- Основы коррекции отклоняющегося поведения
- Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков
- Мелкая преступность в подростковом возрасте
- Советы родителям по отношению к собственному ребенку
- Социальный контроль над подростками с отклоняющимся от нормы поведением
- Методы коррекции отклоняющегося поведения
- Роль семьи в психокоррекции отклоняющегося поведения
- Коррекция агрессивного поведения подростков
- Методы коррекции агрессивного поведения подростков
- Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
- Программа коррекции агрессивного поведения подростков
- Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Основы коррекции отклоняющегося поведения
Коррекция девиантного поведения подростков представляет собой комплекс социально-педагогических и психологических процедур, нацеленных на регуляцию мотивации, моральных ориентаций, важных установок и общего поведения отдельно взятой личности. Девиантное поведение и социальный контроль должны идти во взаимодействии, иначе такие дети могут серьезно навредить своему будущему.
Различие между типами асоциального поведения: девиантного и деликвентного
Педагоги выделяют следующие доступные для понимания методы коррекции:
- Педагогическая коррекция – это распространенные методы общественного воздействия, когда исправляются активно-волевые дефекты, устраняются страхи, используется методика игнорирования, метод культуры здорового смеха и т. д.
- Особая педагогическая коррекция – исправление видимых недостатков отклоняющегося поведения, нервного характера, воспитание трудом, дальнейшее исправление простым методом рационально организованного коллектива.
- Психологическая технология коррекции девиантного поведения базируется на практическом исправлении этих погрешностей, например, при помощи самовнушения, гипноза, метода убеждения и психоанализа.
Факторы возникновения ДП – социальные и физиологические
Коррекция девиантного поведения подростков напрямую зависит от степени взаимодействия индивида в процессе межличностного общения, проявления волевых качеств личности.
Благодаря включению волевых качеств постепенно коррекция аморального поведения переходит в самокоррекцию.
Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков состоит из следующих последовательных этапов:
- точно формулируется социальная и педагогическая проблема;
- выдвигаются предположения о возможных причинах аморального поведения;
- диагностический период;
- подбор нужных методов коррекционной работы;
- применение передовых методик коррекционной работы;
- создание программы психокоррекционной деятельности со школьниками;
- ведется практическая педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения;
- осуществление контроля за результатами внедренной программы.
Основная работа психолога и школьного социального педагога в это время должна быть направлена на выявление и устранение глубинных причин для нестандартного поведения восприимчивого подростка. В данном случае это анализ всего, с чем связана социология девиантного поведения, – это изучение особенностей окружения агрессивного подростка, его семьи, дворовых компаний, различных неформальных криминальных групп. Также нужно выяснить мотивацию подростка, состоящего в неформальной группе, то есть им движет желание самоутвердиться среди сверстников, получение социальной защищенности в группе, реализация дружеского общения или удовлетворение потребности в употребление алкоголя.
Основные формы девиантного поведения
Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков
Любую возникающую проблему гораздо проще предупредить, чем устранять ее последствия
Именно по этой причине особую важность обретает профилактика агрессивного поведения подростков
Профилактика и коррекция ДП
Советы молодым родителям по профилактике аморального поведения у детей:
Необходимо своевременно побеседовать с ребенком о последствиях правонарушений, которые часто совершаются в его возрасте
Многие молодые люди делают какие-либо злодеяния, не думая о предстоящем наказании.
Задача родителей состоит в том, чтобы у ребенка сформировалось представление о степени административной и уголовной ответственности за те или иные противоправные деяния.
Родители должны иметь представление об узком круге общения их ребенка, важно на этом этапе установить доверительные отношения, формируя дома благоприятную атмосферу для совместного времяпрепровождения. Нужно поощрять желание ребенка ходить периодически в гости к его друзьям
Но количество вечеров, проведенных вне дома, должно быть регламентировано и обговорено заранее.
Отсутствие дисциплины и неорганизованность являются определяющими факторами риска
Именно поэтому так важно, чтобы у ребенка в этот период было полезное увлечение, которому он будет готов посвящать свое свободное от занятий время. Активно занимаясь спортом, инструментальной музыкой либо участвуя в различных тематических конкурсах, подросток легко сможет обрести друзей по собственным интересам, ограничивая себя от дурной компании
Работа с родителями трудных подростков
Во время общения с ребенком родители должны поощрять, открыто высказываться о себе, делиться с родителями своими сокровенными переживаниями, чувствами.
Психологами уже давно подмечено, что дети, окруженные родительской заботой и внимание, а не гиперопекой, реже проявляют склонность к аморальному поведению, чем дети, чье будущее безразлично родителям. Такое равнодушие к ребенку со стороны родителей, которое он чувствует, может стать причиной его агрессивного поведения
Лишенные положенного родительского внимания подростки будут стараться таким путем привлечь родителей в свою жизнь.
Профилактика отклоняющегося поведения подростков – задача, ради выполнения которой должны объединяться все социальные институты, с которыми связан подросток. Проведение первого профилактического этапа отводится школе, именно здесь педагоги проводят раннюю диагностику, где выявляется склонность детей к агрессивному, антисоциальному поведению. С этой целью школьные психологи проводят личные наблюдения, специальные исследования с использованием профессионально подобранных тестов.
Групповая профилактика девинатного поведения
При воспитании подростка не стоит забывать простую истину. Каким бы правильным и примерным ни было воспитание, дети никогда не будут делать то, что говорят родители, они будут делать так, как поступают в этой ситуации родители. Отличный личностный пример, продемонстрированный ребенку, может заменить многие воспитательные беседы, защитить его от возможных неприятностей в будущем. Какие бы причины для аморального поведения у ребенка ни были, своевременное уточнение имеющихся проблем, дальнейшая профилактика и эффективная практическая коррекция при помощи простых методов помогут ему получить надежду на социально благополучное будущее без выраженной агрессии и мелких нарушений.
Мне нравитсяНе нравится
Мелкая преступность в подростковом возрасте
Преступление – это опасное явление, ставящее под угрозу безопасность, здоровье и даже жизнь окружающих людей. За совершение любого злодеяния предусмотрена ответственность.
На различные виды правонарушений подростков толкают следующие внутренние мотивы:
- Как следует из официальной статистики, зачастую подростки совершают злодеяние из простой корысти, то есть заинтересованности в получении личной выгоды. Корыстные побуждения являются объективными причинами множества краж, порчи ценного имущества;
- Иррациональные хулиганские побуждения, не поддающиеся никакой логике;
- Некоторые личностные особенности восприимчивого подростка также могут выступать объективными причинами многих общественных правонарушений. В качестве таковых отмечают эгоизм, проявление неуважения к принятым нормам, чувство ненависти, злобы.
Виды девиантного поведения у подростков
Объективные причины подобного нестандартного поведения условно классифицируют на 2 группы, в которые входят биологические и социальные факторы. В роли биологических факторов выступают наследственно обусловленная предрасположенность к неадекватному поведению, личностные особенности темперамента ребенка.
Как следует из официальных данных статистики, большинство мелких правонарушений производят подростки, выросшие в семьях, обладающих малым достатком, неполным составом, где царит социально неблагополучная атмосфера. Если в семье присутствуют люди, ведущие асоциальный образ жизни, то в разы увеличивается риск быстрого приобщения подростка к опасной преступной деятельности.
Психологическое воздействие на детей с ДП
Психологический микроклимат в доме также играет немаловажную роль, ведь подростки, становящиеся невольными свидетелями яростных родительских ссор, чаще всего оказываются втянутыми в плохие компании своих сверстников. Как предотвратить подобное явление в своей семье? Этот вопрос волнует многих современных родителей.
Советы родителям по отношению к собственному ребенку
Желательно по возможности сдерживать разрушительные гневные порывы ребенка перед их проявлением, остановить собственную руку, занесенную для удара.
Направление работы – коррекция враждебности
Необходимо показать ребенку, насколько неприемлемо его враждебное поведение, направленное на неживые предметы, а также на людей. Открытое осуждение такого поведения, активная демонстрация невыгодности его поведения в отдельных случаях дают наивысший результат.
- Необходимо установить табу на драчливое поведение, при нарушении правила желательно напоминать ребенку об этом.
- Дать детям возможность выбора альтернативы поведения на основе развития у них чувства сопереживания, эмпатии.
- Детей нужно обучать консультативным методам выражения гнева как эмоции, присущей каждому человеку.
Необходимо проводить следующую работу с родителями «трудных» детей:
- Подробно информировать родителей об уникальных особенностях ребенка с аморальным поведением.
- Обучать родителей распознавать появление собственных пагубных состояний, возникающих при общении агрессивными детьми, а также доступным приемам восстановления психологического равновесия.
- Обучать родителей навыкам свободного, «ненасильственного» общения, активного слушания, использованию вместо приказных «Ты-сообщений», демократичных «Я-сообщений», непринужденному общению без угроз и приказов.
- Отрабатывать навыки продуктивного сотрудничества с агрессивными детьми при помощи специальных ролевых игр и моделирования ситуаций.
- Вырабатывать единые правила и требования воспитания.
- Отказ от традиционных методов наказания, переход к способам убеждения и активного поощрения.
- Включать ребенка в секционные кружки по интересам, студии.
Способы индивидуальной коррекции ДП
Методы индивидуальной коррекции драчливого поведения подростка направлены на практическое усвоение им иных форм поведения, когда ребенок во время активной игровой деятельности осознает степень собственной агрессии и неадекватного поведения, обучается ее контролировать, а затем осваивать иные варианты реакции на происходящее.
Методы групповой коррекции враждебного поведения помогает с выражением агрессивных импульсов. Выход гнева посредством активных действий либо в процессе игры эффективен при коррекции поведения детей в группах.
Этапы воспитательной стратегии с трудными детьми
Социальный контроль над подростками с отклоняющимся от нормы поведением
Большинство детей с отклонениями в поведении, нарушающих общественный порядок, нуждаются в медицинской, социальной и психологической помощи. Возможности нашей исправительно-трудовой системы ограничены, здесь меньше всего заботятся об исправлении подростка, здесь его психику и дальнейшую судьбу могут искалечить.
Вначале отклоняющееся поведение у подростка не имеет под собой четкой мотивации.
Два способы контроля детей с ДП
Молодой человек лишь стремится в полной мере отвечать требованиям своей компании, склонной к аморальному поведению. В силу низких условий жизни такие подростки не могут определить свои социальные роли.
Выделяются следующие важные методы социального контроля:
- Используемые способы и методы осуществления социального контроля должны быть адекватны девиантному поведению. Важным средством социального контроля должно стать полное удовлетворение различных потребностей детей, склонных к нестандартному поведению. В качестве достойной альтернативы различным видам противоправных, криминальных действий могут стать научное, техническое и иные виды школьного творчества.
- Разумное сокращение репрессивных методов психологического воздействия. Ограничение личной свободы подростка приводит к социальной и нравственной деградации. Отсюда следует, что по отношению к юным правонарушителям допустимо проявление лояльности в виде сокращения сроков лишения свободы, отсрочки исполнения приговора.
- Гибкая система социальной помощи, включающая общественные организации, созданные по принципу «самопомощи».
- Осуществляется жесткий контроль над потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, агрессии, жестокости.
- Социальная подготовка кадров, которые могут работать с трудными подростками – социальных работников, опытных врачей-наркологов, всех, кто работает с юными девиантами.
Все эти действия направлены на сокращение детской преступности, получившей в нынешнее время столь широкое распространение. В чем же причины таких нарушений, с чем связаны детские нарушения общественного порядка?
Психологическая коррекция подростков с ДП
Методы коррекции отклоняющегося поведения
Педагогика выделяет следующие группы эффективных методов, нацеленных на исправление девиантной личности:
- Способ разрушения некоторых черт отрицательного характера, то есть это радикальный метод реконструкции сложившегося характера.
- Метод быстрой перестройки мотивационной сферы и основных принципов самосознания, когда подростком переосмысливаются его важные достоинства и недостатки, происходит переориентация его сознания, проговариваются примерные негативные итоги девиантного поведения.
- Методика практической перестройки жизненного опыта заключается в ограничении, предписании, переучивании, регламентированном образе жизни.
- Метод, когда порицается негативное поведение и поощряется положительное.
Методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения
Результативность социального контроля девиантного поведения зависит от сочетания личного и коллективного психологического воздействия, применения различных методов и разновидностей внеурочной деятельности во время коррекционной работы с подростками.
Роль семьи в психокоррекции отклоняющегося поведения
Особую роль в работе с «трудными» отводят семье, ведь именно в ней кроются все причины столь странного поведения ребенка. педагоги выделяют следующие виды семей с неблагоприятной атмосферой:
- Семьи, где царит неблагоприятная атмосфера равнодушия и грубости родителей к своим детям.
- Семьи, где отсутствует эмоциональный контакт между ее членами.
- Семьи, где ощущается нездоровая нравственная атмосфера.
Роль семьи в возникновении отклоняющегося поведения
Психологи выделяют 4 неблагоприятные для ребенка ситуации в семье:
- Родительская гиперопека различной степени.
- Гипоопека, зачастую перетекающая в безнадзорность.
- Ситуации, где имеется «кумир» семьи.
- Моменты, когда создается «золушка» в семье.
Педагоги выделяют 4 типа неблагоприятных семей, оказывающих негативное влияние на растущего ребенка:
- Неполные семьи, где ощущается недостаток воспитательных ресурсов.
- Конфликтные семьи.
- Морально неблагополучные семьи.
- Педагогически некомпетентные семьи.
Причины бродяжничества детей
При анализе отклоняющегося поведения школьников педагоги выделили следующие неблагоприятные воспитательные ситуации, провоцирующие аморальное поведение подростка:
- Отсутствие родительской осознанности в процессе воспитательного воздействия на ребенка.
- Подавление личности ребенка либо проявление насилия в воспитании, которые прекращаются к подростковому периоду.
- Родительское преувеличение детской самостоятельности по причине личных эгоистических побуждений.
- Хаотичность в воспитании из-за возникающий разногласий родителей в применении тех или иных методов.
Коррекция агрессивного поведения подростков
Коррекция агрессивного поведения подростков изначально проводится специалистами – психотерапевтами или психологами, в том числе и школьными. Ведь зачастую школьный психолог лучше родителей знает, с какими проблемами сталкивается их ребенок ежедневно. Для этого существует ряд методик. Для начала нужно провести тщательную диагностику, исключить гормональные и наследственные заболевания.
Коррекция агрессивного поведения подростков – это совместный труд родителей, учителей и, конечно, самого «больного»
Среди рекомендаций, в том числе и для профилактики агрессивного поведения, важное место занимает пункт активного и интересного досуга школьника. Очень хорошо влияют на детей всех возрастов занятия в спортивных секциях
[], [], [], [], [], []
Методы коррекции агрессивного поведения подростков
Методы коррекции агрессивного поведения подростков зависят от причины агрессивного поведения. Если она психологическая, то корректироваться агрессия будет посредством психологических бесед, тестов, программ, игр (как групповых, так и индивидуальных).
Медикаментозный метод корректировки агрессивного поведения применяется, если заболевание вызвано биологическим фактором, то есть, наследственностью, злоупотреблением наркотиками, алкоголем, антидепрессантами. Также агрессивное поведение может быть вызвано нарушением гормонального фона, инфекционными заболеваниями.
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков проводится школьными психологами или сотрудниками специализированных медицинских учреждений. Психологическая коррекция включается в себя как профилактические беседы, так и игры (индивидуальные и групповые), живопись, музыка, общения с природой, животным миро (нередко, общение с лошадьми и дельфинами преображают даже самых агрессивных детей, стандартные методы лечения на которых не действовали).
Программа коррекции агрессивного поведения подростков
Программа коррекции агрессивного поведения подростков включает в себя много пунктов, выбор которых зависит от степени агрессивности подроста, а также ее причин. Если это биологические факторы, такие как наследственность, злоупотребление алкоголем и наркотиками, антидепрессантами, гормональные нарушения – то агрессивное поведение корректируется медикаментозно, нередко, в условиях стационарного лечения.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой
Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.