Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте

Что такое эмоциональный интеллект?

Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день

И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью Общего когнитивного теста CogniFit

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.

Покажите ребёнку, как выражать эмоции

Расскажите и покажите ребёнку, что он может выражать эмоции разными способами:

✓ Сказать вам про них: «Мне грустно», «мне смешно» .✓ Нарисовать их.✓ Слепить из пластилина или из песка.✓ Через физические действия: попрыгать, побегать, потанцевать.✓ Написать о том, что он чувствует.✓ Рассказать через игру.

Назовите чувства ребёнка, которые он сейчас переживает:

– Ты очень скучаешь по папе.– Понимаю, тебе это обидно.– Я вижу, как тебе приятно.– Я понимаю, тебе сейчас грустно.– Похоже, ты очень разозлился.

Будьте примером для ребёнка – говорите ему о том, что чувствуете. Рассказывайте ему о своих эмоциях и чувствах. Ведь дети смотрят на нас и учатся.

Также старайтесь меньше говорить и больше слушать ребёнка. И слушать необходимо очень внимательно! Помните, что у вас целых ДВА уха, и только ОДИН рот, а не наоборот)) 

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений

В результате эволюции человека эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Наверное, мы все хотим видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими, но не всегда это получается.

И цель взрослых — помочь ребёнку разобраться с основными проблемами общения, уделять больше внимания умению общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением.

Литература

  1. Анисимов В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание, №3, 2010 г.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968 г.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000 г.
  4. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982 г.
  5. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981 г. — № 10. – с. 61-64.
  6. Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание, №2, 2010 г.
  7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988 г.
  8. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990 г.
  9. Махортова Г. Эмоциональная напряженность // Дошкольное воспитание, №1, 2010 г.
  10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986 г.
  11. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977 г. — № 2.
  12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.. 1996 г.

Фото: Екатерина Афанасьичева.

Виды и функции эмоций

Эмоции – это субъективные состояния человека, проявляющиеся в разных формах и интенсивностях переживаний. Эмоции не только включены во все психические процессы человека, они также способны мешать функционировать другим аспектам познания мира – затормаживают мышление, мешают сконцентрироваться, по-разному влияют на наше поведение. Более того, важным является и тот факт, что одни и те же эмоции мужчины и женщины часто переживают по-разному.

Чтобы понять, как эмоции способны влиять на каждодневную деятельность человека, психологи разделяют их на первичные, вторичные и третичные – в зависимости от интенсивности влияния эмоций на общее состояние организма.

Первичные эмоции

Первичные эмоции возникают как результат на определенное событие (неожиданное вознаграждение). К первичным эмоциям относят: удивление, отвержение, отвращение, страх и восхищение. Первичные эмоции, как правило, являются реакцией на какую-то потребность человека: необходимость признания, принятия, получения любви или желание ощущения привязанности.

Вторичные эмоции

В отличие от первичных, вторичным эмоциям свойственно не только реагировать на событие (то, что называют «сказать, не подував»), им свойственно также некая доля размышлений над тем, какая реакция на событие будет более уместной. Например, если радость и восторг от выполненной работы – это первичное чувство, тогда вторичным чувство будет удовольствие от выполненной работы и уверенность в своих силах.

Вторичные эмоции по сравнению с первичными более длительные, к ним относятся:

  • обида;
  • раздражение;
  • гнев;
  • ярость;
  • злость.

Третичные эмоции

Иногда психологи выделяют для более четкого понимания человеческих потребностей третичные эмоции, которые являются более детализированными проявлениями первичных и вторичных эмоций. Например, если любовь – это первичная эмоция, тогда такие проявления эмоций как нежность, симпатия, сострадание и сентиментальность – ее третичные оттенки. Такие же оттенки проявлений есть и в радости, — это веселость, наслаждение, счастье, восторг и удовлетворенность.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?

1. Управление собственным поведением

Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает
кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции
– обиду, грусть, злость. 

Когда ребёнок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребёнку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять своё отношение к произошедшему. 

Когда ребёнок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает своё настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать своё поведение.

2. Понимание чувств других людей

На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребёнок учится понимать чувства других людей

Почему это важно?. В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты

Узнайте большое о том, как развить коммуникативные навыки

В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Узнайте большое о том, как развить коммуникативные навыки.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?

Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствуют формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями и являются неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.

Понимание чувств других необходимо для
формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие
своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?

1. Управление собственным поведением

Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость. 

Когда ребёнок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребёнку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять своё отношение к произошедшему. 

Когда ребёнок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает своё настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать своё поведение.

2. Понимание чувств других людей

На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребёнок учится понимать чувства других людей

Почему это важно?. В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты

Узнайте большое о том, как развить

В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Узнайте большое о том, как развить.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?

Развивается способность к . Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствуют формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями и являются неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.

Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

Игры на изучение эмоционального выражения

Дети познают мир посредством игр и развлечений. Что могут предложить родители:

  1. Вырежьте фигурки, на лицах которых будет изображена какая-то эмоция: злость, радость, обида, страх. Расскажите ребенку, что переживает каждый персонаж: фигурка плачет, она расстроена, или она злится на кого-то, радуется, и т.д.
  2. Привычная игра с мягкими игрушками или куклами может превратиться в ролевую игру, если добавить в нее эмоции.
  3. Пускай в игрушечный мир ворвется злобный персонаж, и тогда мишки, зайки, собачки будут переживать, волноваться, прятаться, пытаться сделать отрицательную игрушку доброй.
  4. Покажите без слов радость, злость, обиду, гнев. Пускай дочь или сын угадают, какую эмоцию вы показываете.

Если ребенок вот-вот устроит истерику, предложите ему немного потанцевать или побегать. Если захочет поплакать, сделайте с ним вместе несколько глубоких вдохов-выдохов. Будьте рядом и помогайте малышу справиться со своими эмоциями, чтобы в дальнейшем ему было проще разобраться со своими чувствами и принимать верные решения, а не прятаться в себя или решать проблемы с помощью физической силы.

Мне нравитсяНе нравится

Как распознать свои подлинные эмоции

Эмоциональный интеллект – это умение распознавать, какие эмоции человек ощущает в конкретный момент. Проблема распознавания своих эмоциональных ощущений, на самом деле, очень серьезная, особенно в нашей стране, где до сих пор у многих осталась советская привычка держать все переживания в себе. Связано это с тем, что взрослые стараются скрыть свои эмоции, а дети перенимают поведение родителей.

Тем самым взрослые подавляют эмоции в малыше, и в следующий раз, вместо того, чтобы выплеснуть обиду или злость наружу, он будет терпеть и сдерживаться. Ребенок должен понимать, какие эмоции он переживает, чтобы научиться ими управлять. Например, малыш не может справиться со злостью – он ломает игрушки, кидает книги, кричит и закатывает истерики. И происходит это не потому, что маленький человек растет с плохим характером. Он просто не понимает, что в данный момент злится.

Родители должны показать детям, каким богатым может быть мир эмоций, переживаний и ощущений. Все люди испытывают в разные периоды своей жизни целую палитру эмоций:

  • радость;
  • разочарование;
  • обиду;
  • грусть;
  • злость;
  • умиление, и т.д.

Ребенку нужно демонстрировать с помощью наглядных примеров, какими могут быть мимика и жесты, когда кто-то испытывает ту или иную эмоцию. На помощь придут мультфильмы, книги с иллюстрациями, поведение других людей, за которым можно понаблюдать и проанализировать вместе с малышом, что чувствует этот человек в данный момент.

Для ребенка очень важно получить искреннее сочувствие родителей, понять, что они переживают с ним его собственные эмоции. Например, малыш потерял свою любимую игрушку

Не стоит говорить: «Ничего страшного, у тебя ведь много мягких игрушек, выбери другую», «Пойдем в магазин, купим тебе нового зайца». Ребенку нужно пережить эмоцию, поэтому бросаться решать проблему взрослым точно не нужно, так же как игнорировать ее.

Маленький человек плачет, значит, есть причина его слез. Задача взрослых – посочувствовать, успокоить, обнять, выслушать, чтобы в следующий раз дочь или сын пришли за помощью именно к вам, родителям. Таким образом формируются доверительные отношения между мамой/папой и детьми.

Нужно уметь слушать ребенка, это очень важно. Задавайте ему наводящие вопросы, уточняйте, правильно ли его поняли, стройте конструктивный диалог, спрашивайте, что он чувствует в данный момент

Родителям нужно показать, насколько глубоко они сопереживают сыну или дочери. Ребенок имеет право на свои эмоции – вот что должны усвоить родители в первую очередь.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

  • Сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребёнку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
  • трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершённый с другими детьми труд; общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
  • произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
  • творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).

Как эмоциональный интеллект помогает в обучении

Важно иметь ввиду, что образование — процесс непрерывный. Ребёнок каждую минуту чему-то учится, причём не только у школьного учителя и родителей, но и друзей и людей из реального или виртуального окружения

Существуют три кита успешного образования с учётом эмоционального интеллекта:

1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные, и траектория обучения, соответственно, тоже).

2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучению ребёнка, избегает оценки и критики).

3. Программы и педагоги (принципы образовательной системы).

Когда
ребёнок чему-то учится, он в итоге приобретает (или,
к сожалению, не приобретает) пять результатов, с которыми, как
с личным сокровищами, выходит затем в жизнь:

  1. Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.
  2. Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению («научиться учиться»).
  3. Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий каким-либо видом деятельности. Либо удовлетворение, либо -разочарование в себе и мире. А главное, они приводят или к повышению уверенности в себе, или же, наоборот, к снижению самооценки.
  4. Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом и впечатлении о нём. Аккуратная учительница формирует представления об аккуратности, добрая — о доброте. И так далее.
  5. Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Когда ребёнок формирует представление об общем, исходя не только из своих представлений, но и представлений своих одноклассников.

Родители должны проявлять интерес к обучению ребенка, стараться избегать оценки и критики.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым. Чего хочет ребенок?

Чего хочет ребенок?

Родителям важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё что «надо», но «не хочу», отражается на здоровье

В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием.

Разрыв между «стараюсь учиться хорошо» (хочу) и «с удовольствием учусь» (надо) покрывается здоровьем ребёнка.

Компоненты эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект включает в себя два аспекта: возможность управления собой (внутриличностный аспект) и возможность контролировать отношения с другими людьми (межличностный аспект).

Внутриличностный эмоциональный интеллект заключается в таких свойствах личности, как самоконтроль, понимание истоков возникновения своих чувств, уверенность в своих силах, активность, гибкость мышления, пытливость, оптимизм.

Межличностный эмоциональный интеллект позволяет человеку быть открытым, уважительным, коммуникабельным, эффективно работать в команде, строить и регулировать отношения с другими людьми.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Компоненты эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект включает в себя два аспекта: возможность управления собой (внутриличностный аспект) и возможность контролировать отношения с другими людьми (межличностный аспект).

Внутриличностный эмоциональный интеллект заключается в таких свойствах личности, как , понимание истоков возникновения своих чувств, уверенность в своих силах, активность, гибкость мышления, пытливость, оптимизм.

Межличностный эмоциональный интеллект позволяет человеку быть открытым, уважительным, коммуникабельным, эффективно работать в команде, строить и регулировать отношения с другими людьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.