5 этапов развития аддиктивного поведения

Какие виды аддикции выделяются в медицине?

Основными видами аддикции являются: алкогольная аддикция, в основе которой лежит употребление спиртосодержащих напитков; наркотическая аддикция связана с употреблением веществ, обладающих способностью специфического действия на ЦНС; токсикомания развивается при употреблении лекарственных средств и веществ, не относящихся к наркотикам, но изменяющим состояние психической деятельности человека и его поведение; лекарственная аддикция возникает при употреблении психотропных веществ; табакокурение как вид наркомании, связанный с курением табака.

Некоторые аддикции одобряются обществом (например, работоголизм), другие начинают со временем представлять угрозу для личности аддикта, третьи являются социально опасными. Проблема болезней зависимости в последнее время становится все более актуальной в связи с тем, что они поражают лиц молодого возраста, вызывают быструю десоциализацию больных людей, приносят прямой и косвенный экономический ущерб больным, их семьям, обществу, приводят к криминализации больных. Вопросами аддиктивного поведения занимаются наркологи, психиатры, психологи, психотерапевты.

Лечение аддикции

Ни одна из аддикций не проходит самостоятельно, ни физическая, ни психологическая. Бездействие человека, отсутствие контроля, нежелание бороться с зависимостью, способно привести к очень печальным последствиям, которые иногда просто необратимы. В очень редких случаях человек, у которого имеется аддикция, способен попросить о помощи, но большинство не могут критически оценить свое текущее состояние. Особенно больные психологическими зависимостями – игровой, пищевой аддикциями, шопоголизмом не понимают реальный масштаб своего расстройства.

В некоторых случаях бывает, что наблюдается несколько признаков аддиктивного поведения, но точно установить оно ли это, может только психиатр, компетентный в данной области. В результате детальной беседы с пациентом, собрав семейный анамнез, подробную информацию о жизни и личности больного, врач делает вывод о наличии аддиктивного поведения. В процессе такого диагностирования, врач внимательно наблюдает за поведением клиента во время разговора, в котором он может замечать, характерные маркеры аддиктивного поведения, такие как залипание в речи или реактивность, негативные высказывания в свою сторону и другие.

Главным методом лечения аддикций является психотерапия. Если аддикция очень серьезная и долговременная, например, наркотическая или алкогольная, то может еще потребоваться госпитализация пациента с проведением дезинтоксикации организма.

В большей мере используется направление семейной психотерапии (стратегической, функциональной, структурной), поскольку проявление аддиктивного поведения возникает чаще всего под воздействием фактора неблагоприятной среды взросления, в частности, семейного неблагополучия. Психотерапевтический процесс направлен на определение факторов, которые вызвали девиантное поведение, на нормализацию отношений в семье, разработку индивидуального плана лечения.

Профилактика аддикций будет намного эффективней, если вовремя ее начать. Первым этапом в раннем предупреждении возникновения аддикции является диагностический этап, на котором выявляют склонность детей к девиантному поведению, его следует проводить в образовательных учреждениях.

Профилактика аддикций имеет большое значение, если она осуществляется еще в школе. Детям нужно рассказывать о том, какие существуют виды аддикции, причины их возникновения и последствия. Если ребенок будет осведомлен о том, какие разрушающие последствия могут быть в результате химической аддикции, он, скорее всего, не захочет употреблять алкоголь, сигареты или наркотики.

Большую роль играет пример родителей. Если родители не имеют плохих привычек, а ведут здоровый полноценный образ жизни и в том же духе воспитывают своих детей, то вероятность возникновения аддикций у ребенка низкая. Если же ребенок воспитывается в неблагополучной семье, где злоупотребляют спиртным, он имеет большую вероятность стать аддиктом.

Разговоры родителей с детьми о проблемах, поддержка в трудных ситуациях, понимание и принятие ребенка таким, какой он есть помогут избежать желания ребенка уйти из реального мира в придуманный.

