Вытеснение и его последствияна примере формирования фобии

Содержание
  1. Теория Зигмунда Фрейда
  2. Как проявляется бессознательное
  3. Тест по фрейду бессознательное. Лекция по психологии: свойства бессознательного по Фрейду.
  4. Экономический подход к описанию вытеснения.
  5. Концепция бессознательного
  6. Примеры
  7. Карл Юнг и его идеи
  8. Соотношение бессознательного и вытесненного.
  9. Вытеснение — определение понятия
  10. Свойства системы бессознательного.
  11. Вытеснение в психоанализе
  12. Зигмунд Фрейд
  13. Как устранить вытеснение
  14. Обоснования допущения понятия «бессознательное».
  15. Вытеснение как психологическая защита
  16. Развитие способности к вытеснению
  17. Существуют ли бессознательные аффекты?
  18. Бессознательное по з фрейду есть тест. Бессознательное по Фрейду
  19. Вытеснение травмы
  20. Вытеснение как психологическая защита
  21. Тест зигмунда фрейда, что увидел первым. Интересный тест Зигмунда Фрейда
  22. РЕЗУЛЬТАТЫ:Интересный тест Зигмунда Фрейда
  23. Речь шизофреника и ее отношение к бессознательному.

Теория Зигмунда Фрейда

Вначале поговорим о структуре личности в концепции психоанализа. Итак, по теории Фрейда личность состоит не только из сознания человека, но из нескольких взаимодействующих компонентов.

Супер-Эго (Сверх-Я) – это бессознательная часть, которая приобретается еще до появления речи у человека. В нее входят различные нормы поведения, табу и запреты, сформированные культурой. Сюда относятся также всевозможные семейные запреты, которые вызывают у индивида чувства вины и болезненного страха.

Ид (Оно) – также бессознательная и наиболее примитивная часть, в которую входят всевозможные желания и либидо. Это исключительно древние, архаические влечения, которые по большей части агрессивны и наполнены сексуальностью.

Эго (Я) – это сознательная составляющая, которая реагирует на происходящее в реальности и помогает человеку адаптироваться к ней. Она является своеобразным посредником между двумя другими частями, обе из которых являются неосознаваемыми. Эго вынуждено постоянно раздваиваться, чтобы обеспечить взаимодействие Супер-Эго и Ид, между биологическими желаниями, свойственными каждому, и моральными нормами, которые предъявляет общество.

В принципе, можно рассматривать две основные стороны бессознательного по Фрейду. Одна из них, неосознаваемая и невербализируемая, часть является неотъемлемым элементом человеческой психики. Таким образом, последняя делится на две несоразмерных (об этом речь пойдет позже) части. Другая сторона делится, в свою очередь, на два эго-состояния – Супер-Эго и Ид.

Как проявляется бессознательное

По Фрейду, бессознательные стремления скрыты от сознательной части человеческой личности. Однако они могут разнообразно проявляться в реальности.

Так, это может проявиться в виде оговорок, случайных описок, неожиданных поступков, в которых человек не дает себе отчета. Собственно говоря, в этом и заключается идея фразы «оговорки по Фрейду». Кроме того, Ид и Супер-Эго отражаются во снах, преследующих человека. Психоаналитики очень много внимания уделяют сновидениям

Считают их посланниками бессознательного, наполненными важной символикой

Таким образом, формы проявление бессознательного в повседневной жизни человека разнообразны. Но для того чтобы понять, действительно ли это дает о себе знать скрытая часть нашей личности, стоит все же обратиться к специалисту. К сожалению, со своей точки зрения человек далеко не всегда может судить о своей личности. Впрочем, на то оно и бессознательное.

Тест по фрейду бессознательное. Лекция по психологии: свойства бессознательного по Фрейду.

