Как помочь ребенку стать уверенным в себе

Содержание
  1. Что надо знать об уверенности
  2. Индивидуальные особенности воспитания
  3. Как воспитать уверенную в себе девочку
  4. Как воспитать мальчика уверенным в своих силах
  5. Неуверенные в себе дети – это диагноз?
  6. Подростки
  7. Развитие уверенности у девочек
  8. Что делать родителям
  9. Первое главное правило — давать право выбора и считаться с ним
  10. Второе главное правило — шанс исправиться
  11. Третье главное правило — критика и приказы
  12. Причины неуверенности у детей
  13. Суть веры в себя
  14. Самооценка
  15. Воля
  16. Мотивация
  17. “А какой я?” и другие вопросы
  18. Как воспитать у ребёнка веру в себя:
  19. Пять советов для родителей
  20. Еще не поздно
  21. Диагностика
  22. Откуда берётся уверенность?
  23. Избавление от комплексов и борьба с неуверенностью в себе
  24. 6 советов, которые помогут вам воспитать уверенного в себе ребенка
  25. Советы психологов
  26. Самоанализ
  27. Определите собственные цели
  28. Не сравнивайте
  29. Расскажите ребенку, что ошибки — это нормально

Что надо знать об уверенности

Чтобы разобраться в том, для чего и над чем работать, надо понять: что входит в понятие «уверенность», из чего она состоит и на что влияет, ее роль и место в жизни.

Наверное, именно в трактовке понятия «УВЕРЕННОСТЬ» наибольшее значение приобретает основной принцип психологии – «принцип золотой середины».

Воспитывая в своем ребенке личную уверенность, вы должны помогать ему все время соблюдать этот баланс между недооценкой себя и переоценкой, между самоуверенностью и неуверенностью.

Уверенность – это внутреннее спокойствие, гармония. Это ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА, без оглядки на мнение других, но с пониманием истинной цены своим поступкам, без страха перед отказом, ошибкой, неудачей. Ведь такие препятствия, пороги в жизненном течении не останавливают уверенного человека. Он может пригнуться, перешагнуть, переступить, даже развернуться, но он не остановится, он будет продвигаться к цели и достигать своей мечты. Каждый родитель желает такого безоглядного, беспрепятственного (без внутренних препятствий и барьеров) жизненного пути своему ребенку.

Для этого вы должны развивать в ребенке следующие отдельные составляющие уверенности:

  • Уважение к самому себе;
  • Веру в себя (при наличии обязательного условия – вашей веры в него);
  • Независимость от чужого мнения и от чужой воли;
  • Знание своих сильных и слабых сторон;
  • Умение давать честную и справедливую, объективную оценку (с учетом причинно-следственной связи и мнения всех сторон), а не только субъективную («от себя»);
  • Умение войти в положение другого человека, сопереживать и сочувствовать (этому ребенок может научиться, только если испытывает эти чувства в семье по отношению к себе);
  • Позитивный настрой;
  • Выдержку.

Индивидуальные особенности воспитания

Все дети разные, а значит, они требуют разных подходов к воспитанию. Факторов, отличающих малышей друг от друга много, но один из основных – это гендерная принадлежность.

Для гармоничного развития и уверенности в своих силах ребёнку нужен родительский пример. И здесь есть особенности. Для дочери должен быть добрый отец и строгая мать, для сына – мягкая мать и строгий отец. Подробнее о воспитании девочек и мальчиков мы рассказывали в этих статьях.

Как воспитать уверенную в себе девочку

Девочки по своей природе очень чувствительны. Для них важен сам процесс обучения и воспитания. Именно поэтому с раннего детства девочки играют в соответствующие игры – приготовление еды, переодевание кукол, лечение мягких игрушек.

Девочку не нужно хвалить за достижения и результат. Её нужно любить просто так, без причин. В противном случае, уже будучи взрослой женщиной, она постоянно будет искать одобрения своим поступкам и рискует стать в отношениях с мужчиной удобной, а не любимой.

Как воспитать мальчика уверенным в своих силах

Мальчики же, наоборот, по натуре очень самостоятельны. Для них не имеет значение процесс, если он не приведёт к конечному результату – достижению цели. По этой причине мальчики и собирают конструкторы.

Сыновей стоит хвалить именно за достижения. Так они становятся самостоятельнее, ответственнее и увереннее в себе

Мальчикам важно чувствовать, что родители им доверяют. Им не нужна чрезмерная забота, однако они всё равно хотят знать, что их любят и ценят

В воспитании все средства хороши, поэтому не стоит бояться экспериментировать. Каждый родитель и сам знает, что лучше для его сына или дочери. Также вы можете узнать 27 советов психологов по воспитанию гармоничной и уверенной личности.

Самое главное – это не перестараться. А для тех мам и пап, у которых ещё мало опыта, есть рекомендации психологов. К ним обязательно стоит прислушиваться. comments powered by HyperComments

Неуверенные в себе дети – это диагноз?

А как проявляют себя неуверенные в себе дети? Основные черты характера – малая общительность, безынициативность. Им очень трудно устанавливать контакты с незнакомыми людьми. Часто от них можно услышать «У меня не никогда это не получится», « Я не смогу», « Я не знаю». У них всегда есть оправдание невыполненной работе: нехватка времени, неумение, непонимание чего-то.

Внешне неуверенный ребенок выглядит замкнутым, малообщительным, стеснительным. В то же время такие дети проявляют неоправданное упрямство. Как правило, в основе такого поведения лежат отрицательные эмоциональные переживания по поводу своей неполноценности в глазах окружающих.

 Неправильное воспитание может проявляться в постоянном сравнении ребенка с другими. При этом подчеркиваются ошибки, и принижается его личность. Растущий в постоянной критике и упреках до 8 лет он успевает сформировать в себе комплекс неполноценности. В дальнейшем он перестает выражать свое собственное мнение, а становится моральным « флюгером» — куда подуло, туда он и поворачивается. Такая тенденция в поведении очень опасна, так как может привести человека в более взрослом возрасте в плохие компании и на « скользкую дорожку».

Подростки

К 9-10 годам подростки избегают показательных выступлений: большинство мальчишек перестает петь и танцевать, а девчонки испытывают скованность, и те и другие стесняются даже фотографироваться. Это внешние признаки неуверенности. Проявляются и внутренние признаки в поведение подростков:

  • Страх перед трудностями;
  • страх проиграть (в спорте, в конкурсах);
  • страх перед ошибками и неудачами;
  • страх получить отказ в личных отношениях (даже в приглашении на танец).

Избегайте ошибок, которые усугубят развитие неуверенности: повышенный контроль – это ваше недоверие.
Оно может привести к низкой самооценке и поиску авторитетов на стороне – признакам слабой зависимой личности, что чаще всего приводит к попаданию под влияние авторитетов с отрицательным примером поведения.

Контролировать – это легкий путь родителей, которые не уверены в себе, а значит и в других. Путь легкий, но последствия могут быть неприятными.


Спорные вопросы решайте только путем договоренностей: «Я принимаю твои условия, ты – принимаешь мои условия».

Развитие уверенности у девочек

  1. Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, красивая, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица». Это дает девочке понимание, что ее любят, ценят и придает ей уверенности в себе;
  2. Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери важнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером. Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются примерять одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
  3. С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как устроены взаимоотношения между людьми. Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее поводом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе.

Что делать родителям

Как воспитать ребенка уверенной в себе личностью? В этом важном процессе главное место отводится отношениям в семье. Если дети в семье не признаются равноправными ее членами, если к их мнению не прислушиваются, то это в первую очередь отражается на их самооценке

Еще более усугубляется положение, если их ошибки обсуждаются при всех и в категорическом тоне. Чтобы выработать у дошкольника чувство уверенности в своих силах, поднять его самооценку, его следует не ругать, а хвалить. Это не значит, что проступки не надо замечать. Но, для того, чтобы похвалить его, найдется гораздо больше поводов, чем сделать ему замечание.

Первое главное правило — давать право выбора и считаться с ним

Давайте чаще ребенку право выбора в том, что не критично для его здоровья, чтобы он учился принимать решение и чувствовал, что с его мнением считаются в семье. Если вы хотите все равно сделать по своему, то лучше не спрашивать, а поставить перед фактом. Например, если вам нужно отвезти на день ребенка к бабушке и его мнение не повлияет на исход, то лучше спросите, что он оденет к бабушке, а не:

— Хочешь к бабушке?

— Нет, не хочу, мне там не скучно

— Ничего, найдешь себе занятие.

Это выглядит даже как насмешка или пренебрежение, согласитесь?

Если все же нужно запретить какое-то действие, угрожающее здоровью, не вписывающееся в рамки культуры и т.п., то аргументируйте его и расскажите в чем выгода для ребенка в отказе от действия.  Вывод: относитесь как ко взрослому человеку, как хотели бы, чтобы относились к вам самим.

Второе главное правило — шанс исправиться

Нужно ли наказывать будущего лидера? Конечно, наказание должно присутствовать. Но человек должен четко понимать за что его наказывают. И человеку нужно давать шанс. Что я имею в виду. Сначала оговорите правила, которых нужно придерживаться в вашей семье во благо каждого члена семьи и наказание в случае не выполнения. То есть ребенок должен понимать, почему то или иное действие не нужно и делать и в чем выгода для него — об этом я говорила выше. После первого и второго промаха давайте предупреждение, на 3 раз следует ранее оговоренное наказание. Справедливо?  Я думаю да.

Но, по сути, до наказания дело доходить не должно. Если эти правила установлены для всех членов семьи (например, не сидеть ночью за компьютером или не кушать перед телевизором) и если это правило нельзя нарушать даже «один разок, ну чуть-чуть еще», то вряд ли ребенок будет это делать и будет оспаривать свое право на такое поведение с мыслью «вдруг прокатит».  У мамы много дел и она не заметит или сделает вид, что не заметила.

Третье главное правило — критика и приказы

Не запрещайте все подряд, все, что вам мешает или не нравиться. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать.

Отведите ребенку свое личное пространство, свой угол или комнату, где он может трогать и разбрасывать все, что угодно. И не вмешивайтесь в управление этой территорией творческого беспорядка.

Во-первых, ребенок должен сам понять зачем нужен порядок, как он влияет на человека.

Во-вторых, вы не будете вызывать ассоциаций : «Мама пришла(((( сейчас опять заставит убирать»

Прошу заметить, что не только у детей проблема с порядком, большая часть человечества мучается над вопросом как навести порядок в жизни, на рабочем столе, в голове. Придумывают целые системы мотивации, таймменеджмента, системы организации порядка. И это не потому, что их мама не заставляла складывать игрушки. А может даже наоборот, потому что они наводили порядок, только если их кто-то заставлял?

Мы иногда даже не замечаем, как общаемся с ребенком. Часто это не диалог, а набор команд, которые ребенок должен беспрекословно выполнить. Даже просьбу убрать со стола посуду в раковину можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди.

Разбитая чашка, пятно на кофте, царапина на руке, книга упала в лужу — это  не повод для скандала и укор в сторону ребенка, не нужно на него накладывать штампы: руки-крюки, дырявая голова и другое. Вы только представьте, если внушить человеку такое мнение о себе, кем он будет в жизни. А если по каждой мелочи говорить такие фразы, это не что иное, как закрепление за ребенком образа неудачника.

Многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.

Причины неуверенности у детей

Как показывает практика, дети точно не становятся неуверенными в себе сразу после появления на свет. Прежде чем мать и отец заметят в детском характере скованность, напряженность и низкую самооценку, в психике ребенка происходят изменения, которые приводят к пассивному поведению и замкнутости. События и особенности воспитания, которые снижают веру в себя:

  • Дети подвергаются критике и несправедливому отношению. Так бывает, когда взрослые часто ругают ребенка и почти не хвалят его, негативно оценивают все, что он делает или говорит. Если для взрослых такая форма общения является привычной и долговременной, то вскоре ребенок перестанет опираться на свою личность и верить в себя.
  • Ребенок с малых лет видит родителей, которые не надеются на свои силы. Как это проявляется? Например, мать или отец привыкли быть жертвами обстоятельств, ругают всех вокруг за неприятности, которые случаются в их жизни — родственников и начальника, погоду и государство, своих родителей и друг друга. В этом случае дети перенимают такой способ общения с окружающим миром и растут, не зная, что значит верить в себя.
  • Переживание стресса и другие травмирующих ситуаций. Бывает так, что дети, участвуя в каких-либо серьезных мероприятиях, таких как олимпиады и конкурсы, публичные выступления и организаторские дела — сталкиваются с неудачей или не справляются с ролью, которая на них возложена.
  • Получив подобный стресс, ребенок может начать сильно переживать, ругать себя за то, что не выполнил дело качественно, не занял первое место, не стал гордостью родителей или был выставлен на посмешище. После этого его вера в себя может быть подорвана так сильно, что он больше не осмелится на решительные поступки, так как не считает себя способным.

Родители совершают серьезные ошибки во время воспитания. К ним относятся высмеивание, сравнение, оценивание детей и того, что они делают.

Чтобы сформировать у детей веру в собственные силы, следует начать с изменения эмоционального фона в семье. Что нужно перестать делать взрослым?

  • Считать ребенка неудачником и демонстрировать к нему такое отношение.
  • Говорить о детях плохо в их присутствии, ругать на глазах у других людей — родственников, педагогов, соседей.
  • Говорить такие фразы во время общения, как «Ты мое горе!», «Что ж ты у нас такой непутевый!», «Весь в отца — ничего не умеешь», «Тебе ничего нельзя поручить», «Я так и знал, что ты все испортишь».

Суть веры в себя

Вера ребенка в себя – не что иное, как самооценка. Однако это не единственный компонент. С этим элементом тесно связана тревожность, воля и мотивация. Но обо всем по порядку.

Самооценка

Самооценка – восприятие и оценка человеком самого себя, как в целом, так и по отдельным чертам характера или действиям. На нее влияет:

  • самостоятельное сравнение себя с окружением;
  • чужая оценка;
  • убеждения, ценности, мировоззрение (кто-то ориентируется на внешность, тогда из-за лопоухости может быть снижена самооценка, а кто-то на это даже не обращает внимания);
  • сравнение себя с собой (какой есть, каким хочу быть, каким могу быть, каким должен быть).

Последний элемент – наиболее сложный. Необходимо отметить, что самооценка развивается вместе с человеком. То есть, например, дети младшего школьного возраста могут сравнивать себя с другими и слушать чужую оценку, но не сравнивают сами себя. Умение видеть себя сразу в нескольких проекциях приходит в подростковом возрасте.

Что касается ценностей, то чем младше ребенок, тем этот фактор менее выражен. В плане ценностей при рождении дитя – «чистый лист», только от окружения зависит то, какие у малыша будут складываться ориентиры.

У развитой взрослой личности самооценка устойчивая, адекватная и нормальная. То есть человек знает все свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения. При этом умеет пользоваться ими в свою пользу и всегда видит несколько ходов в каком-либо вопросе. Он знает, что справится, если будет делать «то-то» и не будет «то-то». По крайней мере так должно быть при благоприятном развитии.

Воля

Воля – второй элемент веры в себя.

  • Во-первых, она обеспечивает то самое «что должен, а чего не должен».
  • Во-вторых, развитая саморегуляция (самоконтроль) позволяет ограничивать влияние внешних факторов на самооценку.

Тревожность – черта личности, склонная к изменениям. То есть ее можно регулировать. Однако иногда это особенность психики, которая требует серьезной коррекции. Если речь идет о тревожности, сформировавшейся на фоне негативных факторов (переход в новую школу, поступление на учебу, ссоры с друзьями, неблагополучие семьи), то с ней можно легко справиться. Тем не менее в каждом случае из-за тревожности снижается вера в себя. Вместе с этим нередко тревожность – следствие неуверенности.

Мотивация

Мотивация – стимул к какому-либо действию, жизни. «Тебе нужно поверить в себя», – говорит один человек другому. «А зачем?» – встречный вопрос. Вот наглядный пример роли мотивации в вере в себя. То есть мотивация – это своеобразное согласие на принятие помощи, стимул для веры в себя.

Таким образом, вера в себя не может быть безусловной. Под этим я подразумеваю тот факт, что она должна на чем-то базироваться, чтобы быть устойчивой. Каждый родитель должен уметь заподозрить, выявить проблемы с самооценкой (верой в себя) у ребенка и помочь в ее восстановлении.

Чем опасна неуверенность в себе:

  • замкнутостью;
  • агрессивностью;
  • пассивностью;
  • застенчивостью;
  • чрезмерной покладистостью (слабохарактерностью);
  • страхом;
  • отсутствием целей;
  • неумением строить свою жизнь.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни один родитель не желает такой судьбы своему чаду. А значит, нужно помогать.

“А какой я?” и другие вопросы

Интересно то, что, хотя самооценка и формировалась с самого рождения наших детей, но вот именно сейчас — с 11 лет — наступает оптимальное время для того, чтобы с ней работать. Почему?

Ну во-первых, потому что ребенок уже не совсем ребенок, он себя как-то осознает и что-то сам про себя понимает.

