Эффективные методики развития памяти

Содержание
  1. Компоненты успеха
  2. Возрастные особенности развития памяти
  3. Запоминайте, а не “зубрите”
  4. Виды памяти в зависимости от того, что мы запоминаем
  5. Образная память
  6. Моторная или двигательная память
  7. Эмоциональная память
  8. Словесно-логическая память
  9. Формирование памяти с 3 до 6 лет
  10. Приемы и упражнения для тренировки памяти
  11. Развитие фотографической памяти по методу Айвазовского
  12. Упражнение «Игра в спички»
  13. Упражнение «Римская комната»
  14. Полезное чтение на выходных
  15. Развитие памяти у детей
  16. Память в психологии
  17. Теория памяти
  18. Ассоциативная теория Аристотеля
  19. Гештальт-теории
  20. Теория бихевиоризма
  21. Смысловая теория памяти
  22. Скачать инфографику. Что такое память
  23. Классификация памяти. Виды памяти.
  24. Как устроена память, свойства человеческой памяти и ее развитие
  25. Виды памяти в зависимости от того, как мы запоминаем
  26. Непроизвольная
  27. Произвольная
  28. Виды
  29. Как работают законы памяти.

Компоненты успеха

Изучение множества способов и даже всей методологии улучшения памяти не всегда приносит требуемый эффект, поскольку важно учитывать факторы, отрицательно влияющие на интеллект. Условия развития идеальной памяти следующие:

Условия развития идеальной памяти следующие:

Обеспечение мозга достаточным количеством кислорода.
Отказ от курения и алкоголя, особенно, когда нужно что-то выучить.
Полноценный сон.
Правильное питание – помощь мыслительным процессам оказывают сыр, яйца, миндаль, орехи. Богатая белком и легко усвояемая пища – необходимое условие для плодотворных умственных усилий

При этом важно соблюдать равновесие между голодом и слишком переполненным желудком.

Как видим, методы развития памяти разнообразны, но все они подразумевают активное задействование мышления, причем результат можно получить при условии многократного повторения тренировочных упражнений и соблюдения правил здорового образа жизни.

Возрастные особенности развития памяти

Особенность развития памяти в раннем возрасте проявляется в повышенной обучаемости, необходимости запоминать большие объёмы информации для ориентации в мире, самообслуживания, понимания процессов жизни. Первый опыт ребёнок приобретает благодаря свойствам эмоциональной, двигательной и образной памяти.

Память необходима ребёнку для познания мира и является ключевой в приобретении опыта и новых навыков. Память раннего возраста непроизвольна, запоминание происходит без особых усилий со стороны ребёнка, поэтому не имеет смысла говорить “запомни”, постепенно поймёт – и информация отложится на подкорке головного мозга.

Часто дети проявляют чудеса памяти в изучении стихов, запоминании сказок, считается, что хорошая память – это нормально для ребёнка, к тому же они живут эмоциями, что способствует запоминанию. Ребёнок проживает каждую сказку, рассказ, чувствует, как герои истории проходят приключения.

Особенности развития памяти в детском возрасте проявляются в запоминании действий, что повторяются – регулярные умывания, мытьё рук, процедура питания, прогулки, всё запоминается ребёнком, а позже и слова, которые наиболее часто слышит, происходит мысленная привязка к действиям. Обычно взрослый человек помнит о детстве примерно с трёх лет, именно в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя, как отдельного субъекта мира, запоминать события жизни.

Большая часть информации, полученная в детском возрасте, переходит в долговременную память, помогая человеку жить. В психологическом плане также очень важны первые годы, когда ребёнок чувствует любовь, заботу, поддержку близких, помощь в проявлении самостоятельности. В обратных случаях могут быть сложности с социализацией и нарушением программы жизни (сложности в построении семьи, рождении детей).

Психологические особенности развития памяти детей проявляются в использовании образного мышления и памяти, после четырёх лет проявляется возможность памяти произвольной, что лучше всего проявляется в игровой форме. Они могут уже повторять, запоминать стихи. В школьном возрасте осваивают новые способы запоминания – обобщение, классификация. Используют построение планов и пересказы для запоминания.

