Амбивалентность в психологии: определение и методы лечения

Амбивалентность в отношениях

Человек – сложное существо, по определению. Чаще всего чувства, которые испытывает человек к другому, несогласованны и двояки. Это амбивалентность чувств в отношениях. Как говорится, люблю и ненавижу.

Амбивалентность в отношениях – состояние психики, при котором любая эмоциональная установка имеет противоположность. Человек испытывает смешанные антагонистические чувства по отношению к другому индивидууму.

Можно привести следующие примеры амбивалентности чувств:

  1. Супруга любит и ненавидит одновременно своего мужа из-за ревности.
  2. Женщина любит своего ребенка, но чувствует раздражение из-за сильной усталости.
  3. У ребенка имеется желание быть ближе к родителям, но в сочетании с мечтой о том, чтобы они перестали вмешиваться в жизнь.
  4. Девушка испытывает любовь и нежность и другие чувства со знаком «+» к своему молодому человеку. Однако близкое окружение пары провоцирует у девушки раздражение, ненависть к нему. Возможно, появится и желание разорвать отношения.

Амбивалентность отношений может и помогать, и мешать субъекту одновременно. Двойственность зарождается как противоречие между уже устоявшимися чувствами к другому существу (человеку, явлению, предмету, работе). Однако с другой стороны, амбивалентность проявляется кратковременными эмоциями. В этом случае двойственность – это норма.

Что такое амбивалентность?

Амбивалентность – это раздвоение в сознании человека отношения к чему-либо и это может быть связано с переживаниями, или двусторонним отношением к предмету, человеку и прочему. Состояние, в рамках которого может сосуществовать 2 противоположных чувства. Для того, чтобы полностью изучить понятие амбивалентности, необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и психиатрии.

Что такое амбивалентность в психологии?

Если не учитывать, тот факт, что изначально термин амбивалентность употреблялся только в сфере медицины, идея сосуществования совершенно разных чувств в человеческом сознании стала широко популярной и в психоанализе. С психологической точки зрения амбивалентный человек не является больным, поскольку данное состояние может коснуться абсолютно любого человека, разница лишь в степени проявления подобного состояния. В целом, амбивалентность в психологии — это чувство двойственного отношения к чему-либо.

Зигмунд Фрейд утверждал, что яркое проявление двойственности может выражаться в разных невротических состояниях, проявляться в определенный период развития личности

Почему же психоаналитики уделяют такое большое внимание данной особенности? Основа лежит еще в самом строении человеческого суперэго. Существует два неотъемлемых инстинкта жизни и смерти, которые уже сосуществуют в сознании человека с самого его появления, что и является более наглядным показателем амбивалентности

Исходя из этого, нельзя утверждать, что данное явление может быть приобретенным, или вызванным определенными факторами, но, нужно отметить, что при наличии условий, способствующих двойственности, данное состояние может стать гораздо опаснее и вызвать нервные расстройства и как результат – негативные последствия. Благоприятные факторы могут быть следующие:

  • попытка изменить сознание, или расширить его;
  • применение препаратов психотропного действия, наркоз, употребление алкоголя;
  • обстоятельства, травмирующие психику человека;
  • различные негативные стрессы, депрессии.

Известна также версия о том, что в один момент существующие противоречивые чувства или мысли могут вступить в конфликтную ситуацию, в результате чего одно состояние может вытеснить другое в подсознании. Из-за этого не каждый человек способен проявлять амбивалентность, которая присутствует в сознании, на фоне чего и развиваются неприятные ситуации.

Амбивалентность в философии

Понятие двойственности в философии рассматривается, как зеркальное отражение в сознании человека процессов, противоречащих друг-другу. Амбивалентность бытия заключается в постоянной борьбе между добром и злом, в рождении и смерти, любви и ненависти. Ежесекундно человек подвергается нескольким влечениям одновременно, делая выбор, ощущая и создавая то или иное. Жизнь человека наполнена большим количеством двойственных чувств и решений.

Философские аспекты

Амбивалентность становится точкой соприкосновения эссенциальных и экзистенциальных влияний. Индийские мыслители, в частности Свами Вивекананда (1863-1902 г), считали, что эволюция Вселенной продолжается благодаря столкновениям, борьбе, конкуренции. Неравенство дает толчок развитию творчества. В мире существуют параллельные силы, одни из них направлены на восстановление равновесия, другие – на его нарушение.

