- Факторы, влияющие на формирование самооценки
- Социальные факторы
- Личностные факторы
- Уровень притязаний
- Уровни самооценки
- 1. Низкая самооценка
- 2. Заниженная самооценка
- 3. Нормальная самооценка
- 4. Высокая самооценка
- Расшифровка ваших результатов
- Адекватная самооценка
- Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки
- Как оценить адекватность личностной самооценки?
- Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема
- Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?
- Что влияет на формирование самооценки
- Изучение самооценки личности
- Как формируется самооценка?
- Коррекция самооценки
- Её формирование
- Особенности фрустрации
- Частный и общий уровень
- Функции самооценки
Факторы, влияющие на формирование самооценки
Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?
Социальные факторы
Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»
Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:
- несправедливые или чрезмерные наказания;
- необоснованная и слишком частая похвала;
- постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
- положение «царька» в семье или любимчика в школе;
- подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.
Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.
Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно
Личностные факторы
На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.
Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.
- Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
- Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
- Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.
То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».
Уровень притязаний
Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.
Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.
Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.
Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.
Уровни самооценки
Уровни самооценки в психологии: некоторые психологи склонны делить неадекватную самооценку не на две категории, а на четыре.
1. Заниженная.
2. Неустойчивая заниженная.
3. Завышенная.
4. Завышенная неустойчивая.
Структура самооценки в психологии состоит из двух частей – внешней и внутренней. Человек строит восприятие себя, опираясь на мнение окружающих, отражение в социуме и восприятие себя как личности изнутри. На стыке этих направлений и находится самооценка.
1. Низкая самооценка
Низкая самооценка — это совокупность таких качеств как:
️ нерешительность, пугливость, чрезмерная осторожность;
️ зависимость от чужого мнения, маниакальная потребность в поддержке со стороны;
️ стремление снять вину с себя, переложив ответственность на кого-то другого;
️ инфантильность;
️ «детское» стремление оправдываться (я не знал, я не думал, что так получится);
️ комплекс неполноценности;
️ болезненное самолюбие, ранимость;
️ мстительность, мелочность, перфекционизм;
️ обидчивость, неуживчивость;
️ комплекс неполноценности.
Причины низкой самооценки кроются в неправильном воспитании и психологическом давлении со стороны более сильных личностей, а также в жизненных обстоятельствах. Люди со слабой стрессоустойчивостью «ломаются» под грузом проблем. Формируется как в детском, так и во взрослом возрасте. Человек с низкой самооценкой страдает от комплекса неполноценности и неудовлетворённости собой.
Что делать с низкой самооценкой? Повышать по мере возможности. Однако проблема многих людей в том, что им на самом деле комфортно находиться в скорлупе неадекватной оценки себя и подсознательно они не стремятся что-то изменить, довольствуясь ролью жертвы.
2. Заниженная самооценка
Что такое заниженная самооценка в обычной жизни: страдания по пустякам, придумывание несуществующих проблем и повышенное внимание к собственным недостаткам. Заниженная самооценка — это добровольный уход в тень других людей, постоянные сомнения и беспокойство. Чревато возникновением неврозов
Причины заниженной самооценки – искажённое восприятие себя, принижение своей значимости, обесценивание способностей и талантов, неуверенность в силах, ощущение страха и беспокойства.
3. Нормальная самооценка
Нормальная самооценка — это адекватное восприятие своих возможностей на всех уровнях, включая внешность и профессиональные качества. Адекватное восприятие наделяет человека уверенностью в своих силах. Личность, обладающая нормальной самооценкой, способна брать ответственность за поступки, и предвидеть результаты своих действий.
Нормальная самооценка, характеристика человека:
️ Адекватен;
️ разумен;
️ самокритичен;
️ самодостаточен.
4. Высокая самооценка
Что значит высокая самооценка? Ответ зависит от её степени. Если она немного превышает адекватный уровень, то для человека это скорее плюс, а та, что вышла за границы адекватности – уже минус. Высокая самооценка — это совокупность представлений о себе в превосходной степени, несоответствующая реальности.
Очень высокая самооценка сопровождается:
️ Заносчивостью;
️ переоценённой собственной значимостью;
️ приписыванием себе несуществующих достоинств и умений;
️ неприятием чужого мнения, раздражительностью;
️ ощущением превосходства;
️ комплексом бога;
️ желанием поучать;
️ подчёркнутой независимостью;
️ перекладыванием вины на других;
️ подменой понятий (упрямство-упорство, наглость-решительность, беспардонность-прямота);
️ демонстративным поведением;
️ эгоизмом и эгоцентризмом;
️ пренебрежением окружающими.
Показатели высокой самооценки по шкале от одного до девяти начинаются с шести. Более высокий показатель говорит об искажённом восприятии себя. В этом случае понятие «высокая самооценка» приобретает отрицательную окраску и переходит в степень неадекватной.
Расшифровка ваших результатов
Тест Будасси на самооценку хорош тем, что дает детальную расшифровку. Вы не просто узнаете, что она низкая (к примеру). Но и получаете подробные рекомендации. Вот расшифровка:
- R от -1 до +1 – это значит, что представление у вас о вашем реальном «я» и идеале крайне нечеткое, а связь между этими двумя показателями крайне слабая, возможно, вам присуща тревожность;
- R от +0,38 до +1 – связь положительная и достаточно устойчивая, а самооценка у вас – верная, возможно, чуть завышенная;
- От +0,9 до +1 – завышенная, и достаточно неадекватная;
- От -0,09 до -0,32 – оптимальная, но низкая;
- От -0,38 до -1 – связь между «я» идеальным и «я» в реальности отрицательная, представления не совпадают с реальностью, самооценка – неадекватная, явно заниженная.
Самооценка – всегда субъективна, об этом вы обязаны помнить. Ее адекватность – это то, насколько ваши представления о себе соответствуют реальной картине. Неадекватно заниженная либо завышенная самооценка – яркий повод пересмотреть свое отношение к себе.
Адекватная самооценка
Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.
Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки
Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. См.→
Как оценить адекватность личностной самооценки?
Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. См.→
Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема
Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.
Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема. Смотри Перевод проблемы в задачу
Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?
Определение адекватности самооценки дает возможность:
- давать рекомендации по повышению или понижению амбиций и уровня притязаний,
- говорить в целом о большей или меньшей личностной адекватности человека.
Что влияет на формирование самооценки
Самооценка закладывается у человека с раннего детства.
- Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
- Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».
Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.
Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.
Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.
Изучение самооценки личности
Специалисты утверждают, что изучение самооценивая личности выполняет три основных функции:
-
развивающая функция: данная функция есть толчок к развитию личности;
-
защитная функция: данная функция обеспечивает и независимость личности, и относительную стабильность;
-
регуляторная функция: данная функция разрешает проблемы личностного выбора.
Психологи утверждают, что необходимо каждому человеку заглядывать в себя. Это связано с тем, что внутри индивида кроются решения большинства трудностей. Если человек «покопается в себе», то это привет к тому, что он может избавиться от мусора, который там присутствует. При всем при этом те веще, которые являются нужными, а так же полезными для человека, выдвигаются на первый план. А вещи, в которых не нуждается индивид, прячутся по – дальше.
Самооценка личности способна сформировать самосознание индивида. Человек в процессе собственного оценивания, подключает и оценивание своих свойств, качеств, возможностей. Данное осуществляется через анализ, самоотчет, самонаблюдение, сопоставления себя с иными людьми. С такими людьми, с которыми он пребывает в непосредственном контакте.
Самооценивание – это не есть простейшее удовлетворение любопытства. Здоровое чувство самолюбия, стремление к успеху, самосовершенствование – все это и есть движущие мотивы. Это связано с тем, что человеческая жизнь является, своего рода, затяжной борьбой с самим собой.
При помощи самооценивания личности можно и просмотреть реальное «Я», и связать его с собственным прошлым и будущим. Самооценка личности дает возможность человеку просмотреть собственные корни как слабых сторон, так и сильных сторон, а так же увериться в их объективности, научиться обретать адекватные модели для собственного поведения в ежедневных ситуациях. Тот индивид, который смог познать себя, автоматически превращается в абсолютного иного индивида.
В структуре самооценивания личности имеется несколько элементов:
-
эмоциональный элемент;
-
когнитивный элемент.
Когнитивный элемент подразумевает под собой абсолютно все, что индивид узнал о самом себе из совершенно разных источников информации.
Эмоциональный элемент подразумевает под собой свое отношение к совершенно разным сторонам личности. Сюда можно отнести следующее:
-
привычки;
-
характер;
-
черты;
-
поведение.
Как формируется самооценка?
Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей.
Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.
Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике. Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.
Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование. Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.
Хотите узнать свой генетический потенциал на уровне биохимии и получите инструкцию индивидуального развития
.Примите участие в проверке уникальной методикиДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас
Коррекция самооценки
Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.
Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие для человека.
Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.
Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:
- отношения с людьми;
- профессиональная деятельность (или выбор профессии);
- внешность;
- уровень знаний, интеллект;
- увлечения;
- семья.
Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить
Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить
А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание
Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.
Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:
Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других. Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи. Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет. Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив
Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас. Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи
Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.
Её формирование
Источники её формирования у индивида, отличаются у каждого человека. Тем не менее из всех них, можно выделить несколько. На тему источников её формирования было написано множество работ известных учёных, и каждый учёный добавляет что-то своё, при этом не меняя основных.
На протяжении столетий, в которых существовала наука психология, источники формирования менялись, и вот такую структуру мы можем увидеть сейчас:
- Сопоставление себя идеального и себя реального.
- Мнение общества об этом индивиде.
- Самостоятельная оценка собственных достижений.
- Сравнение себя с кумиром или индивидом, который олицетворяет совершенство для данной личности.
Таким образом, можно судить о том, что она у индивида, в отличие от системы ценностей, начинает формироваться и видоизменяться с течением времени. Но начинается этот процесс с самого раннего возраста, примерно с 3-ёх лет, когда ребёнок начинает активно изучать окружающий мир и своё место в нём.
Первое переосмысливание собственной значимости обычно начинается во время переходного возраста и продолжается в течение всего его срока.
Особенности фрустрации
Фрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.
При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.
В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.
Частный и общий уровень
Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.
Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.
Функции самооценки
Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.
Функции | Описание |
---|---|
Стимулирующая | Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку. |
Пост прогнозная | Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке. |
Регулирующая | Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. |
Эмоциональная | Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни. |
Защитная | Формирует стабильность личности. |
Контролирующая | Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий. |
Развивающая | Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию. |