Как наиболее эффективно осваивать навыки

Чем отличаются soft skills и hard skills, что важнее?

Чтобы понять, в чем разница между «мягкими» и «твердыми» навыками, достаточно ознакомиться с их особенностями.

Так, для soft skills характерно:

  • наличие хорошо развитого эмоционального интеллекта (или расположенность к этому);
  • адаптация под конкретную ситуацию или аудиторию;
  • успешность формирования навыков зависит от личностных качеств и существующего опыта;
  • продемонстрировать или отследить наличие soft skills довольно сложно;
  • достижение высокого уровня прокачки умения не гарантируется;
  • при специфических условиях возможна обратная реакция, регресс;
  • развитие происходит медленно.

Hard skills отличаются следующими особенностями:

  • овладение навыком требует наличия логики, интеллекта и высокого IQ;
  • убедиться в развитии качеств можно при помощи теста, экзамена или аттестации;
  • способности постоянны, они не зависят от внешних условий и людей;
  • новые умения приобретаются путем изучения нового материала и анализа информации;
  • знания прокачиваются быстро, с меньшими усилиями, при соблюдении базовых требований гарантированно усваиваются;
  • показывают компетентность человека в определенной сфере.

Чтобы с легкостью выполнять любые задачи, необходимо успешно сочетать в себе и «гибкие», и «жесткие» навыки, они должны дополнять друг друга.

Согласно американской теории, разница заключается в том, что hard skills необходимы для работ с техникой, а soft skills – для взаимодействия с людьми и бумагами

Помимо этого, важность личных или профессиональных качеств зависит от сферы деятельности человека:

Преобладание «жестких» навыков важно для тех профессий, где необходимо ответственно выполнять задачи, а коммуникабельность и командная работа не требуется. Пример – физик-ядерщик, инженер, программист.
На первом месте «мягкие» качества у представителей сферы продаж, творческих специальностей, руководителей, политиков, бизнесменов

Здесь не так важно образование, сколько умение подать себя, найти общий язык с людьми.
Баланс «гибких» и «твердых» навыков требуется не только таким специалистам, как юрист, экономист, менеджер проектов, где важны профессиональные и личные способности, но и всем остальным (в том числе ученым и преподавателям) для успешной карьеры и построения хороших отношений с коллегами.

Обучайся без руководства или помощи

При изучении новых навыков мы часто обращаемся к различным учебным пособиями, интернету или инструкциям, чтобы начать. Но именно тогда приходит осознание всей трудоемкости процесса. Есть те области, в которых помощь профессионала необходима, чтобы не нанести вред здоровью, например в акробатике. Но есть и такие, где ты столкнешься с явлением под называнием «продуктивный провал».

Ты учишься играть на гитаре и хочешь освоить божественные аккорды Джими Хендрикса. Но слух подсказывает, что где-то ты лажаешь, при чем очень неслабо. Методом проб и ошибок ты подбираешь похожие аккорды, но звучание все еще далеко от оригинала.

Такое обучение основано на методе проб и ошибок. Он заставляет мозг генерировать нестандартные идеи, которые не пришли бы в голову при других раскладах. В итоге ты найдешь необходимые аккорды, но та польза, которую ты принес своему мозгу благодаря самостоятельному обучению, будет неоценима.

Общие правила

Развитие следует превратить в непрерывный процесс. Последовательно получать опыт, брать на себя сложные задачи, задействовать отличные от обычных инструменты

Главное — не останавливаться.
Научиться грамотно планировать этапы прогресса.
Использовать различные форматы.
Проявлять любопытство, изучать происходящее вокруг.
Очень важно выбирать направления, которые действительно будут актуальными в работе, бизнесе.
Отличным решением окажется завести привычку больше читать.

Рекомендации, как развить soft-skills навыки, помогут всем, кто стремится активно двигаться вперед.

Этапы формирования навыков

Процесс формирования навыка предполагает прохождение четырех основных этапов:

Этап первый. Его можно смело охарактеризовать как предварительный. Здесь формируется так называемая программа навыка, отдельные элементы расчленяются на компоненты, осуществляются ориентировочные, тестовые действия. Также этот этап отличается большим количеством информации о действиях. А по мере выполнения тестовых действий из этой информации сознание отбирает только ту, что помогает правильно их выполнять.

Этап второй. Он является аналитическим. Элементы основного действия пока еще выполняются обособленно. Мозг анализирует силу, длительность, величину и другие параметры выполнения элементов. Кроме того, формируются и отдельные действия (к примеру, между органами управления и приборами). После этого появляется возможность осуществления действия в чередовании

Тут наблюдается очень узкий объем восприятия, и если в процессе тренировки (освоения навыка) присутствуют какие-то сторонние раздражители, внимание человека просто их не воспринимает.

