Ход игры
Воспитатель: Ребята, нам сегодня от Мойдодыра пришла посылка.
Показывает посылку детям. Предлагает открыть и посмотреть, что в ней находится. Дети вместе с воспитателем находят в посылке письмо от Мойдодыра и принадлежности для купания.
В своем письме Мойдодыр рассказывает о том, что в нашей группе есть кукла, у которой лицо, руки, ноги чумазые. И Мойдодыр просит нас, чтобы мы показали ей, как надо мыться. Посмотрите, ребята, какая же из наших кукол чумазая. Принесите ее мне, пожалуйста.
Дети находят грязную куклу Катю.
Воспитатель обращается к кукле: «Ах, ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?.»
Воспитатель: Надо вымыть куклу Катю. Кто хочет помочь кукле снять одежду? Куда будем складывать одежду? Посмотрите, дети, как Катя радуется, что мы смоем с нее грязь, как она хочет купаться, тянет ручки. Давайте разденем Катю, а одежду ее сложим в таз и потом постираем.
Все вместе раздевают куклу. Ребенок берет ее на руки.
Воспитатель: Что нужно приготовить для купания? Принесите мне, пожалуйста, те предметы, которые были в посылке. (Дети приносят.) В ванночку налью воды, приготовлю мыло, губку, леечку, полотенце. Потрогайте пальчиком, какая водичка. Не холодная? Нет, не холодная, теплая водичка, не замерзнет Катюша. Давайте посадим ее в ванночку. Искупаем, поможем Кате вымыться. Где у нас губка? Бери губку, Варя, намочи ее в водичке, вот так. А теперь намыливай. Что Варя делает? Правильно, губку намыливает. Сожми. Губка какая? (Мягкая.) Понравится такой губкой Кате мыться, не будет она плакать? Нет, губка мягкая.
Педагог обращает внимание на мыльную пену: «Посмотрите, что получилось? Что это? (Пена.) Сколько пены? Много. Теперь будем Катю губкой мыть
Потри ей спинку (животик, ножки, ручки). Молодцы, всю грязь оттерли. Теперь что будем делать? Правильно, теперь под душ. «Душ» у нас будет леечка.
Воду в лейку наливаю -Мыло с куколки смываю! А чем вытираться? Инна, принеси скорей полотенце. Проверьте, хорошо ли мы вытерли Катюшу. Сухая спинка? Сухая. Сухой животик? Сухой. Сухие ножки? Сухие. А теперь скорее одеваться! Что лучше надеть после ванны — халатик или платье? Конечно, халатик. Кто халатик для Кати принесет? Кто поможет халатик надеть на Катюшу?
Стала чистенькой Катюшка,
Милая моя подружка!
Ход игры.
Педагог рассматривает с ребенком сюжетную картинку.Задает вопросы: «Кто здесь нарисован? Как зовут мальчика (девочку? Что он (она) делает? Как ты догадался?
Затем воспитатель читает стихотворение про этого ребенка:
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
(А. Кузнецова)
«Тебе нравится мальчик Алеша (девочка Таня? А ты умеешь сам (сама) умываться?»
Воспитатель показывает предметные картинки, просит назвать, отобрать то, что нужно для умывания.
Возможные усложнения. Игры с игровым персонажем,предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть руки — полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.).
Образовательная ситуация «Научим Неумейку мыть руки»
Цель
Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт); осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно — игровой ситуации
Материал: игровой персонаж Неумейка, руки которого, готовясь к конструированию образовательной ситуации, педагог заранее пачкает черной тушью (тушь на водной основе легко смывается под струей воды и не портит игрушку). Оборудование умывальной комнаты.
Организация. Образовательную ситуацию целесообразно конструировать во второй половине дня, когда дети заняты свободной деятельностью, играют в настольно-печатные игры, рассматривают книги или картинки; проводить с небольшой подгруппой детей, 3-4 человека.
Анализ стихотворения «Мойдодыр» Чуковского
Стихотворение «Мойдодыр» написано К. И. Чуковским в 1922 г., и на сегодняшний день его персонаж является одним из самых узнаваемых. Произведение несколько раз экранизировали, а в Москве даже установлен памятник «Командиру мочалок». Великий талант и мастерство детского автора признано ни одним поколением детей, выросших на его сказках.