Вместе с тем обе силы способствуют эволюционному прогрессу. Это явление отражает значение слова амбивалентность. В древнекитайской философии понятие амбивалентность чувств проиллюстрировано компонентами «Инь» и «Ян», в современной психологии эта пара рассматривается, как сопоставление мужского и женского, действия и покоя, внутреннего и внешнего.

Согласно теориям некоторых философов, в основе двойственной природы человека лежит духовное и животное начало. Животное начало представлено инстинктами и страстями, которые составляют неотъемлемую часть жизни.

Логика требует выбора одного из противопоставляемых компонентов, что приводит к необходимости мысленно взвешивать, принимать и отстаивать свою позицию, которая с течением жизни под влиянием внешних и внутренних факторов может меняться. Не существует двух истин в рамках одной темы, мысли. Выбор единственной истины становится движущей силой в формировании и становлении личности.

Основные виды двойственности

Амбивалентность имеет несколько видов. Они выглядят следующим образом:

  • эмоциональная;
  • интеллектуальная;
  • волевая.

Все они могут быть взаимосвязаны или вытекать одна из другой. Основное различие – сфера сознания, где происходит поляризация.

Эмоциональная

Такая амбивалентность чувств в психологии допускает одновременное наличие двух противоречивых чувств: позитивного и негативного, к человеку, событию, объекту. Немецкий специалист в социологии, Георг Зиммель, отмечал, что в основе личностных отношений может лежать одновременность симпатии и враждебности.


Люблю – ненавижу

Волевая

Признаки амбивалентного характера, связанного с волей, – это неприемлемость ни одного из решений, приходящих на ум по какому-либо вопросу. Сомнения и колебания доходят до такой степени, что решение принять вообще не представляется возможным. Происходит психологическая борьба мотивов, в которой ни один не может победить.

Важно! Основная задача воли – не дать такой амбивалентности отклонить решение или остановить его принятие. Результат должен быть не победой одного из мотивов, побуждающих к поступку, а свободным решением сознания целостной личности

Интеллектуальная

Определение амбивалентности в психологии впервые дал в 1910 г Эйген Блейлер, специалист в области психиатрии. Именно этот швейцарский врач ввёл термин шизофрения и аутизм и установил связь между алкоголизмом и неврозом.

Согласно Блейлеру, есть три основных вида амбивалентности: волевой, интеллектуальный и эмоциональный.

Волевая амбивалентность означает неспособность личности определиться с одним из вариантов действия. Двойственная ситуация описана много веков назад в притче о Буридановой ослице, затруднившейся выбрать одну из охапок сена и умершей от голода. Состояние бесконечного выбора приводит к невозможности действовать и принимать ответственность.

Причины возникновения амбивалентности у человека

Амбивалентное состояние – симптом психических расстройств. Причинами их развития считаются частые стрессовые ситуации, конфликты, сильные переживания. Как только ситуация стабилизируется, двойственность пропадает сама по себе. Иногда амбивалентность является следствием сложных взаимоотношений:

  • У детей амбивалентность развивается в том случае, когда им не хватает родительской заботы или тепла. Другой вариант – чрезмерная опека, когда мама и папа позволяют себе вторгаться в личное пространство ребенка.
  • Амбивалентность между мужчиной и женщиной появляется, если кто-то из них не уверен в своем партнере, постоянно создает конфликтные ситуации. Также причиной является нестабильность в отношениях.

Подобные ситуации провоцируют стрессы, депрессии, истерики, неврастенические состояния. Выяснить точную причину амбивалентности может психотерапевт, психолог или психиатр. Выбор в данном случае зависит от степени ее выраженности.

Как проявляются амбивалентные чувства

Основные проявления двойственности – это противоположное отношение к одним и тем же людям, противоречивые мысли, идеи, противоречивые стремления по отношению к одному и тому же объекту, постоянные колебания между противоречивыми решениями.

При этом поведение человека постоянно меняется: из спокойного он может превратиться в истеричного, скандального, агрессивного – и наоборот; из осторожного и даже трусливого может превратиться в храброго и безрассудного, а потом обратно. Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы

Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы.

Конкретных проявлений амбивалентного состояния множество. Наиболее ярким примером является ревность: человек испытывает по отношению к своей «второй половинке» одновременно и любовь, и ненависть, и привязанность, и злость и отторжение. Сосуществование этих чувств вызывает скандалы, нервные срывы, истерики.

