Гештальт-терапия Перлза – теория, техники, основные положения

Основы гештальт-терапии

Гештальт – очень сложное понятие. Говоря простым языком, гештальт представляет собой целостный образ, не состоящий из каких-либо частей. Гештальт-терапия, как психотерапевтический метод, рассматривает человека не как условную сумму биологических потребностей, психологических интересов и материальных желаний, а в качестве целостной единицы.

Целью этого психотерапевтического метода является обучение человека жить в конкретных условиях, принимая себя со всеми достоинствами и минусами, учить его контактировать с другими людьми и находить баланс между выражением своей позиции и развитием отношений с другими людьми.

Теория гештальт-терапии была разработана немецким психоаналитиком Ф. Перлзом еще в начале XX-го столетия и с тех самых пор успешно используется при лечении разнообразных заболеваний психологической природы – неврозов, зависимостей, фобий, депрессий и суицидальных мыслей.

Многие наркологические клиники имеют в своем штате профессиональных психотерапевтов, использующих основные техники в гештальт-терапии для лечения разнообразных зависимостей.

Основные понятия

Основу данного метода составляют следующие понятия: фигура-фон, контакт, осознание, полярность, зрелость и некоторые другие.

Фигура – это та базовая потребность человека, которая возникла в конкретный момент и требует удовлетворения. Все остальное в терапии считается фоном. Удовлетворенная потребность уступает место новым желаниям. Таким образом течет наша жизнь. Вовремя сбывшееся желание терапевты называют завершенным гештальтом, а не до конца выполненные дела и несбывшиеся надежды – незавершенным гештальтом. Именно незавершенные гештальты являются тем грузом, который мы годами носим в своей душе и тем самым провоцируем развитие все новых ситуаций, приводящих к негативным последствиям.

Другим основополагающим понятием гештальт-психологии считается осознание. Этот термин тесно связан с понятием «жить здесь и сейчас». Осознание позволяет человеку видеть реальный мир таким, каков он есть, видеть себя в нем, осознавать свои истинные потребности, жить реальной жизнью, а не пытаться подстроиться под чаяния окружающих.

Из осознания выходит еще один основной постулат – ответственность. Человек, осознавший себя в реальном мире и живущий в настоящем, никогда не будет перекладывать ответственность за свои поступки на других. З все, что происходит с человеком, ответственен только он сам и никто более.

Базовые принципы

Базовыми принципами, на которых строится фундамент здоровой личности, Перлз называет следующие:

Жить в данный момент времени, не оглядываясь на прошлое и не задумываясь о будущем.
Принимать реальный мир таковым, какой он есть

Не придумывать несуществующее.
Принимать и любить себя таким, какой ты есть.
Не врать самому себе даже в мелочах.
Позволить себе весь спектр эмоций – не только приятных, но и негативных.
Открыться для роста, изменения, пробовать что-то новое, экспериментировать.
Не обращать внимание на тех, кто пытается остановить твой рост, не слушать чужих мнений о себе, если они противоречат с твоими внутренними знаниями о себе самом.
Честно выражать свои мысли, показывать, что хочешь именно ты, не пытаясь при этом манипулировать другими людьми.

Цель и задачи

Цели и задачи гештальт-терапии таковы:

  • помочь больному выявить незавершенные гештальты, мешающие ему в реальной жизни, прожить и завершить эти ситуации;
  • развить в клиенте чувство веры в себя и свои желания, помочь осознать свои истинные потребности;
  • способствовать осознанию человеком внутренней и внешней реальности, способности самостоятельно решить все свои проблемы;
  • помочь человеку понять, каким образом он реагирует на те или иные жизненные ситуации, расширить его понимание жизни, позволить ему брать на себя ответственность за свои поступки.

Не последнюю роль в достижении этих задач играет личность психотерапевта и степень доверия к нему клиента.На видео основы Гештальт-терапии:

Методы

При лечении серьезных зависимостей гештальт-терапевты могут использовать следующие техники:

  1. Супрессивная. При этой технике больной должен сосредоточиться на собственных ощущениях, не отвлекаясь на другие занятия. Заглянув вглубь себя, зависимый может осознать, сколь пагубна его привычка.
  2. Экспрессивная техника. Приумножение эмоций и ощущений зависимых людей настолько, чтобы они могли их прочувствовать.
  3. Обучение чувствованию. Наркоманы и алкоголики не могут эмоционировать без присутствия в своей жизни средства зависимости. Гештальт-терапевт обучает не просто говорить о чувствах, а в действительности при помощи специальных упражнений учиться переживать.

Как и почему контакт прерывается

Прерывание контакта — серьезная проблема. Для наглядности вспомните приведенный выше пример о девушке. Допустим, она хочет отношений, но с несвободным мужчиной или даже с женщиной (преконтакт). На стадии контактирования у нее ничего не получается. Этап полного контакта также заканчивается ничем, поскольку отношения рушатся. В постконтакте один из партнеров полностью разрывает взаимодействие. Потребность девушки в семье при этом остается неудовлетворенной.

Прерывание контакта — еще одно из важных понятий гештальт-терапии. Существует несколько причин его появления.

Конфлюэнция

У человека не получается установить границы между собой и окружающим миром. В результате он не осознает свои потребности, желания, чувства. А значит, они остаются неудовлетворенными. Так случается с детьми в подростковом возрасте, когда они боятся быть не такими, как все. Или, например, в романтических отношениях, когда один из партнеров настолько погружается в другого, что напрочь забывает о своих интересах.

Интроекция

Это понятие похоже на предыдущее, но отличается конкретикой. Человек не только не способен установить границы между собой и окружающим миром. Он воспринимает его как что-то родственное ему. Его чувства, желания и потребности меняются на противоположные. В истории масса примеров, когда в период оккупации люди с оккупированных территорий становились агрессорами. Такое поведение было для них чужим, чем-то неправильным. Поэтому они не получали от него удовлетворения. Следовательно, цикл разрывался.

Кстати, создание термина «интроекция» приписывают Зигмунду Фрейду.

Проекция

Не похожа ни на первое, ни на второе понятие. В этом случае цикл прерывается на 2 или 3 фазе. Самость не устанавливает контакт с окружающей его средой. Человек думает, что у него все хорошо, что он легко взаимодействует с людьми, учится чему-то новому. Но в действительности мир непричастен к тому, что с ним происходит. Поэтому попытки снять или переложить ответственность на кого-нибудь другого выглядят нелепыми.

Профлексия

Практически то же самое, что и проекция. Только удовлетворение потребностей человек ищет в своем внутреннем мире. Он думает, что таким способом совершенствуется, развивается как личность. Эти мысли далеки от реальности. Со стороны даже кажется, что индивид страдает аутизмом. Он закрывается в себе, живет в своем подсознании.

Эготизм

Это болезненная форма профлексии. Погружаясь во внутренний мир, человек становится неспособным адекватно оценивать свои возможности и способности. Он считает себя лучше других. Это ведет к возникновению нарциссизма. Самость думает, что все потребности она сможет удовлетворить самостоятельно.

Дефлексия

Что это такое? Простыми словами это потеря функции эго. Чувства, эмоции, переживания человека попадают в зону, которая не имеет отношения ни к его внутреннему, ни к окружающему миру. Из-за этого самость выпадает из реальности, пускается в абстрактные рассуждения, предается мечтам и фантазиям.

Киты гештальт-терапии

Психоанализ такого типа строится на нескольких китах:

Осознавание. Переживание самого себя, чувственный опыт, получаемый в результате контакта. Один из моментов, когда у человека имеется внутреннее знание того, кто он такой и что с ним происходит. В определенный момент времени осознавание, воспринимаемое как инсайт, становится непрерывным. Оно влечет за собой ответственность как понимание того, что человек сам выбирает свой образ жизни. Изначально это вызывает сопротивление, поскольку лишает выгоды от психологической игры и демонстрирует всю изнанку страданий и подвигов. Вознаграждением после встречи с собственной “тенью” в результате сеанса терапии является понимание того, что власть над жизнью и отношениями с другими людьми принадлежит только нам.
Принцип реальности. Его принятие крайне трудно, в отличие от объяснения. Определенная реальность складывается на основе ощущений, однако одновременно с ней формируется мнение человека о ней и ее интерпретация. Подобные реакции более разнообразны, чем факты, и в большинстве случаев оказываются сильнее ощущений. В разговорах о том, что это такое, гештальт-терапию часто именуют терапией очевидным: специалист при формировании суждений опирается на то, что слышит и видит, а не на собственные обобщения и мысли клиента. Терапевт старается избегать интерпретаций и оценок, но задает пациенту вопросы “как?” и “что?”