Запоминайте, а не “зубрите”

Важно учиться логически запоминать материал, а не “зазубривать”, это мешает творческому развитию и не даёт эффективности развития умственных способностей в будущем. Особенности развития памяти проявляются и в подростковом возрасте, когда возникает повышенная потребность в овладении знаниями

На первое место выходит логическая память, механическая проявляется в меньшей степени, поэтому непонятный материал плохо усваивается.

В этом возрасте память уже более интеллектуальная, проявляются различные методы мнемоники, понимая необходимость развития своего потенциала к запоминанию. В более старшем возрасте особенности развития памяти проявляются хорошим запоминанием, так как есть потребность освоения своей профессии, специализации, происходит адаптация в обществе. Люди могут получать по несколько образований или учиться заочно.

В преклонном возрасте часто проявляются расстройства памяти, что связано с нарушениями в работе головного мозга, часто такие люди хорошо помнят события далёких лет, забывая ближайшее прошлое. Это связано с ухудшением работы оперативной памяти на фоне ясности долговременной.

Причины забывчивости могут быть, как физиологическими (расстройства нервной системы, болезнь Альцгеймера), так и психологические – депрессивные состояния. Необходимо контролировать эти процессы, советоваться с врачами для улучшения ситуации, меньше переживать, положительные эмоции способствуют крепкому здоровью.

Таким образом, рассмотрели основные виды памяти, особенности развития мышления и памяти у разных людей в зависимости от восприятия жизни, возраста, основные способы улучшить запоминание информации, поделились знаниями о новых системах. Надеемся, что смогли пролить свет на тайну памяти человека.

Желаем всем иметь прекрасную память на долгие годы и быть счастливыми!

Виды памяти в зависимости от того, что мы запоминаем

Люди сталкиваются с самой разной информацией, которая оказывается в мозге разными путями. Специалисты выделяют формы запоминания исходя из того, какие процессы психики были задействованы.

Образная память

Наибольший объем имеет отдел памяти, который должен хранить образы, полученные с помощью органов чувств.

Зрение обеспечивает визуальную информацию, в т.ч. и в виде напечатанного текста. Речь людей, звуки природы, музыка проходят через слуховой канал. Тактильные ощущения человек получает посредством осязания, запахи — обоняния и т. д.

Картины происходящего вокруг поступают в мозг человека непосредственно после рождения, чему способствует образная память. Некоторые люди обладают особенным видом запоминания, благодаря которому могут детально воспроизвести то, что увидели, услышали или почувствовали.

Моторная или двигательная память

Эта способность была свойственна людям еще на заре эволюции. Человек часто не осознает, насколько важен для него моторный вид памяти. Благодаря ему он может не только заниматься спортом, танцевать, но и выполнять более простые действия, например делать записи в блокноте, наливать воду и пр.

Эмоциональная память

Часто человек мало придает значения воспроизведению чувств или эмоций. Однако без этого процесса жизнь людей утратила бы смысл. Эмоциональная память всегда связана с ассоциациями, т. е. воспоминание происходит при полном или частичном повторении того или иного события. Иногда, чтобы возникли эмоции, хватает одной детали. Однако в воспоминаниях они будут выражены менее интенсивно, чем в момент их получения.

Сведения, имеющие эмоциональную окраску, всегда запоминаются лучше.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид свойственен только человеку. Даже если животное запоминает какие-то слова, то только как звуковые сочетания, которые связаны с образом зрительного, слухового или обонятельного характера. Человеку же присущ процесс осмысления.

Наилучшим образом запоминание идет в процессе восприятия текста, а не отдельных слов. Логическая память относится к самым молодым видам психических процессов. Она требует осознанности, развить которую можно только целенаправленно.

Формирование памяти с 3 до 6 лет

Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный периол времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко усваивает важный для него материал, маленькие стихотворения. Он старается сам поставить задачу и достигает ее. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение  иностранных языков. Так как же улучшить работу памяти у малыша 6 лет?

Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя им различные образы и слова родного языка.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Развитие мнемонических процессов способствует активизации мышления, концентрации внимания и пр. Развивать ресурсы для сохранения нужной информации можно посредством несложных приемов, например сделать список того, что необходимо купить в магазине и запомнить его. Номера телефонов, имена и фамилии рекомендуется заучивать, как можно реже обращаться к записям.

Существуют техники для тренировки запоминания. Применять их нужно к тому типу памяти, который развит менее других.

Развитие фотографической памяти по методу Айвазовского

Смысл упражнения сводится к тому, что на 1 объект следует смотреть 5 минут. После этого глаза закрывают и стараются представить рассматриваемый образ в голове как можно более детально. Иногда прибегают к способу зарисовки. Благодаря данной технике быстро развивается визуальная память, однако применять упражнение следует систематически.

Упражнение «Игра в спички»

Улучшить процесс зрительного запоминания можно с помощью следующего вида работы: на стол выкладывают 5 спичек и смотрят на них, затем отворачиваются и пытаются воссоздать их расположение на другой поверхности.

Упражнение «Римская комната»

Выполняют упражнение следующим образом: смотрят на изображение любой комнаты и стараются запомнить, как расположены предметы, какими деталями они обладают, формой, оттенками и т. д. Такой подход не только улучшит визуальный тип памяти, но и поможет сделать процесс запоминания более структурированным.

Полезное чтение на выходных

Улучшить возможности запоминания можно с помощью чтения и последующего пересказа. В процессе такой работы удастся не только сделать большим объем памяти, но и расширить словарный запас, развить мышление и активизировать различные психические процессы.

Выбирать следует литературу разного направления. Можно чередовать художественные произведения с научными статьями из журналов.

Развитие памяти у детей

Процесс запоминания у детей напрямую зависит от того, насколько развита речь ребенка. Каждый возраст характеризуется некоторыми особенностями, например, у детей 4 лет преобладает непроизвольный вид запоминания. В старшем дошкольном возрасте намечается переход к произвольному виду, благодаря чему ребенок может осваивать информацию самостоятельно.

Процессы запоминания информации напрямую зависят от того, насколько высоко мотивирован ребенок

Важно, чтобы дошкольник был заинтересован в работе. Она должна вызывать у него положительные эмоции

Логическая форма запоминания у детей вырабатывается медленнее других видов. Однако это не мешает развитию психики дошкольников, поскольку компенсируется таким видом, как двигательная память. Постепенно в игры, обучение, коммуникацию следует вводить элементы, которые будут улучшать возможности логической формы запоминания. Если же их не использовать совсем, то это приведет к слабости произвольного вида сохранения информации.

Развитие памяти должно быть постоянным процессом

В школьные годы важно вырабатывать словесно-логическую память

тут

Память в психологии

Память в психологии – это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.

В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.

Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения

Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие

В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.

Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.

Теория памяти

Еще с давних времен человечество задавалось вопросом, что такое память человека и непосредственно психологическими связями между запоминанием и воспроизведением информации. Объясняя эти механизмы, появилось множество теорий и объяснений, которые разнятся и характеризуются некоторыми принципами, к примеру:

  • Ассоциативная теория Аристотеля;
  • Гештальт-теория;
  • Теория бихевиоризма;
  • Смысловая теория памяти.

Только рассмотрев каждую теорию в отдельности, можно определить особенности.

Ассоциативная теория Аристотеля

Предполагает, что все запоминание состоит в создании связи – ассоциаций. При этом существуют некоторые виды ассоциаций:

  • Ассоциация по смежности, которая заключается в том, что воспроизводя образы, память человека воспроизводит и эмоции, которые были пережиты в те моменты, как отрицательные, так и положительные.
  • Ассоциация по сходству, которая обеспечивается воспроизведением образов и всех признаков, которые с ним схожи. К примеру, увидев фотографию человека, сразу возникают представления о нем самом (характере, тембре голоса и прочее).
  • Ассоциация по контрасту заключается в процессах представления, которые основаны на контрасте, на противоположных образу признаках.

Гештальт-теории

Спустя время, одна теория сменялась другой, и вот настало время гештальт-теории, суть которой была совершенно противоположной. Теория обуславливалась не частичными ассоциативными элементами, а полноценной целостной организацией процессов – гештальтом. Направление изучения подобной теории стало носить название гештальтология, основным постулатом которой являются наличие целого, совокупность всех механизмов, систем и функций памяти, которые образуют представление и восприятие.

Теория бихевиоризма

Теория бихевиоризма, которая пришла на смену «гештальтам», во многом была схожа с ранее представленной теорией ассоциаций, лишь с одним значительным отличием – по теории бихевиоризма процесс запоминания должен был постоянно подкрепляться каким-либо стимулом, для качественного дальнейшего воспроизведения.

Смысловая теория памяти

Начало ХХ века в психологии ознаменовалось появлением новой смысловой теории памяти, смысл которой заключался в том, что все процессы и сопутствующие реакции, протекают прямопропорционально наличию или отсутствию смысловой связи, которая их объединяет. Так, доказательству подлежала теория о том, что процессы памяти неразрывно зависят от процессов мышления. Таким образом,  память, как осмысленная деятельность человека, зависит от поставленной задачи. Также было доказано, что действия, в отличие от мыслей, намного лучше запоминаются.

Недавними исследования доказали, что все процессы памяти связаны с биохимическими реакциями и модификациями РНК.

Помимо этого, в последнее время ученые стараются доказать и изучить определенные области мозга, отвечающие за сохранение и воспроизведение информации, а также характеризующие процессы забывания. Но об этом в других статьях.

Скачать инфографику. Что такое память

Данная статья входит в цикл статей о памяти.

Часть первая Что такое память. Теории памяти

Часть вторая. Физиология памяти

Часть третья. Продукты полезные для работы мозга и памяти

Нравится? Поделитесь материалом

Классификация памяти. Виды памяти.

Память человека имеет свои особенности, и классифицировать её по одну признаку невозможно. Разделение памяти в психологии происходит по нескольким признакам. Человек сложно устроен, но многим, даже не просвещённым в психологии и медицине, известно, что первичным получателем какой-либо информации являются наши органы чувств. Соответственно её можно разделить восприятию:

  • Осязательная. Восприятие и сохранение информации с помощью прикосновений;
  • Обонятельная. Списывание информации происходит с обонятельных рецепторов (рецепторы запахов).
  • Вкусовая. Непосредственно с поверхности языка.
  • Слуховая. Восприятие звуковых колебаний.
  • Зрительная. Считывание окружающих объектов.
  • Мышечная. Запоминание определённых движений различных частей тела.

Вся информация, поступив на считывающий орган, переносится по нервным окончаниям в головной мозг, где обрабатывается и сохраняется. Но не вся информация может долго «пролежать» у нас в голове. Почему так происходит? Сейчас разберёмся.

Объем человеческой памяти равен одному квадриллиону байт

Время хранения информации зависит от её вида, и различие по времени хранения довольно большое. Прослушав какую-либо музыку, мы можем запомнить её, пусть и поверхностно, с первого раза. Но если мы чего-либо коснёмся, то наше ощущение прикосновения исчезают через доли секунды. Поэтому в психологии существует следующая классификация:

  1. Кратковременная память. Такому типу памяти свойственно быстрое прохождение информации через доли головного мозга, но за счёт слабой эмоциональной окрашенности или плохого внимания запоминание не происходит. Также это особенность имеется при тактильном считывании. Она ограничена объёмом и временем хранения (от 20 до 50 мс). Наш организм пусть и на многое горазд, но представьте себе если бы вы помнили тактильные ощущения за всю свою жизнь? Мозг пренебрегает такой информацией. Кратковременность может объясняться ещё и тем, что материал, изучаемый любым человеком, мог быть не повторён.
  2. Долговременная память. Этот тип памяти более обширен, в нём хранится всё то, что наш мозг считает нужным. Она формируется в основном из-за слухового и зрительного восприятия. Первым образом, при изучении какой-нибудь новой информации она переходит в кратковременную память. Для того, чтобы она закрепилась в долговременной, её нужно повторять с определённым интервалом. Долговременная память служит для многого, в том числе для накопления знаний, опыта и умений.

Память может быть разделена и по характеру запоминания деятельности:

  • непроизвольная – когда у человека нет цели для запоминания информации;
  • произвольная – человек имеет цель для запоминания.

Как устроена память, свойства человеческой памяти и ее развитие

Чтобы понять, как работает память человека, ученые исследовали не только деятельность нейронов, но и воздействие на них различных веществ. Процесс запоминания происходит на молекулярном уровне. Он обусловлен синтезом такого вещества, как белок. Тот делает активными нейронные цепочки, находящиеся в некоторых отделах мозга. Процесс сильно зависит от генов. Когда человек вспоминает нужную ему информацию, начинает работать та же система нйронов, которая участвовала в ходе ее запоминания.

Разные участки мозга отвечают за разные виды запоминания. Например, человек может научиться играть на музыкальных инструментах благодаря функциональности теменной коры, а ездить на велосипеде в ходе активности гиппокампа. Этот же отдел отвечает за воспроизведение информации, полученной за недавнее время.

К мнемоническим свойствам относят точность воспроизведения, объем запоминаемой информации. Кроме того, особенностями данного психического процесса является скорость, с которой человек может запомнить нужные ему сведения, а затем воспроизвести или забыть их.

Виды памяти в зависимости от того, как мы запоминаем

В мозг поступает большое количество сведений разного характера. Но для процесса запоминания необходимы некоторые усилия. В зависимости от того, насколько активизированы психические процессы, выделяют виды памяти по способу запоминания.

Непроизвольная

Непроизвольно на долгое время можно запомнить только ту информацию, которая обладает некоторыми важными характеристиками. К ним относят следующие:

необычность получаемых сведений, их яркость и сила, например громкие звуки, необычные картины и пр.;
данные, которые связаны с угрозами для жизни или имеют большую важность для человека или его близких;
сведения об увлечениях, работе, интересах людей или их потребностях;
информация, сопровождающаяся сильными эмоциями.

Такие данные будут запоминаться при минимальном количестве усилий.

Произвольная

Она активизируется в том случае, когда человеку необходимо запомнить нужную информацию. Часто она не особенно интересна, что затрудняет процесс ее сохранения. Для этого используется произвольный тип запоминания. Он основывается на применении специальных приемов, которые часто называют мнемотехниками. Они являются более эффективными, чем прием повторения, который требует много усилий, но сохраняет лишь 60-65% нужных сведений.

Виды

Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.

  • Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
  • Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.
  • Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
  • Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.

В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:

  • Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
  • Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
  • Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
  • Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.

Как работают законы памяти.

Закон осмысления. Этот закон основан на организации, представленной для запоминания информации. И чем глубже осмыслен материал, тем лучше он отпечатывается в памяти. Смысловая организация состоит из нескольких последовательных процессов: анализ информации, синтез, систематизация и обобщение.

Закон интереса. Многим людям знаком тот факт, что если их заставлять учить тот материал, который они не понимают, то ничего толкового от этого не произойдёт. Для того чтобы материал информация хорошо усваивалась, необходимо быть в ней заинтересованным. Также необходимо исключить различного рода установки, которые только помешают информации отложиться на долговременный срок.

Память и внимание

Закон торможения. Запоминание нового материала тормозит запоминание предыдущего. Из этого следует, что нельзя смешивать разного рода информацию, так как это только усугубит ситуацию.

Закон повторения. Повторение материала обеспечит лучшее запоминание. Здесь главное не путать с понятием «зубрёжка». В отличие от неё, текст должен быть осмыслен и логичен, когда «зубрёжка» подразумевает запоминание любой информации, не отталкиваясь только на поверхностном изучении и не имея осмысления. Как говориться в поговорке: «Повторение – мать учения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector