- Почему ребенок не слушается: объяснение на примере распространенных ситуаций
- Игры со спичками
- Истерики на публику
- Капризы или “мам, ну купи”
- Внутренний протест
- Сочетание противоположностей
- Популярное
- Комментарии
- Лента
- Достойное
- Что такое послушание
- Сначала – инициатива, потом – послушание! Или наоборот?
- А вам точно нужен послушный ребенок?
- Послушание ребенка
- Как через инициативу воспитывать разумное послушание
- Правило второе: будьте последовательны
- Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»
Почему ребенок не слушается: объяснение на примере распространенных ситуаций
Для начала стоит разобрать ситуацию, при которой ребенок в 3-4 года не слушается маму, но робеет и ведет себя спокойно перед папой. Она является распространенной и трудно разрешаемой, поскольку требует изменения поведения всех членов семьи. По сути, дети, которые так себя ведут, не хотят слушаться никого из родителей, но папу они боятся. Потому что он строже и непреклонен в своих требованиях.
Причины непослушания могут быть самые разные
При возникновении такой ситуации родителям следует поговорить и найти баланс, при котором они оба смогут вести себя примерно одинаково. В здоровой семье малыш должен уважать и отца, и мать. Излишняя мягкость со стороны родительницы (как и строгость отца) приведет к формированию неправильного восприятия семьи.
Игры со спичками
Если ребенок проявляет небезопасное поведение (выбегает на дорогу, трогает горячие предметы, подходит к уличной собаке), то это в первую очередь говорит о том, что он не осознает факта опасности своих действий
При этом малыш наблюдает реакцию со стороны родителей (повышенное внимание, беспокойство), и она его устраивает. Соответственно, в такой ситуации мама с папой должны объяснить, почему то или иное действие является небезопасным и к чему оно приводит
Например: собака может укусить, а горячий предмет – обжечь
Важно донести до ребенка информацию в понятной для него форме
Истерики на публику
Опять же, малыш не осознает того, что он ведет себя неправильно и некультурно, но он видит реакцию окружающих и пытается с ее помощью добиться желаемого от родителей. Нужно объяснить ребенку, что все люди в обществе должны соблюдать определенные правила. Также следует пояснить, почему нельзя совершать то или иное действие. Например, громкий разговор в кинотеатре мешает другим людям насладиться фильмом, из-за чего они уходят с сеанса расстроенные. Нужно сказать ребенку, что, если он будет шуметь в кинотеатре, родители не смогут брать его с собой.
Выполнения запретов надо добиться обязательно
Капризы или “мам, ну купи”
Ребенок старается добиться желаемого единственным доступным и понятным для него методом – истерикой или некой формой попрошайничества. Сначала он может вести себя вежливо, потом агрессивно или плаксиво. Эта модель поведения свойственна капризным детям, поэтому ее необходимо искоренять. Можно, допустим, просто вывести ребенка из магазина и поговорить с ним дома. Также хорошим вариантом является доступное объяснение того, почему в конкретный момент родители не в состоянии чего-то купить или сделать. Ребенку необходимо понимать, что все блага и вещи достаются не просто так, а вследствие прикладывания больших усилий.
Внутренний протест
Мама сказала ребенку, что сегодня он пойдет в садик в желтой рубашке, а он принципиально надел синюю. Или, например, вместо осенней обуви – летнюю. В этой ситуации малыш пытался продемонстрировать свою самостоятельность. В этом возрасте все дети поступают противоположно родительским требованиям. Маме с папой необходимо проявить понимание и предоставить право выбора хотя бы в незначительных моментах (как раз таких, как выбор гардероба). Это поможет ребенку быстрее удовлетворить желание показать собственное “я”.
Непослушание – это борьба за самоутверждение
Сочетание противоположностей
Если тщательно проанализировать нашу с вами, дорогие читатели, взрослую жизнь, то окажется, что послушание и инициатива от нас требуются повсюду и при этом одновременно.
Проезжая в метро на эскалаторе, мы должны придерживаться одной стороны. Оплачивая покупки в магазине, мы обязаны выложить их на движущуюся ленту. А сколько правил и обязанностей нам приходится выполнять на работе: составление отчетов, соблюдение инструкций, своевременная отправка документов и т.д.! Без дисциплины и послушания мы не сможем стать специалистами в своем деле.
В то же время инициатива на рабочем месте и в жизни необходима не меньше, чем послушание. Например, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, вы должны предложить директору разработку новой линейки товаров, собрать рабочую команду, составить бизнес план – все это требует смелости, решительности и напора.
Взаимодействие инициативы и послушания во взрослой жизни порождают формулу успеха. Инициатива и творческое начало дают энергетический посыл для начинаний и первых рискованных шагов в любом деле, а послушание и дисциплина позволяют систематизировать полученный результат и адаптировать его к применению в соответствии с рамками, установленными обществом, чтобы работа могла приносить пользу вам и окружающим людям.
Инициатива не обязательно подразумевает изобретения, поиск новаторских методов и т.д. Даже в быту мы проявляем собственное «Я», стараясь совершенствовать свою жизнь и быт. Женщина украшает дом, желая, чтобы он радовал глаз, был уютным и неповторимым. Мужчина сажает сад, чтобы летом укрыться в его тени.
Без инициативы невозможна человеческая эволюция. Но без дисциплины и послушания, без выполнения правил, выработанных годами, человечество сталкивалось бы с одними и теми же опасностями, и проблемами, тормозящими прогрессивное развитие.
Когда дети слушаются старших, они перенимают от них жизненный опыт. Взрослые, наставляя и поучая, хотят, чтобы молодое поколение избежало тех ошибок, которые пришлось пережить предыдущим. Не вдаваясь в подробности, родители выдают малышам сформулированное правило, аксиому, не поясняя причины ее появления.
Трудность воспитания и состоит в том, что дети хотят понять, зачем нужно следовать определенным правилам. Если родители не дают достаточно полного объяснения, если понимание отсутствует, малыши начинают капризничать, сопротивляться.
Разумный кот только с третьего раза слушается, таков наш обычай (Евгений Шварц)
Что делать взрослым? Как выработать в детях послушание, не убивая инициативы?
Популярное
В Хабаровске народ проиграл. А в Минске? 1518 |
В России готовят восстание Спартака, а в Белоруссию будут забрасывать диверсантов из подразделения Бранденбург-800? 1315 |
Михаил Хазин. Мировая элита и планы Путина. Решается судьба России и мира. 1304 |
Белорусский апофеоз 1234 |
На кону будущее мира. Главная тайна Грефа. Ольга Четверикова 1058 |
Война 1812 года и Тартария 979 |
Концепция общего благоденствия (КОБ-2) 956 |
Достаточно общая теория управления (редакция 1991 года) 952 |
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока. 948 |
Цена успеха 919 |
Сергей Глазьев: «Идеология или смерть!» 904 |
Шарий, Шифрин и «Колыма» Дудя 895 |
Беседа с М.В.Величко в Пятигорске 845 |
Восстание Спартака 845 |
Побочные эффекты вакцины от короновируса 841 |
Основы государственной власти 834 |
Он пытался остановить «убийства» умов и душ наших детей, за это был уволен 824 |
Гибель пчёл — случайность или закономерный результат деятельности людей? 811 |
Почему СССР не хурма и что Сталин ответил Мацуоке. Как переврали историю победы 772 |
Кто и как лоббирует вакцинаторов 757 |
СС- модераторы и Положительное мироощущение 752 |
Русский культурный код 732 |
Комментарии
Пленник памяти под конвоем совести
Дмитрий
сегодня 05:03
Русский культурный код
Дмитрий
сегодня 04:44
Побочные эффекты вакцины от короновируса
Дмитрий
сегодня 04:38
«Массовое скотство, защита от которого общества и политики перестала осуществляться после убийства И.В.Сталина, и есть тот внутренний фактор, который привёл СССР к краху»
Валерий Вагин
вчера 19:49
Что несёт Расе-Руси-России «Конец» христианского «Света» ?
Емеля
позавчера 23:30
О деятельности В. В. Пякина и Фонда концептуальных технологий «Алтай»
Ольга Зверунова
2020-10-04 16:58
Суть беды Лукашенко и нас с вами
antiexpert
2020-10-03 12:31
В начале всего было слово
Александр
2020-10-02 19:33
Детей отнимут быстро
Емеля
2020-10-02 16:39
Лента
Жжение в глазах и Карабах |
Философия миропознания и миропонимания |
Сексуальное «просвещение» в школах — технология депопуляции |
Он пытался остановить «убийства» умов и душ наших детей, за это был уволен |
Суть беды Лукашенко и нас с вами |
В начале всего было слово |
Пленник памяти под конвоем совести |
Детей отнимут быстро |
Разоблачая либеральные мифы. Почему Пастернак был искренним сталинистом |
Миром правит биология |
Диалектика в жизни и теории |
Детали разговора Черчилля о ядерной бомбардировке СССР |
Побочные эффекты вакцины от короновируса |
Кто и как лоббирует вакцинаторов |
Почему СССР не хурма и что Сталин ответил Мацуоке. Как переврали историю победы |
Русский культурный код |
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Он пытался остановить «убийства» умов и душ наших детей, за это был уволен (5/2) |
Сексуальное «просвещение» в школах — технология депопуляции (5/1) |
Он пытался остановить «убийства» умов и душ наших детей, за это был уволен (5/2) |
Достаточно общая теория управления (редакция 1991 года) (5/2) |
Детали разговора Черчилля о ядерной бомбардировке СССР (5/1) |
Сексуальное «просвещение» в школах — технология депопуляции (5/1) |
В начале всего было слово (5/1) |
Диалектика в жизни и теории (2/1) |
Образ будущего — Платократия! Будущее России! (1/2) |
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года (5/11) |
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением (5/8) |
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя (5/7) |
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии? (5/7) |
О создании фильма «Час Быка» (5/7) |
У Щетинина теперь все законно (5/7) |
Сначала они убили его душу. Сегодня умерло его тело… (5/6) |
Где широкое плечо Большого Брата? (5/6) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Что такое послушание
— Ну, что это за ребенок, — неуемный, непоседливый. Весь день хожу за ним, наблюдаю каждый шаг, а он все равно что-то натворит, — жалуется пожилая женщина соседке. А та только качает головой, искренне сочувствуя, собеседнице.
— А вы не ходите за ним. Дайте ему свободу. Пусть себе чем-то занимается, а вы свое делайте, — вмешалась в разговор еще одна.
— Хорошо вам советовать, когда ваш с первого слова слушает. А моему десять раз сказать надо, а потом и за ремень взяться. Иначе не доходит.
Такие разговоры часто услышишь. За ними — проблема, которая волнует почти всех без исключения родителей:
- Одни стремятся научить ребенка слушаться, добиваются, чтобы он выкапывал требование с первого слова, беспрекословно подчинялся родительской воле. Любое невыполнение ребенком требований взрослых они считают недопустимым отклонением от нормы.
- Другие убеждены в обратном: послушание воспитывает только бездумных исполнителей чужой воли, слепых рабов чужому мнению, лишает ребенка энергии, инициативы.
Что можно сказать по поводу этих точек зрения? Попробуем подробнее разобраться в них.
Следует, прежде всего, выяснить, чем питаются такие разные взгляды на послушание. Они вытекают из общего понимания сути воспитания:
- Так, весьма распространены в свое время домостроевские принципы воспитания основывались на строгой требовательности к детям. А суровая требовательность означала безоговорочное послушание, механическое, бездумное подчинение ребенка воле взрослого. В случаях неподчинения вступало в силу наказание как одно из главных средств воздействия на ребенка и притязания послушания.
- Известна также прямо противоположная теория так называемого прогрессивного воспитания. Она основана на положении о том, что развитие личности базируется на «самовыражении», по существу сводится к лозунгу «разрешать все». Ребенок должен иметь все, что хочет, делать все, что вздумает. В процессе такого естественного выражения своих желаний, предпочтений, способностей он сформируется как личность с присущими только ему стремлениями, чертами, качествами. Поскольку ребенка ни в чем не ограничивают, чтобы не помешать развертыванию его природных сил и возможностей, он растет, не зная границ, и с большой вероятностью может вырасти эгоистичным, самовлюбленным, грубым.
Как видим, речь идет в одном случае о безоговорочном послушании ребенка, во втором — о полной свободе. Но, к сожалению, такие противоположные подходы к послушанию достаточно прочно укоренились. Если собрать все, что в последние годы написано по этому поводу, то не трудно увидеть, как одни авторы ревниво убеждают в необходимости воспитания послушания, а других пугает само слово «послушание».
Такие различия объясняются, по нашему мнению, разным пониманием понятия «послушание». А раз так, то следует, прежде всего, договориться о его содержании.
Сначала – инициатива, потом – послушание! Или наоборот?
Большинство родителей полагает: сначала нужно научить детей слушаться, а затем требовать от них инициативы, самостоятельности, творческого подхода. Однако опыт учителей, воспитателей, пионер-вожатых в летних детских лагерях показывает обратное.
Сначала нужно вовлечь, заинтересовать, объяснить, а затем требовать дисциплины и соблюдения правил.
Возьмем стандартную ситуацию на уроке труда в начальной школе. Дети учатся делать аппликацию. В начале урока взрослый рассказывает о правилах безопасности, о том, как пользоваться ножницами, бумагой, и лишь потом показывает, какую картину они сегодня будут создавать. Как вы думаете, много детей его по-настоящему услышит и запомнит правила безопасности при работе с ножницами? Скорее всего, нет. Малыши еще не понимают, для чего эти правила нужны, какая от них польза, ведь цель будет озвучена гораздо позже. Большая часть детей просто пропустит сказанное «мимо ушей».
А теперь представьте обратную ситуацию. Учитель входит в класс с чудесной аппликацией в руках и говорит: «Эта поделка девочки из А-класса. Сегодня мы с вами будем делать похожую аппликацию и воспроизведем картинку осеннего леса. Но каждый из вас может по-своему представить пейзаж». А если после этого учитель выяснит как именно дети хотели бы сделать свою творческую работу, какие впечатления и чувства вызывает в них тема осени – вдохновленные дети наверняка с инициативой бы подошли к своей творческой работе.
Вот теперь настало время учителю рассказать о правилах работы с бумагой, добавив: «Если вы будете следовать инструкции, то не поранитесь и обязательно получите красивую аппликацию». На этот раз у детей будет стимул внять учителю, ведь от дисциплины зависит результат их работы. Воспитатели одного из детских лагерей задали вопрос своим маленьким подопечным о том, что на их взгляд важнее – инициативность или послушание, на что получили очень интересный ответ: «вы, воспитатели, дайте нам возможность проявить инициативу, а уж мы вам за это… будем слушаться».
Как можно применить принципы разумного послушания в рамках семьи?
- Продемонстрируйте отрицательный результат непослушания. Стратегия работает по отношению к любому возрасту, правда, методы ее реализации в каждом случае придется подбирать индивидуально. Например, ребенок не любит убирать в комнате. Потихоньку спрячьте его любимую игрушку в укромный уголок в этом же помещении. Пусть малыш поищет, поволнуется. Когда игрушка так и не будет найдена, невзначай скажите: «Может, уберешь в комнате? Глядишь – и найдется!». Стимул задан: после этого ребенок наверняка приступит к уборке. Когда игрушка будет обнаружена, укажите: «Если бы ты убирал все игрушки на ночь, они бы не терялись». На следующий день напомните малышу о результате и попросите убрать вещи. Формируйте привычку, время от времени напоминая о пользе порядка (теперь ребенок испытал ее на собственном опыте). С детками до 2-3 лет придется действовать иначе: в этом возрасте достаточно мультфильмов, обучающих правильному поведению. Если кроха вертится за столом, капризничает, разбрасывает игрушки, найдите и покажите ему мультик, где герои смирно сидят за столом и едят по всем правилам. Во время обеда напоминайте малышу о героях мультфильма.
- Позвольте получить жизненный опыт. Есть ситуации, когда соблюдение правил и послушание жизненно необходимо, только дети еще не способны этого понять. Например, вы говорите малышу: «Не трогай утюг, обожжешься». Но что такое ожог, и почему его стоит бояться, кроха еще не знает. Позвольте ему получить опыт. Включите умеренно горячую воду и поднесите палец ребенка к воде, предварительно убедившись, что вода не слишком горячая для человеческого тела. Пусть малыш почувствует, что трогать горячее — неприятно, к нему лучше не прикасаться. Объясните ему, что утюг «кусается» еще больнее чем вода. Получение жизненного опыта под присмотром родителей хорошо тем, что не несет опасности для жизни, но ощущений будет достаточно, чтобы кроха больше не стремился иметь дело с бытовой техникой.
- Заинтересуйте. Это легко сделать, если речь идет о домашней работе. Например, кто быстрее помоет пол, кто чище вымоет посуду и т.д. Можно пойти от обратного: что будет, если не мыть руки? Для этого достаточно посмотреть в микроскоп или продемонстрировать, как выглядят микробы, с помощью обучающего фильма.
Родители могут выбрать наиболее приемлемые для них методы воспитания.
Главное: сначала заинтересованность, инициатива, а затем послушание и дисциплина для реализации задуманного. В этом случае вы воспитаете в ребенке осознанное послушание, когда малыш понимает: несоблюдение правил приводит к неудаче, а иногда и становится опасным для жизни.
А вам точно нужен послушный ребенок?
Идеально послушный ребенок на деле имеет довольно неприглядную оборотную сторону. Бессловесны и безропотны обычно жертвы физического и психологического насилия, дети, растущие в нездоровой травмирующей обстановке. Иногда родителям кажется, что ничего подобного в их семье не происходит (да мы его в жизни пальцем не тронули!..), однако малыш — жертва искусной манипуляции, запугивания и психологического шантажа, которые мама и папа принимают за нормальный воспитательный процесс.
По подсказке мамы такой малыш «выбирает» друзей, игры, в которые будет с ними играть, хобби, направления обучения… вуз и невесту/жениха. Собственной жизни у такого ребенка нет и не предвидится.
Может ли быть что-то хуже? Может! Ребенок с атрофированной волей, попав в дурную компанию, по привычке следует указаниям внешнего авторитета: алкоголь, наркотики, криминальные деяния… от чего еще он не сможет отказаться?
Неужели не бывает просто хороших семей, где дети просто с радостью выполняют просьбы родителей? Конечно, бывают! Это семьи, где мамы и папы просто следуют четырем несложным правилам.
Послушание ребенка
Читая эту статью одни — преимущественно молодые родители — захотят узнать, как воспитывать своего первенца, чтобы он рос послушным, вторые – те, кто уже немного имеют горький опыт непослушания ребенка, — надеяться получить рецепты перевоспитания, третьи, возможно, только улыбнутся: мол, где вы видели послушных детей?
Но мы не ставим своей целью поучать, давать рецепты или убеждать, что отчаялись в педагогических возможностях. Просто хочется нарушить серьезную и искреннюю беседу по поводу ряда наболевших вопросов, которые волнуют не только родителей и учителей, но и всю нашу общественность. Ведь если не забывать всем хорошо известной истины, что дети — наше будущее, то трудно оставаться равнодушными к главному: какие они, наши дети, сегодня и какими станут завтра. В связи с этим возникает и вопрос о послушании.
Действительно, как добиваться от ребенка послушания, не нанося вред его завтрашней самостоятельности? Не лучше дать ему волю во всем: желаниях, потребностях, стремлениях, — чем навязывать свои? Да и вообще что такое послушание?
Однако нам хочется подчеркнуть с самого начала, что в разговоре о послушании и его воспитание отнюдь не обойти многих важных вопросов воспитания детей вообще. Ведь нельзя сегодня воспитывать послушание, а завтра правдивость или еще какое другое положительное качество. Воспитание ребенка — это формирование его личности в целом, процесс, в котором все взаимосвязано: приобретение ребенком одних черт неизбежно сказывается на развитии многих других его черт и качеств, формирование одних невозможно без формирования других. Это в определенной степени касается и послушания: оно не может формироваться само по себе, изолированно. Не осознавать этого — значит не только обеднять многогранный процесс воспитания, но и искажать его содержание.
Наша задача — выяснить, с какими чертами связано послушание, на которые из качеств личности оно опирается, а каким, в свою очередь, дает толчок. Ставя вопрос о воспитании послушания, мы видим необходимость выяснения не только того, как правильно и разумно предъявлять требования, но и того, как обеспечить их внутреннее принятие ребенком, залогом которого является определенный уровень развития ее психических свойств. Поэтому на обсуждение ставится по существу вопроса о том, как и формировать в ребенке, чтобы он научился не просто слушаться взрослых, а вообще правильно себя вести.
Скажем сразу, что здесь не будет никаких рецептов. Их на все случаи жизни даже одного ребенка не существует. Поэтому и не нужно их искать. Давайте, вооружившись знаниями закономерностей развития и обучения детей, подумаем над собственным опытом воспитания, проанализируем весь жизненный уклад семьи с точки зрения его влияния на ребенка, разберемся в своей «домашней» педагогике, в которой, видимо, есть и успехи, и досадные ошибки. И давайте лучше присмотримся к самим детям, к тому, что влияет на них положительно, а отрицательно, как к кому или к чему они относятся, что могут, а чего не могут. Это поможет глубже разобраться в указанных вопросах.
Итак, задавая вопросы о послушании и воспитании детей, приводя конкретные примеры, приглашаем родителей вместе подумать над этими вопросами и примерами, учитывая, что в каждой семье свои условия воспитания и каждый ребенок — индивидуальность, на которую нельзя не учитывать.
Как через инициативу воспитывать разумное послушание
Мама Игоряна
20.03.201618:22
Вот уже несколько лет мы ведем смены в наших детских лагерях. Один из ключевых вопросов, который важен при общении и работе с детьми – как заинтересовать их делать какое-то дело? Как родителям и воспитателям создать у ребенка интерес, вовлеченность? Вот к чему мы, преподаватели, пришли на основании полученного за почти десяток смен опыта.
В этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?
При беседах с родителями перед отправкой детей в лагерь приходилось выслушивать подобного рода пожелания очень часто: «Вы, главное, смотрите, чтобы он там у вас в лагере не баловался. И еще сделайте так, чтобы он не сидел в углу, а был лидером и заводилой среди сверстников».
Хм. На первый взгляд это действительно две разные стороны воспитания любого ребенка. Мало того, что разные – они часто противопоставляются друг другу. Или заводила в классе, группе, или послушный тихоня.
От нас, взрослых людей и серьезных родителей, все время требуют послушания, мы должны соблюдать массу правил. А если послушания требуют от нас, то мы тоже требуем его. У наших детей
«Слушай, что тебе говорю!» — наверное, самая популярная фраза всех времен и народов.
Обратите внимание, друзья, какой странный парадокс. Нам говорят, ты соблюдай, следи, слушайся
Мы это сообщаем нашим детям. Вместе с тем мы слышим: бери от жизни все, будь победителем, побеждай всех. Детям мы говорим то же самое – дорогая, ты слушайся, и ты должна быть самая лучшая, придумай что-нибудь необычное, из ряда вон выходящее. Сынок, ты должен быть послушным, дисциплинированным, самым сильным, ловким, выделяться среди других, защищать девочек и не бегать на уроках физкультуры.
Когда мы начинали наши детские лагеря, мы задавались следующим вопросом – ребята должны идти в игровые бои, придумывать идеи для своих фильмов, собирать команду для ориентирования. Для этих дел нужна активность и настойчивость. А вот построиться в строй, держать лук именно так, как надо, при выделывании кожаной сумки держать ножницы горизонтально – для этого нужно послушание и дисциплина.
И мы провели вот какое исследование. Спросили ребят, что, по их же экспертному мнению, для них важнее. Ответы нас удивили: вы, воспитатели, дайте нам возможность проявить инициативу, а уж мы вам за это… будем слушаться. Поэтому, когда мы начинали, например, занятие по изготовлению глиняных фигурок, прежде чем строгим голосом объяснить, что и как мы будем делать, мы несколько минут опрашивали ребят. Кто где хочет сидеть? Какой цвет глины больше нравится? Кто будет старшим в группе? Кто будет резать, а кто сначала хочет лепить?
И странно. Точнее, ничего странного, дети хотели делать то, что сами же придумали. Все же наши попытки сразу и всенепременно настоять на своих решениях очень часто проваливались, детей же больше))
Бесполезно говорить – будь послушным и будь бойцом. Лучше сказать – будь бойцом и слушай, что говорят. Сначала вовлечь, а потом форматировать, не наоборот!
Получается, что наша цель, задача как родителей на будущее – сделать так, чтобы наши дети стали и активными и послушными
И первый, пожалуй, самый главный шаг для этого важного дела – не торопиться форматировать ребенка, отбивать у него желание активничать, делать что-либо. Не спешите, он никуда от вас не убежит
Дайте ему возможность сделать что-либо, пусть неправильно, главное потом подробно объяснить ему, какие в этой игре правила. Какие действия ведут к победе, как они позволят добиться результата, и как соблюдать эти правила с пользой для себя.
Попробуйте делать так совсем недолго, неделю-другую и вы заметите, что дети смотрят на вас совсем другими глазами. И становятся и активными, и послушными.
Авторы: Давыдова Мария, Бударгин Александр, преподаватели детских лагерей «Эскалибур-Кэмп»
Просмотров:542
Правило второе: будьте последовательны
Чем младше ребенок, тем труднее он примиряется с нововведениями. Ему трудно понять, почему вчера можно было засидеться с вами до 11 вечера, а сегодня нужно ложиться спать в восемь. Почему вчера играли перед сном, а сегодня нет. Почему сегодня можно конфету перед котлетой, но «только сегодня, только один раз»… Понимаем, вам самим может быть скучно жить в таком предсказуемом мире, но ребенок в этой жизни – это путешественник-новичок в джунглях Амазонки! Слишком много нового, слишком ярко, громко, внезапно, порой – опасно… Ему нужно безопасное место для отдыха и усвоения полученной информации. Вы – это место!
Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»
Все сразу не получится, разумеется, иногда вы будете натурально впадать в отчаяние из-за непослушания и капризов ребенка. Чем чаще и эмоциональнее вы будете это демонстрировать, тем меньше у вас шансов достичь взаимопонимания!
Дети не слышат крики! То есть, крики они, разумеется, слышат, но вот смысл воспринимают гораздо хуже, чем когда вы произносите просьбу обычным тоном. Помните – крик это крайняя мера, это ваша аварийная катапульта. Кричать можно только «Стой!!!», если ребенок предпринимает что-то опасное для жизни.
Лидеры не кричат – лидеры всегда говорят уверенно, но не повышая голоса. В такой ситуации мы непроизвольно пытаемся понизить градус шума, умолкнуть, чтобы расслышать собеседника. Рядом со спокойным лидером команда тоже успокаивается, действует точно и собранно даже в критических ситуациях. Так вот – с детьми это тоже работает! Вы – лидер вашей семейной команды! Не голосите как раненый слон!
Спокойствие, терпение, внимание и уважение к интересам детей – вот путь к педагогическому успеху!
7.12.2017