Духовно-нравственное воспитание

6 способов нравственного воспитания

Так как же организовать нравственное воспитание в семье? Есть несколько способов, которые помогут вам в этом.

Дети часто ориентируются не на нравоучения, а на поступки родителей. Если у взрослых слова расходятся с делом, например, родители запрещают драться, но сами бьют детей, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение

Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей

2. Положительное подкрепление

Замечайте то поведение, которое вы хотите видеть чаще, хвалите и благодарите ребёнка за него. Если ваш сын первый раз сам помог младшему брату, не стоит раздражённо бросать что-то типа: «Ну наконец-то, давно пора». Выделите положительные стороны: «Я заметил, что ты помог брату переодеться после прогулки, я очень рад, что ты сам вспомнил об этом, взрослеешь».  Одобрение взрослых поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.

Однако если ребёнок делает что-то, что вам не нравится, не оскорбляйте его и не навешивайте ярлыки «оболтус, безалаберный, вырастешь преступником», не отказывайте ребёнку в любви (такого плохого мальчика я не буду любить). Лучше концентрируйтесь на эмоциях: «Мне кажется, Лена расстроилась, что ты толкнул её. Никому не нравится, когда его толкают, и мне не нравится, думаю, что тебе тоже было бы неприятно». И не ждите мгновенных извинений и раскаяния. Для того чтобы желаемое поведение закрепилось и перешло в личные убеждения, необходимо время.

3. Взаимодействие с эмоциями

В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о себе. «Почему ты расстроился? Что ты чувствуешь? Я очень испугалась, когда ты задержался после школы, а твой телефон не отвечал»

Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.

4. Книги и фильмы

То, что ребёнок смотрит и читает, существенно влияет на его развитие. Хорошие мультфильмы могут уменьшать асоциальное поведение и улучшать результаты обучения в школе

Поэтому важно внимательно относиться к тому, чем увлечены ваши дети. Полезной традицией может стать совместный просмотр фильмов и чтение (причём читать можно даже с подростками)

Это не только сблизит вас, но и даст возможность обсудить прочитанное, сделать акцент на тех качествах, которые вы хотите видеть в своих детях. Например: «Помнишь, в мультфильме Флип взял в магазине леденец без спроса и не заплатил? Как думаешь, почему он его взял? … И мне кажется, что он ему очень понравился. Как теперь Флипу исправить ситуацию? … Да, согласен, а в будущем он мог бы попросить маму или папу купить леденец».

5. Примеры других людей

Школьники могут копировать не только поступки родителей, но и поведение посторонних. Например, если дети наблюдают агрессивное поведение, то и сами ведут себя агрессивно. Эту закономерность хорошо демонстрирует эксперимент с куклой Бобо. Поэтому чаще знакомьте детей с биографиями людей, чьи качества вам кажутся достойными, делайте акцент на этих качествах, обсуждайте их с ребёнком

Важно именно разговаривать со школьником, а не поучать или читать нотации

6. Программа нравственного воспитания детей 

Конечно, чем раньше вы начнёте закладывать основы нравственности, тем проще будет даваться процесс нравственного воспитания детей в дальнейшем. Но при этом никогда не поздно помочь ребёнку изменить своё поведение на более конструктивное.

Для переобучения вы можете использовать программу нравственного воспитания, основанную на технологии модификации поведения 7Spsy. Занятия проходят дистанционно, дети занимаются самостоятельно, а психологи оказывают поддержку и отвечают на вопросы по телефону, электронной почте или в онлайн-чате — способ общения школьник сможет выбрать сам.

Также программа модификации поведения станет отличным подспорьем, если у вас есть возможность уделить время развитию нравственности у своих детей, но вы не знаете, с чего начать и как научить главному. Через 2-6 недель вы заметите, как меняются убеждения вашего школьника, и, как следствие, его поступки.

Занятия полностью анонимны, поэтому ни у вас, ни у вашего ребёнка не будет необходимости объяснять учителям и одноклассникам, почему вы решили обратиться за помощью.

И помните, хотя духовно-нравственное воспитание личности возможно в любом возрасте, не стоит пускать этот процесс на самотёк и ждать, когда подросший ребёнок разберётся сам. Помогите ребенку сформировать нравственные ценности уже сейчас.

  1. Л. Обухова, «Возрастная психология».

Какие нравственные качества прививать дошкольникам

Спросите дошкольника, каким нужно быть, как следует себя вести, и он своими словами перечислит важные для этого возраста моральные качества.

В свой перечень ребенок обязательно включит: слушаться взрослых, помогать маме, защищать младших, делиться игрушками, не драться, не обзываться, не хулиганить, не обижать животных.

Соответственно, конкретные задачи нравственного воспитания направлены на формирование у детишек доброты, уважения к окружающим, потребности поступать хорошо с точки зрения общественных норм, проявлять доброжелательность.

Воспитание младших дошкольников

До 5-ти лет нравственные мотивы еще не проявляются, и дети опираются на одобрение взрослых. Они понимают, что за одни действия их похвалят, а за другие поругают. Усвоение правил поведения, касающихся повседневных отношений со сверстниками, часто основывается на жалобах родителям или воспитателю.

Когда младшего дошкольника обидел другой ребенок, он обязательно пожалуется. За этой жалобой стоит желание, чтобы взрослый донес до обидчика мнение, что так поступать нельзя. Оказавшись в роли обиженного, ребенок усваивает эту нормы и как ориентир собственного поведения.

Младший дошкольник ранее начинает проявлять милосердие, чем честность, правдивость. Чувство жалости, желание утешить пробуждается еще в раннем возрасте по отношению к самым близким. Тем более что взрослые часто проговаривают «нельзя… будет больно».

Понимание правдивости и честности связано с формированием чувства вины и стыда. Это более сложные категории, которые открываются ребенку после пяти лет.

Формирование нравственных качеств у старших детей

В старшем дошкольном возрасте моральные качества формируются интенсивнее и шире. Развивается социальный интеллект, проявляются нравственно-волевые качества:

  • Чувство справедливости (дети стремятся раздать всем поровну, поменяться ролями в игре).
  • Самоконтроль. У ребенка появляется потребность сверять и контролировать свою работу («Не так нарисовал, еще надо добавить…», «Как хорошо я помогла маме – помыла все тарелки!»).
  • Внутренняя регуляция действий («Нужно тихо разговаривать, чтобы не разбудить сестренку»).

Развиваются нравственные мотивы

Дети уже говорят о том, что нужно приносить пользу людям, отмечают важность труда и выполнения обязанностей. При этом большинство детей переживает, если нарушают какие-либо требования

Усваивая социальные нормы и правила, старший дошкольник развивает нравственные чувства. Эмоции и переживания становятся более глубокими, выходят за рамки ситуации. «Катину куклу сломали, а родители ей больше не купят, потому что у них нет денег», — переживает малыш, вспоминая наставления Катиной мамы.

Без умения проявлять сострадание окружающим невозможно адекватное развитие личности дошкольника.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.


Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.


Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.


Семья – основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.


Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.


Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.


Народные игры – один из методов социального развития

Не бывает безвыходных ситуаций

Столкнувшись с определенными проблемами, не спешите вешать на детей ярлыки: непослушания, вредности, непригодности, психологической неуравновешенности и тому подобное. Прежде всего помните, то что сейчас твориться с вашим детям – ваша вина либо заслуга.

Чрезмерное баловство либо строгость воспитания, непонимание или отказ от восприятия культуры нынешних подростков, безучастие в жизни детей, наплевательское отношение – далеко не весь перечень роковых ошибок, допускаемых родителями ввиду разных объективных либо субъективных причин. Искорените из своего подсознания фразу: не мы такие – жизнь такая. Жизнь всегда не такова, какой мы хотим ее видеть. И если взрослый не способен это осознать, то чего требовать от ребенка. Не дети же сажают себя перед телевизором, просматривая всякие пустые либо далекие от норм этической культуры, фильмы.


Баловство ребенка ни к чему хорошему не приведет

Да, трудно соглашаться, но нет должной культуры поведения среди молодежи, утрачена уважительность и многие моральные качества, низкий уровень духовности.  Все это можно исправить, если правильно подойти к проблеме и начать с малого: собственной семьи. Пусть ваш пример, маленький, мало заметный, в будущем пустить крепкие корни и станет моральным устоем не одного поколения. Помогите ближнему, создайте клуб по интересам, вовлекая в его работу как иные семьи, так и молодежь.


Чрезмерная строгость родителей – психологическая травма для ребенка

Увы, но общество подвержено стадному рефлексу: все делают то, что делает большинство. И главное в этом алгоритме: сохранить и приумножить достижения культуры родной страны, преемственность поколений, гордость за свой народ и потребность творить во благо малой Родины, чтить отца и мать своих, хранить веру в Бога, верить в то, что общими усилиями удастся побороть недостатки в нравственном воспитании молодежи.

Мне нравитсяНе нравится

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.


Что такое духовно-нравственное воспитание

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.


Раскраски как иллюстрация к тексту

Примеры моральных ценностей

Примеры моральных ценностей современного человека можно разделить на следующие группы:

  1. Семейные ценности. Необходимо прививать их с рождения, подготавливая детей к будущей роли родителей. Внимательное отношение и любовь к ребенку формируют правильное восприятие семьи и позитивно влияют на развитие гармоничной личности. Девочки как будущие матери и мальчики как будущие отцы должны воспитываться так, чтобы осознавать ответственность и правильно понимать родительские обязанности.
  2. Личная свобода. Имеется в виду свобода личности и независимость как одна из моральных ценностей неправильно под словом «свобода» понимать распущенность и вседозволенность. Здесь имеется в виду соблюдение личных границ и уважение себя и других людей как равноправных представителей социума.
  3. Совесть. Следует воспитывать у ребенка способность критически оценивать собственное поведение и мысли, контролировать желания и поступки.
  4. Милосердное отношение к окружающим. Подавайте ребенку пример, помогая старшим, вежливо разговаривая с людьми, проявляя сострадание.  
  5. Собственное достоинство, честь, благородство. 

Используйте дополнительно литературные произведения, мультфильмы, которые учат добру и состраданию. Ребенок поймет, что значит сочувствовать и сострадать, осознает значение помощи другим людям.

Рекомендуемая литература

Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:

  1. Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;
  2. Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;
  3. Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;

Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов- самая первая и ответственная ступень дальнейшего становления личности. Перед детскими учреждения стоит серьезная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтоб педагогический процесс нес в себе эстетический смысл. Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности. Современная педагогика воспитания детей заняла две противоречивые позиции. С одной стороны – гуманизация поставленной цели, а с другой стороны раннее обучение, без учета возрастную специфику ребенка. В такой ситуации возникает потребность переосмыслить методы нравственного воспитания в детских учреждениях. Школы должны обязать воспитателей вести жесткий контроль разрешения противоречий, предприняв все меры для улучшения воспитания детей в учреждениях начального звена:

  1. Буре P.C. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада, публикация 1985 года
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка:
  3. Саморукова П.Г. и К.Д.Упшнский О природе в первоначальном обучении. «Дошкольное воспитание», 1968,

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

Мне нравитсяНе нравится

Отражая воспитательность

Если воспитанный человек благополучно прошел важные для себя “курсы” и с ним приятно иметь дела, как со сведущим в добром деле, то воспитательный давно перестал учить самого себя и сосредоточен на поиске возможностей поучать кого-нибудь другого.

Откровенно говоря, к такой воспитательности особенно склонны бабушки (пожилые читательницы этой статьи, не примите это исключительно на свой счет).

На днях я задал простой вопрос одной бабушке. После ее ответа вторая, сидящая рядом, решила ее ответ отредактировать, мол, ты говори не так, а вот так. Наверное, подобное происходит из безобидного желания поделиться (при чем бесплатно) собственными знаниями. Ведь чувство невостребованности своей копилки одно из самых трудноудержимых.

Не важно какими знаниями или опытом мы обладаем не стоит встревать в чужой диалог без разрешения. Потому что в таком случае воспитанность имеет большую ценность, чем воспитательность

Именно воспитанность вовремя напомнит правило трёх «Не»:

1. Не ты создал человека таким; 2. Не тебе его судить; 3. Не тебе его переделывать.

Стремление повоспитывать исчезает, если мы учитываем чужое право на уважение с нашей стороны… если уважаем чужое право выражать собственные чувства, мнения и желания, без разницы насколько правильны они или ошибочны…

Воспитательность отступает в тень, если мы уважаем чужое право устанавливать свои личные приоритеты, выражать свои, отличающиеся от других взгляды. Если уважаем чужое право защищать себя от моральных и эмоциональных угроз, даже если способы защиты очень отличаются от наших. Если уважаем право строить свою жизнь в соответствии со своей степенью понимания счастья.

Но если воспитательность словно гангрена уже слишком распространилась по внутреннему миру, надо приготовиться к потерям. Я не знаю к каким именно, но уверен, что потери будут.

От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь. Побеждая, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Почему важно воспитывать в детях нравственность

Иногда можно услышать мнение, что и без нравственности можно прожить, и вообще, зачем нужно придерживаться каких-то непонятных правил? Ведь свобода превыше всего. Но концепция нравственного воспитания играет огромную роль в нормальном функционировании общества, где человек человеку друг, а не волк.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет нравственное поведение:

Регуляция общественного поведения. Воспитание духовности и нравственности помогает людям взаимодействовать, учитывая интересы других. При этом не только нам нужно учитывать интересы других, но и другие должны учитывать наши интересы. Это делает жизнь комфортной для всех членов общества, обеспечивает защиту и гуманное отношение к более слабым и менее защищенным людям. Оценка и регуляция своего поведения. Человек, который обладает внутренним пониманием того, что такое добро и зло, критично оценивает свои поступки и руководствуется принципом «личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Например, прежде чем обрезать растения в кабинете, нужно подумать, не задевает ли моё поведение других людей? Эти растения выращивал не я, учитель расстроится, а растения погибнут — получается, я причиню вред другому человеку и уничтожу чужое. Оценка чужого поведения. Нравственное воспитание личности также помогает увидеть, когда другие нарушают общественные нормы, мешают другим людям и причиняют кому-то вред. Соседский хулиган мучает котёнка, правильно ли это? Не требуется ли моя помощь слабому и беззащитному существу? Комфортное существование в обществе

Человеку очень важно формировать крепкую и здоровую привязанность с другими людьми — это существенно улучшает качество и продолжительность жизни. Но мало кто захочет общаться с человеком, который постоянно хамит

Обычно люди отвечают взаимностью, и школьнику будет проще выстраивать доверительные отношения в коллективе, если родители развили и воспитали в нём верные духовно-нравственные качества.

Нужно ли уступить место пожилому человеку? Можно ли брать чужое? А портить школьное имущество? Донести мусор до урны или бросить в кусты? Включать ли громко музыку ночью? Во всех этих ситуациях человек делает выбор, опираясь на свои внутренние, нравственные нормы.

Нравственно-экологическое воспитание

Обучение нравственности через общение с природой является максимально органичным и понятным для ребенка. В процессе обучения ребенок постигает новые законы в экологии, переносит их на человеческое общество.

Задача по защите окружающей среды является одной из самых не простых и приоритетных, поэтому существование детских садов с экологической направленностью понятно и очевидно. Ребенок, который прошел в нем обучение не станет охотником, не будет засорять окружающую среду, будет оберегать свое жизненное пространство. Такие люди в будущем спасут все живое от вымирания. На то, чтобы выросло целое поколение образованных людей, понадобится время, поэтому актуальность таких детских центров неуклонно растет.

Общение с природой

Воспитание нравственности

Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.

Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, восприятию и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.

Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя самосовершенствование личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.