Рационально эмоциональная терапия

Содержание
  1. Направление используют
  2. Модель ABC
  3. Мышечная релаксация
  4. Как проходит РЭПТ?
  5. В РЭПТ есть цель у клиента и у терапевта
  6. РЭПТ проходит по схеме
  7. РЭПТ предсказуема по времени
  8. Каждая встреча в РЭПТ тоже имеет структуру
  9. РЭПТ имеет требования
  10. Двенадцать основных иррациональных идей по Эллису
  11. Отвлечение
  12. Психологическая дисфункция
  13. Основные убеждения, которые беспокоят людей
  14. Жесткие требования, предъявляемые людьми
  15. Чрезмерное обобщение
  16. Вторичные нарушения
  17. Точный перевод терминологии и названий
  18. Особенности рациональной психотерапии
  19. История
  20. Типовая схема работы в РЭТ
  21. Домашние задания
  22. Убеждения об обстоятельствах и оспаривание убеждений
  23. Рациональная терапия в психологии
  24. Рационально-эмоциональная психотерапия
  25. Рациональная когнитивная психотерапия
  26. Рационально-эмотивная психотерапия
  27. Рациональная психотерапия Дюбуа
  28. Заключение.

Направление используют

Организаторы

  Институт Рационального Образа Жизни  (Москва),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),    Академия Счастья  (Самара),    Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП)  (Санкт-Петербург),   Валентина Моисеева (Новосибирск),    Красноярское отделение Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии  (Красноярск),    Психологический центр “Аржаан”  (Екатеринбург),    Рубцова Юлия Геннадиевна  (Омск),    Студия консультирования и психотерапии “Познание”  (Челябинск),    Центр психологии и психотерапии КПД  (Хабаровск),   Южно-Российский гуманитарный институт. Представительство в Екатеринбурге  (Екатеринбург),    Центр психологической помощи “Психоклассники”  (Екатеринбург).

Тренеры

  Андрей Золотов  (Москва),   Елена Евгеньевна Кудина  (Москва),    Лидия Викторовна Шумина  (Москва),    Наталья Рудь  (Москва),    Алексей Визар  (Москва),    Алёна Игоревна Грушко  (Москва),    Анна Дмитриевна Савинова  (Москва),    Дмитрий Усатов  (Москва),    Евгений Яковлев  (Москва),    Илья Павлович Стародубцев  (Москва),    Марина Андреева  (Москва),    Михаил Анатольевич Хорс  (Москва),    Оксана Ивановна Ерёмина  (Москва),    Олеся Покровская (Агафонова)  (Москва),    Павел Беленко  (Москва),    Сергей Алексеевич Надеждин  (Москва),    Оксана Владимировна Черных  (Ростов-на-Дону),    Александр Александрович Климов  (Иркутск),    Наталья Китаева  (Санкт-Петербург),    Михаил Юрьевич Рыбаков  (Новосибирск).

Ещё тренеры 56

Консультанты

  Андрей Золотов  (Москва),   Елена Евгеньевна Кудина  (Москва),    Лидия Викторовна Шумина  (Москва),    Наталья Рудь  (Москва),    Алексей Визар  (Москва),    Алёна Игоревна Грушко  (Москва),    Анна Дмитриевна Савинова  (Москва),    Дмитрий Усатов  (Москва),    Евгений Яковлев  (Москва),    Илья Павлович Стародубцев  (Москва),    Михаил Анатольевич Хорс  (Москва),    Михаил Орлов  (Москва),    Оксана Ивановна Ерёмина  (Москва),    Олеся Покровская (Агафонова)  (Москва),    Павел Беленко  (Москва),    Сергей Алексеевич Надеждин  (Москва),    Михаил Александрович Горбань  (Ростов-на-Дону),    Мира Терёшкина  (Краснодар),    Мария Лаврухина  (Ростов-на-Дону),    Юрий Бастриков  (Санкт-Петербург).

Ещё консультанты 62

Модель ABC

Ядром теории РЭПТ является Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») развития эмоциональных расстройств, которую иногда называют также «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности», поскольку она не только описывает процесс возникновения дисфункциональных эмоций и поведения, но также используется и как руководство по устранению причин этих психических нарушений.

