- Кто вырастает из «непобедителей»?
- Укрепление уверенности в себе
- Мысленное прорабатывание соревновательных событий
- Воображение поздравлений от тренера и близких людей
- Мысленное создание собственного портрета
- Представление затруднительных соревновательных ситуаций
- Как определить направление деятельности?
- Успешный спортсмен и неудачник
- Визуализация
- Тренировка через слёзы?
- Разбивайте сложные задания на простые этапы
- КАК СОВМЕЩАТЬ ТРЕНИРОВКИ И УЧЕБУ?
- Не бойтесь действовать
- Осторожнее с восторженными оценками
- 6 практических советов
- Позвольте решать самому
- Не зацикливайтесь на победах
- Будьте примером
- Найдите наставника
- Смените форму обучения
- Оставайтесь реалистами
- Зажгите в нем интерес
- Напоминайте об успехе
- Учитесь понимать людей
- Напоминайте об успехе
Кто вырастает из «непобедителей»?
Сегодня давайте поговорим о тех, кто не стал победителем – ведь их большинство. Всегда ли это повод расстраиваться и бросать спорт? Кто же из них вырастает?
Мой муж и свекр – бывшие спортсмены, если такие бывают. На мой взгляд, спортивное прошлое накладывает отпечаток на всю жизнь
И здесь не так важно количество медалей и кубков (хотя в нашем доме есть специальный шкафчик для наград, старшая дочка любит их рассматривать и примерять на себя)
Свекр (ему уже за шестьдесят) до сих пор ездит на соревнования и занимает призовые места в своей группе. Он – лыжник-марафонец. Для кого он это делает?
Для себя: ему важно чувствовать преодоление, почувствовать свои возможности. Ну и, конечно, для внуков
Ведь это – негласный жизненный урок.
В свое время он занимался с сыном, и тот тоже выигрывал все местные соревнования. Конечно, у отца возникали амбиции по поводу большого спорта и высоких достижений. Но сын не хотел ставить спорт на первое место. И отец не стал настаивать.
Сейчас муж участвует в областных соревнованиях – для себя. Ему это нравится, но не более. Именно он и заметил, что практически из всех бывших спортсменов, с которыми он встречается, получились неплохие бизнесмены. И здесь речь идет о тех, кто не всегда занимал первые места, а, скорее, просто участвовал. Потому что навыки и принципы спортивных состязаний они применяют в своей работе.
Ведь спорт учит:
- Преодолевать себя: бороться с волнением, усталостью, болью.
- Стремиться к результату.
- Тщательно готовиться, тренироваться, а не действовать спонтанно по обстоятельствам.
- Концентрироваться на поставленной задаче.
- Потерпев поражение в борьбе, снова вставать и идти вперед, снова бороться и тренироваться. Поражение – повод работать больше.
- Работать в команде.
- Брать на себя ответственность за все действия и слова.
- Быть уверенным в своих силах, справляться с любой сложной задачей.
- Изучать стратегии конкурентов, работать на опережение.
Согласитесь, все эти так называемые лидерские качества, очень нужны в современном мире. Они часто важнее медали.
И это касается не только спорта, но и любых других соревнований.
Но об этом, конечно, не стоит говорить ребенку. Иначе мотивация у него будет уже совсем не та. Просто выбирая между перспективой, родительскими амбициями и конкурентными личными качествами, все-таки стоит отдать предпочтение последнему.
Укрепление уверенности в себе
Неуверенность в своих силах может подкосить даже самого натренированного спортсмена. Чтобы не стать жертвой страхов и комплексов, необходимо регулярно выполнять несколько психологических упражнений.
Мысленное прорабатывание соревновательных событий
Иногда спортсмен боится выполнять какое-либо действие. Эта проблема, например, часто встречается в гимнастике, где существует множество травмоопасных элементов. Лучший вариант в таком случае — подключить воображение. Спортсмен должен представить, как ему удается успешно выполнить то или иное действие. Чем чаще он будет повторять такое упражнение, тем лучше.
