1.Обучение моральному включению (инклюзии)
Спасители
евреев в фашистской Европе, врачи-миссионеры
отличались, по крайней мере, одной
общей чертой:
они включали
людей, отличавшихся от них самих, в свой
круг, в число людей, на которых
распространяются единые моральные
ценности и правила справедливости.
Такие люди являются морально
включенными.
Это можно проиллюстрировать случаем с
женщиной, которая притворялась беременной,
чтобы объявить своим будущего ребенка
скрывающейся женщины-еврейки.
Моральная
эксклюзия
— исключение
людей из области действия определенных
моральных правил — имеет противоположный
эффект. Она оправдывает все виды зла,
от дискриминации до геноцида. Эксплуатация
или жестокость становятся приемлемыми,
даже уместными по отношению к тем, кого
мы считаем не заслуживающими внимания
или нелюдьми. Нацисты
исключали евреев из своей моральной
общности,
и так же поступает любой, кто порабощает,
пытает или участвует в эскадронах
смерти
В менее значительной степени
моральная
эксклюзия
может иметь отношение к любому из нас,
когда мы, концентрируя
все свое внимание только на «наших
людях» (например, на «наших» детях), на
«нашей» выгоде, «наших» успехах и «наших»
финансовых делах, исключаем всех
остальных из круга наших забот
Таким
образом, первый
шаг в
направлении социализации альтруизма
заключается в
противодействии естественной
предрасположенности в пользу своей
группы,
учитывающей только интересы своего
рода и племени, путем расширения
круга людей, чье благополучие заботит
нас. Даниел
Батсон (1983) показывает, какую роль в этом
играют религиозные учения. Они расширяют
границы родового альтруизма, призывая
к «братской и сестринской» любви по
отношению ко всем «детям Божьим» во
всей человеческой «семье». Если
каждый из нас является частью единой
семьи, то все мы имеем моральные требования
друг к другу. Границы между «мы» и
«они» рушатся. Воспитание у детей
твердого чувства «я» также способствует
этому, давая им возможность воспринимать
социальное разнообразие без ощущения
угрозы.