Переписка с горничной, как пример искажения фактов в коммуникации

Коммуникативные барьеры общения, способы их преодоления.

Коммуникативные
барьеры

– это психологические препятствия,
возникающие на пути передачи адекватной
информации.
В настоящее время психологи выделяют
разные типы коммуникативных барьеров,
среди которых имеют место барьеры
непонимания, социокультурных различий,
барьеры отношений.

1.
Фонетический барьеробусловлен
различными знаковыми средствами передачи
информации. Данные препятствия создаются
акустическими и физиолотическими
особенностями речи. Фонематический
барьер непонимания возникает между
людьми тогда, когда информация ими не
воспринимается. Диапазон фонетического
непонимания широк – от незначительного
(в произношении некоторых слов) до
полного, его источники могут быть
разными. Полное непонимание возникает,
когда говорят непонятно или на иностранном
(неизвестном нам) языке. Неполное
непонимание происходит, когда говорят
быстро (скороговоркой), невнятно, с
акцентом, шепелявя и т.п

Для смягчения
непонимания необходимо использовать
паузы, которые прерывают поток речи,
тем самым усиливают внимание, подчеркивают
сказанное, помогают сделать передышку

2.Семантические
(из-за слов) и лингвистические (смысловые)
барьеры кроме перечисленных возникают
еще и по причине ограниченного лексикона
у одного из партнеров и богатого у
другого. В подобных случаях говорят о
несовпадении у собеседников лингвистического
словаря (тезаурусов) из-за социальных,
культурных, психологических, национальных,
религиозных и других различий между
людьми (например, ситуация общения
программиста с парикмахером, рабочего
с ученым-инженером).

Однако
при семантическом барьере можно достичь
взаимопонимания при установлении
обратной связи. При помощи уточняющих
вопросов достигается адекватное
восприятие информации.

При
преодолении семантического барьера
необходимо знать особенности собеседника,
говорить с ним «на одном языке»,
стараться объяснять значения непонятных
слов или заменять их известными для
собеседника, комментировать сказанное,
использовать элементы обратной связи.

3.
Стилистический

барьер

возникает при использовании разных
средств языка для выражения мыслей,
обусловлен разностью стиля при подаче
информации. Стиль – отношение формы
представлен ной информации к ее
содержанию: стилевые характеристики
«упакованной» в словесную форму
информации могут препятствовать ее
восприятию или не соответствовать
ситуации и намерениям собеседника.
Например, пересказ содержания сказки
научным стилем, несомненно, вызовет
стилистический барьер.

Стилистический
барьер появляется между общающимися
из-за неправильной организации сообщения.
Сообщение в целом воспринимается лучше,
когда оно построено следующим образом:

– от
внимания к интересу;

– от
интереса к основным положениям;

– от
основных положений к возражениям и
вопросам;

– в
конце следуют ответы, выводы, резюмирование.

Стилистический
барьер возникает и в случае несоответствия

формы
и содержания коммуникации. Часто это
вызывает непонимание информации и
неудовлетворение и обиду собеседника.

4.
Логический

барьер

возникает при несогласии коммуникаторов
с приводимыми ими доводами, представлениями
и суждениями. Это происходит потому,
что каждый человек видит проблему или
ситуацию, а также мир в целом со своей
точки зрения. И смысл любого сообщения
всегда индивидуален и зависит от
личностных особенностей и опыта человека.
В результате возникают ситуации, когда
что-то существенное и значимое для
одного может быть совершенно невозможным
для другого. Проблема непонимания здесь
связана с особенностями мышления
собеседников, с их логикой.

Логический
барьер чаще возникает у партнеров с
неодинаковым видом мышления: у одного
– абстрактно-логическое, а у другого –
наглядно-образное (или наглядно-действенное).

Ошибка № 1. «Они же знают, о чём я думаю»

В нашей голове постоянно роится множество мыслей. Можно бесконечно долго и нудно разглагольствовать о том, что близкие, коллеги и друзья понимают нас с полуслова, но на практике дело обстоит куда интереснее: то, о чём мы думаем, непонятно никому, кроме нас самих.

А теперь представьте, в какое положение вы ставите окружающих людей, когда говорите: «Вы же знаете, о чём я думаю». Ничего подобного. Они и не подозревают. Откуда им знать? Ведь бывает и так, что нам самим иногда не до конца понятен ход собственных мыслей.

Допустим, вы делегируете кому-то задачу и ждёте, что она будет выполнена в точности так, как вы себе представили. Но чудес не бывает, мысли читать никто не умеет, и, вероятнее всего, вы получите результат, которым будете разочарованы.

Что делать. Если вы хотите, чтобы окружающие поняли вас как можно правильнее и лучше, доступно расскажите им о том, чего от них ожидаете. Объясните свою мысль, составьте мини-инструкцию, поделитесь идеями и пожеланиями. Убедитесь, что все поняли, что именно вы имели в виду, чтобы избежать недопониманий и недоразумений.

Ошибка № 4. Использование эмодзи вместо обычных слов

И ещё пару слов о переписке. В наших мессенджерах хранится небывалое количество эмодзи и стикеров буквально на все случаи жизни. Иногда они так хороши, что хочется общаться только с их помощью. Но мы снова сталкиваемся с проблемой, о которой уже говорили выше: даже эмодзи можно истолковать неоднозначно.

Да, можно отправить улыбающийся смайлик другу в ответ на что-то смешное или если вы в хорошем настроении. Но как реагировать на сообщение от делового партнёра, который вдруг решил назначить вам встречу, используя вместо текста набор сомнительных смайликов? Что у этого человека на уме? Не очень понятно.

Что делать. Даже если вы сведущи в этикете эмодзи, то не ожидайте того же самого от всех тех, с кем вам предстоит общаться. Далеко не все люди понимают их значение, и очень немногие готовы тратить своё время, отгадывая, что же вы имели в виду. Оставьте эмодзи для своих хороших приятелей (но и тут знайте меру), а в деловой переписке ограничьтесь обычными словами.

Ошибка № 5. Привычка делать слишком много предположений

Иногда люди не слушают собеседника из-за того, что думают, что уже заранее знают, о чём именно тот хочет им сказать. Или не слушают потому, что отвлекаются, готовя собственный ответ и мечтая побыстрее уже начать говорить.

То же самое происходит и с перепиской. Вы полагаете, что уже знаете, что человек имеет в виду в своём электронном письме или сообщении, ещё даже не дочитав его до конца. Может случиться так, что вы устали, на что-то отвлеклись или на кого-то обозлились и пришедшее сообщение обрело совершенно иной смысл, который вы выдумали сами.

Что делать. Чтобы быть хорошим собеседником, нужно уважать того, с кем вы общаетесь, и внимательно слушать, о чём вам говорят, не отвлекаясь и не делая поспешных выводов. Если дело касается переписки, то медленно и вдумчиво прочитайте пришедшее сообщение, не делая никаких предположений заранее. Сосредоточьтесь на тексте, при необходимости перечитайте его и задайте уточняющие вопросы, если что-то действительно непонятно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.