Во-вторых, ему становится любопытно: а какой я? Раньше было просто «я — хороший» или «я — плохой», а теперь вдруг сел у окна и задумался – а какой это, хороший? А почему? А от чего это зависит? 

Кроме того, подростки начинают, наконец, сами себя сравнивать с другими – что я могу, чего не могут другие? Чем я лучше?

Если вам еще и удастся сохранить контакт, то со взрослеющими сыном или дочерью уже можно поговорить почти на равных. Услышать их и сказать то, что смогут услышать они. Взрослой частью себя. 

Как воспитать у ребёнка веру в себя:

  • Верьте в малыша. И сделайте так, чтобы он это знал. “Давай собирать пирамидку, зайка, у тебя сейчас всё получится” — это можно говорить даже самым маленьким карапузам. Пусть растут и твёрдо знают — я смогу.
  • Не критикуйте. Все дети талантливы, но мастерство нужно нарабатывать. Когда малыш слышит в свой адрес фразы, типа «Ты неправильно делаешь, у тебя не получается, дай помогу». Он принимает это как данность и смиряется со своей неумелостью. Говорите фразы, которые помогут малышу: «Как интересно у тебя получилось! А как ещё можно сделать? Может, вот так попробуем?».
  • Не сравнивайте. В нашем детстве было принято ровнять по другим «А у Димы аппликация получилась аккуратнее», «А Маша маме помогает», «Катя уже читает по слогам». Но это не мотивация, а принятие, что другие всегда лучше тебя.
  • Пусть ошибается. Ошибки помогают малышу искать разные пути решения задач. Чем больше ребенок ошибается, тем увереннее он становится. Ведь, если что-то пойдёт не так, он всегда найдёт выход.
  • Хвалите. Чаще говорите детям, какие они умнички и как отлично у них все получается. Это положительные установки, которые способствуют адекватной самооценке. Через родителей малыши узнают об окружающем мире точно так же, как и узнают о себе. Вы – их зеркало. Ребёнок считывает вашу реакцию и настроение по поводу него и примеряет на себя.
  • Признавайте свои ошибки. Если родитель не прав, (а так бывает, никто не идеален!), попросите прощения у малыша, расскажите, почему так произошло. Ребенок почувствует, что с его мнением считаются. Осознание своей ценности в семье = уверенность в своих силах.
  • Не требуйте, а просите. «Одевайся, убери игрушки, помой руки, садись заниматься» — такие фразы звучат, как приказы. Представляете, если бы муж вам говорил всё время в приказном тоне, укрепило бы это отношения? “Зайка, давай-ка уберем игрушки, а то можно споткнуться”, “Помой, пожалуйста, руки, мы же только что с прогулки” — такие просьбы не являются сюсюканьем, но звучат вежливо.
  • Не опекайте чрезмерно. «Не лезь, там высоко» «Не трогай, это тяжело», «Не прыгай, упадёшь». Как же тут поверить в свои силы, когда даже опробовать их не можешь. Безопасность малыша превыше всего. Но шишки и синяки – это тоже ошибки.
  • Давайте право выбора. Начните с малого «Ты на завтрак будешь Кашу, или творог?», «Мы пойдём гулять на площадку или в парк?». Ребенок понимает, что он тоже может что- то подумать, прислушаться к себе, предложить — и его услышат. И самооценка малыша растёт.

Как и любая свободная личность, малыш чего-то хочет, а чего-то нет. Когда ребёнок
протестует, он даёт понять, что ему это не нравится, пытается сделать по-своему. С
мнением ребенка надо считаться, уважайте его желания и точку зрения. Цените его
личность, и он научится ценить себя.

Пять советов для родителей

Для того, чтобы сохранить самооценку подростка в норме, поправить ее, если вдруг просела или подпрыгнула выше положенного, можно следовать простым правилам:

Не сравнивать. В подростковом возрасте это остается актуальным. Подростки сами уже могут себя сравнить с другими, но это не значит, что их не ранят конкретно ваши слова. Не просто ранят, но уже и хорошо осознаются и не менее хорошо запоминаются. 
Убрать завышенные ожидания. Часто родители, узнав, что выпускник сдал экзамен на 97 баллов, недоумевают, почему не на 100? Замечают недостаток трех процентов и пропускают мимо ушей заработанные 97. Ребенок в пубертате еще не до конца взрослый, не всегда может оценить ситуацию, просчитать последствия, дотянуть до той точки, которую вы наметили. Намечайте чуть ниже, чтобы, когда он допрыгнет выше, было чему радоваться всем вместе. 
Хорошо ставить ребенка в те ситуации, когда ему необходимо преодолевать трудности. Это может быть и физическая нагрузка, например, туристический поход, и сложные бытовые задачи, где необходимо пораскинуть мозгами

Однако очень важно не скатиться в ту крайность, когда вы берете детей «на слабо». Делайте сами, предлагайте присоединиться, говорите, что верите в его способности и в то, что он справится. 
Устройте свой собственный “конкурс талантов”

Найдите, заметьте и развивайте то, что нравится вашему сыну или вашей дочери, что у них получается. Для этого стоит расширять кругозор ребенка и постоянно предлагать ему новые виды деятельности. Любопытно наблюдать, как вдруг у застенчивой девочки круто получается обгонять всех взрослых мужчин на трассе для картинга, а неусидчивый хулиган-подросток вдруг лепит из глины потрясающие сосуды. 
Если вы заметили, что самооценка всё равно падает (а вы тут уже не столь властны, ведь мнение сверстников сейчас важнее, такие уж природа заложила законы развития), то хвалите. Много, часто, с удовольствием. Пусть здесь, дома он точно чувствует, что он важен и нужен, его ценят и к нему прислушиваются, с ним советуются и его мнением дорожат. 

Еще не поздно

Для развития уверенности, ребенку следует побороть страх. Детские фобии взрослым порой кажутся нелепыми. Особенно впечатлительные малыши могут нафантазировать себе страхи и сами в них поверить. Вернуть уверенность в себе детям должны родители

Это особенно важно сделать перед школой, когда детский мир, где было все знакомо, стремительно расширяется, и в нем присутствуют не только дети, но и много взрослых, много условностей и правил

Но и с детьми постарше так же можно решить эту проблему. Для детей старше  13 лет могут подойти тренинги, как и для взрослых, конечно, если они сами в этом заинтересованы.

Для детей 7-13 лет можно просто потихоньку менять тактику воспитания, снижать количество наказаний и критики к ребенку, хвалить, прислушиваться к их мнению. Как именно это делать читайте дальше. Конечно резко перестроится не получится ни у вас, ни у ребенка, но важны даже малейшие  шаги к росту самоуважения вашего ребенка.

Итак, вам стоит определится: кого вы хотите видеть  — лидера, уверенного в себе или ребенка, который выполняет все безоговорочно. К сожалению, так не бывает, что до 17 лет человек полностью подчиняется, а в 17 лет становится лидером и уверенной в себе личностью. Скорее всего, он будет искать руководителя во взрослой жизни и ему трудно будет ставить самому себе цели и достигать их. Психологические исследования подтверждают, что послушный ребенок вырастает послушным работником, но не директором, владельцем компании.

Диагностика

Каждый родитель любит своего ребенка таким, какой он есть, но важно уметь увидеть проблему, если она имеется. Если малыш всегда весел, пребывает в хорошем настроении, играет сам и со сверстниками, не устраивает частых истерик и спокойно реагирует на необычные для себя обстоятельства, то можно быть спокойным, значит, его развитие идет правильно и волноваться не о чем

Если ребенок замкнут, молчалив, проводит много времени сам, или не отходит от родителей, часто плачет, не самостоятелен, то тут стоит подумать, не нужна ли ему дополнительная помощь. Если родители начинают сомневаться, все ли хорошо с психологическим и эмоциональным развитием ребенка, стоит ответить на такие вопросы, как:

  • проявляет ли ребенок инициативу;
  • насколько открыт малыш, как он относиться к критике;
  • как он ведет себя с чужими, незнакомыми ему людьми;
  • сколько времени у него уходит на принятие того или иного решения;
  • насколько четкой и выразительной является его речь.

Если хотя бы несколько ответов будут говорить о том, что ребенок не уверен в себе, стоит насторожиться и подумать о том, как решить сложившуюся ситуацию.

Откуда берётся уверенность?

Вера в свои силы – это убежденность человека в том, что у него все получится. Это
способность положительно оценивать свои знания, умения и себя в целом.

Если человек верит в свои силы, то их у него становится больше. У него есть ресурс,
чтобы справляться с трудностями, браться за сложные задачи, не довольствоваться
ролью “середнячка”. И это нужно не только для амбициозных рабочих проектов,
уверенный в себе человек сможет состояться везде — в учёбе, увлечениях,
взаимоотношениях. Потому, что если человек верит в себя, в него верят другие.

Уверенность идёт из детства. Наша реакция на разные события, на слова людей, на
успехи или провалы формируют отношение к своим силам. Мы все можем вспомнить
комплексы подросткового периода, детскую стеснительность — а откуда это всё берётся?
Правильно, из раннего возраста, из семьи.

Избавление от комплексов и борьба с неуверенностью в себе

Многие взрослые люди, страдающие от негативного воздействия комплексов, задаются вопросом, как избавиться от комплексов и наконец-то приобрести уверенность в себе. Это сложный процесс, который требует от самого пациента массы усилий. Повышать самооценку нужно систематически. При всем этом нужно следовать особому алгоритму действий, сложенному из множества этапов.

  1. Выяснить причины возникновения комплексов.
  2. Оценить ситуацию.
  3. Избавиться от страхов.
  4. Поверить в собственную силу воли.
  5. Осуществить активные действия.
  6. Верить в лучшее.

На первом этапе следует выяснить, откуда взялся тот или иной комплекс, и в какой момент человек понял, что жить с ним действительно сложно. Часто это тесно связано с детскими насмешками. В некоторых ситуациях нам самим кажется, что мы выглядим не привлекательно, что у нас не очень хорошо получается выполнять некоторую работу, что к нам не испытывают симпатию представители противоположного пола и т. д. Практически всегда мы сами виноваты в своих страхах и комплексах.

Сразу после выяснения причины появления неуверенности в своих силах и внешности, следует трезво оценить ситуацию. Сам пациент должен понять, что идеальных людей не существует, и даже если какой-то недостаток наличествует, с ним следует научиться жить.

Следующий этап, который поможет избавиться от закомплексованности, заключается в избавлении от всевозможных страхов. Боязнь общественного мнения должна исчезнуть. Мы не обязаны делать все только так, как того требует социум. Не надо бояться ошибаться, показываться смешными и непривлекательными. Каждый слышал поговорку: «Сколько людей — столько и мнений». Угодить всем и каждому нельзя, поэтому для того, чтобы быстро избавиться от неуверенности, не нужно думать о том, что подумают люди.

На четвертом этапе преодоления комплексов следует поверить в свои силы. Сам человек должен быть настроен на то, что у него все получится, и он за считаные дни сможет победить свою проблему. Для того чтобы действительно все удалось, психотерапевты рекомендуют на листке бумаги написать свои реальные качества и те, которые человек хотел бы приобрести. Каждый день нужно следовать своему желанию, повторять вслух написанное и главное, действовать, чтобы повысить уверенность в своих силах.

На пятом этапе наступает самое время для активных действий. Избавиться от проблемы можно на специальных тренингах. Например, комплекс лишнего веса может уйти, как только человек посетит спортивный зал, а комплекс неполноценности уйдет сразу же после налаживания контакта с окружающими. Во втором случае особенно важна роль тренингов. В их программу включена практическая часть для того, чтобы избавиться от волнения при общении с окружающими.

На предпоследнем этапе не помешает подумать о своих главных достоинствах. Человек должен научиться видеть не только собственные недостатки, но и преимущества. Здесь можно повторить упражнение с листом бумаги. Если вы слишком самокритичны, то можно обратиться за помощью к близким, которые обязательно укажут на ваши положительные качества, которые вам не заметны.

Ну и на последнем этапе, когда комплексы уже удалось побороть, пациент должен думать только о хорошем, радоваться каждому новому дню и стараться сделать себя лучше.

Как видно, избавление от комплексов — задание не из простых. Не каждому человеку удается без труда преодолеть все проблемы, но если регулярно стараться, рано или поздно избавиться от проблемы все-таки получится.

6 советов, которые помогут вам воспитать уверенного в себе ребенка

Как ребенку стать уверенным в себе? В этом вам помогут несколько рекомендаций.

Никогда не сравнивайте со сверстниками. После фразы: «Лиза с 9 этажа твой ровесник, а читает, как взрослая» ваш ребенок не станет лучше читать. Он решит, что родители считают его глупым, не любят и соседка Лиза нравится им гораздо больше. Во взрослой жизни он будет пытаться быть «не хуже». О каких-то больших стремлениях и речи быть не может. Уверенные в себе люди соревнуются с собой и не оглядываются на успехи других.
Доверяйте ему. Запаситесь терпением и позвольте ребенку самому преодолеть новую для него задачу. Если родители в растрепанных чувствах со словами «Я уже устал ждать» доделывают начатое за ребенка, он усваивает, что он никчемный, ему не доверяют. Вселяйте обратное: «Я сильный, я смогу, родители поддерживают меня!»
Не критикуйте. Высказывать недовольство можно только по отношению к поступкам ребенка. Например, он играл с телефоном и разбил его

Сравните: «Руки у тебя дырявые, вечно от тебя одни проблемы» и «Видишь, что получается, когда неосторожно обращаешься с вещами?» Принижая незрелую личность, вы воспитываете склонность к самоуничижению.

Одобряйте. Меняйте фразы: «нарисовал непонятно что» на «необычное творение»

Одобряйте любое новое его занятие. Рисунок повесьте на стену
Ребенку важно быть признанным, знать, что он талантлив. Вера в себя и есть уверенность.
Не высмеивайте его
Когда вы весело рассказываете посторонним людям, как ваше чадо умудрилось сказать глупость при всем классе, это вызовет минутный смех окружающих и возведет стену недоверия между вами и ребенком. В его душе поселятся тревога, отчаяние и разочарование. Будьте опорой и защитой, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе.
Выражайте благодарность. Вы благодарите мужа или подругу за помощь, приятный вечер, поход в кафе? Точно также нужно благодарить и маленького человека, когда он помог в уборке по дому, рассмешил и поднял вам настроение и даже за попытку оказать помощь. Ребенок будет чувствовать себя нужным, и самооценка укрепится.

Советы психологов

Поверить в себя возможно. Что говорят психологи?

Самоанализ

Не можете решить задачу? Изучайте сведения, информацию, способную помочь. Определите сильные и слабые стороны. Поймите, в каких делах вы можете достичь быстрого и эффективного результата, адекватно оцените силы и способности.

Читайте литературу по мотивации, посещайте курсы, тренинги, семинары, занятия по личностному росту. Ищите опору, недостающую для успеха. Исследуйте, анализируйте, изучайте. Знания не лишние – с ними придет уверенность в жизни.

Определите собственные цели

Запишите на листе бумаги цели. Что вы планируете реализовать за год? Изучите перечень внимательно. Уверены, что действительно хотите именно этого? Может это картинка из журнала, прихоть близкого человека, попытка доказать что-то бывшей однокласснице? Пункт: «Купить шубу лучше, чем у Маши» не может быть истинной целью, если до встречи с Машей вы не помышляли о шубе. А что если сразу после этого Маша купит шубу еще лучше?

Не сравнивайте

Внешний вид, достижения, заработки, успех, вторая половинка – ваша жизнь. Глупо сравнивать с другими то, что у вас есть. Работайте над отношениями, ели видите проблему. Не надейтесь, что брак будет таким как у соседей. Он может быть лучше, чем сейчас и лучше, чем у них, но не аналогичным. Пытаясь подражать, вы теряете индивидуальность забываете об истинных желаниях. Весь год вы думали о том, что хотите поехать в Грецию, полюбоваться скульптурами, позагорать на пляже, испробовать местную кухню. Вы жили мечтой, но встретили бывшую одноклассницу на шикарном авто, и решили, что путешествие подождет. Сравнив свои поездки на метро с передвижением давней приятельницы, вы расхотели ехать в Грецию, купили авто. А мечты о теплом море и скульптурах не ушли. Деньги потрачены, и теперь вы без удовольствия рассекаете на авто. Сравнение с другими ведет к безрадостным последствиям, редко принося истинное удовлетворение.

Вера в себя обязательна в жизни любого человека. Верьте, мечтайте, не придавайте свои мечты.

Расскажите ребенку, что ошибки — это нормально

Сила воли предполагает борьбу с окружением, с самим собой. Ошибки тут неизбежны. Говоря ребенку, что ему не дано хорошо учиться на уроках литературы, ведь у него математический склад ума, или наоборот, вы отбиваете у него всякое желание развиваться и бороться с трудностями. Лучше объясните, что ошибки — это нормально, это показатель того, что нужно стремиться стать лучше. Написав сочинение на 3, появится возможность поработать над собой, над своими ошибками. Для постоянного развития должно быть сложно и некомфортно, а люди, которые всегда получают пятерки, возможно, никогда не выходили из зоны комфорта, и в дальнейшем им будет сложнее справиться с трудностями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.