Потребности человека: биологические, социальные, духовные. интересы человека

Ключевые особенности мотивов

Потребности и мотивы личности характеризуются рядом специфических особенностей. Говоря о второй категории, следует отметить такие ключевые моменты:

  • в процессе жизнедеятельности человека мотивы могут существенно изменяться;
  • при сохранении одного и того же мотива на протяжении длительного периода времени, может возникнуть потребность в изменении способа деятельности;
  • мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными;
  • мотив, в отличие от цели, не имеет под собой какого-то предсказуемого результата;
  • по мере развития личности некоторые мотивы становятся определяющими, формируя общую направленность поведения и деятельности;
  • разные мотивы могут привести к формированию одной и той же потребности (и наоборот);
  • мотив служит для придания направленного вектора психологической активности, которая вызвана возникновением потребности;
  • мотив побуждает к тому, чтобы двигаться к достижению определенной цели или попытаться воздержаться от нее;
  • в основе мотива могут лежать и положительные, и отрицательные эмоции.

Развивающие упражнения для детей и взрослых

Где взять мотивацию? Эти интересные комплексы помогут поставить цель и смотивировать человека на выполнение поставленных задач:

Первый — идентификация с любимым животным. Ассоциируя себя с вымышленным персонажем или вполне реальным объектом, индивид может быстрее достичь личностного роста. Дело в том, что человек подсознательно берет положительные качества любимого героя, а вместе с тем и появляются новые цели. Животные — сильные и мудрые создания, которые являются главной частью окружающего мира

Отождествляясь с ними, индивид воспитывает в себе осторожность, настойчивость, целеустремленность

Итак, для выполнения упражнения необходимо совершить следующие действия:

  • выбрать одного любимого животного, расписать его положительные и отрицательные качества;
  • постараться представить себя воображаемым существом, стараться идти к поставленной цели;
  • чувствовать себя грозным львом или милым кроликом в течение 5 минут, пытаться преодолеть все трудности, с которыми встречается животное на своем пути.

После этого следует оценить свои чувства и переживания, проанализировать, какие задачи удалось реализовать, а какие оказались слишком трудными.

Комплекс второй — указать на ошибку и отметить улучшение. Что делать, если пропала мотивация, как вернуть ее? Стоит привести пример из жизни. Часто воспитатели в детских садах и учителя в школах делают замечания ребят по поводу выполнения различных задач. Указывают на ошибки в выполнении контрольной работы, а затем разбирают сложные задания. Зачем это делается? Так более взрослое поколение мотивирует ребят на выполнение тех же задач, но уже с более высоким качеством.

Упражнение на мотивацию следует выполнять несколько раз в неделю. Для начала стоит представить ситуацию, когда человек находится в шаге от поставленной цели. Ему следует расписать плюсы и минусы данного положения. Как правило, всегда больше недостатков, нежели положительных особенностей. Но это не повод расстраиваться, поскольку следующая попытка окажется лучше прежней:

ошибок будет много, но они не будут настолько серьезны;
трудностей на пути встретится немало, но важно то, чего человек уже сумел достичь;
пусть не все проходит гладко и по плану, но это не повод сдаваться, ведь самое сложное уже позади.

Новости

01.04.2017

Фото с сайта rebenok-info.com

Вы сталкивались с тем, что ребенок, любыми способами, даже плохим поведением, старается привлечь к себе внимание? Если да, тогда вам будут полезны советы Марины Сорокиной, координатора Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова. Арсенал средств для привлечения внимания окружающих достаточно велик.  Ребенок может кривляться,  нарушать все возможные и невозможные правила

Может выразительно стоять в сторонке и молчать,  но как! Так,  что все окружающие это заметят и положат максимум усилий,  чтобы малыша «расшевелить». Такой ребенок будет громко страдать от простого ОРВИ,  либо создавать себе несуществующие болезни

Арсенал средств для привлечения внимания окружающих достаточно велик.  Ребенок может кривляться,  нарушать все возможные и невозможные правила. Может выразительно стоять в сторонке и молчать,  но как! Так,  что все окружающие это заметят и положат максимум усилий,  чтобы малыша «расшевелить». Такой ребенок будет громко страдать от простого ОРВИ,  либо создавать себе несуществующие болезни.

И не то,  чтобы он лжет.  Он лишь слишком внимательно прислушивается к себе,  а не болит ли чего?  Через некоторое время такого активного «прислушивания»,  на самом деле могут возникать различные боли,  тошнота и даже рвота. Если такому малышу достались впечатлительные родители,  активно и с огромной тревогой отзывающиеся на его жалобы,  такой способ взаимоотношений, скорее всего, закрепится.

Вызывающее поведение, нарушение правил часто появляются в том случае,  если ребенок хочет получить внимание родителя. Ведь когда ребенок ведет себя из рук вон плохо,  взрослый реагирует —  начинает ругать,  кричать,  наказывать

Цель — достигнута.  Внимание – получено.  Нет ничего страшнее для малыша,  чем эмоциональная холодность,  отсутствие достаточного внимания,  игнорирование взрослым ребенка.

Что делать родителям в случае демонстративного поведения:

Уделять ребенку внимание не тогда,  когда он плохо себя ведет,  а когда он хорош. Замечая любые положительные моменты, хвалите малыша, обязательно подкрепляя тактильным контактом (объятия, поглаживания).
Если ребенок ведет себя из рук вон плохо, безусловно, стоит пресечь такое поведение,  но при этом, не проявляя бурных эмоций

Говорите спокойно и сдержанно.  Будьте тверды и последовательны.
Найдите комфортное пространство для ребенка,  в котором он сможет удовлетворять свою потребность в повышеном внимании.  Подходят различные творческие кружки, особенно театральная студия.  Если у ребенка будет место,  где он сможет удовлетворить свою потребность легальный способом,  его поведение в повседневной жизни улучшится.
Не бойтесь испортить ребенка тем, что хвалите его. Демонстративность часто является чертой личности малыша.  Мир не увидел бы много талантливых актеров,  певцов, художников,  если бы те подавили свою потребность в повышенном внимании.  При адекватной реакции взрослых,  ребенок не станет «зазнайкой» или вселенский дебоширом, а сформирует адекватную самооценку и вырастет гармоничной личностью.  Если вы излишне строги, не проявляете достаточно эмоционально тепла,  не интересуетесь ребенком и его делами,  то вероятность демонстративных проявлений у вашего ребенка достаточно высока.
Не ждите мгновенного успеха, запаситесь терпением, принимайте ребенка таким, какой он есть.  Любите его! 

Психологи Гуманитарного штаба Рината Ахметова, работая с  детьми-переселенцами,  отмечают,  что каждый третий ребенок,  пройдя период адаптации,  демонстративно ведет себя  в школе и дома. Связано это с тем,  что взрослые, занятые выживанием семьи в новых условиях, переставали  уделять достаточно времени ребенку

 Либо таким способом ребенок старался заполучить внимание сверстников и учителей. 

В такой ситуации ребенку без помощи родителей не справиться.  Старайтесь уделять достаточно внимания и помогите найти другие способы взаимодействия с людьми. 

Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда

Широко распространенной концепцией
потребностей, определяющих мотивацию
человека к деятельности, является концепция
МакКлелланда, связанная с изучением и
описанием влияния потребностей достижения,
соучастия и властвования. В соответствии
с идеями МакКлелланда эти потребности,
если они достаточно сильно присутствуют
у человека, оказывают заметное воздействие
на поведение человека, заставляя его
предпринимать усилия и осуществлять
действия, которые должны привести к удовлетворению
этих потребностей. При этом МакКлелланд
рассматривает эти потребности как приобретенные
под влиянием жизненных обстоятельств,
опыта и обучения.

Потребность достижения проявляется 
в стремлении человека достигать стоящие
перед ним цели более эффективно, чем он
это делал ранее. Люди с высоким уровнем
потребности достижения предпочитают
самостоятельно ставить свои цели. При
этом они обычно выбирают умеренно сложные
цели и задачи, исходя из того, чего они
могут достичь и что они могут сделать.
Люди с выраженной потребностью достижения
склонны делать умеренно рискованные
решения и ожидают немедленной обратной
связи от осуществленных ими действий
и принятых решений. Им нравится принимать
решения и отвечать за решение задачи,
они одержимы теми задачами, которые решают,
и легко берут на себя персональную ответственность.

МакКлелланд на основе проведенных 
исследований пришел к выводу, что данная
потребность может быть отнесена не только
к характеристике отдельных людей, но
и к характеристике отдельных обществ.
Те общества, где высока потребность достижения,
обычно имеют хорошо развивающуюся экономику.
И наоборот, в обществах, характеризуемых
низкой потребностью достижения, экономика
развивается низкими темпами либо совсем
не развивается.

Потребность соучастия проявляется 
в виде стремления к дружеским отношениям
с окружающими. Люди с высокой потребностью
соучастия стараются устанавливать и
поддерживать хорошие отношения, стремятся
получить одобрение и поддержку со стороны
окружающих, обеспокоены тем, как о них
думают другие. Для них очень важным является
тот факт, что они нужны кому-то, что их
друзья и коллеги не безразличны к ним
и их действиям.

Потребность властвовать является
третьей крупной потребностью, влияние
на поведение человека которой было изучено
и описано МакКлелландом. Данная потребность
так же, как и две предыдущие, является
приобретенной, развивается на основе
обучения, жизненного опыта и состоит
в том, что человек стремится контролировать
ресурсы и процессы, протекающие в его
окружении. Основной направленностью
данной потребности является стремление
контролировать действия людей, оказывать
влияние на их поведение, брать на себя
ответственность за действия и поведение
других людей. Потребность властвования
имеет два полюса: стремление иметь как
можно больше власти, контролировать все
и всех и, в противоположность этому, стремление
полностью отказываться от каких-либо
притязаний на власть, желание полностью
избегать таких ситуаций и действий, которые
связаны с необходимостью выполнять властные
функции. 

Что такое потребности?

Потребности и мотивы заставляют человека действовать. Первая категория представляет собой исходную форму активности. Потребность — это нужда, которую нужно удовлетворить для нормальной жизнедеятельности. При этом она может быть осознанной и неосознанной. Стоит отметить такие основные характеристики человеческих потребностей:

  • сила — это степень стремления к удовлетворению потребности, которая оценивается по степени осознания;
  • периодичность — это частота, с которой у человека возникает та или иная потребность;
  • способ удовлетворения;
  • предметное содержание — те объекты, за счет которых нужда может быть удовлетворена;
  • устойчивость — сохранение влияния потребности на те или иные сферы деятельности человека с течением времени.

Виктор Франкл: воля к смыслу

Один из самых ярких представителей гуманистического направления в психологии был Виктор Эмиль Франкл. Вопреки судьбе, он прожил длинную жизнь – с 1905 по 1995 годы. 1941-й был роковым годом для австрийских евреев – Австрия стала частью нацистской Германии. Виктор Франкл тогда уже был признанным профессионалом в области психиатрии и неврологии. Он выступал с научными докладами, изучал закономерности развития личности. В этом же году Франкл получает предложение эмигрировать в Америку. У его родителей не было возможности с ним уехать. Но, оставаясь дома, Франкл рисковал собственной жизнью. Срок действия визы заканчивался, а ученый так и не мог принять решения. Ведь на всех его родственников, пока он оставался на своей должности, распространялась защита от депортации в концлагерь. При переезде она снималась. Но однажды после работы Франкл зашел в храм, чтобы найти там спокойствие и привести в порядок мысли. На полу он увидел клочок бумаги с надписью: «Почитай отца твоего и мать твою, и будешь долголетен на земле». В этот момент им было принято решение. По прошествии девяти месяцев больница, в которой он работал, была закрыта. Сам Франкл, как и члены его семьи, стали узниками концентрационного лагеря.

Вместе с другими заключенными Франкл создал систему психологической поддержки заключенных, стараясь предотвратить самоубийства. Особую помощь он старался оказать самым немощным – старикам, страдающим от эпилепсии или других нервных расстройств, асоциальным личностям. Франкл и его помощники понимали – движущие силы развития личности и ее выживания заключаются в воле к жизни. Без нее человек очень быстро терял всякие шансы на то, чтобы остаться живым. Франкл был освобожден из концлагеря в 1945 году американскими войсками. Свой опыт Франкл передал в книге «Психолог в концлагере». Она создавалась им в уме с 41-го по 45-й годы, а была надиктована на микрофон за 9 дней.

Теория двух факторов Ф. Герцберга

Теория была создана Ф. Герцбергом
на основе данных интервью, взятых на различных
рабочих местах, в разных профессиональных
группах и в разных странах. Интервьюируемых
просили описать ситуации, в которых они
чувствовали полное удовлетворение или,
наоборот, неудовлетворение от работы.

Ответы были классифицированы по группам. 
Изучая собранный материал, Ф. Герцберг
пришел к выводу, что удовлетворенность
и неудовлетворенность работой вызываются
различными факторами.

На  удовлетворенность  работой 
влияют:

-достижения (квалификация) и признание
успеха;

-работа как таковая (интерес к работе
и заданию);

-ответственность;

-продвижение по службе;

-возможность профессионального роста.

Эти факторы он назвал “мотиваторами”.

На неудовлетворенность работой 
влияют:

-способ управления;

-политика организации и администрация;

-условия труда;

-межличностные отношения на рабочем
месте;

-заработок;

Функции мотивов

Классификация функций, выполняемых мотивами, представлена в работах А. Н. Леонтьева, А. Б. Орлова и некоторых других исследователей. Обобщая различные точки зрения, можно выделить следующие функции мотивов:

  1. функция активации деятельности, или стимулирующая функция. Она сводится к тому, что мотивы порождают активность личности, стимулируют ее;
  2. функция направленности. Мотивы корректируют направление деятельности человека, задают определенный «вектор» активности;
  3. побудительная функция. Мотивы, стимулируя деятельность, выступают ее первопричиной, а сама деятельность становится лишь следствием влияния мотива. Функция побуждения характеризуется силой, напряженностью, интенсивностью стремлений человека к определенного рода занятиям; данные стремления могут быть различными у разных людей;
  4. смыслообразующая функция. Она связана с тем, что мотив способен придавать деятельности человека личностный смысл, понимаемый как соотношение мотива и цели деятельности (А. Н. Леонтьев). Нередко деятельность разных людей подчинена одной и той же общественно значимой цели (так, целью деятельности учащегося является получение соответствующего образования). Однако достижение данной цели может быть обусловлено разными личностными смыслами, которые варьируются в зависимости от того, какой мотив движет человеком. К примеру, студент может учиться для того, чтобы получить диплом, приобрести знания в конкретной сфере деятельности или оправдать ожидания значимого окружения;
  5. интегративная функция. По мнению В. А. Ганзена, психика человека способна выполнять не только функцию отражения, но и интегративную функцию. Данное утверждение в полной мере может быть применено и к мотивам личности. Так как человек – существо социальное, то и мотивы его деятельности сопряжены с включением определенных результатов проделанной «работы» в окружающую социальную среду. При этом естественные потребности человека не способны к интеграции индивида и социума (по Д. Леонтьеву, «в своих потребностях человек всегда одинок»). А ценности и мотивы, напротив, играют роль интегрирующего фактора в процессе взаимодействия людей (это можно отнести к нравственным, религиозным, эстетическим и др. ценностям);
  6. регулятивная функция мотивов. Данная функция обобщает все предыдущие и сводится к следующему: мотив подчиняет поведение человека тому, ради чего оно осуществляется.

Перечисленные функции могут быть отражены в различных мотивах и в разной степени. Кроме того, многие мотивы являются ситуативными, то есть проявляются лишь в конкретной ситуации. Однако по утверждению новосибирского психолога В. Г. Леонтьева, на всем протяжении процесса мотивации деятельности последовательно проявляются все основные функции мотивов. Также данный исследователь предлагает учитывать еще одну функцию мотивов, ранее не рассмотренную другими учеными, – целемоделирующую.

Теория потребностей К. Альдерфера

Клейтон Альдерфер выявил недочеты
в иерархической теории потребностей
Маслоу и, устраняя их, разработал собственную
концепцию, известную как теория потребностей
— ERG (existence, relatedness, growth). Альдерфер предлагает
три основные потребности: существование,
отношения, рост.

Потребность существования включает
физические условия и материальные
нужды, такие как пища, вода, условия работы
и факторы безопасности и обеспеченности.

Потребность в отношениях включает
взаимоотношения человека с обществом
(например, принятие в группу) как на работе,
так и вне работы.

Потребность в росте, сочетает чувство 
собственного достоинства и потребность
в развитии своих способностей.

Наиболее существенное отличие 
теории Альдерфера от теории Маслоу состоит 
не в уменьшении количества уровней 
потребностей с 5 до 3, а в отрицании
иерархии этих уровней. Вместо этого, по
теории Альдерфера, любой из уровней или
все три уровня могут иметь существенное
значение в каждый данный момент времени.

Он также предполагает, в отличие 
от Маслоу, что чем меньше удовлетворяются
потребности взаимосвязи (отношений с
другими), тем более важными становятся
потребности существования (физические/материальные),
и что чем меньше удовлетворяются потребности
роста (самооценка и самореализация, или
самовыражение), тем более важными становятся
потребности взаимосвязи.

Иерархия потребностей Маслоу

Потребности и мотивы имеют многоуровневую структуру. Только тогда, когда полностью удовлетворены нужды низшего порядка, появляются более возвышенные. Исходя из этого А. Маслоу предложил к рассмотрению такую иерархию потребностей:

  1. Физиологические потребности. Это пища, вода, кислород, одежда и жилье. Если эти потребности не удовлетворены, ни о каких других не может быть и речи.
  2. Безопасность. Имеется в виду стабильное положение, которое вселяет уверенность в долговременном выживании. Чаще всего речь идет о финансовом благополучии.
  3. Потребность в принадлежности. Человек нуждается в том, чтобы быть к кому-то привязанным. Это родственные, дружеские и любовные связи.
  4. Потребность в уважении. Имея твердый фундамент в виде трех предыдущих уровней, человек начинает нуждаться в общественном одобрении. Он хочет быть уважаемым и нужным.
  5. Самоактуализация — это высший уровень потребностей. имеется в виду непрерывный личностный и карьерный рост.

Несмотря на то что данная иерархическая система считается общепринятой, многие исследователи (например, Леонтьев А. Н.) с ней не согласны. Есть мнение, в соответствии с которым последовательность возникновения потребностей складывается исходя из сферы деятельности субъекта и его личностных характеристик.

Распространенные мотивы

Потребности и мотивы человека достаточно многочисленны. Они формируются в зависимости от образа жизни, убеждений и прочих факторов. Так, к самым распространенным мотивам можно отнести следующие:

  • убеждение — система идей и мировоззрений, которая побуждает человека поступать именно так, а не иначе;
  • достижение — стремление к получению определенного результата, к действию на определенном уровне, обретению желаемого положения в профессии, семье или обществе;
  • успех — мотив, побуждающий не только к достижению высот, но также и к предотвращению неудач (люди, руководствующиеся в своей деятельности данной категорией, предпочитают решать средние и сложные задачи);
  • власть — способность реализовывать свою волю и желание вопреки сопротивлению со стороны окружающих (такие люди хотят доминировать над другими, используя при этом различные механизмы);
  • аффилиация — подразумевает стремление к общению и взаимодействию с другими людьми, которые вызывают доверие и пользуются хорошей репутацией в деловых или общественных кругах;
  • манипуляция — управление другими людьми с целью удовлетворения собственных интересов;
  • помощь — самореализация путем бескорыстной заботы об окружающих, способность к жертвенности, обусловленная обостренным чувством ответственности;
  • эмпатия — мотив, обусловленный сочувствием и сопереживанием.

Критика гуманистического подхода

Некоторые авторы считают, что движущие силы и факторы развития личности не могут быть исчерпаны полным принятием, которое предлагает гуманизм. Этот подход сравнивается с женским подходом. Для женщины ее ребенок всегда самый лучший. Каким бы он не был, мать всегда его примет и пожалеет. Сын всегда любим ею. Не так с отцом: «Чтобы ты имел право называться моим сыном, ты должен сделать это и это». Но без отцовского подхода человек не учиться ставить перед собой цели, бороться с возникающими трудностями. Без материнского принятия он вырастает жестоким, становится неспособным сострадать.

Возникший в середине ХХ века гуманизм был ответной реакцией на, административный, авторитарный подход. Ему противостоит еще одно направление в психологии, созданное Франком Фаррелли – так называемая провокативная психотерапия. Ее смысл состоит в критике действий клиента – тем самым считается, что это поможет ему парадоксальным образом преобразовать свою жизнь. Движущие силы развития личности в психологии, основанной на провокациях, являются мишенью для критики. Считается, что критика должна пробудить эти силы, и клиент будет стараться доказать терапевту свою значимость. Рамки применения этой ветви необходимо четко понимать каждому специалисту и любителю.

Провокативная психотерапия мало чем поможет человеку с низкой самооценкой, тревожной или депрессивной личности. Здесь не исключен обратный эффект – и гуманистический подход может оказаться куда более эффективным.
Гуманистическая психология пришла на смену господствовавшему бихевиоризму и психоанализу. Бихевиоризм рассматривал человека как биологический компьютер. Для него нет понятий «хороший» или «плохой». Для бихевиористов человеческая психика является набором сложных функций. Однако гуманизм никогда не противостоял бихевиористсткому подходу, поскольку они находятся в разных областях.

Те, кто критикуют гуманистический подход за его излишнюю любовь к человеческому существу, должны понимать: движущие силы развития личности не всегда и не у каждого можно пробудить действия при помощи прямых указаний и критики.

Толкование

Что такое побуждение? Термин произошел от глагола «побудить». Вначале термин обозначал действие, направленное на осуществление каких-либо планов. В настоящее время толкование слова изменилось. В словаре существует несколько основных значений термина:

  • действие, близкое к глаголу «побудить»;
  • желание или намерение сделать что-либо;
  • влечение или стремление к осуществлению чего-либо.

Применение слова связано с его лексическим значением. В настоящее время термин «побуждение» широко применяется в прикладной психологии. Некоторые фразы, в которых используется слово, стали нарицательными (не из дружеских побуждений, не доверяйте внезапным побуждениям, из лучших побуждений и т. д.).

Нарушения, вызванные нереализованными потребностями

Если потребность, мотив, интерес не были удовлетворены, это может привести к нарушениям деятельности ЦНС. Порой человеку удается за счет механизмов саморегуляции. Тем не менее если внутренних ресурсов оказывается недостаточно, могут возникнуть такие нервно-психические расстройства:

  • Неврастенический конфликт — это противоречие между завышенными ожиданиями или потребностями и недостаточными ресурсами для их реализации. К таким проблемам предрасположены люди, которые не могут адекватно удовлетворить свои влечения и стремления. Для них свойственна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, угнетенное настроение.
  • Истерия, как правило, связана с неадекватной оценкой себя и окружающих. Как правило, человек считает себя лучше остальных. Также причиной может послужить противоречие между потребностями (например, моральными принципами и вынужденными действиями). Для истерии характерна болевая чувствительность, расстройства речи и нарушение двигательной функции.
  • Невроз навязчивых состояний возникает у тех людей, чьи потребности и мотивы деятельности определены нечетко. Не зная, чего он хочет, человек становится раздражительным и быстро устает. Его могут мучить расстройства сна, навязчивые идеи и фобии.

Мотивация деятельности личности

Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.

Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.

Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.

Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.

Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.

Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром. В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания. Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.

Мотивация личности как основа формирования организационного поведения

В наше время современные требования, предъявляемые к руководителям, включают умение работать результативно с людьми

Очень важно, чтобы руководитель мог понимать механизм формирования всех поступков, а также мотивов поведения. Разобравшись с мотивами, станут понятны и причины, провоцирующие поступки

Поэтому важно находить эффективные пути воздействия на сотрудников для достижения высоких организационных результатов. Основные факторы, формирующие поведение личности — это среда, интересы, потребности, мотивы поведения, решение действовать, установка, поступок, действие.

Среда включает объективные условия — производство, природа; общественную часть — уровень развития общества, а также взаимоотношения в соц. группах, сознание человека, общественное мнение. Среда напрямую влияет на возникновение потребностей у человека. Потребности формируются с рождения ребенка. Малыш обладает врожденными физиологическими и физическими потребностями. Осознание индивидом потребностей определяет ее цели, интересы, желания.

Основой формирования организационного поведения выступают внутренний климат, культура организации, личностные черты

От руководителя зависит выполнение целей организации, а для этого важно учитывать способности сотрудников и создать рабочую среду, способствующую поддержанию таких черт. Важно понимать, что любая организация существует, а также функционирует только благодаря людям

Как формируется мотив?

Потребности и мотивы поведения формируются в соответствии с определенным механизмом. Он состоит из трех блоков, а именно:

  • Блок потребностей формируется на уровне сознания. В определенный момент человек начинает ощущать дискомфорт, связанный с отсутствием у него каких-либо материальных и нематериальных благ. Желание компенсировать этот недостаток становится причиной возникновения потребности.
  • Внутренний блок — это своего рода нравственный фильтр, который включает в себя оценку ситуации, собственных возможностей, а также предпочтений. Учитывая все эти факторы, происходит корректировка потребностей.
  • В основе целевого блока лежит предмет, который способен удовлетворить потребность. Таким образом, у человека появляется определенное представление о том, как он может добиться желаемого.

Теория иерархии Маслоу

Как найти мотивацию? Нужно обладать определенными знаниями, чтобы ответить на данный вопрос. Для того чтобы собрать воедино многие представления о врожденных потребностях, американскому психологу пришлось проделать тщательный анализ характера человека, его изменения в зависимости от смены цели, изучить типы мотивации. Основные положения данной концепции гласят:

  • человек всегда имеет потребность в чем-то, это не зависит от пола и возраста;
  • сильно выраженные потребности, которые индивид испытывает в определенных ситуациях, могут быть объединены группы;
  • расположение этих групп построено по иерархическому принципу;
  • человек совершает действия благодаря неудовлетворенным потребностям;
  • через некоторое время у человек вновь появляется неудовлетворенность, он желает получить большее;
  • в обычном состоянии индивид чувствует несколько потребностей, они могут быть взаимосвязаны;
  • сначала удовлетворяются желания, находящиеся в основании пирамиды Маслоу, затем начинают воздействовать верхние потребности;
  • человек способен найти большое количество способов для удовлетворения высоких потребностей, нежели низких.

Позже американский психолог Абрахам Маслоу добавил еще несколько важных составляющих пирамиды. В своей работе «К психологии Бытия» автор выделил потребности роста, которые оказались трудны в описании. В эту книгу вошли такие интересные качества, как совершенство, желание быть выше других, справедливость, ответственность, красота, дружелюбие, завершенность. Автор подробно описал формы мотивации.

Маслоу считает, что во многих случаях именно потребности роста являются мощнейшим мотивом для достижения целей. Каждый человек может проверить достоверность этих слов на себе. Достаточно выписать самые значимые потребности, расположить их по иерархическому принципу: внизу — то, что удовлетворяется в первую очередь, наверху — то, ради чего приходиться изрядно трудиться.

По мнению Маслоу, стадию самореализации достигают лишь 2% населения, другие же вынуждены постоянно стремиться к совершенству. Мотивация к действию появляется у многих только в критических ситуациях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.