Как развить мышление: 10 простых советов

Мыслительные операции

Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

  1. Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
  2. Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
  3. Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
  4. Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
  5. Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
  6. Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
  7. Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
  8. Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

Способы развития

Мышление начинает формироваться в раннем детстве. Примерно к году появляются зачатки мыслительных процессов. Младенец познаёт окружающий мир, тем самым накапливает необходимые компоненты, нужные для умственной деятельности. Скорость и качество формирования мышления зависят от вложенных родительских усилий

Очень важно регулярно заниматься с ребёнком

Начальный этап связан с наглядно-действенным мышлением. Для развития мыслительной деятельности крохе надо выполнять простейшие задачи: достать игрушку, открыть баночку, принести какую-нибудь вещь. Следующий этап тесно связан с обобщением. Передача опыта через речь взрослых облегчает обучение.

Когда ребёнок начинает пользоваться собственной речью, он начинает фантазировать. В это время формируется образное мышление, способствующее развитию творческих способностей. Основным средством развития мыслительных процессов является обучение, в том числе формирование речи и получение сведений путём словесной передачи данных.

В школьные годы ребёнок может делать выводы на основании логических цепочек и накопленных ранее знаний. Он оперирует понятиями. Если ему недостаточно знаний о предмете или явлении, использует умозаключения. Чтение книг способствует развитию воображения.

Изучение опыта известных людей

Прежде всего следует учиться на примерах из истории. За время существования человечества было немало людей, чьи оригинальные идеи повлияли на судьбы целых народов. С помощью своего нестандартного мышления им удавалось совершать великие открытия и влиять на ход истории. Можно вспомнить хотя бы блестящий план полководца Багратиона, оказавшийся спасительным для нашего отечества во время войны 1812 года. Тогда для противостояния вторгшейся в границы России многомиллионной армии Наполеона Бонапарта было направлено два войска. Одним из них командовал Багратион, а другим — Барклай де Толли.

Французский император горделиво говорил, что его военная сила встанет между двумя фронтами и не позволит противнику объединить свои усилия. Русские же войска не спешили бросаться в схватку с неприятелем. Багратион отступал до самой Москвы, не давая генерального сражения, а участвуя только в незначительных стычках, которые не могли принести ощутимых потерь его войску, но постепенно сокращали численность французской армии.

Великий полководец, будучи нестандартно мыслящим человеком, понял, что в России можно вести военные действия иначе, чем на территории какого бы то ни было другого европейского государства. Огромная территория нашей страны просто не могла быть преодолена французами без потерь.

К тому же суровый климат тоже сыграл не последнюю роль в деле противостояния неприятелю. Вершиной тактической мысли русских военачальников было отступление из Москвы. Русские открыли врагу свободный доступ в древнюю столицу, но прежде чем это сделать, они сожгли ее дотла.

Так же они поступали и с большей частью захваченной неприятелем территории. Этот метод получил название «выжженной земли». Французским солдатам пришлось в течение нескольких недель находиться в разоренном городе. Начался голод. К тому же зима того года отличалась суровостью. Ничуть не легче пришлось французам и когда они начали отступать из Москвы. На сожженных территориях они не могли найти ни убежища от ненастья, ни более или менее пригодной пищи.

В итоге, деморализованная, голодная и замерзшая горстка оставшихся в живых французов пересекала границу в обратном направлении. Это было гибелью великой армии Наполеона Бонапарта.

Как научиться мыслить нестандартно? Этим искусством можно овладеть, рассматривая подобные примеры из истории.

Какие задачи помогает решать аналитическое мышление

Психологи рекомендуют педагогам с малых лет развивать у детей способность к аналитическому мышлению. Это свойство интеллекта облегчает жизнь и помогает разбираться в сложных ситуациях, легко решать учебные и повседневные задачи. Умение анализировать позволит вам:

  • увидеть главное и несущественное, чтобы сосредоточится на основном;
  • извлекать пользу из преимуществ, учитывая недостатки;
  • находить все существующие возможности и видеть сферу их ограничения;
  • делать анализ, опираясь на свой опыт и полученную информацию;
  • подводить итоги и делать умозаключения;
  • иметь свою точку зрения, отличную от взглядов большинства;
  • принимать собственные решения;
  • полноценно работать с поисковиками для нахождения информации;
  • конкретизировать распределение своей деятельности;
  • намечать выполнимые цели.

Аналитический склад мышления помогает детям принимать нестандартные решения в той или иной ситуации, что отличает их от сверстников. Таким ученикам легко даются точные науки (физика, математика, химия) и история. Они успевают по всем предметам и имеют высокий показатель интеллекта (IQ). Эти дети покладисты и не участвуют в конфликтах. Предвидя недостатки ссор, они решают ситуации дипломатическим путем.

Когда ребенок с аналитическим мышлением взрослеет, он выбирает ту профессию, где он полностью раскроет свои возможности. Он легко поступает в институт, так как вначале анализирует статистику по всем учебным заведениям и тщательно рассчитывает свои шансы на успех.

В профессиональной сфере этим людям всегда сопутствует удача. Они движутся вверх по служебной лестнице, потому что обладают способностью ставить конкретные задачи и планомерно их решать.

Аналитический склад ума потребуется людям следующих профессий:

  • аудитор;
  • экономист;
  • менеджер;
  • программист;
  • аналитик;
  • политолог;
  • логист;
  • психолог;
  • критик;
  • юрисконсульт.

Конечно, этот список может быть продолжен. В целом даже не слишком развитое аналитическое мышление помогает людям развиваться и достигать желаемых вершин. Аналитика полезна для любой специальности и даже той, где она кажется неприменимой.

Логика может быть орудием зла

Почему человека, который живет исключительно логикой, никто не любит и не одобряет?

Холодный расчет и логика не оставляют места милосердию, любви и самопожертвованию, на которых до сих пор держится наш мир. Логические умозаключения позволяют видеть на несколько шагов вперед, но, как говорится, пути господни неисповедимы — где-то может закрасться погрешность, и четкая логическая система рассыплется, как карточный домик. Таким образом логику и медицину побеждают раковые больные, сумевшие непостижимым образом вылечиться, или женщины, родившие здоровых детей, несмотря на запреты врачей.

Как выглядел бы мир, основанный исключительно на логике? Скорее всего, он был бы благополучным и жестоким — в нем не было бы слабых и больных, бедных и безработных; все люди, не несущие пользу, просто уничтожались бы. Но потому мы и являемся такими, какие есть: когда на поле боя вступают эмоции и чувства, логика терпит поражение. Из-за этого в мире немало бед, но немало и добра — люди помогают друг другу, прощают недостатки своим близким и спасают тех, кого, казалось бы, спасти невозможно.

Логические умозаключения иногда могут идти в разрез с этикой, моралью и даже уголовным кодексом. Не зря ведь маньякам и убийцам кажется, что они поступают вполне логично. Люди — крайне нелогичные существа

Как мы умудряемся делать неверные логические выводы? Как два человека, имеющие одинаковые предпосылки, приходят к разным умозаключениям?

Как уже говорилось, логика — наука, и как всякая наука она не совершенна, поэтому уступает реальной жизни в истинности. Из всякого правила есть исключение, и в таких случаях логика бессильна. Кроме того, наша психика имеет склонность изворачиваться и хитрить, если умозаключение ей не на руку.

Например: Парень ведет себя отчужденно, не звонит, совсем не обращает на меня внимания. Наверное, я ему безразлична.

Так бы сказала девушка, опирающаяся исключительно на логическое мышление, и все было бы просто — она постарается забыть о своем холодном принце, а он никогда и не узнает, что был объектом ее воздыханий. Но не тут-то то было! В бой вступают эмоции и 10% погрешности индуктивного метода.

Отчуждение, безразличие и отсутствие внимания в 90% случаях свидетельствуют о незаинтересованности в отношениях. Но ведь возможно, что он слишком стеснителен или горд, а может, вбил себе в голову, что симпатии нужно демонстрировать именно таким образом? Мало ли у людей «тараканов в голове»?

В таких случаях логика становится орудием эмоций, и под знаменем ошибочных умозаключений совершается немало глупых поступков. Чтобы этого не происходило, нужно различать тонкую грань между истинными логическими умозаключениями и ложными. Для этого и развивается логическое мышление.

Как перестать бояться провала

Сколько крутых проектов умерли на стадии идеи из-за чьего-то страха потерпеть неудачу при реализации? Если бы каждый изобретатель боялся совершать ошибки и бросал затею, вряд ли бы вы сейчас читали эту статью с экрана смартфона или ноутбука, ездили на работу на машине и наслаждались прочими благами цивилизации.

2. Воспринимайте неудачу как опыт, который помогает стать лучше

Скорее всего, вы больше не повторите ошибку. Вы обнаружите свои слабые места и в следующий раз сделаете по-другому. А если опять не получится? Значит, снова обретёте опыт. И так до тех пор, пока не достигнете того, к чему идёте.

Задайте себе вопросы:

  • Чему меня научила эта ситуация?
  • Какую пользу я могу из неё извлечь?
  • Какие положительные моменты в ней есть?

Вы увидите, что всё может быть полезным.

3. Не идентифицируйте неудачу с собой

Не нужно думать, что вы неудачник, потому что совершаете ошибки или у вас что-то не получается. Вы были бы им, если бы не извлекали из этого урок и останавливались из-за страха, что ситуация повторится.

4. Подготовьтесь к трудностям и решите, как будете с ними справляться

Учёные выяснили Positive fantasies about idealized futures sap energy , что одних лишь позитивных установок недостаточно, чтобы справиться с негативом.

Испытуемых попросили представить следующую неделю. Первая группа должна была мыслить исключительно позитивно, а вторая — так, как считает нужным. Оказалось, что люди, которым виделось прекрасное будущее, потом были менее энергичны и сделали меньше, чем остальные.

Баланс между позитивными мыслями и готовностью к борьбе с трудностями эффективнее, чем один оптимистичный настрой.

5. Фокусируйтесь не на проблеме, а на её решении

Мысли о проблеме отнимают энергию и время, которые лучше тратить на её решение. Не думайте о неудаче, попробуйте её предотвратить. Это не только избавит вас от лишнего стресса, но и поможет определить слабые места.

Анатолий Вассерман “Научитесь оценивать информацию”

Знаменитый эрудит советует в первую очередь обращать внимание на информацию, которая противоречит вашим убеждениям и взглядам. В большинстве случаев ваших знаний будет достаточно, чтобы обнаружить неточности и ошибки в ней

Если же вы не можете сразу опровергнуть информацию, которая расходится с вашими воззрениями, радуйтесь. У вас есть шанс расширить свое представление о мире и обогатить собственные знания.

Он приводит в пример надпись “не содержит холестерина” на бутылке с подсолнечным маслом. О чем она вам говорит? Если вы в курсе, что в растительных маслах по определению не может содержаться холестерина, смысл этой надписи сводится к одному: производитель держит вас за идиота.

Также Вассерман советует всем прочитать четыре книги для формирования целостной картины мира:

  1. “Анти-Дюринг. Диалектика природы” Фридрих Энгельс;
  2. “Сумма технологии” Станислав Лем;
  3. “Слепой часовщик” Ричард Докинз;
  4. “Наука параллельных вселенных” Дэвид Дойч.

BrainApps. Курс для развития мышления

Описание. Люди с нестандартным мышлением очень часто добиваются больших высот в карьере и жизни в целом. Многие ошибочно полагают, что нестандартный взгляд на вещи дается с рождения, а не формируется в процессе жизни. И курс для развития мышления и интеллекта от школы BrainApps тому доказательство!

С помощью данного курса вы узнаете о множестве полезных методик, которые положительно влияют на мышление человека. Из полного списка рассмотренных вариантов вы сможете подобрать для себя оптимальные.

После прохождения обучения вы сможете:

  • оперативно принимать правильные решения, анализировать ситуацию;
  • повысить продуктивность – научитесь планировать и грамотно распределять личное и рабочее время;
  • мгновенно переключаться между разными задачами – те, кто умеют работать в режиме многозадачности, побеждают по жизни;
  • мыслить логически – ваши решения будут не только быстрыми, но и правильными;
  • находить оптимальные решения поставленных задач – оценивать сразу несколько вариантов, анализировать и выбирать нужный;
  • быстро считать в уме – вы забудете про калькулятор, потому что сложные арифметические действия станете выполнять в уме.

Данный курс разрабатывался с ориентацией на то, что у современного человека очень плотный график и совсем нет времени на дополнительное обучение. Для прохождения этой программы достаточно выделить совсем немного времени в любой удобный момент.

Вам предстоит посмотреть 7 уроков, наполненных важной теоретической информацией. А для ее закрепления будет доступно 10 тренажеров, разработанных по уникальным авторским методикам

Также в начале и в конце вам будет предложен тест, чтобы оценить прогресс от прохождения обучения.

Авторы: BrainApps.

Стоимость: узнать можно по запросу на странице курса.

Пройти курс

Вот такой получилась сегодняшняя подборка. Я проанализировал много программ и нашел для вас самые лучшие. Остается выбрать оптимальную для себя и приступить к обучению. Ни в коем случае не откладывайте это дело на потом! Сейчас, пока вы полны энтузиазма, самое время научиться чему-нибудь новому.

Советую ответственно подходить к этому процессу. Внимательно смотрите каждый урок и тщательно выполняйте полученные от преподавателей задания. Только так вы сможете добиться поставленных целей, прокачать свой мозг и мышление и выйти на новый уровень в карьере и повседневной жизни.

Кстати, сейчас я занимаюсь подготовкой новых полезных подборок. Если не хотите пропустить их, подпишитесь на рассылку нашего журнала. Сразу после публикации новой статьи вы получите уведомление и сможете перейти к ознакомлению с ней. Всем до скорых встреч!

10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления

  1. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем — на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?
  2. Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
  4. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
  5. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
  6. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой — из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
  7. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
  8. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты?
  9. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
  10. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой — за 100 минут. Как это может быть?

Тимошенко Елена, BBF.RU

Как логика смотрит на обобщения

Вы возвращаетесь вечером домой, по дороге вспоминаете, что у вас закончилось молоко и идете в ближайший супермаркет. Перед вами — большой холодильник, все полки которого заставлены бутылками с молоком. Вы подходите к полкам и начинаете выбирать.

Если сегодня 20-е число, а вы достаете одну бутылку и видите, что оно было произведено 18-го, то достаете другую бутылку — и опять 18-е. «Наверное, на второй полке может быть посвежее», — и вы берете бутылку со второй полки — 17-е число, еще одну — 17-е, еще — 18-е. Потом вы протягиваете руку вглубь полки и достаете еще одну бутылку, и она тоже произведена 18-го числа. После этого вы, скорее всего, сделаете вывод, что молоко, которое произвели 18-го числа — это самое свежее молоко из представленных и пойдете на кассу с ним.

Этот пример иллюстрирует применение не самого достоверного рассуждения: так называемой неполной индукции. Ваш вывод о том, что молоко, произведенное 18-го числа — самое свежее из представленных, носит лишь вероятностный характер, поскольку вы не перебрали все бутылки, а осуществили вывод, основываясь только на некоторой минимальной выборке, которую посчитали достаточной, после чего совершили так называемое индуктивное обобщение

И даже если вы оказались правы, и там действительно не было более свежего молока, это неважно. Само рассуждение, сам способ, при помощи которого вы пришли к такому заключению, считается логикой ненадежным

Аристотель “Научитесь усваивать мысль, не принимая ее за истину”

Другими словами – научитесь мыслить критически. В непрерывном потоке информации очень сложно отделить истину от лжи. Не принимайте на веру все подряд. Особенно то, о чем у вас очень мало сведений.

Помните, что многие люди пытаются манипулировать сознанием масс для достижения своих собственных целей. Поэтому всегда проверяйте входящую в вашу голову информацию по следующим критериям:

  • наличие конкретных фактов (дат, чисел, фамилий);
  • указание источника;
  • объективность изложения (отсутствие оценок, эмоций, интерпретаций автора);
  • репутация (мнение авторитетных в данной области людей и сообществ).

Но даже соответствие информации всем вышеизложенным критериям не гарантирует ее стопроцентной истинности. Поэтому выводы часто приходится делать по наитию, полагаясь на шестое чувство.

Логическое мышление

Это, пожалуй, наиболее популярная часть умственного процесса, о которой вспоминают в первую очередь и предлагают множество тренажеров для ее развития. Подход к данному типу должен быть комплексным, однако стоит понимать, что данная систематизация не отображает полной картины всех процессов, присущих для логического мышления. Поэтому, рассмотрим те составляющие исследуемого процесса, над которыми и будет вестись развивающая работа в дальнейшем.

  • Анализ – это понимание структуры вещей, возможность в уме разделить что-либо до самых мелких составляющих и найти связи между ними. Будь-то строение живой ткани, химический состав материала или цепочка событий, ведущая к одному результату, анализ поможет понять суть происходящего до мелочей.
  • Сравнение – возможность в точности выделить все схожие и противоположные элементы вещей, событий, понятий. Даже не связанные между собой объекты могут иметь общие черты или совершенно разные и для правильной их классификации, необходимо развивать эту способность.
  • Синтез – создание одной общей структуры из отдельных ее частей, иногда уже в другом порядке или комбинации, чем это было до того. Данная способность распространяется как на физические объекты, так и на абстрактные, а также на цепочки событий, которые можно интерпретировать по-разному. Тренировка способности синтезировать недооценена и важна, она помогает увидеть различные варианты взаимосвязи, казалось бы, в очевидных вещах.
  • Абстрагирование – использование абстрактных понятий в мыслительном процессе на замену конкретным образам. При этом человек осознанно отвлекается от несущественных деталей для того, чтобы увидеть картину целиком.

Методы развития логического мышления довольно просты и насчитывают массу упражнений, которые не только собраны в тренажеры, но и доступны в отдельном варианте каждому желающему развиваться:

  1. Чтение – простой способ повлиять на свои мыслительные способности, при этом не так важен жанр и стиль материала. Читатель учится обрабатывать получаемую информацию, анализировать ее, делать предварительные выводы, корректировать их в процессе получения новой информации. Сложно представить себе развивающуюся личность, которая вообще не читает, это маленький, но очень важный шаг в саморазвитии.
  2. Логические игры – возможность совместить приятное времяпровождение с полезным занятием для ума. Таких упражнений множество и они представлены как в цифровых вариантах, так и физическими настольными играми.
  3. Онлайн-тренажеры – это те же увлекательные занятия, собранные в одном месте но уже предлагают эффективный быстрый анализ ваших действий и направленны на улучшение результата.
  4. Логические цепочки – простое занятие, которое доступно даже детям суть его состоит в том, чтобы из цепочки заранее написанных слов, аргументированно вычеркнуть лишнее, не связанное с остальными.
  5. Логическая связь – задание, предлагающее найти между, на первый взгляд, абсолютно разными словами, как можно больше объединяющих их фактов.
  6. Ведение дневника – очень полезная привычка, позволяющая анализировать прошедшие за день события и выражать их в письменной форме, давать им свою оценку и предполагать причины такого результата.
  7. Предложения с несвязанными словами – как уже понятно из названия, нужно построить предложение, максимально интересное и привлекательное с несколькими не связанными между собой словами, которые придумываются и записываются заранее. Количество таких слов может регулировать уровень сложности упражнения.

Наглядно-действенное мышление

Данный тип мыслительного процесса является продуктом левого полушария и состоит он в создании в сознании копии существующего предмета или объекта и выявлении его свойств и возможной пользы сначала в своем воображении для последующего применения в реальности. Для простоты можно представить маленького ребенка, который смотря на предмет и трогая его, представляет, куда он влезет, съедобный он или нет, можно ли его кинуть или ударить ним. Взрослые люди также используют данный прием, перебирая в голове возможные полезные свойства предмета, они представляют его в действии и делают предварительный вывод о пригодности его для такого использования. Это ярко выражается, когда взрослый человек ищет чем заменить недостающую деталь или из чего ее сделать.

Тренировка данного процесса происходит во всех играх, где просчитываются различные комбинации ходов, например в шахматах или шашках, но также есть и специально разработанные упражнения:

  1. Определение характеристик предмета – выберите один из предметов, лежащих в вашей комнате, и попробуйте представить его вес. После этого проверьте его по ощущениям, взяв в руки, и определите таким ли вы его представляли. Также мысленно определите его площадь и попробуйте выяснить соотношение с площадью вашей комнаты. Сколько таких предметов вместится в один слой, а как насчет объема? Если такими предметами забить всю комнату, сколько бы их получилось?
  2. Головоломки – как материальные, так и виртуальные головоломки помогают развивать наглядно-действенное мышление. Они заставляют сначала в воображении производить действия на несколько шагов вперед, а потом проверять результат на практике.
  3. Конструктор – не только желанная игрушка для детей, но и отличный способ придумать множество различных фигур и попытаться их собрать. Это отличная тренировка для вашего мозга, и чем больше деталей в конструкторе, тем лучше.
  4. Лепка фигурок – как и конструктор, помогает воплотить в жизнь ранее задуманный вами объект и попытаться сделать его именно таким, каким вы его себе представляли. Если у вас есть желание и время на такое занятие, обязательно попробуйте.

Л – ленивый мозг

Повторение хорошо знакомых действий – тревожный сигнал о растущей лени. Мы отказываемся от того, что требует освоения новых навыков и усиленного внимания, потому что предпочитаем любимое и привычное, выверенное до автоматизма. Но мозг, как и любая мышца тела, должен быть в тонусе. Только так он может работать на полную.

Мозг стремится упростить себе жизнь, создать как можно больше шаблонов. С одной стороны, он защищает вас от информационного шума. Но с другой стороны, жизнь – это источник перемен, скорость которых вы не способны воспринять без подготовки. В результате, когда в реальной жизни все становится «шаблонным» из нее понемногу уходит новизна ощущений, растет страх неизвестного и накапливаются сомнения по поводу принятых решений. Умение выполнять однотипные действия быстро – хороший навык, но, достигнув в нем «потолка», вы перестаете развиваться, и мышление теряет гибкость. Это значит, что вы не затрачиваете усилия на преодоления преград, а значит, не умеете преодолевать новые.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.