Бессознательное, подсознание и сознание, уровни энергетических процессов

Формы проявлений

Бессознательное в психологии – это явление, проявляющееся в разных формах, которые определяют следующие феномены:

Название феномена Описание
Неосознаваемые побуждения деятельности Включает в себя установки, мотивы и потребности человека, которые детерминированы лично определяемым образом желаемого результата. При этом человек не видит и не осознает связи между собственными побуждениями и событиями, которые они вызывают в будущем.
Надсознательные явления Данные явления не поддаются сознательно-волевому контролю; они определяют психический уровень активности, проявляющийся в творческой деятельности. Данный уровень включает 2 формы: бессознательная (зависит от личного опыта человека, основывается на уже имеющейся информации) и надсознательная (зависит от личных стремлений человека к созданию чего-то нового).
Субсенсорное восприятие Является формой непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых человек не может дать себе отчета Это смутно осознаваемые, не доходящие до уровня сознания чувственные данные, когда анализаторы сохраняют, фиксируют в памяти значительно больше информации, чем осознается нами. К ним могут быть отнесены слабые световые, звуковые и другие сигналы, влияющие на психическое состояние человека, но не являющиеся предметом сознательного внимания. Эти раздражители свидетельствуют о резервных возможностях органов чувств человека.
Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности Включают в себя автоматизированные стереотипы поведения и деятельности. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, заранее настраивая человека на соответствующие действия и мысли.

Концепция бессознательного

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.

Заслуга австрийского психоаналитика заключается в следующем. Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.

Кроме того, Фрейд утверждал, что эти силы обладают полностью сексуальной природой, которую он называл «либидо». Оно становится активно, по словам ученого, с самых первых лет человеческой жизни.

Как проявляется бессознательное

По Фрейду, бессознательные стремления скрыты от сознательной части человеческой личности. Однако они могут разнообразно проявляться в реальности.

Так, это может проявиться в виде оговорок, случайных описок, неожиданных поступков, в которых человек не дает себе отчета. Собственно говоря, в этом и заключается идея фразы «оговорки по Фрейду». Кроме того, Ид и Супер-Эго отражаются во снах, преследующих человека. Психоаналитики очень много внимания уделяют сновидениям

Считают их посланниками бессознательного, наполненными важной символикой

Таким образом, формы проявление бессознательного в повседневной жизни человека разнообразны. Но для того чтобы понять, действительно ли это дает о себе знать скрытая часть нашей личности, стоит все же обратиться к специалисту. К сожалению, со своей точки зрения человек далеко не всегда может судить о своей личности. Впрочем, на то оно и бессознательное.

Мы живем внутри своих голов

Твоя психика — и есть твоя реальность. Объективные суждения, полученные органами чувств, — зрение, слух, обоняние — второстепенны, ведь только внутри нашей черепной коробки рождается мнение, что зелёная трава — хорошо, а чёрная — как-то не очень. Хорошо-плохо, добро-зло, красиво-некрасиво — всё это субъективные мышления, с объективным состоянием мира никак не связанные.

То есть, получается, ты сам — мерило всех вещей. Только через призму сознания (и подсознания) ты даёшь оценку всему вокруг себя. Так что, получается, нет ничего объективного в этом мире, а точнее — каждый живёт в собственном мире, и в собственной вселенной, и, причём, сам не знает правил своего же бытия, и сам же не умеет управлять собственным бытием.

Самозащита бессознательного — проекция и рационализация

А теперь поговорим о таких “вкусняшках”, как проекция и рационализация.

Рационализация — это бессознательная самозащита человеческой психики, которая ограничивает мышление и восприятие до рамок, внутри которых собственные поступки, выводы и поведение кажутся удобоваримыми и оправданными, даже если на деле это не так.

Проекция — это бессознательная самозащита человеческой психики, которая переводит подсознательные, в основном, негативные эмоции на окружающих.

То есть, если где-то в глубинах бессознательного в тебе накопилась уйма злости, то твоё подсознание, чтобы злость эту выплеснуть наружу, может нашептать тебе, например, что прошедший мимо тебя человек как-то нехорошо на тебя посмотрел. И вот результат — у тебя сжимаются кулаки, ты окрикиваешь прохожего, ругаешься, лезешь в драку, думая, что всё происходящее имеет рациональное объяснение, хотя на самом деле — нет.

Так, это всё хорошо, но при чём тут это? А к тому, что рационализация и проекция — это важные психические процессы самозащиты, постоянно действующие в фоновом режиме, и ответственные за множество качеств нашей личности. В каком-то смысле это можно назвать кирпичиками в фундаменте нашего мышления. То есть, так или иначе, на протяжении всей нашей жизни мы постоянно рационализируем наши поступки и проецируем наши эмоции на других.

Всё это означает, что само чувство личной воли есть не что иное, как рационализация, самообман. То есть, наш мозг словно бы против нас самих — с одной стороны, он не даёт права выбора, с другой стороны, он это мастерски камуфлирует, чтобы мы даже не догадывались, как мало мы творим по воле собственной, а не по правилам подсознательного, почти что как животные.

«Внутренняя Матрица» VS интеллект

Итак, мы уже выяснили, что рационализация — это процесс психической самозащиты, за счёт которого мы оправдываем наши поступки, рационализируя при этом наш разум. Далее — помним, что жизнь по сути свой есть реалистичный сон разума. И чем более чувствителен индивид, тем сильней извивается разум, чтобы мы оставались в границах нашей рационализации.

Во время сна восприятие бытия находится в столь вяло рабочем состоянии, что готово поверить в самые примитивные фокусы нашего разума. Потому наш мозг и не тратит особо ресурсы, чтобы создавать реалистичную матрицу внешней реальности. Потому, когда отдыхают и наше тело и наш разум, уровень проработки проекций минимален и примитивен, и потому мы и видим зачастую во сне дичайший бред, в который, впрочем, во время сна зачастую верим и принимаем за действительность.

Чем более личность осознанна, тем выше уровень её рационализации, тем более сложные проекции создаёт её разум, чтобы не быть разоблачённым. С этим же, кстати, связан высокий уровень интеллекта. Иначе говоря, человеку с развитием неандертальца не так уж много нужно, чтобы поверить в окружающие. Он может не заметить никакого подвоха даже если лишится рассудка или нанюхается галлюциногенных испарений. В то время как человек разумный и не глупый знает миллион доказательств, что мир его окружающий реальный, хотя на самом деле это не так. Браво, разум!

Из всего этого можно было сделать вывод, что человек с высокий интеллектом как бы ближе к истинному пониманию бытия, но всё равно наоборот. Такой человек просто стократ больше дурачит сам себя, в то время как скорее люди блаженные на деле скорее ближе к истине.

Карл Юнг и его идеи

Одним из самых любимых учеников Зигмунда Фрейда был Карл Густав Юнг. Впоследствии он разочаровал своего учителя.

Юнг и Фрейд во многом были похожи по своим идеям

Однако Зигмунд уделял внимание конкретной личности, как бы расщепленной на три основных составляющих, общих для каждого человека. Таким образом, для Фрейда бессознательное было заключено в рамках индивида

Юнг же выделил еще одно понятие – «коллективное бессознательное». Согласно его представлениям, оно является общим для всего человечества и объединяет самых разных людей. Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, неких общих символов, которые являются значимыми для каждого человека, к какой культуре он бы не принадлежал. Эти образы – Анима, Анимус, Мать, Тень и т. д. – вызовут в его душе отклик. Соответственно, такие архетипы так или иначе проявляются в каждой культуре.

Однако не следует понимать коллективное бессознательное как нечто надиндивидуальное. Это сложная схема, но согласно психологии Юнга, через него человек проходит процесс индивидуализации, фактически это процесс становления личности в полном смысле этого слова. Таким образом, это и глубоко индивидуальное начало, и общее для всех людей.

Фундамент концепции

Между сознательной и бессознательной частями человека возникают конфликты, выливающиеся в неврозы, психические расстройства, мешающие нормальной человеческой жизни. Это стало основной идеей концепции бессознательного по Фрейду. Болезненные и стыдные переживания вытесняются в Супер-Эго и проявляются в виде неприятных симптомов где-то на грани между соматическими и психическими проявлениями.

Соответственно, для того, чтобы уравновесить эти конфликты, нужно наладить баланс между Эго и Супер-Эго, чем и занимаются психоаналитики. В ходе долгого рассказа пациента о своих мыслях и чувствах он с помощью специалиста постепенно приходит к истинной причине своего невротического поведения. «По дедушке Фрейду», такой причиной, конечно, являются подавленные сексуальные стремления. По версиям современных психоаналитиков, причин может быть большое количество, и для каждого человека они индивидуальны.

Зигмунд Фрейд

Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.

Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.

Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.

В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.

Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.

Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.

Теория Зигмунда Фрейда

Вначале поговорим о структуре личности в концепции психоанализа. Итак, по теории Фрейда личность состоит не только из сознания человека, но из нескольких взаимодействующих компонентов.

Супер-Эго (Сверх-Я) – это бессознательная часть, которая приобретается еще до появления речи у человека. В нее входят различные нормы поведения, табу и запреты, сформированные культурой. Сюда относятся также всевозможные семейные запреты, которые вызывают у индивида чувства вины и болезненного страха.

Ид (Оно) – также бессознательная и наиболее примитивная часть, в которую входят всевозможные желания и либидо. Это исключительно древние, архаические влечения, которые по большей части агрессивны и наполнены сексуальностью.

Эго (Я) – это сознательная составляющая, которая реагирует на происходящее в реальности и помогает человеку адаптироваться к ней. Она является своеобразным посредником между двумя другими частями, обе из которых являются неосознаваемыми. Эго вынуждено постоянно раздваиваться, чтобы обеспечить взаимодействие Супер-Эго и Ид, между биологическими желаниями, свойственными каждому, и моральными нормами, которые предъявляет общество.

В принципе, можно рассматривать две основные стороны бессознательного по Фрейду. Одна из них, неосознаваемая и невербализируемая, часть является неотъемлемым элементом человеческой психики. Таким образом, последняя делится на две несоразмерных (об этом речь пойдет позже) части. Другая сторона делится, в свою очередь, на два эго-состояния – Супер-Эго и Ид.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.