Этология — это наука обо всех видах врождённого поведения животных и людей

Сети отношений

На современном этапе список того, что изучает этология, дополняется новыми областями исследования. Она пытается выяснить ряд вопросов, ответ на которые невозможно дать, основываясь на традиционных теориях инстинкта и мотивации. Прежде всего предстоит узнать, почему у человека и животных социальные системы всегда структурированы, и почему данные структуры организуются почти всегда по иерархическому принципу.

У животных сети отношений описываются в понятиях сексуальных, родственных связей, индивидуальной избирательности, систем доминирования. У человека же они намного более разнообразны. Сети могут перекрываться (в частности, в группах у приматов репродуктивные, родственные и ранговые отношения), однако могут существовать и отдельно друг от друга (к примеру, сети отношений подростка в школе со сверстниками и в семье). Вступая во взаимоотношения, группы особей образуют социальную структуру

Важно заметить, что между различными уровнями социальной сложности наблюдается постоянное взаимное влияние

Мы ответили на вопрос о том, что такое этология. Определение областей ее исследований было сделано как в историческом плане, так и в плане различных подходов. Конечно, мы описали лишь основные вопросы, интересующие ученых в этом направлении. Как прикладная этология, так и теоретическая активно развиваются сегодня, поэтому в будущем, вероятно, появятся новые области исследования.

Поведение и психология

Я. Бадридзе и Н. Овсяников предлагают искать ключ к пониманию процессов, интересующих этологов, на психологическом уровне. Эти авторы считают, что для уяснения психологических механизмов поведения следует использовать особое понятие. Речь идет о психологическом комфорте. В модели этих ученых он представлен в качестве движущей системы поведения. Данный подход предполагает рассмотрение любой поведенческой реакции как двух психологических состояний — дискомфорта и комфорта. При этом последний является равновесным психологическим состоянием, наблюдаемым при отсутствии противоречий между текущей активностью, потребностью и факторами среды. Комфортное, равновесное состояние эмоционально положительно. Дискомфорт же наблюдается тогда, когда один из трех факторов, перечисленных выше, вступает в противоречие с остальными. Эти изменения приводят к возникновению отрицательных эмоций.

Связь психологии с другими отраслями научных знаний

Современная психология занимает особое место в системе научного знания, она находится на стыке ряда наук и занимает промежуточное положение между общественными науками с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Тем не менее близость к этим наукам и даже наличие многих совместно разрабатываемых отраслей ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы и пути изучения этого предмета. В центре внимания психологии всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение

10

Похожее

  • Социобиология — биосоциология человека?
    Никольский С.А.
  • Человек: от социобиологии к социологии
    Уилсон Э. О.
  • Этологические концепции и их значение для наук о человеке
    Эйбл-Эйбесфельдт
  • Семейные отношения — ключ к пониманию эволюции человека
    Александр Марков
    Американский антрополог Оуэн Лавджой (C.Owen Lovejoy) разработал модель эволюции гоминид, основанную на новых данных по ардипитеку. Центральное место в модели занимает объяснение трех уникальных человеческих особенностей — двуногости, редукции клыков и скрытой овуляции. По мнению Лавджоя, эти признаки, появившиеся гораздо раньше, чем большой мозг и изготовление каменных орудий, развились в связи с переходом к моногамии и увеличением вклада отцов в заботу о потомстве, что, в свою очередь, было связано с особенностями пищевой стратегии наших далеких предков.

  • Эволюция человека и его социальной структуры
    Бутовская М.Л.
    Родословная человека сейчас исчисляется 4.4 млн лет, правда, кандидат на ее основателя твердо не определен. Это не мешает, однако, попыткам понять, когда и почему наши далекие предки «встали на ноги», научились изготовлять и применять орудия, обрели «дар речи», какими были сообщества пралюдей и на чем они строились

  • О человеческих расах
    Чарльз Дарвин
    Глава из книги «Происхождение человека и половой отбор»

  • Есть ли у животных культура?
    Биолог и психолог Жанна Резникова о сигнальной наследственности, 39 моделях поведения шимпанзе и животных-изобретателях.

