- Место психологии в системе наук
- Справочная информация
- Связь психологии с техническими и биологическими науками
- Связь психологии и социологии
- Цель науки
- Научный процесс познания
- Порядок процесса познания
- Методы исследований
- Результаты исследований
- Человек как объект изучения разных наук
- Связь психологии и педагогики
- Связь психологии и философии
- Психология призвана научить людей правильно себя вести
- Место психологии среди других наук
- Направления:
- Бизнес и финансы
- Справочная информация
- 4 Фитотерапия при беременности и лактации
Место психологии в системе наук
Психология как область научного знания гуманитарного направления тесно связана с множеством наук. Это обусловлено тем фактом, что она находится в промежуточном положении между философскими, естественными, социальными и техническими науками. Этот факт обусловлен там, что человек, как предмет исследования, рассматривается с различных точек зрения. Человек может выступать в качестве исследования как биологический объект, социальное существо, как носитель сознания. Уникальность человеческой личности состоит в том, что она является неповторимой. Именно это разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена является источником возникновения значительного количества наук, которые занимаются изучением человека.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Связь психологии с техническими и биологическими науками
Психология является уникальной наукой, которая связана не только с общественными, но и с техническими науками.
Замечание 2
Этот факт обусловлен тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психология как наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.
В многочисленных исследованиях психологов, которые занимаются разработкой социотехнических систем, именно человек выступает сложнейший элемент системы «человек – машина». В современных технических науках исследования психологов используются при создании новейших образцов техники с учетом психических и физиологических возможностей человека.
Не менее тесно связана психология и с биологическими науками. Данная связь обуславливается двойственной природой человека – человек одновременно является и биологическим и социальным существом. Практически все психические явления, свойственные человеку имеют физиологическую обусловленность и таким образом знания физиологии и биологии человеческого организма способствуют лучшему пониманию закономерностей психических явлений
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная психология имеет тесную связь с различными областями науки и практики.
Все сферы, в которых задействован человек, используют психологические знания о процессах, протекающих в психике человека, и возможностях их использования для выстраивания более эффективного процесса общения и деятельности.
Активное внедрение психологии в различные сферы научного и практического знания приводит к персонализации той или иной научной области и активному процессу индивидуализации знаний для человека и общества в целом, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие личности и общества в целом.
Связь психологии и социологии
Замечание 1
Социология — это наука, изучающая закономерности и особенности развития общества и личности как составляющей единицы общественного развития. В своих исследованиях социология активно использует психологические методы изучения личности и особенностей межличностных взаимоотношений.
В свою очередь психология в своих исследованиях активно использует социологические приемы сбора информации — опрос и анкетирование, которые помогают в сборе необходимой информации при изучении тех или иных явлений и процессов.
Существуют вопросы изучением, которых психология и социология занимаются совместно:
- особенности взаимоотношений между людьми и факторы, влияющие на их развитие и течение;
- психология политики и экономики государств;
- особенности протекания процесса социализации личности;
- особенности процесса формирования психологических и социальных установок личности;
- закономерности формирования гармонично развитой личности при ее взаимодействии с социумом.
Тесная связь психологии и социологии прослеживается как на теоретическом уровне исследований, так и в практической деятельности при применении определенных методов психологии и социологии.
Цель науки
Таким образом, понятие науки направлено на то, чтобы сделать научно генерируемые знания и методы их производства более доступными, применимыми, прозрачными и отвечающими потребностям как ученых, так и общественности:
- проверить новые идеи или опровергнуть старые;
- желание улучшить жизнь людей;
- стремление общества к экономическому развитию;
- растущий контроль человечества над нашей планетой и ее окружающей средой;
- из-за простого любопытства, а также из-за удовлетворения и просветления, которые приходят от знания окружающего мира.
Наука постоянно обращается к различным людям, таким как ученые, политики, педагоги, бизнес, отраслевые новаторы и цивилизованное общество в процессе своего развития. Этот принцип разделяется инициативой ответственного исследования и инноваций, которые связаны с этическими, правовыми и социальными последствиями исследований.
Научный процесс познания
Процесс и научные понятия могут быть описаны как систематические ментальные представления о природном мире и занимают центральную роль. Они могут соответствовать наблюдаемым сущностям (млекопитающее или река), не наблюдаемым обычным способом сущностям (атом или ген), или они могут быть связаны с процессами (фотосинтез или адаптация).
Порядок процесса познания
Научный процесс начинается с постановки вопроса, разработки гипотезы и составления обоснованных прогнозов.
Далее следуют эксперименты, оценка данных, внесение корректировок и подтверждение результатов. Люди учатся и получают знания с помощью наблюдений и экспериментов.
Общие элементы научного процесса включают выявление, измерение и представление информации о причинах и следствиях.
