Как обучить ребенка выражать свою просьбу? примеры упражнений в детском саду и школе

Особенности детской «азбуки вежливости»

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Советы родителям

Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.

Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте

Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение

Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Обучение выражать свои просьбы в детском саду

В детском саду ребенок находится до 12 часов в день. У него возникают потребности, которые требуют удовлетворения. Он обращается к воспитателю с просьбой выйти в туалет, попить, помочь надеть одежду, выполнить задание, что-то переложить, поправить прическу, дать добавки. Воспитатель индивидуально и в группе, в игровой форме обучает детей вежливо выражать свои просьбы.

В игре, объединяя группу детей, воспитатель обучает детей с помощью игрушечного персонажа. Вы тоже можете использовать этот прием.

Игровая ситуация «Кукла Катя хочет рисовать»

Воспитатель обращает внимание детей на громкий плач куклы Кати включается запись плача). Воспитатель: Катюша, добрый день

Почему ты плачешь?

Воспитатель: Катюша, добрый день. Почему ты плачешь?

Кукла Катя (озвучивает воспитатель): Здравствуйте. Я очень хочу нарисовать солнышко. Оно сегодня так ярко светит. Но мои карандаши потерялись. Я не могу их найти.

Воспитатель: Катюша, возможно ты не положила их на место, где-то оставила, а теперь не можешь найти?

Кукла Катя: Может быть.

Воспитатель: Тебе могут помочь найти карандаши наши ребята. Могу помочь я.Если тебе нужна помощь, ты всегда можешь попросить о ней.

Кукла Катя: Попросить? А как нужно просить? Я этого делать не умею…

Воспитатель: Если ты хочешь обратиться ко мне или помощнику воспитателя, нужно назвать по имени и отчеству. Например, Светлана Владимировна. Так зовут меня. Или Ольга Александровна. Так зовут помощника воспитателя. Затем можно добавить добрые слова: будьте добры, будьте любезны и свою просьбу — помогите мне найти мои карандаши. И обязательно использовать волшебное слово «пожалуйста».

Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим — 
Будут все довольны нами.

Итак, можно обратиться с просьбой: Светлана Владимировна, будьте добры, помогите мне найти мои карандаши, пожалуйста. Выражать просьбу нужно спокойным, ровным, доброжелательным голосом. Попробуй.

Кукла Катя: Светлана Владимировна, будьте добры, помогите мне найти мои карандаши, пожалуйста.

Воспитатель: Хорошо, Катюша, я с удовольствием помогу тебе найти карандаши. Только гораздо быстрее мы сделаем это вместе с ребятами. Может быть ты и их попросишь помочь нам? Обратиться сразу ко всем ребятам можно словом «ребята». Попробуешь?

Кукла Катя: Да! Ребята, будьте любезны, помогите нам найти мои карандаши, пожалуйста.

Воспитатель: Поможем, ребята, куколке Кате?

Ребята: Да.

Воспитатель вместе с детьми находит карандаши куклы Кати.

Воспитатель: Вот твои карандаши, Катя.

Кукла Катя: Спасибо.

Воспитатель: Ребята, когда вы хотите о чем-то попросить меня, обращайтесь по имени и отчеству. Обращайтесь вежливо, не забывая употреблять красивые добрые слова «будьте добры», «будьте любезны», «пожалуйста». Это очень приятно. Когда человек вежлив, ему трудно отказать в его просьбе. Так же вы можете обращаться ко всем взрослым, друг к другу.

Иногда требуется срочно обратиться с просьбой к воспитателю, маме, другому взрослому. А тот в это время занят, разговаривает с кем-либо. Тогда лучше обратиться к нему такими словами:Извините пожалуйста, что перебиваю Вас, можно задать вопрос?».

Аналогичные игровые ситуации систематически повторяются.

Воспитатель постоянно обращает внимание на формулирование детьми просьб и добивается правильных построений фраз. Делает это настойчиво и спокойно

Это значительно помогает детям научиться вежливо выражать свои просьбы.

Воспитатель индивидуально обучает детей обращаться к окружающим взрослым по имени и отчеству, выражать просьбу и обязательно использовать волшебное слово «пожалуйста».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.