Как правильно читать книги

Что важно знать, чтобы освоить выразительное чтение

Для того чтобы стать выразительным рассказчиком или чтецом, важны следующие вещи:

  • техника дыхания;
  • хорошая дикция;
  • произношение слов в соответствии с нормами языка.

Контроль дыхания

Контролировать дыхание можно научиться самостоятельно. В момент паузы делают глубокий вдох, а затем равномерно выдыхают воздух до следующей паузы. Умение приходит с практикой.

Слежение за дикцией

Хорошая дикция нечасто дается от природы, для развития произношения выполняют специальные упражнения и учат скороговорки.

Соблюдение норм произношения

Главные приемы, которые используют, чтобы добиться выразительности речи – это ударение, паузы, интонация. С помощью логического ударения выделяют смысловые, эмоциональные центры.

Паузы помогают привлечь внимание, передать переживания, подчеркнуть значимость. Без интонации невозможно правильно передать содержание произведения и эмоциональную окраску

Чувства выражаются также силой голоса и скоростью изложения

Без интонации невозможно правильно передать содержание произведения и эмоциональную окраску. Чувства выражаются также силой голоса и скоростью изложения.

Памятка работы над выразительным чтением

  • Чтобы приобрести навыки красивого чтения, придерживайтесь следующего алгоритма:
  • Выберите понравившийся отрывок произведения.
  • Начните работу с небольшого куска. Используйте техническое устройство для записи голоса, например, диктофон. При прослушивании вы лучше заметите ошибки в прочтении.
  • Если в тексте встречаются непонятные слова, нужно разобраться с их значением.
  • После первого прочтения сделайте разметку текста с учетом пауз и интонаций. Укажите стрелками нисходящую и восходящую тональность. Отметьте короткую паузу одной чертой вертикально, длинную – двумя.
  • Прочувствуйте главную идею, чтобы верно определить логическое ударение.
  • Прочтите отрывок снова, соблюдая паузы, ударение и интонацию.
  • Работая над полным произведением, продумайте переходные моменты, которые несут психологическую значимость и подчеркнут кульминацию сюжета, его развязку.
  • Окрасьте речь эмоционально, используя силу и темп звучания. Для этого необходимо представить настроение автора и его героев. Сильные чувства передавайте более громкой речью, скорбь и грусть – тихим, приглушенным голосом. Быстрый темп поможет выразить всплеск эмоций, медленный – подчеркнет торжественность момента.

Применяя несложную технику и практикуясь, можно научиться мастерски читать литературные произведения. Кроме применения практических навыков, необходимо прочувствовать и понять внутренний смысл того, что хотел сказать автор.

Выразительная декламация стихотворения

Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.

Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.

Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.

Шаги

Метод 1 из 1:

Написание собственной художественной книги

  1. 1

    Проявляйте креативность! Фантазия не имеет границ. Не позволяйте, чтобы другие воровали ваши идеи.

  2. 2

    Найдите идею – простую и понятную. Она может возникнуть во сне, либо же она может появиться в образе надоедливого пса, который не просто гавкает через дорогу, а говорит: «Печенье!». Любая идея может стать отличной.

  3. 3

    Запишите вашу идею. Какой бы глупой она не казалась, на деле она может оказаться хорошей. Возможно, идея с собакой, которая говорит о печенье, странновата, но кому-то она может понравиться или вы можете как-то изменить ее.

  4. 4

    Поработайте над деталями и над основной сюжетной линией. Какого цвета собака? Это мальчик или девочка? Либо же это может быть как мальчик, так и девочка! Почему он хочет печенья? Где он достанет печенье? Может быть много вопросов, на которые вы ответите потом, но сначала определитесь с сюжетной линией, перед тем, как перейдете к деталям.

  5. 5

    Не копируйте других авторов. Боб Аткинсон – отличный автор и иллюстратор, но он не копирует Ника Бленда. Будьте собой.

  6. 6

    Определитесь, будет ли это короткий рассказ или роман. Сколько страниц или глав будет содержать книга? Придумайте основу.

  7. 7

    Напишите черновой вариант.

  8. 8

    Проверьте орфографию. Исправьте ошибки, если у вас появятся сомнения относительно исправлений, обратитесь к кому-то, кто знает русский язык на профессиональном уровне. Не оставляйте все на самотек.

  9. 9

    Перечитайте рассказ внимательно еще раз. Есть ли у него смысл? Дайте его прочесть своим друзьям и семье. Пусть они внесут изменения карандашом или ручкой.

  10. 10

    Перепечатайте рассказ с внесенными исправлениями и отправьте издателю (если хотите). Желаем весело провести время!

Советы

  • Убедитесь, что вам действительно интересно то, о чем вы пишите. Так вы сможете вникнуть в детали, касающиеся темы произведения.
  • Написание книги должно быть действительно увлекательным, и она должна нравиться вам. Тогда она понравится и читателям, которые будут ее читать.
  • Составьте план своего рассказа, но позвольте, чтобы происходили те вещи и события, появления которых вы не ожидали. Многие “сюжетные повороты” могут возникать тогда, когда даже ВЫ не ожидаете этого, и зачастую они являются лучшими.
  • Убедитесь, что ваш рассказ структурирован.
  • Подумайте о возможных опасностях, с которым может столкнуться персонаж, пытаясь решить проблему. Например, неплохим элементом может быть появление лавины, если действие происходит в горах.
  • Проявляйте незаурядность. Подумайте о тех темах, о которых вам нравиться читать и придумайте свою историю.
  • Позаботьтесь о том, чтобы вас ничто не отвлекало.
  • Если вы будете отрываться от написания произведения на длительное время, вы потеряете интерес. Поэтому, либо продолжайте писать, либо читайте книги, чтобы скоротать время. Только не затягивайте перерывы, иначе вы просто забудете сюжет!
  • Помните о том, что писать необходимо каждый день, как бы утомительно это не было. Перерыв на один день, как правило, влечет за собой перерыв на неделю, поэтому вы можете забыть многие из идей, которые были у вас раньше.
  • Проникнитесь своей историей.
  • Уединитесь в спокойном месте, чтобы полностью отдаться вашему вдохновению и творческому настрою.
  • Не употребляйте слишком много редких имен, так как история будет нереалистичной.
  • Распределяйте свои силы. Напишите за раз одну главу, или даже абзац.

Предупреждения

  • Если решите использовать словарь синонимов, убедитесь, что значение синонима, который вы подобрали, правильное. Так как по смыслу он может иметь совершенно иное значение, чем то, что вы хотели сказать.
  • Не создавайте проблему (для выхода из которой потребуется десять страниц), причем уже на четвертой странице главный герой придумывает решение. Продлите ее. Есть ли что-то/кто-то, кто захочет помешать вам? Нужно ли вам найти подсказки? Не торопитесь!
  • Не перегружайте рассказ деталями и информацией. Оставьте место для фантазии, но убедитесь, что на все вопросы даны ответы.
  • Выбирайте имена, которые легко запомнить. Они могут быть уникальными, но не слишком странными, поскольку это сделает книгу более сложной для восприятия.
  • Установите для себя временные рамки: 1-й раздел чернового варианта должен быть готов в определенный день.
  • Ваша книга не должна содержать более 3-х сюжетных линий. Вам придется переключаться между ними и когда будут введены образы других персонажей, читатели забудут, какие события происходили в основной сюжетной линии.
  • Просмотрите диалоги, избегайте повторяющихся слов в фразах.
  • Если вы планируйте издать книгу, знайте, что э то может занять год или два
  • Компьютер (по усмотрению)
  • Письменные принадлежности/сервисные программы/программы
  • Издатель (по усмотрению)
  • Бумага или несколько блокнотов

Принципы выразительного прочтения

Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.

Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.

Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка

  • Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.
  • Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.
  • Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.
  • Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.
  • Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.
  • Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.
  • Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.

Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

Памятка родителям

  • Чтение – это вход в мир знаний, это гарантия успеваемости ребёнка в школе.
  • Ребёнок полюбит книги только благодаря совокупным стараниям школы и семьи.
  • Ознакомьтесь с главными требованиями выразительного, беглого, осознанного чтения.
  • Рекомендательный список поможет подобрать книги для ребёнка.
  • Собственная детская библиотека позволит обмениваться книгами с друзьями, что будет способствовать повышению интереса к чтению.

Невербальные средства художественного чтения

Среди необходимых приемов, используемых профессиональным чтецом, пластическое сопровождение речевой передачи относится к разряду самых сложных. По словам писателя В. Аксенова, пластика как один из ярчайших примеров средств художественного чтения является неотъемлемой частью художественного вещания, дополнительно выражающая отношение чтеца к сюжетным поворотам, поведению и образам героев.

Пластическое изложение смысловой нагрузки произведения состоит из нескольких слагаемых:

Мимика – по сути, это те же интонации, только передаваемые не голосом, а движениями лицевой мускулатуры

Поскольку мимика отражает действительное отношение чтеца к тому, что он проговаривает в данный момент, исполнителю важно понять все скрытые мотивы автора и принять их как свои собственные. Жестикуляция – при том, что каждый жест исполнителя должен быть «к месту» и обязательно отрепетирован, необходимым условием использования данного приема является непринужденность

С помощью выразительных движений рукой или своевременного покачивания головы создается мощный эффект эмоционального влияния на слушателя, который усиливает впечатление от речи актера. Движения, перемещения – ресурсы механического передвижения по сцене у актера разговорного жанра очень ограничены, поэтому ему необходимо максимально вкладываться в каждый свой шаг или поворот корпусом. Умело сочетая жесты, мимику и движения, исполнитель создает на сцене иллюзию развернутого пространства, делает представление масштабным, разноплановым.

После того как актер средствами художественного чтения сумел передать или усилить какую-либо сцену, он должен временно позволить себе «затихнуть», снять напряжение со своего монолога, немного «расслабить» зрителя. Если этого не делать, то ритм выступления будет нарушен, а сюжет повествования окажется перезагружен излишней эмоциональностью.

Художественное чтение – это искусство

Художественное чтение в искусстве определяется как интерпретация продукта художественной деятельности первичного характера в ходе артистического исполнения. Первичный продукт творческого труда (писательское произведение) уже сам по себе является самостоятельным видом искусства, поэтому любая его трактовка, от игры со сцены до выразительного чтения, считается вторичным воплощением.

Зачастую устные выразительные средства художественного чтения – это единственновозможная творческая передача текста с тем, чтобы смысл его и структура не были потеряны безвозвратно. Примером тому выступают произведения Тургенева, Гоголя, Фета и других писателей и поэтов, столь тонко и чувственно передающих характер образов природы и людей через описательные психологизмы, что сделать это путем визуального искусства просто невозможно.

Все выразительные средства художественного чтения (а это интонации, паузы, темп, ритм и др.) весьма близки к актерской игре, однако не являются ею, поскольку здесь не присутствует момента перевоплощения (погружения) в героев. Чтец словно со стороны наблюдает за тем, что восстает перед ним со страницы книги, описывая не только события, переплетающиеся в сюжете, но и портреты героев, пейзажи, на фоне которых развиваются действия, внутренние переживания персонажей. Это позволяет слушателю проникнуться полнотой картины, не отвлекаясь на видимые образы и визуализируя их в собственной трактовке на основании «заданных параметров».

Поскольку целью художественного чтения всегда является полная и безусловная передача мысли автора произведения, творческая составляющая работы чтеца придерживается строгих границ допустимой импровизации. Заботливое отношение к оригинальному тексту – одно из важнейших правил этики для любого профессионального чтеца.

Что почитать еще

Методы медленного чтения:

  • Дэвид Микикс Slow Reading in a Hurried Age — еще больше практических советов по медленному чтению;
  • Борис Эйхенбаум «Как сделана „Шинель“ Гоголя» — о том, как внимательно относиться к стилистическим особенностям автора;
  • Владимир Набоков «О хороших читателях и хороших писателях» и его лекции по русской и зарубежной литературе — ваше впечатление от школьной классики может заметно поменяться;
  • Юрий Лотман «Структура художественного текста. Анализ поэтического текста» — о методе строгого научного анализа текста;
  • Сергей Поварнин «Как читать книги» — о методе аналитического чтения;
  • Гарольд Блум «Западный канон» и список Бродского — о тех книгах, которые стоит читать медленно.

Примеры медленного чтения поэзии:

  • Иосиф Бродский — эссе о , , , , , и ;
  • Томас Стёрнз Элиот — статьи и лекции «Назначение поэзии» и «Избранное»;
  • Уистен Хью Оден — сборник эссе «Чтение. Письмо. О литературе»;
  • Ольга Седакова — эссе.

Теоретические тексты о медленном чтении:

  • Марсель Пруст «Против Сент-Бёва»,
  • Ролан Барт «Смерть автора»,
  • Владимир Бибихин — курс лекций «Чтение философии».

Отдельный вид медленного чтения — это комментарии:

  • Набокова и Лотмана к «Евгению Онегину»,
  • русского философа Густава Шпета к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса,
  • лингвиста Юрия Щеглова к романам Ильфа и Петрова,
  • историка литературы Александра Долинина к роману Владимира Набокова «Дар»,
  • группы филологов во главе с Олегом Лекмановым к «Египетской марке» Осипа Мандельштама,
  • советского литературоведа Александра Аникста к «Фаусту» Гёте, «Гамлету» и остальным пьесам Шекспира,
  • современного поэта Всеволода Зельченко к стихотворению Владислава Ходасевича «Обезьяна»,
  • философа Джорджо Агамбена к «Посланию к римлянам»,
  • Прокла и Дамаския к «Пармениду» Платона,
  • Жака Деррида ко всей западноевропейской философской традиции.

И последний совет

За всем пристальным вниманием к тексту, за всеми практиками медленного чтения важно не забыть слова грузинского философа Мераба Мамардашвили: «Литература — никакая не священная корова, а лишь один из духовных инструментов движения к тому, чтобы самому обнаружить себя в действительном испытании жизни, уникальном, которое испытал только ты, и кроме тебя и за тебя никто извлечь истину из этого испытания не сможет»

Невнятная речь – враг дикции

Некоторые чтецы при всем своем старании не могут добиться внимания слушателя из-за невнятной, неразборчивой речи при том, что с дыханием у них все в порядке и произношение отдельных звуков также не вызывает проблем. Если данная проблема не связана с врожденной патологией или развитием сложного заболевания, бороться с ней можно с помощью несложных артикуляционных упражнений:

  • открыв рот, нужно подвигать нижней челюстью из стороны в сторону, затем – вперед и назад;
  • перекрестив на груди запястья и наклонившись вперед, протянуть любой гласный звук в самой низкой октаве, затем, разогнувшись, сделать паузу и повторить упражнение с другим гласным звуком;
  • сомкнув зубы, языком дотрагиваться поочередно до правой и левой внутренней стороны щек.

Серию упражнений проводят 5-6 раз в течение дня и обязательно – накануне публичных чтений (выступлений, лекций).

Зачем читать медленно

В 1924 году в Советском Союзе вышла брошюра «Как читать книги». Ее автор, дореволюционный профессор логики и философии Сергей Иннокентьевич Поварнин, писал об опасностях быстрого, поверхностного чтения так:

Сегодня некоторые из утверждений Поварнина можно поставить под сомнение, но одно из них остается неоспоримым:

Что же это за польза?

Во-первых, медленное чтение — это активное занятие. Мы привыкли относиться к художественной и философской литературе как к еще одному источнику информации, которая автоматически записывается в наш мозг, пока мы читаем. Поэтому нам кажется, что чем больше книг мы проглотим, чем больше информации употребим, тем умнее станем — отсюда все эти курсы по скорочтению и списки «50 главных книг». К сожалению, это так не работает.

Медленное чтение развивает критическое мышление и умение думать. Активно работая с книгой, читатель самостоятельно ищет дополнительные сведения, сверяет источники, находит ключевые слова, сопоставляет идеи, оценивает суждения автора и продумывает свои аргументы. Всё это прекрасная школа мысли. Крупнейший европейский интеллектуал ХХ века Жак Деррида, критически отнесшийся к основаниям всей европейской культуры, в одном интервью признался, что из всей своей громадной библиотеки прочитал от силы три или четыре книги. «Но я прочел их очень, очень внимательно», — сказал он.

Жак Деррида показывает свою библиотеку

Во-вторых, серьезная и вдумчивая работа с книгой иногда приводит к настоящим озарениям. Медленное чтение заставляет нас долго концентрироваться на фрагменте текста, воспринимать его как проблему, требующую решения, и подбирать к ней ключи. Когда наш мозг после такой интенсивной деятельности переключается в пассивный режим, случаются творческие прозрения.

Взгляд на литературу как на источник готовой информации укрепляет и школьное образование. Вспомните, как часто учителя требовали от вас «знание текста» и «содержания», и при этом они обычно имели в виду сюжет. Но еще в начале ХХ века один из предшественников структурализма Владимир Яковлевич Пропп в своей работе «Морфология сказки» показал, что по большому счету все истории состоят из 31 варьирующейся функции и даже самые запутанные из них строятся по одним и тем же схемам.

Значит ли это, что сюжет не имеет значения? Нет, просто дело не только в нем. Авторы неспроста изводят бумагу и чернила, подбирая нужные эпитеты и выражения и сотню раз исправляя один и тот же абзац.

Художественное произведение раскрывает свой смысл в полной мере только тогда, когда его рассматривают как целостный эстетический объект, состоящий из системы образов, соответствий и переплетений. Каждая ветка сирени, рассеченная лягушка, грамматически неправильная фраза героя или его описание играют в произведениях великого автора свою роль. Пропустить их или не придать им значения — то же самое, что пролистать два параграфа в учебнике математики. Но чтобы эти детали заиграли красками и наполнились смыслами, во время чтения нужно использовать свое воображение. Не ленитесь думать о душевном состоянии героя, вместе с ним обхватывать широкий дуб или дорисовывать недостающие краски на обоях — всё это разовьет ваш эмоциональный интеллект и эмпатию и подарит драгоценный опыт тысячи непрожитых жизней.

Где искать вдохновение

А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше…

Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.

Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги — колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?

А ещё наблюдайте за окружающим миром, он так часто подкидывает истории и сюжеты, нужно только успевать их ловить. Держите наготове маленький блокнот или смартфон, чтобы фиксировать мысли, наблюдения, идеи, которые посетили вас. Если записывать всё, что происходит вокруг, очень скоро вы наберёте материал на несколько книг.

О чём писать

Подумайте, почему и для чего вы хотите написать книгу. Чем поделиться с читателями, о чём рассказать, к чему подтолкнуть? Впрочем, уместен и такой ответ: «Я хочу написать книгу, чтобы стать знаменитым».

Если вы автор специализированной или бизнес-литературы, найдите тему, которая вас захватывает, в которой вы разбираетесь или можете привлечь экспертов для помощи.

Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.

А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.

Важные условия для совершенствования устной речи

Постановка навыков художественного чтения во взрослом возрасте сопряжена со многими препятствиями устоявшихся нарушений дикции, поэтому переобучение подразумевает прежде всего изменение восприятия человеком своей речи, а уже потом – исправление дефектов. Работа над речевыми недостатками занимает много времени и включает в себя три вида упражнений:

  • чтение скороговорок;
  • дыхательные упражнения;
  • запись своей речи на диктофон и прослушивание записанного.

Из всех известных скороговорок будущий чтец должен выбрать не более пяти, дающихся ему с особенным трудом, и прорабатывать их буквально по слогам, добиваясь безупречного произношения при высоком темпе речи. Постепенно можно переходить к проговариванию текстов, составленных из большого количества (10 и более) скороговорок, объединяющих самые сложные для произношения словоформы.

Слабая диафрагма – причина нехватки воздуха при чтении длинных предложений. Является одним из основных препятствий на пути к сцене или кафедральному помосту лектора. Человек, чтобы успеть сделать вдох, вынужден частить фразами и делать ненужные паузы, что усложняет восприятие его речи аудиторией. Помочь исправить этот недостаток призваны дыхательные упражнения для ежедневных тренировок дома:

  • надувание шариков по 3-5 штук подряд;
  • протягивание гласных звуков (всех по очереди) на выдохе до полного освобождения легких от воздуха;
  • применение метода «глубокого дыхания» – сначала делается глубокий вдох животом, затем воздух медленно перемещается в грудную клетку, распирая легкие до предела, а после этого следует протяжный полный выдох.

Время от времени домашние занятия по художественному чтению проводятся при включенном диктофоне. Прослушивая свой голос в записи, человеку проще абстрагировать его от своей личности и увидеть явные недостатки речи, ускользающие от внимания при повседневном общении.

Руководство по чтению для ученика

Рекомендации по прочтению для школьников помогут быстро и эффективно научиться читать текст и стихотворения выразительно, обучат работать с книгой.

Памятка №1: Правила прочтения

Уделять чтению необходимо не менее четверти часа в день, расположившись удобно, желательно не лёжа.
Если читать при включённом телевизоре или музыке, понять, о чём текст будет трудно

Поэтому следует выключать телевизор, музыку, убирать все отвлекающие внимание предметы.
Торопиться при прочтении и концентрировать внимание на времени не нужно, иначе смысл текста или стихотворения останется непонятым и ускользнёт.
Необходимо делать перерывы, паузы, физкультминутки.
Нужно анализировать действия и поступки героев произведения, делать для себя выводы. Обсуждать прочитанное с друзьями.
Отмечать место, на котором чтение было прервано, положив закладку между страницами.
Занимательную и интересную информацию можно выписать в блокнот

В будущем она пригодится.

Памятка №2: Выразительное чтение

Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

  • Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
  • Дикция — произношение должны быть внятными, громкими, отчётливыми.
  • Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
  • С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
  • Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
  • Обязательно понимание содержания читаемого стихотворения или прозы.

Памятка №3: Правильная работа с книгой

Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.

  • Нужно выработать умения правильного, беглого, осмысленного чтения.
  • Выразительное чтение. Прочитать текст или стихи, определить основной замысел творения, найти отдельные элементы в содержании и их смысловую значимость, прочитать ещё раз.
  • Определить хронологический порядок действий литературного произведения.
  • Внеклассные занятия предполагает ведение дневника прочитанных произведений, использование списка книг, рекомендованных учителем, навык записи данных о произведении с титульного листа.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector