Дистанционное обучение- одна из форм организации учебного процесса

На сегодняшний день законодательно закреплено несколько форм обучения. Одна из них — дистанционная. Чаще всего такой вид подачи материала используют частные школы. Ученики проходят утвержденную МОН программу часто при помощи видео- или онлайн уроков. Различные сайты помогают детям в обучении. В сети запросто можно найти энциклопедии по интересующим вопросам, словарь синонимов или ресурс, помогающий разбирать слово по составу https://sinonim.org/mol/%D0%BD, что значительно облегчает процесс усваивания школьной информации.

Проблема определения сущности обучения

Одна из основных категорий педагогики. Выявление сущности обучения — основополагающий вопрос дидактики. Если дидактика претендует быть наукой, то остальные дидактические понятия должны быть производными от сущности обучения.
«Если рассматривать обучение как вид познавательной деятельности, то обучение надо организовать по способам познавательной деятельности. Если обучение есть трансляция культуры, значит, его надо организовать на основе механизмов трансляции культуры. Если обучение является общением, организованным особым образом, то надо организовать обучение так, как происходит общение между людьми».

Важно не просто дать какое-нибудь определение обучению, а так определить его сущность, чтобы наиболее точно ухватить специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики.

Похожие термины:

  • технология обучения, ставящая своей целью организацию активности обучаемых. В процессе обучения моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучаемы
  • предполагает активизацию учебного процесса путем внедрения методов активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды
  • обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
  • применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов
  • методика включения в учебный процесс глубокого и детального исследования реальной или имитированной ситуации, выполняемого для того, чтобы выявить ее частные и/или общие характерные свойства. Эт
  • (offline learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.
  • (mobile learning, m-learning) – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.
  • формирование у обучающегося как можно более широкого и упорядоченного читательского кругозора на основе типа правильной читательской деятельности (Светловская н.н., 1993).
  • обучение, при котором приобретение новых знаний и умений осуществляется путем применения их к новой ситуации и представлений об аналогичных случаях.
  • организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.
  • обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизич. развития в учреждения общей системы образования вместе с нормально -развивающимися детьми.
  • audiovisual education) – процесс развития личности с помощью и на материале аудиовизуальных средств (массовой) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативны
  • одно из средств воспитания аномальных детей дошкольного возраста.
  • образование и профессиональная подготовка, ориентированные на трудоустройство. Литература: .
  • (online learning) – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.
  • метод преподавания, при котором ученики остаются относительно пассивными, а учитель полностью определяет ход и содержание урока при использовании незначительных учебных ресурсов.
  • определенным образом спроектированная организация процесса обучения, создающая условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, само
  • система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Б. о. применяется как один из альтернативных подходов наряду с орализмом (использование словесного языка, преимущественно в устной форм
  • разработанная в Америке система обучения математике в начальных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах.
  • форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой — взаимосвязи обучающихся между с

Примечания

  1. Большая Советская Энциклопедия. — 1954. — Т. 30., c. 406
  2. Энциклопедический словарь. 1964. — Т. 2, c. 118
  3. Педагогическая энциклопедия. 1966. — Т. 3, c. 286
  4. Ильина Т. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1968, c. 263
  5. Дидактика средней школы/Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина — М.: Просвещение, 1975, c. 5
  6. Педагогика школы/Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977, c. 252
  7. Дидактика средней школы/Под ред. Скаткина М. Н. — М.: Просвещение, 1982, c. 131
  8. Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского — М.: Педагогика, 1984, c. 109
  9. Ильина Т. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984, c. 18
  10. Советский Энциклопедический Словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1984, c. 908
  11. Краткий педагогический словарь пропагандиста/Под ред. М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова. — М.: Политиздат, 1984, c. 159
  12. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособ. / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. С. 12.
  13. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. С. 24, 57.
  14. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. — Молекулярная биология клетки (Том 1, М.: Мир, 1986—1987)
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2007.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Технология обучения — система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач восприятия, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов пед. процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.)Технология обучения — совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации.(Краткий словарь современной педагогики)Технология обучения — наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с применением необходимых средств.(Краткий словарь современной педагогики)Технология обучения — это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.______________________________________Технология обучения — совокупность способов, приемов, методов и средств обучения, направленных на решение педагогических задач, разработку и воплощение на практике педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.