Ещё пример: человек не в состоянии сделать выбор между двумя простыми вещами. Он может, к примеру, отказываться от воды, испытывая сильную жажду; может протянуть руку партнёру для пожатия и тут же её отдёрнуть.

Амбивалентное состояние неоднократно описывалось в литературе. Один из наиболее ярких примеров – мысли Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. При этом герой, стремящийся совершить преступление и одновременно боящийся это сделать, явно страдает психическим расстройством, не совсем здоров.

Социальная амбивалентность довольно сильно распространена в Турции. Это страна, разрывающаяся между «европейской» и «азиатской» идентичностью. Зачастую турки боятся сразу двух вещей: нарушить исламские религиозные предписания и, вместе с тем, показаться иностранцам верующими мусульманами. И если турчанка носит платок на голове, то перед иностранными гостями она спешит оправдаться – мол, это не из религиозных побуждений, а это просто красиво (или удобно). Если турок отказывается есть свинину, то он спешит заверить окружающих, что это только потому, что ему не нравится её вкус. Впрочем, многие турки уже достаточно свободно пробуют свинину и даже пытаются её готовить, также в стране много свиноферм. Причина такой двойственности кроется, в частности, в экономике страны: всё в Турции «заточено» под европейских туристов, и стремление угодить английским, немецким и русским гостям буквально во всём сталкивается с привычкой следовать традициям.

Впрочем, в той или иной степени такая двойственность свойственна и жителям других стран. Итальянцы считают себя глубоко верующими католиками, однако они же известны и как яркие жизнелюбы, любители развлечений, весёлого времяпрепровождения и шумных возлияний. В России социальная и культурная амбивалентность подчас приводила к резким поворотам в судьбе страны. К примеру, император Александр I слыл ярым республиканцем, он намеревался установить в России республику, отречься от престола, упразднить монархию и назначить свободные выборы. Но через некоторое время «забыл» об этих обещаниях и начал проявлять себя как жёсткий самодержавный правитель. И. В. Сталин в стране, гордящейся свержением царизма и господства православной церкви, фактически возродил царизм, да ещё и возвысил православную церковь в придачу.

При этом если в других странах сосуществование противоположных идентичностей чаще всего не приводит к конфликтам и не отражается на психике граждан, то в России амбивалентность ощущается довольно мучительно. Многие россияне не имеют личного мнения по отношению к тем или иным реалиям и полностью доверяются государственной пропаганде, моде, советам различных «экспертов» из телевизора: ведь они одновременно мечтают «хорошо жить», ностальгируют по Советскому Союзу с его дефицитом, пуританством и декларативным атеизмом и верят в Бога.

Феномен двойственности в психологии

С момента своего появления, амбивалентность использовалась как термин, обозначающий двойственность лишь в сфере медицины. Значительно позже, о рассматриваемом феномене начали упоминать великие ученые девятнадцатого века, используя амбивалентность для характеристики особенностей психики

Важно отметить, что данное состояние с точки зрения психологии является нормой и не требует лечения. В этой сфере важна исключительно степень выраженности этого состояния

По мнению Зигмунда Фрейда, ярко выраженная амбивалентность является одним из симптомов невротических нарушений. Помимо этого, двойственность нередко отмечается при Эдиповом комплексе и на определенных стадиях личностного развития.

Учитывая вышеперечисленное, появляется весьма закономерный вопрос, почему данная черта человеческого сознания имеет столь высокое значение? Для того чтобы понять важность амбивалентности, следует внимательно изучить саму модель строения человеческого сознания

Помимо этого, повышенное внимание следует уделить и двум жизненно важным инстинктам – эрос (жизнь) и танатос (смерть). Именно эти инстинкты, заложенные в человеке с момента рождения, являются ключевым проявлением рассматриваемого феномена

Основываясь на этой теории, специалисты выдвигают версию о том, что двойственность сознания присуща каждому человеку от рождения и не является приобретенным состоянием, спровоцированным различными факторами.

Но важно отметить, что определенные жизненные условия, могут негативно отобразиться на человеческом сознании, что может стать причиной нарушения хрупкого баланса. Именно нарушенный психический баланс провоцирует развитие неврозов и других пограничных состояний

Чаще всего подобные нарушения наблюдаются в следующих ситуациях:

  1. Употребление психотропных препаратов, спиртных напитков и наркотических веществ.
  2. Негативные эмоциональные потрясения и стрессы.
  3. Психотравмирующие ситуации, оставляющие отпечаток на человеческом сознании.
  4. Использование различных практик и методик для расширения (изменения) восприятия.