На втором этапе профилактики аддиктивного поведения проходит предотвращение вовлечения детей, в частности, подростков в различные формы зависимостей, как химические, так и нехимические. На этом же этапе осуществляется информирование о методах борьбы с тревожностью, плохим настроением и стрессом, обучение техникам общения.

Следующим в реабилитации является коррекционный этап, на котором происходит коррекция и истребление вредных привычек и зависимостей. Коррекционная работа должна происходить под наблюдением квалифицированного специалиста (психотерапевта).

Профилактика аддикций может быть индивидуальная или групповая. В групповых занятиях применяются техники и тренинги личностного роста, которые предполагают коррекцию определенных негативных характеристик личности и ее поведения.

Если человек после курса лечения избавился от пагубных аддикций, следует принимать меры для его социальной адаптации в обществе, обучать техникам взаимодействия с людьми, ведению активной жизни, предотвращению рецидивов.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Причины развития

Существует множество причин аддиктивного типа поведения. Это:

  • нестабильность политической ситуации в стране;
  • слабое участие государства в жизни народа;
  • неправильный стиль воспитания ребенка в семье;
  • асоциальное поведение родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
  • детская психотравма как фактор аддиктивного поведения;
  • генетическая предрасположенность человека к различным формам аддиктивного поведения;
  • меланхолический тип темперамента человека;
  • минимальная мозговая дисфункция и задержка психического развития личности;
  • отсутствие хобби и смысла жизни;
  • длительное пребывание в состоянии фрустрации;
  • слабое развитие эмоционального интеллекта личности;
  • слабая сила воли, слабый тип нервной системы;
  • стресс, депрессия;
  • проблемы с учебой, академическая задолженность у студентов в период сессии;
  • развод родителей, распад семьи;
  • смерть близкого человека;
  • дефицит положительных эмоций в жизни;
  • проблемы на личном фронте, отсутствие взаимопонимания с близкими и коллегами;
  • конфликтный стиль поведения;
  • склонность к консерватизму;
  • злоупотребление алкогольными напитками;
  • табакокурение;
  • употребление психоактивных веществ;
  • излишняя увлеченность религией, включенность индивида в секты;

Возможные последствия

Последствия химической и нехимической аддикции для подросткового организма и психики носят устрашающий характер. Любое аддиктивное поведение приводит к разрушению клеток мозга, а химическая еще и нарушает работу всего организма, вплоть до полного отмирания органов и их систем.

Психика аддиктов не развивается, интеллект стоит на месте. Индивид не способен решить элементарную задачу. Аддикты не желают брать на себя даже самую маленькую ответственность, постоянно врут. Предметы зависимости приносят удовольствие только на первых 3-х этапах, позже индивиду приходится искать новые источники удовлетворения. По большей части, на последнем этапе развития аддикции предмет зависимости применятся индивидом только для купирования синдрома абстиненции (отмены).