Формулировки понятия «обучение»

Ниже представлены 11 высказываний об обучении, которые расположены во временном порядке опубликования содержащих их материалов и охватывают 30-летний период с 1954 по 1984 год.

  1. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными».
  2. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими или специальными. В процессе обучения учащиеся получают определенное образование».
  3. «Под обучением, в узком смысле, понимается руководство учением. В широком понимании обучение — процесс двусторонний, он включает передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение)».
  4. «Обучение, как особая целенаправленная деятельность учителя по вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками и развитию их познавательных и творческих способностей, является важнейшей составной частью воспитания в широком смысле».
  5. «Ведь обучение — это сознательная, целенаправленная деятельность педагогов и учащихся».
  6. «Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение — двусторонний процесс».
  7. «Оно (обучение) становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в относительно независимое социальное явление — средство передачи социального опыта… Таким образом, обучение следует рассматривать прежде всего как единство, целостную сферу человеческой деятельности».
  8. «Понятие „обучение“ характеризует организованный процесс, порождаемый взаимодействием двух деятельностей, — преподавания и учения».
  9. «Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека».
  10. «Обучение — основной путь получения образования, целенаправленный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, мастеров, наставников и т.д.».
  11. «Обучение — конкретный путь педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, пропагандиста и др.) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с её воспитанием и развитием. Обучение — процесс двусторонний».

В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие.

Уровни структурной организации обучения

Системный подход предполагает рассматривать сложные объекты как иерархически организованные, каждый уровень которого является элементом системы более высокого порядка. Например, в биологии выделяют структурные уровни жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
Обучение как система тоже имеет сложную структурную организацию.

Обучение как сложная система имеет четыре уровня (масштаба) своей структурной организации:

  1. Масштаб деятельности индивидуальных субъектов учебного процесса. Этот уровень задаётся разными позициями и деятельностями субъектов в их непосредственном взаимодействии с другими субъектами, а также в ситуации «индивидуального» действия.
  2. Масштаб учебного занятия (учебного коллектива). На этом уровне организации обучения рассматривается, как и в какие событийные образовательные ситуации включены члены учебного коллектива. Система «учебное занятие» ухватывается такими понятиями, как общие (базисные) формы организации обучения, организационная структура учебных занятий, ведущая организационная форма обучения, общий фронт или его отсутствие, учебная кооперация, учебный маршрут, со-бытийная ситуация и др.
  3. Масштаб институциональной системы обучения (образовательного учреждения). Отражается вопрос, как организовано образовательное пространство учреждения или сети учреждений.
  4. Масштаб общественно-исторического способа организации обучения (общественно-исторической формации) — уровень сферы образования: её предназначение среди других сфер общества какой-либо эпохи; базовые образовательные процессы и обслуживающие их; структурные единицы, обеспечивающие разворачивание базовых и инфраструктурных процессов; морфология участников сферы образования. Используются понятия «образ жизни», «сфера образования», «общественно-исторический способ организации обучения», «система образования», «типы отношений со-бытия», «общественно-принятые цели образования» и др.

На каждом уровне выделяются свои элементы и ведущие понятия.

Непедагогические трактовки обучения

Обуче́ние (в молекулярной биологии) — результат опыта, а именно долговременное изменение нейронных связей после электрической активности нервных клеток. Считается, что животные всех видов в той или иной степени способны к обучению.

Школа 21 века действует по принципу не чтения мыслей в мозгу, а закачки знаний в мозг. Карточка «Франция в 21 веке»

Обуче́ние (в теории искусственного интеллекта) — обучение трактуется как процесс, при котором адаптивная система (например, искусственная нейронная сеть), совершенствует свои параметры под действием внешнего окружения. Также под обучением может пониматься обучаемость адаптивных систем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.