1. желания, основывающиеся на инстинктивных влечениях, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга. По словам Фрейда, «они Свободны от Противоречий». Когда два желания, чьи цели кажутся несовместимыми, одновременно проявляют активность, они не умаляют и не аннулируют друг друга. Происходит их комбинация и формируется компромиссная цель.

3. бессознательному не свойственны отрицание, сомнение. Это скорее функции цензуры, которая существует между бессознательным и предсознательным.

4. бессознательные процессы имеют очень незначительное отношение к реальности. Они регулируются собственной силой и принципом удовольствия, т. е. поиском удовольствия и избеганием боли. Другими словами, бессознательное — аморально.

5. энергия, связанная с бессознательными идеями, гораздо мобильней, чем энергия предсознания или сознания. Эта свободно плавающая энергия направляется в соответствии с «Первичным Процессом». Он не подвержен требованиям реальности, времени, упорядоченности, логики; легкость сгущения, перемещения обусловлены только вероятностью разрядки. «Вторичный Процесс», которым характеризуется предсознание, отличается большей дифференцированностью.

Экономический подход к описанию вытеснения.

Под экономической точкой зрения Фрейд понимал некую количественную оценку, которую можно дать возбуждениям для того, чтобы проследить их судьбы и получить возможность их оценивать. На самом деле без каких-то детальных пояснений достаточно трудно понять, что подразумевается под этим с практической точки зрения. В словаре по психоанализу Ж. Лапланша и Ж. Понталиса дается пояснение о том, что экономический подход в целом характеризует творчество Фрейда, и то, что без понимания экономики психических нагрузок описание психических процессов не является полным. Полагаю, необходимо отдать должное разработке данного подхода, поскольку любое, даже гуманитарное знание нуждается в некотором измерителе. Разработка экономического подхода позволила, таким образом, в дальнейшем использовать количественные методы оценки психических возбуждений, следовательно, их измерять и сопоставлять с течением времени и у разных людей. При наличии акта вытеснения предполагается возбуждение и психическое напряжение. Следовательно, экономический подход позволяет дать количественную оценку силам напряжения, возникающим в процессе вытеснения.

Концепция бессознательного

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.

Заслуга австрийского психоаналитика заключается в следующем. Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.

Кроме того, Фрейд утверждал, что эти силы обладают полностью сексуальной природой, которую он называл “либидо”. Оно становится активно, по словам ученого, с самых первых лет человеческой жизни.

Примеры

Для лучшего понимания, что такое вытеснение, рассмотрим еще один наглядный пример. Итак, представьте молодую семью, состоящую из жены-студентки, мужа и маленького ребенка. Женщина не только учится. У нее есть хобби, отнимающее часть времени и сил. Из-за него ей не всегда удается быть идеальной хозяйкой. По ее словам, именно это обстоятельство побуждает мужчину грубить ей, часто раздражаться без повода и даже не ночевать дома. Поэтому она и старается всеми силами исправиться, а также считает себя любящей и любимой женщиной.

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. В реальной жизни героиня истории очень обижена супругом, испытывает одиночество, чувствует нелюбовь. Но ее сознание прячет эти ощущения, заменяя их иллюзией о счастливой семье. Женщине страшно, что в противном случае ей придется начать все с нуля. Поэтому она не обращает внимания на тревогу и плохие мысли, занимается самообманом.

При работе с психоаналитиком выяснилось, что включилось вытеснение. Оказалось, что женщина очень боялась смерти любимого мужчины. Для нее только это было причиной для разрушения семьи. Часто в мыслях она проигрывала возможные трагические ситуации, в частности, ДТП. Даже чувствуя от супруга аромат женских духов, она не думала об измене, еще и шутила об этом. Главное ведь — любимый жив и здоров.

Чем закончилась эта история? В один из дней женщина узнала, что муж всегда ей изменял. Так разбились ее иллюзии о счастливой семье. Разрушилось и вытеснение, с помощью которого она пыталась защитить себя от неприятных мыслей и эмоций. Но взамен этого она, наконец-то, увидела реальность.

