Дневник эмоций: упражнение для управления эмоциями

Осознание эмоций

Для того, чтобы управлять своими эмоциями, их важно осознавать

Многие люди зачастую не привыкли обращать внимание на свое эмоциональное состояние. Поэтому если у них спросить, что они чувствуют в той или иной ситуации, они ответят очень расплывчато: «Хорошо», «Плохо», «Как-то не очень», «Нормально

Какие эмоции скрываются за этими словами? Неизвестно.

Есть много слов, при помощи которых можно описать эмоции: радость, печаль, гнев, раздражение, грусть, тоска, страх, тревога, обида, вина, стыд, смущение, надежда, гордость, нежность, восторг и т.д.

Способность описать внутреннее состояние при помощи этих или подобных слов, —  первый важный шаг на пути к управлению эмоциями

Подробнее о том, почему это так важно, читайте в этом материале. Здесь Вы найдете простые и понятные инструкции, которые помогут Вам научиться лучше осознавать и понимать эмоциональное состояние

В этой же статье есть аудиозапись медитации, помогающая заглянуть глубоко внутрь себя и лучше познакомиться со своими эмоциями.

Медитативное упражнение, которое я подробно опишу в следующей статье, тоже помогает лучше осознать собственные эмоции.

Как работает это упражнение? Каковы механизмы его воздействия?

Наверное, Вы уже поняли, что я не люблю описывать методику без объяснения того, почему и как она работает. Сегодняшнее упражнение – не исключение.

Если объяснить смысл методики кратко, то можно выразить его при помощи метафоры. Представьте себе, что Вы зашли с завязанными глазами в незнакомое и очень странное помещение. Вы бродите, натыкаетесь на предметы. Вы предполагаете, что на полу стоят какие-то посудины с водой, потому что уже несколько раз что-то сбили ногами, а потом наступили в лужу и промочили носки.

Вы хотите навести порядок: разложить вещи по местам, вытереть пол, но понятия не имеете, с чего начать, поскольку совсем не ориентируетесь в том, что происходит вокруг. Вам неуютно, хочется что-то поменять, но с чего начать, Вы не знаете.

Если Вы снимете повязку с глаз, то дело пойдет намного лучшее и быстрее, правда?

У многих людей большинство эмоциональных переживаний протекает в фоновом режиме, плохо осознается или не осознается совсем. В этом смысле можно сказать, что у человека повязка на глазах, и он не видит, что происходит в его внутреннем, психологическом пространстве. Эмоции живут своей жизнью. Если возникает какой-то эмоциональный дискомфорт, то человек будет ходить из угла в угол, потерянный и не понимающий, какие действия необходимо предпринять, натыкаясь на предметы и лишь усугубляя ситуацию.

И тогда нужно снять с глаз повязку, чтобы увидеть и понять, какие эмоции живут внутри и по каким законам они функционируют. Без этого навести порядок в своем эмоциональном состоянии практически невозможно.

Цель сегодняшнего упражнения, говоря метафорическим языком, — снять повязку с глаз и разглядеть свое внутреннее психологическое пространство. Повторюсь, это важнейший шаг для того, чтобы навести внутри порядок. Подчас никаких других шагов даже не нужно предпринимать. Простое понимание своих эмоций помогает убрать многие негативные моменты.

Перед описанием упражнения проверьте, прочитали ли Вы следующие, важные для понимания сегодняшнего материала, статьи:

  • Сущность эмоций. Что нужно знать об эмоциях для того, чтобы успешно ими управлять
  • Осознанность – секрет управления своими эмоциями
  • Какие бывают эмоции? Список эмоций

Эти три статьи дадут Вам возможность глубоко понять суть сегодняшнего упражнения и сделать его максимально эффективным.

Настройте струны своих эмоций

Совсем отключить эмоции довольно трудно (да и нежелательно, ведь можно превратиться в робокопа или социопата).

Свой путь в покорении чувственного аспекта стоит начать с контроля, спокойствия и приглушения. Так, народные методики вроде медитации и дыхательной гимнастики очень полезны для освоения своего эмоционального поля.

Чай с мятой, мелиссой, липой и ромашкой, душистые благовония, ароматерапия, ванна с пышной пеной…

Чтобы контролировать себя, научитесь успокаиваться, «брать паузу» и расслабляться. Узнав, как выглядит ваш личный баланс, вы всегда сможете к нему вернуться.

Объясняйте себе мотивы, которые вами движут. Анализируйте причины негативных переживаний. Чтобы держать вредные чувства – страх, гнев, стыд, злость, вину, – под контролем, вы должны их понимать и принимать.

Иногда человек настолько эмоционально неустойчив, что вспыхивает как спичка по любому поводу. Такому индивиду будет трудно научиться выключать чувства и контролировать их.

При сильной раздражительности стоит посетить эндокринолога, терапевта, невролога и психолога.

Сбившийся гормональный фон или проблемы с щитовидной железой могут являться причиной нервозности, нестабильности и общей «разболтанности».

Возможно, вам пропишут лекарства, начиная от простых витаминных комплексов вроде магния с В6, и заканчивая гормональными препаратами и антидепрессантами.

Тренируйте воображение

Вы можете абстрагироваться от происходящего? У каких-то людей эта способность есть, у других нет. Даже если вы ей на сегодняшний день обделены, не переживайте, ее можно будет развить. Как это сделать?

В разговоре вы не принимаете участия, и он начинает вас раздражать? Вместо того чтобы испытывать отрицательные эмоции, представьте себе любую картинку, которая, по вашему мнению, соответствует состоянию душевного умиротворения. Это может быть лесной пейзаж, морское побережье или же заснеженные горы. Погуляйте в воображении по природе и не уделяйте много внимания разговору. Но не углубляйтесь в свои мысли целиком. Какая-то часть сознания должна оставаться настороже. Если к вам обратятся с вопросом, вы должны отреагировать. Но в этот момент вы уже будете спокойны и удовлетворены. Как отключить эмоции? Не вникайте во все происходящее и не переживайте. Берегите себя и свои нервы.

Осознание корней эмоций

Нередко корни эмоциональных реакций, возникающих в настоящем, кроются в далеком прошлом. Давайте я проиллюстрирую это на примере, который привела в предыдущем пункте. Экзаменационная тревога. Сейчас я расскажу про часто встречающиеся корни этого явления.

Жил-был ребенок. Как и любому малышу, больше всего на свете ему нужны были любовь и забота мамы и папы. Но у взрослых не хватало на это времени, и их чадо росло, испытывая постоянный, хронический голод по родительскому вниманию.

Ребенок никогда не винит в такой ситуации родителей. Он чаще всего начинает думать, что с ним что-то не в порядке. «Если родители не обращают на меня внимания, значит я какой-то не такой», — рассуждает малыш. И тогда у него появляется стремление стать лучше. Он во что бы то ни стало пытается соответствовать ожиданиям родителей: вести себя идеально, хорошо учиться.

Он обнаруживает, что принесенная из школы пятерка вызывает у родителей гордость, и так ребенок получает хоть немного тепла и внимания. Он также видит разочарование мамы и папы по поводу полученной четверки

И для него это очень болезненно, поскольку самое важное в жизни ребенка – это родительская любовь

Так малыш начинает панически бояться плохих оценок. Ведь для него плохая оценка означает потерю любви.

Проходит время. Ребенок превращается во взрослого человека, который уже не испытывает такой сильнейшей потребности в любви со стороны родителей. Возможно, он решает для себя: «Ну, да. У меня не было теплых отношений с мамой и папой. Жаль конечно. Но это в прошлом».

Вроде бы все в прошлом. Но страх негативной оценки продолжает преследовать уже взрослого человека. Он присутствует на экзаменах, на работе при необходимости сдавать отчеты и т.д. Негативная оценка по-прежнему на бессознательном уровне воспринимается как угроза потери любви. Уже не родителей, а просто окружающих людей. И это по-прежнему очень болезненная тема, вызывающая массу тревоги.

Конечно же, описанная ситуация – не единственная, приводящая к тревоге перед экзаменами. Бывают и другие причины. Этой историей я хотела показать, что корни эмоций, возникающих в настоящем, могут тянуться из далекого прошлого, зачастую из детства. Человек об этом может даже не подозревать.

Часто в работе с психологом у людей поднимаются сильные и глубокие переживания по поводу того, что, как им казалось, давно в прошлом. «Неужели это может иметь какое-то значение? Это же было так много лет назад! Я думал, что давно пережил эту ситуацию», — такие слова я регулярно слышу на консультациях

Но внезапно всплывшие эмоции по поводу ситуаций из прошлого наглядно показывают, что это имеет важное значение

Итак, мы видим, что эмоциональная реакция часто имеет свою историю. Ее источником может быть какая-то давняя травма, эмоциональная боль. С эмоциями могут быть связаны убеждения, сформировавшиеся когда-то давно. Например, за экзаменационной тревогой могут скрываться бессознательные убеждения: «Для того, чтобы окружающие люди меня любили, я должен быть успешным и показывать высокие результаты», «Если я терплю неудачу, значит я недостойный и плохой человек» и т.д.

Конечно же, для того, чтобы разобраться в этом клубке, лучше всего обратиться к специалисту. Но самостоятельно тоже можно сделать очень много.Во время медитации, фиксируясь на эмоциях, может вдруг появляться понимание, откуда они берут корни. Это не понимание, полученное в результате интеллектуального анализа. Это понимание, которое спонтанно рождается изнутри. Его не нужно ожидать, стараться что-то сделать для того, чтобы оно появилось.

Все, что нужно делать, — это оставаться со своими эмоциями, принимая их и проживая. И в какой-то момент может прийти понимание, а вместе с пониманием и исцеление от эмоциональной боли.

Это были аспекты, которые важно понимать при работе с собственными эмоциями. В следующей статье я подробно опишу медитацию, помогающую научиться управлять своими эмоциями

Вот ссылка: https://psy-victory.ru/kak-upravlyat-svoimi-emociyami-chast-vtoraya-meditativnoe-uprazhnenie

Как научиться управлять собой

1. Вспомним о «зефирном тесте»

30% 4-летних детей уже умели контролировать свои эмоции. Эта черта характера досталась им «от природы» или же это умение воспитали в них их родители.

Кто-то сказал: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». И действительно, мы хотим видеть своих детей сдержанными, а сами устраиваем перед их глазами истерики. Говорим им, что они должны воспитывать в себе силу воли, а сами проявляем слабохарактерность. Напоминаем, что они должны быть пунктуальными, и каждое утро опаздываем на работу.

Поэтому начинаем учиться контролировать себя с того, что внимательно анализируем свое поведение и выявляем «слабые места» — где именно мы позволяем себе «распуститься».

2. Составляющие контроля

Вышеупомянутый Ицхак Пинтосевич считает, что для того чтобы контроль был эффективным, он должен включать в себя 3 составляющих:

  1. Быть честным с самим собой и не питать иллюзий в отношении себя;
  2. Контролировать себя следует систематически, а не от случая к случаю;
  3. Контроль должен быть не только внутренний (когда мы контролируем себя сами), но и внешний. Например, мы пообещали решить задачу в такой-то срок. И, чтобы не оставить себе лазейку для отступления, объявляем об этом в кругу коллег. В случае если мы не уложимся в озвученное время, платим им штраф. Опасность лишиться приличной суммы послужит хорошим стимулом для того, чтобы не отвлекаться на посторонние дела.

4. Наводим порядок в своих финансовых делах

Держим на контроле кредиты, вспоминаем, нет ли у нас долгов, которые срочно нужно погасить, сводим дебет с кредитом. Наше эмоциональное состояние довольно сильно зависит от состояния наших финансов. Поэтому чем меньше будет неразберихи и проблем в этой области, тем меньше мы будем иметь поводов для того, чтобы «выйти из себя».

6. Делаем все наоборот

Мы рассердились на коллегу, и нас так и подмывает сказать ему «пару теплых слов». Вместо этого приветливо улыбаемся и говорим комплимент. Если нам стало обидно, что вместо нас на конференцию отправили другого сотрудника, не злимся, а порадуемся за него и пожелаем счастливого пути.

С самого утра нас обуяла лень, и настроение «на нуле» – включаем музыку, и беремся за какое-то дело. Одним словом, поступаем вопреки тому, что подсказывает нам эмоция.

8. Лучший помощник в овладении наукой самоконтроля – медитация

Как физические упражнения развивают тело, так медитация тренирует ум. Посредством ежедневных медитативных сеансов можно научиться избегать негативных эмоций, не поддаваться страстям, мешающим трезвому взгляду на обстоятельства и способным разрушить жизнь. С помощью медитации человек погружается в состояние спокойствия и достигает гармонии с самим собой.

Тимошенко Елена, BBF.RU

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.