Рассматривая вопрос что такое амбивалентность в психологии, важно упомянуть о том, что по мнению специалистов, противоположные идеи рано или поздно вступят в конфликт, который негативно отразится на сознании. В результате этого конфликта, одно из чувств может перейти в подсознание

Итогом такого перехода становится то, что двойственность снижает свою выраженность.

Амбивалентность по Блейлеру делится на три вида

Определение

Амбивалентность в психологии – это такой термин, который переводится с латинского, как сочетание слов «оба» и «сила», что отражает равноправное влияние двух факторов в контексте одного вопроса (темы). Амбивалентность – это такое понятие, которое раскрывает разнонаправленные стремления, влечения индивида, что ассоциируется с двоякостью, двойственностью взглядов, интерпретаций восприятия, выражения эмоций.

Бытие человека обусловлено двумя силами – сущностью и существованием. Эти понятия представлены в философии как эссенция и экзистенция. Амбивалентность в философии характеризуется сосуществованием двух логик, которые исключают друг друга, что значит двойственность взглядов и мнений, касающихся одного вопроса (темы). Преодоление двойственности коррелирует с утратой субъективности, индивидуальности, ощущения присутствия в мире.

Простыми словами амбивалентность – это двоякое отношение индивида к чему-либо, к примеру, в привязанности амбивалентные принципы прослеживаются в одновременно проявляющихся противоречивых чувствах к тому же объекту. Человек, искренне привязанный к партнеру, в разные моменты жизни может испытывать к нему любовь и ненависть, страсть и охлаждение эмоций, ревность и равнодушие.

Выраженная двойственность чувств и переживаний носит патологический характер. В психиатрической практике понятие амбивалентность характеризует кардинальную, полярную смену отношения пациента к объекту или субъекту. Сосуществование антагонистических (разнонаправленных) эмоций, желаний, идей прослеживается по отношению к человеку, предмету или ситуации.

К примеру, утром пациент может положительно относится к конкретному человеку, вечером отрицательно оценивать личность и поведение оппонента. В психиатрии амбивалентность – это симптом некоторых заболеваний, в том числе шизофрении, обсессивно-компульсивного расстройства, психоза маниакально-депрессивной формы. Впервые термин использовал психиатр Цюрихского университета Эйген Блейлер (Eugen Bleuler).

Этот врач известен описанием психиатрических терминов «шизофрения» и «аутизм». Блейлер выделил 4 основных признака шизофрении: нарушение ассоциативного мышления, аффективное (неадекватное) поведение, проявления аутизма (отстраненность от внешнего мира, погруженность в себя), амбивалентность. Блейлер считал, что кратковременное амбивалентное поведение – это вариант нормы.

Выраженные и устойчивые проявления свидетельствуют о психических нарушениях. Невротические расстройства следует подозревать, если амбивалентное поведение становится единственной формой взаимоотношения с людьми, внешним миром. Причем опасна сама избыточная амбивалентность, как признак психических болезней, и возможные последствия в случае ее проявления, как допустимой нормы.

Неутихающий внутренний конфликт приводит к развитию неврозов, фобий, навязчивых состояний, что напоминает замкнутый круг. Блейлер среди первых ученых признал значимость психоанализа Фрейда, используя его труды в психиатрической практике. Зигмунд Фрейд считал, что амбивалентность проявляется в непреклонном стремлении индивида одновременно к жизни и смерти.

Примеры

Примеры амбивалентности встречаются в разных сферах жизни. Амбивалентность труда выражается в стремлении индивида к трудовой деятельности, в желании улучшать, созидать, действовать, расширять трудовую сферу, реализовывать в ней свои творческие порывы. С другой стороны, индивиду свойственно тяготиться трудовой деятельности и зависимости от нее.

Амбивалентность игры прослеживается в стремлении индивида разнообразить свою жизнь, создавать иллюзорные, не существующие в естественной среде пространства, чтобы постигать многообразие феноменов – доступных познанию явлений. С другой стороны, игра «размывает» сущность индивида, заставляет его играть не свойственные социальные роли, нередко выступать против собственной сущности.

Амбивалентность в любви проявляется в стремлении продолжить жизнь, вступать в отношения, получать удовольствие от всех , позитивно влиять на жизнь другого индивида. С другой стороны, человека тяготят близкие отношения, потому что они связаны с чувством страдания, переживания за жизнь другого человека, самопожертвованием, совершенным ради него.

Двоякое отношение к смерти рассматривается как непрестанные поиски способов отсрочить умирание, чувство беспокойства и паники по поводу приближающейся смерти. С другой стороны, индивид осознает и воспринимает смерть как безоговорочное условие рождения, способен испытывать умиротворение на смертном одре.

Амбивалентность – понятие, которое отождествляется с двойственностью восприятия, эмоциональных проявлений, суждений. Если это свойство личности появляется кратковременно, носит слабовыраженный характер, оно отражает нормальные психические реакции человека.

Понятие амбивалентности

Термин из Википедии: амбивалентность — это такое состояние, которое обозначает двойственность отношения к любому объекту или событию, то есть нечто или некто вызывает у человека два взаимно противоположных чувства. Например, собственный ребёнок вызывает ощущение огромной нежности и одновременно с этим чувство усталости или раздражения от его поступков.

Определение амбивалентности в начале ХХ века ввёл Эйген Блейлер, швейцарский психиатр, известный своим вкладом в создание психиатрии и изучавший разные расстройства, в том числе шизофрению. Считая двойственность проявлением этого заболевания, он выделил три её типа:

  1. Интеллектуальную, при которой у человека возникают несколько противоречивых идей и рассуждения о взаимоисключающих вещах.
  2. Эмоциональную, которая характеризуется одновременным присутствием негативных и позитивных эмоций и чувств к одному объекту или событию.
  3. Волевую, невозможность выбрать что-либо из-за непрерывного колебания между двумя противоположными решениями. Поэтому выбор может не приниматься на протяжении длительного времени.

Зигмунд Фрейд, не менее известный австрийский психоаналитик, отец психоанализа, живший в одну эпоху с Блейером, придавал определению амбивалентность иной смысл. Он считал его основой сосуществования в человеке двух наиболее глубинных его побуждений, стремление к смерти и влечение к жизни.

Идея двойственности присутствует в работах Карла Густава Юнга, швейцарского психиатра (1875–1961), основателя глубинной психологии или аналитической. Сотрудничал с З. Фрейдом и также сделал огромный вклад в становление теории и практики психологии как науки.

В своих работах он характеризовал двойственность такими понятиями:

  • При соединении положительных и отрицательных ощущений при восприятии определённого объекта или явления.
  • Проявлению интереса одновременно к множеству предметов или явлений, фрагментация психического состояния и непостоянство.
  • Универсальность, поскольку многим явлениям сопутствует двойственность.

К.Г. Юнг отмечал, что амбивалентность присуща жизни как таковой, ведь успех часто перемежается поражениями, добро тесно граничит со злом, а рядом с надеждой таится отчаяние. В литературе по психологии можно достаточно подробно прочесть примеры из практики известных специалистов о проявлении подобных чувств.

Однако, не все проявления двойственного отношения являются признаками психических отклонений.

Лечение

В случаях, когда амбивалентность не имеет выраженного течения и не доставляет дискомфорта человеку, не приходится говорить о патологии — соответственно, коррекция состояния тоже не требуется. Если она сопровождается паническими атаками, тревожностью и депрессивными расстройствами, то необходимо обратиться к специалисту. Самоанализ и другие способы разобраться в себе могут лишь спровоцировать ухудшения и привести к еще более печальным последствиям. Специального лекарственного препарата для лечения двойственности нет. Альтернативой выступают медикаменты, которые нацелены на лечение основного расстройства. Седативные средства, антидепрессанты и транквилизаторы применяются чаще всего, с помощью них удается скорректировать общее состояние и купировать психогенное заболевание. Обычно лечение проходит в амбулаторных условиях, но в ситуациях, когда психическое расстройство имеет выраженное клиническое течение и действия пациента несут угрозу как для него самого, так и для окружающих, показана госпитализация в специализированный стационар.

