Отношение к здоровью
Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных,
избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности,
которые способствуют или угрожают здоровью людей. Также это и определенная оценка
индивидом своего физического и психического состояния. . Отношение
к здоровью содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный компонент – знания человека о
своем здоровье, о его роли в жизни, знание основных факторов, укрепляющих и
повреждающих здоровье.
Эмоциональный компонент – отражает переживания
и чувства человека, связанные с состоянием здоровья, а также особенности эмоционального
состояния, возникающие из-за ухудшения физического или психического самочувствия
человека.
Поведенческий компонент – актуализация деятельности
человека по сохранению здоровья.
Эти компоненты составляют внутреннюю картину здоровья (ВКЗ).
Это особое отношение человека к своему здоровью, выражающееся в осознании его
ценности, и активно-позитивное стремление к его совершенствованию.
ВКЗ – это эталон здоровья с достаточно сложной структурой, включающей как образные,
так и когнитивные представления человека о своем здоровье. В нашем исследовании
мы остановимся на изучении когнитивного и эмоционального компонентов здоровья.
Подводя итоги анализа литературы, следует подчеркнуть, что имеются лишь единичные
публикации по проблеме здоровья.
Компоненты здоровья
Выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое,
социальное здоровье.
Психическое (душевное) здоровье – это динамическая
характеристика индивидуальности; она отражает и обусловливает способность человека
ставить принципиально достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя
саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды.
. Путь к психическому здоровью – путь к интегральной личности, не
разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенности в себе. . Интегрированность личности, т.е. ее целостность, проходит путь от самого
нижнего уровня: адаптированности, к среднему уровню – психологической устойчивости,
до высшего уровня – гармонии личности.
Психологическая устойчивость – это сложное
качество личности, в котором объединены уравновешенность (равновесие), стойкость
(постоянство), сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять
жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье
и работоспособность в различных испытаниях.
Гармония личности – правильное соотношение между основными сторонами бытия личности:
пространством личности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой). То есть гармония включает в себя показатели всех трех аспектов: биологического,
психического и социального.
Социальное здоровье – характеристика такого
здорового общества, где минимален уровень «социальных болезней» В это понятие
входят такие факторы как: социальная значимость распространенных в обществе
заболеваний и причиняемый ими экономический ущерб, влияние общественного устройства
на причины возникновения болезней, характер их протекания и исход, оценку биологического
состояния определенной части или всей популяции на основе интегрированных статистических
показателей. . Благополучие популяции обусловлено эффективным функционированием
всех сторон общества. Общество осуществляет социальный контроль за всеми видами
девиантного (отклоняющегося от социальных норм) поведения. Т.о., здоровое общество
– это эффективное общество согласно конечным критериям оценки его жизнедеятельности.
Т.е. эффективность общества оценивается по тому, насколько сохранена и активна
его популяция.
Список использованной литературы
- Амосов Н. Раздумья о здоровье // Психологические методы обретения здоровья.
Минск-М. 2001 - Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья //Психология здоровья под
ред. Никифорова Г. С. СПбГУ 2000. - Анн Л. Психологический тренинг с подростками Питер 2003
- Васильева О. С. Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека М. 2001.
- Геринг Р., Зимбардо Ф.. Психология и жизнь. Питер 2004
- Кулаков С. А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков.
Речь 2004 - Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Смысл 1999
- Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Эксмо-пресс 2002
- Мэй Р.. Искусство консультирования.
- Психология здоровья под ред. Никифорова Г. С. Питер 2003.
- Соломин И. Л. Выявление скрытой мотивации с помощью методики цветовых метафор.
Методическое пособие для специалистов-психологов ГУИН. - Фромм Э. Здоровое общество // Мужчина и женщина М. 1998
- Фромм Э. Иметь или быть?
- Фромм Э. Человек для себя
Теория психологического здоровья
Внимание
к проблеме психологического здоровья
с исторической точки зрения выглядит
вполне закономерным. Чтобы убедиться
в этом, достаточно проследить логику
развития психологической науки и
эволюцию проблемы нормы в психологии.
Начальный период становления современной
психологии назван классическим
Здесь
безальтернативным объектом изучения
была психика как свойство высокоорганизованной
живой материи, предметом исследований
стали психические явления в живой
природе, в основу познания легли
причинно-следственные объяснительные
схемы. Психология развивалась по образцу
естественных наук. Следующий этап —
неклассической психологии — ознаменовался
зарождением гуманитарной стратегии
исследования «психики человека»,
попытками преодоления феноменологии
психического и вхождения в феноменологию
человеческой реальности. Его зачинателем
по праву считается
З.
Фрейд. Но кульминацией неклассической
психологии стали две ветви мировой
психологии: «западная», гуманистическая,
и «советская», культурно-историческая.
Сегодня мы являемся свидетелями и в
меру сил участниками разворачивания
третьего этапа — постнеклассической
психологии. Работами В. Франкла1 и С. Л.
Рубинштейна2 было положено начало
решительного поворота психологической
науки к сущностным характеристикам
человека. В современной психологии идет
«как бы собирание гуманитарного
мировоззрения» , поиск средств и
условий становления полного человека:
человека — как субъекта собственной
жизни, как личности во встрече с Другими,
как индивидуальности перед лицом
Абсолютного бытия» . Оформляется
антропная психология, ориентированная
на человеческую реальность во всей
полноте ее духовнодушевно-телесных
измерений, нацеленная на изучение
проблем существования человека в мире.
Восхождение
от психофизиологических к
метаантропологическим аспектам бытия
повлекло за собой преобразование системы
психологического знания и пересмотр
ее основных проблем. В отношении проблемы
нормы такими шагами стали:
• перемещение
фокуса исследований с психического
аппарата на специфически человеческие
проявления;
• понимание
психической нормы как нормы развития:
это процесс, а не состояние бытия; это
направление, а не конечный путь ; это тенденция, собственно развитие,
т.е. не некое место пребывания, состояние,
а движение, полное риска ;
• переход
от заимствования способов решения
проблемы в смежных науках к разработке
психологических (как правило, описательных)
моделей здоровья;
• возникновение
(как бы в противовес клинической
психологии) психологии здоровья как
самостоятельного раздела научных знаний
и их практических приложений;
• принципиальное
различение терминов «психическое
здоровье» и «психологическое здоровье»:
первый характеризует отдельные
психические процессы и механизмы, второй
— относится к личности в целом, находится
в тесной связи с высшими проявлениями
человеческого духа ;
• выделение
психологического здоровья человека в
качестве центрального объекта исследований
психологии здоровья.
Определение
«психологическое здоровье человека»
состоит из двух категориальных
словосочетаний: психологии здоровья и
психологии человека. На стыке этих
областей знания возникают психологические
модели, рассматривающие проблему
здоровья с человековедческой позиции.
В многообразии мнений и течений постепенно
сформировались общие контуры теории
психологического здоровья:
1.
Понятие «психологическое здоровье»
фиксирует сугубо человеческое измерение,
по сути, являясь научным эквивалентом
здоровья духовного.
2.
Проблема психологического здоровья —
это вопрос о норме и патологии в духовном
развитии человека.
3.
Основу психологического здоровья
составляет нормальное развитие
человеческой субъективности3.
4.
Определяющими критериями психологического
здоровья являются направленность
развития и характер актуализации
человеческого в человеке.