- Карл Юнг и его идеи
- Вытеснение – психологическая защита
- Представление, сумма аффекта и их различные судьбы в процессе вытеснения.
- Регрессия
- Существуют ли бессознательные аффекты?
- Речь шизофреника и ее отношение к бессознательному.
- Свойства системы бессознательного.
- Сущность вытеснения и условия его возникновения. Удовлетворение влечений и значение мотива неудовольствия.
- Вытеснение травмы
- Соотношение бессознательного и вытесненного.
- Фазы вытеснения: первовытеснение и послевытеснение. Отношения между вытесненным и психическими системами.
- Развитие способности к вытеснению
- Вытеснение как психологическая защита
- Возникновение проблем
- Логика размещения вытеснения: между бегством и осуждением.
- Вымещение
- 4. Идентификация с агрессором
- 5. Сублимация
- 6. Отрицание
- 7. Регрессия
- 8. Рационализация
- 9. Реактивное формирование
- 10. Аутоагрессия
Карл Юнг и его идеи
Одним из самых любимых учеников Зигмунда Фрейда был Карл Густав Юнг. Впоследствии он разочаровал своего учителя.
Юнг и Фрейд во многом были похожи по своим идеям
Однако Зигмунд уделял внимание конкретной личности, как бы расщепленной на три основных составляющих, общих для каждого человека. Таким образом, для Фрейда бессознательное было заключено в рамках индивида
Юнг же выделил еще одно понятие – «коллективное бессознательное». Согласно его представлениям, оно является общим для всего человечества и объединяет самых разных людей. Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, неких общих символов, которые являются значимыми для каждого человека, к какой культуре он бы не принадлежал. Эти образы – Анима, Анимус, Мать, Тень и т. д. – вызовут в его душе отклик. Соответственно, такие архетипы так или иначе проявляются в каждой культуре.
Однако не следует понимать коллективное бессознательное как нечто надиндивидуальное. Это сложная схема, но согласно психологии Юнга, через него человек проходит процесс индивидуализации, фактически это процесс становления личности в полном смысле этого слова. Таким образом, это и глубоко индивидуальное начало, и общее для всех людей.
Вытеснение – психологическая защита
Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия. Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании. Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.
Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.
Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».
Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.
Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.
Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.
Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:
— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);
— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;
— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.
Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.
Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.
Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению
Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Представление, сумма аффекта и их различные судьбы в процессе вытеснения.
К описанию понятия «представление» автор начинает издалека путем описания состояний влечения, которые могут быть: 1) бездеятельными; и 2) способными на активность => проникать в сознание влечения обходным путем. Таким образом, он подчеркивает, что влечения имеют свойство не напрямую попадать в сознание, а влиять на него путем косвенного (обходного) отражения. К пониманию вытеснения представления Фрейд приходит следующим образом:
Невытесненные продукты БСЗ => продукт БСЗ остается неизмененным => возникновение конфликта в СЗ => Активная стадия конфликта => Вытеснение представления, связанного с влечением
Мотив и цель вытеснения для автора – стремление избежать неприятного. С автором при обозначении цели можно согласиться, однако, не проясненным остается вопрос наличия вытеснения при отсутствии желания, следовательно при отсутствии желания избежать неприятное.
При этом о влечении он говорил в контексте его представления и аффекта. А про само взаимодействие вытеснения с БСЗ автор поясняет читателю следующее:
- Увеличение количества энергии при вытеснении => приближении к БСЗ
- Уменьшение энергии при вытеснении => удаление от БСЗ / искажение
Развитие количественного фактор влечения Фрейд рассматривал в нескольких вариантах:
- подавление;
- превращение в качественно окрашенный аффект;
- превращение в страх.
Можно задаться вопросом о том, ограничен ли данный список вышеуказанными путями развития, может ли влечение перейти в качественно иное направление от психического, к соматическому, т.е. к заболеванию или смерти?
