Логика бессознательного: никто о ней не знает, но все соглашаются

Характеристики теории

Сейчас изучение области бессознательного происходит согласно одной из теорий, которые были разработаны выдающимися психологами. Основные теории принадлежат Лакану, Юнгу, Фрейду.

По Фрейду

У Зигмунда Фрейда было свое представление относительно бессознательного. К этой области он относил действия, в которых человек не отдает себе отчет. Он утверждал, что психика сама вытесняет в область неосознаваемого тайны, фантазии, желания, которые противоречат моральным устоям общества, тревожат человека слишком сильно.

По Юнгу

Расширению понятия поспособствовал Карл Юнг. Он создал отдельную дисциплину — аналитическую психологию, для которой разработал термин «коллективное бессознательное». Ученый ввел значительные изменения, если сравнивать его теорию с психоанализом.

Юнг разделил бессознательное на два слоя:

  1. Личное — к нему он относился индивидуальные психические процессы.
  2. Коллективное — процессы, затрагивающие группу людей.

Групповое бессознательное — совокупность статичных форм (доминантов или архетипов). Изначально они врожденные, но со временем могут быть актуализированы.

По Лакану

Следующим предположение относительно неосознаваемого выдвинул французский психоаналитик Жак Лакан. Он предположил, что область бессознательного сконструирована как речь, но при этом нельзя принимать предположение Лакана относительно того, что бессознательное это есть язык, поскольку это своеобразная метафора. Ее расшифровка — бессознательное похоже на язык, так как работает на схожих правилах. При этом оно не может исчерпываться законами лингвистики.

Бессознательное в работах Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер.

В бессознательном идет борьба Эроса и Танатоса, использующих энергию либидо — сексуального желания как полового инстинкта. Психоаналитическая терапия З. Фрейда основана на принятии бессознательного и его содержания в качестве неврозов и личностных конфликтов. Как полагает учёный, культура стремится к объединению людей в большие общности, что невозможно без ограничения их сексуальных и агрессивных влечений и возникающих конфликтов с индивидами. Именно в ходе культурного развития в человеке формируется новая инстанция, помимо Я и Оно, — Сверх-Я, которая обращает враждебность не во внешний мир, а внутрь — против Я. Чем мощнее Сверх-Я, тем больше человек испытывает угрызений совести.

В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Бессознательное в работах Лакана

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

Бессознательное в работах Лакана

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

Бессознательное в работах К.Г.Юнга

Структура психе по Юнгу, показанная им на Тэвистокских лекциях

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности, Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, бессознательное имеет два основных слоя: личное(индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное. В отличие от психоанализа, юнгианство добавляет к личному бессознательному еще коллективное, последнее есть совокупность статичных форм(эти формы Юнг назвал архетипами, или доминантами(устар.)), которые являются врожденными и могут быть актуализированы. Коллективное бессознательное несет в себе возможность наполнения архетипов содержанием, иными словами, коллективное бессознательное содержит в себе формы, лишенные содержания, такие формы Юнг назвал проформами (синонимично архетипу). В то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека, то есть формы, наполненные личным содержанием, но не ассимилированные(полностью или частично) сознанием(в силу этого, они оказывают аттрактивное влияние на сознание).Коллективное бессознательное не познается и никогда не бывает частью сознания у здоровых людей.

Литература

  • Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе (1912) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 25-38.
  • Фрейд З. Бессознательное (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 129—186.
  • Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
  • Фрейд З. Психология бессознательного : сборник произведений. — Москва: Просвещение, 1989.
  • Лакан Ж. Семинар «Образования бессознательного» (1958/59). — М.: Логос; Гнозис, 2002.
  • Зачепицкий А., Карвасарский Б. Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов.
  • Общая психология : учеб. для студ. пед. институтов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986.
  • Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В. М. Лейбин. — Москва: Республика, 1994.
  • Кэррол Р. Т. Бессознательное // Кэррол Р. Т. Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions / Роберт Т. Кэррол. — М.: Диалектика, 2005. — С. 67—68. — ISBN 5-8459-0830-2..

Виды

Разновидности:

  1. Неосознаваемые установки. Стандартные реакции организма на раздражители. Это может быть громкий вскрик при испуге, скачок при опасности. Проявляются неосознанно, практически не контролируются организмом.
  2. Патологические явления, которые проявляются в психике. К ним относятся психические заболевания, болезненные состояния, которые сопровождаются галлюцинациями, бредом.
  3. Сопроводительные действия. Один из примеров — наблюдение за человеком, выполняющим ряд обязанностей, или напевание одной и той же мелодии при совершении разных действий.
  4. Привычные действия. Осуществляются без приказов, лишних мыслей. Это касается элементарных действий. Например, сжать губы, жестикулировать при разговоре, закрыть глаза. Они осознанные, но проявляются бессознательно.

