Раздел i. психология

3 Цели программы Вундта:

  1. Расчленение
    сознания на элементы, далее не делимые.

  2. Выяснить
    в каких взаимоотношениях находятся
    эти элементы.

  3. На
    этой основе сформулировать общие законы
    душевной жизни.

1.
Элементы сознания:

  • Объективные
    (пришедшие извне, от объекта) – простые
    впечатления, ощущения и представления.
    Имеют свойства: качество, интенсивность,
    (Титченер добавил еще протяженность
    во времени, протяженность в пространстве).

  • Субъективные
    (связанные с испытуемым, его внутренние
    переживания) – чувства, эмоции. 3
    параметра: удовольствие-неудовольствие;
    возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка.
    Из этих элементов состоят более сложные
    чувства. Чувства обеспечивает связь
    между элементами, синтез элементов
    сознания.

2.
Законы связи этих элементов.

1) Принцип
градации элементов (простые чувства в
более сложных образованиях)

Ц Ц
— цельное

чувство

Ч Ч
Ч — частичные

П
П П П П П П П П — простые

2)
Принцип цельности (цельное чувство
воспринимается как единое целое,
неразложимое на части, не сумма,
добавляется эмоциональная ценность).

Отношения:

Принцип
ассоциаций (Юм: по сходству, по смежности
в пространстве и времени, причинность);
(Гербарт: слияние сходных представлений,
ассимиляция, диссимиляция, компликация
– соединение отдельных ощущений без
потери в своем качестве в некоторое
целостное образование.

3. Законы душевной
жизни:

  1. Закон
    психических отношений – все элементы
    сознания находятся в связи друг с другом
    и друг от друга зависят.

  2. Закон
    контраста – если эти отношения –
    отношения контраста, то они воспринимаются
    отчетливо.

  3. Закон
    творческого синтеза – сложные психические
    образования несводимы к своим частям.

  4. Гетерогония
    (разнородность) целей – промежуточная
    цель может приобрести статус главной.

В
некоторых областях психологии
(физиологическая психология) теория
Вундта работает до сих пор.

Б)
Динамическая психология сознания.
У.Джемс:
Сознание не структура, а процесс
(динамическое целое). Выделил 2 вида
состояний сознания: устойчивые и
изменчивые (метафора полета птицы).
Свойства потока сознания: непрерывность,
изменчивость, невозможность “войти в
одну и ту же реку”.

Поток
сознания – непрерывно меняющийся
процесс. Факт внутреннего опыта –
происходят какие-то сознательные
процессы. Состояния сознания сменяются
в нем одно другим.

Свойства потока
сознания:

1.Каждое
состояние сознания стремится быть
частью личного сознания(каждая мысль
связана со всеми мыслями)

2.В
границах личного сознания его состояния
изменчивы (все состояния сознания
неповторимы, т.к. изменился и субъект и
объект, тождественны объекты, а не
ощущения).

3.Всякое
личное сознание представляет непрерывную
последовательность ощущений

(а)
мы сознаем душевные состояния,
предшествующие временному пробелу и
следующие за ним как части одной и той
же личности (Петр и Павел: прошлое у
каждого свое);

б)
перемены в качественном содержании
мысли никогда не совершаются резко
(гром и тишина: гром нарушает тишину –
сознание того, что в этот момент
прекратилась тишина)) Сознание неделимо
на элементы.

4.Избирательность
или направленность потока. Одни объекты
оно воспринимает охотно, другие отвергает,
делает между ними выбор – это процесс
внимания. В потоке сознания впечатления
не равны по значимости. Есть более, есть
менее значимые. Содержания сознания
связаны с интересами, увлечениями,
привычками и намерениями. И те, что более
значимые направляют поток в целом.

Жизнь
человека целенаправлена. Это непрерывная
постановка задач и их решение. Психика
человека функциональна, она служит для
решения этих задач.

В)
Э.Титченер
(США, ученик Вундта). Попытка объединения
теорий Вундта и Джеймса. Душа — совокупность
психических процессов, испытанных
человеком в течение всей жизни. Сознание
— совокупность психических процессов,
происходящих в душе в данный момент
времени. Сознание — поперечное сечение
души. Есть уровень ясного сознания и
уровень смутного сознания. Метафора —
волна внимания. Ясность, сенсорная
интенсивность – степень внимания,
высота волны.

Характеристики
внимания.

  1. Интенсивность
    внимания

  2. Объем

  3. Продолжительность
    во времени

3.
Особенности “психологии сознания”:

1)
точное определение предмета и метода;

2)
Т. Кун (США) признаки нормальной науки
для своего времени: теоретическое
представление предмета, выделение его
свойств, ряд объяснительных понятий;

3)
заявление о своей специфике по отношению
к естественным (предмет — сознание) и
гуманитарным (предмет — индивидуальное
сознание) наукам. Когда сознание
проявляет усилие, оно выступает как
структура. Если не делать никаких
специальных усилий, в сознании сами
собой, непроизвольно проносятся
впечатления!

Формы и виды

В психологии сознания есть разные виды восприятия действительности: адекватное и неадекватные. Адекватной формой называют объективное восприятие окружающего мира. Человек в адекватном состоянии обладает способностью к осмысленной речи, быстро реагирует на изменения, легко ориентируется в пространстве.

Неадекватные виды восприятия:

Неясное — индивид отрешен от окружающего мира, не реагирует на других людей. Не отвечает на вопросы, или делает это медленно, невпопад

Внимание притупляется, движения замедленные.
Ступор — человек ведет себя так, словно его разбудили от глубокого сна. Он заторможенный, вялый, разговаривает неразборчиво, не заинтересован в общении, часто смотрит в одну точку.
Отупление — человек полностью уходит в себя, проводя большую часть времени во сне

Просыпаясь, он не может понять, где находится, не может рассказать, что он делал, прежде чем уснул.
Кома — состояние глубокого сна, из которого человека невозможно вывести. Он не реагирует на звуки, касания, не оценивает происходящее. Кома — медицинский феномен. Врачи не могут найти средство предотвращения коматозного состояния и способ выхода из него. Больной может проснуться только самостоятельно, контролировать это невозможно.
Бред — искаженное восприятие действительности. Человек теряет способность мыслить адекватно, не может объяснить свое поведение и поступки.

Галлюцинации — навязчивые зрительные и слуховые искажения. Человек видит и слышит то, чего нет на самом деле. Регулярные галлюцинации порождают недоверие к окружающим, тревожность, параноидальное состояние.

Формы сознания различаются по направленности:

  • индивидуальная — в ней содержатся личные особенности, ценности, идеи.
  • общественная — включает обычаи и традиции, характерные для конкретной культуры;
  • теоретический уровень общественного сознания — соединяет общественные идеологии с реальностью;
  • обыденная — отвечает за поведение человека в обычной жизни;
  • массовая — объединяет познание человека как индивида и составляющую толпы.

Типы сознания в психологии:

  • общественное — сформировано социумом;
  • историческое — создается фоновым воздействием общего прошлого человечества;
  • политическое — взгляд на мир, сформированный под влиянием политических настроений в стране и мире.

Развитие происходит линейно. Пропустить ступень развития нельзя.

Методы развития и управления

Чувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.

Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:

  • прослушивание классической музыки;
  • рисование, цветотерапия;
  • пение мантр;
  • медитация;
  • телесные практики, пластический театр;
  • ароматерапия;
  • визуализация.

Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.

Для развития мышления необходимо задействовать упражнения, которые развивают логику, аналитические и прогностические навыки. В этом помогает игра в шахматы, решение логических задач, кроссвордов. Чтобы стимулировать развитие, уровень сложности задач необходимо повышать.

Функции и свойства

Психологические характеристики сознания типичны. Им присущи конкретные свойства, позволяющие индивиду изучать и взаимодействовать с окружающим миром:

  • активность — внутреннее состояние личности побуждает к устойчивой деятельности;
  • интенциональность — направленность на конкретный предмет;
  • рефлексия — позволяет познавать самого себя;
  • мотивационно-ценностный характер — сознание всегда направлено на достижение результата.

Развитие сознания возможно только благодаря социальным контактам. Психологи полагают, что развитие познания связано с появлением речи. Вначале она становится способом общения, дальнейшем — средством мышления.