Воображение поздравлений от тренера и близких людей
Многим чемпионам помогают двигаться вперед теплые слова поддержки от друзей и семьи. Если спортсмену не представилась возможность услышать нечто подобное, он может мысленно представить все эти фразы. Рано или поздно рядом с ним окажутся те, кто превратит воображаемые поздравления в реальность.
Мысленное создание собственного портрета
Спортсмен должен представить себе, где он окажется через несколько лет, каких высот достигнет. Не нужно скромничать и недооценивать себя. Ведь это — не постановка прямых целей, а лишь разминка для фантазии. Но именно благодаря ей человек постепенно привыкнет видеть себя сильной личностью, которой все по плечу.
Представление затруднительных соревновательных ситуаций
Спортсмен должен подумать, как бы он решил различные проблемы, кого бы попросил о помощи. Подобное упражнение тренирует тактическое мышление, но это не единственное его преимущество. Оно становится своеобразной лакмусовой бумажкой на доверие между спортсменом и окружающими. Может выясниться, что человек ни за что не попросит помочь тех, кого считает своими друзьями. Даже если события разворачиваются лишь в его фантазиях.
Как определить направление деятельности?
За помощью в определении деятельности можно обратиться к штатному психологу того образовательного учреждения, которое посещает ребенок. Он, возможно, уже общался с ребенком. Если специалист еще не успел с ним познакомиться, возможно проведение теста на способности. Но лучше всех на вопрос «Что такое секции?» смогут ответить педагоги дополнительной деятельности, ведь это их работа. Для выбора направления такие специалисты советуют больше наблюдать за тем, что ребенок выбирает в развлекательной деятельности, чаще общаться с ребенком на различные темы. Так ребенок лучше раскрывается.
Успешный спортсмен и неудачник
Прослеживая спортивное совершенствование спортсменов, всех их можно разделить на две группы: успешные и неудачники. К первой категории относятся те, кто показывает хороший результат на соревнованиях и быстро развивает навыки. Неудачники же не могут похвастаться особыми успехами. Если они и попадают на крупные турниры, то в итоге оказываются на последних местах. Их карьера стабильно находится в состоянии застоя. Но это — лишь внешние различия.
Настоящая причина, почему одни люди добиваются поставленных целей, а другие — нет, кроется в образе мышления. Спортсмен, заслуживший награды и признание публики, настраивается на то, что у него все будет хорошо. Поражения он воспринимает как временные трудности и не позволяет им сломить его дух.
В то же время неудачник обладает нездоровой самооценкой. Он предъявляет к себе завышенные ожидания, не соответствующие его реальным способностям. При этом он не рассматривает другие возможные варианты, делая ставку лишь на одну цель. И когда результат оказывается ниже ожидаемого, неудачник чувствует разочарование.
Несчастливца тоже иногда посещают стоящие идеи. Но они похожи на искры, которые гаснут за долю секунды. Эти замыслы никогда не воплотятся в жизнь. Они приобретают устойчивость лишь после того, как их много раз обдумают. А для этого необходимо, чтобы у спортсмена была развита концентрация.
Разрозненные мысли приводят к разрозненности сил. Неудачник не умеет расставлять приоритеты и распределять энергию. Он будет тратить свое время и усилия на вещи, которые не стоят его внимания. Успешных спортсменов, напротив, отличает умение сфокусировать разум на одной точке. Они лучше контролируют свое тело и сознание, не предпринимая лишних действий.
Негативное мышление не возникает само по себе. Жесткая критика, упреки и отсутствие внутреннего стержня подрывают веру человека в собственные силы. Но с этой проблемой можно справиться, и сделать это необходимо как можно скорее.
Визуализация
Визуализация — это представление событий, которые могут произойти в будущем. Спортсмен мысленно выполняет сложные элементы, ловко обходит соперников, купается в любви болельщиков. В спорте от умения создавать мысленные образы зависит многое.
Это доказал А. А. Белкин, обосновывая методику идеомоторной тренировки. Спортсмен должен утром и вечером по 10-15 минут представлять себе различные ситуации, связанные с соревнованиями. Чтобы визуализация была эффективной, необходимо четко соблюдать ее технологию.
- Определение цели. Спортсмен должен знать свое главное желание: установить рекорд, занять первое место или попасть в сборную.
- Расслабление. Отдых душой и телом — залог качественной визуализации. Невозможно сосредоточиться на своих мыслях, когда рядом шумит телевизор, а в комнате слишком яркий свет.
- Представление желаемой реальности в течение 10 минут. Необходимо сконцентрироваться на самих действиях, а не их последствиях. Во время визуализации спортсмену следует придать себе качества, важные для победителя: решимость, упорство, трудолюбие.
Поначалу будет непросто создавать в сознании устойчивое представление. В стройный сюжет могут вклиниться посторонние мысли, а красивая картинка внезапно растворится. Но если заниматься визуализацией регулярно, образы станут более четкими и яркими. Это похоже на создание фильма. Мысленное изображение — действия, происходящие на экране, а сопровождение из воображаемого шума и голосов — озвучивание. Не нужно заставлять людей в своих фантазиях разговаривать одними лишь осмысленными фразами. Многие слова можно заменить ассоциативными образами и ощущениями.
Спортсмен должен выделить для себя роль и мысленно сыграть ее. Пусть он воспринимает фантазии так, словно ему удалось заполучить желаемый результат. Он уже победил на соревновании, его грудь уже украшает медаль. Все должно происходить так, будто события разворачиваются прямо здесь и сейчас. Лишь в этом случае визуализация будет успешной.
Тренировка через слёзы?
Статья по теме
Спорт по-взрослому: в Омске взрослых учат детским видам спорта
Светлана Суприянова,
– Да, многие мамы насильно заставляют детей тренироваться. Недавно привели одну 4-летнюю девочку с хорошими физическими данными. Девочка сразу сообщила нам, что ей мама сказала, что она точно будет олимпийской чемпионкой. А через полгода, когда физическая нагрузка увеличилась и девочек начали «тянуть», мотивация у ребёнка пропала
Тут важно попытаться пережить этот момент с помощью похвалы. Например, говорить: «Посмотри, сколько ты всего умеешь!»
Можно потерпеть до первых соревнований, которые обычно бывают через год, и там уже определяться – оставаться ли в этом виде спорта?
Интерес к спорту у ребенка может возникнуть после громких побед россиян на соревнованиях. Фото: АиФ / Александра Горбунова
Сами спортсмены, добившиеся высоких результатов, своим родителям за детские мучения благодарны.
– Меня родители заставили заниматься лыжным спортом, хотя он мне не нравился, – рассказывает Елена Бацевич, двукратная чемпионка мира по биатлону, заслуженный мастер спорта по биатлону. – Когда появились большие нагрузки, то из спорта вообще хотелось уйти. Но сейчас я им очень благодарна за то, что меня заставляли тренироваться! Хотя родителям я могу посоветовать одно – пусть ребёнок сам выбирает ту секцию, условия и тренера, у которого хочет заниматься. Желательно попробовать 3-4 секции, чтобы определиться с выбором. Когда появится первый результат, то родителям стоит проявить настойчивость. Ребёнок ведь не всегда может адекватно оценивать большую физическую нагрузку. Со временем в спорт втягиваешься и понимаешь, что без этого сложно представить свою жизнь. У родителей должна быть тесная связь с детьми, они должны общаться с тренерами, следить за результатом ребёнка. Стать олимпийским чемпионом – не самое главное. Главное – просто начать заниматься спортом.
Компетентно
– Прежде чем родители выберут вид спорта для ребёнка, необходимо поинтересоваться у педиатра, нет ли у малыша противопоказаний, – говорит врач БУЗОО «Врачебно-физкультурный диспансер» Татьяна Миронова. – В дальнейшем, когда тренировки станут регулярными, два раза в год необходим медосмотр. На первых этапах советую родителям выбрать для ребёнка спортивную гимнастику, где развивают физические данные – гибкость, ловкость, координацию. Со специализацией можно определиться позже. Не забывайте, что основной принцип – занятия спортом не должны вредить здоровью.
Разбивайте сложные задания на простые этапы
Обучая ребенка чему-то новому, разбивайте задания на составные части. Это поможет ему учиться в будущем самому составлять план работ. Концентрация же на небольших заданиях, которые выглядят вполне по силам, в свою очередь снимает тревогу и напряжение, отчего главная цель не будет казаться ему такой невыполнимой и пугающей. Если малыш впервые собирает паззл, покажите ему, что сначала можно, например, выбрать угловые детали, потом рассортировать их по цвету. Эта стратегия отлично применима практически ко всем знаниям и навыкам, которым вы хотите обучить ребенка.
«Моя дочка быстро теряет интерес, если у нее не получается все и сразу, – говорит Марина, мама четырехлетней Ани. – Но я стала делить все задания на маленькие фрагменты и закреплять их в игре. Больше не говорю ей: «Давай-ка посчитаем до сорока», а предлагаю попрыгать на одной ноге по пять-шесть раз, потом посчитать, сколько раз прыгаю я. Затем сложить эти числа и собрать такое же количество веточек, а потом найти еще столько же камней и все снова посчитать. Дочка поверила в свои силы и занимается с удовольствием».
Сабина Сафарова
КАК СОВМЕЩАТЬ ТРЕНИРОВКИ И УЧЕБУ?
Спорт формирует в детях дисциплинированность и собранность. Координационные виды спорта развивают концентрацию внимания, скорость реакции, усидчивость. Поэтому дети-спортсмены часто учатся хорошо и даже отлично. Родители должны учить ребенка тому, что спорт это — хорошо, но школа — главное.
На самом деле очень трудно уделять большое внимание и учебе, и профессиональному спорту одновременно. Но задача родителей стимулировать своих детей
Им нужно объяснять, что образование не менее важная часть жизни, как и спорт. Ребенок должен понять, что из спорта он когда-нибудь уйдет, а знания всегда останутся при нем. Мама и папа могут помогать своим маленьким спортсменам с расписанием и составлением режима дня.
Не бойтесь действовать
Цели готовы, теперь нужно их реализовать. Психология победителя гласит: не бойтесь действовать. Любое желание не дается человеку без сил на его реализацию. Если вы чего-то сильно желаете, значит, вы сможете это что-то осуществить. На этом этапе вы должны по шагам расписать все свои цели. Когда у вас есть множество проектов, сложно выбрать из них главный. Расставьте приоритеты: что вам хочется сделать сначала, а что можно отложить на потом. Теперь конкретизируйте действия. Если вы хотите сделать ремонт в зале, то первым действием должен быть сбор аналогов. Второе действие — составление дизайн-проекта. Третье – составление сметы и поиск строительной бригады. Когда ваша цель расписана по шагам, действовать становится в разы легче. Вам не нужно за день проделать всю работу. Делайте по одному действию или же разбивайте крупные шаги на более мелкие. Так у вас получится реализовать задуманное и, главное, не бояться сделать первый шаг.
Осторожнее с восторженными оценками
Оказывается, наше искреннее желание мотивировать ребенка, внушая ему, что он все делает превосходно, порой может играть против него. И щедрый поток родительских комплиментов: «Какой превосходный рисунок!», «Ты отлично пишешь буквы», «Вот умница, что сам оделся», когда мы частенько еще и лукавим, выдавая желаемое за действительное, в результате формирует ложную мотивацию. Ребенок начинает ожидать похвалы за любые действия. И отказывается выполнять задания, если его лишают приятных слов и связанных с этим эмоций. Как только возникает занятие, которое требует дополнительных усилий, малыш, не получая немедленного подтверждения своей успешности, с легкостью отступает. Ведь проще делать лишь то, что уже хорошо знакомо, чтобы, как и прежде, вырезать из бумаги «самые аккуратные цветы» или «лучше всех собирать конструктор» и получать похвалу.
«Если ребенок что-то делает хорошо, вместо обычного: «Ты такой молодец!» – лучше сказать: «Смотри, ты отлично потрудился, и поэтому все удалось, – говорит профессор психологии университета Стэнфорда Кэрол Двег. – Необходимо, чтобы ребенок понимал: отличный результат связан с тем, что он приложил определенные усилия».