Этап третий. Лучше всего для него подходит характеристика – синтетический

Самостоятельные элементы целостного действия формируются в единое образование и составляют одно сенсорное поле. Выполнение действия на данном этапе регулируется обобщенным образом, состоящим из последовательности, взаимосвязи и иерархии его отдельных элементов.

Этап четвертый. Это этап автоматизации, т.к. здесь устраняются все лишние элементы действия (при выполнении физического действия устраняется избыточное мышечное напряжение). Внимание человека смещается с процесса выполнения действия на результат. Все это связано с тем, что контроль действия переходит от зрения к кинестезии и осязанию. Именно на этом этапе человек получает возможность контроля темпа выполняемых действий; формируется индивидуальный ритм.

А вот как можно отобразить процесс формирования (и наличия) навыка схематично:

Если по какой-то причине человек в деятельности, связанной освоенным навыком, берет перерыв, навык может деавтоматизироваться, т.е. «забыться». Но это не так страшно, как может показаться, ведь после небольшого времени дополнительных тренировок он довольно быстро восстанавливается.

Нельзя забывать, что основным и самым важным условием формирования любого навыка является многократное повторение действия, и не имеет значения, чего это касается: умения водить автомобиль, делать «вертушку» ногами, быстро читать или решать сложные задачи. Посредством многократных повторений действия переходят на новый уровень, теряют сознательную направленность, становятся автоматизированными и превращаются в навыки.

Это основная информация, которую необходимо знать о развитии навыков, чтобы уловить саму суть механизма этого процесса. Далее мы хотим перейти к конкретным рекомендациям, но советуем вам дополнительно почитать наши статьи «Как быстро развивать новые навыки», «Развитие интеллекта» и «Развитие мышления», в которых вы тоже найдете немало полезного на эту тему.

Как формируются навыки и умения

Любая сфера деятельности требует от человека конкретных алгоритмов действий: чем отличается навык от умения у танцора — правильно двигаться в соответствии с рисунком танца и звучанием музыки, не думая о движениях. У водителя — умения правильно реагировать на дорожную обстановку и вождения автомобиля конкретного типа; от педагога — навыков работы с литературой, с коллективом детей определенного возраста, с родителями, умения правильно ориентироваться в непредвиденных коммуникативных ситуациях.

Формирование навыка следует проводить на основе многократного закрепления в памяти последовательности и способа действия, доведения самого действия до автоматизма.

То есть упражнение — метод формирования навыка, который гарантирует качество выполняемого действия (работы) и ведет к формированию умения осознавать цель и выбирать нужную последовательность необходимых действий для ее достижения.

Немаловажный вопрос — учет индивидуальных способностей обучаемого. Качество и скорость мыслительных и двигательных функций личности влияют на сроки и качество формирования умений и навыков.

Таким образом, методы и приемы обучения человека осознанному отношению к процессу труда, предварительному планированию, обдумыванию вариантов предполагаемых действий и предвидению конечных их результатов лежат в основе формирования его навыков и умений.

Что такое навыки

Тогда чем отличается навык от умения, что является более прочным?

Навык — это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий. Умение и навык отличаются друг от друга тем, что второй стереотипен, не требует особой теоретической подготовки, творчества.

Алгоритм выполнения конкретной операции не изменяется, мыслительные и физические действия согласованы и не требуют дополнительного обдумывания, предварительного планирования.

Например, обучая ребенка самостоятельным действиям ложкой, мать фиксирует его внимание на последовательности и правилах действий с нею (в какой руке и как держать, как правильно черпать еду, подносить ко рту). По мере формирования навыка указаний становится все меньше, ребенок усваивает действия и автоматически начинает правильно их выполнять в любой обстановке

Двигательное умение и навык отличаются друг от друга степенью их осмысления и управляемости человеком. Умение также предполагает его творческое развитие и совершенствование.

Индивидуальный план

Составить ИПР можно на любой подходящий период. Главное — осознанно взять на себя ответственность за собственное развитие, а не перекладывать ее на других.

При планировании следует выделить три важных основы.

  • Сфера, в которой предстоит развиваться и цели. Для этого нужно проанализировать возможные препятствия на пути, заручиться обратной связью с авторитетными людьми.
  • Что именно необходимо развивать (навыки/компетенции).
  • Как будет осуществляться рост (подобрать подходящие инструменты).

Когда основная часть плана не вызывает больше вопросов, надлежит перейти к поэтапному проектированию.

  • Найти того, кто сможет помочь советом, конструктивной критикой, оценкой со стороны.
  • Четко зафиксировать, по каким критериям будет происходить оценка результатов деятельности.

Совершенствование двигательных навыков и умений

Существует множество средств, с помощью которых можно совершенствовать двигательные навыки и умения у детей.

  • систематические физкультурные занятия;
  • разнообразные подвижные игры;
  • ежедневные экскурсии и прогулки;
  • запланированные физкультминутки в процессе учебных занятий;
  • физкультурные развлечения и праздники.

К методике развития умений и навыков относится проведение непрерывной, социально-организованной сплоченной работы семьи и дошкольных учреждений. Важную роль в данном процессе занимает целенаправленность, логичность и последовательность использования разнообразных путей развития и формирования физических качеств. К ним можно отнести режим дня, закаливание, физические упражнения, личную гигиену и рациональное питание.

При правильно составленных пунктах обучения можно организовать эффективную методику, включающую в себя все необходимое для развития физических качеств ребенка. Для каждого возрастного периода следует использовать подходящий вариант обучения, чтобы не остановить процесс формирования возможностей ребенка. Принимать обучающие меры раньше положенного срока не рекомендуется, потому что это может стать причиной неправильного восприятия поставленных перед детьми целей.

Умения — это…

Словосочетание «умелый работник» произносится уважительно по отношению к тому, кто быстро и правильно выполняет свою работу, проявляет смекалку, решая возникшие производственные проблемы. Такой работник подготовлен теоретически и практически к выполнению определенных действий и творчески относится к работе.

Чем отличается навык от умения? Умение требует:

  • сознательного отношения к планированию своих действий для достижения результата;
  • знаний о свойствах, качествах объекта труда и приемов работы с ним;
  • навыков работы с инструментом, вспомогательными материалами.

То есть умение — это такой способ выполнения какого-то действия, который основан как на твердо сформированных навыках, так и на конкретных знаниях об объекте работы, о его свойствах, о возможных способах работы с ним. Навыки — основа формирования умений.

Как изменяется мозг при изучении нового навыка

Каждый раз, когда мы изучаем что-то новое, наш мозг существенно меняется, что отражается не только на приобретении новых способностей. Благодаря подобному развитию улучшается интеллект, развивается рабочая память и заметно повышаются языковые коммуникации. По сути, чем больше навыков мы изучаем, тем лучше работает наш мозг. Это происходит благодаря тому, что в нем формируются новые нейронные связи, что позволяет нам обучаться еще быстрее и сохранять все больше и больше информации и знаний.

С практикой многие навыки мы доводим до автоматизма. Это можно продемонстрировать на примере некоторых борцов, которые совершают броски на чисто рефлекторном уровне.

Что такое soft skills и hard skills? Зачем нужны эти навыки и как они помогут в карьере?

В конце 20-го века произошли колоссальные изменения в подходе к понятию «профессионализм». До этого времени, в Советском Союзе, было принято работать всю жизнь на одном месте и развиваться как специалисту только в одном выбранном направлении.

Сегодня все иначе. Получить знания и освоить новую дисциплину можно в интернете за малый промежуток времени. (Кстати, недавно мы опубликовали подборку из 18-ти лучших сервисов по дистанционному обучению, посмотрите, чему можно обучиться.) Узкие специалисты уже не так востребованы из-за их ограниченных способностей и навыков. При поиске работы все чаще можно столкнуться с такими понятиями, как soft skills и hard skills. Что же это?

Soft skills – это «мягкие» или «гибкие» умения, которые не связаны с профессиональными навыками, но чрезвычайно полезны для работы с людьми и решения жизненных задач. Каким бы хорошим специалистом вы ни были, без наличия «человеческих» качеств добиться успеха в карьере не получится. Под термином soft skills понимают умение находить общий язык с коллегами, начальником, клиентами, проявлять гибкость, приспосабливаться к любым обстоятельствам.

Hard skills – это профессиональные качества, необходимые для выполнения прямых рабочих задач. Для каждой специальности перечень «жестких» навыков будет свой. Для строителя это способность обращаться с разными инструментами и материалами, а для дизайнера – уметь рисовать и пользоваться графическими редакторами. К hard skills относятся те умения, которым можно научиться за определенное время, а их эффективность измеряется результатом проделанной работы. Это устойчивые навыки, четко обозначенные работодателем, входящие в список требований к работнику и должностные инструкции.

Специалисты из авторитетных университетов установили, что 85% успеха в любой профессиональной сфере составляют гибкие навыки, а твердые – только 15%. Компания Google провела исследования с целью определения наиболее эффективных отделов внутри штата. В результате было выявлено, что рейтинг продуктивности возглавляли подразделения с хорошо прокаченными soft skills, а ключевыми умениями оказались коммуникабельность, лидерские качества и способность к эмпатии.

