- Можно ли совсем избежать конфликтов?
- Причины, почему ребенок конфликтует с одногодками
- Какие бывают психологи
- Детский
- Школьный
- Военный
- Клинический
- До 3-х лет – формирование «Я»
- ПОЧЕМУ ДЕТИ ССОРЯТСЯ
- Поведение подростков в конфликте
- Как устанавливать правила для подростков
- Конструктивные и неконструктивные конфликты
- Причины детских конфликтов
- Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям
- Почему конфликты между детьми в семье лучше игнорировать?
- Причины конфликтов между детьми в школе
- Как избежать конфликтных ситуаций
- Конфликт «Учитель — ученик»
- От 3 до 6 лет – учимся контролировать эмоции
Можно ли совсем избежать конфликтов?
Ссоры подростков с родителями накаляют отношения в семье до предела, что эмоционально истощает каждого.
Полностью избежать конфликтов невозможно, поскольку между ребенком и родителями всегда будет стоять разница в возрасте. Взрослые воспитывались совсем в другой среде и уже имеют устоявшиеся взгляды на жизнь. Ребенок — это другое поколение, ценности которого могут кардинально отличаться. Столкновение интересов является обычным и вполне нормальным проявлением отношений между людьми разных поколений. Главное — к какому именно итогу оно приведет.
Бессмысленно бороться с проявлениями самостоятельности подростка, не выяснив истинные причины его поведения. Только это поможет понять, как именно урегулировать возникающие конфликты
Главное — объяснить ребенку, насколько важно сохранить близкие, доверительные отношения в семье
Если же конфликты стали привычкой, можно совместно пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив здоровый сценарий поведения, вам будет легче находить компромисс.
Причины, почему ребенок конфликтует с одногодками
В каждом коллективе есть свои лидеры, которые «диктуют» группе настроение. В школьных классах, где отношения строится на взаимовыручке и товарищеском духе, даже ребенок-интроверт без проблем впишется в большую группу самых разных детей. Но современные дети нередко походят на диких зверей, у которых правит сила, а отношения в группе регулируются правилом «сильный пожирает слабого».
Чрезмерная или недостаточная эмоциональная реакция на поступки других детей. Под этим термином понимается поведение ребенка, когда в ситуациях, где следовало бы уверенно дать ️ отпор, он напротив будет терпеть и пытаться игнорировать происходящее с ним. А в случаях, когда его просто подкололи или подшутили над ним не со зла, он отчаянно будет лезть в драку и осыпать оппонента оскорблениями.
Неумение здраво реагировать на критику. Если ребенок бросает какое-либо занятие не потому, что у него что-то не получается, а из-за реакции окружающих, то подобное поведение автоматически ставит вашего ребенка в зависимость от мнения других детей.
Физические недостатки. Различные шрамы на лице, косоглазие, хромота и прочее заметно влияют на обращение сверстников к ребенку. К сожалению, существуют такие ️ физические отклонения, которые невозможно исправить: детский церебральный паралич или синдром Дауна. Дети, не понимая серьезности этих болезней, скорее начнут насмехаться над ребенком, чем как-то ему помогать.
Внешний вид. Мы не будем говорить о росте или биологических особенностях организма ребенка. Однако неряшливость, грязная одежда, лишний вес – это все исправимо ️. От внешнего вида зависит не только отношение одногодок к вашему ребенку, но и популярность ребенка у противоположного пола.
Какие бывают психологи
Разновидностей этой профессии несколько. Специалисты в этой сфере занимаются самыми разными проблемами, задействуют соответствующие методики, подходящие для достижения определенных целей.
Детский
Его работа заключается в том, чтобы помочь взрослым разобраться, что происходит с их детьми. Как им преодолеть возникающие трудности в общении с ним, как наладить контакт и оказать благотворное влияние.
В терапевтический процесс детский доктор вовлекает не только ребенка, но и его родителей. Вся его деятельность в этом случае направлена на выявление проблем и на причины их возникновения. Он отлично понимает психологические особенности развития детей, знает все о возрастных кризисах, через которые проходит абсолютно каждый маленький человек. Ведь психика малышей совершенно другая, поэтому и подход к таким пациентам нужен особенный.
Школьный
Как правило, он работает в образовательных учреждениях, где наблюдает за развитием, адаптацией и поведением своих подопечных. Квалифицированная психологическая помощь очень важна в этот период. Сами родители не в состоянии справиться с многочисленными трудностями, неизбежно возникающими в юном возрасте.
Ведущая цель педагога-психолога — обеспечение психического здоровья учеников. Он помогает им развиваться в верном направлении, с учетом индивидуальных особенностей характера. Корректирует реализацию творческого потенциала, стимулирует заинтересованность в различных социальных сферах. В его обязанности входит обеспечение благоприятного климата для становления детей.
Военный
Этот специалист большую часть времени уделяет не научно-исследовательской работе, а практике. Он находится в постоянном контакте с военнослужащими и их близкими, поэтому прекрасно разбирается не только в своей профессии, но и обладает необходимыми знаниями о жизни офицеров и солдат. Свою деятельность осуществляет посредством постоянного наблюдения, проведения анкетирования, тестирования, опросов и анализа полученной информации.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Это очень ответственная специализация. Отличительными чертами такого врача выступают сдержанность и умение хранить сведения. Ежедневно ему предстоит решать множество вопросов и задач, ведь в обязанности военного психотерапевта входит:
- психологический отбор, желающих поступить на службу;
- разработка методик, способствующих укреплению дисциплины, патриотизма;
- адаптация и реабилитация солдат, вернувшихся из зоны боевых действий;
- подготовка тех, кому только предстоит отправиться в горячие точки;
- противостояние негативному влиянию со стороны, которому может подвергаться личный состав;
- проведение консультаций для военных и их родных.
Клинический
Данный профиль подразумевает наличие дополнительного медицинского образования. Оно необходимо для работы с психосоматикой и оказания помощи физически больным пациентам. Этот доктор подкован в области патопсихологии, способен диагностировать механические расстройства. В его обязанности входит:
- осуществление работ, направленных на восстановление здоровья;
- устранение отклонений, затруднений в развитии личности;
- обучение медиков аспектам социальной психологии и деонтологии;
- оценка состояния клиентов и эффективности задействованных лечебных мероприятий;
- проведение психодиагностических исследований и наблюдение за больными, которые подвержены появлению различного рода расстройств.
До 3-х лет – формирование «Я»
Каждый малыш младшего дошкольного возраста – ужасный эгоист!
Ребенок осознает свое «Я» — свои потребности, желания и стремления. Но если удовлетворение желания невозможно, то это вызывает бурю эмоций: отнятая другим карапузом машинка вызывает мгновенный безудержный рев, а отнявший рискует получить сдачи!
Конечно, требовать от крохи интеллигентного «Простите, не были бы Вы так любезны вернуть мою машинку?» бесполезно.
Так, если мама начнет отчитывать обидчика или гневно возмущаться случившимся, то ребенок тоже не сразу забудет «оскорбление». А если с улыбкой сказать: «Ну что же ты рыдаешь, Сашеньке просто понравилась твоя красивая машинка, он поиграет и вернет!», то и малыш наверняка переоценит свое отношение к детскому конфликту!
ПОЧЕМУ ДЕТИ ССОРЯТСЯ
Процесс взросления вместе двух или больше детей всегда отличается от взросления одного ребенка. Между ними братьями и сестрами неизбежно возникают конфликты интересов, конкуренция, формируются определённые взаимоотношения. Родитель выступает кем-то вроде руководителя оркестра: если он умело руководит своими “музыкантами”, то их отношения становятся гармоничными и получается дружба на всю жизнь. Но почему она не складывается сама собой? У детей всегда есть множество причин для ссор:
Неумение коммуницировать — пожалуй, к этой причине сводится большинство детских конфликтов: дележ игрушек, пространства, предметов быта. Дети не умеют договариваться и не хотят делиться — просто потому что они дети, и эти навыки не вшиты в волшебный чип, который дается при рождении
Вам, как родителю, придется обучать детей общению.
Конкуренция — здоровое стремление победить, быть первым, получить приз или внимание, признание — это отличные черты, которые можно с детства поощрять. Но там, где есть победитель, находится и проигравший, а значит, новая причина для перепалок и обид.
Отсутствие эмпатии (сопереживания) — мало кто знает, что умение сочувствовать формируется не раньше подросткового возраста
Поэтому миф о жестокости детей — не такой уж и миф. Из этих особенностей детской психики вырастает любовь к обзывательствам и дразнилкам. Обидные словечки поднимают агрессорам настроение, поскольку имеют очевидное действие — они злят, обижают, заставляют плакать. Но их последствие ребенок понять еще не в состоянии.
Если ваш ребенок часто сталкивается с обидными прозвищами или подвергается нападкам, обязательно прочтите мою статью “Ребенка дразнят”.
-
Неумение играть самостоятельно — да, часто младшие дети, испытывая трудности с самостоятельной игрой, начинают задирать старших или вовлекать их в конфликт, просто потому что не умеют занять себя сами.
Остается вопрос: если ссор и перепалок не избежать, как все-таки заложить фундамент дружбы между детьми? Или хотя бы не дать им покалечить друг друга, пока не вырастут
Поведение подростков в конфликте
Поведение подростка внешне выглядит как отрицание и обесценивание авторитета взрослых. Он может покрасить волосы в яркий цвет, носить вызывающую одежду, допоздна гулять, найти увлечение, которое не одобряют родные и учителя. Но на самом деле, подросток ругается с родителями не ради конфликта как такового. Все это попытка вырваться из-под жесткого контроля родных, очертить личные границы. Многие из действий ребенка носят такой подтекст: «Я уже могу и хочу принимать важные для себя решения. Пожалуйста, дайте мне такую возможность!». Но у родителей, поскольку они росли совсем в другое время, проявления возрастного кризиса вызывают только неприятие.
Взрослым может показаться, будто стремительно взрослеющему ребенку глубоко безразлично, что происходит вокруг, поскольку он зачастую ведет себя, мягко говоря, отчужденно. Но это лишь защитная реакция — подросток просто не знает, как решить конфликт с родителями. Поэтому он всеми силами старается уклониться от выяснения отношений в надежде, что ситуация разрешится сама по себе. В итоге он становится замкнутым и неразговорчивым, лжет по поводу и без.
Дети подросткового возраста на претензии и конфликтные действия родителей, как правило, отвечают такими реакциями:
-
жесткая оппозиция (демонстративные действия негативного характера);
-
полный отказ (неподчинение требованиям родителей);
-
изоляция (молчание, сокрытие правды).
Каковы бы ни были причины конфликтов родителей и подростков, для ребенка они становятся огромным стрессом. Напряженные отношения в семье могут обернуться для него серьезными последствиями, вплоть до депрессии. Ребенок, хоть и стремится всей душой к самостоятельности, еще не научился справляться с жизненными трудностями. Ему нужна помощь родителей.
Как устанавливать правила для подростков
В предподростковом возрасте ситуация начинает меняться. К одиннадцати годам детство заканчивается. В этот момент в том, что касается правил, появляется новый пункт: о них нужно договариваться. Все предыдущие характеристики хорошего правила (четкость, выполнимость, соответствие возрасту, отличие от команды) при этом должны сохраняться.
Договариваться с подростками о правилах — значит давать им возможность в строго определенных границах прийти к компромиссу.
Есть техника, помогающая договариваться с подростками о правилах. Я называю ее майевтической. Согласно этой технике, мы устанавливаем границы и задаем открытый вопрос, то есть вопрос не риторический и не содержащий в себе очевидного ответа. Этот вопрос дает ребенку пространство свободы.
Приведем пример. Двенадцатилетний Марко до сих пор забывает делать уроки. Уже несколько раз он приносил в дневнике замечания.
Отец мальчика обсудил ситуацию с женой, которая больше бывает дома, и сказал: «Марко, с завтрашнего дня домашнее задание — только твоя ответственность. После школы ты возвращаешься домой, обедаешь и отдыхаешь, а потом идешь делать уроки. К ужину они должны быть готовы. Как ты планируешь с этим справиться?».
Сначала отец объясняет Марко границы договоренности. Он не говорит об оценках и о том, есть или нет смысл в выполнении домашнего задания. Он дает четкую информацию: домашнее задание надо выполнять, никаких споров здесь быть не может, к ужину уроки должны быть готовы.
Вопрос, заданный отцом, позволяет мальчику самостоятельно решить, во сколько он будет садиться за уроки. В этих конкретных границах он может сам определить, что и когда ему делать после школы. Взрослеющий подросток может таким образом осознать возможность диалога: он знает границы, установленные родителями, и может внутри них действовать так, как хочет.
Конструктивные и неконструктивные конфликты
Постоянные конфликты подростков и родителей — это риск разрушения отношений и опасность затяжного кризиса. Но по мнению психологов, в возникающих разногласиях потенциально заложено мощное конструктивное начало. Получается, что конфликт может быть полезен, если приводит к «правильному» итогу.
В зависимости от результата конфликты можно разделить на 2 группы — конструктивные и неконструктивные.
Когда ссора перетекает в спокойный диалог и заканчивается компромиссом — это конструктивный конфликт. В данном случае и ребенок, и родители готовы идти на сотрудничество, не умалчивают свои претензии и не держат друг на друга обиды.
К позитивному влиянию конструктивного конфликта можно отнести:
-
разрядка напряженности между родителями и ребенком,
-
возможность лучше узнать друг друга,
-
стимул к личностным изменениям и развитию.
Именно к такому итогу нужно стремиться детям и родителям — не обострять проблему, а конструктивно решать ее
Но важно, чтобы каждая из сторон была нацелена на позитивный результат
Неконструктивные конфликты между родителями и подростками носят разрушительный характер. Когда ни у одной из сторон нет приемлемого пути решения возникающих проблем, на первый план выходят взаимные упреки, а не поиск компромисса. Это конфликт ради конфликта — эмоциональный, порой агрессивный. Именно из-за таких пылких ссор подросток становится замкнутым, часто врет, «осваивает» вредные привычки, находит опасные увлечения.
К негативному влиянию неконструктивного конфликта можно отнести:
-
полное эмоциональное истощение взрослых и ребенка,
-
ухудшение психологического климата в семье,
-
полное нежелание идти на контакт друг с другом.
Когда конфликт принял затяжной характер, его непросто перевести из деструктивного в конструктивное русло.
По данным анкетирования, 38 % опрошенных подростков в возрасте 12-13 лет в конфликтных ситуациях с родителями решают проблемы неконструктивными способами (агрессия, замкнутость, защитное поведение). Этот показатель повышается до 44 % у подростков в возрасте 14-15 лет.
Причины детских конфликтов
Причинами детских конфликтов могут быть борьба за своё положение в семье, за
лидерство среди других братьев и сестёр, а также, за внимание родителей. Если
ссоры в семье между детьми происходят часто, значит, что-то не так в семейных
отношениях
Причём не только в отношениях между детьми, но и в отношениях между
родителями и отношениях родителей с детьми.
Конечно, конфликты
в семье неизбежны. Даже в счастливых семьях
они случаются. Вот только проходят они по-разному. Об этом мы говорили в статье
«Как
избежать конфликтов в семье». Но частые детские ссоры — это нельзя
назвать нормальным. Не стоит пытаться объяснить это чертами характера, наследственной
агрессией детей и т.п. Поведение ребёнка зависит, в основном, от конкретной
ситуации и от методов воспитания, которые родители к нему применяют.
Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям
На конфликт детей в школе действия родителей бывают разными. Всегда лучше сначала попробовать разобраться в ситуации. В большинстве случаев правда находится где-то посередине.
Принимать безапелляционно сторону учителя или ребенка нельзя. Делать поспешные выводы тоже не стоит.
Конечно можно при любых жалобах «любимого дитяти» учинять разборки и тут же переводить кровиночку в другую школу, но гарантий того, что в новом коллективе сын или дочь сможет адаптироваться и не станет конфликтовать, никто дать не сможет.
Не бойтесь общаться и открыто высказывать свое мнение. Только так можно найти истинные причины происходящего и варианты для устранения неприятной ситуации.
Подписывайтесь
на наш канал или в
Следи за нами в соц. сетях!
Почему конфликты между детьми в семье лучше игнорировать?
Обычно родителям тяжело понять, почему они не должны вмешиваться в детские
ссоры. Они же старше и умнее, они должны разрешить этот спор. Но, вспомним народную
мудрость: «Кто умнее — тот уступит». Вмешиваясь в детский конфликт,
родители берут на себя ответственность за него. И конфликт между детьми перерастает
в конфликт
между родителями и ребёнком. Но если мать, или отец предоставляют детям
самим его решить, то они оставляют всю ответственность за эту ссору на детях.
Родители уверены, что должны научить детей ладить друг с другом. Но, как показывает
практика, вмешательство родителей не улучшает отношений между детьми. Вмешательство
матери или отца, наоборот, выгодно детям, оно нужно им, чтобы получить от родителей
толику внимания
И если путём конфликта детям удаётся это внимание привлечь,
то почему бы не продолжать ссориться и в будущем
И родителям лучше всего не разбираться, кто прав и виноват, и не наказывать
детей, а просто сказать им: «Я огорчена, что вы поссорились. Но, я уверена,
что вы сможете найти решение, выгодное для вас обоих». Если родители примут
такую манеру поведения, то в семье скоро станет гораздо тише. И мать и отец
сами убедятся, что большинство ссор не требует их вмешательства и что дети сами
способны прекрасно разобраться между собой.
Нравится
Рекомендуем также посмотреть статьи:
Причины конфликтов между детьми в школе
Причин для недопонимания в стенах школы может быть немало. Даже присущий школьникам дух соревнования можно рассматривать как провокацию, стимулирующую к действию, познанию, стремлению стать лучшим. Задача учителя — сделать так, чтобы конкуренция была здоровой.
Возникнуть конфликт может по следующим причинам:
- желание стать лидером;
- личная неприязнь;
- борьба за признание, обида;
- безответное чувство;
- недолюбливание и высокомерное снисходительное отношение к кому либо;
- желание дружить с кем-то против кого-то.
Иногда в школе конфликтуют дети разных классов. А бывает и так, что на кланы разделены одноклассники.
Часто втянутыми в ситуацию оказываются также любимчики или те ученики, которым учителя постоянно делают прилюдные замечания. Дети жестоки, сильного они могут недолюбливать не меньше, чем слабого.
Как избежать конфликтных ситуаций
От учителя зависит не все, но многое. Это на его плечи ложиться груз ответственности. Избежать конфликта между детьми в школе и постараться сгладить ситуацию — святая обязанность педагога.
Даже после сорванного урока «разбор полетов может быть разным». Первый способ — искать виноватого среди учеников, возможно даже с привлечением директора и классного руководителя. Виноватые обязательно найдутся, и плодородная почва для разборок между учениками в будущем тоже.
Конструктивный способ выглядит иначе.
Ситуация следующая. Узнав о болезни учителя, старшеклассники договариваются прогуляться за территорией школы. Замена находится в последний момент, но решение прогулять принято и обжалованию не подлежит.
На урок приходит единственная девушка, отличница. Реакция учителя — единица в ее дневнике и никакого «разбора полетов» после. Непедагогично? Вряд ли. Так мог поступить только настоящий детский психолог.
Сложно представить каких масштабов мог бы достичь конфликт между оставшейся ученицей и ее одноклассниками, при «разборе полетов».
Конфликт «Учитель — ученик»
Причины конфликтов между учителем и учениками
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку
Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.
Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
От 3 до 6 лет – учимся контролировать эмоции
Дети старше 3-х лет – вполне активные члены социума! В этом возрасте малышей отдают в детсады, а «домашние» дети становятся завсегдатаями игровых площадок.
Соответственно, ребенок учится общаться (в том числе и конфликтовать!) со сверстниками. И это абсолютно необходимо!
В этот период у детей закладывается чувство справедливости, понятия «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно».
Поэтому очень важно не упускать случая объяснять ребенку на примере реальной ситуации – кто прав, кто виноват (даже если виновником детского конфликта является он сам): «Ты взял без спросу Машину куклу, поэтому она разрушила твой песочный замок. Рушить чужие замки, конечно, нехорошо, но если ты хочешь поиграть чьей-нибудь игрушкой, спроси разрешения хозяина!»
Дошкольник вполне способен запомнить такое пояснение, вывести из него общий принцип «Не обижай других – тогда не обидят тебя» и спроецировать его на другую аналогичную ситуацию!
Женский сайт «Красивая и Успешная» советует: не бегите выручать своего «маленького и глупенького» из всех детских конфликтов!
Он должен хотя бы разок увидеть, работают ли родительские поучения и какая реакция последует вслед за его действиями. Таким образом, ребенок начинает понимать, как разрешить конфликт самостоятельно.