Детям, конечно же, важно ощущать, что родители их ценят и поддерживают. Но и нам, в свою очередь, необходимо адаптировать их к реальности, которая полна трудностей
«Если поощрять исключительно те занятия, которые даются малышу легко, не настаивая на более сложных заданиях, это дезориентирует его, – считает доктор Двег. – Он начнет считать, что все в жизни должно получаться исключительно легко и играючи. Если же у ребенка что-то не клеится, ободрите его словами: «У тебя непременно все получится, надо только снова попробовать». Не оставляйте его при этом одного – помогите ему справиться с трудной задачей
Даже если у малыша не сразу что-то получается, ему важно знать, что вы все равно верите в его успех»
6 практических советов
Давайте разберёмся, как вырастить чемпиона.
Позвольте решать самому
Необходим осознанный выбор вида спорта, в котором ребёнок будет развиваться. Достижения сына или дочери должны быть их собственной заслугой. Если у ребёнка нет желания переходить в профессиональный разряд, о чемпионстве не может идти и речи.
К сожалению, бывает, что мотивацией родителей растить чемпиона из ребёнка является стремление обеспечить своё будущее за счёт его спортивных успехов. Но если этот мотив — единственный, ребёнок не уйдёт далеко. Рациональная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери.
У ребёнка должно быть искреннее желание завоевать титул чемпиона и добиться успеха.
Не зацикливайтесь на победах
Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа
Измените своё отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Как ни странно, именно это даст ребёнку возможность победить
В психологии спорта доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приводят к более эффективным результатам. Так шансы воспитать чемпиона куда выше.
Будьте примером
Взрослые являются образцами для подражания во всём. Ваша задача — помогать ребёнку поддерживать дисциплину
Для этого важно быть организованными родителями
Внедряйте спорт и в свою жизнь — пусть не на чемпионском уровне, но как минимум на любительском. Каждый день обливаться ледяной водой необязательно, но вносить умеренную физическую нагрузку в повседневную жизнь семьи можно и нужно. Устраивайте пробежки, турпоходы, лыжные прогулки.
Правильный семейный образ жизни сильно влияет на мотивированность ребёнка достигать высот.
Найдите наставника
Здорово, если у ребёнка будут не только примеры взрослых, на которых можно равняться, но и наставник, который занимается непосредственно его развитием, вдохновляет и помогает идти к цели.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть тьюторская программа, призванная помочь детям, в том числе и спортсменам, найти свой путь и придерживаться его. К ребёнку прикрепляется индивидуальный тьютор, который профессионально квалифицирован и точно знает, как воспитать спортсмена. Средний опыт тьюторской практики у тьюторов в «Фоксфорде» — 6 лет. Все обладают высшим психолого-педагогическим образованием.
Грамотный наставник знает, как поддержать ребёнка в трудную минуту, вдохновить на свершения и не позволить сдаться в случае проигрыша, как сделать спортивный путь легче и радостней.
Смените форму обучения
Если вашей целью является воспитание юного спортсмена, традиционная школа с ежедневными шестью-семью уроками, классными часами и горами домашки доставит массу неприятностей. Будущим чемпионам требуется соблюдать жёсткий график тренировок, а в период соревнований нередко приходится перемещаться с места на место. Как результат — большое количество пропусков занятий и падение успеваемости.
Перейдите на семейное обучение, чтобы совмещать профессиональный спорт и получение аттестата. Закон «Об образовании» разрешает обучение детей вне образовательных учреждений (статья 17). Можно не ходить в школу, а учиться дома. При этом необязательно учить ребёнка самостоятельно. Многие спортсмены прикрепляются к онлайн-школе, которая берёт на себя все хлопоты по составлению расписания с учётом индивидуального графика тренировок ребёнка.
Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учатся ребята со всего мира. Многие из них занимаются спортом на профессиональном уровне, регулярно участвуют в соревнованиях и завоёвывают кубки. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, эксперты ОГЭ и ЕГЭ, члены жюри олимпиад. Во время онлайн-занятий работает чат, где можно задавать вопросы учителям и общаться с одноклассниками. Расписание гибкое, корректируется под индивидуальные запросы юного чемпиона. Семейная форма обучения позволит и идти к вершинам, и не забывать про учёбу.
<<Форма с консультацией>>
Оставайтесь реалистами
Прежде чем ребёнок достигнет уровня Олимпийских игр, пройдёт немало тренировок, поражений и разочарований. Всё время будьте рядом, несмотря ни на что.
Если взрослые предъявляют нереалистичные требования (три жёстких тренировки в день, никакого отдыха и на международный чемпионат через пару недель), спортивная карьера может превратиться в пытку. Не требуйте быстрых и заоблачных результатов, это приведёт к противоположному эффекту — фрустрации, потере веры в себя и выгоранию. Помните, что у юного спортсмена впереди целый путь. Вы должны помочь пройти его.
Зажгите в нем интерес
Большинство детей дошкольного возраста увлечены любимыми персонажами: пиратами, динозаврами, принцессами. И бесконечные просьбы почитать о них книжку, посмотреть мультик, купить в образе игрушек или принтов на пижамке – постепенно склоняют родителей к тому, чтобы отвадить чадо от этого бессмысленного, как им представляется, хобби. Не стоит! – уверены детские психологи. Благодаря своим любимцам малыш охотнее будет усваивать все те знания, которым вы хотите его научить. Желание прочесть о персонаже что-то новое может склонить ребенка к тому, чтобы поскорее научиться самостоятельно читать.
«Это повод нам, родителям, не сердиться, а самим включить фантазию, – считает американский психолог и писатель Джон Тейлор. – Любимого героя можно поместить в самые разнообразные обстоятельства, сочинив об этом свой рассказ, благодаря чему ребенок с огромным интересом выслушает и хорошо запомнит что-то из области истории или географии».
Напоминайте об успехе
Если настойчивость и терпение становятся частью характера вашего малыша, то эти качества будут проявляться во всех его занятиях и увлечениях. «Постепенно ребенок поймет, что невозможно быть во всем первым, – говорит Джон Тейлор. – Игра в теннис может даваться ему легче, чем решение примеров по математике, и это естественно. Но привычка подниматься над собой и прилагать максимум возможных усилий приучит его всегда стремиться к наилучшему результату
Опыт успешности важно культивировать и в трудную минуту напоминать об этом»
Эту тактику применила на практике Марина. «Когда я привела сына в бассейн, ему не нравилось выполнять все задания тренера, – рассказывает она. – Но я убеждала его быть настойчивым – ведь летом мы полетим к морю, и он сможет самостоятельно плавать и нырять. Эта перспектива склонила его к тому, чтобы не бросать тренировки. Сейчас Миша отлично плавает».
Учитесь понимать людей
Бывало ли у вас такое: вы разговариваете с человеком, и кажется, что собеседник совсем вас не понимает? Такое часто случается с теми, кто не умеет формулировать свои мысли. Может быть, вам и кажется, что вы восхитительный оратор, но на деле может оказаться, что вы и двух слов связать не можете. Больше практикуйтесь. Включайте диктофон и записывайте свои речи. Играйте в бредогенератор. В течение пяти минут рассуждайте на любую тему, не отклоняясь от нее. Чем больше вы будете разговаривать, тем лучше это будет у вас получаться. Уверенный в себе человек, который умеет доходчиво изъясняться и доносить до собеседника свои мысли, может многого добиться в жизни.
Напоминайте об успехе
Если настойчивость и терпение становятся частью характера вашего малыша, то эти качества будут проявляться во всех его занятиях и увлечениях. «Постепенно ребенок поймет, что невозможно быть во всем первым, – говорит Джон Тейлор. – Игра в теннис может даваться ему легче, чем решение примеров по математике, и это естественно. Но привычка подниматься над собой и прилагать максимум возможных усилий приучит его всегда стремиться к наилучшему результату
Опыт успешности важно культивировать и в трудную минуту напоминать об этом»
Эту тактику применила на практике Марина. «Когда я привела сына в бассейн, ему не нравилось выполнять все задания тренера, – рассказывает она. – Но я убеждала его быть настойчивым – ведь летом мы полетим к морю, и он сможет самостоятельно плавать и нырять. Эта перспектива склонила его к тому, чтобы не бросать тренировки. Сейчас Миша отлично плавает».