Научный процесс важен, потому что он устраняет личные предубеждения и может изменить то, во что другие решают верить. Результаты должны быть наблюдаемыми, измеримыми и воспроизводимыми.
Методы исследований
Основные методы исследования включают, например, изучение научных публикаций исследователей, журналов и университетов, моделирование научного сотрудничества и цитирования, понимание инновационных процессов, классификация различных научных областей, прогнозирование будущей эволюции и развития науки.
Значимость метода исследований заключается в широком применении в процессе оценки многих научных предложений.
Индустриализация понятия науки привела к революции в доступности наборов данных, которые охватывают основные виды деятельности человека.
Понятие науки как таковое имеет значение, как правило, для определения научного воздействия, понимания научных проблем, картографирования научных полей и разработки индикаторов для лиц, принимающих решения.
Результаты исследований
В результате исследований ученые пытаются организовать объекты и явления в логическом порядке помогая людям усвоить сложность предмета или его место в списке иерархий.
Например, растения и животные организованы по царству, типу, классу, порядку, семейству, роду и виду.
Ученые также организуют различные компоненты в системы. Солнечная система, например, содержит Солнце, планеты, луны, карликовые планеты и кометы.
Человек как объект изучения разных наук
Проблему
человека по праву можно отнести к разряду
вечных. Каждое новое поколение людей,
да и отдельный человек заново открывает,
формулирует для себя, пытается дать
свой вариант ответа на вопросы о природе,
сущности человека и человеческом
предназначении.
Первое,
что можно отметить, описывая феномен
человека, — это многообразие его
свойств. Часть из них доступна
непосредственному восприятию (отсюда
такое определение человека, известное
еще со времен античности: «двуногое без
перьев с мягкой мочкой уха»), другая —
требует опосредованного изучения через
самоанализ, наблюдение, герменевтическое
понимание. Здесь как бы пересекаются
телесная и духовная стороны жизни
человека. «Органическое существо»,
«мыслящий тростник во Вселенной»,
«политическое животное», «образ и
подобие Бога», «венец природы», «одна
из странных болезней Вселенной»,
«машина» — все это характеристики,
которые давались в разное время человеку
разными мыслителями.
Поскольку
человек многогранен, то различные его
проявлении изучают многие науки. Вместе
с тем научное знание в принципе не дает
целостного представления о человеке.
По своей сути наука ориентирована на
изложение отдельных сторон целостного
объекта. Можно сказать, что любая из
частных наук — биология, психология,
социология, культурология, история и
т.д. исследует определенные проекции
человека. Стремясь раскрыть универсальные
свойства человека, наука не учитывает
его уникальности и неповторимости.
Хотя, как говорил Гейне: «Каждый отдельный
человек — это целый мир, рождающийся
и умирающий вместе с ним, под каждым
надгробным камнем — история целого
мира». Гуманитарные науки стремятся
преодолеть эту односторонность,
шаблонность в изучении человека, но
опять же целиком преодолеть ее не
удается.
Кратко
охарактеризуем те аспекты изучения
человека, которые являются предметом
рассмотрения ряда частных наук.
Так,
биологию интересует человек, как
органическое тело, имеющее специфику
строения, функционирования и развития.
Среди различных систематизированных
и классифицированных организмов биология
выделяет и человека как род Homo
Sapiens.
В
этой науке осуществляется сопоставление
индивидов одного вида с индивидами
другого, похожего вида. Вот почему здесь
ставится вопрос об общих и отличительных
признаках, к примеру, человека и животного;
об эволюции развития живых существ и
т.д.
Одной
из центральных проблем психологии как
науки также является проблема человека.
Психология изучает в человеке его
психику и ее развитие, его
индивидуально-психологические
особенности, психологические характеристики
его деятельности и общения. Практически
вся психология обращена к проблеме
человека как индивида, включенного в
социальные связи.
Человек
и культура — одна из главных тем
культурологии, возникающая при познании
и описании связей и взаимодействий
человека как субъекта, творца с создаваемой
им культурой.
Социальные
качества человека, его включенность в
систему общественных отношений, разные
виды деятельности, процесс социализации
являются предметом изучения социологии.
Нельзя
не отметить и того факта, что помимо
перечисленных здесь наук человека
активно изучают и медицина, и этнография,
и педагогика, и лингвистика. Свой подход
к изучению человека предлагает и
философия.
Связь психологии и педагогики
Взаимосвязь психологии и педагогики имеет такие же глубокие корни, как и связь с философией.
Большинство прославленных педагогов всегда обращало внимание на то, что без знаний о психологических особенностях развития личности ребенка невозможно грамотно выстроить педагогический процесс. Понимание человеческой природы, сущности процессов, протекающих в процессе развития человека, его потребностей и возможностей необходимо для обучения и воспитания
Именно психологические знания о ребенке выступают в качестве основы для выстраивания педагогического процесса. Знания о закономерностях развития психических процессов, этапах становления личности помогают эффективному управлению деятельности ребенка, гармоничному развитию его личности.