Помимо общего понятия, выделяют такие типы сознания:

  • житейское — примитивное, развивается в процессе первичного изучения мира;
  • проектное — направлено на решение бытовых проблем, рабочих задач;
  • научное — комплексное исследование мира;
  • эстетическое — направлено на эмоциональное насыщение, процесс преобразования мира;
  • этическое — контроль поведения в соответствии с нравственными установками индивида.

Развитие сознания продолжается параллельно с процессом эволюции. Научно-технический прогресс значительно ускорил его. Можно предположить, что в будущем скорость развития станет еще выше.

Функции

Уровень развития компонентов сознания влияет на степень выраженности его функций.

Все люди обладают разными способностями, поскольку особенности памяти, воли и внимания у них отличаются.

Основные функции сознания:

  1. Познавательная. В процессе всей своей жизни человек познает окружающую его действительность. Это выражается в приобретении знаний о природе, о мире, об обществе, о самом себе. Познавательная функция начинает проявляться с первых дней появления ребенка на свет по мере развития его интеллекта и получения элементарных представлений о мире. В течение всей жизни этот процесс продолжается. Получение образования, усвоение моральных и ценностных норм в семье, саморазвитие — все это приводит к постоянному познанию действительности. Чем более индивид склонен к познавательной деятельности, тем выше уровень его развития.
  2. Конструктивная. Человек способен самостоятельно представлять какие-либо объекты, используя имеющиеся знания и собственное воображение. Он может прогнозировать развитие событий, создавать несуществующие ранее предметы. Именно благодаря этой функции стал возможен научный прогресс. Люди не останавливались на восприятии тех образов и явлений, которые уже существовали на данный момент. Они всегда стремились к новым достижениям и создавали самостоятельно предметы, которых раньше не было. Воображение является мощным стимулом активности. Когда-то люди считали, что невозможно подняться в небо или попасть в космос. Но конструктивная способность сознания лиц, занимающихся изучением данных вопросов, позволила изменить существующие представления и достичь поставленных целей.
  3. Регулятивная. Это способность к самоконтролю, к самодисциплине. Если бы мы не умели контролировать свои эмоции, свои желания и поведение, то жизни в обществе представляла бы собой сплошной хаос. Человек способен управлять своим поведением и даже своими мыслями. Это позволяет ему при взаимодействии в обществе действовать в соответствии с существующими правилами и нормами. Лица с нарушенными регулятивными функциями, как правило, отличаются девиантным поведением.
  4. Прогностическая. Люди стремятся предвидеть свое будущее, насколько это возможно. Они всегда строят планы, ориентируясь на собственные представления, желания, жизненный опыт. Невозможно спрогнозировать всю свою жизнь, поскольку в ней часто происходят незапланированные, непредсказуемые события. Но отдельные моменты до определенного предела предвидеть можно.

Самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  2. Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  3. Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении. Экзистенциальная функция мотивирует на достижение новых целей, оправдывающих существование и дающих стимул к дальнейшей жизни.
  4. Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
  5. Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.

7.Сравнительный анализ психики животных и человека.

Почти
все, что имеется в психологии и поведении
животного, приобретается им одним из
двух возможных путей: передается по
наследству или усваивается в стихийном
процессе научения. То, что передается
по наследству, обучению и воспитанию
не подлежит; то, что появляется у животного
спонтанно, может возникнуть и у человека
без специального обучения и
воспитания..Внимательное изучение
психологии поведения животных, их
сравнение с психологией и поведением
человека позволяют установить то, о чем
нет необходимости проявлять специальную
заботу при обучении и воспитании людей.

Сравнение
психики животного с человеческой
позволяет выделить следующие основные
различия между ними.

1.
Животное может действовать только в
рамках ситуации, которая воспринимается
непосредственно, а все осуществляемые
им акты ограничены биологическими
потребностями, то есть мотивация всегда
биологическая.

Животные
не делают ничего такого, что не обслуживает
их биологических потребностей. Конкретное,
практическое мышление животных делает
их зависимыми от непосредственной
ситуации. Лишь в процессе ориентированного
манипулирования животное способно
решить проблемные задачи. Человек же
благодаря абстрактному, логическому
мышлению может предвидеть события,
делать согласно познавательной
необходимости — сознательно.

Мышление
тесно связано с вещанием. Животные лишь
подают сигналы своим родственникам по
поводу собственных эмоциональных
состояний, тогда как человек с помощью
языка информирует других во времени и
пространстве, передавая общественный
опыт. Благодаря языку каждый человек
пользуется опытом, который выработан
человечеством в течение тысячелетий и
которого он никогда не воспринимал
непосредственно.

2.
Животные способны использовать предметы
в качестве орудия, но ни одно животное
не может создать орудие труда. Животные
не живут в мире постоянных вещей, не
выполняют коллективных действий. Даже
наблюдая за действиями другого животного,
они никогда не будут помогать друг
другу, действовать сообща.

Только
человек создает орудие по продуманному
плану, использует их по назначению и
сохраняет на будущее. Он живет в мире
постоянных вещей, пользуется орудиями
совместно с другими людьми, перенимает
опыт пользования орудиями труда и
передает его другим.

3.
Отличие психики животных и человека
состоит в чувствах. Животные также
способны переживать положительные или
отрицательные эмоции, но только человек
может сочувствовать в горе или радости
другому человеку, наслаждаться картинами
природы, переживать интеллектуальные
чувства.

4.
Условия развития психики животных и
человека являются четвертым отличием.
Развитие психики в животном мире
подчинено биологическим законам, а
развитие психики человека детерминируется
общественно-историческими условиями.

И
человеку, и животному свойственны
инстинктивные реакции на раздражители,
способность приобретать опыт в жизненных
ситуациях. Однако присваивать общественный
опыт, который развивает психику, способен
лишь человек.

С
момента рождения ребенок овладевает
способами использования орудий и
навыками общения. Это, в свою очередь,
развивает чувственную сферу, логическое
мышление, формирует личность индивида.
Обезьяна в любых условиях будет проявлять
себя как обезьяна, а человек только
тогда станет человеком, если его развитие
проходит среди людей. Это подтверждают
случаи воспитания человеческих детей
среди животных

Структура сознания

К особенностям сознания следует отнести концептуальность и категориальность, самосознание, связь с общественностью, отражение отношений. Сознание в психологии делится на два слоя. Первый – это бытийный, который подразумевает опыт действий и самые чувственные образы. Второй – это рефлективный, он подразумевает осмысление действительности, значение и смысл происходящего. Подобная структура сознания в психологии показывает всю сложность решения различных задач.

Например, на бытийном уровне идет выбор на разрешение наиболее сложных жизненных ситуаций, сознание в этом случае помогает визуализировать в этот момент нужный образ и задействовать двигательную систему, которая зависит от ситуаций окружающего мира. На рефлекторном уровне сознания понятия, идеи, жизненные и научные знания соотносятся с их значением. Если вдруг появляются трудности при осмыслении значений, то наблюдается непонимание.

Виды сознания человека

Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:

  • Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
  • Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • Этическое сознание определяет нравственные установки личности.

В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.

Особенности и структурные компоненты сознания

Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:

  • Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
  • Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
  • Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
  • Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности
    проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.

Самосознание человека проявляется:

  • В самонаблюдении;
  • В критическом отношении к самому себе;
  • В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
  • В самообладании;
  • В ответственности за совершаемые поступки.

Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.

Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности.
Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.

Проблемы и их анализ

Изучение феномена сопряжено с рядом проблем. Это затрудняет и само исследование, и классификацию результатов. У психологов-исследователей есть несколько теорий, позволяющих объяснить значение сознания.

Система взглядов Выготского рассматривает сознание как инструмент самопознания. Оно не возникает спонтанно, не является обязательным врожденным компонентом. Только нахождение в социуме дает толчок к появлению познавательного интереса, стремлению изучать себя, свою деятельность. Ключом к его пробуждению является речь. Задача психологов — исследование познавательного процесса и его составляющих.

Леонтьев опирался на идеи Выготского, но дополнил их результатами своих наблюдений. Он определил сознание как сформированную картину мира, в которую человек включает себя, окружающих и предметы, свои действия и состояния. Вначале человек только изучает мир, формируя свое представление о нем. На более поздних этапах развития — взаимодействует с ним, стремится повлиять на собственные действия и действия других людей.

Ананьев рассматривает сознание как необходимую часть действия. Вначале ребенок изучает мир с помощью собственных действий. Они не являются направленными: он просто выполняет действие и наблюдает, к какому результату оно приведет. По мере развития ребенок учится контролировать деятельность, планировать результат. Высшей точкой развития является навык переключения между разными видами деятельности.

Рубинштейн, изучая сознание, выделяет отдельные свойства в его структуре: переживание, познание, построение отношений. Каждый акт работы сознания включает минимум один компонент, но чаще он объединяет все свойства. Выражены они неравномерно. Для каждого акта взаимодействия с миром сознание выстраивает новые координаты и соотношение свойств.

Самосознание

Это понятие в психологии трактуют по-разному. А еще существуют разные подходы к данному вопросу. Например, ученый В. Бехтерев говорит, что самосознание предшествует сознанию, а вот С. Рубинштейн утверждает, что оно является только этапом в развитии сознания. Врач И. Сеченов высказался, что самосознание развивается сознанием одновременно.

Самосознание человека возникает не сразу, так как складывается постепенно, на него влияют многие социальные факторы, которые возникают в течение всей жизни. Самосознание включает в себя четыре компонента: сознание своего я, способность отличать свою личность от других, проявление самоуважения и способность замечать свои психические свойства.

Основные свойства сознания личности

Активность

Одним из главных свойств сознания можно считать активность. У всякого действия, которое совершает человек, имеется мотив и цель. Никто не действует бездумно, подчиняясь лишь хаотичному стечению обстоятельств. Если цель желаемая, то личность часто готова прикладывать даже неимоверные усилия для ее осуществления. Сознание управляет поведением человека и старается таким образом все рассчитать, чтобы это было максимально выгодно самому человеку. Наша способность прогнозировать ситуацию, видеть собственные перспективы являются заслугой сознания. Такое свойство как активность позволяет сознанию оставаться в рабочем состоянии постоянно. При каких обстоятельствах человек готов совершать активные шаги? В том случае, когда он понимает необходимость в предпринимаемых действиях.

Динамичность

Под динамичностью понимают такую направленность на объект или явление окружающей действительности, при котором сознание обнаруживает способность к непрерывному развитию

Свойство динамичности заключается в том, что внимание человека всегда меняется. Мы способны концентрироваться по большей части только на том, что для нас является по-настоящему значимым и интересным

Обращенность к какому – то предмету вызывает различные эмоции, мы подключаем чувства к тому, что слышим и видим вокруг себя, за чем наблюдаем. Такое свойство сознания как динамичность направлено всегда на погружение в сущность явления или объекта, о котором идет речь.

Постоянная рефлексия

Надо сказать, что умение анализировать собственные поступки и действия является неотъемлемой и значимой характеристикой сознания. Свойство под названием «рефлексия» помогает в нужный момент обратиться к истоку своего «я», своей внутренней сущности и поговорить с ней максимально откровенно. В таких внутренних диалогах человек часто обнаруживает, что жил и поступал неправильно, был невнимателен к близким и родным. Постоянная рефлексия – это свойство сознания, которое позволяет осуществлять эффективное самонаблюдение за самим собой в разные промежутки жизни. Человек почти всегда сравнивает себя настоящего с тем, каким был раньше. Такое свойство сознания как рефлексия легко позволяет это сделать. Сознание само по себе способно расширяться и расширять представления человека о мире.

Ценности и мотивы

Другим свойством сознания является ориентированность на внутренние источники значимости. Речь идет о ценностях, ради которых и предпринимаются конкретные действия. Сознание человека носит мотивационно-ценностный характер. Человеку иногда приходится совершать над собой невероятные усилия для того, чтобы суметь договариваться со своей внутренней совестью. Ценности и мотивы приводят в движение его мыслительную деятельность.

Таким образом, свойства сознания всегда отражают сущность конкретной личности, ее внутреннюю природу и возможности. Каждый человек сугубо индивидуален и у каждого имеются свои предпочтения.

Связь с бессознательным

Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.

Некоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.

Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.