- Дошкольный возраст
- Критерии развития
- Факторы развития личности
- Программа самосовершенствования
- Роль обучения в развитии личности: вредные советы
- Готовность к обучению
- Школьный возраст
- Развитие личностных характеристик
- Рекомендации по личностно-профессиональному развитию
- Программа личностного и профессионального роста
- Кто такая сформированная личность
- Понятие становления личности
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.
Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.
Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.
Критерии развития
Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:
- усиление субъектности;
- целостность и интегрированность в мир;
- рост продуктивности;
- развитие душевных (духовных) качеств и способностей.
Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).
- У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
- У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.
Факторы развития личности
На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.
Среда может быть:
- Домашняя (семья, дом, близкие);
- Географическая (страна, город, народ, народная культура);
- Социальная.
На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.
Программа самосовершенствования
Программа самосовершенствования базируется на нескольких основных принципах. Первым принципом является образование. Оттачивайте свои навыки в том, что у вас получается хорошо. Однако также не забывайте о том, что у вас получается плохо
Такие навыки очень важно улучшать. Постарайтесь найти что-нибудь интересное в той области, где вы не очень сильны, тогда у вас появится больше мотиваций к получению знаний в данной области
Следующим принципом является никогда не прекращать учиться. Можно быть уверенным, что в совершенстве владеете каким-нибудь, однако это далеко не так. Ведь мир не стоит на одном месте, он беспрерывно развивается также как и человечество. Всегда может найтись человек, который будет делать это лучше, чем вы. Поэтому любознательность и энтузиазм должны быть неизменными вашими спутниками на протяжении всего жизненного пути. Отдавайте предпочтение чтению книг, которые будут вас вдохновлять, мотивировать на «подвиги» и свершения. Сделайте все возможное, чтобы за вас говорили ваши поступки, а не слова. Так часто происходит, что у большинства людей слова расходятся с делом. Ведь сказать намного проще, чем сделать. Поэтому осознанно контролируйте себя и останавливайте, когда замечаете, что неосознанные поступки противоречат вашим собственным словам.
Проявляйте заботу о себе, которая заключается в физической активности, правильном рационе, крепком и полноценном сне, а также в сбалансированности умственного, физического и духовного развития. Все перечисленное будет способствовать налаживанию абсолютно всех аспектов жизни. Однако не стоит забывать и об отдыхе. Ведь даже супергероям иногда нужен отдых.
Поставьте себе цель, которая будет сильно вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к ее реализации. Внесите в свою жизнь каплю разнообразия – определите цель, которая будет выходить за границы ваших привычных интересов.
Необходимо контролировать свои эмоции для изучения своего сознания. Каждый раз, когда ощущаете какую-либо эмоцию, нужно отдавать себе отчет, что она является следствием ваших мыслей. Поэтому необходимо выяснить, что стало причиной возникших эмоций. Такой самоанализ способствует осознанию качеств личности и свойств характера, о которых ранее вы могли и не подозревать. Когда вы информированы о собственных непроизвольных эмоциональных проявлениях, вы можете трансформировать свое восприятие обстоятельств и улучшить реакции на них, всего лишь поменяв мысли о них.
Старайтесь избегать негативно настроенного окружения. Помните, что вы можете неосознанно перенимать качества индивидов, с которыми часто проводите много времени. Поэтому отдавайте предпочтение общению с людьми, которые будут вдохновлять вас, вызывать улыбку и бросать вызовы.
Ключом к самосознанию является осмысление личностного бытия и ясности мышления посредством ведения записей в дневнике. Он нужен для записей различных идей, интересных мыслей, а не только ради сухой констатации событий, которые происходят ежедневно с вами.
Помните, что самосовершенствование должно происходить в различных направлениях. Так, например, физическое самосовершенствование неразрывно связано с личностным ростом и самосовершенствованием. Физическое самосовершенствование — это работа над собственным телом, его силой, красотой, закаленностью, стойкостью и здоровьем.
Самые успешные бизнесмены – это не только выпускники престижных экономических или юридических факультетов, но и спортсмены, выпускники кафедр физического воспитания. Грамотная работа над собственным телом является трудом над совершенствованием своей личности.
К сожалению, многие люди в ежедневной погоне за материальным благополучием забывают о том, что духовное самосовершенствование играет очень важную роль для личностного роста и развития. Духовное самосовершенствование направлено на осознание правильного выбора направления жизненных принципов и целей.
Нравственное самосовершенствование заключается в адаптации к жизни, в гибкости при сохранении собственного внутреннего стержня. Первые понятия о нравственности закладываются еще в раннем детстве родителями, а затем педагогами. Однако этих знаний во взрослой жизни является недостаточно. Ведь жизнь часто подкидывает множество неожиданных сюрпризов. С целью нравственного самосовершенствования следует пытаться оценивать себя беспристрастно в разных жизненных ситуациях, читать серьезную литературу, заниматься самопознанием, посещать тренинги.
Роль обучения в развитии личности: вредные советы
Напоследок – несколько вредных советов. Как стать настоящим двоечником и пустить свое обучение (а вместе с ним и жизнь) в тартарары?
- Влияние образования на развитие личности – не более, чем выдумки неудачников. Вместо того, чтобы заниматься, сплетничайте с друзьями о личной жизни. Более актуальная тема всегда быстро отвлечет вас от скучного урока по французскому;
- Оставляйте домашние задания или выполнение других задач на последний день. Все это время мучиться по поводу своей пагубной привычки прокрастинировать;
- Если вы учитесь, по минимуму общайтесь с преподавателями и учителями. Старайтесь обсуждать их с другими студентами, и уважать как можно меньше. Те, кто хотят получить хорошие отметки, должны и уметь качественно выполнять домашние задания, и ладить с преподавателями, быстро ориентируясь в ситуации. Но роль обучения в развитии личности велика только для отличников. Двоечники всего достигают сами, без постороннего участия;
- Выделяйте маркером главное в конспекте. Нет, вы действительно полагаете, что этот самообман поможет вспомнить определение во время экзамена? Последние исследования показывают: информация откладывается в памяти только при ее многократном воспроизведении. Выделение маркером – это просто несколько лишних движений;
- Считайте себя уже достаточно образованным и развитым человеком. Оставьте вопросы о влиянии образования на развитие личности для тех, кто еще должен попотеть над учебниками;
- Никогда не делайте больше, чем от вас требуется. Чем вкладывать средства во второе высшее, повышение квалификации, репетиторов, лучше обзавестись хорошими запасами пива;
- Если на вас накатывает волна депрессии или страха – отдавайтесь этим чувствам по максимуму. Лейте слезы, без конца думайте об одном и том же, и, ни в коем случае, даже не думайте о решении проблем. Пусть образование и его влияние на развитие личности будут для вас вопросами второго или третьего плана. Если же депрессии нет, смотрите пункт 4.
Готовность к обучению
Каждый ребенок открыт к обретению новых навыков. Он учится ходить, разговаривать, осваивать окружающий мир – всего органы чувств настроены на восприятие информации из внешнего мира. Но по мере взросления жизненные условия все меньше способствуют обучению. Взрослый уже не обладает такой уверенностью – он не готов учиться.
Почему уже через неделю после курсов повышения квалификации сложно вспомнить пройденный материал? Отчего подростки, выходя из класса, могут не помнить, о чем шла речь минуту назад? Такая неготовность проявляется на двух уровнях – физическом и эмоциональном. Если человеку жарко или холодно, если он устал, чем-то обеспокоен, его мысли постоянно заняты проблемами – все это будет очень затруднять обучение
Быть готовыми к обучению так же важно, как и учиться. Если дерево предварительно не обработать шкуркой, то на него не сможет лечь краска
То же самое относится и к освоению новых знаний.
Американский исследователь Пол Маклин писал: «Удивительно, каким образом нашей цивилизации удается отбить желание учиться у самого любопытного существа на планете – человека». Стремление учиться есть у каждого, и оно лежит в основе любопытства и любого неформального обучения. Нам интересно, как ухаживать за определенным растением, или же откуда берет происхождение иностранное слово.
Эмоциональную готовность к освоению новой информации можно оценить, задав самому себе несколько вопросов:
- Часто ли я испытываю беспокойство?
- Часто ли я не нравлюсь себе?
- Бывает ли так, что мысли о работе не дают сосредоточиться?
- Я слишком устаю, чтобы чем-то заниматься?
Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из них, вероятно, вам необходима определенная работа над собой, прежде чем приступить к обучению. Иногда может оказаться, что нужна помощь психолога, чтобы разрешить жизненные проблемы.
Школьный возраст
Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду — «Латентный период». Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов
Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: «Я то, чему могу научиться». Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач
Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность
Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация — принадлежность к неформальным группам и более того — наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.
Развитие личностных характеристик
Разностороннее развитие личности зависит от совокупности качеств, заложенных природой, определяющих поведенческие особенности. На протяжении жизни определенные личностные характеристики не меняются, а некоторые – меняются под влиянием внешних факторов.
Личностные характеристики оказывают непосредственное влияние на все жизненные сферы, начиная от выбора одежды, заканчивая выбором профессиональной деятельности. Главная закономерность – если человек испытывает потребность в лучшей жизни, он приложит все усилия, чтобы достичь поставленной цели. Движущими силами в данном процессе являются целеустремленность, умение реально оценивать ситуацию, собственные возможности. Если индивид способен в полной мере осознать свою индивидуальность, он обязательно подберет профессиональную деятельность, которая раскроет весь его потенциал. Кроме этого, всегда можно использовать методы, влияющие на развитие личностных характеристик.
Роль общения в развитии личности играет ключевую роль, поскольку формирование характера начинается с первых дней жизни ребенка. Это процесс, в котором задействованы родители, социум и непосредственно дети. Посредством общения происходит познание всех форм взаимодействия индивида с другими людьми.
Рекомендации по личностно-профессиональному развитию
Для того, чтобы достичь максимально эффективного прогресса в личностно-профессиональном совершенствовании, необходимо адекватно оценить свои психологические предрасположенности и особенности с требованиями вашей проф деятельности. Бывает и так, что мы работаем там, где наши таланты совсем не востребованы. Пытаясь добиться того, к чему у нас не наблюдается ни малейшей предрасположенности.
Научитесь адаптироваться ко всем изменениям и нововведениям в уже сложившейся системе работы. Будьте готовы к обучению и перестроению в таком процессе.
Не упускайте возможности усовершенствовать свои навыки через корпоративные программы обучения и тренинги.
Участвуйте в жизни коллектива, посещайте семинары, поддерживайте оживлённые дискуссии.
Программа личностного и профессионального роста
Для роста, как специалиста, необходимо обучение, но с чего начать?
Специально для своих преданных читателей мы разработали работающую программу личностного и профессионального роста! Следуя ей, вы обязательно добьётесь хороших результатов на пути самореализации. Главное, найти ответы на все вопросы, мешающие дальнейшему прогрессу.
7 полезных действий на каждый день для профессионального роста:
- Внимательно обдумываем свою рабочую деятельность, смотрим на используемые в ней умения и знания. Какие способности остаются незадействованными? Почему вы их не используете?
- Оцениваем эффективность используемых методов в своей работе. Что поможет повышению вашей работоспособности?
- Раскладываем профессиональные навыки по полочкам, оценивая их по 5-ти бальной шкале. Какие навыки получили наименьший балл? Как вы можете их улучшить?
- Схожи ли ваши цели, желания и приоритеты, с компанией, в которой вы работаете? Почему вы заинтересованы в успешном сотрудничестве?
- В любом деле самое сложное – начать действовать! Обдумайте свой план совершенствования и улучшения рабочих умений в кратчайший срок.
- Оцените, подходите ли вы для данной трудовой деятельности? Может быть, работа не соответствует вашим ожиданиям, и именно поэтому вы не стремитесь стать в ней профессионалом.
- Взаимодействие с конкурентами. Порой для обогащения своих знаний нам не хватает толчка к действиям, а именно духа соперничества. Посмотрите, есть ли в вашей команде человек, которому реально бросить вызов в самосовершенствовании. Например, это может быть второй кандидат на повышение, которого вы захотите переплюнуть в этом деле.
Кто такая сформированная личность
Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.
- Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
- Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
- Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
- Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.
Понятие становления личности
Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.
Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия. Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества
Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие
Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.