Многолетняя практика применения гештальтов в психотерапии показала, что человеку для понимания ситуации достаточно сосредоточить внимание на процессе, а не на его содержании. Встреча с реальностью лишает индивида всех иллюзий, на что он реагирует сопротивлением

Некоторые участники групп признают, что такой опыт был правдой, но вероломной для них. Реальность зачастую вынуждает признать действительность и полностью изменить свою жизнь, что пугает.
Здесь и сейчас. Все мы живем настоящим. Прошлое уже закончилось, будущее еще не наступило. Изменение возможно только здесь и сейчас, как и любые другие действия. Данный принцип гештальт-терапии не подразумевает под собой отрицания прошлого: накопленный клиентом опыт остается с ним и определяет его поведение и реакции в конкретный момент времени, в том числе и на сеансе психотерапии. Несмотря на это, здесь и сейчас пациент общается с терапевтом на конкретную тему, что провоцирует вопрос – почему именно сейчас и именно об этом? Диалог. Столкновение двух миров – терапевта и клиента – в гештальт-терапии. При их контакте можно исследовать границы, возникающие между “не-мной” и “мной”. Пациент впервые (в большинстве случаев) получает опыт, образующийся в результате взаимодействия с тем, кто не является им, но сохраняет при этом идентичность. Метод строится на отношениях Я-Ты, в которых сталкиваются Я с чувствами, Ты с другими чувствами и то, что происходит между ними и случается только в конкретный момент времени, который никогда не повторится. Такой опыт уникален, так как терапевт не является человеком из жизни клиента и не нуждается ни в чем от него, позволяя при этом пациенту быть самим собой и не оказывая влияния на его эмоции и чувства.

Если говорить о том, что такое гештальт-терапия, это метод психологии, основной задачей которого является открытие внутреннего мира человека для самого себя. Она не несет в себе воспитательных целей и заточена на то, чтобы индивид занимался своим делом.

Природа человека в контексте теории Перлза

Принцип холизма (целостности). В общем, этот принцип говорит о том, что состояние целого не определяется простым суммированием состояний его элементов, но является единым целым и качественно иным, нежели эта сумма. При этом, сами по себе, процессы и состояния отдельных частей этого целого исчерпывающе определяются природой самого целого. Говоря иначе, человек функционирует как единый организм, физиология которого, мыслительные процессы, эмоции нельзя разделить и изучить по-отдельности.

Эмоции человека имеют три аспекта — они могут быть функциями мышления, физиологии и органов чувств.

Принцип гомеостаза, плюс диалектика. Этот принцип Перлз применил к психологической реальности индивида, полагая под ним способность системы к сохранению внутреннего равновесия (постоянства) своего состояния путем противопоставления (сравнения противоположностей). Логично предполагая, что мышление человека связано с пониманием противоположностей и фактически основано на их противопоставлении (оценке), Перлз выдвинул концепцию психологического баланса личности. Эта концепция заключалась в том, что любой организм обладает стремлением к балансу или равновесию, то есть покою и отсутствию перемен.

Суть гештальт-терапии и области ее применения

Гешатальт-терапия сочетает в себе несколько направлений – психоанализа, экзистенциального подхода в терапии, психодрамы и даже дзен-буддизма. Следуя воззрения гештальтистов мир – это совокупность образов, а образ в свою очередь целостная структура – гештальт. Построение и смена гештальт образов закономерный непрерывный цикл. Фигуры (гештальты) должны создаваться именно для того, чтобы сменять друга, разрушаться и возникать вновь.

Где и когда можно использовать гештальт-терапию:

  • Кризисные периоды (возрастные, кризисы роста), острые стрессовые ситуации (развод, смерть близкого человека, хроническое чувство одиночества).
  • Психосоматические нарушения.
  • Личностый кризис, неуверенность в себе, раскрытие личностного потенциала.
  • В образовательных организациях различного уровня.
  • В частных организациях и фирмах.
  • В области культуры и искусства.

В наши дни гештальт-терапия пользуется популярностью – растет количество специалистов, применяющих ее и количество пациентов, выбирающих ее как способ психотерапии. Построение и разрушение фигур, вхождение в контакт происходит в несколько этапов или фаз. Деление на фазы условное, дается только для лучшего понимания.

Фазы контакта:

  1. Предконтакт. Во время этой фазы происходит возникновение потребности. В теле человека возникает импульс, желание. Здесь фигура начинает обретать свои первоначальные очертания. Но от фона она еще не отделилась. В контакт с окружающей средой не вступила. Именно в это время люди могут ощущать смутно потребности, они точно еще не знают что конкретно им нужно.
  2. Контактирование. В этой фазе человек придет к осмыслению и определению, действительно ли ему это нужно. Фигура станет четче, фон также станет более энергично выраженным.
  3. Финальный контакт. На этой стадии происходит слияние человека и среды. Нет фигуры и фона, границ не ощутить в системе объект-субъект. Возникает конкретная ситуация контакта – любви, ужаса, восторга и т.д.
  4. Постконтакт. Граница опыта закрывается. Он начинает ассимилировать. Постепенно исчезает, чтобы уступить место новой фигуре и новому контакту.

Теория гештальт-терапии

Гештальт-терапия изначально не была направлена на выработку теоретических знаний. Однако с годами скопилось так много информации, что психологам пришлось сформировать теорию данного направления. Этим занялся П. Гудмен, который обозначил основные термины гештальт-терапии.

Основным положением данного направления является склонность индивида к саморегуляции на основе единства внешнего и внутреннего и творческого подхода к приспособлению к миру. Здесь важными становятся зрелость и ответственность человека, который ориентируется на свои поступки, ожидания и цели. Психотерапевт помогает клиенту сконцентрироваться на состоянии здесь и теперь, чтобы решить все насущные проблемы.

Гештальт-терапия направлена на осознание человеком своих истинных потребностей, а также на обращение к собственному опыту, который наиболее ценен и важен, нежели чужое мнение.

Человек не может жить отдельно от окружающего мира, поэтому гештальт-терапия учит сохранять свою обособленность от него, однако понимать, что он постоянно контактирует и влияет на то, что происходит вовне.

Человек не может быть понят, если не рассматривать его целиком в сочетании со своим прошлым, мыслями и действиями. То, что происходит сейчас и здесь, является показателем того, что было сделано в прошлом. Человек может прийти только к одному результату вследствие тех решений и действий, которые он совершил. А это значит, если человеку не нравится настоящая жизнь, это говорит о том, что в прошлом он чего-то не сделал или принял решение, которое повело его в другом направлении.

Гештальт-терапевты нацелены не на решение проблем, которые волнуют людей, а на обучение клиентов осознавать реальность, жить в ней и концентрироваться только на настоящем.

Техники гештальт терапии

Главные техники гештальт терапии, можно разделить на две основные части: принципы и игры. Принципы – это вспомогательные средства, опираясь на которые, пациент способен привести в порядок свои мысли и чувства и играть по правилам.

Принципы гештальт терапии:

Первый принцип – понимание настоящего

Важно, чтобы пациент осознал, что происходит в конкретный момент. Он должен уметь абстрагироваться от прошлого и будущего

Второй принцип – «я» и «ты». Пациент не просто кому-то говорит, а адресует свои слова конкретному человеку, сидящему напротив, которого должен называть по имени.

Третий принцип – пациент должен «перевоплощаться» и говорить не от своего имени, а от имени образа, в который он «перевоплотился». Пациент не говорит: «Моя рука дрожит», но говорит: «Я дрожу».

Четвертый принцип – использование потока сознания. Пациент должен рассказать о своих эмоциях и показать то, что он переживает, например, наглядно изобразить страх.

Пятый принцип – пациенту запрещается говорить о других рядом находящихся людях, но он должен обращаться непосредственно к ним.

Шестой принцип опирается на вопросы пациента. Терапевт пытается отделить важные вопросы от незначительных.

Игры

В гештальт терапии применяют много различных игр. Например, игра «Я буду за это ответственным» используется на занятиях групповой терапии для создания определенного настроения. При этом пациент к каждой высказанной им мысли должен добавлять: «…и я буду за это ответственным». Другие игры – «Монолог» (развернутое высказывание от первого лица), «Кружок» (пациент должен откровенно сказать каждому члену группы, какие чувства он к нему испытывает), «У меня есть тайна» (пациент рассказывает как реагировали бы другие, если бы они знали тайну, которую он желает сохранить), «Советы супругам» (во время игры супруги должны завязать откровенный диалог). Гештальт терапия использует и другие подобные игры. Кроме того, терапевт может придумывать новые игры, соответствующие проблемам пациентов и их жизненным ситуациям.

Представители гештальтпсихологии

Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.

Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.

Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.

Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».

Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.

Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.

Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона:

фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции:

психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности

: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности:

все стремится к постоянству.

Закон близости

тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания(заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х.

Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера:

воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы:

воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости:

яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру

, расположенный нафоне . Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Отличительные черты гештальт терапии

Несмотря на то, что сам Фриц Перлз считал, что теория построена на базе психоанализа, вполне очевидно, что на его детище оказало влияние множество различных подходов к психотерапии, а также, философия экзистенциализма и идеи течений — Дзэн Буддизм и Даосизм. Так автор делал очевидный акцент на потоке непосредственных переживаний индивида («здесь и сейчас») — мыслях и чувствах, а также декларировал личную ответственность человека за состояние его собственного сознания.

Отличительными чертами гештальт метода стало смещение акцента в отношении построения важнейших вопросов психотерапии с вопроса «почему, на вопросы «что» и «как».

Это, казалось бы незначительное изменение, оказало огромное влияние на ход самого процесса, потому, что в таком ракурсе личная история клиента отходила на второй план, а самым важным становилось его актуальное переживание в настоящем. Отсюда нетрудно понять, что это коренным образом меняло психоаналитический подход к работе психолога.

Несмотря на то, что Перлз оставил довольно много трудов посвященных методу, ни в одном из них не содержится сколь-нибудь систематического изложения материала — ни одну из его книг нельзя назвать учебником по гештальт терапии. Этот, казалось бы, странный факт, вполне вписывается в концепцию автора, который всегда считал, что единственный путь к пониманию метода, это практический опыт по его освоению. По этой причине многие из его трудов содержат большое количество описаний методик и работы с клиентами, но редко, их теоретические обоснования.

Однако, после смерти Перлза в 1970 году, его последователи сделали попытку заполнить этот пробел, выпустив книгу-руководство под названием «Интегрированная гештальт терапия» (Э. Полстер, М. Полстер, 1973).Именно на основе этих данных и излагается теоретическое обоснование метода, которое, вне всякого сомнения, необходимо.

Основы гештальт-терапии

В основе гештальт-терапии лежит утверждение, что человек должен быть счастлив «здесь и сейчас», то есть не откладывал свою жизнь «на потом» и не углублялся в переживания прошлого. Для того чтобы прийти к пониманию счастья, большинству людей нужна гештальт-терапия.

Суть гештальт-терапии заключается в том, чтобы избавлять людей от тех психоэмоциональных «якорей», которые удерживают их в подавленном состоянии. Такими часто становятся привычки, которые нужно обязательно искоренять. Речь идёт о привычке негативно мыслить, надевать старую и несовременную одежду, быстро есть, искать недостатки в окружающих людях и других «якорях». Всё перечисленное мешает человеку стать счастливым, а потому подлежит искоренению.

В задачи гештальт-терапии входит оценка психоэмоционального состояния пациента, подбор программы лечения, замещение травмирующих установок на объективные. Проще говоря, терапия поэтапно позволяет выявить причины проблем, избавиться от них и предотвратить их появление в дальнейшем.

Литература на русском языке[ | ]

  • Перлз Ф. Гештальт-семинары / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований, 1998.
  • Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Практикум по гештальт-терапии. — Петербург — XXI век, 1995.
  • Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований 2001.
  • Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз. — Смысл, 2000.
  • Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии / Фредерик Перлз, Пол Гудман, Ральф Хефферлин. — М.: 2005.
  • Наранхо К. Гештальт-терапия / Клаудио Нарахо. — Модек, 1995.
  • Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора / Михаил Папуш. — Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия / Келл Рудестам. — Универс, 1995.
  • Зингер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Джозеф Зингер. — Класс, 2000.
  • Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Лучи Софии, 1997.
  • Малкина-Пых И. Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. — М.: Экмо, 2004.
  • Полстер И., Полстер М. Интегрированная гештальт-терапия / Ирвен Полстер, Мириам Полстер. — Класс, 1997.
  • Полстер И. Обитаемый человек / Ирвен Полстер. — Класс, 1999.
  • Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии / Уолтер Кемплер. — Издательство Пиражкова, 2001.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии / Гертруда Шоттенлоєр. — Издательство Пиражкова, 2001.
  • Уиллер Г. Гештальт-терапия постмодерна. За пределами индивидуализма / Гордон Уиллер. — М.: Смысл, 2005.
  • Новодержкин Б. А., Романенко О. К. Гештальт-терапия. — М.: Фолиум, 1997.
  • Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. / Гонзаг Масколье. — М.: Боргес, 2010.
  • Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Наталья Лебедева, Елена Иванова. — СПб.: Речь, 2004.
  • Булюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2003.
  • Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.
  • Даунинг Дж., Марморштейн Р. Сны и кошмары. Истории из практики гештальт-терапии. — М.: Алтер пресс, 2003.
  • Бриджит М. Сексуальность, любовь и гештальт / Мартель Бриджит. — СПб.: Речь, 2005.
  • Сименс Х. Практическое руководство для гештальт-терапевтов / Харм Сименс. — Издательство Пиражкова, 2008.
  • Невис Э. Организационное консультирование / Эдвин Невис. — Издательство Пиражкова, 2002.
  • Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — СПб.: Специальная литература, 1999. — 287 с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector