состояние.
  7. А теперь перейдите в четвертую позицию и найдите слово, описывающее
    вашу реакцию на самого себя, например «прямолинейный». Как соотносится
    эта реакция с зеркальным образом поведения другого человека?
  8. С четвертой позиции представьте, что первая и третья позиции
    поменялись местами. Это означает, что ваша реакция на самого себя
    переходит в первую позицию, и наоборот.
  9. А теперь поставьте себя на место другого человека, то есть
    перейдите во вторую позицию. Взгляните на себя его глазами. Каким
    сейчас вам кажется ваше поведение? Чему учит вас такой урок?
  10. Вернитесь на пересмотренную первую позицию и проанализируйте
    изменившиеся чувства.
  11. Продолжайте переходить из позиции в позицию, пока не ощутите полной
    конгруэнтности с произведенными переменами.

НЛП в действии

  • Подумайте о человеке, которым вы
    восхищаетесь. Мысленным взором постарайтесь увидеть его прямо перед
    собой. Ощутите этого человека, находясь в первой позиции. А теперь
    поставьте себя на его место и почувствуйте, каково это — быть им. Затем
    перейдите в третью позицию и оцените его с точки зрения стороннего
    наблюдателя. Чему вас учит подобный опыт?
  • Подумайте об отношениях, которые
    вам хотелось бы улучшить или изменить. Затем проделайте все этапы
    процесса метазеркала.

Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то
интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox,
который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился
контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми
на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только
то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.

Шаблон позиций восприятия

Шаблон позиций восприятия — это систематический способ
сбора информации из первой, второй и третьей позиций. Этот прием
особенно полезен для разрешения проблемы или конфликта во
взаимоотношениях. Вы можете повторять описанное ниже упражнение столько
раз, сколько сочтете нужным. И каждый цикл принесет вам новую
информацию. Результатом упражнения явятся тонкие изменения вашего
поведения, которые смогут серьезно улучшить обстановку.

Этапы

Выберите отношения, которые вам хотелось бы улучшить тем или иным
образом

Для начала советуем вам обратить внимание на что-нибудь не
слишком серьезное. Когда вы наберетесь опыта, то сможете разрешить
более важные и значительные проблемы.

Первая позиция

Для начала рассмотрите ситуацию с
собственной точки зрения. Вновь переживите происходящее, увидьте его
собственными глазами. Представьте, что смотрите на другого человека.
Услышьте то, что он вам говорит. Увидьте выражение его лица. Ощутите
собственные чувства. Представьте, что вы разговариваете с этим
человеком, при этом используйте язык первой позиции. Разговор можно
вести мысленно или вслух.
Прервите состояние, в течение нескольких минут, занимаясь чем-то
отвлеченным.

Вторая позиция. А теперь представьте себя на месте другого
человека. Постарайтесь осознать его жизнь и чувства. Примите его
осанку, скопируйте его жесты и тон голоса. Забудьте о собственных
убеждениях и ценностях. Воспроизведите общение с его точки зрения.
Обратите внимание на мысли и чувства, которые возникнут у вас в этот
момент. Для описания собственных чувств используйте язык второй
позиции.
Прервите состояние.

Третья позиция. А теперь представьте себя на месте
стороннего наблюдателя. С этой точки зрения оцените первую и вторую
позиции. Снова проиграйте все произошедшее, но на этот раз смотрите и
слушайте как бы со стороны. Будьте очень внимательны к деталям.
Обратите внимание на то, что откроется вам впервые.
Вернитесь в первую позицию, не забыв обо всем, что вы почувствовали
и поняли во второй и третьей. Обратите внимание на то, как изменился
ваш жизненный опыт.
Повторите все упражнение столько раз, сколько сочтете нужным.
Завершайте упражнение переходом в первую позицию, чтобы зафиксировать
изменения, произошедшие с вами, и использовать их в будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.