- Обидные поражения бывают у всех
- Успех или проигрыш?
- Как с этим бороться?
- Практика помощи детям
- Много проигрывать — вредно!
- Вторая волна. Разгром украинизации — 1929–1935 годы
- Время больших ожиданий: украинские правительства 1917-1921 годов
- Перестаньте считать себя пораженцами и неудачниками
- Четвертая волна. Зачистка Центральной и Восточной Европы, 1945–1948 годы
- Как правильно относиться к неудачам
- 1. Стараться делать «умные» ошибки
- 2. Извлекать из ошибок уроки
- 3. Не перекладывать вину на других
- 4. Не заниматься самобичеванием
- 5. Учиться на чужих ошибках
- 6. Верить в себя
- Игры, основанные на случайности. Что такое не везет, и как с этим бороться
- Чему ребенок учится?
- Выход на новый уровень
- Поражения влияют на психологию, а не на умения и способности
- О смирении и SMS от Бога
- Благодаря поражениям мы приобретаем опыт
- Поражение. То, что нас не убивает
- Чему ребенок учится?
Обидные поражения бывают у всех
Поражение были и их будет еще немало. Это надо понять! И, конечно, любого спортсмена иногда посещали мысли: «Зачем мне это все?». Но практика показывает: чем ты больше расстраиваешься, тем сильнее «опускаешь» свой организм. Если после побед мы себя мотивируем, прибавляем эмоционально, то после проигрыша сложно себя заставить сделать следующий шаг. Но излишне рефлексируя и критикуя себя мы еще глубже загоняем себя в яму.
Вы Это Испытывали?
Вы когда-нибудь переживали тяжелое поражение в теннисном матче, после которого вам было сложно вернуть уверенность в себе и пропадало желание бороться и трудиться на пути к цели?
Успех или проигрыш?
Прежде, чем понять, как надо проигрывать, стоит определить, что такое успех, что за этим понятием стоит именно для нас. Очень часто победы и проигрыши оказываются совсем не тем, чем казались изначально. Если взять самый высокий пример — жизнь Господа нашего Иисуса Христа, — то с мирской точки зрения Он проиграл: был предан, поруган, взошёл на Крест, на котором умер. Но спустя некоторое время это поражение обернулось величайшей победой: спасением всего мира. Или первые канонизированные русские святые, Борис и Глеб — они тоже потерпели крах: были убиты, а власть досталась другому человеку.
Цели и победы бывают разные, всё зависит от точки зрения и перспектив. Не всегда легко оценить ситуацию в режиме реального времени. Надо посмотреть, какие плоды принесёт происходящее, и только тогда можно сказать, был это успех или поражение. Царя Ирода многие современники считали подобным богу. Он имел особый почёт, одевался в богатые одежды, восседал на троне, обладал красноречием, но всё закончилось очень плохо: он заболел страшной болезнью, и его в буквальном смысле съели черви.
Как с этим бороться?
Самое простое — сказать себе: «просто перелистни произошедшее и начинай снова». Но, скажем честно, это работает далеко не всегда. И начинается диалог с самим собой. Главный вопрос, который в первую очередь стоит задать себе — это не «неужели я хуже других?».
Спросите себя: «Неужели я не могу быть сильнее себя самого?». Нужно понимать: что бы не происходило с вашей психологией — организм достаточно тренирован и уже привык к нагрузкам. Очень скоро вы почувствуете, как потребность в занятиях внутри вас как будто выгоняет из дома на тренировки. Поэтому нужно лишь помочь себе правильным настроем и вы поймете, что готовы к новым свершениям.
Практика помощи детям
Если говорить о том, как практически научить ребёнка достойно принимать проигрыш, то надо отталкиваться от возраста. Например, у детей до пяти лет совершенно другое мышление, нежели у десятилетних. Более того: они зачастую сами могут нас научить многому. Но даже в этом возрасте мы замечаем у них те или иные склонности характера, от которых в том числе зависит и умение проигрывать. Флегматичному ребёнку будет легче пережить проигрыш, чем сангвинику или холерику.
В такой ситуации нужно просто поддержать ребёнка. Постараться, чтобы нами в первую очередь руководила любовь. Во-первых, мы, взрослые, должны верить и понимать, что успех невозможен без падений и поражений. Во-вторых, надо показать, что наше отношение к ребёнку никак не связано с его успехами или неудачами. Он должен поверить в то, что его любят, и любят не за победы
В-третьих, важно научить тому, что, вопреки неудачам, нужно всё равно пытаться идти к цели. Если он не захочет этого делать, — а такой соблазн всегда есть, — надо будет его переубедить
Я считаю, что категорически нельзя бросать начатое.
Много проигрывать — вредно!
Проигрыш – это урок, это тренировка, это опыт… Но, не будем лукавить, – опыт негативный.
Каждый проигрыш – это микроскопическая капля в чашу нашей неуверенности в себе, это очередная порция непродуктивных сомнений, это просто неудача
В гомеопатических дозах все это полезно: нет лучшего способа развить разумную осторожность, чем разбитая коленка. Но ребенок, который «разбивает коленки» каждый день, в конце концов, будет бояться ходить!
Поэтому организуйте ребенку достаточное количество побед (поражения найдут его сами), чтобы он не потерял вкус к состязаниям как таковым. Оптимальная пропорция побед/поражений для каждого ребенка своя, но побед должно быть больше – это общее правило.
Не забывайте хвалить ребенка за победы (даже если он обязан ими удачно брошенному кубику), и обязательно обдумывайте вместе с ребенком, какую пользу можно извлечь из поражения. Пусть удача не всегда на его стороне, но мама – всегда!
14.04.2017
о детях от 4 до 7 лет, ребенок и родители, взаимоотношения с окружающими
Вторая волна. Разгром украинизации — 1929–1935 годы
Вторая волна репрессий началась в 1929-м и продолжалась до середины 1930-х годов. Ее старт ознаменовался свертыванием украинизации и началом коллективизации. Коммунистический режим начал ликвидацию ключевых уступок, на которые он был вынужден пойти в начале 1920-х для удержания Украины в орбите своего влияния.
Под вторую волну репрессий попали больше половины бывших высокопоставленных деятелей Украинской республики. Для части репрессированных министров это был не первый арест, для многих из них он стал не последним.
В продолжение практики фабрикации несуществующих заговоров в конце 1920-х — начале 1930-х годов были искусственно сфабрикованы многотомные, масштабные дела «Союза освобождения Украины» (в 286 томах, 1929–1930) и «Украинского национального центра» (в 122 томах, 1931–1932). Их фигуранты якобы планировали вооруженное восстание с целью свергнуть большевистскую власть и восстановить УНР. Из 12 членов правительства, репрессированных во вторую волну, девятеро проходили именно по этим двум делам.
Современники вспоминают, что судебный процесс над обвиняемыми произвел гнетущее впечатление на украинское общество. В адрес коллегии Верховного суда Советской Украины поступали многочисленные письма от «трудящихся» со всего СССР с требованием применить к обвиняемым «высшую меру социальной защиты — расстрел». Все осужденные по этому процессу получили разные сроки тюремного заключения и ссылки. Для Сергея Ефремова, бывшего генерального секретаря по международным делам УНР, этот арест стал фатальным — отбывая наказание, он умер в заключении в 1939 году.
По следующему «делу УНЦ» против участников несуществующей контрреволюционной организации было обвинено 50 человек, из них шестеро занимали министерские посты в украинских правительствах.
Схема несуществующей организации УНЦ, подготовленная чекистами. Июль 1931
Еще трое осужденных в 1929-1935 годах министров, Василий Мазуренко, Андрей Никовский и Павел Христюк, были в числе тех, кто поверил коммунистической пропаганде и вернулся на родину в конце 1920-х. Четвертым, кто сам переехал в Советскую Украину навстречу политическим преследованиям, был министр образования УНР Антон Крушельницкий. Этот шаг представляется тем более удивительным, что он не мог не знать о волне большевистских репрессий. До возвращения из эмиграции Крушельницкий жил во Львове, а львовская газета «Дело» периодически публиковала материалы о судебных процессах, в том числе и о знаковом «Деле СВУ». И тем более он не мог не знать о том, что еще в 1921 году один из главных украинских чекистов Семен Дукельский в обвинительном заключении по «Делу УНР» объявил Антона Крушельницкого «врагом народа» и требовал заочно приговорить его к расстрелу.
Тем не менее в 1934 году Крушельницкий «по приглашению правительства УССР» переехал из Львова в Харьков, где уже через три месяца был арестован органами НКВД. По обвинениям, предъявленным ему, — «эмиссар зарубежного центра ОУН» и «один из руководителей… созданного в Украине центра ОУН, который ставил целью свержение советской власти в УССР и готовил террористические акты против представителей партии и правительства», в марте 1935 года Антон Крушельницкий был приговорен к десяти годам лишения свободы. Наказание отбывал в Беломорско-Балтийском лагере. Заключение заметно изменило взгляды Крушельницкого, и в феврале 1937 года он даже объявил голодовку, протестуя против “ненадлежащих жилищных условий”. По устранении недочетов, впрочем, голодовку прекратил.
Переезд Антона Крушельницкого в Советскую Украину закончился трагически не только для него самого. Вместе с ним вернулась вся его семья, жена Мария Степановна и пятеро детей: дочь Владимира — врач-дерматолог, сыновья: Иван (поэт и драматург), Богдан (экономист и педагог), Тарас (писатель и переводчик) и Остап (историк кино, журналист). Все пятеро детей Крушельницкого были расстреляны советскими репрессивными органами в 1934-1937 годах, жена умерла в больнице.
Всего во вторую волну были репрессированы двенадцать государственных деятелей УНР. Все они получили различные сроки заключения. Для троих репрессированных это был конец: один умер в заключении, а двое других погибли во время Второй мировой.
Телеграмма колхозников Чигиринщины в суд с требованием расстрелять обвиняемых по «Делу СВУ». 24 марта 1930.
Время больших ожиданий: украинские правительства 1917-1921 годов
История формирования первого украинского правительства была короткой, бурной и драматичной, так же как и история самой Украинской народной республики. На волне самоопределения, которая поднялась среди населявших Российскую империю наций сразу после Февральской революции 1917 года, украинцы одними из первых заявили о готовности создать независимое национальное государство. Уже в марте 1917-го в Киеве политическими партиями и общественными организациями была создана Центральная рада, которая приняла решение о подготовке выборов во Всеукраинский национальный конгресс. В апреле избранный Конгресс образовал новую ЦР (парламент будущей автономии), а Рада назначила исполком (Малую раду). В мае-июне 1917-го по решению ЦР был создан Генеральный секретариат Центральной рады, прообраз украинского правительства.
Формальный юридический статус Генеральный секретариат получил по соглашению с делегацией российского Временного правительства в августе 1917-го. Согласно этому договору, ГС ЦР де-юре становился высшим органом «в делах местного управления Украины», а де-факто обладал всей полнотой исполнительной власти на украинской территории. После создания Украинской народной республики как независимого государства Генеральный секретариат Центральной рады был преобразован в Совет народных министров. Это правительство получило международное признание, в том числе признание РСФСР.
Подписанты Брестского мирного договора (слева направо): генерал Бринкманн, М. Любинский, М. Левицкий, О. Севрюк, М. Гоффманн, С. Остапенко (27 января 1918 г.)
Делегация Совета народных министров от имени Украины заключила с Германией и Австро-Венгрией Брестский мир и получила военную помощь против наступающих на Украину большевиков. За эту помощь, однако, пришлось дорого заплатить, согласившись на присутствие иностранных войск. В апреле 1918 года Центральная рада и Совет народных министров уступили ультиматуму Германии и прекратили свою деятельность. На протяжении 1918-1920 годов власть в Украине переходила от гетмана Скоропадского к Директории, состав правительств и их названия (как и название украинского государства) несколько раз менялись. Территория Украины стала ареной одновременно нескольких войн. Правительству несколько раз приходилось покидать Киев, выезжая то в Винницу, то в Каменец-Подольский.
В конце 1920 года правительство Украины вместе с остатком верных ему войск пересекло границу Польши и покинуло свою страну навсегда. Началась долгая история правительства в изгнании.
Перестаньте считать себя пораженцами и неудачниками
Есть категория людей, которые называют себя «неудачниками по жизни», «хроническими неудачниками». Они плывут по течению жизни туда, куда оно их несет. Свои поражения они оправдывают тем, что «так карты легли», «так звезды сошлись». И ничего не предпринимают, чтобы изменить ситуацию: зачем, если все предопределено и на роду написано.
Психика людей, и особенно впечатлительных, так устроена, что если человека сто раз назвать свиньей, то на сто первый он захрюкает. Таким образом, если постоянно повторять себе: я неудачник, у меня ничего не получится, то неудачи посыплются как из рога изобилия.
Изменив же мышление на позитивное, запрограммировав себя на позитив, мы изменим свою жизнь в лучшую сторону. Говорят же, что мысли материальны. С нами случается то, о чем мы думаем, потому что наши действия следуют за нашими мыслями
Например, если мы сядем на велосипед и начнем думать, что сейчас непременно врежемся в столб, то так оно и случится, так как все наше внимание сосредоточится на этом столбе
Итак, вместо «Я знаю, что у меня опять ничего не получится, ведь я неудачник» говорим себе: «Все будет хорошо!».
Четвертая волна. Зачистка Центральной и Восточной Европы, 1945–1948 годы
Пятеро бывших министров УНР, которые остались в эмиграции, но не думали, что большевистская власть окажется настолько злопамятной, после войны были насильно возвращены в Советскую Украину и репрессированы. Судьбы их были решены в результате передела сфер влияния в Центральной и Восточной Европе. Они попали в зону досягаемости коммунистических спецслужб и стали фигурантами последней, четвертой волны репрессий против украинских министров.
Их выкрадывали, похищали и силой вывозили в СССР.
Такая участь постигла арестованного в 1945 году в Чехии Иосифа Беспалко (министр труда УНР), Валентина Садовского (секретарь судебных дел), Максима Славинского и Ивана Фещенка-Чопивского (министр промышленности и торговли), а в 1948 году — военного министра Александра Грекова.
Ивана Фещенко-Чопивского «как одного из злейших врагов советской власти» осудили в 1945-м на десять лет заключения в ИТЛ, где он и умер в 1952 году.
77-летний Максим Славинский, бывший министр труда Украинской державы, не дожил до оглашения приговора, скончавшись сразу по завершении следствия. В его деле хранится письмо начальника тюрьмы № 1 УНКВД по Киевской области, в котором говорится о невозможности доставить арестованного на судебное заседание «в связи со смертью».
Последним арестом-похищением стало задержание в Вене бывшего военного министра УНР, гражданина Австрии генерала Александра Грекова. В 1948 году 73-летнего Грекова похитили и в течение десяти дней допрашивали сотрудники советской контрразведки. Он был обвинен в том, что «входил в состав контрреволюционных “правительств”» и «руководил вооруженной борьбой против советской власти», и в 1949-м приговорен к 25 (!) годам исправительно-трудовых лагерей.
Александр Греков, военный министр УНР
Анкета арестованного А. Грекова. 28 декабря 1948 г.
После смерти Сталина Александр Греков был освобожден в 1956-м и благодаря стараниям дочери и австрийского посольства вернулся в Вену.
Некоторые из репрессированных государственных деятелей были реабилитированы после 1956 года, с началом пересмотра дел политических репрессированных, но полноценный процесс реабилитации начался лишь в 1989 году и завершился уже в независимой Украине в 1994-м.
…Вспоминая сегодня о достижениях Украинской революции 1917-1921 годов, стоит также помнить цену поражения. Об этом напоминает и название книги, отсылающее к латинскому первоисточнику. «Горе переможеним» («Горе побежденным»), лат. vae victis, — по версии историка Тита Ливия, это слова галльского вождя Бренна, которые тот произнес в момент получения выкупа от осажденного галлами Рима. Выражение подразумевает, что условия всегда диктуют победители, а побеждённые должны быть готовы к любому трагическому повороту событий.
«Горе переможеным» («Горе побежденным»). Репрессированные министры украинской революции. Киев, 2019
С полным текстом документов, опубликованных в книге «Горе переможеним», можно ознакомиться здесь.
Как правильно относиться к неудачам
1. Стараться делать «умные» ошибки
Порой неудача ― это просто неудача, с какой стороны на нее ни посмотри. И в ней виноваты мы сами, потому что совершили глупую ошибку. Ее причиной стала наша беспечность, халатность, невнимательность, несерьезность и пр.
Бывают ошибки «умные». Мы шли к намеченной цели, работали над собой, проводили эксперименты, старались, рисковали, но ошиблись.
В качестве примера можно привести американского изобретателя Томаса Эдисона. Его современники говорили о нем, как о человеке, имеющем необычайно положительное мировосприятие.
В то время многие занимались разработкой электрического источника света, но после неудач попытки прекращались. Эдисон же рассматривал очередную неудачу как ступеньку, позволяющую подняться выше и приблизиться к цели. Неудача означала, что устранено еще одно неправильное решение.
Он провел 10 тысяч неудачных экспериментов, прежде чем добился успеха. По его словам: «Я не потерпел неудачу. Я просто нашел 10 тысяч путей, которые не работают».
Таким образом, совершая «умные» ошибки, мы делаем шаги на пути к успеху. Тот, кто избегает неудач, избегает и успехов.
2. Извлекать из ошибок уроки
Проще говоря, не наступать дважды на те же грабли. Нужно помнить, что нет человека, который бы не совершал ошибок. Причем успешные люди совершают их даже больше, чем неудачники, потому что в случае неудачи они не опускают руки, а действуют. Этим они и отличаются от остальных: анализируют ситуацию, делают выводы и работают над ошибками, стараясь их больше не повторить, воспринимая неудачу как урок.
Ведь потерпеть неудачу еще не означает стать неудачником. Говорят, что настоящий неудачник не тот, кто упал, а тот, кто, упав, даже не пытается подняться.
3. Не перекладывать вину на других
Многие люди ни за что не признаются, что в неудаче виноваты они сами. В их неудачах всегда виноват кто-то другой: погода, обстоятельства, плохой начальник, злой родственник и пр. О таких людях хочется сказать: «Плохому танцору и ноги мешают».
Существует закономерность, что именно такие люди и становятся неудачниками. И они останутся таковыми до тех пор, пока не поймут, что причину неудачи прежде всего нужно поискать в своих действиях. Именно анализ своих действий позволит в будущем избежать подобной ошибки.
4. Не заниматься самобичеванием
Другая крайность ― «убиваться» по поводу совершенной ошибки, приведшей к неудаче. Гиперболизированное чувство вины ― неконструктивное чувство. Кроме заниженной оценки, состояния подавленности оно ни к чему не приводит. Человек вместо того, чтобы сосредоточиться на причине неудачи и поиске решения, как выйти из сложившейся ситуации, копается в прошлом и загоняет себя в тупик бесконечными размышлениями, как бы все хорошо сложилось, поступи он иначе.
5. Учиться на чужих ошибках
Говорят, что «мудрый учится на ошибках других, умный ― на своих, а дурака и свои ошибки ничему не учат». Мы можем воспользоваться опытом мудрецов, философов, да и просто успешных людей для того, чтобы не совершить ошибки, которых можем избежать с их помощью.
6. Верить в себя
Авраама Линкольна называли великим неудачником. Его детство прошло в бедности ― его родители имели весьма скудные доходы. Он был 7-летним ребенком, когда за неуплату семье пришлось оставить свое жилье. В школе он учился не больше года, поскольку в этом же возрасте начал работать.
В 9-летнем возрасте он потерял мать. На юридическое образование, о котором он мечтал, у него не было денег. Занявшись бизнесом, он не раз становился банкротом. В частности, когда ему было 26 лет, на нем повис большой долг, оставленный его умершим деловым партнером. Этот долг он выплачивал много лет.
В 28 лет он получил отказ, сделав предложение подруге, с которой долго встречался. Он трижды терпел поражения на выборах в Конгресс США, дважды в Сенат, а также как кандидат на пост вице-президента США. Из-за неудач ему случилось пережить нервный срыв, но ни одна из них не помешала ему достичь заветной цели ― в 50 лет он стал 16-м президентом США.
Еще один пример того, как стоит относиться к неудачам ― все тот же Томас Эдисон. Он считал, что невезучих людей не бывает ― есть люди, которые слишком быстро смиряются с неудачами. С ним же произошла еще одна ситуация, в которой у большинства людей опустились бы руки.
В 1914 г. на его фабрике ― деле всей его жизни ― произошел пожар, в котором она сгорела чуть ли не до фундамента. Убытки были огромны, а страховка покрывала всего лишь третью их часть. Впору стреляться, но Эдисон сказал себе: «Мне 67, но я еще не слишком стар, чтобы начать все с нуля». Он взялся за ее восстановление, увидев в случившейся катастрофе новую возможность полностью изменить дизайн фабрики.
Тимошенко Елена, BBF.RU
Игры, основанные на случайности. Что такое не везет, и как с этим бороться
Простейшие карточные игры, игры, основанные на бросках кубика – тут уж нужно быть настоящим шулером, чтобы обыграть его величество случай. И не надо этого делать! Во время игры старайтесь обеспечить соответствующую атмосферу: легкую, шутливую, непринужденную
Чаще обращайте внимание ребенка на какие-то смешные моменты, которые возникают на игровом поле: фишки «толкаются» на одной клетке, «догоняют» друг друга с шуточными угрозами, «отдыхают», пропуская ход… А вот на выигрыше или проигрыше акцент делать не нужно, просто кто-то первым добрался до финиша
Чему ребенок учится?
Очень важной вещи он учится! Уж точно не менее важной, чем знание шахматных правил: не все и не всегда зависит от нас, не всегда проигрыш – это наша вина, а выигрыш – наша заслуга. Бывает удачное и неудачное стечение обстоятельств, и нужно спокойно принимать как первое, так и последнее
Выход на новый уровень
Настольный теннис – это вид спорта, в котором от игрока требуется очень много, и вряд ли когда-либо можно сказать, что вы достигли своего потолка во всех аспектах игры. Иногда только болезненное поражение может показать, чего вам не хватает, и мотивировать на тренировки, которые выведут вашу игру на новый уровень.
Восстановление от болезненного поражения не должно быть сложным или затяжным процессом. Если вы осознаете, что это случается с каждым, что хуже играть вы не стали, и что поражение может стать лучшим учителем, вы не просто вернетесь на прежний уровень, а вскоре станете еще сильнее.
Вы не можете контролировать победы и поражения. Но за стремлением улучшить игру всегда стоит ваш выбор, и этот выбор рано или поздно приведет к успеху.
Поражения влияют на психологию, а не на умения и способности
После большого поражения можно чувствовать себя угнетенным и чудовищно разочарованным. Можно даже подумать, что после такого проигрыша вы больше не сможете показывать хорошую игру. Но если размышлять логически, то станет совершенно ясно, что физические и технические навыки не изменились. Вы по-прежнему умеете то же, что и до поражения, то же, что уже помогало выигрывать другие матчи.
Поражение может быть обусловлено неправильно тактикой, невезением, невероятной игрой соперника и многими другими факторами, влияющими на исход теннисного матча. Но поражение не может отнять ваши умения. Вы по-прежнему способны на тот же уровень игры.
Никакая логика не докажет, что сегодняшнее поражение отменяет будущие победы. Если вам кажется, что поражение повлияло на ваши навыки — это происходит только от того, что вы так думаете. Только вы сами можете понизить уровень своей игры негативом и нелогичной уверенностью, что теперь с вами что-то не так.
О смирении и SMS от Бога
Главной цели в жизни нельзя достичь без смирения. Не имея его, нельзя научиться проигрывать, а не умея проигрывать — не научишься побеждать. Если мы не будем смиренны, то жизнь наша и попытки победить будут сродни бичеванию: человек в итоге просто не выдержит боли разочарований. Смирение — это когда мы принимаем волю Божию, вверяем себя ей. Надо попытаться принять всё, что мы имеем, и подумать, как можно развить данное нам. Неуч может стать эрудитом, если будет смиренным неучем, то есть если примет свою ситуацию как данность и не будет останавливаться в попытках исправить её.
Почему мы не имеем смирения? — нам кажется, что мы лучше, чем есть на самом деле. Очень часто приходится спорить с людьми, которые исповедуют «религию успеха». Они всю жизнь кладут на этот алтарь, пытаются как-то себя веселить и подзадоривать, но при этом главную вещь — смирение — упускают. Они напоминают бедняков, которые в попытке поступать как богатые покупают в кредит машину, которую даже заправить не могут. Печально, когда успех становится самоцелью.
Часто мы с этими людьми обсуждаем задачу смирения. Они говорят: вы, православные, считаете себя грешниками, ковыряетесь в себе, какой в этом смысл? А смысл в том, чтобы понять, кто я есть на самом деле. Действительно ли я тот, кем себя воспринимаю? Господь помогает перестать наступать на одни и те же грабли, выйти на верный путь. А неудачи, которые случаются на этом пути, — это SMS от Бога, которые Он отправляет нам, когда мы идём не в ту сторону.
Благодаря поражениям мы приобретаем опыт
«За одного битого двух небитых дают», гласит народная пословица. Некоторые западные компании, в соответствии с этим принципом, при приеме на работу новых менеджеров отдают предпочтение тем, кто уже когда-то потерпел поражение. Неудача служит своего рода топливом для идей, которые в дальнейшем могут буквально перевернуть всю отрасль и принести огромные прибыли. Один бизнес-консультант заметил, что по случаю неудач стоит проводить вечеринки, а не шарахаться от них.
В некоторых успешных компаниях (например, Coca-Cola) ежегодные собрания акционеров начинаются с того, что ее генеральный директор перечисляет постигшие компанию неудачи. Очевидно, этим же принципом руководствовался и знаменитый американский «автомобильный король» Генри Форд, который относился к неудачам как возможности начать сначала, но уже «более умно».
Любопытно, что в некоторых современных компаниях намеренно создаются ситуации, которые ведут к неудачам. Это делается для того, чтобы активизировать творческий потенциал сотрудников. Ведь психологи, как ни странно, считают, что чем чаще люди совершают ошибки и терпят неудачи, тем быстрее и успешнее они на них учатся и приобретают опыт. К такому выводу они пришли на основании многих экспериментов. В частности, в процессе обучения сотрудников компании новой компьютерной программе одной группе они позволили делать ошибки, а второй запретили. В результате те, кто осваивал программу методом проб и ошибок, сделали это намного быстрее и качественнее.
«Опыт – сын ошибок трудных», писал А. Пушкин еще в далеком 19 веке. Без ошибок не будет опыта, а без опыта – побед. Значит, поражения – поучительнее побед. Американский писатель, а в прошлом военный, Джефф ОЛири заметил, что «победы учат наивных, а поражения – мудрых». Из поражений можно извлечь тысячу уроков, в то время как из победы – единицы. Не убегать от поражений, а изучить их и сделать выводы – вот что ценно.
Тимошенко Елена, BBF.RU
Поражение. То, что нас не убивает
Игра и есть игра – она закончится и тот, кто поставил шах, и тот, кто не сумел на него ответить, снова станут друзьями и начнут новую партию. Совсем другое дело, если на кону… ну, пусть не корона, но спортивный разряд, поездка на соревнования, прием в музыкальную школу. Словом, когда итог важен, а поражение – принципиально?
Чем важны родители в этой ситуации? Кроме того, что они демонстрируют столь важное для ребенка абсолютное приятие (мы любим тебя очень сильно, вне зависимости от того, проиграл ты или выиграл), они должны показать «свет в конце тоннеля», отвлечь от проигрыша и открыть перспективу, где, несомненно, будут многочисленные победы. Да, ты проиграл, но…
- Как быстро ты бежал! Все были удивлены и восхищены, и твои друзья, и твой тренер. Да, ты проиграл, но если ты и дальше будешь так улучшать результаты, то в следующий раз непременно выиграешь!
- Да, на этой конференции все соперники гораздо опытнее тебя, но твоя работа была неплоха. Теперь ты знаешь, как ее улучшить, и на районном фестивале она точно возьмет первый приз!
- Что ж, жаль, что ты не попал на московский чемпионат, но сейчас для тебя будет намного полезнее съездить на соревнования в Томске.
Это не конец света, а просто очередная ступень, к тому же ведущая вверх, а не вниз – вот что нужно донести в этот момент до ребенка.
Чему ребенок учится?
Планированию: ставить дальние цели и следовать по выбранному пути, который, к тому же, вовсе не прямая – «кратчайшее расстояние между двумя точками», а особая дорога, которая подходит только ему одному.