Признаки и симптомы

Люди с аддиктивной личностью тратят слишком много времени на аддиктивное поведение, не в качестве хобби, а потому, что они чувствуют, что они должны это делать. Зависимость может быть определена, когда определенная деятельность влияет на качество жизни этого человека. Таким образом, многие люди с аддиктивной личностью изолируют себя от социальных ситуаций, чтобы замаскировать свою аддикцию.
Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и другие органы предлагают считать людей, которые сталкиваются с этой проблемой, имеющими «заболевание мозга». Люди, которые испытывают аддиктивное расстройство личности, как правило, действуют импульсивно и не могут справиться с необходимостью отложить наслаждение. В то же время, люди с этим типом личности, как правило, считают, что они не вписываются в социальные нормы и, следовательно, действуют импульсивно и девиантно. Люди с аддиктивной личностью очень чувствительны к эмоциональному стрессу. У них могут быть проблемы, связанные с разрешением ситуаций, которые их могут расстроить, даже если это событие длится не много времени. Сочетание низкой самооценки, импульсивности и низкой толерантности к стрессу связано с тем, что у таких людей бывают частые перепады настроения и они часто страдают от своего рода депрессии. Механизмом приспособления для борьбы с их противоречивой личностью становится зависимость и наркомания, поскольку это кажется человеку чем-то, что он может контролировать, в отличие от его личностных черт.
Люди с аддиктивной личностью, как правило, переходят от одной зависимости к другой. Такие люди могут демонстрировать импульсивное поведение, например, чрезмерное потребление кофеина, использование Интернета, поедание шоколада или других сахаросодержащих продуктов, пристрастие к телевизору или даже бегу.
Экстраверсия, самоконтроль и одиночество – также распространенные характеристики людей, страдающих от зависимостей. Лица с хорошим самоконтролем также более склонны к развитию аддикций. Такие люди чувствительны к социальным ситуациям; они действуют так, как, по их мнению, ожидают от них другие. Они хотят «вписаться», следовательно, они очень легко попадают под влияние других. Кроме того, сюда также входят люди с низкой самооценкой, желающие получить одобрение со стороны сверстников; из-за этого они участвуют в «привлекательной» активности, например, курении или распивании спиртных напитков.
Людям с аддиктивной личностью трудно управлять их уровнем стресса. На самом деле, отсутствие стрессоустойчивости является контрольным признаком заболевания. Таким людям трудно сталкиваться со стрессовыми ситуациями и им приходится бороться изо всех сил, чтобы выйти из таких состояний. Долгосрочные цели также оказываются труднодостижимыми, потому что люди с аддиктивными личностями, как правило, сосредоточены на стрессе, который связан с процессом достижения краткосрочных целей. Такие личности часто «переключаются» на другие развлечения в тот момент, когда они лишены удовольствия, связанного с их предыдущей зависимостью.
Аддиктивные люди чувствуют себя крайне неуверенно, когда дело доходит до отношений. Им часто бывает трудно принимать на себя обязательства в отношениях или доверять своим любимым из-за трудностей, с которыми они сталкиваются при достижении долгосрочных целей. Они постоянно ищут одобрения других, и в результате, эти недоразумения могут способствовать разрушению отношений. Люди, страдающие от аддиктивного расстройства личности, как правило, испытывают депрессию и беспокойство, управляя своими эмоциями, развивая пристрастие к алкоголю, другим видам наркотиков, или другим приятным видам активности.
Наркоман более склонен к депрессии, тревоге и гневу. Развитию аддикции способствует окружение человека, генетика и биологические факторы. Люди с очень тяжелыми расстройствами личности имеют повышенный риск стать наркоманами. Вещества, вызывающие привыкание, обычно сдерживают первичные и вторичные неврозы, то есть, являются чем-то вроде болеутоляющего для людей с расстройствами личности.

Что такое аддикция?

Аддикция – это назойливое желание что-либо сделать либо острая потребность в каком-то предмете или явлении, что позволит человеку достичь наивысшего пика наслаждения, спокойствия и гармонии. Ошибочно называют аддикцию зависимостью, поскольку это разные явления, хотя и взаимосвязанные между собой.

Аддикции ранее приписывали химические направленности в своем проявлении:

  1. Наркотическая.
  2. Алкогольная.
  3. Лекарственная.

Однако на сегодняшний день существует множество разновидностей аддикции:

  • Пищевая.
  • Шопоголизм.
  • Игровая.
  • Интернет аддикция и пр.

Аддикция является стремлением «затуманить» свое сознания с целью достижения высшего наслаждения. Ее особенностью является то, что человек начинает привыкать к тем дозам или той силе, к которой он уже прибегает, поэтому ему приходится увеличивать количество, время, силу и прочие параметры своего пристрастия. Вместе с тем в организме происходят определенные изменения на уровне физиологии и психики.