«А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте. Но «А» сами по себе — это только активаторы. Все проблемы возникают потому, что в «А» каждый человек привносит что-то своё, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences). И если рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то (и отсюда психологические проблемы) иррациональные взгляды — к саморазрушению и иррациональному поведению.

Более подробно, философия долженствования, она же абсолютистская, приводит к образованию множества иррациональных представлений о мире, центральных иррациональных идей, основными производными которых являются:

  • драматизация — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
  • осуждение — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» итп.

Таким образом, «А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. И чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.

В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан») на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Также проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Мышечная релаксация

Данный метод, который называется еще и аутогенной тренировкой, пользуется особой популярностью у психотерапевтов. Нередко люди применяют его при самостоятельной работе над решением своих проблем. Аутогенная тренировка является самостоятельным методом, предложенным в 1932 г. психотерапевтом из Германии И. Шульцем.

Основной задачей подобного способа является максимальное расслабление с одновременным внушением себе тех или иных ощущений, а также обучение управлением функционирования внутренних органов. Молниеносная мышечная релаксация позволяет оперативно устранять нервное напряжение, причем делать это в любой ситуации.

Как проходит РЭПТ?

Если вы работаете с психологом в РЭПТ подходе, то процесс будет структурирован и предсказуем. Это очень удобно и клиенту, и терапевту. Вот особенности РЭПТ.

В РЭПТ есть цель у клиента и у терапевта

Клиент ставит своей целью, например, избавиться от страха. А цель терапевта – научить клиента самостоятельно находить свои иррациональные убеждения и справляться с ними.

РЭПТ проходит по схеме

Ваш терапевт обязательно будет следовать структуре консультации. Он не будет перескакивать с одного на другое, тратить ваше и своё время на бесцельные беседы. Вы пройдете по примерно такой схеме:

  • Знакомство и постановка цели,
  • выявление активирующего события,
  • формулировка убеждения,
  • диспутирование;
  • формулирование рационального убеждения;
  • коррекция поведения.

Иногда сложно разделить эти этапы. Или иногда приходится вернуться к прошлому шагу. В любом случае, терапевт знает, куда ведет вас. Поэтому у РЭПТ есть еще одна особенность, о которой ниже.

РЭПТ предсказуема по времени

Вероятнее всего, что вы справитесь с одной заявленной проблемой через 5-20 встреч. Если вам сейчас кажется, что это много, то сравните с психоанализом, в котором терапевт может встречаться с клиентов на протяжении нескольких лет еженедельно. То есть это и 100 встреч, и 200.

По моей практике, действительно, обычно хватает 5-10 встреч. Поэтому у меня так сформированы пакеты консультаций.

Каждая встреча в РЭПТ тоже имеет структуру

Придя на встречу с РЭПТ терапевтом, вы продолжаете двигаться дальше по пути, предложенном психологом. Конечно, заранее предусмотреть развитие беседы невозможно. Но консультант следить за тем, чтобы общий план соблюдался. Например, вы обязательно уделите время домашнему заданию, диспутированию, вы вернетесь к поставленной цели, даже если отдалились от неё. Это удобно и клиенту, и терапевту. Поэтому длительность встречи в РЭПТ классически составляет 50 минут. Я позволила себе сделать не 50, а 60 минут. Эта продолжительность более комфортна клиентам и мне.

РЭПТ имеет требования

Этот пункт, возможно, не так приятен, как предыдущий. Но он напрямую влияет на эффективность. Повышает её, в сравнении с другими методами. Требования у РЭПТ следующие:

— регулярность встреч. Сначала встречи происходят обязательно раз в неделю. Позже, когда терапия уже приближается к финалу и нужно закрепить её результат, встречаемся раз в две недели.

— выполнение домашнего задания. Каждый раз  я даю задание. Каждый раз проверяю его выполнение. Это правило. Оно повышает мотивацию и помогает избежать «просадки» между встречами.