И в педагогической, и в психологический науках присутствуют общие базовые понятия:
- личность;
- развитие;
- взаимодействие;
- активность;
- знания;
- умения;
- навыки и т.д.
В процессе становления педагогики как науки очень часто исследователи основывались именно на психологические теории развития человека. И на современном этапе развития этих наук в педагогической деятельности применяются психологические методики, тесты, анкеты.
Именно благодаря существованию тесной связи между этими науками возникла новая область научного знания – педагогическая психология.
Связь психологии и философии
Психология как наука с момента своего возникновения была тесно связана с философскими науками. Выделившись в отдельную область научного знания, психология сохранила тесную связь с философией.
С древнейших времен по нынешнее время существуют научные проблемы и понятия, которые можно рассматривать как с психологической точки зрения, так и с позиции философского знания. Смысл и цель жизни, мировоззрение, моральные ценности человека, сущность и происхождение человеческого сознания, особенности человеческого мышления — эти и многие другие понятия присутствуют в качестве объектов изучения в обеих науках и дополняют друг друга.
Психология призвана научить людей правильно себя вести
Что волнует человека, попавшего в коллектив, в первую очередь? Сможет ли он сосуществовать в нём без конфликтов, комфортно ли ему будет работать бок о бок с новыми людьми и удастся ли сплотить весь коллектив. В любом коллективе есть лидер, развито соперничество и сотрудничество, и от того, как будут построены взаимоотношения, будет зависеть микроклимат в коллективе.
Благодаря психологической науке можно понять, почему происходит паника, как её можно предотвратить, какие необходимо совершить действия, чтобы избежать лишних жертв при пожарах и крушениях, как правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях
Важно понять, насколько развита сплочённость коллектива, чтобы выполнить определённое действие. В классном коллективе школы важно знать, кто может стать организатором и лидером
Очень важно, чтобы этот человек обладал положительными качествами личности. Чтобы учитель правильно сумел организовать учебный и воспитательный процесс, он должен знать основы психологии того возраста, с каким он работает. В этих важных вопросах педагогики и воспитания большую помощь оказывает психология. Она может дать нужный совет, как вести себя в разных ситуациях.
Место психологии среди других наук
Место психологии в системе наук менялось соответственно тому или иному периоду истории. Психология настолько многопланова, что её нельзя с определённой точностью отнести только к естественным, социальным или к философским наукам. Результаты её исследований и наблюдений можно найти в любом из перечисленных научных групп. Исходя из этого, можно смело сказать, связь психологии с другими науками очень тесная. Связь с биологией наблюдается в познании её законов, в различии мира насекомых, одноклеточных и многоклеточных. В чём закономерность процессов поведения всех миров, населяющих планету Земля. Нужно разобраться в условиях влияния окружающей среды на поведения человека, в чём различие разумных представителей живого мира от простейших представителей его. Но одних знаний по биологии недостаточно. Физиология, история, экономика, этнография, лингвистика и ещё целый ряд тесно взаимосвязаны с психологией, потому что нет такой сферы деятельности, в которой бы не проявлял себя человек. А ведь именно его психические изменения подлежат самому пристальному вниманию самой своеобразной науки. Только познав природное своеобразие человека и его социальную сущность, можно раскрыть законы его поведения и различные изменения в психике. Человеческое сознание, наряду с мышлением и другими проявлениями психики развивается в результате воспитания и образования. Поэтому педагогика имеет прямое отношение к такой науке, как психология.
Направления:
1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).
2. Естественно-научное – (1829 – 1905), (1857 – 1927), (1849 – 1936).
Сергей Леонидович Рубинштейн (), Лев Семенович Выготский (), Александр Романович Лурия () и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.
А. Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека.
М. Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения.
Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (), Александр Владимирович Запорожец (), Даниил Борисович Эльконин (), Петр Яковлевич Гальперин () и др.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
4 Фитотерапия при беременности и лактации
Высокое распространение цистита при беременности связано с функциональными особенностями мочеполовой системы, возникающими в этот период. Часто встречаются бессимптомные изменения в анализе мочи, которые требуют обязательного лечения.
Большинство фитосредств противопоказано при вынашивании ребенка и грудном вскармливании. Из лекарственных отваров безопасными для беременных и лактирующих женщин являются настои шиповника, земляники, калины, листьев брусники, ромашки. На ранних сроках хорошо пить такие травы, как мята и мелисса. Их употребление позволяет предотвратить дальнейшее развитие инфекции и уменьшить проявления токсикоза.