У каждого человека есть своя аддикция, поэтому выделяют:

  1. Социально приемлемые аддикции:
  • Трудоголизм.
  • Спорт.
  • Медитация.
  • Духовные практики.
  • Творчество.
  1. Социально неприемлемые аддикции:
  • Клептомания.
  • Алкоголизм.
  • Токсикомания.
  • Наркомания.
  1. Аддикции, связанные с развитием прогресса:
  • Игромания.
  • Интернет-зависимость.
  • Зависимость от виртуального общения.
  • Компьютерная зависимость.
  • Зависимость от телевизора.

Следует отметить, что существуют другие виды аддикции: пищевая, стремление тратить деньги, желание покупать как можно больше вещей, даже любовная зависимость. У каждого человека есть пристрастие к чему-либо, причем она заключается в том, что человек не может окончательно насладиться своим действием, поэтому он снова и снова к нему прибегает, повторяет, увеличивая силу или качество.

Аддикцией называется назойливое желание, которое хочется тут же удовлетворить. Человек успокаивается, когда делает то, что ему хочется. Со временем вырабатывается привычка, когда человек уже не думает, а просто реагирует.

Человек проходит несколько этапов развития того, что можно называть привычкой или зависимостью. Хотя это является всего лишь стадиями, как аддикция.

Итак, этапы:

  1. Первая проба. Человек впервые совершает некоторое действие или прибегает к использованию какого-то предмета, ему это доставляет удовольствие. Он может заинтересоваться, начать изучать его состав, влияние, еще раз пробовать, смешивать с другими предметами или действиями.
  2. Привычка. Постепенно то, с чем человек контактирует или какое действие совершает, входит в обычный уклад его жизни. Он относится спокойно к тому, что у него появилось. Теперь он не задумывается над тем, что делать, а просто использует то, что уже приносит ему наслаждение. Порой здесь вырабатывается определенный ритуал, даже время, когда действие совершается или используется предмет.
  3. Аддиктивное поведение. Оно развивается после формирования привычки. Под аддикцией понимается прибегание человека к своей привычке в ситуациях, когда он тревожится, находится в стрессе, сталкивается с проблемами. Другими словами, его привычка становится единственным способом возвращения себе спокойствия, умиротворения, наслаждения. И здесь человек не задумывается над целесообразностью совершения своих привычных действий или использования предмета, поскольку главной его целью является достичь гармонии внутри.
  4. Зависимость. Теперь пристрастие к чему-то просто становится образом жизни. Для того чтобы действие совершить или снова использовать некий предмет, человеку не нужны стресс и проблемы. Аддиктивное поведение становится обычным, внедренным в жизнь человека, который теперь постоянно к нему прибегает по поводу и без.
  5. Деградация. Здесь человек уже не способен критически оценивать свое поведение. Значительно страдает его организм, развиваются хронические заболевания, которые человек списывает на слабость здоровья, а не на свое неправильное поведение. У него меняется психика, ослабевает воля, меняются эмоции и отношение к отдельным окружающим явлениям. Человек может начать вести себя антисоциально, что зависит от вида аддикции.

Воспитание

Семейные сценарии имеют огромное влияние на тип построения отношений с собой, другими людьми и миром в целом.

Если ребёнок видел, как, допустим, мать страдает от побоев и пьянства отца. Но при этом продолжает жить с ним вместе под одной крышей, порой рискуя собственной жизнью – то, вероятнее всего, он присвоит себе подобный паттерн поведения.

Пусть не повторит жизненную историю родителей, словно под копирку, но, например, защищать себя в каких-то моментах не будет, считая, что лучше перетерпеть.

Потому что, выдерживая несправедливость и насилие, мать как бы проецирует дочери, что для семейного благополучия необходимо жертвовать собой.

В то время как сын может «считать» отцовские вольности за пример обращения с женским полом.

Это один из примеров и вариантов развития событий. Бывает, что ребёнок не испытал родительской любви, потому что, допустим, рано осиротел или от него отказались.

Тогда он может искать в других людях то, что не получил в детстве. Желая компенсировать и «заткнуть» душевную дыру. Но, к сожалению, в таком случае происходит перенос образа матери на свою женщину.

От неё тогда совсем другие ожидания, которые, естественно, она не в силах оправдать. По одной простой причине – она его не рожала. Поэтому, испытывая неудовлетворённость и разочарование, он злится.

А злость свою проявляет, избивая или унижая, отказываясь разговаривать и так далее. И тогда получается замкнутый круг, потому что страдают оба, но поделать ничего с этим не могут.

А бывает, что девочка в подростковом периоде оформляется и выглядит достаточно сексуально, привлекательно.

Желание, которое появляется в качестве реакции у отца, ужасает его настолько, что он предпочитает дистанцироваться от дочери совсем.

Тогда она, не понимая, что происходит, ощущает себя не нужной, не ценной и так далее. Особенно, если ещё мать неосознанно начнёт в этот момент с ней конкурировать.

Нереализованность

Если человек не удовлетворён своей жизнью – он постарается уйти из реальности, туда, где есть яркие эмоции, где не скучно и нет напряжения.

Поэтому кто-то начинает употреблять алкоголь, увлекается азартными играми, а кто-то решает влюбиться.

Слышали красивые фразы, что-то вроде: «Без тебя моя жизнь была серой и не настоящей», «Только когда ты рядом, я ощущаю, что живу», «С твоим появлением я, наконец, поняла, что такое счастье»?

Погружение в отношения, которые отвлекают и занимают всё пространство, с одной стороны, приносит страдание, но с другой, помогает человеку не переживать о том, что он ничего не делает для самореализации.

Не пытается познать себя, продвинуться в развитии, преодолеть собственные ограничения.

Интернет аддикция

Интернет аддикция у подростков опередила по распространению химическую зависимость. Поэтому отношение к ней очень двойственное. С одной стороны, то, что дети сидят в интернете является лучше, чем, если бы они сидели где-то на улице и принимали наркотики. Но с другой стороны, детей практически ничего больше не интересует, кроме интернета и всего, что они в нем находят, они совершенно выпадают из реальности, у них есть виртуальные друзья, но они забывают о своих обязанностях (учиться, помогать родителям).

Интернет аддикция имеет несколько форм проявления: игровые аддикции; программирование; компульсивное переключение по сайтам; азартные игры в интернете, казино; порнографическая интернет-зависимость.

Компьютерная аддикция выражается в следующих психологических симптомах: состояние, граничащее с эйфорией; невозможность остановиться, увеличение времени препровождения за компьютером, пренебрежение взаимоотношениями с близкими людьми.

Физические симптомы компьютерной аддикции: интенсивная боль в запястье рабочей руки, вследствие поражения нервных окончаний, которая вызвана перенапряжением; головная боль; сухость глаз; нарушение режима сна; игнорирование личной гигиены.

В подростковом возрасте компьютерная аддикция способна приводить к печальным последствиям. Так личность в результате может совершенно выпасть из жизни, потерять близких, разорвать отношения с друзьями, ухудшить свою успеваемость. Возвратиться к реальной жизни аддикт сможет только с помощью специалиста (психиатра, психотерапевта).

У человека, который очень много времени проводит за компьютером, снижается эффективность работы познавательных процессов – мышление теряет гибкость, внимание рассеивается, память ухудшается, портится качество восприятия. В то время, когда компьютер помогает решить множество задач, интеллектуальные способности человека снижаются, что приводит к деградации разума

Также меняются личностные характеристики человека. Если ранее он был веселым и позитивным, то после постоянного нахождения за компьютером он постепенно становился педантичным, раздраженным и отрешенным. В мотивационной структуре интернет-зависимого человека преобладают деструктивные мотивы, примитивные побуждения, направленные на постоянное посещение социальных сетей, компьютерные игры, хакерство и другое

В то время, когда компьютер помогает решить множество задач, интеллектуальные способности человека снижаются, что приводит к деградации разума. Также меняются личностные характеристики человека. Если ранее он был веселым и позитивным, то после постоянного нахождения за компьютером он постепенно становился педантичным, раздраженным и отрешенным. В мотивационной структуре интернет-зависимого человека преобладают деструктивные мотивы, примитивные побуждения, направленные на постоянное посещение социальных сетей, компьютерные игры, хакерство и другое.

Обладание неограниченным доступом к интернету и находящейся в нем информации усугубляет зависимость. Однако в современном мире, даже если родители пробуют ограничить доступ к интернету дома, то ребенок все равно находит способ, как ему заходить в интернет. Например, пополняя себе счет на телефоне, получает мегабайты или просит у друга телефон, сидит в компьютерном классе, ходит в интернет-клуб.

Если интернет является единственным способом общения человека с миром, тогда риск интернет аддикции может возрасти и ощущение реальности потеряется насовсем если вовремя не помочь.

Интернет-игры – это самая распространенная интернет аддикция у подростков, которая также имеет очень негативные последствия. У детей и подростков, которые предостаточно времени уделяют играм, постепенно образуется негативное восприятие мира, возникает агрессия и тревожность если нет возможности поиграть.

Лечение

Ошибочно полагать, что аддикция через какое-то время пропадет сама собой. Следует помнить, что чем больше стаж у аддикта, тем сложнее избавиться от пагубной привычки. Этапы формирования аддикции определяют методы лечения.

Ситуация с лечением зависимостей осложняется еще и тем, что сам индивид не признает своей проблемы и отказывается от помощи.

Выявить зависимую модель поведения и правильно спланировать ее терапевтическую коррекцию способны только психиатры и клинические психологи. Диагностика проблемы аддикции начинается со сбора анамнеза и поиска причины развития аномального поведения. Как правило, зависимость выдают себя в поведении больного во время визита к врачу, в ответах на вопросы специалиста.

Нехимические зависимости лечатся с помощью психотерапии и гипноза. Суть психокоррекционного воздействия сводится к разрушению негативных стереотипов поведения, формирования адекватной системы ценностей. В зависимости от выраженности и формы зависимости, психолог или психотерапевт выбирают групповые или индивидуальные формы работы. Эффективными методами устранения зависимостей являются тренинги личностного роста.

Для лечения химических зависимостей необходима госпитализация пациента с целью дезинтоксикации организма и стимуляции глубинных структур мозга электрическим током. Основной принцип в лечении химических зависимостей – замена объекта аддикции на безвредный препарат. К примеру, лицам, употребляющим героин, легче вернуться к здоровому образу жизни, если наркотик на первоначальном этапе терапии будет заменен на бупренорфин или метадон. Для предупреждения нервных срывов лечение наркомании сочетают с назначением больному антидепрессантов.

После прохождения курса психотерапевтических занятий или после лечения в стационаре необходимо медико-психологическое сопровождение бывшего аддикта для предупреждения рецидива. На этом этапе лечения главными помощниками врачей и психологов становятся близкие родственники пациента, которые должны помочь ему вернуться к нормальному образу жизни. Успех лечения во многом обусловлен созданием благоприятной психологической обстановки дома.

Формы зависимости

Аддиктивное поведение, проявляющееся в подростковом возрасте, совершенно ничем не отличается от такового у взрослого. Выделяют 2 подвида:

  1. химическая;
  2. нехимическая.

Химическая аддикция заключается в употреблении любых веществ, которые способны оказывать влияние на ЦНС, активизируя центры удовольствия (алкоголизм, токсикомания, наркомания, табакокурение, курение кальяна, курительных смесей, лекарственные препараты, некоторые виды ядов).

К нехимическим разновидностям аддикции относится любая деятельность, разрушающая психику индивида. До недавнего времени не существовало вообще таких понятий, как игромания, номофобия и зависимость от соцсетей, но сегодня их также причисляют к списку нехимических зависимостей. Сюда же относится аддиктивное сексуальное поведение, переедание, головки, трудоголизм, длительные прослушивания низкочастотных музыкальных произведений, участие в сектах, экстремистских группировках, манипулирование своим психическим состоянием, мазохизм и пр. Список можно продолжать бесконечно. На сегодняшний день проблема психических отклонений у детей подросткового возраста стоит очень остро.

Аддиктивное поведение может привести к серьезным последствиям в будущем как для самого индивида, так и для окружающих:

  • маниакальный синдром;
  • психосоматические заболевания;
  • тенденция к убийству или самоубийству;
  • полный разрыв связей с обществом;
  • шизофрения;
  • деградация личности.

Главное, разобраться, что может послужить причиной желания уйти от действительности, проявлять агрессию по отношению к окружающему миру.

Лечение любовной аддикции

Избавление от психологической зависимости – долгий и трудоемкий процесс. Полагаться на одного психотерапевта не стоит. Для успешного исцеления пациент должен проявить не только инициативу, но и активность в лечении любовной аддикции, желание разобраться в ее глубинных причинах, найти пути конструктивного решения назревших проблем.

К сожалению, любовная аддикция это именно то, от чего исцелиться самому довольно трудно. Следует начать с того, что зависимый человек находится внутри системы отношений, в состоянии боли/эйфории, и ему иногда бывает сложно самому трезво взглянуть на ситуацию, и беспристрастный взгляд со стороны здесь очень ценен.

Психотерапия любовной аддикции предусматривает два взаимосвязанных метода:

  • индивидуальные консультации, направленные на исправление искаженных с детства представлений пациента о себе;
  • групповые занятия, позволяющие избавиться от сверхценного чувства путем сопоставления его с описываемыми участниками группы переживаниями.

В процессе лечения и глубокого самоанализа пациенту важно научиться любить себя, чувствовать и защищать границы своего «Я», доверять миру и себе. LiveJournal

LiveJournal

LinkedIn

« Предыдущая запись

Формы зависимости

Подростковые зависимости бывают двух видов:

  • Химические. К этой форме относится употребление любых химических веществ, оказывающих влияние на психику. Среди таких веществ – алкоголь, наркотики, табак, кальян, нюхательные и курительные смеси, некоторые виды лекарств и ядов.
  • Нехимические. Здесь – различные отклонения в поведении, приводящие к разрушению психики подростка. К нехимической форме аддикций относится огромное количество видов отклонений, наиболее популярные из них – игромания, зависимость от социальных сетей, нарушения сексуального поведения, трудоголизм, пищевые нарушения, экстремальные виды деятельности, мазохизм.

Этапы формирования

Аддиктивное поведение – это довольно опасное явление, которое может привести к полному разложению личности и другим психическим расстройствам. Психологи выделяют пять стадий развития аддикции, первые две из которых считаются относительно безопасными и легко обратимыми, а последняя – самой опасной и разрушительной. Рассмотрим все стадии подробно:

  • Знакомство. Человек впервые пробует вещество или действие, вызывающее аддикцию. Обычно на данном этапе оно кажется ему вполне безопасным. Он не допускает мысли, что станет зависимым.
  • Интерес. Ему становится интересно и хочется попробовать ещё. Он ищет ситуации, в которых это возможно, рассматривает альтернативные варианты. Опасности он всё ещё не видит.
  • Аддикция. На данной стадии человек ещё не осознаёт своей зависимости, но она уже сформировалась. У него возникает внутренний конфликт, он колеблется между принятием зависимости и желанием бросить.
  • Подчинение. Человек полностью принимает своё аддиктивное поведение и оставляет попытки сопротивляться. Он готов отказаться от прежней жизни, его личность находится на грани разрушения. При этом у него развивается толерантность к объекту аддикции – он увеличивает дозу, но не получает удовлетворения.
  • Аддиктивная катастрофа. На данной стадии личность полностью разрушается, и возвращение к нормальной жизни уже невозможно. Как правило, необратимо разрушенным оказывается не только психическое, но и физическое здоровье, даже если зависимость не была связана с употреблением вредных веществ.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.