Если говорить в общем, вытеснение побуждает нас закрывать глаза на многие моменты личной жизни. Речь идет о плохих поступках партнера, неправильных стремлениях и желаниях, отрицательных чертах характера, враждебности по отношению к окружающим.

Карл Юнг и его идеи

Одним из самых любимых учеников Зигмунда Фрейда был Карл Густав Юнг. Впоследствии он разочаровал своего учителя.

Юнг и Фрейд во многом были похожи по своим идеям

Однако Зигмунд уделял внимание конкретной личности, как бы расщепленной на три основных составляющих, общих для каждого человека. Таким образом, для Фрейда бессознательное было заключено в рамках индивида

Юнг же выделил еще одно понятие – «коллективное бессознательное». Согласно его представлениям, оно является общим для всего человечества и объединяет самых разных людей. Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, неких общих символов, которые являются значимыми для каждого человека, к какой культуре он бы не принадлежал. Эти образы – Анима, Анимус, Мать, Тень и т. д. – вызовут в его душе отклик. Соответственно, такие архетипы так или иначе проявляются в каждой культуре.

Однако не следует понимать коллективное бессознательное как нечто надиндивидуальное. Это сложная схема, но согласно психологии Юнга, через него человек проходит процесс индивидуализации, фактически это процесс становления личности в полном смысле этого слова. Таким образом, это и глубоко индивидуальное начало, и общее для всех людей.

Соотношение бессознательного и вытесненного.

В своей работе «Бессознательное» Фрейд представляет читателю вытесненное как часть бессознательного, поскольку последнее гораздо шире, чем только вытесненные из сознания акты. Автор зачастую при формулировании какого-либо термина или вопроса прибегает к инструментам сравнения. Так и при определении вытесненного и бессознательного он предлагает нам прочувствовать два этих понятия в комплексе, в сравнении друг с другом, делая акцент не на их четком и хрестоматийном определении, а именно на их восприятии с помощью воображений и наших внутренних представлений.

Однако следует добавить, что Фрейд говорит не только о соотношении бессознательного и вытесненного, но и дает нам понимание того, каким образом часть первого превращается во второе при помощи работы сопротивлений. Таким образом, в данном контексте у читателя формируется достаточно краткая, но отчетливая картина того, что будет пониматься под бессознательным и вытесненным в последующих частях данной работы.

Вытеснение — определение понятия

Вытеснение в психологии — это один из механизмов психологической защиты, при котором человеческая психика вытесняет или убирает подальше ситуации, вызывающие негативные переживания. Травмирующие события или факторы будто бы стираются из памяти. По-другому этот процесс называется репрессией или подавлением.

При вытеснении психика мобилизует все силы и направляет их на то, чтобы забыть информацию, вызывающую негативные эмоции. Эти данные из сознания переносятся в подсознание. Они не исчезает полностью, а просто блокируются на определенный промежуток времени.

Впервые о вытеснении рассказал немецкий ученый Иоганн Гербарт (начало прошлого столетия). По его словам, этот процесс развивается в результате конфликта противоречащих друг другу идей. Позже, благодаря Фрейду, вытеснение стали считать механизмом психологической защиты.

Свойства системы бессознательного.

Свойства бессознательного интересно рассматривать в сопоставлении с аналогичными свойствами сознательного. Из работы Фрейда можно выделить следующие свойства бессознательного:

— Противоречивость

СЗ: Наличие логики и системы противоречий

БСЗ: Отсутствие противоречий

— Активность психологического процесса

СЗ: Вторичный процесс (первичный, т.е. активный процесс здесь выглядит нелепым)

БСЗ: Первичный процесс (подвижность активной силы, т.е. представление передает все количество своей активной силы другому)

— Отношение ко времени

СЗ: Понимание временной последовательности событий

БСЗ: Течение событий вне времени

— Реальность

СЗ: Преобладание внешней реальности

БСЗ: Преобладание психической реальности

Психоанализ и гипнотические эксперименты подтверждают наличие вышеупомянутых свойств бессознательного, выделенных Фрейдом.