Отличное знание того, как написать программный код, не поможет стать руководителем проекта, в отличие от развитых социальных качеств.

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.


Усвоение знаний – результат

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.


Первые знания ребенок получает в младенчестве

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.


Формирование знаний продолжается практически всю жизнь

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Какие профессиональные навыки указывать в резюме

Рассмотрим подробнее вопрос, что писать в профессиональных навыках в резюме.

Основные 3 правила написания резюме

Для описания профессиональных знаний и навыков в продающем резюме просто следуйте трем принципам:

  • Лаконичность. Если писать мало информации появится сомнения о профессионализме. При избыточном количестве пунктов читать резюме будет трудно. Лучше выбирать среднее количество умений – 6-9;
  • Соответствие требованиям конкретной вакансии. Необходимо позиционировать себя по уровню «исполнитель-руководитель», чтобы при просмотре резюме рекрутер сразу понял, с кем имеет дело;
  • Презентабельность. Информация в резюме должна звучать сильно и красиво. Следует писать конкретно. Например, опыт продаж (5 лет в оптовом отделе). Если есть опыт управления персоналом, нужно указать в документе, сколько человек было в коллективе.

Общие навыки

Умение налаживать контакт с контрагентами в письменной и устной форме, достижения в сфере обслуживания, организации рабочего процесса, ораторский опыт и другие способности работодатель обязательно оценит. Но в любой сфере ценятся работники с высокой мотивацией на результат, инициативой, энергичностью при решении вопросов, грамотной речью, скоростью при принятии решений, ответственностью. Это то, что поможет подняться по карьере.

Направления в карьерном росте вам укажет консультация специалистов «Карьерный вектор». Эксперты направят и поддержат ваши действия по достижению новых ступеней.

Соискатели часто указывают, что кандидат должен обладать:

  • Техническими умениями;
  • Лидерскими качествами;
  • Маркетинговыми способностями;
  • Опытом организации и управления процессами.

Особые навыки

Есть особые умения, которыми обладают профессионалы. Список обобщен и подходит не для каждой специальности.

Профессиональные навыки в резюме бывают следующие:

  • Знание иностранного языка (конкретный язык и уровень);
  • Знание языков программирования;
  • Навыки делового общения (письменного и устного);
  • Оперативность в поиске информации;
  • Планирование;
  • Опыт закупок;
  • Анализ продаж;
  • Опыт переговоров;
  • Опыт работы с возражениями;
  • Внимательность при подготовке отчетов;
  • Готовность к работе в команде;
  • Самостоятельность при принятии решений;
  • Способность к использованию способов убеждения;
  • Опыт работы с программами (1C, Word, Excel);
  • Умение обращаться с оргтехникой;
  • Опыт телефонных продаж («холодные», «горячие» звонки);
  • Сбор и подготовка статистических данных;
  • Опыт прямых продаж;
  • Работа с коммерческими предложениями;
  • Опыт мерчандайзинга;
  • Мотивация и обучение сотрудников.

Для определения своих профессиональных способностей пройдите тест  на «Профориентацию»

Оптимальное количество умений в резюме – 6-9

— Как быстро развить любой навык?

______

Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.

1) Осваивайте лишь один навык в один период времени.
Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.

2) Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы.
Дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.

3) Практикуйте новый навык много раз.
Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его не меньше трех раз.

4) Не применяйте новые навыки в важных делах.
Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях

Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

— Как эффективно использовать методы развития.

______

1) Самообучение — самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.

2) Поиск обратной связи — получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.

3) Обучение на опыте других и ментворкинг — выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.

4) Специальные задания (фоновые тренинги) — самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

5) Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.

Также читайте о навыках успеха.

______

Заключение

Это основные навыки, которые нужно развивать человеку. Заминочка в том, что в школе нам их почти не прививали, родители тоже не сильно свободны были, чтобы работать над soft skills, поэтому “спасение утопающих – дело рук самих утопающих!”. Занимайтесь собой, развивайтесь вместе с нашим блогом.

В книге вы узнаете, как определить свои цели и приоритеты в жизни, Здесь подробно и доходчиво рассказывается, как достигать целей, становиться лучше, самосовершенствоваться. На страницах вы не найдете точного рецепта превращения в суперуспешного человека, тут нет простых решений. Но, прочитав ее, вы сами захотите изменяться и уже не останетесь такими, как были раньше!

Жду ваших отзывов о книге и историй о развитии навыков. Кстати, интересно, а вы дополнили бы этот список еще какими-нибудь необычными умениями?

Давайте развиваться дальше! До новых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.