В психологии применяется метод психоанализа. Перед специалистом стоит задача определения причины и вида амбивалентности. От этого во многом зависит тактика лечения, продолжительность и способы воздействия на человека. Травма из детства требует тщательной проработки и устранения

Отдельное внимание уделяется состоянию самооценки и ее коррекции, оказывается воздействие на эмоциональную сферу человека. Комплексный подход подразумевает устранение всех имеющихся психологических отклонений, в том числе страхов и тревожности. После индивидуального психоанализа результативными оказываются групповые занятия и тренинги с контекстом личностного роста, саморазвития и самореализации

После индивидуального психоанализа результативными оказываются групповые занятия и тренинги с контекстом личностного роста, саморазвития и самореализации

Важно учитывать, что амбивалентное поведение часто находится на грани между нормой и патологией. С целью предотвращения развития какого-либо психиатрического расстройства необходимо своевременно обратиться к психологу и разобраться в истинных причинах двойственности. Любить и ненавидеть

Злиться и тянуться. Желать и бояться. Человек – противоречивое существо. В психологии это называется амбивалентностью. Эмоции, желания, идеи, планы – все это может быть противоречивым. Вот почему человек часто неоднозначно себя ведет в отношениях, на работе, в решении какого-либо вопроса. В статье рассмотрим некоторые примеры амбивалентности, чтобы понимать, что это такое

Любить и ненавидеть. Злиться и тянуться. Желать и бояться. Человек – противоречивое существо. В психологии это называется амбивалентностью. Эмоции, желания, идеи, планы – все это может быть противоречивым. Вот почему человек часто неоднозначно себя ведет в отношениях, на работе, в решении какого-либо вопроса. В статье рассмотрим некоторые примеры амбивалентности, чтобы понимать, что это такое.

Амбивалентность в отношениях

Человек — сложное существо, в котором нет согласованности между мыслями, действиями и желаниями. Человеческие чувства, в основном, не имеют слаженности и единства. Мы можем испытывать одновременно два противоречащих чувства к одной личности. Не спроста ведь говорят: «люблю и ненавижу» — казалось бы, как можно одновременно испытывать это?

Амбивалентное отношение может проявляться в одновременном испытании нежности мамы к своему ребенку и чувства злости и раздраженности от усталости, или любовь к своему супругу и ненависть, вызванную ревностью. Двойственность чувств может являться нормой в случае, если противоречивые эмоции чем-то спровоцированы и возникают кратковременно, при этом есть определенные устоявшиеся чувства к определенному предмету, человеку или действию.

Сексуальная амбивалентность

Переживания двойственного характера в сексуальной жизни могут быть вызваны устоявшимися нормами половой жизни, от чего может возникать чувство, спровоцированное сексуальными мыслями. Помимо этого, амбивалентные чувства могут быть вызваны одновременным присутствием нежности и мыслях о грубостях в сексуальном плане. В один момент человеку может хотеться чего-то «сладкого», а в следующую секунду ему «перчинку» подавай.

Гендерная амбивалентность

Проблема состоит в неуверенности человека в своем роде и ориентации сексуального характера. Нет конкретной определенности в человеческом сознании – он почему-то может метаться между своими определениями, не осознавая, на какой путь ему встать. Амбивалентность поведения тоже может быть вызвана влечением сексуального характера к лицам как женского, так и мужского пола.

Амбивалентность в привязанности

Амбивалентная привязанность — это разновидность привязанности, при которой ребенок не уверен в своих чувствах к маме, он колеблется, то пытаясь привлечь ее внимание, то наоборот отталкивая ее. Подобное проявление может возникнуть в результате отсутствия доверия между мамой и ее чадом

Воспитание детей в строгости, с постоянными ограничениями и рамками, без проявления теплоты, ласки и внимания, приводит к последующей двойственности чувств у ребенка по отношению к родителям.

Следствием такого явления может стать наоборот чрезмерная опека родителей, вторжение в личное пространство ребенка и постоянное внимание, без каких-либо ограничений. Как следствие такого воспитания и может проявиться амбивалентность

При этом, с возрастом человек станет:

  • более самокритичным;
  • неуверенным;
  • недоверчивым к окружающему миру;
  • зависимым в отношениях.

Причины возникновения

Амбивалентные люди появляются как следствие различных деформаций при формировании, становлении характера и личности. Обычно подобные свойства развиваются на фоне гиперответственности или боязни ответственности, страха отрицательного восприятия себя как личности окружающими людьми, гипертрофированного стремления к совершенству (перфекционизм).

В числе других причин доминирования амбивалентных компонентов в структуре личности стоит отметить неуверенность в себе, нерешительность, заниженную самооценку, склонность к самокритике. Если амбивалентное состояние протекает в хронической форме, индивид находится под постоянным влиянием внутренних противоречий, что неизбежно заканчивается стрессом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.