Характеристики сознания

Чтобы понять суть понятия сознания, нужно определить характеристики сознания:

  1. Сознание — совокупность знаний об окружающем. В структуру сознания входят познавательные процессы, благодаря которым человек постоянно получает информацию об окружающем и самом себе, что обогащает его знания. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. На основе отражения действительности через образы возникает чувственная картина мира — то, как человек воспринимает окружающее в данный момент. Каждый психический процесс при этом выполняет свою функцию в конкретизации этой картины. Нарушение любого из этих процессов неизбежно приведет к разрушению общей картины и распаду сознания.
  2. Закрепление в сознании различий восприятия субъекта и объекта. Человек — единственное существо, которое способно направить свою энергию на познание самого себя. Осознание самого себя и отделение себя от окружающего — есть суть сознания.
  3. Определение цели деятельности. Любая деятельность имеет цель и мотив. В процессе деятельности принимаются решения, определяются действия, которые согласуются с внешними факторами. Человек — единственный живой организм, который может действовать не согласно условиям, а вопреки им. Он подчиняется цели деятельности и, благодаря волевым усилиям, преодолевает препятствия для реализации поставленной цели.
  4. Включение чувственного отношения. Человек обладает высшими чувствами, которые определяют его отношения к окружающему миру и другим людям. В чувственном отношении находят отражение общественные отношения, отношения друг к другу, предметам и объектам окружающего.

Важным условием существования сознания со всеми его характеристиками является язык. Речь — это особая сигнальная система, которая позволяет: существовать большинству психических процессов, усваивать исторический опыт, осознавать себя.

Бессознательное в психике человека

Бессознательное — это совокупность психических процессов и состояний, в осуществлении которых человек не отдает себе полного отчета. Бессознательное отражает действительность таким образом, что может быть утрачена ориентация в пространстве и времени, то есть нарушается регулирование поведения с помощью речи.

Виды бессознательных явлений:

  • Привычные действия. Например, чтобы сказать слово мы не даем команды артикуляционному аппарату, чтобы сжать губы, направить поток воздуха и т.д. Звуки воспроизводятся бессознательно и собираются в слова и речь. При этом сама речь является осознанным явлением. Также протекает завязывание шнурков, нанесение макияжа. Общие действия осознанны, а их компоненты часто являются бессознательными.
  • Сопроводительные действия. Классическим примером бессознательных сопроводительных действий может быть наблюдение за человеком в процессе деятельности. Некоторые люди могут высовывать язык при рисовании, совершать беспорядочные действия ногами и руками. Женщины часто бессознательно открывают рот при нанесении туши для ресниц.
  • Патологические явления в психике. Определенные психические заболевания и состояния человека могут сопровождаться бредом, галлюцинациями, которые протекают совершенно бессознательно.
  • Неосознаваемые установки — готовность организма реагировать определенным образом на некоторые раздражители (резкий скачок при опасности, громкий крик и т. д.).

Неосознаваемые механизмы сознания

Существуют явления, которые совмещают в себе бессознательное и сознательное:

  • неосознаваемые побудители сознательных действий: сон и сновидения, оговорки, описки, невротические симптомы;
  • надсознательные процессы — решение творческих задач, которые не поддаются обычными контролю.

Сознание — это высшая форма функционирования головного мозга, которая выражается в целенаправленном отражении окружающего мира, в целенаправленном осуществлении деятельности.

Бессознательное — совокупность неосознаваемых состояний, актов и действий.  Бессознательное относится к такой форме, которая делает процесс контроля за процессом и результатом невозможным.

Бессознательное имеет большое значение в деятельности психики. Благодаря этому явлению мы совершаем большинство движений. Психическая деятельность включает огромное количество действий и процессов. При этом сознание является самым сложным процессом.

Бессознательное в работах З. Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Значение цвета

Белый нейтралитет, свобода, чистота пустота, одиночество
Синий спокойствие, удовлетворенность уход в себя
Голубой легкость бытия, беззаботность пофигизм
Зеленый самореализация, уверенность болезненность проблемы в самореализации
Желтый открытость, активность, экспансия сумасшествие
Оранжевый радость, оптимизм
Красный жизнелюбие, любовь (алый), воля, своенравие агрессия, насилие
Фиолетовый совершенство, мистика (темный) депрессия, крушение идеалов
Розовый нежность, романтика недостаток твердой жизненной позиции
Сиреневый мечты, идеализация
Коричневый болезнь, усталость
Черный (лаковый, блестящий) роскошь, достоинство, высокомерие страх, тревога, зло
Серый пустота, апатия, быть как все, неопределенность жизни
Серебряный смысл жизни холодность (свинцовый)
Золотой духовность, высшие смыслы

Как видно из таблицы, некоторые цвета имеют как положительные так и отрицательные значения. Как же правильно понять означает цвет плохое или хорошее.

  • Во-первых, довертесь своим ощущениям. Глядя на этот цвет, какие эмоции у вас появляются.
  • Во-вторых, смотрите общий контекст картины. Если нарисованы шипы красного цвета, то это скорее всего агрессия, чем любовь или жизнелюбие.
  • В-третьих, сочетание цветов. Есть наиболее опасные сочетания цветов, которые должны насторожить (цвета должны быть нарисованы именно вместе, или один предмет рисуется только двумя этими цветами): Желтый и черный — склонность к самоубийству.
    Красный и черный — зло, черная сила, абсолютный негатив.
  • В-четвертых, проверка внутреннего содержания цвета, его запаха и вкуса (если необходимо). Например представьте черный цвет. Для одних это страх и негатив. Тогда если вы попросите мысленно сковырнуть цвет или отодвинуть верхний слой в сторону и посмотреть под ним, то скорее всего там будет что-то не очень хорошее может тоже черное или коричневое. Если это понюхать, то запах будет отталкивающим. Пробовать на вкус наверное вряд ли захочется. Если же черный — положительный символ, то сковырнув его, можно увидеть золотой, белый или другие положительные цвета внутри и запах будет приятным. Такой анализ наверняка поможет вам правильно истолковать послание бессознательного.
  • В-пятых, можно спросить у испытуемого, а что этот цвет означает лично для него. Это хорошее или плохое? Это помогает твоему развитию или мешает? В редких случаях бывает так, что психика определенных людей кодирует цвета совсем иначе и нужно учитывать эти факты.

Раскодировка цвета, без понимания смысла других элементов теста, не может дать полной картины состояния психики, и все же это очень мощный инструмент, зная который, можно нащупать возможные психологические проблемы. От бессознательного ничего не утаишь и оно, при первой же возможности, будет кричать о наличии проблем, выражая этот крик в негативных цветах и формах.

История

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до нового времени.

Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга.
Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).

Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).
Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества.
Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.
В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

n1.doc

  1                  

РОМАН ЯКОБСОНЯЗЫК И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕМОСКВА«ГНОЗИС»1996Сканирование: Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета http://narrativ.boom.ru/library.htm (Библиотека «Narrativ») [email protected]
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙmetodosuniversalis, естественны употреблять Логических исследований Третьего логического исследования вес это творчестве началами, по-иному inpraesentia. явления Вклад Энтони в лингвистику; К ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТИi1Заговоры, Журнале Мин. Нар. Просв. i1силбессознательный. О древнепольском языке до XIV-го столетия силы «привычка, забвение (nieswadoma) (Szkice, Очерке науки о языке апперцепция, Подробной программы лекций, а b(unbewusstpsychischerErscheinungeri), (nieświadome) (uświadamianie), (nieświadomośй).(Iactivitй inconsciente) (opйrationsconscientes) (danslavolontй conscienteouinconsciente) (lemainsrйflйchi, lemoinsprйmйditй, enmкmetempsqueleplusimpйrsonneldetous)». (diffйrencededegrйs), (diffйrenceessentielle) HandbookofAmericanIndianLanguages(becomeconscious). (unconscious) (moreconscious) (onlyapparent) (unconsciousorigin), (entirelyconsciously) (secondaryexplanations), (grammaticalconcepts), TheGrammarianandHisLanguage(SW. (submerged) (fortheformalsetofthelanguage), SoundPatternsinLanguage(generalpatterning) (aselfcontainedsystem) TheUnconsciousPatterningofBehaviorinSociety, TheUnconscious, (unconsciouspatterning) (thoroughlysocialized) healthyunconsciousness) MetalanguageasaLinguisticProblem). Сдохлаоколела — толстый, широкий» — «Убирают украшают? — полозья, повозья. лазят, возят» не иголка с ниткой, а игола с нитой». коша, кошка». «вык, вык привыкПапа — Писет Яблык. дошлый, «Дошлый, а можно ошибиться — дохлый». (distinctivefeature).волк, вов, Structureslinguistiquesubliminalesenpoйsie, mitdemBewusstlosen, понятие установки, (distinctworlds) , то оно было бы вынуждено отказаться от такой беспрерывной работы» (II, 453) На «принципе связи» воздвигаемая теория целостной системы отношений между сознанием и бессознательным психическими переживаниями сулит в плане языка новые перспективы и нежданные находки, разумеется, при условии подлинного и последовательного сотрудничества между психологами и лингвистами, направленного к изжитию двух тормозящих помех — терминологической неувязки и упрощенческого схематизма.  1                  

Литература

  • Фрейд З. Бессознательное (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 129—186.
  • Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
  • Фрейд З. Психология бессознательного : сборник произведений. — Москва: Просвещение, 1989.
  • Лакан Ж. Семинар «Образования бессознательного» (1958/59). — М.: Логос; Гнозис, 2002.
  • Зачепицкий А., Карвасарский Б. Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов.
  • Общая психология : учеб. для студ. пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986.
  • Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В. М. Лейбин. — Москва: Республика, 1994.
  • Кэррол Р. Т. Бессознательное // Кэррол Р. Т. Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions / Роберт Т. Кэррол. — М.: Диалектика, 2005. — С. 67-68. — ISBN 5-8459-0830-2..

История

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до нового времени.

Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга.
Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).

Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).
Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества.
Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.
В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.