Заказ на написание подобного произведения поступил Чуковскому от Главного санитарно-просветительского управления, которое хотела привить советским детям правила личной гигиены. Сам автор поделился в интервью, что идея пришла к нему от дочери Маши, которая капризничала в ванной, не желая умываться. Критики встретили историю мальчика-грязнули не так восторженно, как маленькие читали, к примеру, К. Свердлов высказался о «Мойдодыре», как «.. книги, развивающие суеверие и страхи».
Как вести диалог
Но вот ребенок подрастает, ему уже 2-3 года. Конечно, мы хотим, чтобы он мирно реагировал на нашу просьбу помыть ручки, чтобы порой он самостоятельно это делал после прогулки на улице или после посещения туалета
Что делать? Первое, и самое важное – наберитесь терпения! Повторите просьбу 100, 5000 раз, да хоть миллион, но каждый раз делайте это мягко. Не реагирует или не хочет мыть руки кроха?
И важно не спрашивать : «Ты идешь купаться?». Он скажет «нет» и тогда начнется конфликт, понятное дело, что мама победит, но ребенок будет чувствовать себя подавленным и купание будет связано с негативными эмоциями
Поэтому говорим: «Малыш, иди купаться» спокойным тоном, без эмоций.
Тогда возьмите, и сами вымойте его ручки. Без нервов, без крика, подведите к крану с водой, и мягкими, нежными движениями намыльте лапочки карапуза. А пену пусть он смывает уже сам. Для любого мальчика это будет здоровской игрой. Да и девочку впечатлит это приятное занятие.
С чего начать обучение ребенка умыванию?
Объяснение
Начать следует с объяснения, почему важно не ходить грязным. Можно рассказать о микробах и бактериях
Здесь важно не перегнуть палку. У ребенка может развиться фобия страшных черно-зеленых существ, которые ползают у него по рукам после того, как он вернулся с прогулки или погладил кошку.
Не следует употреблять абстрактных понятий как здоровье, инфекция, гигиена. Лучше расскажите про войну хороших бактерий с плохими, и о том, что нужно помочь хорошим бактериям в решающий момент битвы и помыть руки с мылом.
Личный пример
На этой стадии очень важен личный пример. Ребенок в этом возрасте пытается во всем подражать родителям. Дайте ребенку понаблюдать, как вы умываетесь: вернувшись с прогулки заявите, что вы идете мыть руки, потому что они у вас грязные, и ребенок охотно последует вашему примеру.
Громко скажите, что папа почистил зубы. Они у него чистые и болеть не будут. Кто хочет иметь такие же белые и чистые зубы?
На первых порах следует выполнять все движения демонстративно медленно, объясняя, что вы делаете и называя предметы, которыми вы пользуетесь.
Не меняйте последовательность действий. Они должны производиться в таком же порядке из раза в раз.
Можно дать попробовать ребенку помочь вам выполнить какое-нибудь действие: открыть и закрыть тюбик с пастой, помочь выдавить пасту на щетку. Кроме удовлетворения интереса и приобщения к ритуалам и действиям взрослых это развивает мелкую моторику и сообразительность.
Регулярность
Приучайте малыша к регулярным процедурам. Например, чистить зубы ежедневно, даже в выходные. Ребенок будет стараться избежать умывания и чистки зубов любыми способами, но родители должны быть непреклонны и последовательны.
Свои предметы личной гигиены
Ребенку следует отвести место для его зубной щетки, пасты и маленького полотенца в пределах его досягаемости. Приобрести подставку или стульчик, чтобы он сам мог доставать до крана и регулировать подачу воды.
- Щетка должна быть красивой формы и яркая.
- Паста с приятным фруктовым вкусом.
Играйте
Не превращайте процесс обучения в скучную рутину. Поиграйте с ребенком. Кто сделает больше мыльные пузыри из мыла? Кто чистит зубы дольше всех? Почистить зубы всем игрушкам и куклам. Провести семейный конкурс у кого зубы белее.
Используйте картинки, мультфильмы и книжки объясняющие важность чистоты и ухода за собой. Ваш малыш не сразу освоит навыки ухода за собой
Процесс этот долгий. Могут потребоваться недели и даже месяцы. Но ваша настойчивость, терпение и доброта окупятся хорошим здоровьем и чистоплотностью вашего ребенка в его будущей жизни
Ваш малыш не сразу освоит навыки ухода за собой. Процесс этот долгий. Могут потребоваться недели и даже месяцы. Но ваша настойчивость, терпение и доброта окупятся хорошим здоровьем и чистоплотностью вашего ребенка в его будущей жизни.
Анализ произведения
Чуковский использует свой любимый прием: причина-следствие (если не будешь умываться – никто не захочет с тобой водиться), обрисовывая его интересной и забавной ситуацией. Широко применяется прием олицетворения «Одеяло убежало, улетела простыня», «Выбегает умывальник», с помощью которого сказка оживает множеством персонажей. Перед читателем разворачивается причудливая картина, в которой обычный будний день превратился в суету и путаницу.
Метод градации встречается часто: «Купаться, нырять, кувыркаться», «В ушате, в корыте, в лохани», даже знаменитый умывальник представляется читателю с помощью этого литературного приема «Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!».
Большое количество глаголов подогревают интерес малыша и заставляют удерживать внимание, а прилагательные в тексте почти не встречаются. Темп стихотворения то увеличивается, то замедляется и точно передает настроение происходящего
Утренняя суматоха передана глаголами действия: «убежало», «ускакала», «пустился», «прибежал».
Интересно и появление персонажа из другой сказки – Крокодила с Тотошей и Кокошей, гуляющих в парке. Даже старый друг отказался принять неряху, что заставило мальчика вернуться к домой и принять ванну. Прослеживается мягкое отношение автора к своему герою – нет ни тени иронии или осуждения, Корней Иванович с присущим ему чувством доброты сопереживает всем перипетиям мальчика. Заканчивается произведение одой Мойдодыра, призывающей маленьких читателей «мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться».
Произведение «Мойдодыр» решает проблему многих родителей, чьи малыши противятся водным процедурам
Легкое и забавное стихотворение просто запоминается, что тренирует память и внимание ребенка, его легко пересказать или цитировать. А особое понимание детской души, и удивительная доброта автора делают «Мойдодыра» настоящим примером детской литературы
Как чистить зубы без слез
А с какого возраста чистить зубы должен научиться карапуз? Научится он лишь тогда, когда мы будем показывать, как это делать. И хоть многие родители ожидают появления зубов, другие начинают с силиконового напальчника. Им массируются десна. И малыш с самого раннего возраста привыкает к тому, что в будущем в его жизни появится щетка, а потом и паста, которыми родители, а потом и он сам, будут чистить зубки.
Но что, если дите не хочет чистить зубы? Вот тут мало просто объяснить пользу процесса, нужны некоторые дополнительные действия:Выберите «вкусную» пасту, которую не страшно, если малыш проглотит. Все равно маленькие пока не научились сплевывать. Поэтому пасты должно быть мало (даже безопасной), но она должна нравиться маленькому или чистите вовсе без пасты
-
- Приучать с младенчества – чистить зубки с помощью силиконовой щетки, одевающейся на палец
- Рисунок на упаковке пасты, форма и расцветка щетки должны поощрять карапуза ими пользоваться, словно они играют с этими предметами или же пришли в гости к любимым героям. У нас сын сам выбирал щетку и неделю после покупки просил чистить зубы сам.
- Научить его чистить самого
- Давать мнимый выбор: Ты сам будешь чистить или тебе почистить?
- Притворяться, что забыли почистить зубы, чтобы он с гордостью сам напоминал.
- Не пропускать и не лениться самому. Часто бывает, что взрослым хочется избежать препираний по поводу гигиены и они думают: «даже начинать не хочу, устала, завтра помоемся, ничего страшного». Но это как раз и продлевает срок привыкания. Чтобы довести привычку до автоматизма, нужно просто это делать без эмоций, паники и отговорок.
- Чистите вместе зубки, и постарайтесь показать крохе, что вам это нравится и вам весело.
- Хвалите своего маленького.
- Заведите щетку и для его любимой куклы. Пусть он чистит и ей зубки.
Важно не только научить делать это ежедневно, но и правильно. Это очень важно! По себе знаю, если неправильно чистишь зубы, то образуются камни и как следствие воспаление десны, парадонтоз
Ход показа.
Педагог: Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду.
Включает воду и читает стихотворение:
Знаем, знаем, да, да, да,
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку –
Посмелей,
Будет умываться веселей!
(Н. Пикулева)
Чем мы руки моем? Правильно, надо обязательно мыть с мылом. Где оно лежит? В мыльнице. А сейчас мы возьмем мыло, положим его на ладошку, прикроем другой ладошкой. Сделаем себе красивые «белые перчатки» — намыливаем, вот так. Хватит, хорошо намылили. Положим мыло на место, в мыльницу. Хорошенько потрите ладошки, | каждый папьчик, чтобы стало много — много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Вот какие замечательные перчатки получились.
Педагог предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. (Для старших детей.)
А теперь давайте смоем «перчатки». Ой, какие черные ручейки, смылась грязь с ручек. Ручки стали чистые. Вытрем руки полотенцем насухо.
Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой мое личико!»
Цель: вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Учить на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.
Материал:сюжетная картинка: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем и пр.)
Организация. Индивидуально.
Почему мытье рук важно для здоровья
Второй этап разъяснительной работы с ребенком – это объяснить ему важность правильной гигиены рук. Не просто мытья под водой, а именно с мылом
Надо сказать, что даже взрослого иногда невозможно убедить постоянно держать руки в чистоте, а уж что говорить о детях. Дети больше понимают наглядные примеры. Проведите эксперимент и докажите малышу, что бактерии действуют разрушительно на организм человека. Нет, совсем не обязательно марать свои руки грязью, а потом страдать от поноса, чтобы доказать свою правоту ребенку.
Последуйте примеру учителей одной из школ штата Ойдахо.
- Наденьте на руки медицинские стерильные перчатки.
- Возьмите полбулки хлеба и порежьте ее на пять частей:
- первым куском потрите клавиатуру компьютера, стол, шкаф, окно;
- второй сразу же положите в герметичный пакет;
- третий дайте подержать кому-нибудь в грязных (немытых) руках;
- четвертый отдайте в руки ребенку, который предварительно помыл руки с мылом;
- пятый пусть возьмет тот, кто провел предварительную дезинфекцию рук;
- сложите каждый кусок в отдельный герметичный пакет и промаркируйте цифрами.
Через месяц плесень образуется на всех ломтях в той или иной степени, кроме двух: на том, которого не касались руки (2 кусочек) и на том, где хлеб держали помытыми с мылом руками. Даже на куске, который держали продезинфицированными руками, образовалось немного плесени. Вывод будет понятен даже малышу: обычная дезинфекция не спасает от попадания микробов внутрь организма.
Пошаговая инструкция для детей
И не только для них. Некоторым взрослым будет тоже полезно знать, каков правильный порядок мытья рук:
- шаг 1: закатываем рукавчики;
- шаг 2: берем мыло;
- шаг 3: открываем воду (теплую!);
- шаг 4: мочим руки;
- шаг 5: тщательно намыливаем руки мылом;
- шаг 6: смываем мыло;
- шаг 7: закрываем воду;
- шаг 8: насухо(!) вытираем руки полотенцем.
Специалисты ВОЗ считают, что правильно сушить руки так же важно, как и правильное их мытье, потому как при сушке окончательно удаляются оставшиеся еще бактерии
Как правильно мыть руки с мылом
Просто выполнить перечисленные выше шаги – мало. Необходимо также научится правильно мыть руки. Что значит правильно? Посмотрите видео, где этому учит ВОЗ.
Кроме того, следует знать, что нет никакой разницы, каким мылом моются руки – жидким или кусковым. Антибактериальными сортами мыла пользоваться не рекомендовано. По своим данным они ничем не лучше, чем обычные, зато будут помогать размножению вредоносных микробов, устойчивых к антибиотикам.
Еще одна важная рекомендация! Мыть руки нужно не меньше чем полминуты, а то и дольше. И необязательно ходить всякий раз в ванную с часами. Можно просто спеть песенку (или отрывок из песни), которая по времени длится не меньше 20-30 секунд. Например, припев песенки группы «Вирус»: «Ну, где же ручки» или два куплета из «В лесу родилась елочка». Так малышу и руки будет мыть веселей!
Еще рекомендации
- Если нет возможности помыть руки ребенку (да и себе) с мылом, то используйте специальный гель-антисептик со спиртовым содержанием выше 60 %. Если руки очень грязные, то перед использованием геля протрите их влажными салфетками.
- Для вымывания грязи из-под ногтей используйте специальные щеточки.
- Мыть руки нужно не в горячей воде, но и не в ледяной.
- Использовать лучше мыло с невысоким pH, например «Детское».
- Вытирайте руки ребенку чистым и сухим полотенцем. Меняйте его почаще или используйте одноразовые полотенца.
Важно! Одноразовые бумажные полотенца являются, по мнению ВОЗ, самыми лучшими и безопасными средствами для вытирания рук.
Старайтесь научить ребенка не брать еду руками. Хотя и считается, что руками есть вкуснее, но это не так
И всегда есть риск, что малыш не внял вашим рекомендациям и не помыл руки так тщательно, как хотелось бы.
Итак, задача родителей на период карантина (и не только!):
- приучить ребенка постоянно мыть руки;
- научить его мыть руки правильно;
- убедить в необходимости соблюдать правила безопасности и гигиены.
Ход занятия:
Чтец: Там далёко в далеке
Плыл кораблик по реке,
Паруса над головой
И семь футов под кармой.
Капитан в трубу глядит
Дым в усы пуская,
Чайка в воздухе парит
Мачту задевая.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, какой красивый кораблик я вам хочу подарить. У него есть паруса, труба, винт, и он готов плыть по волнам. Только вот волн у нас нет. Что же делать? Кораблик хочет плыть! Давайте нарисуем кораблику волны? Возьмите бумагу, гуашь. Будем рисовать волны пальчиками. Какого цвета волны? (ответы детей) Правильно, синего!
(Дети рисуют волнистые линии).
Какие красивые волны получились. Теперь наш кораблик поплывет на всех парусах в дальние страны. Кораблик наш уплыл. Ой, но что с нашими руками? Посмотрите, они такие грязные!
(Зовет помощницу)
— У Марии Ивановны руки чистые (смотрят на руки помощницы, а у нас – грязные. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы наши руки тоже стали чистыми?
Дети:
— Руки нужно вымыть.
Воспитатель:
— Правильно. А где мы моем руки?
Дети вместе с воспитателем идут в туалетную комнату и показывают, где моют руки.
Воспитатель моет руки и говорит:
— Сначала нужно руки намочить (открывает кран с водой и мочит руки водой, затем намылить, смыть пену и вытереть руки полотенцем. Руки стали чистые (демонстрирует свои руки). У меня руки чистые. У Марии Ивановны тоже руки чистые. А у вас руки чистые? Посмотрите на свои руки. Руки грязные. Теперь вы попробуйте вымыть свои руки.
Дети пытаются мыть руки. У кого- то получается, у кого — то нет.
Воспитатель:
— Для того чтобы вымыть руки нужно соблюдать определенный порядок.
Посмотрите (показывает алгоритм действий, прикрепленный на доске).
— Сначала нужно намочить руки водой (показывает карточку Пекс, затем намылить руки мылом (показывает карточку Пекс, затем смыть мыльную пену водой (показывает карточку Пекс) и вытереть руки полотенцем (показывает карточку Пекс).
— Давайте попробуем вымыть руки, так как показано на карточках.
— Намочите руки (показать карточку «мочат», теперь намыльте руки мылом (показать карточку «мылят руки», смойте пену водой (показать карточку «смывают», вытрите руки полотенцем (показать карточку «вытирают»).
— Теперь и ваши руки стали чистые. У меня руки чистые, у Марии Ивановны тоже руки чистые и у всех ребят руки чистые.
— Почему руки стали чистые?
Дети:
— Мы вымыли руки.
Воспитатель:
— Как мы мыли руки?
Дети:
— Мочили руки водой.
Воспитатель:
— Что мы делали потом? (показывает карточку 2)
Дети:
— Намыливали руки водой.
Воспитатель:
— Что мы делали после? (показывает карточку 3)
Дети:
— Смыли мыльную пену водой.
Воспитатель:
— Что мы сделали затем? (показывает карточку 4)
Дети:
— Вытерли руки полотенцем.
Воспитатель:
— Мы сначала намочили руки водой (показывает карточку Пекс, затем намылили руки мылом (показывает карточку Пекс, затем смыли мыльную пену водой (показывает карточку Пекс) и вытерли руки полотенцем (показывает карточку Пекс). Наши руки стали чистые. Пока мы мыли руки наш кораблик вернулся из дальнего плавания и хочет, чтобы ребята с ни поиграли, давайте пустим его по волнам (игры с водой).
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, сегодня утром я встретила грязного мальчика, который убегал от мочалки, мыла, щеток. Вы не знаете, из какой книги убежал этот мальчик?
Дети: Из книги К. Чуковского «Мойдодыр».
Д/и «Вспомни и прочти».
Воспитатель: Сейчас я вам буду показывать иллюстрации из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», а вы постарайтесь вспомнить отрывок, подходящий к иллюстрации.
Воспитатель: дети, а почему от мальчика убежали все вещи?
Дети: Потому что он был грязным.
Воспитатель: А что же нужно делать, чтобы не быть грязными?
Дети: Мыться, умываться, купаться.
Воспитатель: А если мы не будем мыться, умываться, купаться, что с нами случится?
Дети: От нас могут убежать вещи. Мы можем заболеть и т. д.
(Раздается стук в дверь).
Воспитатель: Ой, ребята кто-то стучится? Хотите посмотреть кто это?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда пойдемте, посмотрим все вместе. А пойдем мы с вами по дорожке, представьте, что прошел дождь и вокруг лужи и грязь, поэтому старайтесь идти по разноцветным следам. (Воспитатель и дети идут по следам, и находят посылку).
В посылке: мочалка, зубная щетка и зубная паста, шампунь, полотенце, расческа, ножницы, носовой платок.
Д/и «Что за вещи?»
Воспитатель: Ребята, что же это такое и для чего нужны все эти предметы?
Дети (достают поочередно предметы, называют): умываться, чистить зубы, мыться в ванне или душе, расчесываться и т. д.
Воспитатель (хвалит всех детей): Молодцы! Давайте покажем, как мы с вами умываемся?
Физкультминутка: «Умываемся»
(выполняется в соответствии со словами, стоя)
Закатаем рукава, и откроем кран с водой.
«Утром рано просыпаемся и скорее умываемся:
Моем руки, трем ладошки,
Моем ушки, мнем немножко.
Чтобы бодрыми нам быть,нужно нам лицо умыть:
Нарисуем бровки, разукрасим носик,
Нарумяним щечки, улыбнулся ротик?»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, чего не хватает в нашей посылке?
Дети: Мыла!
Воспитатель: А для чего нам нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо просто водой?
Дети: мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи.
Воспитатель:Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно о нем сказать?
Ответы:дети обследуют кусочки мыла: гладкое, душистое, скользкое, розовое, белое, желтое, твердое и т. д.
Воспитатель обобщает ответы детей: мыло имеет цвет, запах, форму.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в магазин, где продается мыло. Оказывается, мыло бывает разным. (Дети приходят в импровизированный магазин,где на полочках лежит разное мыло: туалетное, хозяйственное, детское, банное, жидкое, фигурное).
Воспитатель в роли продавца рассказывает о разных видах мыла, где и как оно применяется, при этом привлекает к высказываниям детей.
Далее воспитатель говорит детям, что нам пришли два письма. В этих письмах советы, но советы совершенно разные. Давайте прочитаем и решим, каким же из советов мы воспользуемся.
Читает письма из разных конвертов, а дети после обсуждения решают, какой из советов правильный.
1. Письмо.
Никогда не мойте руки
Шею, уши и лицо…
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
2. Письмо.
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем —
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите — не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Опыт «Чудо мыло». В стаканы с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.
Игра «У кого пена выше и пышнее?»
С помощью трубочки для коктейля выдувать воздух в воду с растворенным мылом для образования пены.
(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение).
Вывод: Любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель: Дети помните, что случилось с мальчиком после встречи с крокодилом?
Дети: Он прибежал домой и умылся.
Воспитатель: Правильно, и стал чистым и красивым.
Итог: Ребята, вы сегодня были все молодцы, вы много знаете. И надеюсь, что вы вырастите сильными, здоровыми. Самое главное помните всегда, чтобы быть здоровым…
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам — Стыд и срам! Стыд и срам!
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
А знаете ли вы, что мыло необходимо нам не только для чистоты, но и для развлечений. Наши любимые мыльные пузыри тоже сделаны из мыла.
По завершению занятия пускание мыльных пузырей.