Вытеснение в психоанализе

Если сказать простыми словами, вытеснением в психоанализе называют механизм защиты, который включается, когда психика не хочет переживать боль и тревогу и поэтому переносит их из реальной жизни в глубокие слои подсознания.

По словам психоаналитиков, при вытеснении реально происходящие события конфликтуют с желаниями, интересами и потребностями человека. И, чтобы устранить этот конфликт, психика «забывает» все неприятные моменты, защищая индивида от острых ощущений.

Для того, чтобы понять, как все происходит, приведем пример. Итак, представьте аудиторию, в которой преподаватель читает студентам лекцию. Один из слушателей мешает, разговаривает, шумит. В какой-то момент лектор выдвигает условие: если студент не успокоится, продолжать занятие дальше он не будет. Остальные присутствующие его поддерживают, и нарушителя выгоняют за дверь.

Распределим роли:

  • преподаватель — сознание;
  • шумный студент — неприятные эмоции, переживания, травмирующие ситуации;
  • слушатели — психика;
  • коридор за дверью аудитории — подсознание, бессознательная часть психики.

Продолжим историю дальше. Студент, которого выгнали, хочет, чтобы его впустили назад. Но остальные слушатели препятствуют этому. «Герою» это не мешает. Он ищет все новые способы добиться своего, например, ждет, когда так называемые стражники уйдут обедать.

Этот пример хорошо показывает, как работает вытеснение. Как только эмоции и переживания становятся неприятными для психики, она «выгоняет» их в бессознательную область. Эта информация не пропадает, она уходит лишь на время. В удобный момент, когда психологическая защита ослабевает, она пытается вырваться из заточения, причем каждый раз в новых образах. Какие это будут образы, сказать невозможно.

В приведенном примере проблему все же можно решить. Допустим, преподаватель заключает со студентом выгодный для обоих договор. Так и в случае с вытеснением. Психика может разрешить травмирующей информации вернуться в сознание. Только теперь она будет обычным воспоминанием, к которому, как и к тысячам других, человек относится нейтрально. Ответственность за такую трансформацию ложится на плечи психоаналитика.

Стоит отметить тот факт, что вытеснение зачастую приводит к развитию неврозов. Так происходит, когда оно случается в детстве. Психика убрала травмирующие воспоминания глубоко в подсознание. Но человек взрослеет и раз за разом снова переживает те же эмоции и чувства. Он снова сталкивается с ситуациями, тревогу от которых сознание вытеснило в бессознательную область. Это и провоцирует появление депрессии, апатии и невротических расстройств.

Зигмунд Фрейд

Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.

Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.

Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.

В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.

Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т.д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.

Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.

Как устранить вытеснение

Самое главное — всеми доступными способами переосмыслить то, что было вытеснено в подсознание, и сделать эту информацию сознательной. Одна из возможностей — написать автобиографию. По мере написания вы вспомните и осознаете те моменты из прошлой жизни, которые мешают вам жить в настоящем

В первую очередь уделите внимание потерям, например, гибели близких для вас людей. При необходимости обратитесь за помощью к психоаналитику

После того, как вы осознали вытесненные эмоции, научитесь предотвращать вытеснение в своей жизни. Для этого развивайте бдительность. Как это делать? Ведите личный дневник. Записывайте в него свое мнение по каждому случившемуся с вами событию.

Помните, чем сильнее человек (речь не идет о физической силе), тем легче ему оставаться в сознательной части психики. Больше всего вытеснений случается в детстве, потому что психику ребенка сложно назвать сильной. Она еще толком не сформирована. Взрослый же человек может переосмыслить и пережить ситуацию, даже если она и причиняет ему боль.

Взять, к примеру, сильную обиду. Если человек обиделся, но при этом делает вид, что с ним все в порядке, происходит вытеснение. Оно замедляет личностный рост или даже останавливает его. Но если обида останется в сознании, а не перейдет в бессознательную часть психики, справиться с ней будет легче.

Понять, произошло вытеснение обиды или нет, несложно. Достаточно вспомнить обидчика и определить, хочется с ним общаться или нет. Если такое желание не появилось и чувствуется негатив, обида была вытеснена. Исправить ситуацию поможет чистый лист бумаги и ручка. Запишите все ситуации, связанные с обидчиком. Обдумайте их. В списке обязательно будет та, которая стала причиной вытеснения. После этого искренне простите и отпустите обиду, несмотря на то, что сделать это может быть крайне сложно.

Обоснования допущения понятия «бессознательное».

Доказывая существование бессознательного, Фрейд приводит ряд весомых аргументов, направленных как на выявление так называемых пробелов сознательного, так и апеллирует к психологическим практикам и житейскому опыту читателя. При этом он приводит следующие допущения (которые представляют собой больше доказательства):

  1. Наличие множества пробелов в системе сознания;
  2. Неспособность сознания удержать в определенный момент весь объем знаний/поступающей информации, поэтому бОльшая часть знания находится в психической бессознательности;
  3. Такие практики как гипноз и психоанализ доказали существование бессознательного;
  4. Житейский опыт показывает, что психические акты легко замечаются у других людей, но не замечаются у себя самого;
  5. Часть скрытых психических процессов (латентных процессов) обладает несколько невероятными признаками, прямо противоречащими свойствам сознания.

С помощь сформулированных выше постулатов автор доказывает читателю существование психических актов, лишенных сознательности, т.е. бессознательных актов. Позволим себе отметить, что эти аргументы не оставляют читателю ничего иного, кроме как согласиться с позицией автора. При этом в других его произведениях также можно почерпнуть дополнительные аргументы в пользу существования бессознательного, как то картины сновидений, выбор, осуществляемый человеком и способы принятия решений и т.п.

Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение в психоанализе считается . Но с подавленным в результате вытеснения аффектом не все так просто. После подавления аффекта и его отщепления – судьба этого аффекта может быть различна. Свободный аффект может быть , , , , также может произойти или один из других процессов психологических защит, и, в конце концов, может быть сформирован симптом (как у маленького Ганса). При этом редко вытесняется только один эффект, чаще это бывает комплекс аффектов (как у маленького Ганса – ненависть и страх).

Таким образом, вытеснение не следует рассматривать как отдельную защиту – это только первый этап сложного психического процесса, в результате которого задействуются другие психологические защиты, формируется симптом или, в случае удачного вытеснения сильных переживаний – депрессия.

Отличие вытеснения от заключается в том, что в случае вытеснения репрезентация, связанная с аффектом, забывается, а в случае изоляции – помнится, но лишена связанной с ним остроты переживания.

Развитие способности к вытеснению

Вытеснение – это естественный механизм защиты психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.

«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса . Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.»
(Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Но такая способность не дана нам при рождении.

«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.»
(Фрейд. “Вытеснение”)

Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно разделяется на три компонента: , и . Динамически психика разделяется на сознательное и бессознательное: Ид целиком находится в бессознательном, Эго большей своей частью находится в сознательном, Супер-Эго большей своей частью находится в бессознательном. Эго является местом развития тревоги. Вытеснения всегда производит Эго по требованию , и нередко под давлением Супер-Эго. Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной части Эго.

Способность к вытеснению связана с , формированием Супер-Эго и, как следствие, с  – именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детские , связанные с Эдиповым комплексом, остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.

Конечно, вытеснение работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “Психопатология в обыденной жизни”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет место (аффект подавляется, а воспоминание остается) или диссоциация (это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).

Существуют ли бессознательные аффекты?

Если не читать работу Фрейда и попробовать ответить на вопрос о том, существуют ли бессознательные аффекты, можно с некоторой долей уверенности, исходя из общего понимания термина аффект, ответить утвердительно. Однако, автор меняет представление читателя о существовании бессознательных аффектов, приводя цепочку следующих рассуждений:

  1. Влечение не является ни объектом сознания, ни бессознательного. В них оно представлено в форме представления;→
  2. → Влечение, являясь представлением, превращается в аффект; →
  3. →Вытеснение задерживает развитие аффекта, т.е. развитие представления, поскольку целью вытеснения является подавление развития аффекта (развития представления); →
  4. →При вытеснении аффект отделяется от представления.

Продолжая цепочку его умозаключений можно сказать, что поскольку вытеснение является частью бессознательного, а при этом развитие аффекта отделяется от представления, то в бессознательное «попадает» уже не сам аффект, а след его в форме представления. Таким образом Фрейд делает вывод о том, что «бессознательных аффектов в отличие от бессознательных представлений не бывает». Этот вывод он связывает с определением термина «аффект», как процесс израсходования энергии, ощущение. Очевидным является то, что об ощущениях может вестись речь на уровне осознанности, овеществленности и опредмеченности, т.е. как о части сознательных процессов.

Бессознательное по з фрейду есть тест. Бессознательное по Фрейду

По представлению Фрейда, бессознательное — огромно, а сознание — лишь маленькая верхушка этого асберга

Других видов бессознательного З.Фрейд не знал, не предполагал и просто отрицал.

Причем, по Фрейду, это вытеснение жесткое, то есть достать бессознательное, вернуть в сознание человеку обычными средствами нельзя. Это область психического, где происходят принципиально недоступные для меня вещи, но не бессмысленные, а имеющие смысл и логику. Их может расшифровать только специалист специальными методами, например гипнозом или толкованием свободных ассоциаций

Внимание туда принципиально не достает

По Фрейду, объем такого бессознательного превосходит объем сознания (метафора айсберга, где сознание — крошечная вершина, а основная глыба под водой — бессознательное) и именно оно отвечает за большинство невротических проявлений. Именно бессознательное, согласно Фрейду, виновато во всех наших личностных бедах. Это и есть бессознательное в изначальном и узком смысле, бессознательное в понимании З.Фрейда.

Сегодня уже понятно, что бессознательное — не одно, видов бессознательного множество; достаточно понятно, что вытеснение — лишь одна из причин невротических реакций, и не самая серьезная, и при этом направление и содержание вытеснения может быть самым разнообразным: в результате столкновения могут проиграть и быть вытеснены не только детские влечения, но и взрослые установки, идущие от социума.

Вытеснение травмы

Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы в детском возрасте, прежде всего, в результате сексуального совращения. Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и в теории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они были вытеснены, и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее .)

«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему восприятию и когда оно возникает изнутри без такого рода провокации извне.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Фрейд использовал понятие вытеснение, прежде всего, когда речь шла о , которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил о душевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного, он имел ввиду именно внутренние, можно сказать, изолированные от реальности переживания, а не душевные переживания реальных травм. В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятие сигнальной тревоги, подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороны Ид.

Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных с травмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности, о которых было бы .

Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое происхождение: В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик.

Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку “внедряться” в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа лишит мальчика стимула к развитию (см. ). Но если в борьбе за эдипальное преимущество отец подымает крик – вполне вероятно развитие невроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель. Соблазняющая мать и грозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душу конфликт, что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см. ).

Вытеснение как психологическая защита

Если рассматривать вытеснение как защитный механизм, оно выполняет две важные функции:

  1. Защищает от появления негативных эмоций и переживаний путем перемещения травмирующих воспоминаний из памяти в бессознательную область психики.
  2. Помогает контролировать и сдерживать от попадания в сознание травмирующей информации, находящейся в так называемом заточении.

На практике это выглядит примерно так. Представьте ребенка, который потерял свою самую любимую игрушку. Конечно, он расстроился, грустит и плачет. Успокоить малыша родителям не под силу. И вдруг бабушка говорит, что игрушка потерялась не навсегда и совсем скоро она найдется. Мысли об утрате сразу сменяются хорошим настроением, и ребенок забывает о случившемся.

В этом примере процесс вытеснения помог малышу справиться с горечью от утраты. Если бы этого не произошло, он и дальше грустил бы. Так же случается и со взрослыми. Если бы психика не вытесняла негативные эмоции и переживания, люди долгое время находились бы в депрессии от воспоминаний о своих ошибках, промахах, неудачах, не исполненных желаниях и мечтах.

С одной стороны, вытеснение помогает психике адаптироваться к новым условиям. Но с другой — не дает развиваться, извлекать опыт из прошлого, учиться на ошибках, бороться с внутренними конфликтами.

Тест зигмунда фрейда, что увидел первым. Интересный тест Зигмунда Фрейда

Одно из основных правил — это писать то, что Вы чувствуете и что первое приходит в голову. Ничего страшного если на разные вопросы у Вас одни ответы. Не читайте всё сразу! Читайте вопросы по очереди — зачем спешить, будет не так интересно если смотреть следующий вопрос, не записав ответ на предыдущий. Берем лист бумаги и карандаш и пишем быстро свои ответы. Всего 8 вопросов.

  1. Ты всматриваешься в море?(твое первое ощущение, можешь закрыть глаза)
  2. Ты идёшь по лесу и смотришь под ноги? (что чувствуешь, на вопросы не больше 30-40 секунд)
  3. Видишь полёт чаек? (что ты при этом испытываешь, если быстрый ответ, хорошо идём дальше)
  4. Табун лошадей? (пиши первое, что приходит в голову, не думай долго)
  5. В пустыне стена с маленьким отверстием, за которым оазис? (вот в этом вопросе НУЖНЫ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ, А НЕ МЫСЛИ, что ты будешь делать)
  6. Уставший в пустыне видишь по дороге кувшин с водой? (что ты делаешь, не чувства, а действия, это банально, но напиши на листочке)
  7. Заблудился в лесу, вечер, увидел дом, в котором светит окно? (что делать собираешься, пиши)

РЕЗУЛЬТАТЫ:Интересный тест Зигмунда Фрейда

  1. Твоё отношение к жизни, эмоции, ощущения.
  2.  Твоё самочувствие в родной семье.
  3. Твоё отношение к женщинам.
  4. Твоё отношение к мужчинам.
  5. Твоя основная жизненная стратегия,цель. Как решаешь свои проблемы.
  6. Твоя сексуальная избирательность. Выбор партнёра.
  7. Твоя готовность к замужеству/женитьбе.
  8. Твоё отношение к смерти.

Речь шизофреника и ее отношение к бессознательному.

Как можно понять из текста произведения для Фрейда речь шизофреника имеет аналог речи и образов спящего человека, т. .е человека вне времени, пространства и информационной реальности. Так, он говорит о том, что речь шизофреника подобна откровениям бессознательного человека, подвергающегося процедуре психоанализа. Т.е. получается, что у шизофреника нет тех запретов и ограничений на словесную активность, как это присутствует у психически здоровых людей. При этом Фрейд уточняет, что у шизофреника происходит изменение языка до неестественности; манерности; дезорганизации построения фраз (непонятные и нелепые фразы). Сопоставляя выводы автора с теми сгущениями, активными наложениями, которые происходят во время просмотра сна, психическое состояние людей, страдающих шизофренией, становится более понятным. Логичным также выглядит вывод автора о том, что при шизофрении исчезает привязанность к объектам, но привязанность к словесным представлениям объектов сохраняется. Поскольку человек находится вне времени, вне ситуации и вне пространства, то теряется и привязанность к объективному миру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector