- Психологические проблемы? Виновата блокировка эмоций
- Какие же эмоции мы ребёнку можем и должны показывать?
- Почва для отрицательных эмоций
- И так далее. Критерии просты:
- Как же стать тем самым контейнером?
- Почему у нас не получается принимать эмоции детей?
- Проблемы со здоровьем? Виновата блокировка эмоций
- «Эмоциональный апокалипсис»: как реагировать родителю?
Психологические проблемы? Виновата блокировка эмоций
Помимо проблем со здоровьем, у ребенка может существенно пострадать эмоциональный интеллект в будущем, у взрослого. Этот тип интеллекта отвечает за происходящее внутри человека в различных ситуациях повседневной жизни и делится на:
- Самоосознание — человек понимает, каково его истинное настроение и эмоции, стимулы и их воздействие на окружающих.
- Саморегуляцию — это способность человека контролировать или преобразовывать разрушающие настроения и эмоции в позитивные, стремление искоренить осуждение и думать прежде, чем говорить.
- Внутреннюю мотивацию — то, что мотивирует человека само по себе, без ожидания материального вознаграждения и обещаний карьерного роста, а также стремление энергично и настойчиво добиваться поставленных целей.
- Межличностный эмоциональный интеллект — это также то, что происходит между человеком и другими людьми.
- Эмпатия — это способность понимать эмоциональное состояние других людей.
- Навыки общения — это мастерство человека управлять взаимоотношениями в гармоничном ключе для каждой стороны, а также способность устанавливать новые связи.
Так что подавление чувств и эмоций в детстве во взрослой жизни чревато задавливанием, подавлением чувств по отношению к другим людям, особенно болезненно выглядит это в отношениях с близкими и любимыми. Человек не только с трудом понимает свои истинные чувства и эмоции, но и плохо «видит» эмоции другого человека и не всегда может заметить, когда его другу или близкому, например, плохо. В данном случае беднягу часто обвиняют в холодности и черствости, появляются трудности взаимодействия.
Значительно падает уверенность в себе. Человек, взрослый или подросток, не может высказать свое мнение, а в семейных отношениях он, как правило, находится в роли жертвы, то есть нарушены его личные границы.
А как насчет уважения к старшим?
«Старая советская закалка» при воспитании, увы, до сих пор имеет место быть, и принципы здорового и экологичного воспитания все еще такими родителями не воспринимаются. Они считают, что ребенку нельзя позволять топать ногами, кричать на родителей и хлопать дверью, потому что его это испортит… А как насчет уважения? Я считаю — не испортит…
Как показала моя практика родительства, выплескивание эмоций в голос ребенка не портит и уважение к родителю тут никак не страдает. От родителей, во-первых, требуется научиться отличать манипуляцию от действительно искренних эмоций детей.
Вообще, чуткий родитель всегда интуитивно поймет, манипуляция действует в конкретном случае или действительно ребенок злится или обижен. Такие сильные фразы, как «ненавижу тебя», тоже говорятся не каждый день, правда? Вряд ли это манипуляция. Настоящие эмоции — сильные, и они словами сопровождаются редко.
Манипуляция, как правило, сильными эмоциями не сопровождается, но скорее словами типа «а, вот вы меня не любите», «вы то-то для меня не делаете» и прочими фразами с «подковыркой» (провоцирующими фразами).
Во-вторых, уважение… Безусловно, оно должно присутствовать при любом раскладе. И воспитывать его нужно не в момент эмоционального взрыва у ребенка, словами из разряда: «Что ты так кричишь! Это неуважение ко мне». Воспитывать его нужно всегда и каждый день в спокойной обстановке личным примером и демонстрацией ситуаций, которые требуют уважения.
С маленькими детьми начинать это делать в игровой форме.
Какие же эмоции мы ребёнку можем и должны показывать?
- Дорогой, я устала на работе, полежу отдохну немного.
- Сынок, я расстроилась, что вы с братом подрались.
- Доченька, у меня сегодня был трудный день, давай просто полежим вместе в кроватке.
- Я плачу, потому что ты ударил меня больно.
- Мы почитаем книгу чуть позже, когда мама отдохнёт.
- Я заболела, мне нужно полежать. Ты можешь принести мне водички, сделать массаж головы.
Критерии те же самые, Но в данном случае ребёнок может для вас что-то сделать и ему понятно, что именно. Это нечто житейское, не фатальное, решаемое.
Ваши эмоции либо связаны с ним напрямую — и тогда он понимает, как изменить своё поведение. Либо они не связаны с ним – но вы это явно обозначаете и не даёте лишних подробностей. Просто — я устала, я немного расстроена, злюсь, переживаю. Без деталей! Почему без? Потому что ребёнку все это знать не нужно, ему это не будет полезно. Даже наоборот. Мама-нытик и жертва всего чего только можно не даёт ребёнку силы жить. Да и смысла тоже.
Обозначая кратко свои эмоции, вы показываете, что иметь их — это нормально. Что у всех это бывает, что они бывают разные, с ними можно и нужно справляться, их нужно проживать.
Но ребёнок не оказывается при этом на первой линии фронта
Это важно. Поэтому не стоит с детьми «дружить»
Дружба подразумевает полное открытие сердца друг другу, обмен на равных. У вас могут сложиться очень близкие детско-родительские отношения. Это редкость в современном мире, и именно этого многим из нас этого не хватает. И даже взрослым детям нужны не подруги, а мамы. Мамы! Старшие, заботливые и близкие. Которые могут принять твои эмоции, даже если тебе уже двадцать или сорок лет.
Даже если у нас такого контейнера в детстве не было, и до сих пор нет, мы сами можем многое изменить – и для себя, и для своих детей. Как минимум – стоит попробовать.
Автор — Ольга Валяева
Почва для отрицательных эмоций
Отрицательные эмоции зарождаются, как правило, из-за неправильного воспитательного подхода родителей. Одно из наиболее ярких негативных чувств – чувство страха – находит развитие в спектре переживаний ребенка непосредственно из-за неадекватного поведения взрослых и воспитания. Типичным примером является ситуация, когда родитель по любому поводу накручивает себя, считая, что его детям постоянно грозит опасность. Из-за этого ребенок находится в гнетущей атмосфере тревоги и напряжения. Однако у детей чувство страха может возникнуть и без участия взрослых, например, при столкновении ребенка с чем-то новым и неизведанным или заметное внешнее изменение знакомых ему взрослых.
Негативные эмоции портят характер ребенка
И так далее. Критерии просты:
- Ваши эмоции никак не связаны с ребёнком и его поведением. Вам просто плохо и хочется куда-то это вылить. Ребенок в данном случае попался под руку, он удобен тем, что ему некуда от вас деться.
- Ребенок не может никак вам помочь и решить вашу проблему. Для него это просто некая катастрофа, которая его очень беспокоит, но сделать он ничего не может, испытывая в этом случае только бессилие и депрессию. Ваш выплеск эмоций приводит только к тому, что у ребёнка повышается тревожность и ухудшаются отношения с миром, отцом и вами.
Если это так, то мы получаем обычный слив негативных эмоций, деструктивный для психики ребенка выплеск, который может очень сильно повлиять на него в дальнейшем.
Я вспоминаю историю, которую рассказала мне один психолог. На ее тренинге была женщина, лет сорока. И вот она стала рассказывать свою детскую историю:
«Моя бабушка каждый день надевала на меня белые гольфики. И хотя я целый день на улице гуляла, пачкать их было нельзя. Как и платье. Бабушка говорила, что ее сердце не выдержит, и она умрет. Я очень этого боялась, и иногда стирала свою одежду у подружек, чтобы бабушку не расстраивать.
То же самое бабушка говорила, если я задерживалась, если получала тройку, если не слушалась ее или не помогала ей по дому. Я больше всего в мире боялась, что бабушка умрет – и все это из-за меня»
И постепенно женщина перешла на крик:
«Мне сорок лет. Я законченный невротик. Я не замужем, у меня нет детей. А бабка до сих пор жива!!!»
Это грустная история о том, как поведение одного взрослого способно повлиять на формирование психики ребенка.
Мама — живая
Но при этом вы можете и даже должны показывать ребёнку своим примером, как справляться с эмоциями. Показывать, что и вам бывает грустно, тяжело.
А то не совсем живая мама, которая никогда не сердится, не устаёт и в туалет не ходит — это образ, с которым невозможны близкие отношения.
Ребёнок же не слеп, он видит что с вами что-то не так, что у вас плохое настроение, а вы сверху наклеиваете неестественную улыбку и делаете вид, что все хорошо. Как он тогда может вам верить? И как он сможет тогда свои собственные эмоции осознавать, принимать и проживать?
Как же стать тем самым контейнером?
1. Разобраться со своими эмоциями, накопленными за 20-30-40 лет. В помощь — любые техники. Письма, дневники, медитации, тренинги, телесные практики, исповеди — все что угодно. Лишь бы внутри начало расслабляться. Еще раз скажу, что на сайте есть статья с 41 способом проживания эмоций.
2. Никогда — слышите? — НИКОГДА не делиться эмоциями с детьми. Даже если детям 10-15-20-30 лет. Не вываливайте на них свои проблемы, страхи, беспокойства и прочее. Это табу. Лучше расскажите подругам, мужу, бумаге, родителям, дереву или в молитве. Но никогда — ребёнку!
3. Перестать принимать эмоции тех, кого вы слушать не должны. В первую очередь — родителей. Если они пытаются сливать вам негатив, рассказывая о своих отношениях, трудностях, проблемах. Переводите в шутку, когда слышите песню мамы «твой отец совсем меня доканал». Меняйте тему разговора, иногда прекращайте его. А то хорошей дочки репутацию заработаете, но собственным детям дать снова будет нечего.
4. Найти для себя точки выхода эмоций. Людей, которым можно рассказать что-то. Это могут быть наставники, подруги, родители. Найдите форму, в которой хотя бы часть самых сложных эмоций сможет принимать супруг. Понемногу тренируйтесь открывать свое сердце мужу так, чтобы вам обоим было не так больно. И не накапливайте. Пусть ваш сосуд переживаний всегда будет хотя бы наполовину пуст.
5. Не собирать негатив! В этом мире его очень много, но вам-то это зачем? Уберите из своей жизни источники информации, которая несёт только стресс.
6. Приучить себя сперва давать ребенку поддержку и заботу. И только потом читать нотации, если захочется. Очень трудно закрыть свой рот, когда вроде как ребёнок сам виноват в том, что случилось и «я же тебе говорила»! Попробуйте — и увидите результат.
7
Захотеть и понять важность своей родительской функции. Ради этого можно пожертвовать какими-то другими родительскими функциями, чтобы силы оставались и на то, чтобы быть самым лучшим контейнером
И отдельно хочется остановиться на важном пункте о том, чтобы не сливать эмоции своим детям. Я знаю, как иной раз хочется высказаться, а рядом никого нет, так и подмывает сказать что-то едкое про мужа или вылить на него какую-то проблему
Но результат будет достаточно серьёзный и тяжелый – для вас обоих.
Не сливать негатив детям не означает делать вид, что ты биоробот, и у тебя нет негативных эмоций и никогда не бывает. Это означает соблюдать иерархию, оставаться прибежищем ребенка и не пытаться его использовать как сливную канаву.
Эмоции передаются от младших старшим, тогда это всем на благо и никому не вредит.
Давайте разберемся, что же приемлемо в отношениях с ребенком, а что – нет.
Почему у нас не получается принимать эмоции детей?
1. Мы сами перегружены эмоциями и не умеем с ними справляться. Неплохо было бы ввести в школе предмет — «наши эмоции и что с ними делать». Неплохо было бы в детстве давать инструменты самопомощи. А ещё лучше было бы начать помогать самим себе. Учиться, практиковаться.
2. В детские годы у нас не было такого контейнера. Да, ещё раз вспомним, какими вырастают девочки и мальчики без таких контейнеров для эмоций — узнаем в этом себя и супруга. И понимаем, какой фронт работ нам предстоит.
3. Нам некуда все это деть — переварить не можем, наши эмоции тоже никому не нужны. В наших семьях нет выстроенных гармонично дымоходов, когда младшие отдают эмоции старшим, а старшие переваривают и отдают дальше. Ни в нашем детском опыте такого нет, ни с мужем такое не случается (еще раз вспомним, какими вырастают мальчики, эмоции которых никто не забирал). Наставников у нас тоже нет. Культуры обращения с эмоциями тоже. Что остаётся? Жить как умеем, терпеть сквозь зубы.
4. Мы собираем негативные эмоции тут и там. Как специально. Странное дело, имея внутри огромную кучу всего тяжелого, мы зачем-то ещё ходим и собираем отовсюду негатив. Смотрим телевизор, читаем газеты, ввязываемся в споры. Получаем новую порцию негативных эмоций, которую опять же не способны переварить. Еще больше перегружаемся.
Это исходные данные, которые есть почти у каждой из нас, мало кому повезло иметь мудрых родителей, которые умеют обращаться с эмоциями.
Проблемы со здоровьем? Виновата блокировка эмоций
Уже мало для кого секрет, что если ребенок свободно выражает эмоции, его организм функционирует нормально, но стоит начать блокировать их, как со временем развиваются разного рода заболевания, которые часто переходят в статус хронических.
Вы наверняка замечали и за собой, что если психануть как следует, от души, и выплеснуть эмоции наружу, то становится легче, будто гора с плеч сошла. Это при условии, что вы не умеете работать с эмоциями и трансформировать их негатив в позитив. То же действует и для детей (они с эмоциями работать не умеют, кстати, поэтому просто нужно давать им выплескивать их). Выражение чувств позволяет им не копить в теле «зажимы», которые потом плохо скажутся на здоровье и будущем ребенка.
«Эмоциональный апокалипсис»: как реагировать родителю?
Когда ребенок выплескивает эмоции, он хочет, чтобы родители заметили его обиду, боль и т. д
Родителю в этот момент важно дать понять ребенку словами и/или действиями, что он видит и понимает его боль. Тут стоит называть вещи своими именами: «Я вижу, как тебе плохо, и понимаю тебя
Я вижу твою боль и ненависть ко мне…»
Успокаивать ребенка нет нужды, лучше сесть рядом и просто находиться с ним вместе, пока он не успокоится. Позже, когда буря миновала, ребенок начинает сожалеть о содеянном.
Что делать родителю? Не осуждать. Дать ребенку понять, что выпуск пара — это нормально. «Я вижу, что ты расстроен и тебе жаль, что так произошло», «Ты имеешь полное право проявлять то, что у тебя есть внутри». Скажите ребенку, прямым текстом или косвенно, что вы всегда, при любых обстоятельствах, любите его. Любите его, каким бы он ни был и что бы он вам ни наговорил.
Почему родителю сложно адекватно воспринимать эмоциональные взрывы ребенка?
Потому что он видит себя в этот момент. Дети зеркалят родителя и нарушают его личные границы (они призваны это делать). Если с умением выстраивать личные границы у родителя все плохо и в некоторых ситуациях он так же эмоционально «некорректно» себя ведет, то эмоциональные выплески ребенка будут задевать его «за живое».
А еще в большинстве случаев «задевает за живое», если будучи ребенком, родитель не мог свободно проявлять своих эмоций, его подавляли и выговаривали ему за плохое поведение и неуважение к старшим. Тут уже родителю стоит обратиться к психологу и разрешать свои психотравмы индивидуально.