Следует обратить внимание на мысль автора о том, что участь «аффекта психического коррелята влечения гораздо важнее, чем участь его представления, именно этот момент является решающим в оценке процесса вытеснения»
Наверное, автор приходит к данному выводу о важности аффекта психического коррелята влечения по сравнению с участью представления в связи с тем, что сила аффекта имеет гораздо большее влияние на состояние психического, нежели чем влияние представления
Регрессия
Регрессия являет собой прыжок назад — возвращение на предыдущую стадию психологического развития. Происходит это под влиянием стрессовой ситуации: когда человек обижен или напуган, он может начать вести себя как ребенок. Такое поведение объясняется просто: детство ассоциируется у многих из нас с безопасностью и комфортом.
Пример — человек, который при общении с противоположным полом начинает глуповато хихикать. Или девушка, которая начинает плакать, если не может убедить в чем-то своего парня
Слезы в таком случае — не рациональное поведение, а способ, которым она привлекала к себе внимание в детстве
Существуют ли бессознательные аффекты?
Если не читать работу Фрейда и попробовать ответить на вопрос о том, существуют ли бессознательные аффекты, можно с некоторой долей уверенности, исходя из общего понимания термина аффект, ответить утвердительно. Однако, автор меняет представление читателя о существовании бессознательных аффектов, приводя цепочку следующих рассуждений:
- Влечение не является ни объектом сознания, ни бессознательного. В них оно представлено в форме представления;→
- → Влечение, являясь представлением, превращается в аффект; →
- →Вытеснение задерживает развитие аффекта, т.е. развитие представления, поскольку целью вытеснения является подавление развития аффекта (развития представления); →
- →При вытеснении аффект отделяется от представления.
Продолжая цепочку его умозаключений можно сказать, что поскольку вытеснение является частью бессознательного, а при этом развитие аффекта отделяется от представления, то в бессознательное «попадает» уже не сам аффект, а след его в форме представления. Таким образом Фрейд делает вывод о том, что «бессознательных аффектов в отличие от бессознательных представлений не бывает». Этот вывод он связывает с определением термина «аффект», как процесс израсходования энергии, ощущение. Очевидным является то, что об ощущениях может вестись речь на уровне осознанности, овеществленности и опредмеченности, т.е. как о части сознательных процессов.
Речь шизофреника и ее отношение к бессознательному.
Как можно понять из текста произведения для Фрейда речь шизофреника имеет аналог речи и образов спящего человека, т. .е человека вне времени, пространства и информационной реальности. Так, он говорит о том, что речь шизофреника подобна откровениям бессознательного человека, подвергающегося процедуре психоанализа. Т.е. получается, что у шизофреника нет тех запретов и ограничений на словесную активность, как это присутствует у психически здоровых людей. При этом Фрейд уточняет, что у шизофреника происходит изменение языка до неестественности; манерности; дезорганизации построения фраз (непонятные и нелепые фразы). Сопоставляя выводы автора с теми сгущениями, активными наложениями, которые происходят во время просмотра сна, психическое состояние людей, страдающих шизофренией, становится более понятным. Логичным также выглядит вывод автора о том, что при шизофрении исчезает привязанность к объектам, но привязанность к словесным представлениям объектов сохраняется. Поскольку человек находится вне времени, вне ситуации и вне пространства, то теряется и привязанность к объективному миру.
Свойства системы бессознательного.
Свойства бессознательного интересно рассматривать в сопоставлении с аналогичными свойствами сознательного. Из работы Фрейда можно выделить следующие свойства бессознательного:
— Противоречивость
СЗ: Наличие логики и системы противоречий
БСЗ: Отсутствие противоречий
— Активность психологического процесса
СЗ: Вторичный процесс (первичный, т.е. активный процесс здесь выглядит нелепым)
БСЗ: Первичный процесс (подвижность активной силы, т.е. представление передает все количество своей активной силы другому)
— Отношение ко времени
СЗ: Понимание временной последовательности событий
БСЗ: Течение событий вне времени
— Реальность
СЗ: Преобладание внешней реальности
БСЗ: Преобладание психической реальности
Психоанализ и гипнотические эксперименты подтверждают наличие вышеупомянутых свойств бессознательного, выделенных Фрейдом.
Сущность вытеснения и условия его возникновения. Удовлетворение влечений и значение мотива неудовольствия.
Не менее логично автор описывает схему работы вытеснения, которое начинается от внешнего раздражения и трансформируется во внутреннее раздражение и напряжение:
«Внешнее раздражение => внутреннее постоянное раздражение => возрастающее напряжение => постоянство напряжения = влечение = боль»
Интересно, что Фрейд приравнивает влечение к боли при возрастающем напряжении, то есть взаимоувязывает психическое явление и физическое путем описания перехода от внешнего ко внутреннему раздражению.
Также он говорит об отсутствии действия механизма вытеснения при невыносимо большом напряжении. Предположим, этот принцип действительно имеет место в реальности, поскольку при очень больших нагрузках психического напряжения наши защиты не выдерживают, а желание прорывается наружу в том или ином виде.
Также очень удивительно Фрейд описывает процесс удовлетворения влечения в противовес процессу вытеснения:
«Удовлетворение влечения: 1) возможно => наслаждение + неприятное чувство; 2) не совместимо с другими требованиями => неудовольствие. Вывод из 1) и 2) => Мотив неудовольствия имеет большую силу, чем наслаждение от удовольствия».
Таким образом автор приводит нас к выводу о том, что вытеснение – это не механизм, который был образован вследствие определенных процессов, а не существовал изначально сам по себе. По мнению Фрейда, он образовался в результате разделения психики на СЗ и БСЗ составляющие, то есть, что вытеснение – это удаление в БСЗ части СЗ.
Также хотелось бы напомнить и прояснить понятие «неудовольствия», что оно означало в контексте работ Фрейда. Для автора в экономической модели психики, по-видимому, неудовольствие является синонимом отсутствию наслаждения при наличии потребности (влечения), наличие высокого напряжения. Поэтому мотив неудовольствия рассматривался автором как ключевой и основополагающий стимул движения жизненной активности человека.
Вытеснение травмы
Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы в детском возрасте, прежде всего, в результате сексуального совращения. Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и в теории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они были вытеснены, и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее .)
«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему восприятию и когда оно возникает изнутри без такого рода провокации извне.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)
Фрейд использовал понятие вытеснение, прежде всего, когда речь шла о , которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил о душевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного, он имел ввиду именно внутренние, можно сказать, изолированные от реальности переживания, а не душевные переживания реальных травм. В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятие сигнальной тревоги, подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороны Ид.
Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных с травмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности, о которых было бы .
Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое происхождение: В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик.
Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку «внедряться» в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа лишит мальчика стимула к развитию (см. ). Но если в борьбе за эдипальное преимущество отец подымает крик – вполне вероятно развитие невроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель. Соблазняющая мать и грозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душу конфликт, что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см. ).
Соотношение бессознательного и вытесненного.
В своей работе «Бессознательное» Фрейд представляет читателю вытесненное как часть бессознательного, поскольку последнее гораздо шире, чем только вытесненные из сознания акты. Автор зачастую при формулировании какого-либо термина или вопроса прибегает к инструментам сравнения. Так и при определении вытесненного и бессознательного он предлагает нам прочувствовать два этих понятия в комплексе, в сравнении друг с другом, делая акцент не на их четком и хрестоматийном определении, а именно на их восприятии с помощью воображений и наших внутренних представлений.
Однако следует добавить, что Фрейд говорит не только о соотношении бессознательного и вытесненного, но и дает нам понимание того, каким образом часть первого превращается во второе при помощи работы сопротивлений. Таким образом, в данном контексте у читателя формируется достаточно краткая, но отчетливая картина того, что будет пониматься под бессознательным и вытесненным в последующих частях данной работы.
Фазы вытеснения: первовытеснение и послевытеснение. Отношения между вытесненным и психическими системами.
Фрейдом рассматриваются две фазы вытеснения. Про первую фазу читателю становится понятно то, что в сознание не пускаются представления влечения. Вторая фаза, по его мнению, состоит из следующих составляющих:
- вытеснение представления;
- вытеснение связанных с влечением мыслей.
В данной работе встретилась очень любопытная фраза, которая заставила задуматься, говорящая о том, что вытеснение – проталкивание вслед за вытесненным уже ранее. То есть получается, что вытеснение носит своеобразный цикличный характер: наслоение вытеснений в той или иной степени и глубине возникших. Далее автор поясняет, что при вытеснении от сознания (СЗ) не отстраняется все первично вытесненное, а наоборот говорит про то, что проникнуть в сознание продукты вытеснения могут совершенно свободно. Также интересно, что автор говорит про индивидуальную работу вытеснения в зависимости от степени искажения. По-видимому, автор пришел к данному выводу в результате своей практической деятельности и анализа пациентов с разными уровнями вытесненного материала и уровня функционирования психики.
Фрейд отмечает, что процесс вытеснения является никогда не завершенным и свершившимся, наоборот приводит читателя к мысли о том, что вытесненное осуществляет непрерывное движение в сознание и обратно, доказывая это на примерах сновидческой активности.
Развитие способности к вытеснению
Вытеснение – это естественный механизм защиты психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.
«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса . Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.»
(Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)
Но такая способность не дана нам при рождении.
«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.»
(Фрейд. “Вытеснение”)
Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно разделяется на три компонента: , и . Динамически психика разделяется на сознательное и бессознательное: Ид целиком находится в бессознательном, Эго большей своей частью находится в сознательном, Супер-Эго большей своей частью находится в бессознательном. Эго является местом развития тревоги. Вытеснения всегда производит Эго по требованию , и нередко под давлением Супер-Эго. Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной части Эго.
Способность к вытеснению связана с , формированием Супер-Эго и, как следствие, с – именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детские , связанные с Эдиповым комплексом, остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.
Конечно, вытеснение работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “Психопатология в обыденной жизни”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет место (аффект подавляется, а воспоминание остается) или диссоциация (это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).
Вытеснение как психологическая защита
Вытеснение в психоанализе считается . Но с подавленным в результате вытеснения аффектом не все так просто. После подавления аффекта и его отщепления – судьба этого аффекта может быть различна. Свободный аффект может быть , , , , также может произойти или один из других процессов психологических защит, и, в конце концов, может быть сформирован симптом (как у маленького Ганса). При этом редко вытесняется только один эффект, чаще это бывает комплекс аффектов (как у маленького Ганса – ненависть и страх).
Таким образом, вытеснение не следует рассматривать как отдельную защиту – это только первый этап сложного психического процесса, в результате которого задействуются другие психологические защиты, формируется симптом или, в случае удачного вытеснения сильных переживаний – депрессия.
Отличие вытеснения от заключается в том, что в случае вытеснения репрезентация, связанная с аффектом, забывается, а в случае изоляции – помнится, но лишена связанной с ним остроты переживания.
Возникновение проблем
Вытеснение становится помехой для полноценного функционирования психики в таких случаях:
- Защитный механизм недостаточно хорошо удерживает беспокоящие мысли, чувства и эмоции от сознания.
- Вытеснение становится преградой для нового опыта, не позволяет человеку жить полной жизнью.
- Наиболее эта проблема характерна для истерических личностей, она влечет за собой трудности в межличностных отношениях и социальной жизни.
Непосредственно механизм вытеснения связан с чувством тревоги. Тревога может сама вызывать импульс к вытеснению для того, чтобы избавиться от фактора тревоги. Однако, следует отметить, вытесненная информация провоцирует у человека чувство неясной, невыраженной тревоги.
Логика размещения вытеснения: между бегством и осуждением.
В начале своей работы, посвященной механизмам функционирования вытеснения, Фрейд описывает логику и трансформацию работы стремления от бегства к вытеснению. Он приводит следующую логику размещения вытеснения:
«Стремление => Сопротивление: 1) бегство (нельзя убежать от себя); 2) осуждение (отказ от удовлетворения) => Вытеснение (т.к. достижение цели вызывает неприятное чувство)»
Данная логика не вызывает каких-либо определенных противоречий, однако, не всегда очевидно, только ли в бегство и осуждение может разрешиться первоначальное стремление? Возможны ли какие-либо иные пути его развития?
Вымещение
Это тот самый механизм защиты, действие которого ты можешь называть просто — «спускаю пар». Вымещение перенаправляет твои эмоции, вызванные сильным возбуждением, неудачей, обидой на кого-либо и т. д. на человека (или предмет), который служит как бы заменой настоящему виновнику твоего плохого настроения.
Допустим, после неприятного разговора с коллегой по работе или начальником, которому ты не можешь высказать свое недовольство, ты вымещаешь весь негатив дома — можешь поругаться с членом своей семьи, девушкой или друзьями.
4. Идентификация с агрессором
Когда человек кого-то боится, подсознательно он может стремиться к тому, чтобы быть похожим на своего обидчика — агрессора.
Один из наглядных примеров — стокгольмский синдром и его влияние на человека. В 1974 году произошло похищение Патрисии Херст — жертва оказалась в руках американской террористической группировки. После перенесения физического и психологического насилия Патрисия стала участницей банды и даже совершила вместе с ними ограбление, причем добровольно. Конечно, в суде ее оправдали, так как признали, что Патрисия страдает от стокгольмского синдрома.
5. Сублимация
Если вымещение оказывает негативное влияние на человека и его отношения с окружающими, то сублимация, напротив, помогает направить сильные эмоции в конструктивное русло.
Пример — творчество. Многие творения известных танцоров, художников, музыкантов, писателей и поэтов являются примерами сублимации. Интерес к трупам можно сублимировать при работе в морге, склонность к насилию можно удовлетворить работой в силовых структурах и так далее.
6. Отрицание
Отрицание — это отвержение событий, чувств и мыслей, которые человек не может спокойно принять, проходящее на сознательном уровне. Такой механизм защиты весьма примитивен и часто действует совместно с другими механизмами психики.
Яркий пример отрицания — курильщик, который не желает признавать вред сигарет. Для поддержания своей веры он может убеждать себя и других в том, что загрязненный воздух или вода из-под крана наносят здоровью людей куда больший вред, чем сигареты.
7. Регрессия
Регрессия являет собой прыжок назад — возвращение на предыдущую стадию психологического развития. Происходит это под влиянием стрессовой ситуации: когда человек обижен или напуган, он может начать вести себя как ребенок. Такое поведение объясняется просто: детство ассоциируется у многих из нас с безопасностью и комфортом.
Пример — человек, который при общении с противоположным полом начинает глуповато хихикать. Или девушка, которая начинает плакать, если не может убедить в чем-то своего парня
Слезы в таком случае — не рациональное поведение, а способ, которым она привлекала к себе внимание в детстве
8. Рационализация
Это искажение фактов — сознательное и бессознательное. Цель такого защитного механизма — сделать событие или реакцию на него менее опасными и травмирующими. Другими словами, человек придумывает себе оправдания, причем некоторые из них настолько естественные, что он сам может не замечать собственной лжи.
Пример: если человек нагрубил кому-то без всякой на то причины и был призван за свои действия к ответу, он, скорее всего, постарается найти причины такого поведения, чтобы оправдать его.
9. Реактивное формирование
Тут все просто: человек пытается совершать противоположные своим желаниям поступки, нередко заменяет чувства (любовь — ненавистью или стыдом, потребность в стабильности — повышенной активностью и так далее).
Пример реактивного формирования — взрослый сын, который заботится о своем родителе, всячески пытаясь угодить ему, но на самом деле испытывает к нему негативные чувства (допустим, из-за тяжелого детства или плохого отношения к себе). Или человек, который относится к другому крайне негативно, но на самом деле просто маскирует свои теплые чувства, испугавшись их.
10. Аутоагрессия
Это защитный механизм, выражающийся в самообвинениях, самоуничтожении и даже нанесении себе вреда (физические повреждения, следствие приема наркотических средств и алкоголя, чрезмерное увлечение опасными видами спорта — экстримом и др.). Несмотря на множество возможных негативных последствий, в эмоциональном плане такое поведение может переноситься легче, чем агрессия, которая направляется непосредственно на виновника тяжелой ситуации.
Ярчайший пример — ребенок, который переживает сложности в отношениях с родителем. Он не может смириться и признать, что родитель ведет себя с ним пренебрежительно просто так или из-за своей нелюбви, и вместо родителя начинает винить себя. Он убеждает себя в том, что заслужил такое поведение.