Груз ответственности

Административная ответственность за перегруз

Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000

*допустимые значения определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом”

За каждое единичное нарушение к ответственности будут привлечены водитель, перевозчик и грузоотправитель. Последний вправе при рассмотрении административного материала представить документы, подтверждающие, что погрузку осуществил не он (к примеру, есть договор со специализированной организацией или погрузку осуществлял перевозчик собственными силами). Во всех остальных случаях после уплаты штрафа перевозчик/грузоотправитель могут предпринять попытку взыскать убытки (размер штрафа) с контрагента по договору перевозки. К убыткам могут быть отнесены и суммы, выплаченные в качестве возмещения вреда дорогам РФ на основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 “О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации”.

Каким образом снизить штраф:

  • найти процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении или контрольном взвешивании;
  • доказать, что осуществляло погрузку груза иное лицо;
  • оплатить штраф в течение 20 дней со скидкой 50% (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ);
  • собрать доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица (п. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Условия для ответственности

Ответственность перевозчика бывает отмечена, если груз был серьезно поврежден, если был потерян или утрачен, если были просрочены договором установленные сроки. Полученные дефекты обязательно должны быть зафиксированы сразу после полного принятия груза к перевозке и до его полной сдачи. Одновременно с этим перевозчик обязан полностью возместить материальный ущерб при прямом нарушении договора.

Случай определенной ответственности фиксируется после установленного факта потери или порчи груза после того, как он был передан фирме и до самого возвращения его клиенту, заказавшему услугу. Это правило распространяется на ситуации, если водитель не доказал невозможность сопротивления определенным обстоятельствам.

Фирма, перевозившая груз, может не компенсировать средства за потерю или порчу товара в ситуации, если докажет документами свою полную невиновность относительно претензии. Чтобы доказать полную невиновность, обязательно должны быть приведены случившиеся моменты и их определенные последствия, полностью избежать которых было совершенно невозможно. Среди данных обстоятельств и факторов можно отметить:

  • Причины, которые полностью зависят от отправителя и до самого получателя;
  • Естественные особенности и специфические характеристики доставляемого товара;
  • Разные дефекты тары и используемых упаковочных материалов, что при предварительном осмотре и при предтранспортировочной приемке не были выявлены;
  • Применение тары или упаковки, не соответствующей какому-то определенному типу или стандартам к перевозке;
  • Превышение нужного для того или иного груза уровня температуры и влажности.

Необходимо знать, что уровень ответственности фирмы, которая перевозит груз, очень часто ставит в зависимость от вины. Все остальные дополнительного плана причины, являющиеся основанием для полного снятия ответственности за невыполнение предварительно взятых разных обязательств перевозчика, устанавливаются на особом законодательном уровне. Стороны, которые заключают договор относительно доставки груза, подобные дополнительного плана основания устанавливать не имеют права. Исключением могут быть специальные условия, которые оговариваются в договоре.

На что обратить внимание?

Составляя договор перевозки, важно четко разграничить ответственность за груз между транспортной компанией, отправителем и получателем. Нельзя допустить, чтобы в перевозки были «прогалы» – периоды, когда за груз никто не отвечает

Чаще всего границы ответственности транспортной компании за груз регламентируются так:

  • моментом приёмки груза к перевозке считается подписание первого торгово-сопроводительного документа;
  • ответственность за груз переходит от транспортной компании к грузополучателю, как только водитель получил документ с отметкой о приемке.

Помимо этого важно уточнить, вид ответсвенности за груз:

  • попалетная;
  • покоробочная;
  • поштучная;
  • артикульно-покоробочная (когда помимо количества коробов грузополучатель сверяет артикулы).

К примеру, если водителю выдали 8 палет товара, он обязан передать эти 8 палет грузополучателю. Если на этих палетах оказалось меньше товара, чем ожидал грузополучатель (но упаковка груза при этом не нарушена), транспортная компания за это ответственности не несет.

Если водитель заметил недостачу или брак при приемке к грузоперевозке (до того, как транспортная компания приняла ответственность за груз), ситуацию лучше исправить на месте: привести предъявляемое к перевозке количество груза в соответствие с документами или заменить поврежденный товар. Если это невозможно, нужно составить акт о приемке груза с пометкой о том, что водитель принял заведомо неправильный объем груза или заведомо бракованный товар.

В точке выгрузки нужно убедиться, что грузополучатель корректно оформил торгово-сопроводительные документы. Если он обнаружил недостачу, брак или повреждение груза, необходимо составить акт по форме ТОРГ-2 до того, как водитель получил документы о приемке груза грузополучателем. Иначе заказчик перевозки не сможет выставить транспортной компании претензию.

Объем ответственности компании по просрочке

При каждом отдельном случае производимой перевозки и полной ответственности за порчу ил потерю груза, объем начисления средств и механизм их начисления прямо зависит от общей специфики применяемых грузов для доставки и используемых в данном процессе транспортных средств. Если была допустима просрочка, компания должна выплатить установленную в договоре штрафную пеню. Она составляет несколько процентов от общей стоимости. Избавиться от оплаты штрафа за просрочку можно. Фирма должна документально доказать, что задержка была произведена не по его вине. Здесь для примера можно отметить следующие ситуации:

  • Несвоевременное оплачивание разных провозной категории сборов и каких-то платежей за производимую доставку груза;
  • Срочно организованный ремонт автомобиля по причине его внезапного выхода из строя. Это правило действует только после предварительно проведенного технического осмотра авто;
  • Разного рода серьезные ситуации, которые никак не зависят от перевозчика.

Просрочка без какой-либо уважительной причины для компании-перевозчика чревата определенными санкциями. Размер штрафных процентов прямо зависит от суммы, прописанной в предварительно заключенном договоре. Как правило, это определенный процент от суммы, оцененного перевозимого груза. Освободить себя от оплаты подобной штрафной суммы компания может только, если докажет, что на пути следования возникли особые непредвиденные обстоятельства, устранение которых никак не зависело от водителя и организаторов перевозки.

Если стоимость груза достоверно установить невозможно, это не значит, что при его утрате, повреждении и пр. перевозчик освобождается от необходимости возместить ущерб

В принципе, ни в одном отраслевом законе даже и намека нет на то, что отсутствие в транспортных документах указания стоимости груза или ссылки на документы (товарная накладная, счет-фактура, договор поставки), где эта стоимость значится, каким-то чудесным образом снимает с перевозчика всю тяжесть материальной ответственности. Наоборот.

Статья 796 Гражданского Кодекса РФ (глава «Перевозка») оговаривает и такой вариант развития событий: «… при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары». А статья 393 того же Кодекса и вовсе предельно четко декларирует правовую позицию: «Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности».

Однако, несмотря на такую правовую определенность, даже сами суды порой колеблются при принятии решения. По крайней мере, в деле, включенном в обзор судебной практики за минувший год, суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что запись в накладной «запчасти» без ссылки на товаросопроводительные документы говорит о том, что перевозчик, раз он не знает, сколько именно должен заплатить за недоставленный груз, может за него вообще не платить.

И только Арбитражный суд, вспомнив про Гражданский кодекс и разъяснения по этому поводу Верховного Суда (от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»), «организовал» новое рассмотрение спора.

Другое дело, что довольно сложно определить размер возмещения убытков (особенно если в накладной указано просто «запчасти») и нередко он оказывается ниже реальной стоимости груза. Так, например, некоторые транспортные компании на такой случай оговаривают в договоре на перевозку принцип ограниченной ответственности (две условные единицы за один килограмм утраченного веса).

В общем, во избежание недоразумений и долгих тяжб грузоотправителям при заполнении транспортной накладной надо обязательно указывать, какой именно груз предоставляется к перевозке (без обобщений в виде «запчасти», «оборудование», «сувениры» и пр.) и какие документы содержат информацию о его стоимости.

Как подтвердить факт похищения груза

Для открытия дела в правоохранительных органах требуется заявление руководителя пострадавшей компании или его доверенного лица. Также необходимо предоставить следующие документы:

  1. Договор на перевозку груза.
  2. Транспортная накладная.
  3. Счета-фактуры и другие “бумаги”, подтверждающие приобретение товара.
  4. Страховой полис (если имущество было застраховано).
  5. Регистрационные документы на транспорт.

Полномочия главы компании нужно подтвердить при помощи выписки из юридического реестра или других бумаг. При краже особо ценного имущества следует собрать экспертные заключения о стоимости груза. Еще одним важным документом является коммерческий акт. Он составляется во время приема товара и содержит следующую информацию:

  1. Модель и характеристики автомобиля.
  2. Наименование транспортной компании, ее контактные данные.
  3. Перечень доставленных товаров с артиклями.
  4. Объем недостачи, примерная стоимость украденного имущества.

Коммерческий акт составляется в произвольной форме. Его подписывают представители перевозчика и получателя имущества.

Кризисы развития: отражение в теле

Если мы развиваемся, очень часто мы приходим к кризису на уровне вишудхи — когда мы не можем перейти от анахаты к вишудхе. Мы же чувствуем любовь, мы чувствуем этот мир. Однако проявления жизни, на которые мы оказываемся способны, весьма ограничены, особенно в крупных городах, где жизнь, как и сам человек, легко теряют ценность. В прошлом уроке мы как раз об этом говорили в Калязине. Я дал упражение, которое можно выполнять, чтобы прорабатывать анахату, сердечный центр. Но, чтобы подняться выше, бывает, нам мешают вставки блоки на уровне горлового центра.Как это проявляется? В виде горбика в шейно-воротниковой зоне, в виде напряжения. Многие люди ощущают здесь скованность, зажим какой-то. Это зона ответственности. Люди воспринимают «надо» как самое главное в своей жизни. Когда-то был заложен этот шаблон — «ты должен». И это «ты должен» идет не изнутри, а откуда-то. Откуда-то извне. Если разобраться, можно сделать очень интересные выводы, но сейчас давайте мы не будем разбираться с этим. Давайте мы посмотрим, что можно сделать.

Мнения неподачи заказов

Рассмотрим основные случаи неподачи заказов

  1. В одном случае, заказчик оформил заявку на доставку груза из одного пункта в другой, по причине поломки транспорта, авто не было подано в указанное время под погрузку. Заказчик оформил письмо, и отправил перевозчику акт о неподаче авто и требовании оплатить штраф в размере 20 процентов от ставки за перевозку;
  2. Заказчик оформил заявку на определенный транспорт, заключили договор, но данный транспорт так и не нашли;
  3. Водитель застрял в пробке, тем самым опоздал на погрузку;
  4. У транспортной компании нет пропуска, либо просто истек срок;
  5. Водитель заболел и не выехал на погрузку, не предупредив, тем самым нарушив договор;
  6. Перегруз по вине заказчика-в договоре был прописан один вес, а по факту совсем другой.

Причин неподачи заказов очень много, важно
предусмотреть каждый аспект, когда заключаете договор и четко следовать ему,
чтобы избежать штрафов

О чем говорит закон?

ГК
РФ Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных
средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

  • Перевозчик за неподачу транспортных средств в соответствии с принятой заявкой, несет ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами;
  • Перевозчик и грузоотправитель освобождаются от ответственности только если:
  • Имеются явления стихийного характера-природные катаклизмы;
  • Прекращение перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Заключение

Обращайтесь в нашу компанию, у нас собственный автопарк транспорта с более чем 700 единиц транспорта. Если вдруг случится непредвиденная поломка, или заболеет водитель, мы легко исправим эти недочеты. У нас привлекательные цены, и мы стараемся не подводить наших клиентов.

Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования – обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”.

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 25-27 ПП ВС от 26 июня 2018 г. №26).

Наконец-то на уровне высших судебных инстанций получила свое разрешение ситуация, когда перевозчик привлекает фактического исполнителя (второго перевозчика). Договорная структура получается следующей: 1) есть договор перевозки между грузоотправителем и первым перевозчиком, 2) договор перевозки между первым и вторым перевозчиками и 3) транспортная накладная между грузоотправителем и вторым перевозчиком (на основании п. 2 ст. 785 ГК РФ подтверждает заключение договора перевозки). Суд установил неформальный «приоритет» подписанных договоров перевозки над транспортной накладной. И в подобных ситуациях фактический исполнитель вправе требовать оплаты от первого перевозчика, но не от грузоотправителя (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.).

Кто ответственен за имущество

Ответственность за потерянный груз несет перевозчик (при условии, что иное не указано в контракте). Но если транспортная компания сможет доказать, что хищение произошло без ее участия, она освободится от ответственности. Впрочем, такие случаи бывают редко. Да и перевозчики часто предлагают компенсировать убытки, чтобы сохранить хорошую репутацию.

Ответственность за украденное имущество устанавливают правоохранительные органы. В ходе следственных действий они определяют, кто потерпевший. Изредка полиции удается вычислить грабителей, но организаторы краж в 99% случаев избегают наказания.

Определение виновника в международных перевозках

В международных перевозках степень вины определяют в соответствии с “Конвенцией о договоре перевозки груза”. Этот документ частично или полностью освобождает перевозчика от ответственности за груз при следующих обстоятельствах:

  1. Имущество пропало из-за непреодолимых обстоятельств: пожар, землетрясение, военное положение и т. д.
  2. Порча или хищение товара по вине отправителя, экспедитора или получателя. Например: неправильное инструктирование, упущение важных деталей, сознательный обман.
  3. Груз изначально имел дефекты, снижающие его товарную стоимость.

Кто и в каких обстоятельствах может рассчитывать на компенсацию

Отправители товаров могут возместить ущерб в следующих ситуациях:

  1. Похищение товара при перевозке между объектами одной компании. Пример: кража имущества, отправленного с оптового склада в розничную сеть.
  2. Условия транспортировки предусматривают послеоплату.

Грузополучатели могут требовать возмещения ущерба, если сделка предоставлялась по предоплате (полной или частичной). При страховании груза, потерянное имущество компенсируют страховые компании. Они всегда стремятся выяснить характер кражи и обращаются в суд при обнаружении малейшего нарушения со стороны отправителя, перевозчика или грузополучателя.

Масштабы проблемы

О тотальном воровстве в сфере автомобильных грузоперевозок говорят следующие факты:

  1. В Европе, Америке и Азии действуют сотни агентств, расследующих такие преступления. И их число продолжает расти.
  2. Значительная часть страховых компаний отказывается сотрудничать с автомобильными транспортными фирмами или предоставляет им услуги по особому тарифу. Подобные ограничения отсутствуют для РЖД и других типов транспорта.
  3. В арбитражных судах по всей стране хранятся сотни дел о кражах товаров, перевозимых грузовиками.

Кто в группе риска

Согласно данным правоохранительных органов, чаще всего воруют следующие грузы:

  1. Бытовая техника.
  2. Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры.
  3. Косметология и парфюмерия.
  4. Замороженные продукты длительного хранения.
  5. Цветные металлы.

Итог: в зоне риска ходовые товары с длительным сроком хранения.

ПОЗНАВШИЕ ГОЛОД

Первые карго-культы появились во второй половине XIX столетия, когда старая колониальная система вовсю трещала по швам. Рабство уже было провозглашено практикой, недостойной высокого звания человека, – однако де-юре в Океании и Африке полным ходом шла «охота на черных птиц». К берегам подходил очередной европейский корабль, его капитан вручал вышедшему навстречу вождю какого-нибудь племени недорогой подарок, а тот, тронутый такой любезностью, позволял приплывшим заключать с рядовыми общинниками десятилетние договоры о работе на плантациях – и увозить их на другой конец земли, откуда мало кто возвращался. Жизнь таких «контрактных рабочих» мало отличалась от рабской. Невыносимые условия и постоянные побои нередко приводили к скорой гибели этих людей. Здесь они впервые в жизни испытывали нищету.

Как ни поразительно это звучит, но традиционные культуры не знали ни нищеты, ни голода. Любой папуас, австралийский абориген или американский индеец всегда мог найти себе пропитание. Джунгли полны животных, кореньев и плодов, а в реках и морях достаточно рыбы и других съедобных существ. Охотники и собиратели тратят на поиск пищи не более трех-четырех часов в сутки – в два раза меньше, чем длится рабочий день в Европе.

Те немногие, кому посчастливилось вернуться на родину, начинали смотреть на европейцев совершенно другими глазами. Белых людей стали считать не избранниками богов, которым следует беспрекословно подчиняться, а просто более искусными в магии, обладателями сокровенного знания, которое приносило им еду и прочие материальные блага. То, что прибывало на кораблях, пришельцы называли словом «карго» («груз» по-английски). Туземцы предположили, что карго посылают незваным гостям предки – а как иначе можно было объяснить то, что люди, которые не охотятся и ничего не сеют, постоянно получают еду? В разных частях света охотники и собиратели стали наблюдать за европейцами, чтобы узнать, что же они делают для получения карго.
Оказалось, что жизнь белых людей переполнена разнообразными действиями, бессмысленными с точки зрения туземцев – а значит, наверняка магическими. С утра белые выходили из домов и поднимали флаг на флагштоке. Значительное время «объекты наблюдения» тратили на принятие пищи, причем специально для этого ставили длинные столы, украшая их цветами. Вместо того чтобы отправиться на охоту или сбор лесных растений, они находились в странных местах, называемых office, – не иначе, культовых. Все эти магические ритуалы и попытались воспроизвести аборигены.

Как защитить свой груз

Защита от хищений товара ежегодно обсуждается на профильных конференциях и симпозиумах. Но несмотря на это, поставщики, перевозчики, получатели и страховщики до сих пор не выработали единой концепции к подобным преступлениям.

А потому всем сторонам остается лишь придерживаться следующих правил:

  1. Работайте с компаниями, имеющими многолетний опыт, хорошую репутацию, положительные отзывы.
  2. Страхуйте имущество, если есть такая возможность.
  3. Уменьшите количество остановок транспорта до минимума.
  4. Предпримите дополнительные меры безопасности во время погрузки/выгрузки товара.

Старайтесь перевозить грузы по будням. Во время выходных и праздничных дней преступники особо активны. А самое главное — надежно защитите информацию о перевозке груза. Чем меньше людей будут знать об маршруте и товарах, тем лучше.

Количество краж можно существенно снизить при установке защитных систем и найме охранных фирм. Но из-за ограничений бюджета, эти меры подходят сравнительно небольшому количеству компаний.

АМЕРИКАНСКИЙ ДЖОН

Новая волна карго-культов захлестнула Меланезию во время Второй мировой. В 1942-м на островах этого благословенного региона стали высаживаться американские военные – чтобы предотвратить захват территории японцами. Вот когда папуасы воочию увидели всю могучую силу предков! Небольшие группы солдат за считанные дни возводили взлетно-посадочные полосы, на которые начали ежедневно прибывать самолеты. Их стальные чрева таили в себе ценный груз: самодвижущиеся машины, одежда, продукты питания – включая особо полюбившиеся папуасам банки с тушенкой. Определенно за таким изобилием крылась очень сильная магия! Один из американских отрядов дислоцировался на острове Танна в архипелаге Новые Гебриды. Здешние аборигены вновь заняли позицию наблюдателей и увидели, что члены обосновавшегося в их краях «племени морпехов» неукоснительно соблюдают ритуалы: каждый день они облачались в особую одежду, поднимали флаг и долго-долго маршировали по кругу. После чего с небес спускалась стальная птица, приносившая им богатства.

Особенно коренных жителей поразило то, что среди морпехов были не только белые, но и темнокожие солдаты. Из этого туземцы сделали вывод: цвет кожи не влияет на возможность получения небесных благ – а значит, и они могут рассчитывать на карго.

Новая религия, возникшая на Танне (она бытует здесь и по сей день), получила название «Движение Джона Фрума» – или, как обитатели Гебридов произносят это имя сегодня, Джона Брума. Предположительно это название родилось в результате сокращения фразы John from America – «Джон из Америки». Считается, что однажды жители расположенной на острове деревни Ипикель услышали звук летящего самолета, а затем из леса к ним вышел легендарный герой по имени Джон Фрум. Он рассказал вождям о том, что происходит в мире, и поведал, что морпехи получают карго, потому что строят аэродромы. Если папуасы тоже начнут возводить аэродромы, то и к ним начнут прилетать самолеты предков.
Они немедленно принялись за дело. На вершинах гор – поближе к небу – развернулось строительство взлетно-посадочных полос. Их обрамляли бамбуковые вышки, из тростника изготовлялись наушники и антенны, а ночью взлетную полосу подсвечивали вереницы костров. Деятельность персонала аэропорта имитировалась очень точно. В конце концов островитяне даже соорудили некое подобие самолета из добытого у американцев картона. Однако карго все не было.
Тогда, как гласит легенда, Джон Фрум вновь явился своим почитателям. Он вручил старейшинам племени звездно-полосатый флаг и завещал «стоять под ним» – и тогда островитяне станут свободными от колониалистов и обретут все мыслимые и немыслимые блага: будут носить европейскую одежду, есть европейскую еду, научатся управлять самыми настоящими самолетами, кораблями и грузовиками. Вполне возможно, что эта легенда хранит воспоминание о реальной беседе какого-нибудь американского капрала с местными жителями.
Слова Фрума (или, если угодно, американской пропаганды) запали в сердце аборигенов. Жители деревни Ипикель вот уже 70 лет ежедневно поднимают на флагштоке знамя Соединенных Штатов. Те из них, кто побогаче, облачаются в камуфляж с нашивками USA TA – что значит USA Tanna Army. Беднота просто рисует заветные пять букв на спине и груди. Когда флаг поднят, из мужского дома выносятся заостренные бамбуковые палки и начинается торжественный «парад» вокруг флагштока.

Кстати. К 1960-1970-м годам подобные легенды широко распространились по Океании. На острове Кранкет, к примеру, их героем стал Николай Миклухо-Маклай, бывавший здесь в XIX веке. Аборигены утверждают, что путешественник подарил им флаг и «велел, чтобы во время празднеств его носили повсюду». Интересно, что в дневнике Маклая нет ничего о дарении флага. Скорее всего, в сознании островитян он заменил легендарного Фрума, рассказы о котором достигли их берегов по «сарафанному радио».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector