Как распознать манипуляции и противостоять им

Настороженное отношение к мгновенной «приязни» манипулятора

Всегда с настороженностью относитесь к людям, которые ни с того ни с сего решили с вами дружить, проявлять к вам какие-то теплые чувства. Если вы знакомы с человеком вот уже много лет, но до этого момента он даже не обращал на вас внимания, как будто вас и не существует, то стоит задуматься, почему именно сейчас ваш союз стал для него выгоден. Не существует такой вещи, как внезапный прилив чувств. Дружба, любовь, доверие — эти чувства всегда развиваются с течением времени, это кропотливая работа над выстраиванием взаимоотношений, основанная на взаимообмене, преодолении и соучастии. Поэтому «вдруг возникшая» дружба или «внезапная любовь», скорее всего, способ заставить вас плясать под чью-то дудку.

«Заезженная пластинка» против манипулятора

Нередко бывают случаи, когда вас о чем-то просят друзья, близкие, но и отказать как бы неудобно, но в то же время и помочь нет возможности или желания. Особенно часто это касается денежных вопросов. Как часто ваши друзья просили одолжить им пару тысяч до зарплаты, когда вы уже спланировали весь свой бюджет? И если бы было так просто сказать «нет», но ведь манипуляторы давят на наши чувства. Они говорят: «Так друзья не поступают», «У меня же дети», «Мне семью надо кормить». И все аргументы о том, что вы давно мечтали поехать на море или купить себе новый гаджет разбиваются об их «Это можно и в другой раз, а мы на пороге голода и бедности находимся». Как тут отказать?

Психологи рекомендуют заготовить одну емкую фразу, которую без проблем можно несколько раз вклинить в разговор. Эта фраза не должна быть оправданием, но одновременно с тем, четко доносить до оппонента, что вы не будете делать то, что он просит

Произносить фразу важно с одной и той же ровной интонацией.

В примере с долгом это должно выглядеть примерно так:

— До зарплаты еще неделя и я бы попросил тебя одолжить мне 5 тысяч рублей. Я знаю, что ты откладывал.

— Да, но сейчас я не могу тебе одолжить.

Далее последует вопрос: «Почему? Что случилось?» Но и на эту провокацию вестись не стоит — гните свою линию:

— Я понимаю, что тебе нужны деньги, но я не смогу тебе их одолжить.

Увидев, что вы никак не поддаетесь, манипуляторы начнут давить на эмоции, мол «разве друзья так не поступают?». Но даже сейчас не позволяйте оппоненту взять над вами верх:

— Да, ты мой друг и я это ценю. Поверь, если бы у меня была такая возможность, я бы одолжил тебе денег, но сейчас я не могу этого сделать.

В данном случае отказ в просьбе не означает, что вы пренебрегаете человеком, а лишь отстаиваете свое право выбора и желания.

Как управлять человеком? Основные техники манипуляций

Техника № 1: Манипулирование любовью

Существует 3 любовные схемы:

— один человек – любит, а один – не любит;
Человек-манипулятор — это тот, которого любят!
Что самое интересное, тот кто любит – очень часто понимает что он находиться под действием манипулирования, но ничего не делает, так как чувства становятся превыше всего.

— оба любят;
«Ты меня действительно любишь? Тогда пойди и сделай…»

— оба не любят
Например, цель: найти богатенького буратино и постараться влюбить его в себя, а потом уже свободно действовать по схеме № 1.

Вас может заинтересовать статья о сильных сторонах человека.

Техника № 2: Подключаем жалость.

Запомните: неудачники любят, когда их жалеют!
Когда мы жалеем человека-неудачника (по своей натуре это слабые люди) – с него запросто можно потом будет веревки вить!

Всегда будьте осторожны с теми, кто пытается Вас пожалеть.

Техника № 3: Ложь.

Наверное это самая распространенная техника среди всех нас!

Как мы можем заставить человека поверить во что-то? Ну конечно же далеко ходить не нужно, можно просто обмануть его!

Техника № 4: Частое повторение.

Каждый, наверное знает эту поговорку: «Назови много раз кого-то свиньей – и вскоре он захрюкает!»

Вот вам жизненный примерчик:

«Учись на отлично в школе, чтобы поступить в институт. Потом учись старательно в институте, чтобы на хорошую работу приняли. И будешь всю жизнь счастлив, потому что у тебя есть работа!»

Вот так вот в средней семье детей воспитывают с детства. Это норма. И вот из-за этой то нормы, семьи и называются средними.

А потом получается, что Ваш ребенок не может шаг влево или шаг вправо сделать, так как боится отойти от навязанной родительской нормы.

Ваше чадо просто не видит других путей, а если и замечает их, то не обращает никакого внимания.

Читайте статью «Характер по группе крови«.

Техника № 5: Берем заботой.

Запомните, если о Вас начинают ни с того ни с сего тщательно заботиться – обратите на это внимание!

Скорее всего Вами пытаются манипулировать.

Техника № 6: Соблазняем и искушаем.

Каждый человек хоть раз поддавался соблазну.

Также на людей очень сильно действуют лозунги заманчивых акций, которые работают на 101%: «Только сегодня скидки на любой товар 60%! Вы больше такого нигде не встретите! Не профукайте свой шанс!»

Техника № 7: Берем шантажом.

Вот еще один действующий метод манипуляции людьми, который используют довольно таки часто!

Простой житейский пример, где родители шантажируют своих детей: «Пока кашу не доешь – киндер сюрприз не получишь!»

Техника № 8: Раздражение, психи.

Это одна из сложных методик, как можно манипулировать людьми!

Ее суть – вывести человека с равновесия для определенной цели.

Понятно, что человек в гневе очень плохо контролирует свои эмоции и может наговорить бог знает что, не думая головой!

Заметьте один важный нюанс: когда Вас успокаивают после гнева, Вы в этот момент намного легче поддаетесь манипуляции.

Схема очень простая: Мы выводим из себя определенного человека на агрессию, когда доходим до определенной точки раздражения умело останавливаемся! И потом начинаем успокаивать бедняжку. И вот когда мы успокаиваем наш объект, мы постепенно, не торопясь начинаем предлагать свой вариант решения той или иной проблемы.

Техника № 9: Лесть.

Этот метод подходит для манипуляции людьми, у которых завышенная самооценка.

Но есть ощутимый минус – лесть распознает даже «слепой» человек!

Техника № 10: Пользуемся страхами человека.

Цель данного манипулирования людьми – задеть определенный страх конкретного человека и давить на него. Человек, когда боится, он опять же теряет контроль над собой и действует только эмоциями.

Техника № 11: Затрагиваем чувство вины

Чаще всего этим манипулированием пользуются взрослые, когда воспитывают детей.

Допустим, ребенок наказан и его поставили в угол при всех – большая вероятность того, что он больше не повторит этот поступок, так как очень стыдно стоять на виду у всех.

Человеком, который испытывает стыд – им легче всего манипулировать!

«Техника английского профессора» против манипулятора

У этой техники есть удивительная история, которая произошла с одной переводчицей в Петербурге. Девушке необходимо было перевести лекции британского профессора. Однако тот говорил очень быстро и невнятно. После одной из первых лекций переводчица попросила профессора впредь говорить медленнее и более короткими фразами, чтобы она поспевала за ним. Ответ был обескураживающим: «Боюсь, что нет… Видите ли, говорить быстро и длинными фразами — это часть моей личности».

В быту эта техника поможет защититься от такого распространенного вида манипуляций в отношениях, как попытка изменить свою вторую половинку под себя: брось курить, перестань ругаться матом, возвращайся домой в 6 вечера, не встречайся с друзьями по выходным. Чтобы не попасться на эти уловки, корректно выразите оппоненту свои сомнения на тот счет, что выполнение его требований нарушает его личные права: «Это противоречит моим принципам», «Если сделаю это, то я буду уже не я».

7 сложных приёмов управления сознанием и борьба с ними

1. Смещение акцентов.
Манипуляторы сознательно смещают акценты в подаваемом материале, отодвигая на второй план что-то не совсем желательное и подчеркивая необходимое им.

Примером может служить анекдот эпохи застоя про генсека Брежнева:

Противоядие: Проверяйте информацию, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы и выяснять детали.

2. Эмоциональное заражение.
Известно, что человек выстраивает определенные защитные барьеры на пути получения нежелательной для него информации. Чтобы обойти подобный барьер, необходимо направить манипулятивное воздействие на чувства. Таким образом, «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями, возможно преодолеть барьер разума и вызвать в человеке взрыв страстей, заставив его переживать по поводу услышанного.

Противоядие: Следует разделять эмоциональный посыл и содержательный аспект информации. Если есть возможность отложить принятие решения, лучше рассмотреть этот вопрос позднее.

Читай о свободе выбора человека.

3. «Психологическое айкидо».
В зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой противоположных мнений аудитории.

Громадное преимущество принципа заключается не только в том, что он эффективно работает, но также и в том, что его использование практически незаметно неподготовленному человеку.

Противоядие: Учитесь возвращать себя к первоначально выбранной позиции до внедрения в нее внешних влияний.

4. Команды, скрытые в предложениях и вопросах.
Манипулятор скрывает свою команду-установку под видом просьбы.

Противоядие: Четко осознавать свои цели и «систему координат».

5. Уход от обсуждения.
Подобное манипулятивное действие осуществляется с демонстративным использованием обиды. Срыв обсуждения методом провоцирования конфликта осуществляется с помощью разнообразных приемов выведения оппонента из себя, когда дискуссия превращается в обыкновенную перебранку, совершенно не связанную с первоначальной темой.

Для ухода от обсуждения могут использоваться такие уловки как: прерывание, перебивание, повышение тона, демонстративное поведение, показывающие нежелание слушать и неуважение к оппоненту.

Противоядие: Сохраняйте эмоциональное спокойствие, выдержку и самообладание.

6. Искусственное смещение спора.
В этом случае, приступив к обсуждению какого-либо положения, манипулятор старается не приводить доводы, из которых следует это положение, а предлагает сразу перейти к их опровержению.

Противоядие: Возвращайте диалог в нужное вам русло.

7. Поток вопросов.
В случае данного манипулятивного приема объекту задают сразу несколько разных вопросов по одной теме. В дальнейшем действуют в зависимости от его ответа.

Противоядие: Озвучьте, что вы полагаете более целесообразным отвечать на вопросы последовательно, и концентрируйте своими ответами внимание на выбранной вами теме. Возможно, вас заинтересует статья «Как разбираться в людях«

Возможно, вас заинтересует статья «Как разбираться в людях«.

Нередко начальники выбирают в коллективе «козла отпущения» и критикуют этого сотрудника по поводу и без, порой переходя на откровенную грубость. Так руководители пытаются самоутвердиться в коллективе. Но самому сотруднику от этого не легче. Вступать в перепалку, конечно, не стоит — так можно только усугубить ситуацию. Психологи рекомендуют не показывать своей слабости, а держаться уверенно и внешне соглашаться с манипуляторами. То есть начальнику вы говорите: «Я подумаю, как учесть в своей работе ваше предложение», «Я обязательно обдумаю эту неожиданную мысль!», «Нужно подумать, имеет ли это ко мне прямое отношение…», «Может быть…», а на деле остаетесь при своем мнении. Так вы как бы наведете тумана и обескуражите своего оппонента — его попытки взять над вами верх будут разбиты.

Как защититься от социальной манипуляции?

Чем здоровее и сбалансированнее наш образ жизни, тем сложнее нас использовать с нехорошими целями. Лучший способ самозащиты от манипуляций — осознанность по отношению к самому себе и в общении с другими. Её можно развить, периодически задавая себе вопросы:

— Что я чувствую прямо сейчас?
— Каковы мои физические ощущения, эмоции, желания?
— Зачем я принимаю то или иное решение (пойти, купить, помочь)?
— Что я хочу получить в результате и чего ожидаю, реальны ли эти ожидания?
— Что мною движет сейчас?
— Чего я вообще хочу от жизни?
— Что для меня важно?
— Те решения, которые я принимаю, — ведут меня к целям или уводят от них? И, кстати, это точно мои цели или тоже навязанные кем-то?

Привычка задавать себе подобные вопросы, самостоятельно или в компании психолога или коуча, — это своего рода «техосмотр» для психики и хорошая гарантия того, что вы не станете жертвой манипуляций.

Читайте статью о типах людей!

Защита от манипулирования «методом уточнения»

Один из самых распространенных способов манипулировать человеком — заставить его чувствовать себя виноватым. «Кукловоды» эмоционально требуют чего-то или обвиняют во всех смертных грехах. Разбить такой четко спланированный «спектакль» можно легко с помощью уточняющих вопросов (как правило, манипуляторы не вдаются в конкретику). Как можно детальнее выясните, что случилось, в чем суть проблемы. Ни в коем случае нельзя вестись на провокацию и давать волю эмоциям (никаких пререканий, оправданий и объяснений — только вопросы!). Да, ваш оппонент вполне может продолжить эмоционировать и оказывать на вас давление. Ваша задача не поддаваться и стойко продолжать гнуть свою линию истинного желания выяснить позицию другого.

Вопросы важно уметь поставить грамотно. Ваш оппонент не должен отделаться простым «да» или «нет» — его ответ должен быть развернутым и содержательным

Так вы легко переведете беседу из разряда эмоциональной в рациональную. К тому же, вы выигрываете время, чтобы взять бразды правления в свои руки.

Заключение

Манипулирование это способ получить желаемое. Однако, задача данной статьи, прежде всего, научить вас за 5 секунд распознать, когда вами пытаются манипулировать и не поддаться чужому влиянию. А для этого нужно уметь делать это самому.

Честно говоря, манипулированию стоит поучиться, так как без этого в современном мире не выжить. Особенно это касается бизнеса.

В заключении, хочу еще раз повторить, что манипулировать людьми аморально. И данная статья даёт теоретическую информацию. Используйте её что бы защититься от манипуляций ДРУГИХ людей.

Также читайте статью «Как стать хорошим человеком«.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.