Стоит ли говорить про стандартные правила консультирования? Про то, что нужно уважать время друг друга и заранее предупреждать, если нужно перенести встречу. Про то, что если предупреждения не было за 12 часов до встречи, то терапевт имеет право не возвращать стоимость встречи.

Двенадцать основных иррациональных идей по Эллису

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне – людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение – надо быть начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее потом.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать – вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Отвлечение

К подобному методу люди также прибегают в своей жизни совершенно неосознанно. Мы стараемся не думать о травмирующей ситуации. Однако сделать это бывает довольно сложно.

Метод отвлечения позволяет получить максимальный эффект при несильных, но постоянно воздействующих отрицательных раздражителях. В этом случае негативные эмоции способны постепенно накапливаться, доводя человека до нервных срывов и неврозов.

Как же отвлечься от психотравмирующей ситуации? Для этого рекомендуются:

  1. Спортивные игры. Теннис, футбол или волейбол прекрасно снимают раздражение и устраняют обиды.
  2. Использование эстетотерапии. В состоянии расстройства рекомендуется посещение художественной выставки, просмотр хорошей комедии, прослушивание талантливой музыки.
  3. Поход в гости к хорошим знакомым. Подобный шаг позволит устранить накопившуюся в душе озлобленность и не срывать ее на близких.
  4. Общение с природой. Особенно хорошо устраняются отрицательные эмоции у реки, в лесу, в горах и в других красивых местах, где к человеку возвращается душевное равновесие.

В случае длительного воздействия негативных факторов рекомендуется сменить обстановку, взяв отпуск и отправившись в путешествие.

Психологическая дисфункция

Одним из основных столпов REBT является то, что иррациональные и дисфункциональные способы и модели мышления, чувств и поведения способствуют человеческому беспорядку, эмоциональному и поведенческому саморазрушению и социальному пораженчеству. REBT обычно учит, что, когда люди превращают гибкие предпочтения, желания и желания в грандиозные, абсолютистские и фаталистические предписания, это имеет тенденцию вносить вклад в беспокойство и расстройство. Эти дисфункциональные модели являются примерами когнитивных искажений .

Основные убеждения, которые беспокоят людей

Альберт Эллис предложил три основных убеждения или философии, которыми люди склонны беспокоить себя:

«Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН практически при любых условиях и в любое время работать хорошо (или исключительно хорошо) и завоевать одобрение (или полную любовь) значимых других. Если я не справлюсь с этим важным – и священным – уважением, это ужасно и Я плохой, некомпетентный, недостойный человек, который, вероятно, всегда будет терпеть неудачу и заслуживает страданий ». “Другие люди, с которыми я общаюсь или общаюсь, ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ практически при любых условиях и всегда относиться ко мне хорошо, внимательно и справедливо. В противном случае это ужасно, и они гнилые, плохие, недостойные люди, которые всегда будут плохо со мной обращаться. и не заслуживают хорошей жизни и должны быть строго наказаны за столь отвратительные поступки по отношению ко мне “. «Условия, в которых я живу, ОБЯЗАТЕЛЬНО, практически всегда, ДОЛЖНЫ быть благоприятными, безопасными, беспроблемными, быстро и легко приносящими удовольствие, а если они не такие, это ужасно и ужасно, и я не могу этого вынести. Я я никогда не могу получить удовольствие. Моя жизнь невозможна и едва ли стоит того, чтобы жить ».
Сохранение этой веры, когда сталкивается с невзгодами, способствует возникновению чувства тревоги , паники , депрессии , отчаяния и никчемности. Удержание этой веры при столкновении с невзгодами имеет тенденцию вызывать чувства гнева, гнева, ярости и мстительности. Сохранение этой веры при столкновении с невзгодами, как правило, способствует разочарованию и дискомфорту, нетерпимости , жалости к себе, гневу , депрессии и таким формам поведения, как прокрастинация , избегание , вызывающее привыкание поведение и бездействие.

Жесткие требования, предъявляемые людьми

REBT обычно утверждает, что в основе иррациональных убеждений часто лежат явные или неявные жесткие требования и приказы, и что им сопровождаются крайние производные, такие как ужасающее, низкая терпимость к фрустрации , осуждение людей и чрезмерные обобщения. Согласно REBT, основная дисфункциональная философия в оценочной эмоциональной и поведенческой системе убеждений человека также с большой долей вероятности способствует нереалистичным, произвольным и искаженным выводам и искажениям в мышлении. Поэтому REBT сначала учит, что, когда люди бесчувственно и набожно злоупотребляют абсолютистскими, догматическими и жесткими «обязанностями», «обязанностями» и «обязанностями», они склонны беспокоить и расстраивать себя.

Чрезмерное обобщение

Кроме того, REBT обычно утверждает, что искаженные оценки в значительной степени происходят из-за чрезмерного обобщения, когда люди преувеличивают и глобализируют события или черты характера, обычно нежелательные события, черты или поведение, вне контекста, при этом почти всегда игнорируя положительные события, черты или поведение

Например, awfulizing частично умственная увеличение важности нежелательной ситуации к катастрофе или ужас , поднимая рейтинг что – то от плохого к худшему , чем это должно быть, за совсем плохо, хуже , чем плох к невыносимым и к ” холокост ”

То же преувеличение и чрезмерное обобщение происходит с человеческим рейтингом, когда люди становятся произвольно и аксиоматически определяемыми их предполагаемыми недостатками или проступками. Непереносимость фрустрации возникает тогда, когда человек воспринимает что-то как слишком сложное, болезненное или утомительное, и тем самым преувеличивает эти качества до невозможности справиться с ними.

Вторичные нарушения

Существенное значение для теории REBT также имеет концепция вторичных нарушений, которые люди иногда создают поверх своего первичного нарушения. Как подчеркивает Эллис:

Точный перевод терминологии и названий

Верным переводом названия терапии (англ. Rational Emotive Behavior Therapy) является именно «рационально-эмоционально-поведенческая» (два дефиса) а не «рационально-эмоциональная поведенческая» (последнее слово — отдельно), так как сам Эллис неоднократно подчёркивал равнозначность когнитивной (рациональной), эмоциональной и поведенческой (бихевиоральной) составляющих. Тем не менее, в переведённых на русский язык книгах А. Эллиса часто встречается второй вариант — вероятно, так сложилось исторически.

Термин «irrational beliefs» верно переводить именно как «иррациональные верования», а не «убеждения», поскольку, во-первых, глагол «to believe» переводится как «верить», а не как «убеждать», а во-вторых, слово убеждение можно понять двояко: как «идея, мысль о чём-либо» и как «процесс уговаривания».

Термин «musturbation» (не путать с «masturbation») как неологизм следует переводить «должнонанизм» — в литературе можно встретить перевод «тирания долженствования» — не следует путать эти термины, так как в книгах Эллиса употребляются разные слова: «demandingness», «musturbatory», «musturbate».

Особенности рациональной психотерапии

Как мы обучаем пациента распознавать иррациональные мысли, точно так же мы можем обучить пациента находить в своих рассуждениях, как призывал Дюбуа, ошибки диалектической логики. Представляется, что врач, работающий в системе Р

п., должен обращать внимание не только на форму иррациональных суждений, а классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в логике, различать описания от оценочных суждений (не выводя заключения вторых из первых), учитывая особенности мышления своих пациентов (образное или абстрактное).К достижением Р. п

в области медицины можно отнести такие диалектические психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия (“функциональное” – обратимое, преходящее и “органическое” – стойкое, “динамика выздоровления” и т. д.). Работая в ключе Р. п., можно начинать, пользуясь принципами клинической семиотики, – восходя от симптома к синдрому и далее к нозологии (индуктивный метод), с другой стороны, можно, имея определенный тезис, гипотезу о наличии того или иного заболевания, диагностировать и устранять разнообразные расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод), наконец, можно, отвергая те или иные расстройства и заболевания (выдвигая антитезис), выйти на интересующие нас психические расстройства, дезадаптирующие больного в окружающей ситуации. Возможности Р. п. далеко не исчерпаны, ее приемы и техники можно совершенствовать. Так, в частности, можно использовать приемы, удлиняющие экспозицию времени размышления пациентов над проблемными ситуациями, дополняя эти приемы техникой систематической десенсибилизации. Также представляются перспективными дальнейшие поиски специфических нарушений мышления при различных психических и психосоматических заболеваниях, разработка тех приемов Р. п., которые направлены на коррекцию мышления при каждом конкретном заболевании.

История

Терапия рационального эмоционального поведения (REBT) была создана и разработана американским психотерапевтом и психологом Альбертом Эллисом , вдохновленным многими учениями азиатских , греческих , римских и современных философов. REBT – это первая форма когнитивно-поведенческой терапии (CBT), впервые изложенная Эллисом в середине 1950-х годов; Развитие продолжалось до его смерти в 2007 году. Эллис стал синонимом очень влиятельной терапии. «Психология сегодня» отмечает: «Ни один человек – даже сам Фрейд – не оказал большего влияния на современную психотерапию».

REBT – это одновременно психотерапевтическая система теории и практики и школа мысли, основанная Эллисом. Он впервые представил свои идеи на конференции Американской психологической ассоциации в 1956 году, а затем опубликовал основополагающую статью в 1957 году под названием «Рациональная психотерапия и индивидуальная психология», в которой он заложил основы того, что он называл рациональной терапией (РТ), и тщательно ответил. на вопросы Дрейкурса и другие о сходстве и различиях с Alfred Adler «s индивидуальной психологией . Это было примерно за десять лет до того, как психиатр Аарон Бек впервые изложил свою « когнитивную терапию » после того, как Эллис связался с ним в середине 1960-х годов. Собственный подход Эллиса был переименован в рациональную эмоциональную терапию в 1959 году, а в 1992 году – нынешний термин.

Предшественники некоторых фундаментальных аспектов рациональной эмоциональной поведенческой терапии были выявлены в древних философских традициях, в частности, у стоиков Марка Аврелия , Эпиктета , Зенона из Цития , Хрисиппа , Панэция Родосского , Цицерона и Сенеки , а также у ранних азиатских философов Конфуция и Гаутамы Будды . В своей первой крупной книге по рациональной терапии Эллис написал, что центральный принцип его подхода, заключающийся в том, что люди редко эмоционально подвержены влиянию внешних событий, а скорее их размышления о таких событиях, «был первоначально открыт и заявлен древними философами-стоиками». Ellis иллюстрирует это цитата из Enchiridion из Эпиктета : «Мужчины обеспокоены не вещами, но по взглядам , которые они принимают от них.» Эллис отметил, что Шекспир выразил аналогичную мысль в « Гамлете» : «Нет ничего хорошего или плохого, но мышление делает это так». Эллис также признает терапевтов начала 20-го века, особенно Пола Чарльза Дюбуа , хотя он прочитал его работы только через несколько лет после того, как начал свою терапию.

Типовая схема работы в РЭТ

2. Добиться согласия клиента рассмотреть его собственные иррациональные суждения, пользуясь аппаратом РЭТ.

3. Терапевт обсуждает и оспаривает иррациональные суждения клиента. Предъявите перечень выявленных иррациональных утверждений и обсудите с клиентом, почему эти утверждения иррациональны и какими рациональными утверждениями их можно заменить. Хорошей идеей будет записать эти рациональные утверждения.

4. Клиента стимулируют к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений, поупражнялся с ними и заменил иррациональные суждения более подходящими оценками активизирующих событий. Предложите клиенту определить свою собственную ситуацию. Обсудите с ним, какие иррациональные мысли приходят ему в голову в такой ситуации и к каким последствиям эта ситуация чаще всего приводит. Запишите эти мыслимые последствия и предложите клиенту произвести на свет и записать более рациональные мысли.

5. Развитие новых рациональных и реалистических суждений о событиях, об актуальных и возможных

На этом завершающем этапе важно развить и укрепить “отремонтированную” модель мира клиента.

6. Поощрение клиента к выявлению иррациональных мыслей, чувств и действий, возникающих в определенных проблемных ситуациях. Ситуации должны быть конкретными, вызывающими определенные трудности. Предпочтительнее, например, высказывание: “Когда я вижу привлекательную девушку, я думаю … А что, если я не найду, что сказать… И вот я буду стоять, уставившись как дурак, с открытым ртом…” (к этому высказыванию могут быть применены иррациональные мысли №3 и №8 из списка иррациональных идей). Менее предпочтительны общие утверждения типа “Когда я среди людей, у меня нет уверенности в себе”. Для того, чтобы помочь клиентам охватить все коллизии проблемных ситуаций, мы использовали простую методику воображения. Клиентов просят закрыть глаза, расслабиться и представить себе недавно случившиеся проблемные ситуации, а затем рассказать о мыслях и чувствах, возникших у них в этих конкретных ситуациях.

7. После выявления нескольких ситуаций нужно упорядочить их по критерию трудности (опираться можно на степень стрессогенности ситуации). Если возможно, ситуации выстраиваются в иерархии.

8. Терапевт предъявляет каждую из проблемных ситуаций, начиная с самой легкой. Ситуации предъявляются в дискуссии, в воображении, в реальной жизни. Клиент получает инструкцию во время каждого предъявления описывать свои чувства и мысли. Цель упражнения – добиться того, чтобы определенное эмоциональное состояние стало сигналом к поиску у себя иррациональных мыслей. На этой стадии мысли будут появляться не столь тщательно упакованными и обозначенными. Работа терапевта состоит в том, чтобы глубже проникнуть в высказывания клиента и сопоставлять их. Когда терапевт решит, что он в состоянии сформулировать мысли клиента, то он может либо попросить клиента обобщить, какое иррациональное суждение является у него преобладающим, либо сам сделать обобщение.

9. По мере предъявления каждой иррациональной идеи она оспаривается терапевтом. Затем терапевт постепенно поощряет клиента к тому, чтобы он сам взял на себя роль оспаривающего. Этот процесс носит характер полемики. Клиента спрашивают, на все ли 100% его суждения истинны, неизбежны и основаны на неопровержимых фактах. Предъявляются контр-примеры, и клиента подводят к тому, чтобы он сам сформулировал более рациональные суждения об активизирующем событии и представил себе, к каким результатам могут привести эти рациональные суждения.

10. Клиенту предъявляют активизирующие события (в воображении, в ролевой игре или в реальной жизни) и предлагают ему в присутствии терапевта поупражняться с рациональными альтернативами. Терапевт обучает клиента тому, как контролировать свою эмоциональную реакцию (здесь наиболее удобен метод “термометра страха” с делениями от 0 до 100 баллов). На начальных стадиях терапевт действует также как суфлер и составитель репетируемых рациональных суждений. Контроль и упражнения продолжаются до тех пор, пока данное активизирующее событие не перестает вызывать интенсивной эмоции.

Домашние задания

1. Попросите клиента определить (помимо обсуждаемых на сеансах) еще две свои реальные жизненные проблемы и выявить в них последовательность АВС. Пусть постарается отыскать более рациональные суждения и изучить последствия, к которым они могут привести.

Убеждения об обстоятельствах и оспаривание убеждений

Фундаментальная предпосылка REBT заключается в том, что людей эмоционально беспокоят не неудачные обстоятельства, а то, как они строят свои взгляды на эти обстоятельства через свой язык, оценочные убеждения, значения и философию о мире, себе и других. Эта концепция была приписана еще римскому философу Эпиктету , который часто упоминается как использующий подобные идеи в древности.

В REBT клиенты обычно учатся и начинают применять эту предпосылку, изучая модель психологического нарушения и изменения ABCDEF . Следующие буквы обозначают в данной модели следующие значения:

A – dversity
B – Разработанное б elief в лице Бедственной
C – с onsequences Верований этого человека то есть, B
Д – человек г isputes А, В и С. В последней мысли
E – The е ffective новая философия или вера , которая развивается в этом человеке через возникновение D в их умах А и В
F – Разработанная F eelings самого себя либо в точке , так и после точки С , или в точке после точки Е.

В ABC модели заявляет , что это не , dversity (или событие ctivating) , которые вызывают беспокоили и дисфункциональные эмоциональные и поведенческие C s, с onsequences, но и то , что люди , B , нерационально б elieve о А , в dversity. , Dversity может быть внешняя ситуация, или мысль, чувство или другой вид внутреннего события, и оно может относиться к событию в прошлом, настоящем или будущем.

В B s, иррациональные убеждения , которые являются наиболее важными в ABC моделях являются явными и неявными философскими смыслами и предположение о событиях, личных желаниях и предпочтениях. В B s, б eliefs , которые являются наиболее значимыми являются весьма оценочный и состоят из взаимосвязанных и интегрированных когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов и размеров. Согласно РЭПТУ, если оценочному человеку В , б elief о А , событие ctivating является жестким, Абсолютистским, вымышленным и дисфункциональным, то C , эмоциональная и поведенческая с onsequence, скорее всего, будет обреченно на провале , и разрушительными. С другой стороны , если вера человека является предпочтительной, гибкой и конструктивной, то C , эмоциональная и поведенческая с onsequence, вероятно, будет самостоятельно помогать и конструктивны.

Через РЭПТ, понимая роль их опосредующие, оценочный и философски основе нелогичным, нереальным и пагубным смыслы, интерпретации и предположения в нарушение, люди могут научиться распознавать их, а затем перейти к D , г isputing и сомнению доказательства для них . В E, эффективной новой философии, они могут признать и укрепить идею, что не существует доказательств каких-либо психопатологических требований, которые должны , должны или должны отличаться от здоровых построений, и присоединиться к более конструктивным и самопомощным философиям. Эта новая разумная перспектива приводит к F , новые F eelings и поведения ассигновать на А они обращаются в упражнении.

Рациональная терапия в психологии

Она преследует цель воздействовать на больного логически аргументированными разъяснениями. То есть врач объясняет пациенту то, что ему сложно понять и принять. Получив ячные и простые аргументы, больной отказывается от своих ложных убеждений, преодолевает пессимистические представления и постепенно движется к выздоровлению. Использует рациональная терапия техники самые разные:

  • косвенное внушение;
  • эмоциональное воздействие;
  • дидактические приемы.

Частая практика подразумевает диалог между врачом и больным, при этом многое будет зависеть от личности специалиста, его способности убеждать и слушать, входить в доверие и искренне интересоваться судьбой пациента. Такое лечение имеет несколько направлений, а отдельные его положения и приемы согласуются с методом нейролингвистического программирования.

Рационально-эмоциональная психотерапия

Это направление в 1955 году предложил Альберт Эллис. Он считал, что причинами психического расстройства являются иррациональные – ошибочные когнитивные установки. К основным типам психологических проблем относят:

  1. Самоуничижение и третирование себя.
  2. Преувеличение негативных составляющих ситуации.

Приемы рациональной психотерапии помогают больным принять себя и повысить свою толерантность к фрустрации. При этом врач действует по следующей схеме:

  1. Объясняет и разъясняет. Истолковывает сущность заболевания, что помогает пациенту получить четкую и ясную картину недуга и более активно его контролировать.
  2. Убеждает. Корректирует не только когнитивный, но и эмоциональный аспект, модифицирует личностные установки больного.
  3. Переориентирует. Перемены в установках пациента становятся стабильными, система ценностей в отношении болезни меняется, и он выходит за ее пределы.
  4. Воспитывает. Создает позитивные перспективы для больного после преодоления недуга.

Рациональная когнитивная психотерапия

Предыдущее направление является одним из основных ее ответвлений. Их теоретические позиции и используемые приемы близки, но методы рациональной психотерапии, где ставка делается на эмоции, более структурированы, а работа с пациентом последовательна. К когнитивным техникам относят:

  • сократовский диалог;
  • искусство «заполнения пустоты»;
  • декатастрофизацию;
  • метод сходства и подобий;
  • реатрибуцию;
  • переформулирование;
  • децентрализацию.

При этом в своей работе врач использует ролевые игры, экспозиционное лечение, технику отвлечения внимания и планирования деятельности. Все это помогает больному признать ошибочный характер своего мышления, принять на себя ответственность за свои действия и избавиться от психических проблем. При этом необходимо, чтобы врач имел представление о достижениях логики и владел современной теорией аргументации.

Рационально-эмотивная психотерапия

Она основывается на допущениях о природе человека и происхождении несчастий людей или эмоциональных нарушений. Всевозможные ложные идеи, типа невозможность контролировать внешние обстоятельства или желание всегда и во всем быть первыми, распространены в обществе. Они принимаются и подкрепляются самовнушением, что может спровоцировать невроз, ведь их не осуществить. Но независимо от влияния внешних факторов, люди могут действовать самостоятельно и признание такой способности легло в основу теории поведения и личностных нарушений A-B-C.

Рациональная и разъяснительная психотерапия доказывает, что если мыслить здраво и разумно, то и последствия будут такими же, а если система убеждения является безумной и нереалистичной, то и последствия будут деструктивными. Признав такую взаимосвязь, можно изменить подобные установки, действия и поступки в ответ на внешние обстоятельства и ситуации.

Рациональная психотерапия Дюбуа

РП представляет собой интегративный метод психотерапии, в первую очередь ориентированный на нозологический подход к заболеванию и имеющий достаточно широкий круг показаний к своему применению. Рационально-эмоциональная психотерапия и когнитивная – когнитивно-поведенческая психотерапия – по своей сути являются вариантами метода РП. Такая точка зрения обусловлена более системным и широким арсеналом психотерапевтического воздействия РП по сравнению с когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапией, а также единым теоретическим подходом к цели психотерапевтического лечения. Кроме того, в идеи рациональной психотерапии заложено значение диалектической логики, что является более перспективным, чем использование только достижений формальной логики. Необходимо, чтобы психотерапевт, работающий в системе методов РП, хорошо представлял себе достижения логики, владел современной теорией аргументации. Следует отметить трудности опровержения так называемых контекстуальных аргументов пациентов (аргументы к традициям и авторитетам, к интуиции и вере, к здравому смыслу), т. е. тех аргументов, для опровержения которых необходимы специальные знания логики.

РП имеет некоторые общие моменты и с методом нейролингвистического программирования, что является естественным, поскольку мышление и язык практически неотделимы друг от друга, в своем терапевтическом подходе эти методы отличаются лишь различной степенью и значением суггестии, а также нейропсихологическим аспектом нейролингвистического программирования. Сегодня необходимо возвратиться к понятию Р. п. и пересмотреть с современных позиций гипотезы ее основоположников. В то же время, с учетом накопленных знаний в области философии, можно резче очертить круг задач, которые могут быть решены с помощью Р. п. Недостаточно декларативно говорить о необходимости использования при Р. п

законов формальной и диалектической логики, важно применять их на практике. Так, в частности, ясно, что не может быть строго ограниченного количества формулировок иррациональных мыслей, что не могут быть ошибками в рассуждениях только ошибки формальной логики

Можно проиллюстрировать вышесказанное следующим микротестом, включающим в себя вопрос: к какому типу иррациональных идей с позиций когнитивной психотерапии относятся такие мысли пациента, как: “Мои переживания уникальны и неповторимы”, “Мои проблемы носят случайный характер”. Как видим, в обоих суждениях нарушены взаимосвязи между категориями диалектики (единичное и общее, необходимое и случайное). С позиций диалектической логики гораздо легче устранить данные иллогизмы, чем в рамках формальной логики.

Заключение.

РЭТ на сегодняшний день один из наиболее активно развивающихся методов, который находит все больше и больше своих последователей. Как уже было упомянуто, этот метод может использоваться в самых различных аспектах, самые распространенные из которых — групповая терапия (тренинги) и индивидуальные психологические консультации. Преимущества РЭТ в том, что этот способ психотерапии предполагает куда более скорый результат, чем, например, психоанализ. Однако, в этом и заключается одна из самых серьезных претензий к нему со стороны специалистов других направлений, часто считающих, что клиенту необходимо куда больше времени на перемены, другие вопросы касаются крайне выраженной директивности метода, а также, весьма прохладного отношения его последователей к личной истории клиента. Вполне возможно, что некоторые из этих претензий обоснованы, во всяком случае их несомненно стоит принимать в расчет тем, кто использует РЭТ в консультировании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector