План:
- Введение
-
1 Научная база
-
1.1 Бихевиоризм
- 1.1.1 Синтон-подход и когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела
- 1.1.2 Синтон-подход и теория социального научения Альберта Бандуры
- 1.1.3 Синтон-подход и теория социального научения Джулиана Роттера
- 1.2 Психоанализ
-
1.3 Когнитивное направление в психологии
1.3.1 Синтон-подход и теория личностных конструктов
- 1.4 Гуманистическая психология
-
1.1 Бихевиоризм
- 2 Синтон-программа
-
3 История
- 3.1 1983—1995 года: «Свободный Синтон».
- 3.2 1995—2000 года: «Ответственный Синтон».
- 3.3 После 2000 года: «Успешный Синтон».
-
4 Критика
4.1 Ответы Н.И. Козлова на критику
- 5 Проводимые тренинги
Примечания
2. Синтон-программа
Центральным тренингом ТЦ «Синтон» является «Синтон-программа». Цели Синтон-программы:
- развитие коммуникативных и социальных навыков.
- рост и развитие личности через решение развивающих и воспитательных задач, затрагивающих в основном мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу личности, а также сферу межличностных отношений и общения.
Программа направлена на всестороннее развитие, социальную активность и творчество личности каждого участника программы, формирование его устойчивой гражданской позиции.
Основной тон занятий — свободная, позитивная и конструктивная атмосфера, уважение к личности. В основе программы лежит сочетание бихевиорального подхода и гуманистической психологии. С-п. содержит современные разработки отечественных психологов в области активных форм обучения, психотехники и психогимнастики. Каждый цикл программы на методическом уровне представляет собой, исходя из цели и задач, сочетание тематических лекций, психотехнических упражнений, анализа конкретных жизненных ситуаций, групповых дискуссий, ролевых и сюжетных игр, элементов аутотренинга и т. д. Большинство психологических игр и упражнений в программе являются оригинальными либо адаптированными под стиль и содержание учебного процесса. Каждое занятие программы имеет сценарий, который включает инструкцию к проведению игр и упражнений, алгоритм обсуждения и комментарии — рекомендации для ведущего.
Синтон-программа состоит из следующих циклов (курсов): «Базовый тренинг: мастерство коммуникации», «Мир эмоций: управление собой», «Успешный человек: достижение целей», «Королевство: школа цивилизованного лидерства», «Трудные игры: философия жизненного выбора». Как правило, каждый курс состоит из 6 занятий по 4 часа. Последовательность курсов — не обязательная, но рекомендованная.
Основные идеи
Н. И. Козлов утверждает, что его взгляд на психологию является отдельным направлением. «Это своё, отдельное направление, которое никак, кроме как Синтон-подход, назвать нельзя». Основные положения синтон-подхода, разработанные Н. И. Козловым следующие:
Дистанция
Дистанция — это система пошагового изменения привычек, разработанная Н. И. Козловым. Суть системы в постепенном изменении привычек в области здорового образа жизни, общения с людьми, взаимодействия в семье и управления эмоциями.
Автор/Жертва
Жертва в синтон-подходе — тот, кто убеждён, что ничего не может сделать с переживаемыми им страданиями. Автор — напротив, тот, кто управляет своей жизнью, берёт ответственность за свои поступки и контролирует свою эмоциональную сферу. Переход от позиции Жертвы к позиции Автора в синтон-подходе считается одной из важнейших задач в самовоспитании.
Этическая типология личности
Типология, представленная Н. И. Козловым, базируется на двух условных векторах: О ком человек заботится и за чей счёт. Отсюда вытекает четыре смысловых поля: Забота о себе за чужой счёт (Паразит), забота о себе за свой счёт (Потребитель), забота о других за чужой счёт (Романтик), забота о других за свой счёт (Творец). Этикотип Творца в синтон-подходе считается наиболее полезным и правильным
Поэтому во многих тренингах Синтона и на Дистанции переход к типу Творца является важной задачей
Мнения
Доктор психологических наук Аркадий Петрович Егидес подчеркнул, что «важнейшими принципами деятельности клуба является саморазвитие и самовоспитание личности, разумный критицизм по отношению к идеологическому догматизму в любых его формах».
Заведующий кафедрой психологии БГУ, доцент Игорь Александрович Фурманов в своём заключении написал: «Программно-методический комплекс „Синтон — программа“ имеет четко обозначенную гуманистическую цель — развитие личности старшеклассников и студентов, реализуемую через решение развивающих и воспитательных задач, затрагивающих в основном мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу личности, а также сферу межличностных отношений и общения».
По словам президента Волгоградской областной независимой ассоциации психотерапевтов, профессора Б. Г. Валькова, «Синтон-программа помогает молодежи найти разумные ориентиры и является сильной альтернативой бездумному времяпровождению молодежи, препятствием на пути распространения алкоголизма, наркотиков и проявлениям асоциального поведения».
Ведущий научный сотрудник гос. НИИ семьи и воспитания Российской академии образования Петручиков А. С. в своей рецензии указал, что «Центр „Синтон“, занимая подчеркнуто светскую позицию, помогает молодежи определиться в своих ценностях, повысить свой культурный уровень и найти свое место в жизни»
Также другие отзывы:
Благодарность Комитета по делам молодежи Администрации города Пскова.
Со стороны религиозных деятелей
В 2007 году было вынесено решение Химкинского городского федерального суда Московской области, признающее «не соответствующим действительности» утверждение «Синтон клуб — тоталитарная секта из разряда псевдопсихологических сект», опубликованное в газете «Вечерний Новосибирск» от 16.04.2005 года.
У «Синтона» имеется некоторое количество противников. Критические материалы собраны на сайте доцента Нижегородского государственного университета, психолога и социолога Е. Н. Волкова. Волков считает, что программа «Синтон» построена на тотальной дискредитации обыденного (традиционного) мышления и предлагает вместо неё мышление «синтонное», а также что программа особенно заразительна для гиперсексуальных подростков «негативисткого» периода и людей, не миновавших эту стадию в своём развитии.
В 2002 году вышел номер «Журнала практического психолога» № 6 с критикой «Синтона».
На признаки деструктивной секты в «Синтоне» указал психолог доц. С. С. Степанов (МППИ) в монографии «Мифы и тупики поп-психологии».
Критика со стороны религиозных организаций
Некоторые православные специалисты по сектам и деструктивным культам относят «Синтон» к таковым.
Центр Иринея Лионского причисляет «Синтон» и несколько десятков других психологических центров к психокультам — психотерапевтическим и психотренинговым организациям, имеющим характерные для сект формы влияния на своих членов.
В 2008 году по иску Н. И. Козлова к администраторам сайта iriney.ru Чертановским районным судом г. Москвы было вынесено решение о допустимости размещения на сайте критических материалов о «Синтоне», содержащих высказывания, аналоги которых ранее успешно оспаривались в судах, в том числе «В действительности же факт принадлежности „Синтона“ к тоталитарным сектам (в разряде психокультов или псевдопсихологических сект) является давно и широко признанным».