  • Капуцины испытывают удовольствие, помогая ближнему
    Давно доказано: люди получают удовольствие, помогая ближнему. С животными сложнее: их корысть может быть неявной, а помощь сородичам – инстинктивной. Доказать, что обезьяны действительно рады делать добро, всё-таки удалось, поставив изысканный эксперимент на капуцинах.

  • Сравнительно-психологический анализ обучения рисованию детенышей орангутанов и детей
    Филиппова Г. Г.
    Ученые выясняли сходство и различия в способностях обезьян (4 особи в возрасте от 9 мес. до 4.5 лет) и детей (98 испытуемых, 9 мес. — 2 года) осваивать способы действия с намерением получить определенный результат. Работа приведена на основе анализа рисунков испытуемых, выполненных под руководством экспериментатора либо, в более позднем возрасте, самостоятельно.

  • Желание съесть ребенка в приступе нежности — импульс, продиктованный самой природой
    Нередко при виде маленького ребенка, человека переполняют чувства, и ему хочется от умиления буквально съесть малыша. Некоторые даже переходят к покусываниям.

Далее >>>

Предмет психологии и ее основные задачи

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека, о том, что часто называют его душевной жизнью.

Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, интимной, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, определяет цели, составляет планы, ведет внутренний диалог с самим собой. Внешне наблюдаемая жизнь проявляется в актах поведения (словах, действиях, поступках).

Внутренний мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже – вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, строить планы, мечтать о будущем, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.

Сам термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика; logos —знание, осмысление, изучение. Следовательно, в буквальном значении «психология» — это знание о психике, наука, изучающая ее.

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, в науку оно было введено в ХУIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

Психика – есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (а также животным) для активной деятельности и управления своим поведением.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Объектом исследования в психологии является человек (люди), а предметом – явления, закономерности и механизмы психики.

Мотивация поведения

Этология внесла важный вклад в развитие социальных дисциплин. Это связано с тем, что доказано наличие каналов развития поведения человека и животных. Оно не детерминируется генетически, согласно современным представлениям ученых. Однако это вовсе не означает, что поведение безгранично податливо к воздействию среды. Имеется также поведенческая предрасположенность у человека и животных. Она связана с тем, что возможности научения особей имеют свои пределы. Природа сенсомоторного аппарата налагает свои ограничения на индивидов. Кроме того, небезграничны и свойства нервной системы, и способности воспринимать информацию. Многие этологи сегодня отказываются от бытовавших ранее представлений о мотивации. Они считают, что данное понятие относится к явлениям, природа которых все еще недостаточно изучена.

См. также

  • Когнитивная этология
  • Иерархия доминирования
  • Агрессия (биология)
  • Метка
  • Уринация и поведение
  • Запечатление (импринтинг)
  • Инстинкт
  • Бихевиоризм
  • Фиксированная форма действия
  • Социобиология
  • Поведение
  • Сигналы примирения
  • Моббинг (этология)
  • Cooperative breeding
  • Communal roosting
  • Swarm behaviour

Классическая этология

В начале 20-го века этология — это уже самостоятельная научная дисциплина. Сначала она изучала стереотипные движения и различные инстинкты животных — занималась их определением и проведением сравнительного анализа.

Этология — это наука, возникновение которой связано с работами Ч. О. Уитмена, У. Крэйга, О. Хейнрота. Классическая наука достигла вершины развития в трудах Н. Тинбергена, К. Лоренца, К. фон Фриша. Эти ученые в своих работах заложили основы этологии. Главный упор в исследованиях делался на анализе феномена мотивации. К. Лоренц предложил гидравлическую модель поведения, которая объясняла действие, казалось бы, всех его регуляторов. Ученый отмечал, что при росте мотивации (к примеру, если животное будет лишено пищи) накапливается специфическая энергия, относящаяся лишь к данному типу поведения. Она через некоторое время непременно должна найти выход. Из-за этого животное во время пищевой депривации демонстрирует направленную на поиски еды двигательную активность. После завершения определенного поведенческого акта (в нашем случае — насыщения) наступает фаза покоя. Данное поведение (например, пищевое) в этот период уже нельзя обнаружить.

ПСИХОЛОГИЯ

1. Место психологии в системе наук и основные направления психологии.

2. Современная психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности.

3. Основные отрасли психологии.

4. Методы психологических исследований.

5. Характеристика областей психологии.

6. Психические процессы.

7. Психические свойства

8. Психические состояния.

6. Основные этапы развития психологии как науки.

7. Психология в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России.

8. Психика как форма отражения объективной реальности.

9. Психологическая характеристика сознания человека.

10. Изменение психологии и поведения людей под влиянием условий их жизни.

11. Психические познавательные процессы. Их общая характеристика.

12. Сенсорно-перцептивные познавательные процессы: ощущение и восприятие.

13

Интегративные психические познавательные процессы: внимание и память

14. Способы поддержания внимания и памяти у сотрудников МЧС России.

15. Высшие психические познавательные процессы: представление, воображение, мышление речь.

16. Понятие личности в психологии. Личность как многомерная и многоуровневая система психологических характеристик.

17. Основные понятия личности и её параметры.

18. Общая характеристика основных свойств личности.

19. Темперамент и его учет в профессиональной деятельности сотрудника МЧС России.

20. Направленность личности и её структура.

21. Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя.

22. Способности и их развитие в профессиональной деятельности сотрудника МЧС России.

23. Психология характера.

24. Профессионально-важные качества личности сотрудника МЧС России.

25. Психология эмоций.

26. Чувства и их проявления в деятельности человека.

27. Воля как высший уровень саморегуляции и самоуправления поведением и деятельностью.

28. Эмоционально-волевая устойчивость сотрудника МЧС России.

29. Психические состояния и его структура.

30. Самообладание и уверенность в себе в профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России.

31. Настроения, стрессы, аффекты и другие формы эмоциональных состояний, их значение в жизни и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

32. Неврозы как следствия дефектов функции защиты.

33. Психологическое описание профессии пожарного.

34. Профессиональная мотивация сотрудника ГПС МЧС России.

35. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России.

36. Профессиональная адаптация сотрудника ГПС МЧС России.

37. Профессиональная дезадаптация и деформация сотрудников МЧС России.

38. Профилактика состояний дезадаптации сотрудников ГПС МЧС России.

39. Стресс. Общий адаптационный синдром.

40. Психологическая устойчивость сотрудников ГПС МЧС России.

41. Профессиональное выгорание сотрудников ГПС МЧС России.

42. Определение, функции и средства общения.

43. Межличностные отношения.

44. Конфликты – определение, классификация, причины, динамика и основные этапы.

45. Понятие межличностного конфликта, сферы проявления, причины и способы управления конфликтами.

46. Приемы аргументации и убеждения.

47. Группа и коллектив: определение, основные характеристики и подходы к изучению.

48. Психологический климат в коллективе.

49. Психологическая структура коллектива, групповые эффекты.

50. Внутригрупповые явления и методика их изучения.

51. Конфликты в подразделениях ГПС МЧС России.

52. Социально-психологические уровни развития групп в структуре ГПС МЧС России.

53. Коллектив спасателей как условие формирования профессионально-важных качеств пожарного

54. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

55. Методы психологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях сотрудников ГПС МЧС России.

56. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ.

57. Понятие о профессионально-важных качеств, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.

58. Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.

59. Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.

60. Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска и опасности для жизни.

61. Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности.

62. Страх, его проявления.

63. Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.

Модель Бадридзе и Овсяникова

Модель Я. Бадридзе и Н. Овсяникова предполагает, что животные в своем поведении стремятся сохранить состояние психологического комфорта. Для этого они стараются сделать так, чтобы все параметры находились в соответствии друг с другом. У этой гипотезы отмечается следующий положительный момент: она может применяться универсально по отношению к анализу поведения организмов на индивидуальном уровне. Кроме того, в таком подходе представлена попытка отыскать механизмы, которые работают в пределах системы поведения. И третий момент — признание того, что животные способны прогнозировать ход событий в физической и социальной среде, а также корректировать собственные действия в соответствии с возможными изменениями.

В этом отражаются представления современной этологии по поводу роли сознательного и бессознательного в поведении животных. Однако есть и отрицательные моменты. Это неоднозначность данного подхода, а также отсутствие методов измерения внутреннего равновесия, эмоционального состояния. Кроме того, непонятно, как этология поведения животных может оценить их потребности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.